Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПОНЕНТОВ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПОНЕНТОВ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
операционально-поведенческий и ценностно-смысловой компоненты / социально-коммуникативная компетентность / подростки / компенсированная затрудненность психического развития. / operational-behavioral and value-semantic components / socio-communicative competence / adolescents / compensated difficulties in mental development.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филипиди Татьяна Ивановна

в статье анализируется характер взаимосвязи и взаимодействия социально-коммуникативных умений и ценностных ориентаций старших подростков, в жизненном опыте которых имел место факт задержки психического развития с последующей ее компенсацией. Полученные результаты позволяют уточнить ориентировочную основу разработки и реализации программ психологической поддержки подростков с компенсированной затрудненностью психического развития в качестве субъектов компетентного социального поведения и межличностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филипиди Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF OPERATIONAL-BEHAVIORAL AND VALUE-SEMNICAL COMPONENTS IN THE STRUCTURE OF SOCIO-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF ADOLESCENTS WITH COMPENSATED DIFFICULTIES IN MENTAL DEVELOPMENT

the article analyzes the nature of the relationship and interaction of social-communicative skills and value orientations of older adolescents, in whose life experience there was a fact of delayed mental development with its subsequent compensation. The results obtained make it possible to clarify the indicative basis for the development and implementation of psychological support programs for adolescents with compensated difficulties in mental development as subjects of competent social behavior and interpersonal communication.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПОНЕНТОВ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПОНЕНТОВ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ Филипиди Т.И.

Филипиди Татьяна Ивановна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра дефектологии и специальной психологии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье анализируется характер взаимосвязи и взаимодействия социально-коммуникативных умений и ценностных ориентаций старших подростков, в жизненном опыте которых имел место факт задержки психического развития с последующей ее компенсацией. Полученные результаты позволяют уточнить ориентировочную основу разработки и реализации программ психологической поддержки подростков с компенсированной затрудненностью психического развития в качестве субъектов компетентного социального поведения и межличностного общения. Ключевые слова: операционально-поведенческий и ценностно-смысловой компоненты, социально-коммуникативная компетентность, подростки, компенсированная затрудненность психического развития.

INTERACTION OF OPERATIONAL-BEHAVIORAL AND VALUE-SEMNICAL

COMPONENTS IN THE STRUCTURE OF SOCIO-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF ADOLESCENTS WITH COMPENSATED DIFFICULTIES IN

MENTAL DEVELOPMENT Filipidi T.I.

Filipidi Tatyana Ivanovna - PhD in Psychology, Associate Professor, DEPARTMENT OFDEFECTOLOGY AND SPECIAL PSYCHOLOGY, KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR

Abstract: the article analyzes the nature of the relationship and interaction of social-communicative skills and value orientations of older adolescents, in whose life experience there was a fact of delayed mental development with its subsequent compensation. The results obtained make it possible to clarify the indicative basis for the development and implementation of psychological support programs for adolescents with compensated difficulties in mental development as subjects of competent social behavior and interpersonal communication. Keywords: operational-behavioral and value-semantic components, socio-communicative competence, adolescents, compensated difficulties in mental development.

УДК 159.9.07

В современной российской популяции выявляется от 20 до 40 процентов детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития [6]. Значительная часть после получения соответствующей помощи более или менее успешно интегрируется в учебную деятельность и общеобразовательное пространство. Однако факт пережитой затрудненности психического развития не может не оказывать влияния на качественный уровень и структурную организацию механизмов психологической регуляции межличностного общения и социального поведения на последующих этапах жизненного пути, - в частности, в подростковом возрасте, который является сензитивным для формирования компетентности личности в сфере субъект-субъектных отношений.

Подростки с компенсированной затрудненностью психического развития могут рассматриваться как действительно «особые» субъекты межличностного общения и социального поведения. Наличие такого сплава «опыта ущербности» и «опыта преодоления», выражающегося в возвращении на нормативную траекторию персоногенетического развития, отличает рассматриваемую нами категорию подростков от детей с ЗПР и от их возрастно-нормативных сверстников, в массе своей не сталкивавшихся с трудностями сопоставимого масштаба.

Предметом нашего исследования выступает характер взаимосвязи и взаимодействия социально-коммуникативных умений и ценностных ориентаций старших подростков с компенсированной

задержкой психического развития. Эти психологические образования рассматриваются нами в качестве операционально-поведенческого и ценностно-смыслового компонентов социально-коммуникативной компетентности (СКК) личности. В свою очередь, СКК понимается как интегральное психологическое образование, объединяющее и гармонизирующее внутренние средства регуляции социального поведения и межличностного общения человека [4, 9, 10].

Социально-коммуникативные умения подростков отражают степень освоенности ими определенных поведенческих модулей (установление контакта, выслушивание собеседника, выражение собственной точки зрения и т.п.), на основе которых оказывается возможным конструирование схем и сценариев собственного поведения в подобных ситуациях. Интернализованные ценности определяют характер личностных выборов человека в ситуациях взаимодействия с окружающими, придавая смысл проживаемым «коммуникативным событиям». Индивидуально-своеобразная иерархия ценностных ориентаций задает содержательную направленность действиям человека в пространстве интерперсонального взаимодействия, обеспечивая смысловую интеграцию локальных актов социально -коммуникативной активности субъекта.

Ранее проведенные нами исследования показывают, что операционально-поведенческие и ценностно-смысловые характеристики СКК «особых» и обычных подростков обнаруживают больше сходства, чем различия. В поведенческом профиле единственное отличие состоит в том, что «особые» подростки достоверно чаще «обычных» используют в ситуациях межличностного взаимодействия модели агрессивного типа. Степень сформированное™ зависимых и компетентных моделей построения поведения в типичных социально-коммуникативных ситуациях у «особых» и нормативных подростков одинакова [7]. Общая смысловая рамка характерна и для ценностного самосознания подростков с различными траекториями персоногенетического развития. Ведущими терминальными ценностями являются высокое материальное положение и личный престиж. Идентична и структура личностной значимости основных жизненных сфер. Самой значимой оказывается сфера обучения и образования, наименее значимой - сфера общественной жизни, промежуточное положение занимают сферы увлечений и семейной жизни [8].

В то же время, следование методологическим положениям системогенетического, субъектного и ресурсно-регуляторного подходов о нелинейном многозначном влиянии масштабных жизненных событий на сферу психологической регуляции социального поведения личности [1, 3, 10], позволяет выдвинуть предположение о том, что наличие опыта переживания и преодоления затрудненности психического развития оказывает влияние на характер взаимосвязи и взаимодействия компонентов СКК развивающейся личности, - в том числе, компонентов операционально-поведенческой и ценностно-смысловой природы.

Эмпирическую базу исследования составили девятиклассники общеобразовательных школ Анапы и Краснодара. Экспериментальная группа включала 99 школьников, у которых в детстве констатировалось наличие задержки психического развития: из них 54 мальчика и 45 девочек. Контрольную группу составили 118 школьников (62 мальчика и 56 девочек), психическое развитие которых протекало в соответствии с возрастно-нормативной траекторией. Далее сопоставляемые категории подростков будут обозначаться, соответственно, как «особые» и «обычные (нормативные)».

Коммуникативные умения оценивались посредством тест-опросника коммуникативных умений для подростков и старшеклассников, разработанного Л. Мишелсоном с соавторами, адаптированного для русскоязычной выборки Ю.З. Гильбухом и модифицированного С.В. Кривцовой и М.Н. Достановой [2]. Определялся профиль выраженности трех базисных вариантов социально-коммуникативного поведения:

1) компетентного, предполагающего построение общения с партнером на принципах равенства психологических позиций и паритетной координации усилий по разрешению проблемной ситуации;

2) агрессивного, предполагающего давление на партнера из психологической позиции «сверху»;

3) зависимого, связанного с психологической пристройкой к партнеру «снизу» и пассивным следованием за ним. Ценностные ориентации диагностировались при помощи подросткового варианта опросника терминальных ценностей (ОТеЦ), разработанного И.Г. Сениным [5]. Оценивалась степень личностной значимости для респондентов следующих восьми терминальных ценностей: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности. Также определялась и личностная значимость четырёх жизненных сфер: обучения и образования, семейной жизни, общественной жизни, увлечений. Взаимосвязи между рассматриваемыми переменными выявлялись посредством рангового корреляционного анализа по Спирмену. Использовался пакет прикладных статистических программ SPSS 13.0. Для уточнения тестовых результатов проводился выборочный опрос респондентов. Наличие или отсутствие связей между рассматриваемыми переменными интерпретировалось нами как индикатор осмысления подростками проблемы, связанной с ответом на вопрос: через какие варианты организации социально-коммуникативного поведения можно (или

наоборот, невозможно в принципе) реализовать те или иные личные терминальные ценности и ценностно-опосредованные жизненные проекты.

Эмпирические данные подтвердили выдвинутую гипотезу: характер «сцепления» ценностей со степенью выраженности в структуре повседневного поведения компетентных, зависимых и агрессивных тенденций значительно варьирует как в связи с характером психического развития, так и полом подростков (таблица).

Таблица 1. Взаимосвязь терминальных ценностей и способов поведения подростков в типичных коммуникативных

ситуациях.

Способы поведения «Особые» подростки «Обычные» подростки

мальчики девочки мальчики девочки

Компетентное поведение ВМП+(25) РС+(26) Д+(27) ССИ+(28) СОО+(27) СУ+(68) СОЖ+(28) СП+(58) ВМП+(32) АСК+(29) РС+(28) ССИ+(51) СОО+(48) СУ+(23) СОЖ+(32) ССЖ+(30) ВМП-(25) К-(24) АСК-(24) РС-(31) Д-(28) ДУ-(30) ССИ-(24) СОО-(24) СУ-(31) ССЖ-(32)

Зависимое поведение СП+(56) К+(24) ДУ+(23) ССИ+(28) СОО+(27) СУ+(23) СОЖ+ (30) СП-(29) ВМП-(32) К+(27) АСК+(34) РС+(28) ДУ+(27) ССИ-(26) СОО+(27) ССЖ+(31) СП-(24) ВМП-(32) РС-(23) ССИ-(24) СОО-(24) СОЖ-(23) ССЖ-(31) Д+(24) ДУ+(26) ССЖ+(25)

Агрессивное поведение ВМП-(27) К-(25) СОО-(25) СОЖ-(29) РС-(59) Д-(27) ДУ-(30) СОО-(34) СУ-(72) СОЖ-(26) СП-(69) ВМП-(28) К-(22) АСК-(32) РС-(27) Д-(23) ДУ-(22) ССИ-(62) СОО-(54) СУ-(25) СОЖ-(52) ССЖ-(23) СП+(28) ВМП+(26) К+(25) АСК+(25) РС+(24) СУ+(27) СОЖ+(25)

Примечание: СП - собственный престиж, ВМП - высокое материальное положение, К - креативность, АСК -активные социальные контакты, РС - развитие себя, Д - достижения, ДУ - духовное удовлетворение, ССИ -сохранение собственной индивидуальности; СОО - сфера обучения и образования, ССЖ - сфера семейной жизни, СОЖ - сфера общественной жизни, СУ - сфера увлечений. Знаки «плюс» и «минус» обозначают характер взаимосвязи - положительный и отрицательный, соответственно. Полужирным шрифтом выделены корреляционные связи значимые на уровне p<0,01, обычным - на уровне p<0,05, курсивом - на уровне p<0,10 (тенденциальные). В скобках представлены модульные значения корреляционных коэффициентов (нули и запятые опущены).

Повышение личностной значимости просоциальных терминальных ценностей значимо связано с усилением в повседневном поведении нормативных мальчиков компетентных тенденций и ослаблением тенденций агрессивной и зависимой направленности. Аналогичные динамические процессы в ценностной сфере мальчиков с компенсированной затрудненностью психического развития также корреспондируются с ослаблением агрессивности и ростом компетентности в межличностном взаимодействии. Однако эти тенденции у «особых» подростков отличаются существенно меньшей «проявленностью» вследствие вовлечения в регуляцию названных модусов поведения гораздо меньшего числа терминальных ценностей по сравнению с «обычными» сверстниками. Принципиальным отличием системы ценностного опосредования социально-коммуникативного поведения у «особых» мальчиков-подростков выступает фасилитирующее влияние просоциальных терминальных ценностей в отношении зависимого модуса взаимодействия этих подростков с окружающими.

Иначе говоря, «обычные» и «особые» мальчики-подростки склонны связывать реализацию ценностных идеалов с различными способами выстраивания повседневных межличностных контактов. По мнению нормативных подростков кратчайшим путем к реализации личностно значимых ценностей является компетентное социальное поведение; при этом агрессивные и зависимые поведенческие стратегии воспринимаются как затрудняющие реализацию имеющихся «ценностных проектов». Подростки с компенсированной затрудненностью психического развития, разделяя мнение «обычных» сверстников относительно функциональности/нефункциональности компетентного и агрессивного поведения, склонны связывать достижение своих личных ценностей преимущественно с поведением зависимого типа.

По мнению нормативно развивавшихся девочек наиболее действенным способом воплощения в жизнь большинства «ценностных проектов» является агрессивное поведение. Приемлемыми представляются и зависимые поведенческие модели, но для выборочной реализации лишь некоторых терминальных ценностей. Поведение, выстраиваемое в логике паритета и координации, напротив, кажется максимально нефункциональным. «Особые» девочки радикально расходятся с «обычными»

сверстницами во взглядах на агрессивный и компетентный варианты интерперсонального поведения как способы реализации ценностных планов и программ. Агрессивная модель взаимодействия с окружающими видится однозначно непродуктивной, компетентная - столь же однозначно рассматривается как функциональная и продуктивная. Зависимая модель поведения вызывает дифференцированное отношение: «присоединение» и «следование» за партнерами по общению воспринимается как вполне надежное средство достижения одних ценностных стремлений и столь же серьезное препятствие для достижения других.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что влияние опыта переживания и преодоления затрудненности психического развития на операционально-поведенческие и ценностно-смысловые составляющие социально-коммуникативной компетентности личности в подростковом возрасте локализуется не в области профильных характеристик вышеназванных компонентов (по большей части они идентичны у «особых» и «обычных» подростков), а в сфере межкомпонентного взаимодействия.

Для «особых» подростков (независимо от пола) характерен следующий способ включения терминальных ценностей в регуляцию повседневного общения и социального взаимодействия. Чем большую личностную значимость имеют для них просоциальные терминальные ценности (что обычно рассматривается как интраперсональный коррелят успешного воспитания и социализации в целом), тем в большей мере в повседневном взаимодействии с окружающими выражены компетентные и зависимые тенденции. Субъективная же девальвация этих ценностей обусловливает увеличение в структуре интерперсонального поведения доли агрессивных паттернов. Это существенно отличает их от нормативных сверстников, склонных полностью игнорировать в качестве релевантных способов реализации личностных ценностей зависимые модели поведения (мальчики), либо переоценивать действенность моделей агрессивной направленности (девочки).

Полученные данные позволяют уточнить ориентировочную основу разработки и реализации программ психологической поддержки и развития подростков с компенсированной затрудненностью психического развития в качестве субъектов компетентного социального поведения и межличностного общения.

Список литературы /References

1. Забродин Ю.М. Очерки теории психической регуляции поведения: Основы субъектного анализа. М.: ИЧП «Магистр», 1997. 208 с.

2. Кривцова С.В., Достанова М.Н. Исследование коммуникативных умений подростков // Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М.: Генезис, 1997. С.87-105.

3. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. 213 с.

4. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг: Избр. психол. тр. М.: Смысл, 2007. 686 с.

5. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) (подростковый вариант): Руководство. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2001. 14 с.

6. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008. 192 с.

7. Филипиди Т.И. Социально-коммуникативная компетентность подростков с компенсированной затрудненностью психического развития: анализ поведенческих компонентов // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: межд. конф. (Санкт-Петербург, 19-21 апреля 2012 г.). СПб.: Санкт-Петербургский гос. ин-т психологии и социальной работы (СПбГИПСР), 2012. С.409-412.

8. Филипиди Т.И., Флоровский С.Ю. Ценностные ориентации подростков с компенсированной затрудненностью психического развития // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России: межд. науч.-практ. конф. (Самара, 26-27 сентября 2013 г.). Самара: СамЛюксПринт, 2013. С.217-223.

9. Rubin K.H., Rose-Krasnor L. Interpersonal Problem Solving and Social Competence in Children // Handbook of Social Development: A Lifespan Perspective (Eds. V.B. Van Hasselt and M. Hersen). N.Y.: Plenum Press, 1992. P.283-317.

10. Semrud-Clikeman M. Social Competence in Children. N.Y.: Springer Science Business Media, 2007. 312 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.