ние осмолярности плазмы, но мало влияет на се тонич-ность. Этот продует обмена считается осмотически неэффективным веществом [2]. Это позволяет рекомендовать более активную тактику введения солевых растворов при повышении гликемии. Применение веществ, повышающих осмолярность и тоничность крови, в качестве средств неотложной помощи, представляется опасным.
Выводы: 1. Аллоксановая модель диабета у крыс характеризуется гипергликемией, глюкозурией и кетону-рией в ранние сроки от начала индуцирования.
2. Аллоксановая модель диабета проявляется также накоплением продуктов обмена веществ в крови - креа-тинина, мочевины.
3. Тяжелая форма течения аллоксановой модели диабета сопровождалась деструктивными изменениями в поджелудочной железе и печени.
4. Нарушение функции почек у животных проявлялось в снижении концентрационных индексов креатини-
на, мочевины, снижении декретируемой фракции мочевины при увеличении экскретируемой фракции воды.
5. Представляется клинически необходимым введение солевых растворов при гипергликемии, а средств, активно влияющих на осмолярность и тоничность крови, - может оказаться опасным.
Литература
1. Рябов С. И., Наточин Ю. В. Функциональная нефрология. - С-Пб: Лань, 1997. - 304 с.
2. Шейман Д. А. Патофизиология почки. Пер. с англ. -М.: Восточная книжная компания, 1997.- 224 с.
3. Экспериментальный сахарный диабет: роль в клинической диабетологии / Под ред. В. Г. Баранова. - Л.: Наука, 1983.-204 с.
28.03.99 г.
КАЗАКОВ Сергей Алексеевич - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры внутренних болезней N9 1 Омской государственной медицинской академии.
УДК 378
ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Я. Гарафутдинова, А.А. Телевной
На основе анализа взаимоотношений между участниками рынка образовательных услуг показывается, что в сфере отечественного высшего образования происходят сложные процессы адаптации к рынку, делается вывод о необходимости использования в системе профессионального образования принципов маркетинга.
1. Образовательные услуги нематериальны. Они не могут быть восприняты потребителем до момента их приобретения, поэтому их приходится приобретать, основываясь на опосредованных оценках (мнении других потребителей, знакомстве с лицензиями, сертификатами, учебно-методическими и др. материалами).
2. Услуги непостоянны по качеству, т.к. неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих и получающих их. Замена преподавателей может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги. Кроме того, технология оказания образовательных услуг предполагает активное участие в этом процессе самих обучающихся, личные качества которых могут существенно отличаться.
3. Услуги несохраняемы. Научно-технический прогресс, социальные изменения в обществе приводят к устареванию знаний, требуют систематического обновления учебно-методического материала. Несохраняемость образовательных услуг усугубляется естественным для человека процессом забывания полученной информации.
4. Имеют высокую стоимость, как и любые научные и интеллектуальные услуги. Собственно образовательные услуги обычно дополняются сопутствующими услугами, передачей материализованных продуктов, интеллектуальной собственности работников и коллективов образовательных учреждений. Если бы цены на образовательные услуги устанавливались в соответствии с законом стоимости, т.е. на уровне общественно необходимых затрат, они оказались бы весьма высокими.
5. Образовательные услуги продолжительны во времени; обладают свойством сезонности, их результативность проявляется не сразу и зависит от внешних факторов (например, условий будущей работы и жизни выпускника).
Рыночное понятие «образовательная услуга» пришло в отечественную систему образования исключительно как «платная образовательная услуга». Этим отделялось обучение за плату, взимаемую с граждан, от так называемого бесплатного образования, т.е. обучения за счет бюджетных средств.
Следует отметить, что платные образовательные услуги всегда существовали параллельно государственной системе образования в форме частного репетиторства. С середины 80-х годов в высших учебных заведениях стала широко практиковаться организация платных подготовительных курсов для абитуриентов. Примерно в это же время Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР ввело контрактную подготовку специалистов по заказам предприятий и организаций. Вузам рекомендовалось по договорам с предприятиями осуществлять подготовку под рабочее место, сокращая период адаптации специалиста на производстве. А принимая во внимание, что целевая подготовка требует от вуза дополнительных затрат, нормативными документами определялся и размер оплаты предприятиями целевой подготовки в сумме 3 тысяч рублей на одного специалиста.
В принятом в 1992 году Законе Российской Федерации «Об образовании» понятие «образовательная услуга» присутствует в статьях 13, 14, 18, 19 и 26. С принятием этого закона в стране и началось становление полноценного и полноправного, но весьма специфического рынка образовательных услуг.
Образовательные услуги были признаны товаром, который предлагается на рынке для обмена на определенное количество каких-либо благ, и на этих условиях пользуется спросом. Но именно как товар образовательные услуги обладают рядом существенных особенностей [1].
Более того, образовательные услуги как товар обладают двоякой сущностью [ 2,3 ]. С одной стороны, этот вид товара близок к общественному товару' (студенты потребляют их коллективно и поровну). С точки зрения потребителя вуз оказывает комплексную услугу в эффективном формировании комплекса личностных и профессиональных качеств, необходимых специалисту и обществу. Потребность в этом виде товара денежному измерению не поддается, следовательно, рынок на них реагировать не будет. С другой стороны, образовательные услуги близки к частному товару**, ибо не отвечают принципу неисключаемости из потребления.
Таким образом, образовательные услуги, обладая смешанными признаками общественного и частного товара, определяют специфику рынка образовательных услуг. Здесь в подавляющем большинстве случаев потребитель образовательной услуги и ее покупатель -разные лица; да и обмен предоставляемых знаний, умений и навыков на материальные или иные ценности весьма далек от обычного акта купли-продажи.
Основные участники (субъекты) рынка образовательных услуг и их взаимосвязи схематично показаны на рис. 1.
Основные участники (субкгги) ршш образомпяышх услуг
- передача образомтельных услуг, ^ - передача финансовых и иных ресурсе»; ♦ - ■нфорыацнояш-упрашквчесхое воздействие
Рис. 1
* Как известно, в мировой экономике товары коллективного пользования, отвечающие принципу неисключаемости из потребления, именуются общественными товарами. Общественный товар предоставляется государством населению в том случае, если рынок не может и не должен давгть результат, если результат не скоро наступает или может быть неожиданным, отрицательным.
" Для частных благ характерно индивидуальное потребление в течение определенного времени. Эти услуги могут быть оказаны только определенным лицам - тем, кто оплатил их потребление. Выгоды от потребления частного товара присваиваются конкретным потребителем, исключая потребление данного товара другими.
Центральной фигурой этого рынка является обучающийся (учащийся, студент, слушатель) как единственный непосредственный потребитель образовательных услуг. Обучающийся отличается от остальных потребителей тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других ценностей, не только для зарабатывания средств к существованию, но еще и для удовлетворения собственных потребностей напрямую, прежде всего - познавательных потребностей.
Именно обучающийся - персонифицированный носитель, обладатель, пользователь и конечный потребитель образовательных услуг, осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы и всего комплекса условий реализации приобретенного потенциала. Вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка образовательных услуг, объединяемые этим центральным субъектом [1].
Исходя из реальных возможностей, обучающийся проходит конкурсный отбор на плановые места бюджетного финансирования, выбирает контрактную целевую подготовку за счет будущего работодателя, либо оплачивает свою учебу из личных средств в расчете получить преимущество на рынке труда после окончания вуза.
Работодатели (предприятие, организация, учреждение, принимающие на работу выпускника вуза) выступают опосредованным потребителем образовательных услуг. И в зависимости от принятой стратегии своего развития - «больших скачков» или эволюционного приращения [4], они по-разному проявляют себя на рынке образовательных услуг, отдавая предпочтение либо массированной смене персонала под очередные задачи, либо перманентному развитию кадров как обязательному условию устойчивого развития фирмы.
В зависимости от подхода к кадровой политике на предприятии затраты на обучение рассматриваются либо как текущие издержки производства, либо как инвестиции в человеческие ресурсы предприятия. Во втором случае обязательно должна решаться проблема поддержания стабильного кадрового состава для снижения риска долгосрочного инвестирования в обучение.
Реалии современной отечественной экономики не позволяют проявиться в чистом виде описанным выше моделям кадровой политики работодателя. Предпочтение отдается «приобретению» специалиста (в том числе и молодого специалиста, получившего профессиональное образование за счет средств федерального бюджета) на рынке труда и последующей его «доводке» по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации), включая внутрифирменное обучение.
С большой степенью условности к потребителям образовательных услуг можно отнести общество в целом в лице государства. Государство через федеральные органы управления образованием и органы управления субъектов федерации оплачивает обучение строго определенного (планового) количества студентов, а также иными средствами обеспечивает функционирование национальной системы профессионального образования.
В конечном счете именно эти три субъекта рынка (обучающийся, работодатель, государство) и определяют спрос на рынке образовательных услуг (рис. 2).
На протяжении ряда последних лет в высших учебных заведениях Омской области наблюдается устойчивое увеличение количества заявлений абитуриентов, подаваемых в приемные комиссии для участия в конкурсе на очную форму обучения (рис. 2а): в 1,13 раза больше в 1997 году и 1,43 раза больше в 1998 году по сравнению с 1996 годом. Конкурс по заявлениям колеблется от 1,5 чел/место по некоторым техническим специальностям до 6 - 8 чел/место - по экономическим специальностям и юриспруденции.
Сорос ш рынке образовательных услуг Омской области (программы высшего профессионального образования; очная форма обучения)
25000 20000 15000 10000 5000 О
1 2 3
годы
1-1Ж; 2 - 1М7; 3-1MI
6) набор на 1 курс дневного отделения
12 3 4 на средства: 1 ••мчщап; 2* прадщиипий. (фтипа!*й; 3 • фшичаешх |алк 4 - асаго
Рис. 2
При практически неизменном выпуске из полной средней общеобразовательной школы (19-21 тыс. человек ежегодно) увеличение конкурса в вузах является одним из проявлений действия рыночных механизмов в сфере профессионального образования, т.к. абитуриенты, соизмеряя свои запросы и возможности, участвуют в конкурсе одновременно в 2 - 3 вузах или на нескольких факультетах одного учебного заведения. Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации [5] правила приема в государственные высшие учебные заведения закрепили этот порядок конкурсного отбора.
Исследования в сфере профессионального образования (например, [6]) показывают изменение мотивации получения высшего образования. Вместо односторонней активности со стороны вуза по целенаправленному обучению студента, выступающего как «объект формирования» при явно сниженной собственной заинтересованности, постепенно путем самоорганизации складывается иная учебная ситуация. Прежде всего, заметно растет учебная активность учащихся, их интерес, целенаправленное овладение знаниями (см. табл.). Выбор образовательного учреждения происходит более осознанно. Наблюдаемую тенденцию изменения мотивов исследователи объясняют преобразованиями как на традиционных производствах, так и в новых коммерческих структурах, в результате которых появились новые требования не столько к профессионалу, сколько к личности.
Таблица
Сопоставление данных опросов студентов [6]
Мотивы получения высшего образования Количество утвердительных ответов
опрос 80-х годов опрос 90-х годов
привлекательность профессии 65% нет сведений
приобретение новых знаний нет сведений 57%
овладение конкретными навыками, методами работы в новых условиях нет сведений 37%
самосовершенствование (нравится сам процесс обучения) 30% 41 %
получение диплома (закончить вуз) 40% 20%
Сведения по набору на 1 курс дневного отделения омских вузов (рис. 26) подтверждают устойчивый рост спроса на образовательные услуги по программам высшего профессионального образования в 1996 -1998 гг.
В рассматриваемый период плановый набор на места бюджетного финансирования снизился на 3,8% с 6308 до 6068 человек, в основном, за счет увеличения приема по менее затратным вечерней и заочной формам обучения. Количество студентов 1 курса, обучающихся на средства будущего работодателя, невелико и составляет, по годам, от 2,1 до 4,5 % бюджетного набора. Но в этот же период ежегодно практически удваивалось (558, 1042 и 2034 человек) количество студентов 1 курса, обучающихся на средства физических лиц. В 1998 году количество студентов, обучающихся на личные средства, составило 33,5% от бюджетного набора, а общее число студентов первого курса дневного отделения выросло в 1,2 раза.
Вместе с тем, платежеспособный спрос по отдельным вузам и специальностям требует отдельного изучения.
Основными производителями образовательных услуг по программам высшего профессионального образования в Омской области являются государственные высшие учебные заведения; в них обучается свыше 95% омских студентов. В 1998 году решением Правительства Российской Федерации ликвидировано Омское высшее общевойсковое командное училище, а совместным решением Минобразования и Минкультуры Омский филиал Алтайского института искусств и культуры включен в состав Омскою государственного университета на правах факультета.
Рост количества образовательных учреждений, работающих по программам высшего профессионального образования, с 21 до 25 за последние три года произошел за счет увеличения числа негосударственных образовательных учреждений (рис. За). Большинство из них было учреждено в этот период и лишь первое - Институт мировой экономики СибЭКО прошел в установленном порядке аттестацию после 5-ти лет работы.
Откликаясь на потребительский спрос, образовательные учреждения расширяют номенклатуру специальностей. На конец 1998 года учебные заведения Омской области имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности по 127 специальностям и направлениям бакалавриата, т.е. в 1,4 раза больше, чем в начале 1996 года (рис. 3 б).
а) подано заявлений
Предложения яд рынке образовательных услуг Омской области (программы высшего профессионального образованна; очная форма обучения)
■) количество учебных ммдмиЯ, раблщппоцшрпишнысмго образования
25 20 15 10 5 0
■негосударственные BrecyAepcTeeHHUe 1кт
б) количество пролицтзмрованиык специальностей
150 100 50 0
1 2 3
годы: 1 - KM; 2-1М7; 3 •
им
Рис. 3
Отбор специальностей для лицензирования в целом соответствует общей тенденции гуманитаризации высшего профессионального образования - как правило, заявляются для лицензирования специальности группы социально-гуманитарных специальностей и из сферы экономики и управления. В вузах, работающих в этих сферах, наиболее отчетливо проявляются механизмы рынка образовательных услуг.
В качестве примера на рис. 4 показаны итоги приема на первый курс в Омском государственном университете. Сопоставление представленных здесь графиков демонстрирует соответствие конкурса по факультетам количеству студентов, зачисленных сверх плана, и величине платы за 1 год обучения.
Одним из характерных признаков развития рыночных отношений является наличие посредников между производителями и потребителями товаров и услуг (рис. 1).
В сфере профессионального образования традиционно существует проблема обучения студентов, территориально удаленных на большие расстояния от образовательного учреждения. Организация обучения по заочной форме предусматривала создание учебно-консультационных пунктов (УКП) головного вуза в городах с большой численностью студентов-заочников. С ростом региональной потребности в специалистах такого профиля и по мере подбора преподавателей требуемой квалификации УКП мог быть реорганизован в филиал головного вуза. Более того, в стране были созданы несколько специализированных заочных институтов (Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности и др.), имевшие десятки УКП и филиалов по всему СССР.
Эти подразделения входили в состав головного вуза и финансировались из его бюджетных средств.
Принятие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» привело к унификации действующих на данной территории подразделений (либо представительство, либо филиал) любых иногородних предприятий, ор-
ганизаций и учреждений, включая образовательные учреждения. Естественно, с появлением рынка образовательных услуг представительства вузов взяли на себя функции посредников, дополнив традиционную организационно-методическую работу УПК организационно-правовыми и финансовыми вопросами заключения и выполнения договоров.
Работающие в регионе филиалы иногородних вузов выполняют отдельные посреднические функции в той степени, в которой они зависят в учебно-методическом и кадровом отношении от головных вузов.
Итога приема ■ 1997 году на дневное отделение 1 курса Омского государственного университета
а) конкурс по заявлениям, чел/место
а
а
4
2
О
б) отношение контингента 1 курса к количеству плановых мает
1 2 3 4 9 6 7 феаулыет
в) цена 1 года обучения, тыс. руб.
1 2 3 4 5 0 7 факультет
1 - исторический; 2 математический; 3 - физический; 4 - химический;
5- филологический; 6 - экономический; 7 - юридический
Рис. 4
Начиная с 1993 года в отечественной системе профессионального образования происходят сложные процессы внедрения технологий дистанционного обучения [7], хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Сетевые компьютерные или «кейсовые» технологии предполагают сочетание самостоятельной работы с набором учебно-методических материалов и редкими, но интенсивными занятиями с консультантом-тьютером. Созданные на периферии посредники - Центры дистанционного образования московских вузов, например Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, организовали обучение слушателей по программам высшего профессионального образования с помощью технологий дистанционного обучения, не обеспеченных нормативно-правовыми актами. В связи с этим Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации специальным инструктивным письмом [8] выступило с разъяснением о том, что «...для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную и экстернат».
1 2 3
raw: 1 >1*9в; 2- 1И7; 3 - 19М
1 2 3 4 5 (7 факультет
По своей сути посредниками на рынке образовательных услуг является большинство негосударственных образовательных учреждений. Формирующие профессорско-преподавательский состав на основе совместителей из числа преподавателей государственных вузов, работающие на арендуемых площадях и учебном оборудовании, такие образовательные учреждения не в состоянии обеспечить качественное образование сту-дектов [9] хотя бы потому, что в них отсутствует академическая среда, не удовлетворяются требования к вузовской деятельности как единому учебно-научному процессу. В большинстве омских негосударственных образовательных учреждений, работающих по программам высшего профессионального образования, контингент студентов дневной формы обучения составляет несколько десятков человек (300 студентов - максимум), либо ведется только заочное обучение.
Органы государственной власти и управления всех уровней, а также органы местного самоуправления выполняют функции регулятора рынка образовательных услуг (рис. 1). Наиболее общие вопросы функционирования системы профессионального образования регулируются федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Учредитель государственных вузов - Правительство РФ, через соответствующие министерства и ведомства финансирует высшие учебные заведения в соответствии с утвержденным планом приема студентов, осуществляет иные меры.
На федеральном уровне Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации реализует в полном объеме правомочия учредителя по отношению к подведомственным высшим учебным заведениям, а также осуществляет контрольные, организационно-методические и иные функции по отношению ко всем образовательным учреждениям независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. В соответствии с утвержденными [10] структурой и положениями о структурных подразделе-ниях Министерства главными задачами Управления высшего профессионального образования являются:
- участие в формировании и реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования;
- обеспечение единства образовательного пространства в сфере высшего профессионального образования на территории Российской Федерации;
- совершенствование организационного механизма функционирования высших учебных заведений.
В большинстве субъектов федерации установленные законами функции управления высшим профессиональным образованием выполняют соответствующие подразделения региональной администрации. Например, главной целью деятельности комитета по делам науки и высшей школы Администрации Омской области является обеспечение формирования и реализации государственной политики Омской области в сфере высшего, среднего и дополнительного профессионального образования и научной деятельности организаций и граждан в интересах населения. К основ-ным задачам комитета относятся:
1) изучение потребности области в квалифицированных специалистах различного профиля, обобщение предложений по использованию научно-образовательного комплекса для социально-экономического развития Омской области и разработка на этой основе предложений по формированию государственной политики Ом-
ской области в сфере профессионального образования и научной деятельности, проектов областных комплексных и целевых программ, перспективных и рабочих планов по направлениям работы;
2) организация исполнения решений федеральных органов власти, главы Администрации (губернатора) области; контроль за исполнением законов и других нормативно-правовых актов в пределах своих полномочий;
3) координация деятельности учебных заведений профессионального образования и научных организаций различной ведомственной принадлежности; представление интересов Администрации области в министерствах и ведомствах, общественных объединениях и др., работающих в сфере профессионального образования и науки;
4) в пределах полномочий защита и обеспечение конституционных прав граждан на получение профессионального образования на территории Омской области; социальная защита научно-педагогических работников, лиц, работающих в сфере профессионального образования и науки, аспирантов, студентов и учащихся учреждений профессионального образования;
5) разработка и внесение на рассмотрение Администрации области проектов законодательных актов, предложений и решений по вопросам, относящимся к компетенции комитета.
Органы местного самоуправления в рамках действующего законодательства либо выступают учредителями образовательных учреждений (встречается относительно редко), либо взаимодействуют с учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования, оказывая им материальную поддержку муниципальными ресурсами, путем формирования муниципального заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов и другими методами.
Выполненный анализ основных участников рынка образовательных услуг и взаимоотношений между ними показывает, что в сфере отечественного высшего профессионального образования происходят сложные процессы адаптации к рыночной среде, складывавшейся десятилетиями государственной системы подготовки специалистов высшей квалификации. Наряду с методами государственного воздействия эффективным инструментом регулирования системы профессионального образования призвано стать использование принципов маркетинга, сочетающих стратегию и тактику поведения и взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг.
Литература
1. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. - М.: Интерпракс, 1995. - 240 с.
2. Юдин В.К. Роль и место вуза в системе рыночных отношений / Высшее образование в России, 1994, № 1, с. 96-107.
3. Щетинин В. Своеобразие российского рынка образовательных услуг / Мировая экономика и международные отношения, 1997, № 11.
4. Громыко В.В. План и рынок в воспроизводстве рабочей силы: опыт развитых индустриальных стран. - М., 1992.
5. Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами испол-
нительной власти. Утвержден приказом Минобразования Россини от 24.02.98 № 500
6. Крокинская O.K., Кащеев В.Д., Смирнова Е.Э. Новые формы образования как рынок образовательных услуг. - М., 1993. - 48 с. - (Экономика высшей школы: Обзор, информ. \ НИИВО; Вып. 4).
7. О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации. Решение коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 9 июня 1993, №9/1.
8. О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании / Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 03.07.98 № 41.
9. Дружинин В. Ученье и тьма. «Приключения» высшего образования в реформируемой России / Российская Федерация, 1996, № 1, с. 33 - 36.
10. О структуре центрального аппарата Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Приказ Министра общего и профессионального образования Российской Федерации от 18.11.98 N8 2840.
22.02.99 г.
ГАРАФУТДИНОВА Наталья Яковлевна - главный специалист комитета по делам науки и высшей школы Администрации Омской области.
ТЕПЕВНОЙ Алексей Алексеевич - председатель комитета по делам науки и высшей школы Администрации Омской области.
УДК 378
МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В.П. Пустобаев
В работе рассмотрен вопрос структуризации учебного материала на примере фрагмента темы «Аппроксимация экспериментальных данных». Модель структуры - семантическая сеть.
Поиск новых путей совершенствования естественнонаучного образования привел к новой концепции с ориентацией на развитие личности, ключевыми словами которой являются фундаментальность и целостность образования. Обычно фундаментальность понимают как некоторое свойство систем знаний, связываемое как с задачами и направлениями в науке, так и со способами их решения. Фундаментальность образования проявляется тогда, когда она ориентирована на выявление глубоких связей мееду разнообразными естественными и искусственными процессами. Однако с позиции совершенствования естественнонаучного образования требование фундаментальности является необходимым, но не достаточным условием. С позиции целостности образования можно сказать, что изучаемые дисциплины являются не просто набором традиционных дисциплин, а образуют единые технологические процессы, отражающие логику и структуру связей передаваемых знаний. Идеальным конечным результатом требования ориентации на развитие личности является наличие такого инструмента, с помощью которого сам обучаемый мог реализовать принцип фундаментальности и целостности.
Педагогический процесс представляется как сложная система. Этапы технологии образования аналогичны технологическим этапам подготовки производства. Сопровождение производственного процесса осуществляется технологом. Педагогический процесс как более сложная система нуждается в грамотных технологах образования, которые знают, какими способами передавать знания обучаемым. Актуальность технологии образования связана с многоуровневым образованием и большой долей самообразования в подготовке специалистов высокой квалификации.
Анализ учебных планов показал отсутствие информационной совместимости между учебными дисциплинами, входящими в один учебный план данной специальности. Кроме того, не видна совместимость требований Госстандарта образования с учебными дисциплинами. Отсутствуют четкие требования к знаниям абитуриента, поступающего на данную специальность, хотя по отдельным дисциплинам эти требования представлены во множестве методических пособий для посту-
пающих. В связи с таким положением необходима комплексная увязка к требованиям к знаниям на «входе» учебного заведения и его «выходе». Одним из методов может быть предлагаемая матричная модель учебного плана. Процесс проектирования учебного плана производится, начиная с требований к знаниям специалиста («на выходе»), затем производят моделирование учебных дисциплин всего процесса обучения и заканчивается выявлением требований к знаниям абитуриента, необходимым для усвоения дисциплин выбранной им специальности. В ходе работы с матричной моделью были введены понятия «выпускающей» и «поддерживающей» дисциплин, позволившие решить информационную совместимость с требованиями стандарта образования и дисциплин между собой. Наконец, матричная модель учебных планов позволила выявить «веса» дисциплин, значения которых были использованы в качестве критерия при принятии решения о важности и месте каждой из дисциплин учебного плана.
Вопрос моделирования учебного материала часто дискутируется на страницах научных изданий. Рассматриваются принципы создания, типологическая модель, логическая структура вузовского учебника. Отмечается, что учебник должен быть исследован не только с точки зрения соответствия плана содержания плану его выражения, но и плана композиции учебника, так как последний характеризует его динамику. Поэтому исследование учебника (знаковой системы) производится по трем направлениям - синтаксическому, семантическому и прагматическому. Синтаксис учебника - набор знаковых средств, используемых автором при написании материала. Семантика учебника - смысл знаковых средств. Прагматика учебника характеризует психолого-педагогические аспекты освоения плана содержания учебного материала. Из всех трех аспектов прагматическая составляющая является самой неразработанной и мало исследованной.
Из всего многообразия аспектов информационного процесса для целей обучения актуальными являются преобразование и представление информации обучаемому, позволяющие сделать понятным и наглядным ход рассуждений в процессе изучения закономерностей данной предметной области. Результатом такого преоб-