Научная статья на тему 'К вопросу о специфике образовательных услуг в сфере профессионального образования'

К вопросу о специфике образовательных услуг в сфере профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астратова Галина Владимировна, Гермаидзе Георгий Ефимович, Вертиль Владимир Васильевич

Статья посвящена теоретическим аспектам определения категории «образовательная услуга» и выражения ее специфических свойств в условиях профессионального образования. Авторами представлено обоснование дефиниции «образовательная услуга» как особой деятельности в сфере образования, заключающейся в процессе передачи потребителю определенной информации, умений и навыков в целях удовлетворения совокупности образовательных потребностей индивида и общества. Выделены девять основных специфи-ческих свойств образовательных услуг: 1) деятельность в сфере образования; 2) относительно высокая стоимость образовательных услуг; 3) сложность потребительского выбора; 4) возможность творческого содержания процесса потребления образовательных услуг; 5) соответствие уровня потребления образовательных услуг их количественно-качественному уровню; 6) длительность потребления образовательных услуг; 7) характер и механизм воздействия на потребителя; 8) более сильная мотивация приобретения образовательных услуг в сравнении с другими их видами; 9) характер содержания образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о специфике образовательных услуг в сфере профессионального образования»

Г алина Владимировна Астратова

Доктор экономических наук, профессор, заведующая

Георгий Ефимович Гермаидзе

Кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана факультета сокращенной подготовки Уральского государственного экономического университета

Владимир Васильевич Вертиль

Директор Екатеринбургского

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В процессе приспособления традиционной системы профессионального образования к политическим и социально-экономическим реалиям, особенно в связи с переходом экономики на рыночные отношения, возникла

необходимость в переосмыслении некоторых теоретико-методологических аспектов содержания и специфики услуг в сфере профессионального образования. Предлагаемое вниманию читателя исследование является попыткой представить авторское видение проблемы.

Одним из основополагающих вопросов при изучении сферы образовательных услуг (ОУ) является определение базовых понятий: что понимается под образовательными услугами; в чем состоит их отличие от товаров и услуг в материальном производстве; чьи потребности они удовлетворяют; что выступает в качестве продукта и товара на рассматриваемом рынке.

Вначале определимся с, казалось бы, ясным вопросом: является ли образование услугой, так как бытуют мнения, что подготовка в учебных заведениях не услуга, а образовательная деятельность, наподобие производственной деятельности.

В экономике услуга представляет собой действие, осуществляемое неким физическим или юридическим субъектом в отношении другого субъекта с целью удовлетворения потребности последнего. Действие может быть любого объема: от одномоментного акта до постоянно функционирующего производства. Следовательно, противоречий здесь нет. Однако профессор А. Запесоцкий, ссылаясь на правовые документы, считает, что «.. .применительно к образованию услуга - это не любое действие, осуществляемое образовательным учреждением в отношении обучаемого» [1. С. 48-49]. По его мнению, отождествлять образовательную деятельность и образовательные услуги некорректно. Приведем логику доказательства автора. «Юридически,

согласно ст. 12 Закона РФ “Об образовании”, основной вид деятельности образовательных учреждений заключается в реализации государственных образовательных стандартов и образовательных программ. Согласно ч. 1 ст.

45 Закона РФ “Об образовании” к платным дополнительным образовательным услугам относятся услуги образовательных учреждений, которые не предусмотрены соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Подобные услуги могут оказывать любые, в том числе и не образовательные, учреждения, и отношения по их оказанию регулируются Гражданским кодексом РФ и Законом “О защите прав потребителей”».

Ни один из установленных законом квалифицирующих признаков потребителя, по мнению А. Запесоцкого, не присущ студенту. Поэтому вуз, работающий со студентом по государственной программе высшего образования, не оказывает студенту услугу, а ведет образовательную деятельность, вступая со студентом в образовательные отношения. При этом «статус студента как потребителя ОУ имеет место только в случаях получения платного образования. В правовых же отношениях, связанных с получением профессиональных знаний в пределах государственного образовательного стандарта, студент не обладает статусом потребителя образовательных услуг, а выступает в качестве субъекта образовательных отношений, то есть образовательного производства».

Позволим себе не согласиться с уважаемым автором. Нельзя противопоставлять понятия «образовательная деятельность» и «образовательная услуга». Последняя, по всем правовым документам, представляет собой основной вид образовательной деятельности вуза (ССУЗа). Следовательно, вводя юридические разграничения, автор пытается сопоставлять экономическую сущность процесса услуги и ее правовую форму. Кроме того, форм предоставления образовательных услуг, оказываемых посредством образовательной деятельности, много. Поэтому использование термина «образовательная услуга» применительно к получению студентом образования по государственным образовательным программам и стандартам правомерно.

Тем не менее, учитывая неоднозначность мнений, еще раз вернемся к рассмотрению сущности ОУ.

Прежде всего, с позиций конкурентоспособности применительно к образованию следует уточнить, что такое ОУ и является ли ОУ товаром.

Дефиниций образовательных услуг много, что объясняется в первую очередь различиями подходов авторов к проблеме. Система образования (учебные учреждения, органы отраслевого управления) находится в организационных, информационных, экономических и иных отношениях со студентами и молодыми специалистами, потребителями труда специалистов и государством. Поэтому в одних случаях ОУ рассматривается с позиций взаимоотношений «учебное заведение (УЗ) - студент», в других - «УЗ -государство» или «УЗ - рынок труда» и т.д. Естественно, что и понятие ОУ может отражать (и отражает) сущность этих отношений.

Наиболее распространенным является мнение, что ОУ представляют собой систему знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства [2. С. 12-13], и, следовательно, ОУ - это результат образовательного процесса.

А. Ченцов рассматривает ОУ как результат процесса формирования знаний: «Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результатом научного труда является научный продукт. Результат научнопедагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт - это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг» [3]. В принципе эта формулировка не противоречит вышеприведенной.

В ряде работ сущность образовательных услуг раскрывается через их двоякий характер возмездности потребления: «Образование как товар носит двойственный характер: до определенного уровня это государственный товар -бесплатная услуга, на другом уровне - государственно-частный товар и платная услуга» [4]. У. Зиннуров пишет: «Под образовательными услугами понимается объем учебной и научной информации как сумма знаний общеобразовательного и специального характера и практические навыки, передаваемые личности по определенной программе» [5. С. 55]. Наконец, можно привести такое определение: образовательная услуга - это

«...комплекс учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения» [6]. Отсюда следует, что ОУ - это прежде всего информация, потребителем которой подразумевается индивид (гражданин).

Подытожив эти, а также многие другие высказывания, можно сформулировать экономическую сущность образовательной услуги, которая в условиях реального рынка продается или предоставляется пользователю и поэтому имеет двоякую природу - товара и услуги. Если ОУ выступает как товар, то применительно к рыночной экономике правомерно говорить о рынке образовательных услуг, на котором ОУ играет роль преимущественно личного (частного) блага. Если ОУ предоставляется государством (вне рынка), то она является преимущественно общественным благом.

Мы придерживаемся той точки зрения, что образовательную услугу следует рассматривать и как продукт образовательной деятельности, и как процесс получения этого продукта, т.е. с позиций ее производителя и потребителя. Но в любом случае ОУ выступает как специфическая форма информационного обмена, имеющая конечной целью создание определенного, признаваемого обществом или отдельным лицом полезного эффекта, направленного непосредственно на человека, получающего эту услугу. При этом ОУ материальна, а в ряде случаев и вещественна [7]. Следовательно, ОУ правомерно рассматривать как товар. Она может продаваться, может предоставляться пользователю бесплатно, но в любом случае отношения между производителем и потребителем ОУ следует рассматривать через призму товарно-денежных отношений.

Товаром считается все, что может удовлетворить чью-либо потребность и предлагается рынку с целью приобретения, потребления, использования или привлечения внимания. С точки зрения индивидуального потребителя ОУ продуктом основной деятельности учебного учреждения является образовательная программа (ОП). «Образовательная программа -это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации» [8]. Большое разнообразие учебных программ является ответом на спрос рынка или изменяющиеся технические возможности (ресурсы) учебного учреждения. В частности, учебный план - это своего рода прейскурант товаров, которые могут быть приобретены конкретными пользователями для личных или общественных нужд. С другой стороны, образовательная программа - это информация, которая «не работает», пока носитель этой информации - выпускник - не находит ей применения. С этих позиций можно считать, что продуктом системы образования является носитель учебной информации, приобретенной в процессе обучения, - выпускник.

Некоторые авторы полагают, что выпускники являются товаром образовательного учреждения.

Однако это суждение по меньшей мере спорно. Как справедливо замечает О. Сагинова, «.с тем же основанием производителем этого специфического товара можно назвать родителей, школу, среду и окружение и самого выпускника. Ведь даже в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков, которые используются работодателями на рынке труда, участвует не только вуз. Поэтому на рынке труда вуз является производителем не выпускников, а образовательных программ, в том виде, в котором они освоены его выпускниками» [8].

Далее. Если считать выпускников товаром, то этот товар можно продавать, заключая сделки (по аналогии с системой «купли-продажи» профессиональных спортсменов). Сделкой принято называть обмен ценностями между двумя и более сторонами. Однако сделок по поводу «продажи» выпускников, получающих образование за счет федерального бюджета, т.е. бесплатно для выпускника, быть не может, так как ценностью считается не выпускник, а его информационный (квалификационный) потенциал, сформированный за счет освоения программы. К тому же образовательное учреждение не занимается продажей своих выпускников, они сами продают свою рабочую силу. Другое дело, рыночные условия, когда сделки между производителями и потребителями образовательных программ не только возможны, но и нередки (платное образование). В результате сделок стороны должны получать (при нормальных условиях) прямые материальные выгоды. Поэтому сегодня нарастает конкуренция между платным и бесплатным образованием, т.е. борьба разных систем экономических отношений по поводу ОУ. Борьба, в которой для системы профессионального образования с экономических позиций выгоднее продавать ОУ, а с социальных позиций - не допускать развития рыночных отношений в системе. Этот вывод исключительно важен для наших дальнейших рассуждений, поскольку выдвигает на первый план проблему соотношения «рыночная экономика - государственное управление» в профессиональном образовании.

Можно ли считать свойства ОУ тождественными свойствам товаров и материальных услуг? Такой вопрос неизбежно возникает в связи с рассмотренным выше тезисом об их рыночном характере.

Обычно для обоснования рыночного характера образовательных услуг авторы пытаются сопоставлять их свойства с характеристиками товаров и других видов услуг. Многие авторы считают, что экономическая природа ОУ мало чем отличается от свойств других видов услуг, сформулированных в работах Ф. Котлера, Е. Жильцова, Е. Песоцкой [9; 10; 11]. Они обладают неосязаемостью, неотделимостью от производителя, непостоянством качества, несохраняемостью (недолговечностью), отсроченностью действия (эридитар-ностью).

Нам представляется, что перечисленные свойства безусловно присущи ОУ, но тем не менее не могут претендовать на исключительность, всеобщность. Прав В. Чекмарев, замечая, что «ОУ удовлетворяют не только потребности людей, но и государства, фирмы, страны и т.п., и, следовательно, обладают двойственностью, так как не могут быть полностью отнесены к потребительским услугам. Поэтому вряд ли можно согласиться с точкой зрения, что ОУ не отличаются от товаров в том смысле, что те и те служат удовлетворению потребностей населения» [7. Ч. 1. С. 56]. Например, считать образовательные услуги неосязаемыми можно только как процесс их оказания. Но даже и как процесс в ряде случаев ОУ может быть вполне осязаема.

В чем же состоят принципиальные отличия?

По утверждению В. Чекмарева, «первое отличие заключается в раздвоении полезности. С одной стороны, образовательная услуга удовлетворяет личные потребности людей в получении образования. Эта потребность в свою очередь определяется свойствами образования как духовного блага, обогащающего жизнь человека, расширяющего сферу его интересов, жизнедеятельности,

самореализации личности. И в то же время уровнем образовательной подготовки определяется трудовой потенциал человека и связанный с этим личный доход от трудовой деятельности. С другой стороны, образовательные услуги обладают характерными качествами общественного товара. Человек повышает уровень своего образования, а выигрывает от этого не только он сам, но и окружающие его люди, соседи по месту жительства, коллеги по работе, население города, региона, всей страны.

Второе важное отличие образовательных услуг - две фазы в их реализации. Первая фаза: образовательное учреждение предоставляет свои услуги обучающимся людям. Вторая фаза: человек, получивший ту или иную образовательную подготовку, реализует ее на рынке труда, в личных доходах, которые в принципе должны быть пропорциональны времени, затраченному данным человеком на формирование своего образовательного уровня»

[7. Ч. 2. С. 3]. Таким образом, чтобы определить специфику ОУ с учетом их конкурентоспособности, необходимо рассматривать проблему в двух аспектах: а) с позиций производителя и б) с позиций потребителя.

С позиций производителя неосязаемость вряд ли можно считать специ-фикой именно ОУ. Учебное заведение (или другой производитель ОУ) стре-мится как раз к тому, чтобы ОУ были осязаемы для потребителя. Для этого используются различные методы, в том числе лабораторные и практические занятия, применение оргтехники, аудиовизуальных технических средств, расчеты.

Неотделимость от производителя также не характерна для ОУ. Если товар в материальном виде существует независимо от присутствия или отсутствия его источника, то и ОУ, если она приняла материальную форму, может существовать отдельно от ее авторов. Например, различного рода учебники, учебные пособия, инструктивные, справочные и нормативные материалы, хранящиеся в библиотеках, фильмотеках и другие хранилищах информации, становятся услугами по мере возникновения необходимости их использования. Все это с позиций производителя, так сказать, законсервированная услуга, выступающая в материальной форме. Ею может пользоваться любой желающий независимо от присутствия продуцента. И хотя выдача этой информации в пользование расценивается как одна из форм образовательных услуг, полезное действие проявляется только после изучения информации. Или не проявляется! Следовательно, здесь ОУ существует в форме информации, отделенной от источника - автора, т.е. в форме квазиуслуги.

То же относится к несохраняемости. Прежде всего, под несохраняемостью услуги обычно понимают ее нехранимость, одноразовость. Но с точки зрения производителя полезность ОУ как раз сохраняема, иначе нет смысла ее производить (и покупать!). Тем более что она предназначена для многих пользователей. Хотя, конечно, с течением времени или в силу иных обстоятельств полезность может быть ослаблена или даже утрачена. Многими исследователями доказано, что знания, если их не использовать или не возобновлять в ходе практической деятельности, устаревают через 3-5 лет. Некоторые знания и навыки должны возобновляться практически ежедневно (особенно в профессиях летчиков, медиков). Поэтому считать, что научные, технические, производственные, организационные, общественные, политические и иные заслуги тех или иных личностей, если они получены через 5 и более лет после завершения обучения, связаны с эридитарными свойствами ОУ, неправомерно, так же как неправомерно полностью отождествлять результаты работы учебного заведения с качеством труда специалиста. Хотя квалификационный рост без образовательных услуг, прежде всего в процессе и в форме дополнительного

образования, самообразования, приобретения практического опыта, навыков и умений, невозможен.

К специфическим свойствам ОУ с точки зрения их потребления можно было бы отнести всеобщность данной формы продукции: каждый человек

(в большей или меньшей мере) нуждается в получении ОУ. И неважно, в каком объеме, какого качества. Поэтому «рынок ОУ с точки зрения спроса не имеет границ и сегментируется лишь по видам ОУ, а с точки зрения предложения в высокой степени монополен в силу высокой стоимости организации производства ОУ» [7. Ч. 1. С. 54]. Однако рынки продукции и услуг для удовлетворения жизненно необходимых благ также могут быть монопольными. Например, рынок информации (масс-медиа) обладает значительной степенью монопольности, что мы и наблюдаем сегодня. В то же время во всем мире наблюдается процесс демонополизации профессионального образования.

Так в чем же все-таки проявляется всеобщность специфики ОУ с позиций потребителя?

Во-первых, это возможность творческого процесса ее потребления. Если для товара или услуги важнейшим условием гарантии их качества является максимально возможная стандартизация условий производства, то потребление ОУ зависит от многих факторов, в том числе от внешних обстоятельств, личностных качеств потребителя услуг, что и предопределяет необходимость творческого подхода продуцента. Более того, новые концепции и технологии образования ориентированы на усиление творческого подхода к потреблению.

Во-вторых, важной особенностью потребления ОУ является необходимость их соответствия уровню интеллектуального развития и биолого-психологическим особенностям организма человека -потребителя (возрасту, состоянию памяти, психологическим установкам, способностям к обучению, потребностям и т.д.).

В-третьих, важной особенностью ОУ в отличие от материальных услуг, приобретаемых в личное пользование, является социальная мотивация поведения потребителя. В большинстве случаев она связана с утверждением социальной престижности экономического субъекта, а также с возможностью приобщения к образу жизни определенного слоя общества. Именно это качество, по нашим наблюдениям, объясняет феномен повышения тяги населения к приобретению высшего образования на платной основе, несмотря на низкий платежеспособный спрос большей части населения России. Пример - массовый приток в вузы выпускников ССУЗов. Вместе с тем потребность в ОУ может быть связана с интересом и жаждой познания нового, желанием получить отсрочку от армии, просто с влиянием обстоятельств и т.д.1.

В-четвертых, после потребления ОУ приобретает не вещественную форму, а своего материального носителя. Но само потребление происходит в форме решений и действий, результативность которых определяется усвоенностью ОУ и накопленным опытом, навыками, которые также можно характеризовать как образовательный процесс. В свою очередь, усвоенность услуги, как уже отмечалось, определяется усвоенностью учебной информации, т.е. функциональной квалификацией2. Вот здесь, по нашему мнению, и заключается основная всеобщая специфика ОУ - ее

1 Тем не менее свойство ОУ побуждать социальную мотивацию нельзя считать исключительным. В не меньшей степени такую мотивацию могут давать модные товары, услуги влиятельным лицам и т.п.

2 В. Чекмарев называет освоенность учебной информации функциональной подготовленностью, что более точно по отношению к конкретной ОУ. Однако в учебных заведениях суммарный результат обучения выражается в присвоении квалификации. Поэтому мы будем использовать данный термин.

информационная сущность.

Функциональная квалификация потребляется различными способами. Индивид потребляет ее через возможность общаться с миром вещей. Общество потребляет функциональную квалификацию индивида посредством включения его в социальную жизнь. Производство потребляет функциональную квалификацию в форме профессиональной подготовки через использование рабочей силы индивида и т.д. И в каждом случае общим является потребление информации. Следовательно, всеобщим свойством ОУ с позиций потребителя, так же как и с позиций производителя, является ее информационная сущность. Исходя из определения образования как информационного процесса передачи накопленного опыта можно достаточно уверенно утверждать, что:

1) ОУ отличается от обычных товаров и услуг прежде всего своей

информационной природой;

2) ОУ - это всегда информация, но не каждая информация является образовательной услугой;

3) основное отличие образовательной услуги от других услуг, в том числе и традиционных информационных, заключается в том, что пользование (восприятие) образовательной услугой - это всегда активный информационный процесс, при котором целевая установка (мотивация) источника (продуцента) информации направлена на обязательное и осознанное повышение ее приемником (приемниками) уровня знаний, умений, навыков и применение этих знаний и умений для собственных нужд;

4) информационная природа ОУ в наибольшей степени должна проявляться в условиях так называемого информационного общества.

Свойства образовательных услуг в авторской трактовке приведены в таблице.

Свойства образовательных услуг

Свойства Характеристика свойств

1. Деятельность в сфере образования Конечная цель деятельности - передача потребителю определенной информации, умений и навыков

2. Относительно высокая стоимость Обусловлена большим удельным весом интеллектуальных затрат в себестоимости данных услуг

3. Сложность потребительского выбора Вызвана сложностью косвенной оценки потребителем полезности ОУ и асимметричностью информации о рынке данных услуг

Окончание таблицы

4. Возможность творческого содержания процесса потребления ОУ Обусловлена возможностью проведения самостоятельных научных исследований в процессе образования личности

5. Соответствие уровня потребления ОУ их количественно-качественному уровню Вызвано психологическими и другими особенностями личности, как обучающего, так и обучаемого

6. Длительность потребления Оказание данных услуг представляет собой не одномоментный акт, а пролонгированный во времени процесс

7. Характер и механизм воздействия на потребителя ОУ преобразует самого потребителя, а через него и все общество

8. Более сильная мотивация приобретения ОУ в сравнении с другими видами услуг Связана с утверждением социального престижа потребителя, а также с возможностью приобщения к образу жизни определенного сегмента (слоя) общества

9. Характер содержания ОУ - это всегда информация, пользование которой представляет собой активный информационный процесс

Литература

1. Запесоцкий А. Платное образование - не услуга, студент - не клиент // Высшее образование в России. 2002. № 2.

2. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. М.: МПУ; РЦЭО МПУ, 1995.

3. Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. № 2.

4. Сон Т.А. Формирование рынка образовательных услуг // www.marketing.spb.ru

5. Зиннуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы, решения / Гос. ком. РФ по высш. образованию; Исслед. центр пробл. качества подготовки специалистов; Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа.: УГАТУ, 1993.

6. Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997.

7. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования / Под ред. М.И. Скаржинского: В 2 ч. Кострома: ККПУ, 1996.

8. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 3.

9. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование,

внедрение, контроль: Пер. с англ. СПб.: Изд-во «ПитерКом», 1999.

10. Жильцов Е.Н., Восколович Н.А., Казаков В.Н. Экономика сферы платных услуг / Под ред. Е.Н. Жильцова. Казань, 1996.

11. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

12. Мамонтов С.А. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.