Научная статья на тему 'Конкурентоспособность высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг города Красноярска и Красноярского края'

Конкурентоспособность высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг города Красноярска и Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1946
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛУГИ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS / A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / FORMATION / SERVICES / COMPETITIVENESS FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашникова Екатерина Александровна

Рассмотрена конкурентоспособность высших учебных заведений на рынке образовательных услуг Красноярского края, дается понятие «высшее профессиональное образование». Обоснована актуальность проблемы, показаны общие подходы и условия исследования конкурентоспособности высших учебных заведений, выделены основные факторы для оценки конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENES OF INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES OF A CITY OF KRASNOYARSK AND KRASNOYARSK REGION

The article considers competitiveness of higher educational institutions in the market of educational services of Krasnoyarsk region, gives definition «the higher vocational training» is given. The problem urgency is proved, the general approaches and conditions of research of competitiveness of higher educational institutions are shown, and the major factors for competitive ability estimation are allocated.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг города Красноярска и Красноярского края»

Предложенная классификация содержит новый подход к группировке факторных признаков, в качестве которых выступают региональные экономические ресурсы. Это дает обоснованную систему показателей (факторов), позволяющую оценить реакцию региональных социально-экономических систем на изменение условий хозяйствования, что является весьма актуальным для стратегического планирования и прогнозирования.

Факторы, согласно разработанной классификации выстроены таким образом, что их группировка является целевой. Поэтому при разработке стратегических планов можно будет выбирать факторы влияния по степени их важности и целеполагания. Такой метод позволит избежать лишних операций при планировании и повысить качество стратегического прогнозирования.

Библиографические ссылки

1. Богуславский А. П. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития городов // Рынок ценных бумаг. 2003. N° 15 (246). С. 68-69.

2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики : учебник для вузов. М. : ВУ ВШЭ, 2000.

3. Симагин Ю. А. Территориальная организация населения и хозяйства. М. : Кнорус, 2007.

4. Новоселов А. С. Региональные рынки : учебник. М. : Инфра-М, 1999.

5. Теоретико-методологические аспекты разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований / Е. А. Федорова [ и др.] ; под общ. ред. Е. А. Федоровой. Тула : Изд-во ТулГу 2008.

6. Лебедева Г. В., Пригула О. Д., Фетисова Г. В. Статистический факторный анализ в экономике : учеб. пособие / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2002.

A. A. Kisurkin, T. N. Plotnikova, T. G. Krasnova

ECONOMIC RESOURCES AS FACTORS INFLUENCING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION

We consider the economic resources of the region to be factors of development. The author’s classification offactors, carried out from a perspective of system approach with the account of socio-economic development of the region.

Keywords: socio-economic development of region, regional economic resources, classification of regional economic resources.

© Кисуркин А. А., Плотникова Т. Н., Краснова Т. Г., 2010

УДК 339.137.22

Е. А. Калашникова

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА И КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Рассмотрена конкурентоспособность высших учебных заведений на рынке образовательных услуг Красноярского края, дается понятие «высшее профессиональное образование». Обоснована актуальность проблемы, показаны общие подходы и условия исследования конкурентоспособности высших учебных заведений, выделены основные факторы для оценки конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, высшее учебное заведение, образование, услуги, факторы конкурентоспособности.

В условиях современных тенденций развития российского высшего образования, а также мировой тенденции глобализации особую важность и актуальность приобретают вопросы конкурентоспособности высшего образования и конкурентоспособности высших учебных заведений, имеющие определяющее значение для успешного развития России. Маркетинг в сфере высшего образования постепенно приобретает самостоятельное значение, нуждается в дальнейшей проработке научно-категориального аппарата, выявления специфических черт и

тенденций маркетинговой деятельности, присущих высшему учебному заведению как субъекту рынка образовательных услуг и рынка труда. Все большую значимость приобретают вопросы адаптации вуза к рыночным условиям хозяйствования, повышения его конкурентоспособности и формирования эффективного маркетинга образовательных услуг. Способы повышения конкурентоспособности высших учебных заведений и методология оценки их конкурентоспособности разработаны недостаточно, так как в различных научных трудах, посвя-

щенных оценке конкурентоспособности организаций освещаются, в основном, общие аспекты, без учета специфических особенностей, присущих высшей школе.

Объектом исследования являются государственные высшие учебные заведения и конкурентная среда их функционирования в Красноярском крае.

Для того чтобы лучше понять сущность и специфику рынка образовательных услуг, приведем несколько общих определений образования, сферы образования и образовательной услуги.

Определение, в соответствии с которым под образованием понимают процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, когда она достигла социальной зрелости и индивидуального роста, показывает, что они практически ничем не отличаются друг от друга, утверждено двадцатой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1978 г.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Вместе с тем, сфера образовательных услуг определяется как целостный, социокультурный комплекс, имеющий свою специфику и особенности функционирования и взаимодействия со всеми общественными структурами.

Образовательная услуга - целый комплекс действий воспитательного и обучающего характера учебной, научно-исследовательской, организационной и воспитательной областях, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков.

Любое учебное заведение, в том числе вуз, предоставляет обществу образовательные услуги определенного вида, потребителями которых являются учащиеся и студенты, и одновременно представляет на рынке труда результаты своей деятельности, потребителями которых являются предприятия и организации различных отраслей экономики всех форм собственности. Эта двойственность вносит значительную путаницу в определение продуктов деятельности, целевых рынков сбыта и групп потребителей. Действуя одновременно на двух связанных и взаимозависимых рынках - рынке образовательных продуктов и услуг и рынке труда вуз, тем не менее имеет один продукт, с которым он выходит на оба рынка. Все исследователи сходятся на том, что основным направлением деятельности вуза является предоставление образовательных услуг, но не дают однозначного определения, что именно представляет собой образовательная услуга, является ли она, например, лекцией преподавателя, полным курсом подготовки специалиста, организацией студенческого научного общества или проведением конференции с представителями отрасли. Более точное определение продукта чрезвычайно важно для понимания конкретной услуги в общей деятельности вуза.

С точки зрения основной деятельности вуза и классической теорией маркетинга продуктом рынка образова-

тельных услуг является образовательная программа, которая разрабатывается для того, чтобы удовлетворить потребность в образовании, профессиональной подготовке, обучении или переподготовке, т. е. достижении определенного социального эффекта (изменении образовательного или профессионального уровня). Именно с этим продуктом выходит на рынок образовательное учреждение, а не предлагает отдельные образовательные услуги в виде лекций, семинаров и т. п. Таким образом, продукт вуза можно определить как образовательную программу, т. е. комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации. В зависимости от своих возможностей и потребностей клиентов вузы предлагают различный ассортимент таких программ.

Говоря о роли рынка образовательных услуг в обществе, необходимо отметить, что высшее образование реализует не только инструментальную функцию воспроизводства высококвалифицированных профессиональных кадров, но и функции социальной мобильности, наращивания интеллектуального потенциала общества, распространения наиболее социально значимых культурных норм. Иными словами, высшее образование решает разнообразные задачи: социальные, политические и индивидуально -личностные.

Высшее профессиональное образование - наиболее динамично развивающийся уровень образовательной системы России. Отечественные и западные эксперты отмечают, что в XXI в. преимущество будет на стороне экономически развитых стран, способных подготовить образованных и высококвалифицированных специалистов, представляющих интеллектуальный потенциал страны.

Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратуру/аспирантуру, но в России до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относилось только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров вузы готовили специалистов. Основными учреждениями высшего образования являются университеты и колледжи. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена ученая степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или ученой степени зависит от результатов научной работы.

Система образования представляет собой сложную организационную структуру, ее постоянное обновление обусловлено сдвигами в социальной структуре страны и меняющимися интересами различных слоев и групп населения, а также общими тенденциями развития процессов модернизации во всем мире.

Изучение состояния рынка образовательных услуг Красноярского края приобретает все большую актуальность в связи с повышением престижности высшего профессионального образования (ВПО), а также реформой и адаптацией российской модели образования к западной в рамках Болонского процесса.

Увеличивающееся из года в год количество студентов высших учебных заведений отражает рост престижности высшего образования в Красноярском крае, вызванный тем, что в настоящее время именно специалисты с высшим образованием востребованны на рынке труда. В свою очередь, рост числа студентов, желающих получить высшее образование, привел к расширению филиалов красноярских государственных вузов (в городах Норильск, Лесосибирск, Ачинск, Канск, Минусинск, Дудинка и Тура), а также к появлению в Красноярском крае филиалов вузов из других городов России (Москвы, Омска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Иркутска) [1].

При этом следует отметить, что расширение предложения на рынке высшего профессионального образования в городе Красноярске и Красноярском крае происходит не только за счет роста количества вузов, но и в значительной степени благодаря появлению и ужесточению конкуренции на рынке высшего образования. Стремясь удерживать конкурентные позиции на рынке образовательных услуг, практически все вузы города открывают новые специальности и специализации. Так, возросший в конце 1990-х гг. спрос на экономические и юридические специальности привел к тому, что сегодня каждый вуз города Красноярска, вне зависимости от его специфики и формы собственности, если и не имеет в своей структуре экономический или юридический факультет, то непременно предлагает обучение по вышеуказанным специальностям.

Сегодня каждый вуз также ставит перед собой задачу расширения предложения, но этот процесс уже не имеет такого «спонтанного» характера. Прежде чем выйти на рынок образовательных услуг с новым предложением, руководство вуза старается понять, в каком именно «товаре» нуждается потребитель, насколько та или иная специальность будет востребованна как со стороны потенциальных потребителей, так и со стороны работодателей. Например, в период 2005-2008 гг. были проведены следующие нововведения: Красноярский государственный аграрный университет открыл три новые специальности: на агрономическом факультете - «Защита растений», на экономическом - «Финансы и кредит» и на международном - «Управление персоналом», поскольку анкетирование учащихся выпускных классов и работодателей выявило, что выпускники именно этих специальностей будут пользоваться спросом. В Красноярском государственном университете на филологическом факультете появились новые направления: страноведение (польский язык и литература); филологическое обеспечение документооборота (где будут готовить высококвалифицированных референтов).

Постепенно расширяется объем и структура предложения с точки зрения форм обучения. Сегодня в высших учебных заведениях региона существуют очная, заочная и вечерняя формы обучения. Большей популярностью пользуется очная и заочная формы обучения, а вот спрос на такую форму обучения, как вечерняя, крайне низок, что повлекло за собой практически полное отсутствие ее предложения.

В ряде вузов (в рамках отдельных факультетов или специальностей) существует новая форма обучения -

экстернат. Ее появление было обусловлено необходимостью получения высшего образования в сокращенные сроки. Официально данная форма залицензирована всеми вузами, однако фактически подготовку студентов по форме экстерната осуществляют лишь восемь вузов города Красноярска (КГПУ, СибГАУ, КрасГУ, СибГТУ, МАП, МЭСИ, ТУСУР, УИИТ). Кроме того, существует некая альтернатива этой форме получения высшего образования - обучение по так называемому индивидуальному плану. При этом руководство вузов, использующих систему индивидуальных планов, видит за данным методом обучения будущее, отмечая ее преимущества перед экстернатом, а именно - значительную экономию средств студента [1].

Все большую популярность получает дистанционный метод, применяемый при заочной форме обучения. Суть его заключается в том, что обучение студентов производится без непосредственного выезда студентов для посещения вуза, зачеты и экзамены при этом принимаются в письменном и электронном виде, при выполнении заданий необходимо присутствие контролирующего процесс тренера либо другого специалиста. Сегодня дистанционный метод обучения используется далеко не всеми вузами города Красноярска и, так же как экстернат, введен лишь на отдельных факультетах или специальностях.

Внутри очной формы обучения многие вузы, отвечая требованиям Болонского соглашения, выделяют бакалавриат и магистратуру, о чем говорилось ранее. Стоит еще раз отметить, что, несмотря на существование федеральной программы реформирования системы высшего образования, руководство каждого вуза самостоятельно решает для себя данный вопрос. Сегодня складывается довольно парадоксальная ситуация: уже к 2010 г. все вузы России должны осуществлять подготовку студентов согласно положениям Болонского соглашения, но в данный момент лишь несколько вузов города Красноярска стараются на практике вводить данную систему (и то лишь частично в рамках отдельных факультетов и специальностей).

Вузы города Красноярска и Красноярского края сегодня расширяют предложение в области образовательных услуг в ответ на повышающийся спрос. Появление новых специальностей, специализаций, методов обучения - это не что иное, как повышение конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг в области высшего профессионального образования, качественно иная ступень его развития.

Практически во всех ведущих вузах города Красноярска и Красноярского края имеются специальности экономического профиля. На основании исследований рынка образовательных услуг города Красноярска и Красноярского края, специальность «Экономика и управление» является очень востребованной, численность студентов, обучающихся по этой специальности составила 32 157 чел., принято 7 079 чел. в 2009 г на обучение, по данной специальности выпущено 5 059 специалистов в 2008 г. Особенностью предложения в области высшего профессионального образования по данной специальности является узкая специализация, т. е. практически каждый вуз предлагает обучение по специальности «Экономика и управление

на предприятии» в отдельной отрасли народного хозяйства (торговля, сельское хозяйство, энергетика и т. п.).

В регионе действуют 11 вузов и 26 филиалов высших учебных заведений, по данным за 2009 г. территориального органа федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю Красноярскстат. Общая численность студентов в 2009 г. составила 118 822 человека, а в 2008 г. - 117 906 человек, что подтверждает, что число студентов высших учебных заведений растет. Из данного числа студентов за 2009 г. численность студентов, обучающихся на очных отделениях составила 63 219 человек, очно-заочных отделениях - 2 207 чел., заочных отделениях - 44 875 чел., экстернате - 8 521 чел. На основании представленных данных можно сделать вывод, что приоритетной формой обучения на сегодняшний день является очная форма обучения, хотя стоит заметить, что развивается такая форма обучения, как экстернат. Как показывают данные за 2008 г., по форме «экстернат» обучались 4 458 чел., а в 2009 г. - 8 521, т. е. количество студентов, обучающихся на отделениях «экстернат» стремительно растет [2].

Таким образом, можно представить в определенной степени конкурентную среду высших учебных заведений Красноярского края и города Красноярска. Несомненно, каждый вуз имеет свою специфику, собственный потенциал, различную репутацию и позицию на рынке высшего профессионального образования. Однако не вовремя использованные возможности и незамеченные угрозы могут привести к серьезным последствиям. Учитывая возросшую конкуренцию на рынке высшего профессионального образования, вузы города Красноярска стремятся постоянно отслеживать изменения, происходящие во внешней и внутренней среде.

Можно отметить, что для большинства крупных государственных вузов города Красноярска сильными сторонами являются высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, хорошая репутация, обеспеченная материально-техническая база и т. д. Для филиалов других регионов сильными сторонами выступает низкая стоимость обучения, возможность обучения на заочной форме обучения с использованием дистанционного метода обучения. Слабые стороны для большинства вузов - высокая стоимость обучения, отсутствие последующего трудоустройства студентов на практику и узкая направленность в рамках одной специальности. Для филиалов же основной слабой стороной можно назвать низкую репутацию и недоверие со стороны населения, а также отсутствие очной формы обучения.

Происходящие в российском обществе глубокие экономические и политические преобразования, оказывают воздействие и на систему высшего образования в Красноярском крае и в стране в целом. Огромный потенциал российской высшей школы переживает сегодня один из самых тяжелых этапов в своем развитии. Экономический кризис в стране, либерализация цен, инфляционные процессы, дефицит государственного бюджета и кризис бюджетного финансирования - все это привело к тому, что учреждения образования Красноярского края испытывают острую нехватку финансовых и материально-технических ресурсов, государственное финансирование за-

паздывает и не покрывает всех потребностей вузов. Вследствие этого сворачиваются фундаментальные исследования, разрушаются научные школы, усиливается социальная дифференциация в доступе к качественному образованию, снижается уровень социальной поддержки учащихся и работников системы образования.

Становление рыночных отношений в сфере образования и развитие инфраструктуры рынка образовательных услуг в Красноярском крае носит противоречивый характер. С одной стороны, в результате активной адаптационной деятельности многих учебных заведений всех ступеней образования, а также ряда мер, принятых на федеральном уровне и в части регионов, наметились и развиваются позитивные тенденции, формируется новая законодательная база, происходит перераспределение управленческих функций, возникают элементы многоканального финансирования, обновляется содержание образовательных программ и др. С другой стороны, обозначился и все более обостряется ряд проблем, к которым, в первую очередь, можно отнести неприспособленность значительного числа вузов к работе в условиях нарастающей конкуренции.

В сложившихся условиях остро встает проблема повышения конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг Красноярского края. Поэтому исследование теоретических и методологических основ повышения конкурентоспособности вузов и выработка практических рекомендаций, учитывающих региональные особенности их функционирования, приобретают особую актуальность.

Образовательное учреждение является частью сформировавшейся в регионе сферы образования, входящей в одну из сфер народного хозяйства. Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило экономические условия функционирования государственных вузов. В этой связи перед вузами города Красноярска остро встали проблемы обеспечения жизнеспособности, поддержания финансового состояния на достаточном уровне и поиска источников устойчивого развития. Основной характеристикой, отражающей способность вуза успешно предлагать свои услуги на рынке образования, является его конкурентоспособность. Ключевым моментом предпринимательской деятельности вуза является организация работ по повышению собственной конкурентоспособности [3].

Учитывая, что вуз является организацией с широким спектром различных видов деятельности, оценка его конкурентоспособности может быть только многокритериальной.

В условиях конкуренции любые недостатки и преимущества вузов непременно принимают характер, соответственно, конкурентных недостатков и конкурентных преимуществ - преимуществ над соперниками и недостатков перед соперниками, которые становятся ключевыми оценочными критериями определения степени их конкурентоспособности. Создание конкурентных преимуществ и преодоление конкурентных недостатков выступает как одна из основных целей соперничества заинтересованных сторон рынка образовательных услуг. В свою очередь, наличие конкурентных преимуществ обеспечивает

участникам этого рынка признание и интерес со стороны окружения, наличие конкурентных недостатков ослабляет их позиции на рынке образовательных услуг, делает их малопривлекательными для окружения.

Эти преимущества и недостатки выявляются и оцениваются в процессе сравнения вузов, их значения часто имеют относительный характер, что неизбежно несет отпечаток относительной неопределенности и ведет к рискам при использовании полученных данных. Поэтому существует необходимость более глубокой проработки проблемы конкурентоспособности высших учебных заведений и разработки новых методов и моделей оценки конкурентоспособности вузов для получения точных данных и применения их в дальнейшем для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности вузов [4; 5].

Для решения проблемы оценки конкурентоспособности вузов автором были выделены основные факторы, на основании которых можно повести качественную и количественную оценку:

- качество;

- цена;

- доля рынка;

- реклама и информационное обслуживание.

После исследования факторов конкурентоспособности организаций, автором было принято решение остановиться на вышеизложенных четырех факторах, так как большинство методов оценки конкурентоспособности организаций и предприятий основаны на одном либо двух факторах, а как говорилось выше, оценка конкурентоспособности организаций может быть только многокритериальной, если данная оценка претендует на объективность.

Автором в процессе исследования был обоснован выбор вышеуказанных четырех факторов конкурентоспособности.

Качество образовательных услуг - наиболее значимый фактор конкурентоспособности для вуза. Потребители образовательных услуг при выборе подходящего учебного заведения для удовлетворения своих потребностей в повышении своего образовательного уровня, в соответствии с существующими образовательными цензами, осуществляют свой выбор, ориентируясь на то, какое высшее учебное заведение лучше удовлетворит эти потребности.

В ГОСТ ИСО 9000-2001, дано следующее определение качеству: «Качество - степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям».

Цена образовательных услуг. В настоящее время развития рыночных отношений, важным фактором при выборе высшего учебного заведения является уровень оплаты за обучение. Основная масса студентов проходит обучение на платной основе: количество бюджетных мест, как и бюджетное финансирование государственных высших учебных заведений, постоянно сокращается. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов или возможности оплачивать обучение обусловливают то, что для потребителей образовательных услуг цена является определяющим фактором при выборе высшего учебного заведения.

Доля рынка - данный фактор является важным для обеспечения конкурентоспособности вуза, так как чем больше студентов обучается в конкретном вузе, тем выше его кон-

курентоспособность, это указывает на то, сколько студентов отдали свое предпочтение конкретному высшему учебному заведению. Если на протяжении нескольких лет можно отследить динамику увеличения доли рынка конкретного вуза, то на основании этого можно сделать вывод о том, что оно является конкурентоспособным.

Реклама и информационное обслуживание - является важным фактором для обеспечения конкурентоспособности вуза, потому что если вуз аккредитован, его преподавательский состав укомплектован квалифицированными кадрами и у вуза в наличии находятся все необходимые ресурсы для предоставления качественных образовательных услуг, то необходимо обеспечить информированность об этом потенциальных потребителей услуг вуза. Вузам необходимо информировать своих потребителей о предоставляемых услугах, о их качестве, ценах и т. д., это будет способствовать росту доли рынка и развитию конкуренции на рынке образовательных услуг.

Следует отметить, что оценка качества как отдельного фактора конкурентоспособности осуществлялась на основании нескольких аккредитационных показателей:

- числа укрупненных групп специальностей;

- процента профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и учеными званиями;

- процента докторов наук и (или) профессоров;

- процента профессорско-преподавательского состава работающего в вузе на штатной основе;

- числа отраслей науки по специальностям научных работников аспирантуры;

- числа отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования.

Для оценки каждого фактора конкурентоспособности высшего учебного заведения автором была разработана специальная оценочная шкала, а затем были применены математические методы и разработана математическая модель оценки конкурентоспособности высших учебных заведений.

Таким образом, комплексное исследование конкурентоспособности высших учебных заведений на рынке образовательных услуг города Красноярска и Красноярского края и факторов их конкурентоспособности может применяться при разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности вузов региона. Основные теоретические выводы исследования могут быть использованы в качестве учебных материалов для преподавания таких дисциплин, как «Маркетинг», «Экономика образования», «Основы предпринимательства» и др.

Библиографические ссылки

1. Терещенко Н. Н., Бондаренко И. В. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы : моногр. I под. общ. ред. Н. Н. Терещенко ; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2005.

2. Общеобразовательные учреждения, средние специальные и высшие учебные заведения в Красноярском крае на начало 2008I09 учебного года : стат. бюл. N° 5-116. Красноярскстат, 2009. С. 49-55.

3. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М. : Центр экономики и маркетинга, 2006.

4. Фатхутдинов Р. Ориентация обучения на конкурен- 5. Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособнос-

тоспособность // Высшее образование в России. 2007. N° 9. тью вуза // Высшее образование в России. 2006. N° 9.

E. A. Kalashnikova

COMPETITIVENES OF INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES OF A CITY OF KRASNOYARSK AND KRASNOYARSK REGION

The article considers competitiveness of higher educational institutions in the market of educational services of Krasnoyarsk region, gives definition «the higher vocational training» is given. The problem urgency is proved, the general approaches and conditions of research of competitiveness of higher educational institutions are shown, and the major factors for competitive ability estimation are allocated.

Keywords: competitiveness, a higher educational institution, formation, services, competitiveness factors.

© Калашникова Е. А., 2010

УДК 330.8

О. В. Пацук

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Методология оценки экономической эффективности различных территорий принципиально едина, она не зависит от их размера и структуры. Однако конкретные методические приемы расчета могут отличаться в зависимости от упомянутых особенностей. Немаловажное значение для выбора метода исследований имеет тип самого модульного комплекса и специфика решаемой задачи.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие территорий, прогнозирование развития экономических систем.

Системный анализ показателей социально-экономического развития региона является структурой с множеством частных показателей. В зависимости от поставленной задачи управления в нее могут включаться критерии, отражающие социальный, экономический и другие эффекты варианта развития. Методология анализа и прогнозирования развития экономической системы региона основывается на следующем:

- на сочетании формального и неформального подходов в системе принятия решения;

- экспериментальном подходе в реализации той или иной модели;

- математической и технологической поддержке вычислительного эксперимента на имитационных моделях.

Разработка моделей помогает осознанию существующей проблемы, облегчает процесс принятия решения, но не может заменить опыт и интуицию эксперта. В связи с этим развитие неформального подхода при осуществлении управления региональной экономикой основано на применении экспертных систем, использовании методов искусственного интеллекта. В таких модельных комплексах, как региональные системы управления, в условиях многокритериальности применение методов оптимизации плановых решений ограничено сложностью их реализации, так как практически невозможно при

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наличии неполной информации математически точно сформулировать цели и разработать оптимальный вариант. Поэтому при разработке системы управления экономикой на региональном уровне основным является метод имитационного моделирования, который через предварительно проведенное аналитическое исследование с помощью применения методов социально-экономического прогнозирования обосновывает полученные результаты математически, что позволяет решать задачи социально-экономического развития, разрабатывать реальные стратегии и выбирать рациональные варианты развития.

Развитие социально-экономической системы становится возможным потому, что орган управления непрерывно получает диагностическую информацию о ее состоянии, и состоянии внешней среды, об отклонениях в движении социально-экономической системы к цели, перерабатывает эту информацию в плановые решения и изменяет состояние объектов управления в нужном направлении, обеспечивая достижение поставленных целей. В исследованиях регионоведов используется целый комплекс научно-исследовательских методов:

1. Системный анализ, который опирается на принцип последовательности через постановку цели, определение задач, формулировку научной гипотезы, комплексное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.