Научная статья на тему 'К вопросу о создании адаптивной организации'

К вопросу о создании адаптивной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ADAPTIVE MANAGEMENT / ЭНДОГЕННАЯ СРЕДА / ENDOGEN ENVIRONMENT / ОППОРТУНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЯМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ / SUBJECTIVE FACTORS OF MANAGEMENT / МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / MODELS OF MANAGEMENT SYSTEM CHANGES / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / DECENTRALIZATION / ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ / DISINTEGRATION / OPPORTUNIST POTENTIAL OF COUNTERACTING CHANGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуев Василий Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности системы управления в условиях нарастания потока изменений рыночной среды, что свойственно современному этапу развития глобальной экономики. С этой точки зрения оцениваются методы управления изменениями и проблема сопротивления им, вопросы, остающиеся вне внимания руководителей бизнеса, подчеркивается роль субъективного фактора и влияние информационных технологий на процессы трансформации системы управления организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues of improving the efficiency of the management system in conditions of increasing flow of changes in market environment, which is typical of the current stage of global economy development. From this angle the author estimates methods of managing changes and problems connected with resistance to them, the issues which are ignored by executives. The author also underlines the role of the subjective factor and the impact information technologies exert on the processes of transforming the system of organization management.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании адаптивной организации»

Канд. экон. наук В. Е. Зуев

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ АДАПТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности системы управления в условиях нарастания потока изменений рыночной среды, что свойственно современному этапу развития глобальной экономики. С этой точки зрения оцениваются методы управления изменениями и проблема сопротивления им, вопросы, остающиеся вне внимания руководителей бизнеса, подчеркивается роль субъективного фактора и влияние информационных технологий на процессы трансформации системы управления организацией.

Ключевые слова и словосочетания: адаптивное управление, эндогенная среда, оппортунистический потенциал противодействия изменениям, человеческий капитал, субъективные факторы управления, модели изменений системы управления, интеграция, децентрализация, дезинтеграция.

Первооснова трансформации бизнеса - это реальная оценка собственного потенциала в контексте существующей бизнес-среды и тенденций ее изменения. «Взаимосвязанный, мгновенно реагирующий мир не просто стал более подвижным - он стал более изменчивым. Единственное, что постоянно, - это перемены. <...> В результате руководители компаний... пытаются создавать организации, восприимчивые к изменениям и соответствующим образом на них реагирующие, закладывая основу адаптивного управления»1. Но проблемы, лимитирующие и эффективность текущих дел, и возможность развития в перспективе, связаны с состоянием внутренней среды и с ее реакцией на изменения.

Вот в этой области, казалось бы, никаких «белых пятен» быть не должно - все поддается контролю и только от самой компании зависит, где и как использовать имеющиеся ресурсы. Однако не все так однозначно. Задача трансформации внутренней среды - одна из самых сложных в менеджменте. Ведь для того, чтобы понимать, что и как изменить, нужно не только оценить изменения внешней среды и их влияние на организацию, но и осознать особенности элементов собственной структуры и системы управления, причем с точки зрения не только сегодняшней, но и завтрашней эффективности, а также оценить действенность управления в целом и оппортунистический потенциал элементов структуры в частности, с тем чтобы преодолеть сопротивление переменам. Иными словами, необходимо решать проблему управления процессами организационных изменений, при которых субъективные факторы играют доминирующую роль. Тем более это актуально сегодня, когда интеграция - доминирующая тенденция, определяющая процессы трансформации гло-

1 Мейер К., Дэвис С. Живая организация : пер. с англ. - М. : Добрая книга, 2007. - С. 9.

бального рынка, при этом объединение сопровождается, как правило, и высвобождением избыточной численности, и коренными изменениями внутри-организационных отношений, и столкновением разных корпоративных культур.

«Слияние компаний, реорганизация и прочие преобразования всегда затрагивают интересы людей, а это неизбежно сопряжено с явным (или, что хуже, неявным) проявлением чувств и задетого самолюбия. Ирония, а иногда и трагедия ситуации в том, что руководители преобразуемых компаний нередко игнорируют человеческий фактор как таковой. <...> Организационные изменения могут иметь успех только в том случае, если эмоциональным и поведенческим аспектам уделяется внимания не меньше, чем производственным» \

Поэтому управление процессами организационных изменений - это прежде всего управление человеческим капиталом.

По наблюдениям В. Крюгера, автора модели «Айсберг управления изменениями», большинство руководителей уделяют внимание видимой части организации, забывая о том, что основные рычаги не лежат на поверхности2. Поверхностное управление - верхняя часть айсберга. На этом уровне управление представляет собой управление затратами, качеством, временем. Глубинное управление - нижняя часть айсберга. На этом уровне происходит управление изменениями и внедрениями: управление восприятием и убеждениями; управление властными и политическими полномочиями. По мнению В. Крюгера, реальные изменения требуют глубинных изменений в поведении сотрудников, их ценностях, затрагивая перераспределение властных полномочий.

Действительно, если назвать основные ошибки при управлении изменениями, то все они относятся к тем, которые связаны с психологическими аспектами управления организационными изменениями. Так, по мнению Дж. Коттера, наиболее значимые из них заключаются в том, что не создана атмосфера безотлагательности действий; не создана влиятельная команда реформаторов; отсутствует видение проблемы; неэффективно проводится пропаганда корпоративного видения; не устранены препятствия, блокирующие нововведения; не проводится систематическое планирование и не обеспечиваются ближайшие результаты; преждевременно празднуется победа; изменения не закреплены в корпоративной культуре3.

Поэтому не случайно, что даже подходы к осознанию проблемы изменений отличаются от принятых в технике тем, что организация рассматривается с точки зрения понятных аналогий - на уровне зрительного представления. Так, теория организационных метафор Г. Моргана4 основывается на том, что любое представление организации - это упрощение объективной реальности, но от того, какой организация представляется руководителям, зависят их решения, связанные с управлением. Иными словами, представление ограни-

1 Дак Д. Д. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. -2-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - С. 11, 12.

2 URL: http://www.valuebasedmanagement.net/methods_change_management_iceberg.html

3 См.: Kotter J. P. Leading Change. - Boston : Harvard Business School Press, 1996.

4 См.: Morgan G. Images of Organization. - Beverly Hills : Sage, 1986.

чивает возможности управления, так как лицо, принимающее решение (ЛПР), действует исходя из логики, диктуемой сложившимся у него абстрактным образом организации. Г. Морган и его последователи предложили использовать не модели, а образы и метафоры, которые менее структурированы, чем модели, но возможность интуитивного понимания в этом случае больше, чем при оценке модели. Ведь аналог мысленно предстает во всех связях и взаимодействиях элементов. В отличие от модели таких метафор может быть несколько. Г. Морган обратил внимание на способность метафор углубить понимание, помочь посмотреть на организацию под разным углом зрения с помощью разных метафор, исходя из стоящих перед ЛПР целей.

Г. Морган выделяет семь метафор1, но на практике они в чистом виде не используются, а являются смесью метафор. Причем, по мнению Э. Кемерон и М. Грина, достаточно учитывать четыре2.

1. Организация как машина: изменения необходимо вводить; сопротивлением можно управлять; цели определяют направление движения. Но такой механистический взгляд не учитывает, что людьми управлять нельзя - можно управлять только их интересами, а это отнюдь не аналог кнопок и рычагов управления техникой. Кроме того, при стабильном состоянии данный подход работает, но когда возникает необходимость значительных изменений, сотрудники воспринимают их как капитальную перестройку, обычно разрушительную, и соответственно оказывают сопротивление. В таком положении трудно что-либо менять.

2. Организация как политическая система: изменения не будут иметь успеха, если нет поддержки влиятельных людей; чем больше сторонников у изменений, тем лучше; необходимо знать политический расклад и понимать, кто в результате изменений выиграет, а кто проиграет; среди эффективных стратегий - создание новых коалиций и повторное обсуждение вопросов. Применение только данного подхода может привести к развитию сложных стратегий в стиле политических интриг, а учитывая, что в любой организации есть победители и проигравшие, жизнь компании может превратиться в политическую войну.

3. Организация как организм: изменения должны происходить только в ответ на перемены в окружающей среде; индивидуумы и группы должны осознавать необходимость перемен, чтобы адаптироваться к ним; реакцию на изменения в окружающей среде можно выработать; стратегии успеха - участие и психологическая поддержка. Но представлять компанию в качестве адаптивной системы не совсем корректно: организация не только адаптируется к своему окружению, но и сама может формировать его, сотрудничая с другими сообществами или организациями, значительно изменяя бизнес-среду. Кроме того, существует опасность превращения метафоры в идеологию, в соответствии с которой индивидуумы должны полностью слиться с компанией

1 Машина; организм; мозг; культура; политическая система; душевная тюрьма; поток и трансформация.

2 См.: Cameron E., Green M. Making Sense of Change Management: A Complete Guide to the Models, Tools and Techniques of Organizational Change. - 2nd edition. - London : Kogan Page Publishers, 2009.

(т. е. сотрудники должны удовлетворять свои личные потребности через удовлетворение потребностей организации).

4. Организация как поток и трансформация: изменениями нельзя управлять, они появляются сами по себе; менеджеры не выпадают из системы, которой управляют - они часть этой системы и всей среды; напряжение и конфликты - важная (и обязательная) характеристика появляющихся изменений; менеджеры выступают в качестве помощников, давая людям возможность обмениваться мнениями и сосредотачиваться на значительных расхождениях. Но в отличие от других метафор, которые позволяют предсказать изменение до того, как оно произойдет, в данном случае не дается плана действий, схемы процесса или программы. Кроме того, постулируется, что изменение можно осознать только апостериори, а это приводит к возникновению чувства беспомощности, не добавляющей уверенности.

Как бы ни различались подходы к построению модели организации, главное в том, что все сущностные черты моделей, все взаимосвязи элементов этих моделей, все побудительные мотивы деятельности и методы воздействия на них исходят из неизбежности изменений, которые могут разрушительно сказаться на организации. Следовательно, раз изменения неизбежны, необходимо опираться на понимание того, что и в какой последовательности нужно делать.

Предложенная еще в первой половине XX в. Куртом Левиным модель изменений (Размораживание, Движение, Замораживание»1 много раз модифицирована ученными и консультантами, но и сейчас не утрачивает своей актуальности. Она включает три этапа: первый этап - осмысление сложившегося положения, определение движущих сил и описание желаемого конечного состояния; второй этап - процесс перехода из одного состояния в другое, который предусматривает участие и вовлечение персонала организации; третий этап - стабилизация организации и закрепление нового состояния, ведь процесс внедрения нового не всегда является изменением: очень часто через какое-то время после окончания проекта организация отказывается от его результатов, перестает использовать внедрение. Модель К. Левина учитывает такое понятие, как гомеостаз (свойство системы стремиться к восстановлению). На третьем этапе предлагается использовать такие инструменты, как институциализация новых подходов (с помощью структуры, новых стандартов, норм и т. д.), определение политик и систем вознаграждения.

Старший вице-президент компании The Boston Consulting Group (BCG) Д. Д. Дак, основываясь на обширном опыте управленческого консультирования, пишет, что «процесс изменений включает в себя последовательность предсказуемых и управляемых событий - динамических фаз. Эта последовательность получила название кривой перемен. Всего таких фаз пять. Кривая перемен начинается с фазы застоя, затем проходит через фазы подготовки, реализации и проверки на прочность и, наконец, завершается достижением цели. Все программы организационных изменений, в которых мне довелось

1 См.: Левин К. Топология и теория поля : хрестоматия по истории психологии. - М. : МГУ, 1980; Левин К. Динамическая психология : избранные труды. - М. : Смысл, 2001.

участвовать или о которых я знала, обязательно проходили через эти фазы»1. Такое уточнение не отвергает подход К. Левина, а лишь уточняет содержание фаз изменений, акцентируя при этом внимание на том, что речь идет о последовательности предсказуемых и управляемых событий.

П. Сенге выявил десять угроз, препятствующих организационным изменениям 2, и все они связаны с личностными качествами руководителей, их ментальностью и своеобразием реакции на изменения. Это еще один пример поиска лучших методов менеджмента, показывающий основополагающую роль субъективного фактора при трансформации системы управления организацией и необходимость концентрации внимания руководителей на реакцию и возможности сотрудников. Но даже если есть понимание того, что необходимые преобразования относятся к самому глубокому уровню трансформации системы взаимодействия между людьми, К. Прайс и Э. Лаусон считают, что следует учесть четыре условия эффективных изменений через способы мышления сотрудников3: во-первых, сотрудники должны видеть смысл в изменениях и принимать их; во-вторых, новые требования к сотрудникам должны вознаграждаться и поддерживаться структурами и процессами организации; в-третьих, сотрудники должны иметь необходимые навыки; в-четвертых, повышается роль моделирования нового поведения - лидеры в этом смысле должны быть увлекающим примером, ведь на каждом из организационных уровней управления, глядя на влиятельных руководителей, сотрудники делают вывод о том, насколько серьезно организация относится к переменам.

Каждое из условий выглядит независимо, что создает соблазн реализовать только те моменты, которые получаются. Но когда речь идет о глубоком уровне изменений, Прайс и Лаусон настаивают на том, что необходимо соблюдение всех четырех условий. В дополнении к этому, по нашему мнению, следует акцентировать внимание на том обстоятельстве, что эти рекомендации, как и многие «рецепты» успешного менеджмента, не выходят за рамки здравого смысла, а значит, априорно рациональные основы управления не дают оснований для сомнений в эффективности их реализации.

Вместе с тем в практике менеджмента можно найти множество примеров иррационального поведения менеджеров. И организационные преобразования, как ни одна другая сторона управленческой деятельности, изобилуют такими примерами.

Так, К. Айкен и С. Келле говорят о типичных иррациональных ошибках при соблюдении условий изменений. Они выделили девять ловушек, мешающих проведению эффективных изменений4:

1) руководители в своих действиях исходят из убеждения, что то, что мотивирует их, мотивирует большинство сотрудников;

1 Дак Д. Д. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. -С. 13.

2 См.: Senge P. M. The Dance of Change. - Random House (USA), 1999.

3 См.: Price C., Lawson E. The Psychology of Change Management. URL: http://www.kenstott.com/ Links/Psychology%20of%20Change%20Management.pdf

4 См.: Aiken C., Keller S. The Irrational Side of Change Management // McKinsey Quarterly. - 2009. - N 2.

2) руководители спускают вниз готовую историю изменений;

3) руководители опираются только на недостатки организации;

4) лидеры изменений считают, что они уже соответствуют новым требованиям;

5) влияние лидеров - главное требование для успешных изменений;

6) деньги - самый легкий способ мотивировать людей;

7) результат должен быть достигнут любой ценой;

8) важно, что должны делать сотрудники, а не что думать;

9) затраты на обучение - залог успеха.

Иными словами, ЛПР принимает в расчет только свои резоны и побудительные мотивы, считая, что деньги создадут мотивацию для сотрудников следовать намеченным им курсом.

Резюмируя эти положения, показывающие сложность и длительность процессов организационных преобразований, резонно задать вопрос: каким же образом решить задачу развития в условиях динамично изменяющегося рынка, учитывая сложность и непредсказуемость внешнего окружения бизнеса и проблемы инерционности преобразований внутренней среды организации? Теоретическая база менеджмента предлагает ряд решений, которые можно обозначить как методы создания адаптивной организации.

Д. Лепоре и О. Коэн обратили внимание на трудности, связанные с процессом постоянного совершенствования. Они задались вопросом: почему сложно управлять изменениями, связанными с совершенствованием организаций? Основываясь на идеях Деминга и Голдратта1, авторы приходят к выводу, что нужно определить препятствия на пути желаемых результатов и разработать правильные средства их преодоления, т. е. следует задать три вопроса: что изменять; на что изменять; как сделать эти изменения возможными? Особая роль в решении поднятой проблемы отводится теории ограничений (ТОС), которая рассматривает организацию как цепь взаимозависимых процессов. Основная идея состоит в том, что необходимо сфокусировать внимание на самых слабых звеньях (ограничениях) системы. Д. Лепоре и О. Коэн предлагают десять шагов (декалогию)2 для эффективного проведения изменений. Понятно, что каждый шаг должен приносить свои плоды, и вопрос заключается в

1 Эдвард Деминг - американский ученый, статистик и консультант по теории управления качеством. Наибольшую известность он приобрел за свои инновационные предложения о реорганизации предприятий, широко используемые в Японии и других странах под названием «бережливое производство». Элияху Моше Голдратт - создатель теории ограничений (TOC - Theory of Constraints).

2 1-й шаг - установить цели системы, единицы измерения и оперативные показатели; 2-й шаг -понять систему; 3-й шаг - стабилизировать систему; 4-й шаг - найти ограничения и осуществить 5 фокусирующих шагов; 5-й шаг - ввести управление буферами (buffer management); 6-й шаг - уменьшить вариабельность ограничений и основных процессов; 7-й шаг - создать соответствующую структуру управления; 8-й шаг - устранить внешнее ограничение - продать избыточную производительность; 9-й шаг - согласовать ограничение внутри организации; 10-й шаг - ввести в действие программу непрерывного обучения. См.: Lepore D., Cohen O. Deming and Goldratt: The Theory of Constraints and the System of Profound Knowledge. The Decalogue. - North River Press Publishing Corporation, 1999.

том, что нужно оценить как весь проект в целом, так и траекторию развития организации, двигающейся к намеченной цели с помощью этих шагов.

О. С. Виханский и А. И. Наумов выделили девять исходных положе-ний1, следование которым способствует проведению успешных организационных изменений. Эти положения не противоречат концепциям, отраженным в работах зарубежных специалистов, и выражают общую идеологию, говоря о том, что все приемы управления изменениями, независимо от специфики предлагаемых решений, подчеркивают сложность организационных преобразований, необходимость организации информационного потока с достоверной информацией и роль человеческого капитала в современном бизнесе. Однако остается вопрос: если в крайне изменчивом мире любое изменение требует стольких сил и времени (а вышеописанные шаги, или этапы, именно о продолжительности организационной трансформации и говорят), то насколько реально адаптироваться к изменениям? Ведь может получиться так, что организация будет вынуждена начинать организационные преобразования, не завершив процесс адаптации к предыдущим изменениям. Выходом из ситуации зацикливания может служить применение принципов адаптивного менеджмента.

Наиболее лаконично эти принципы сформулированы К. Мейером и С. Дэвисом, которые считают, что принципы адаптивного предприятия не требуют какой-то обширной, четко определенной программы изменений: «если руководители организации начнут применять мемы2 адаптивного предприятия, эти идеи будут распространяться сами собой и со временем изменят поведение организации»3.

Для этого нужно:

- запустить процесс самоорганизации - управлять организацией снизу вверх;

- рекомбинировать - превратить бизнес в открытую систему;

- воспринимать и реагировать - оснастить бизнес всем необходимым для восприятия изменений и немедленной, точной и адекватной реакции на них;

- учиться и адаптироваться - создать петлю обратной связи, чтобы знать, что произошло после восприятия «новых вводных» и реакции на них;

1 Чтобы что-то менять, нужно это понять; нельзя менять что-то одно в системе; люди сопротивляются всему, за что их могут наказать; люди готовы идти на уступки ради будущего выигрыша; изменения не проходят без стресса; привлечение к участию в определении целей и стратегии изменений сокращает уровень сопротивления им и увеличивает вероятность взятия необходимых обязательств со стороны работников; изменения в поведении делаются маленькими шагами; правда более важна в период изменений; мыслительные процессы и динамика отношений становятся устойчивыми, если изменения успешны. См.: Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. - М. : Экономист, 2006. - С. 581-582.

2 Они назвали эти принципы «мемы менеджмента». Термин «мем» ввел в оборот генетик Ричард Докинз, чтобы передать похожие на свойства генов особенности определенных идей. Как и гены, некоторые идеи воспроизводятся, заселяют ниши и адаптируются к окружающей среде коллективного разума общества.

3 Мейер К., Дэвис С. Живая организация : пер. с англ. - С. 144, 145.

- посеять, отобрать и усилить - после тестирования разнообразных возможностей выбора усиливать самые удачные из них (экспериментируйте, а не планируйте);

- дестабилизировать - уровень изменений окружающей среды требует для выживания в ней внутренней нестабильности.

Не оспаривая несомненных достоинств такого подхода, все же подчеркнем, что его авторы, как и представители многих научных школ, претендуют на истину в последней инстанции; декларируют возможность автоматизма перемен; составляют компанию многочисленным специалистам - сторонникам теории компьютопии, которые считают, что оптимизации всех общественных процессов препятствует только недостаточная информационная база (не случайно созвучие с утопией).

Так, сентенция об оснащении бизнеса всем необходимым для восприятия изменений и немедленной, точной и адекватной реакции на них обосновывается авторами именно с той точки зрения, что «способность воспринимать и реагировать - принципиальная характеристика всего живого. Возможности информационных технологий достигли той же точки, когда мы можем наделить этим, без преувеличения, жизненно необходимым качеством многие объекты обычного мира»1.

Вместе с тем до «потребителя со считывающим чипом в голове» пока еще далеко. Поэтому человеческий фактор, как и раньше, по-прежнему сохраняет свои доминирующие позиции. Да, информационные технологии предоставляют более широкие возможности по исследованию рынков, чем когда-либо ранее, но успех зависит прежде всего от квалификации маркетологов и, конечно, ЛПР. Что же касается изменения внутренней структуры управления и системы коммуникаций, то информационные технологии могут не только подкрепить удачные решения, но и усугубить негативные последствия решений неудачных.

Переход к адаптивной организации - не менее сложный процесс, требующий именно тех шагов, о которых говорилось выше, и, кроме того, трансформация информационного поля, с тем чтобы люди оперативно реагировали на изменения, включает в себя решение множества задач по обеспечению условий адекватности восприятия перемен, в том числе и понимания их необходимости, и построения системы вознаграждения пропорционально усилиям сотрудников.

Таким образом, влияние субъективного фактора на принятие управленческих решений на любом иерархическом этаже системы управления было всегда исключительно велико. Но научно-техническая революция еще больше усилила это влияние, подключив скалярные цепи к информационному полю окружающей среды, тем самым обеспечив информационный обмен между персонифицированными участниками рынка в режиме реального времени. Именно поэтому так остро стоит вопрос об адаптивности.

Тем не менее «бизнес всегда был адаптивной системой. <...> Однако в современных моделях менеджмента и организационных структурах большин-

1 Мейер К., Дэвис С. Живая организация : пер. с англ. - С. 164.

ства компаний ценятся стабильность и контроль. Компании вовсе не стремятся к изменениям, разнообразию идей и экспериментам - качествам, которые мы связываем с адаптивностью. <...> И сегодня культура нашего бизнеса сродни шизофрении. Руководители хотят, чтобы их компании могли изменяться быстрее, но при этом не желают никаких неожиданностей»1.

Поэтому не случайно, что характерной чертой крупных структур являя-ются инерционность и неспособность к быстрой адаптации к изменениям. В то же время именно корпорации определяют современные рыночные конфигурации власти, влияния и взаимодействия. Парадокс заключается в том, что инициаторы всяческих укрупнений и слияний обычно ставят во главу угла эффект масштаба, суть которого в том, что чем крупнее корпорация, тем экономнее, а следовательно, эффективнее она хозяйствует. Эта идея внедрилась в коллективное сознание, хотя она не подкрепляется никакими фактами; собственно говоря, факты как раз говорят об обратном2.

Также можно сказать и о том, что дуализм «косность - гибкость» по отношению к корпорации имеет мнимый характер. Ведь именно крупная интегрированная структура имеет запас устойчивости и возможность организационного проектирования и экспериментирования, «обкатывая» модели управления на элементах системы.

Современный гуру менеджмента И. Адизес подчеркивает: «Что значит стать сильнее? Это значит уметь справляться с изменениями быстрее и лучше, чем конкуренты. Для этого нужна интеграция. Интеграция исцелит вас от дезинтеграции, побочного эффекта изменений»3.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что на практике широко применяются и принципы децентрализации (сетевые структуры, фрактальные фабрики, центры прибыли и центры ответственности), когда расширяется круг делегируемых полномочий и права структурных единиц. Речь идет не о противопоставлении интеграции и децентрализации, а о том, что в рамках одной структуры используются, казалось бы, диаметрально противоположные принципы управления. С этой точки зрения можно рассматривать и процессы разукрупнения компаний - как изменения, повышающие управляемость бизнеса: решения об этом принимаются собственниками бизнеса и определяются мотивами, важными для них. И вряд ли решения, вызывающие негативные последствия для бизнеса в целом, будут приняты адекватными собственниками. Поэтому акцент на интеграционных процессах не умаляет значимость иных форм организационных изменений - они должны рассматриваться с точки зрения повышения эффективности управления интегрированными структурами, оставляя за скобками вопросы имущественных отношений собственников активов.

Таким образом, авторская позиция по отношению к проблеме трансформации систем управления предприятием заключается в том, что:

1 Мейер К., Дэвис С. Живая организация : пер. с англ. - С. 139-140, 141, 142.

2 См.: Талеб Н. Н. О секретах устойчивости. По следам «Черного лебедя». Прокрустово ложе. Философские и житейские афоризмы : пер. с англ. - М. : КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2011.

3 Адизес И. Интеграция: выжить и стать сильнее в кризисные времена : пер. с англ. - М. : Аль-пина Бизнес Букс, 2009. - С. 121.

- доминирование тенденции слияний и поглощений не означает приоритета интеграции как формы реорганизации бизнеса, направленной на повышение эффективности системы управления;

- децентрализация не противопоставляется интеграции;

- процессы дезинтеграции не рассматриваются в принципе, принимая их как прецеденты, некие исключения из логики хозяйственного управления.

Более того, в зависимости от возникающих задач децентрализация (но не дезинтеграция) может быть более эффективным шагом, чем расширение масштабов бизнеса за счет присоединения новых активов. В любом случае решающим аргументом «за» или «против» того или иного подхода к трансформации системы управления является совокупность задач, требующих решения.

Эти задачи в свою очередь связаны с теми факторами, которые в настоящее время оказывают негативное влияние на хозяйственную деятельность или будут оказывать его в будущем. Соответственно и методы решения задач различаются.

Иными словами, результативность деятельности по повышению эффективности управления связана с тем, насколько адекватна оценка сегодняшнего текущего положения компании, тенденций развития бизнеса и сообразно ли ей выбраны методы решения текущих и вероятных в будущем задач. При этом, говоря о сообразности выбранных путей решения, имеется в виду то обстоятельство, что собственный потенциал компании является лимитирующим фактором, определяющим возможность практической реализации теоретически безупречного решения. И речь идет не столько о технологической составляющей производственного процесса, сколько о человеческом факторе, точную количественную оценку на заданный момент времени которого дать практически невозможно, не говоря уже об оценке потенциала его изменений.

Список литературы

1. Адизес И. Интеграция: выжить и стать сильнее в кризисные времена : пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2009.

2. Дак Д. Д. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. - 2-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007.

3. Зуев В. Е. Проблемы управления устойчивым развитием крупных интегрированных структур // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 4 (40).

4. Левин К. Динамическая психология : избранные труды. - М. : Смысл,

2001.

5. Левин К. Топология и теория поля : хрестоматия по истории психологии. - М. : МГУ, 1980.

6. Маслоу А. Теория человеческой мотивации. - СПб. : Евразия, 1999.

7. Мейер К., Дэвис С. Живая организация : пер. с англ. - М. : Добрая книга, 2007.

8. Талеб Н. Н. О секретах устойчивости. По следам «Черного лебедя». Прокрустово ложе. Философские и житейские афоризмы : пер. с англ. - М. : КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.