Научная статья на тему 'Управление изменениями в организациях на базе процессного подхода с учетом человеческого фактора'

Управление изменениями в организациях на базе процессного подхода с учетом человеческого фактора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колосова Ольга Владимировна, Леонова Олеся Витальевна

Статья посвящена вопросам управления изменениями в организациях на базе процессного подхода. Модель системы управления изменениями позволяет учитывать затраты по рабочим процессам, готовность сотрудников принять изменения и идентифицировать актуальные процессы изменений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article main issue is organization change management based on process approach. The model of change management system takes into account expenses of work processes, staff readiness to accept changes and identify changes processes

Текст научной работы на тему «Управление изменениями в организациях на базе процессного подхода с учетом человеческого фактора»

зования. Вестник университета (ГУУ). - 2010. - №13 - с.190-195

3. Теория менеджмента: учебник / под ред. Лялина А.М. // ГУУ. - СпБ.: Питер, 2010. - 464 с.

4. Хохлова О. С. Управление контролем знаний и автоматизация конструирования тестовых заданий. Вестник ГУУ - 2010. - №13 - с.196-201.

5. Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования. - М.:Изд. МГТУ им. Н. Э.Баумана,2002.-336 с.

6. Codd E. F. A relational model for large shared data banks /Comm.ACM, 13:6 (1970), p. 377-387

7. Павлов В.В Структурное моделирование в САЬ8 -технологиях.-М.: Наука, 2006.-307с.

8. Карпов А.С. Простомолотов А.С. Модели управления высшим учебным заведением с учетом стратегических приоритетов развития. Вестник ГУУ. - 2010. - №22

9. Соколов В.П., Алифанов О.М., Крымов В.В. Подготовка и переподготовка кадров для авиакосмической промышленности. / Российская энциклопедия CALS. Авиационно-космическое машиностроение./ Гл.ред. А.Г. Братухин. М.: ОАО «НИЦ АСК», 2008 г. с. 296-303.

10. Алифанов О.М. Определить стратегию развития. Журнал «Военно-промышленный курьер». №47(64), 8-14 декабря 2004 г.

УДК 681.3.06

О.В. Колосова, О.В. Леонова

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ НА БАЗЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА С УЧЕТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА

С точки зрения современной теории и практики управления организациями не достаточно проработанными остаются вопросы эффективного управления изменениями в организации. Актуальность активизации изменений как для малых и средних предприятий, так и для крупных промышленных предприятий обусловлена необходимостью соответствия современных российских организаций международным стандартам и их стремлением обеспечить достойный уровень конкурентоспособности на рынке. В российской практике, как правило «управление изменениями» не выделяется в обособленную подсистему управления, в результате чего отечественные организации, проводя изменения, руководствуются не научно - обоснованными подходами и рекомендациями, а используют метод «проб и ошибок», что вызывает дополнительные финансовые затраты. Отечественные организации в особой степени нуждаются в формировании системы управления изменениями, которая должна обеспечить

должное качество принятия решений, сократить время внедрения изменений и снизить их стоимость реализации. Значимость такой системы и необходимость разработки подходов к управлению изменениями усиливается в период кризиса и постризисного развития.

Как показывает проведенное исследование, процесс управления изменениями является разновидностью процесса разработки и принятия управленческих решений в отношении деятельности организации, при этом установлено, что наиболее перспективным в современных условиях функционирования и развития организации является интегрированный подход, позволяющий создать новую агрегированную модель системы управления изменениями.

Разработанная авторами статьи агрегированная модель системы управления изменениями (СУИ) в организации позволяет учитывать затраты по рабочим процессам, готовность сотрудников принять изменения и идентифицировать актуальные процессы изменений.

Таблица 1

Название подсистемы Назначение подсистемы Название блока Назначение блока

1. Экспертная подсистема Отслеживание изменений во внешней и внутренней среде, формирующее решение руководства об оценке необходимости проведения изменений, определение характеристик организации и характеристик бизнес-процессов Блок принятия решения руководством о необходимости проведения изменений в бизнес-процессах Составная часть экспертной подсистемы для определения экспертным путем о необходимости проведения изменений в организации, включая процедуры анкетирования руководителей при учете требований внешней среды

Блок определения характеристик организации Составная часть экспертной подсистемы для определения экспертным путем стадий жизненного цикла организации и ее типа, включающее процедуры анкетирования руководителей организации и обработки информации

Блок определения характеристик бизнес-процессов организации Составная часть экспертной подсистемы для определения экспертным путем характеристик бизнес-процессов, включающее анкетирование руководителей и служащих организации

2. База данных Хранение и предоставление информации Классификатор Выявление весовых коэффициентов процесса изменения и процессов, подлежащих изменениям и способов внедрения изменениям

3. Подсистема регулирования уровня готовности к изменениям персонала организации Отслеживает, определяет и регулирует уровень готовности персонала к изменениям, в случае прохождения порогового уровня принятия изменений передает сигнал о начале процесса внедрения изменений в процессы организации Блок определения готовности к изменениям персонала Устройство управления, определяющее уровень готовности организации к изменениям, вырабатывающее управляющий сигнал о начале внедрения изменений или о подготовке персонала

Блок определения действий по повышению готовности к изменениям персонала Экспертная подсистема, определяющая, каким именно способом необходимо повышать уровни корпоративной информированности, обучения, мотивации

Исполнительное устройство 1 Информированность Устройство, предназначенное для изменения приращения корпоративной информированности по средством донесения информации до определенного персонала

Исполнительное устройство 2 Обучение Устройство, предназначенное для изменения приращения знаний путем обучения определенного персонала

Исполнительное устройство 3 Стимулирование Устройство, предназначенное для приращения мотивации путем стимулирования определенного персонала

Измерительное устройство 1 Приращение корпоративной информированности т Устройство, измеряющее приращение корпоративной информированности

Измерительное устройство 2 Приращение знаний (ЛZn) Устройство, измеряющее приращение знаний

Измерительное устройство 3 Приращение мотивации (ЛМ) Устройство, измеряющее приращение мотивации

4. Подсистема регулирования бизнес-процессов Отслеживает, определяет и регулирует внесение изменений в бизнес-процессы Объект управления Изменения в бизнес-процессах Устройство, предназначенное для внесения изменений в процессы, получающие сигналы о том, в какие именно вносить изменения и о возможности начала этого процесса

Измеряющее устройство Модель бизнес-процессов организации в программном пакете Бизнес-процессы организации, представленные моделью в программном пакете который позволял бы проводить функционально-стоимостной анализ

Рис. 1. Модель системы управления изменениями

Она обеспечивает выполнение следующих требований: учет многоаспектности требований внутренней и внешней среды организации; возобновление организационных изменений через анализ и усовершенствование процессов организации; повышение компетентности и уровня квалификации сотрудников, что является основой для накопления стратегических компетенций для адаптации организации к внешним условиям.

Исходя из выше перечисленных требований, был определен состав и содержание элементов системы управления изменениями, установлены связи между элементами. Основной состав блоков СУИ приведен в таблице 1

Модель системы управления изменениями представлена на рис.1.

Использование разработанной СУИ создает следующие преимущества для организации: расширяется спектр задач, растет качество принимаемых решений, изменения проводятся на

постоянной основе, что способствует накоплению стратегических компетенций организации, необходимых для ее адаптации во внешней среде.

Для работы с моделью СУИ была разработана методика организации и внедрения изменений, позволяющая одновременно анализировать процессы и взаимосвязи как внутри организации, так и с внешней средой.

Основные этапы методики организации и внедрения изменений:

Этап 1. Принятие решения руководства о необходимости проведения изменений. При этом производится мониторинг внешней и внутренней среды, выявляются факторы, влияющие на развитие организации. Решение о необходимости проведения изменений служит управляющим сигналом для начала процесса внедрения изменений и переходом к этапу 2. В случае принятия отрицательного решения изменения не проводятся в организации.

Этап 2. Сбор данных об организации

2.1 Определение характеристик организации, где решающими факторами становятся стадия жизненного цикла организации и ее тип. Эти данные необходимы для получения весовых коэффициентов составных частей процесса изменений (этап 3).

2.2 Определение характеристик бизнес-процессов происходит через заполнение разработанных форм, где провидятся результаты исследований целей организации, составных частей процессов с описанием входом, выходов, управляющих воздействий, материального обеспечения, операционных циклов и частоты возникновения задач, взаимодействия процессов как внутри организации, так и с внешней средой, документооборот. На вход объекта управления поступает перечень процессов организации с целью внедрения изменений, а характеристики бизнес-процессов служат основными данными для построения модели процессов организации (этап 5).

После выполнения п. 2.1. и 2.2. переходят к этапу 3.

Этап 3. Работа с классификатором. Степень реализации изменений оценивается по трем составляющим: корпоративной информированности, уровню знаний и степени мотивации сотрудников к изменениям. Степень значимости (весомости) каждой из составляющих определяется при помощи классификатора, позволяющего определить соответствующие веса в зависимости от типа организации и стадии жизненного цикла, которые получены при исполнении этапа 2. Классификатор определяет, каким способом лучше проводить изменения и какие процессы подлежат изменениям. Весовые коэффициенты составляющих процесса изменений служит управляющим сигналом для определения уровня готовности к изменениям персонала (этап 4), а способ проведения изменений и процессы, подлежащих изменениям, служат входным сигналом для внедрения изменений в бизнес-процессы (этап 5).

После проведения этапа 3 переходят к этапу 4.

Этап 4. Определения уровня готовности организации к изменениям. Для этого авторами статьи предложен показатель готовности организации к проведению изменений в организа-

ции, составляющими частями которого являются оценка приращения знаний, корпоративной информированности и мотивации сотрудников, их весовые коэффициенты определены во время проведения этапа 3.

Приведем математическое описание показателя готовности организации к проведению изменений.

Примем за основу диффузионную модель как модель распространения изменений. Решением такого дискретного уравнения в непрерывной форме является логистическая кривая или кривая Перла:

I ($) =

1 + ае

(1)

где а характеризует начальное состояние системы,

а = 10

(2)

в - показатель, характеризующий относительный прирост изменений,

в =

АС С

(3)

где Л С - количество изменений, внедряемое на предприятии и выражаемое в действиях сотрудников, С - общее количество изменений, которое запланировано для внедрения.

АС = рА! + XАZn + уАМ

(4)

где ЛZn - приращение знаний, Л1 -приращение корпоративной информированности, ЛМ - приращение мотивации, ф, X, у -коэффициенты, определяющие способы внедрения изменений, зависящие от размера организации и стадии ее жизненного цикла, определяемые при помощи описанного выше классификатора (этап 3). Определим указанные элементы изменения.

Приращение корпоративной информированности измеряется с помощью чистого количества информации [1], переданного получателю:

Ы = I (12 - I,)r =

I

n

Ii P - Pol

j=0

IP - Pol

j=0

(5)

P = 1

1 0 : n

(6)

ления:

ИО = 1 -

I (1 - inj )2 W

j=1

1 §'*'• ki ■ Ж e (0,1]

IW2

i=1

k W e (0,1]

(8)

ращением корпоративной информированности и приращением знаний. Определение вероятностей выбора действий после сообщения стимулов зависит от показателя мотивированно-

сти:

где и 11 - количество информации, содержащееся в индивиде в конечном и начальном состоянии соответственно, Я - количество человек, которые информируются, п - число возможных способов действия, непересекающихся и образующих полное множество, а Р/ и -вероятности выбора в конечном и начальном состоянии соответственно, Р0 - вероятность, характеризующая неопределенное состояние:

MT = 1 -

I(1 -mt)2 *W,2

Определение вероятностей выбора действий после информирования сотрудников зависит от показателя информированного ознаком-

(7)

где Wj - это весовой коэффициент, inj - это отдельное значение информированного ознакомления.

Приращение знаний (AZn) измеряется аналогично приращению корпоративной информированности, определение вероятностей выбора действий после обучения зависит от показателя компетентностного знания [2]:

I m

I (1 - ki)2 *ж2 K3 = 1 - ^

где Ж, - это весовой коэффициент, к, - это отдельная компетентность сотрудника.

Приращение мотивации (ДМ), сообщенное получателю, вычисляется по аналогии с при-

IW2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i=1

тг W e (0,1] , (9)

где Щ - это весовой коэффициент, Ш1 - это отдельный мотив сотрудника.

При определении приращения знаний, корпоративной информированности и мотивации рассчитывается показатель готовности организации к проведению изменений. На основании полученного значения, полученного по формуле (1), принимаются управленческие решения о проведении изменений или об отказе от изменений о дальнейшей подготовке сотрудников организации к изменениям, что служит управляющим сигналом для начала этапа 5.

Этап 5. Внедрение изменений в бизнес-процессы

Для описания и оптимизации бизнес-процессов используется программный пакет «ОЯО-Мастер», где строится модель бизнес-процессов. При удовлетворении требований по количеству функций и их стоимости для организации через 1 год проводится мониторинг состояния процессов организации. При неудовлетворении условий функционально-стоимостного анализа необходимо вернуться на этап 3 с целью определения весовых коэффициентов процесса изменений, а затем повторить действия по этапу 4 и 5.

Таким образом, при проведении изменений в организации согласно предложенной методике, появляется возможность снизить производственные затраты на 10-15 % и сократить время внедрения изменений на 20%. Апробация разработанной методики организации и внедрения системы управления изменениями про-веденна на ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в рамках реализации проекта, выполняемого Консорциумом стратегических разработок. Были определены основные организационные проблемы предприятия, формализованы основные процессы на предприятии,

r=1

r=1

=1

проведен функционально-стоимостной анализ процессов, выработаны рекомендации по организации и проведению необходимых преобразований. Апробация методик вычисления пока-

зателя готовности организации к проведению изменений проведена в ОАО «Климов», ОАО «Петрохолод», ГК «Политроника», ОАО «Ар-малит», ООО «Невский-Т».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. Пер. с англ. Под ред. И. А. Ушакова. - М.: «Сов. радио», 1974. - 272 с.

2. Балыбердин Ю.А. Многопараметрическая модель адаптивного управления развитием челове-

ческого капитала сотрудников предприятия : автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук :05.13.06 / Ю. А. Балыбердин. - М., 2010. - 24 с.

УДК 681.3.06

Н. А. Трубкина, И.Л. Туккель

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ИННОВАЦИИ В МЕГАПРОЕКТАХ

Важным условием реализации стратегии развития науки и инноваций в РФ является решение такой актуальной проблемы как эффективность инвестиционных вложений в инновационные проекты. При решении данной проблемы возникают задачи составления эффективных программ инновационного развития, портфелей инновационных проектов, обеспечивающих достижение стратегических целей региона, отрасли или конкретного предприятия, и определения последовательности правильного запуска данных проектов. В этой связи на практике встает вопрос определения, каким образом инновации взаимодействуют между собой, как они распространяются и как это отражается на мегапроектах8 в целом. Как показал анализ имеющихся научных подходов, инструментов и методов управления инновационными проектами на сегодняшний день в существующих теоретических и методологических наработках недостаточно внимания уделяется вопросу взаимозависимости инноваций.

Здесь и далее мегапроектами будем называть многоцелевую комплексную программу, объединяющую ряд инновационных мультипроектов и сотни инновационных монопроектов, связанных между собой одним деревом целей [5].

Поэтому проблема разработки моделей и методик реализации инновационных проектов, учитывающих взаимное влияние нововведений, является достаточно масштабной. Поиск ее решения позволит достичь важных теоретических и практических результатов.

В рамках исследовательской работы [3] было выделено два типа распространения инноваций:

1. Распространение и взаимодействие нововведений на макро-уровне в пределах всей экономики или региона. В данном случае нововведение рассматривается в качестве готового товара (продукта или услуги), вышедшего на рынок, и анализируется его дальнейшее распространение с целью прогнозирования будущей динамики потребления товара. На сегодняшний день в литературе встречается большое количество разнообразных моделей, описывающих такой процесс распространения.

2. Распространение и взаимодействие нововведений в рамках конкретного предприятия или отрасли при реализации инновационных проектов. Как было сказано выше, на сегодняшний день моделей и методик реализации инновационных проектов, учитывающих взаимное влияние нововведений, не разработано.

Перспективным представляется подход

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.