7. Министерство промышленности и торговли РФ www.minprom.gov.ru.
8. Чайковская О.А. Роль государства в развитии автомобильной отрасли современной России // Экономический
анализ: теория и практика. 2009. № 22 (151). 9. Обращение Председателя Правительства РФ В. В. Путина от 20.04.2010г.
УДК 339.138.:378.1
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ И.В.Гимельштейн1, Т.А.Малетина2
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Определен круг проблем современного рынка образовательных услуг в России. Обоснован подход к маркетингу в образовании как к маркетингу образовательных программ. Предложен комплекс маркетинговых инструментов вуза.
Табл.1. Библиогр.4 назв.
Ключевые слова: образовательная услуга; продукт вуза; образовательная программа; маркетинг образовательных услуг; маркетинговые инструменты.
CHALLENGES OF EDUCATIONAL SERVICE MARKETING IN RUSSIA I.V. Gimelshtein, T.A. Maletina
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The authors determine the range of problems in the modern market of educational services in Russia. They prove the approach to marketing in education as to the marketing of educational programs. They propose a set of marketing tools of a higher school. 1 table. 4 sources.
Key words: educational service; high school product; educational program; marketing of educational services; marketing tools.
Современное развитие российского рынка образовательных услуг (ОУ) ставит задачу проведения маркетинговых исследований в области образования. Выявление особенностей маркетинга ОУ делает необходимым изучение сущности и специфики образовательного продукта, а также учета особенностей этапа развития, на котором находится российская система образования.
В настоящее время система образования России характеризуется глубокими противоречиями. Во-первых, наблюдается явный дисбаланс между состоянием и развитием бюджетного и платного образования на всех его уровнях. Во-вторых, происходит коренное изменение структуры спроса на различные ОУ: его повышение на получение высшего образования, переподготовку и сокращение на начальное и среднее образование в связи с неблагоприятной демографической ситуацией. В-третьих, отсутствие квалифицированных специалистов в области современных маркетинга и менеджмента и отток перспективных специалистов в другие сферы деятельности, в то время как именно сфера образования способна обеспечить подготовку и переподготовку кадров для любой из отраслей экономики. Именно в этих условиях ставится проблема развития маркетинга образовательных услуг в России.
Под маркетингом образовательных услуг понимается управление предложением учебного заведения, ориентируемым на требования рынка труда, с активным формированием спроса на прогрессивные образовательные услуги и обеспечением трудоустройства выпускников.
Термин «социальный маркетинг» был впервые введен в 1971 году для обозначения планирования, исполнения и контроля программ, ставящих своей целью добиться принятия какой-либо социальной идеи, проекта или задачи целевой группой населения. Этот тип маркетинга обычно связан с деятельностью некоммерческих организаций, ставящих своей целью достижение определенного социального эффекта (повышение образовательного уровня, например).
Сам термин «некоммерческие организации» или «маркетинг некоммерческих организаций» означает, что главная цель такой организации (вуза, церкви, больницы, политической кампании или общественной организации) не получение прибыли, а достижение социального эффекта. Ради этой своей цели организация может предпринимать коммерческие проекты с целью финансирования усилий по достижению главной цели. Такие организации медленно принимают концепцию маркетинга и медленно приходят к необходимости использования его принципов и инструмен-
1Гимельштейн Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, тел.: (3952) 405096, e-mail: [email protected] Gimelshtein Irina Vladimirovna, Candidate of Economics, associate professor, tel.: (3952) 405096, e-mail: [email protected]
2Малетина Татьяна Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, тел.: (3952) 405135, e-mail: [email protected] Maletina Tatiana Alexeevna, Candidate of Economics, associate professor, tel.: (3952) 405135, e-mail: [email protected]
тов. Однако вузы и организации, опирающиеся в основном на существующие традиции и стабильное государственное финансирование, вынуждены в современных условиях уподобиться предприятиям, которые могут и обанкротиться, если не будут учитывать изменения, происходящие во внешней среде. Вузы будут не только конкурировать друг с другом, стремясь привлечь студентов, но и все больше зависеть в финансировании своей деятельности от дифференциации и диверсификации предлагаемых продуктов и услуг. Многие вузы уже осознали необходимость маркетинговой деятельности, поэтому уже имеют отделы маркетинга, укомплектованные профессиональными сотрудниками.
Американская Ассоциация Маркетинга проводит ежегодные симпозиумы по вопросам маркетинга высшего образования, на которых рассматривает такие практически важные вопросы, как разработка маркетингового плана, позиционирование государственного университета, реклама вуза, методы измерения эффективности маркетинговых усилий вуза, форма представления информации о вузе, наиболее подходящая разным группам абитуриентов и т.д.
Поскольку маркетинговая деятельность вуза - это процесс эффективной коммуникации, важно иметь четкое представление о контактных аудиториях этого процесса. Реальными участниками маркетинговых отношений являются: образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению ОУ на рынке.
Особую роль среди субъектов маркетинга ОУ, играет личность учащегося, студента, слушателя. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных потребителей ОУ тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств существования, но еще и для удовлетворения собственных познавательных потребностей. Именно эта личность, персонифицированный носитель, обладатель, пользователь и конечный потребитель ОУ, осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, сроков, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы (или следующей ступени образования) и всего комплекса условий реализации приобретенного потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга ОУ, объединяемые этим центральным субъектом. С точки зрения маркетинга в функции образовательного учреждения входит:
- оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, уме-
ний и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);
- производство и оказание сопутствующих ОУ, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;
- оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования ОУ и др.
Образовательные учреждения как субъекты, формирующие и осуществляющие предложение ОУ на рынок, играют решающую роль в становлении маркетинга в сфере образования.
Посреднические структуры на рынке ОУ пока еще находятся в стадии формирования, развертывания своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений (например, вузов или школ бизнеса) и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они содействуют эффективному продвижению ОУ на рынке и могут выполнять следующие функции:
- накопление, обработка, анализ и продажа (предоставление) информации о конъюнктуре рынка ОУ, консультирование других субъектов;
- участие в процессах аккредитации образовательных учреждений, осуществление рекламной деятельности, юридической поддержки;
- формирование каналов сбыта, организация заключения и содействие выполнению сделок по ОУ;
- участие в финансировании, кредитовании и других формах материальной, ресурсной поддержки производителей и потребителей ОУ, в т.ч. через систему личных государственных и иных образовательных кредитов.
Роль государства и его органов управления (в т.ч. на местах) особенно весома в маркетинге ОУ, в отличие от маркетинга других товаров и услуг. Повсеместно в странах с рыночной экономикой государство осуществляет правовую защиту субъектов маркетинга (прежде всего потребителей) от монополизма, от недобросовестности в бизнесе, рекламе, обеспечении качества товаров и услуг, ведет статистику, содействует проведению масштабных рыночных исследований и др.
В сфере образования государство призвано выполнять специфические функции, по существу не выполнимые другими субъектами в потребном масштабе. В развитых странах (например, в США) первая обязанность федеральных органов образования - это инициация, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения ("public relations"), позитивного имиджа социальных институтов образования как среди населения, так и в кругах работодателей.
Государство во всем мире финансирует образование (прежде всего в направлении его фундамента-лизации и гуманизации) и предоставляет гарантии для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу, применяет налоговые льготы и иные формы
регулирования рынка с целью обеспечения развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, развития образования в целом.
Маркетинг в любой отрасли определяется спецификой продукта. Современная трактовка сущности образовательного продукта охватывает все стороны развития личности, предполагает не только собственно образование в виде усвоения опыта предыдущих поколений в форме знаний, умений и навыков, но и воспитание определенных способов поведения и их дальнейшую корректировку, физическое и интеллектуальное развитие человека в целом, формирование у него способности к дальнейшему развитию и саморазвитию. С одной стороны, это расширяет возможности образовательных учреждений по привлечению различных целевых групп потребителей, позволяет увеличить арсенал маркетингового инструментария. С другой стороны, разработав маркетинговую концепцию своей деятельности, образовательные учреждения вынуждены учитывать все потребности своих клиентов. Отсюда вытекает необходимость восстановления системы воспитательной работы в российских школах и вузах, поддержки научной деятельности студентов и преподавателей в высших учебных заведениях, развития системы социального обеспечения учащихся.
Что же, собственно, является предметом маркетинга, продуктом учебного заведения?
В рыночной экономике существуют товары и услуги общественного пользования, производство которых оплачивается одной частью населения (налогоплательщиками), а пользуются ими другие (например, потребители образовательных услуг). Производя продукты общественного пользования, учебное заведение работает одновременно на двух рынках. Вуз предоставляет обществу образовательные услуги определенного вида, потребителями которых являются учащиеся и студенты, и одновременно представляет результаты своей деятельности на рынке труда, потребителями которых являются предприятия и организации различных отраслей экономики. Эта двойственная природа деятельности вуза вносит значительную путаницу в определение его продуктов, целевых рынков сбыта и групп потребителей. Действуя одновременно на двух связанных и взаимозависимых рынках - рынке образовательных продуктов и услуг и рынке труда - вуз тем не менее имеет один продукт, с которым он выходит на оба рынка. Все последние исследования сходятся на том, что основным направлением деятельности вуза является предоставление образовательных услуг.
Однако неясно, что именно представляет собой «образовательная услуга»; является ли она, например, лекцией преподавателя, полным курсом подготовки специалиста, организацией студенческого научного общества или проведением конференции с представителями предприятия. В теории маркетинга товаром считается все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью приобретения, потребления, использования или привлечения внимания. С точки зрения основной деятельности вуза и
классической теории маркетинга, по мнению многих авторов, продуктом вуза является образовательная программа. Образовательная программа разрабатывается вузом для того, чтобы удовлетворить потребность в образовании, профессиональной подготовке, обучении или переподготовке, - т.е. достижении определенного социального эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня). Именно с этим продуктом выходит на рынок любое образовательное учреждение (вуз, средняя школа, курсы и т.д.). Вуз не предлагает на рынке отдельные образовательные услуги в виде лекций, семинаров и т.п., он предлагает комплекс услуг, объединенных единой задачей и обеспеченных соответствующими ресурсами.
Образовательная программа - это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации. В зависимости от своих возможностей и потребностей клиентов вузы предлагают различный ассортимент таких программ, которые можно классифицировать по ряду признаков. По уровню предлагаемого образования программы могут быть довузовскими, бакалаврскими, магистерскими, аспирантскими, программами профессиональной переподготовки и т.п. По ориентации на определенную специальность программы могут быть по финансам, маркетингу, товароведению, управлению персоналом и др. По форме обучения различаются программы очные, вечерние, заочные, дистанционные и т.д. По используемым методам обучения программы могут быть традиционными, программами проблемного обучения и др. По наличию дополнительных компонентов, когда для достижения цели недостаточно лишь ресурсов одного вуза, образовательные программы могут быть так называемыми «сэндвич курсами», включающими обязательный период практики между двумя периодами теоретической подготовки, программами «интернатуры», когда теоретическое обучение идет параллельно практической работе по данному направлению, международными, когда обучение по программе зарубежного вуза-партнера является составной частью учебного процесса и др.
Новые виды образовательных программ появляются в ответ на спрос рынка или изменяющиеся технические возможности (ресурсы) вуза. Бурное развитие информационных технологий, например, вывело на рынок программы дистанционного обучения, переход к открытой экономике - программы с углублённым изучением иностранных языков.
Является ли выпускник продуктом вуза?
Выходя на рынок образовательных продуктов и услуг со своими образовательными программами, вуз одновременно выпускает специалистов разного уровня и профиля, освоивших предлагаемые вузом образовательные программы. Предлагая всем студентам данного курса на данном факультете одну и ту же образовательную программу, вуз в итоге выпускает разных специалистов. Отличаются они по степени усвоения программы, по качеству знаний, по личностной
ориентации на те или иные аспекты своей профессии и т.д. Поэтому на рынке труда вуз является производителем не выпускников, а образовательных программ в том виде, в котором они освоены его выпускниками. В результате освоения указанных образовательных программ выпускники приобрели нужные рынку труда знания, умения и навыки.
Следующий спорный вопрос, который требует уточнения, это характер взаимоотношений между вузами-производителями и предприятиями-потребителями. Можно ли эти отношения признать сделкой? Сделкой в маркетинге принято называть обмен ценностями между двумя и более сторонами. Вуз выходит на рынок труда с результатами своей образовательной деятельности, воплощёнными в знаниях, умениях и навыках выпускников, выпускники предлагают свою рабочую силу предприятиям, те, в свою очередь, оценивают квалификацию этой рабочей силы в виде стартовых зарплат и других условий найма. Вуз в результате этой «сделки» не получает прямых материальных выгод. Он ожидает получить отклик от своей целевой аудитории не в форме купли (вуз не занимается продажей своих выпускников, они сами продают свою рабочую силу), а в виде подъема престижа вуза, увеличения притока абитуриентов (т.е. спроса на образовательные программы), упрочения своего конкурентного положения среди других вузов.
Одним из возможных откликов может быть договор с предприятием, удовлетворенным качеством выпускников вуза и заинтересованным в получении квалифицированных специалистов и дальше настолько, что готов оказать вузу материальную, финансовую или иную помощь в обмен на приоритетное право отбора и найма выпускников этого вуза в будущем. Однако подобный вид сделки не является сделкой по купле рабочей силы на рынке труда.
Таким образом, вуз является производителем образовательных программ, которые он предлагает на рынке образовательных продуктов и услуг, и с которыми он выходит на рынок труда, но опосредованно, через своих выпускников. Вуз заинтересован в том, чтобы его образовательные программы как можно полнее соответствовали требованиям рынка труда, а выпускники как можно полнее эту программу усваивали. Поэтому вуз заинтересован в изучении целевого рынка труда, так как, во-первых, рынок труда определяет основные стандарты качества обучения и, во-вторых, перспектива трудоустройства молодых специалистов является важным мотивом выбора вуза абитуриентами и их родителями.
Итак, маркетинг в образовании - это маркетинг образовательных программ, т.е комплекса образовательных услуг. Выделим в этой связи ряд особенностей услуг как таковых.
Услуги нематериальны, неосязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать веря "на слово". Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются материализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат учебные планы и програм-
мы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.
Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, изменить и спрос. Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие -обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более - образовательных. Особенность последних - в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания.
Услуги непостоянны по качеству. Это связано, прежде всего, с их неотделимостью от субъектов-исполнителей (результат услуги зависит даже от настроения мастера), а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непостоянство ОУ имеет еще одну причину - изменчивость "исходного материала" - обучающегося.
Услуги несохраняемы. Для ОУ несохраняемость имеет два аспекта. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Однако у ОУ эта черта выглядит смягченной, т.к. учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для ОУ действует другая сторона несохраняемости - естественное для человека забывание полученной информации, знаний. В образовании в этом же направлении действует научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит свой вклад в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно - в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды. Все это делает весьма актуальным дальнейшее сопровождение ОУ уже в процессе трудовой деятельности выпускников и задает требование непрерывности образования.
Известно, что комплекс маркетинга любой организации в сфере услуг намного шире, чем в сфере материального производства ввиду наличия большего количества «точек соприкосновения» организации и потенциального клиента и включает в себя, как минимум, семь основных инструментов (система 7 «р»). Маркетинговые инструменты вуза включают семь групп контролируемых факторов (таблица).
Спецификой образовательного маркетинга является также и то, что хозяйственные организации в образовании, как одной из социальных сфер, являются преимущественно некоммерческими и могут использовать различные источники финансирования. Маркетинговая деятельность образовательного учреждения дифференцируется для непосредственных потребителей (учащихся и их родителей) и доноров (заказчиков), в качестве которых могут выступать различные промышленные и финансовые компании , частные предприниматели, зарубежные и отечественные общественные организации, политические партии, государственные и муниципальные органы власти. Маркетинговая деятельность на рынке ОУ является многомерной в отличие от традиционного маркетинга.
Комплекс маркетинга высшего учебного заведения
Наименование инструмента маркетинга (элемента системы 7 «р») Характеристика инструмента маркетинга вуза
1. Product (продукт) Основной продукт - образовательные программы как комплексы ОУ. Подкреплением основного продукта вуза является предоставление возможностей для удовлетворения дополнительных социальных потребностей личности - занятие спортом, творчеством, проживание в комфортных условиях, возможность доступа к информации (библиотека, Интернет) и т.д.
2. Price (цена) Стоимость обучения по образовательным программам, стоимость проживания в общежитиях и т.д., льготы, скидки.
3. Promotion (продвижение) Используемые методы продвижения ОУ: - реклама (рекламные объявления в СМИ, Интернет-реклама на сайте вуза, «фирменная» сувенирная, наружная, печатная реклама и т.д.); - РР (работа с предприятиями, центрами занятости, потенциальными работодателями, проведение и участие в конференциях, выставках, ярмарках, членство в ассоциациях, формирование фирменного стиля, благотворительность, спонсорство и т.д.); - прямой маркетинг (курирование школ, ведение специальных дисциплин в школах преподавателями вуза, профориентационная работа в школах, средних специальных учебных заведениях, проведение «Дня открытых дверей» и т.д.
4. Place (распределение, сбыт) Услуги нельзя перепродать, поэтому посредников в этой сфере не может быть. Однако в качестве каналов сбыта ОУ выступают представительства вуза в различных городах, центры занятости населения.
5. People (сотрудники) Все сотрудники вуза, которые непосредственно (лично или по телефону) контактируют с абитуриентами, студентами, родителями, должны не только профессионально выполнять свои основные служебные обязанности, но и быть внимательными, доброжелательными и т.п., т.е. проявлять маркетинговый подход к потребителю (существующему и потенциальному).
6. Process (процесс оказания услуги) Учебный процесс должен соответствовать наивысшим стандартам в этой сфере как по форме, так и по содержанию, так как студент вовлечён в этот процесс и является его непосредственным участником. Его мнение - это важный фактор конкурентоспособности вуза.
7. Р!^^! evidence (материальные доказательства) Для подтверждения высокого качества ОУ необходимо в соответствующих помещениях вывесить сертификаты, лицензии, дипломы, списки и отзывы выпускников вуза, добившихся значительных успехов в работе, высоких должностей. Со вкусом оформленные помещения и территория вуза, соблюдение делового стиля в одежде сотрудников также являются важными инструментами маркетинга.
Проблема заключается в том, что в условиях недостаточного финансирования образовательных учреждений маркетинговая деятельность может превратиться в интенсификацию коммерческих усилий как по отношению к клиентам, так и по отношению к заказчикам. При этом в образовательном учреждении формируется целевая установка - максимально заработать при невысоком качестве образовательного процесса и небольших затратах - которая не является рыночной и социально ответственной.
В настоящее время актуальной для образования становится главная цель маркетинга - обеспеченность удовлетворенности потребителя, которая возможна только при оценке результата образования. Сложность оценки результата образования заключается в том, что, во-первых, результат пролонгирован по времени от момента приобретения образовательной услуги до момента применения знаний и навыков в практической деятельности. Во-вторых, результат
оценивается получателем с определенной долей субъективизма: молодые люди, получающие образование впервые, часто оценивают удовлетворенность как легкость сдачи экзамена, простоту обучения и т.д., в то же время лица, получающие второе высшее образование, оценивают содержание курсов и профессионализм преподавателей. Такая многосторонняя оценка удовлетворенности качеством образования позволяет подменять результативность образования увеличением количества дополнительных платных услуг.
Отсутствие маркетингового подхода в образовательных учреждениях не стимулирует ни к проведению маркетинговых исследований удовлетворенности образовательным продуктом, ни к повышению качества образования, так как это требует больших затрат и организационных преобразований.
Рыночная ориентация вуза предполагает, что он оказывает только те ОУ, которые пользуются спросом
на рынке. Ассортимент ОУ должен быть достаточно широк и иметь свойство постоянного обновления под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Цены на ОУ формируются под воздействием рынка: конкурентов и величины платежеспособного спроса. При этом критерием конкурентоспособности образовательной услуги и вуза в целом должна быть не цена продажи, а цена потребления образовательной услуги.
Основной функцией маркетинга ОУ является выявление потребности в специалистах в определенных сферах деятельности и разработка образовательных программ для подготовки таких специалистов. Таким образом, продуктом вуза является образовательная программа, которая представляет собой комплекс ОУ, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами вуза. Потребители ОУ - это непосредственные получатели услуг вуза (студенты) и те, кто принимает решение о приобретении ОУ (родители, абитуриенты и студенты). На принятие решения о выборе вуза и, следовательно, приобретении его ОУ оказывает влияние правильное позиционирование вуза и его ценовая политика. Ценовая политика вуза должна отвечать на вопрос, из чего складывается продажная цена ОУ и обоснованы ли при этом затраты покупателя. Современная ситуация на рынке труда требует от вузов серьезных маркетинговых исследований рынка
ОУ, которые должны усилить конкурентоспособность вузов и усовершенствовать образовательные технологии. Основными задачами маркетинга ОУ являются:
- исследование рынка труда для определения наиболее востребованных профессий и перспектив развития данных потребностей;
- изучение рынка ОУ и запросов потенциальных потребителей этих услуг;
- определение современных методов привлечения потенциальных потребителей ОУ;
- организация маркетингового подразделения в структуре вуза для максимального удовлетворения запросов потребителей ОУ.
Функции, которые выполняет сфера образования в общественной системе, долговременное воздействие на экономику в целом предполагают реализацию концепции социально-ответственного маркетинга. В условиях, когда работники образования вынуждены искать способы зарабатывать средства для себя, своей семьи и сохранения собственного образовательного учреждения, система в целом не может рассчитывать на социальную ответственность каждого из них. Сфере образования необходима помощь со стороны общества и государства, только тогда можно рассчитывать на социально ориентированную деятельность системы образования и развитие маркетингового подхода к исследованию рынка ОУ в России.
Библиографический список
1. Гуртов В.А., Питухин Е.А., Васильев В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах РФ. М.: Техносфера, 2007. 680 с.
2. Одинцова Т. Отдел маркетинга в инновационном вузе. // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 65-70.
3. Платошкина Г. Г. Стратегический маркетинг высшего образования. // Экономика образования. 20O7. № 4. С. 14-20.
4. Saginova O/ Facilitations innovations in Higher Education in Transitional Economies. // Journal of Educational Management. //Vol. 22, # 4, 2008, p. 341-351.
УДК 504.06:658.5
РОЛЬ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КОМПАНИЙ
О.И.Горбунова1, М.В.Сенченко2
байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
2Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Дана характеристика системы экологического менеджмента (СЭМ). Показана роль СЭМ в интегрированной системе менеджмента. Наглядно представлены сферы действия СЭМ и системы менеджмента качества на предприятии. Рассмотрены и обоснованы преимущества, получаемые предприятием при внедрении СЭМ наряду с СМК.
Ил. 1. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: система экологического менеджмента; стандарты серии ИСО 14000; управление; конкурентоспособность; преимущества; окружающая среда.
1 Горбунова Ольга Ивановна, кандидат технических наук, доцент, тел.: (3952) 747123. Gorbunova Olga Ivanovna, Candidate of technical sciences, associate professor, tel.: (3952) 747123.
2Сенченко Марина Васильевна, соискатель, тел.: 89501176318, e-mail: [email protected] Senchenko Marina Vasilievna, competitor for a scientific degree, tel.: 89501176318, e-mail: [email protected]