Социологические науки
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ КАК МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
А. Коваленко
Аннотация. Статья посвящена вопросам управления инновациями и социальным аспектам этого процесса. Ключевая роль отводится основному ресурсу предприятия - человеческому капиталу. Основой развития человеческого капитала на предприятии, по мнению автора, является менеджмент знаний, который также является основой механизма управления инновациями.
Ключевые слова: управление инновациями, человеческий капитал, стратегическое управление, стратегическое развитие, управление изменениями, социальный капитал, интеллектуальный капитал, управление знаниями.
Summary. The article deals with innovation management issues and its social aspects. A company's human capital is considered to be its main resource. The author argues that the basis of the human capital development is knowledge management which is also the basis of innovation management mechanism.
Keywords: innovation management, human capital, strategic management, strategic development, management of changes, social capital, intellectual capital, knowledge management.
Существует большое количество виды деятельности, как исследование,
определений понятия инновации. проектирование, разработка и органи-
Д. А. Ендовицкий и С. Н. Коменденко зация производства нового продукта,
характеризуют инновацию как внедре- процесса или системы [2, с. 141].
ние новшеств в производственную, В. М. Коновалов связывает инновацию
сбытовую, инвестиционную и финансо- и идею, которая направлена на эконо-
вую деятельность. С точки зрения тео- мическое воплощение и востребован-
рии управления инновации представля- ность обществом. Инновация представ-
ют собой адаптивную реакцию на изме- ляет собой результат трансформации
нение условий внешней среды, а также идей, исследований и разработок в но-
средством повышения эффективности вое или усовершенствованное социаль-
использования внутренних ресурсов [1, но-экономическое или техническое ре-
с. 7]. Д. Месси, П. Квинтас и Д. Уилд под шение для достижения общественного
инновацией понимают, во-первых, опи- признания через использование в прак-
сание первого использования нового тической деятельности [3, с. 19].
продукта, процесса или системы, во- Джеймс П. Эндрю и Гарольд Л. Сир-
вторых, процесс, включающий такие кин отмечают, что инновации представ-
2 / 2010 Преподаватель |_
367
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
ляют собой результат в виде определенных выгод, а не просто идею, воплощенную в предложение нового или усовершенствованного продукта или услуги, технологии или форме организации труда [4, с. 11]. Лаярд Мак Леан определяет инновацию как успешное воплощение креативной идеи внутри предприятия [5, с. 227]. Таким образом, с одной стороны, инновации являются результатом деятельности или творческого процесса, представленного в виде нового или усовершенствованного продукта, услуги или технологии. С другой стороны, инновации рассматриваются как процесс воплощения новых идей в новых или усовершенствовнных продуктах, услугах, технологиях, стратегиях или бизнес-моделях. Мы будем придерживаться второй позиции, согласно которой инновации предстают в качестве непрерывного командного процесса инициирования, отбора и развития идей на основе знаний, умений и навыков, целью которых является получение определенной выгоды в виде новых или усовершенствованных продуктов или услуг, совершенствования процесса, стратегии или бизнес-иОО модели. А под управлением инновациями мы будем понимать управление именно этим процессом.
Цель управления инновациями состоит в том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать новые идеи и управлять ими в масштабах всего предприятия и выводить полученные результаты на рынок. В основе управления инновациями лежит сбалансированное сотрудничество новаторов и тех, кто отвечает за направление деятельности организации и ее стабильность. Для надлежащего управления творческими процессами менеджеры
должны наити и устранить помехи на пути инноваций, обеспечить мотивацию и создать такие отношения в организации, которые будут поддерживать личную и групповую инновационную инициативу. В процессе разработки и внедрения инноваций необходимо использовать комплексный подход, учитывающий деятель-ностные и проектные аспекты.
Согласно исследованиям В. И. Слобод-чикова любая деятельность предполагает следующую структуру [6, с. 48] и состоит из элементов, представленных на рисунке.
Изучение процессов управления инновациями с точки зрения деятель-ностного подхода предполагает рассмотрение таких основных элементов как цель, потенциал, стимулы и мотивы инновационной деятельности, основных ресурсов, в том числе человеческого капитала, основных условий, а также действий и других социальных аспектов группового взаимодействия.
Особенность управления инновациями заключается в том, что оно связано с изменениями, то есть с тем, что ранее не существовало. Как правило, внедрение управленческих инноваций связано с появлением и разрешением проблемных и конфликтных ситуаций.
Механизм управления инновациями формируется под воздействием потребностей предприятия в переменах. Ключевым элементом такого механизма является инновационные проектные группы (временные целевые группы), деятельность которых направлена на зарождение идей, их продвижение и практическое воплощение с учетом имеющихся ресурсов. По мнению Роджера Хаммера, эти команды как раз и являются развивающим инновацион-
Рис. Схема деятельности
Преподаватель XX
2 / 2010
Социологические науки
ный процесс двигателем инноваций [7, с. 3]. Одним из важных аспектов этого механизма является управленческая стратификация, определяющая распределение ролей и ответственности за определенные работы в проекте. Р. В. Рывкина, С. Ю. Павленко, Л. Я. Ко-салс отмечают, что одним из центральных объектов изучения для социологии управления является социальный механизм управления предприятием [8, с. 30]. И они одними из первых предприняли попытку разработки методологии и методики разработки теории социального механизма управления. Эти авторы, помимо описанных выше аспектов социального поведения, выделяют стратификацию управленческих групп как основу социального механизма управления инновациями.
Ресурсы - один из важных факторов, определяющих, с точки зрения деятельностного подхода, возможности предприятия. Самым главным ресурсом является человеческий капитал. Под стратегическим развитием человеческого капитала следует понимаем совокупность методов и технологий, используемых с целью воздействия на сотрудников предприятия для повышения эффективности их деятельности в соответствии с интересами предприятия как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах.
Стремление к формированию конкурентных преимуществ является ключевым мотивирующим фактором, определяющим инновационную деятельность на предприятиях. Роберт Каплан и Дэвид Нортон связывают конкурентные преимущества со стратегией предприятия. В связи с этим они приводят в пример многие организации, которые признают, что конкурентные преимущества исходят в
большей степени из неосязаемых знаний, умений и взаимоотношений работников, нежели от инвестиций в физические активы или от доступа к финансовым ресурсам [9, с. 3]. Еще одним важным элементом механизма управления является культура, которую можно рассматривать как средство достижения поставленных целей путем снижения контроля с формальной точки зрения и, в свою очередь, усиления контроля социального, как инструмента адаптации коллектива к ценностям предприятия.
Любые инновации должны быть соотнесены с основными элементами предприятия как социальной организацией, организационной структурой и процессами. Необходимо сопоставлять, какие изменения в организационной структуре необходимо будет произвести при внедрении инноваций.
Основными причинами торможения инновационных процессов являются: дефицит инновационной активности сотрудников; конфликты, вызванные нежеланием работников выполнять работу, которая не относится к их прямым обязанностям; отсутствие благоприятного инновационного климата в коллективе, а также инновационной культуры, способствующей внедрению инноваций; отсутствие эффективной системы поощрения усилий новаторов и участников нововведений; административная заорганизованность и высокая текучесть персонала.
Сопротивление инновациям является естественным процессом, поэтому при проведении любых организационных изменений важно учитывать это обстоятельство. При управлении организационными инновациями предполагается выявление групп, оказывающих сопротивление, и оценка результатов их
369
2 / 2010
Преподаватель XXI
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
370
деятельности. Изучение механизма сопротивления позволяет минимизировать его негативные последствия.
Управление знаниями является ключевым аспектом в управлении инновационной деятельностью и в повышении конкурентоспособности путем развитии человеческого и социального капиталов на предприятии. Особенность управления знаниями заключается в том, что знания создаются в процессе взаимодействия явного и неявного знаний с помощью четырех основных моделей: социализации, экстернализации, комбинации и интернализации [10, с. 99]. Вместе они представляют двигатель единого процесса создания знания на основе развития человеческого кпитала. Это можно назвать механизмом, с помощью которого знания индивидов превращаются в организационное знание. Именно этот механизм лежит в основе управления инновациями.
Человеческий капитал обладает той же особенностью, что и социальный. Он не принадлежит предприятию, а принадлежит работающим на предприятии сотрудникам. Поэтому основная задача, стоящая перед предприятием, желающим повысить свой потенциал при управлении инновациями, заключается в развитии и трансформации знаний, принадлежащих сотрудникам, в знания, принадлежащие предприятию. Для повышения потенциала преприятия необходимо развивать человеческий капитал, повышая при этом структурный и организационный капиталы на основе качественного управления знаниями.
Стратегическое развитие человеческих ресурсов и управление инновациями неразрывно связано с общей стратегией предприятия, а также с
Преподаватель
развитием человеческого, социального, организационного или структурного капиталов на предприятии, и направлено на долгосрочную перспективу, используя имеющиеся в распоряжении ресурсы в соответствии с меняющейся окружающей средой.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ендовичкий Д. А, Коменко С. Н.. организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта / Под ред. Л. Т. Гиляровской. - М., 2004.
2. Месси Д., Квинтас П., Уилд Д. Линейная модель инноваций: за и против // Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. - М., 1999.
3. Коновалов В. М. Инновационная сага. -М., 2005.
4. ЭндрюДж. П. Возврат на инновации: практическое руководство по управлению инновациями в бизнесе / Джеймс П. Эндрю, Гарольд Л. Сиркин. - Минск, 2008.
5. Mc Lean, Laird D. Organizational Culture's influence on creativity and innovations: a Review of the Literature and Implementations for Human Resource Development. Advances in Developing Human Resources. - Vol. 7. - 2005. - № 2.
6. Слободчиков В. И. Деятельность как антропологическая категория // Вопросы философии. - 2001. - № 3.
7. Strategic Innovation: the engine that propels business / Roger L. Hammer. -Focal Point Venture, Inc., 2005.
8. Социально-управленческий механизм развития производства: Методология, методика и результаты исследования / Р. В. Рывкина, С. Ю. Павленко, Л. Я. Ко-салс и др. - Новосибирск, 1989.
9. Kaplan Robert S. The strategy-focused organizations: how balanced scorecard companies thrive in the new business environment / Robert N. Kaplan, David P. Norton. - Harvard Business School, 2001.
10. НонакоИкуджиро, Такеучи Хиротака.. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. - М., 2003. J
-2 / 2010