Научная статья на тему 'Направления создания комплексной системы управления научно-инновационным потенциалом промышленности'

Направления создания комплексной системы управления научно-инновационным потенциалом промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / КОНЦЕПЦИЯ CALS / THE CONCEPT OF CALS / НАУКОЕМКАЯ ПРОДУКЦИЯ / HIGH-TECH PRODUCTS / КОМПЛЕКС ПРОГРАММНЫХ РЕШЕНИЙ / COMPLEX SOFTWARE SOLUTIONS / УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ / BUSINESS PROCESS MANAGEMENT / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / TECHNOLOGY MANAGEMENT / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC AND OPERATIONAL MANAGEMENT / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ / BUSINESS MODEL INNOVATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рощина Л. Н.

В условиях усиления инновационной направленности российской экономики особую актуальность приобретают проблемы обеспечения устойчивой и долговременной динамики инновационных процессов на всех иерархических уровнях, возможной только в рамках эффективного, то есть инновационного, управления. Способность генерировать и внедрять не только в воспроизводственный, но и в управленческий процесс инновационные разработки является одним из определяющих факторов конкурентоспособности и устойчивого развития, обеспечивающим самодостаточность потенциала промышленного предприятия. В статье представлены основные направления создания и функции инструментария внедрения инноваций в сфере управления промышленным предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

With the increasing innovation orientation of the Russian economy enhanced the importance of the problem of providing a stable and long-term dynamics of innovation processes at all hierarchical levels, possible only through effective, that is, innovation and management. The ability to generate and implement not only in reproduction, but also in the management process innovation is one of the determining factors of competitiveness and sustainable development, ensuring self-sufficiency potential of industrial enterprise. The paper presents the main directions of creation and innovation function tools in the management of industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Направления создания комплексной системы управления научно-инновационным потенциалом промышленности»

Рощина Л.Н.,

д.э.н, доцент кафедры региональной и национальной экономики Ростовского государственного экономического университета, РГЭУ (РИНХ) E-mail: dear_910@mail.ru

НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ

КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА УЧНО-ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В условиях усиления инновационной направленности российской экономики особую актуальность приобретают проблемы обеспечения устойчивой и долговременной динамики инновационных процессов на всех иерархических уровнях, возможной только в рамках эффективного, то есть инновационного, управления. Способность генерировать и внедрять не только в воспроизводственный, но и в управленческий процесс инновационные разработки является одним из определяющих факторов конкурентоспособности и устойчивого развития, обеспечивающим самодостаточность потенциала промышленного предприятия. В статье представлены основные направления создания и функции инструментария внедрения инноваций в сфере управления промышленным предприятием.

Ключевые слова: инновации, информационные технологии, концепция CALS, наукоемкая продукция, комплекс программ-ныхрешений, управление бизнес-процессами, технологии управления, стратегическое и оперативное управление, бизнес-модель инновационного управления.

Roshchina L.N.

TOWARDS THE CREATION OF AN INTEGRA TED SYSTEM OF MANAGEMENT OF SCIENTIFIC AND INNOVATIVE POTENTIAL INDUSTRY

With the increasing innovation orientation of the Russian economy enhanced the importance of the problem of providing a stable

and long-term dynamics of innovation processes at all hierarchical levels, possible only through effective, that is, innovation and management. The ability to generate and implement not only in reproduction, but also in the management process innovation is one of the determining factors of competitiveness and sustainable development, ensuring self-sufficiency potential of industrial enterprise. The paper presents the main directions of creation and innovation function tools in the management of industrial enterprises.

Keywords: innovation, information technology, the concept of CALS, high-tech products, complex software solutions, business process management, technology management, strategic and operational management, business model innovation management.

Современный этап развития российской экономики, характеризующийся расширенным экономическим ростом на основе инноваций и информационных технологий, предъявляет новые требования к инструментарию поддержки принятия управленческих решений, использующих инновации, то есть, как и в производственной системе, в системе управления предприятием необходима оценка эффективности предполагаемых к использованию управленческих инноваций. В этой связи неотъемлемым атрибутом данного типа управленческого процесса является оценка эффективности принимаемых инновационных решений и реализуемых инновационных проектов, что формирует новые требования к качеству и функциональным возможностям инструментария оценки их эффективности. Этим объясняется высокий динамизм развития такого рода инструментария в направлении, с одной стороны, совершенствования универсальных возможностей, с другой, - адаптационных - применительно к специфике объекта управления и деятельности предприятия в целом.

В силу этого представляет существенный интерес анализ эволюции развития инструментария оценки эффективности инновационных проектов в различных

сферах деятельности промышленных предприятий.

Как известно, на промышленных предприятиях на протяжении ряда последних лет заметное распространение в качестве такого рода инструментария получил инжиниринг. В условиях интенсификации промышленного производства, когда сроки обновления продукции в наиболее динамичных областях уменьшились до 2-3 лет, успех предприятия как минимум на 40% зависит от особенностей работы с информацией и информационно-аналитическим инструментарием оценки эффективности различного рода инновационных проектов, в том числе связанных с реструктуризацией и модернизаций систем управления предприятий1. Ответом на эти трудности стало внедрение на промышленных предприятиях CALS-технологий.

Концепция CALS определяет набор правил, регламентов, стандартов, в соответствии с которыми строится информационное («электронное») взаимодействие участников процессов управления, проектирования, собственно производства, обслуживания. Данная концепция изначально базировалась на понятии жизненного цикла (ЖЦ) средств военной техники и получила обозначение CALS (Computer Aided Logistic Support)2. В настоящее время концепция сохранила существующую аббревиатуру (CALS), но получила более широкую трактовку: Continuous Acquisition and Life cycle Support — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта.

1 Бородин А.И. Методология и инструментальные средства для проведения реинжиниринга // Менеджмент в России и за рубежом.- 2003.- № 3.

2 Дмитров В.И. «Опыт внедрения CALS за рубежом» // Автоматизация проектирования, 1997, №1 . CALS (Поддержка жизненного цикла продукции): Руководство по применению / Министерство эко-

номики РФ; НИЦ CALS-технологий "Прикладная логистика"; ГУП "ВИМИ", 1999, с. 44 . Дмитров В.И., Макаренков Ю.М. «CALS-стандарты» // Автоматизация проектирования 1997, №2, №3, №4. Судов Е.В. «CALS-технологии, или Информационная поддержка жизненного цикла продукта» // PC Week, 1998, №45.

Ситуация на мировом рынке наукоемкой продукции развивается в сторону полного перехода на безбумажную электронную технологию проектирования, изготовления и сбыта продукции. По прогнозам зарубежных специалистов, скоро невозможно будет продать на внешнем рынке высокотехнологичную продукцию без соответствующей международным стандартам CALS безбумажной электронной документации.

В России для выполнения опережающих научных исследований в области CALS-технологий создан научно-исследовательский центр CALS-технологий "Прикладная логистика" (НИЦ CALS-технологий), являющийся головным в области разработки и внедрения CALS-технологий в оборонной промышленности. В настоящее время НИЦ CALS-технологий выполняются работы по адаптации разработанных CALS-технологий на ВПК им. Сухого, ВПК "МАПО" и других крупных оборонных предприятиях3.

Однако за рубежом уже широко развернуты работы по CALS-технологиям не только в оборонной, но и в других наукоемких областях промышленности. Отечественная наукоемкая продукция, не имеющая современного компьютерного обеспечения ее жизненного цикла (CALS-технология), будет существенно отставать и экономически, и качественно от аналогичной продукции, изготовленной на Западе в системе новых электронных технологий.

Качество используемой на предприятии технологии управления (менеджмента) является основой его выживания и экономического развития, определяет способность предприятия быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Целью менеджмента является обеспечение и поддержание на необходимом уровне производства и сбыта продукции. Суть менеджмента состоит в эффективной

3 CALS (Поддержка жизненного цикла продукции): Руководство по применению / Министерство экономики РФ; НИЦ CALS-технологий "Прикладная логистика"; ГУП "ВИМИ", 1999, с. 44

организации и постоянном совершенствовании групповой деятельности сотрудников, потребляющих и использующих в процессе производства все ресурсы предприятия (финансовые, материальные, информационные).

Сотрудники также являются ресурсом предприятия - интеллектуальным. Таким образом, эффективное управление предприятием - это эффективное управление его ресурсами. Потребность в ресурсах определяют объекты производства. Отсюда ясно, насколько важно информационное единство систем конструкторско-технологического проектирования и менеджмента, особенно при переходе на заказное производство, когда в кратчайшие сроки необходимо оценить стоимость заказа и необходимые ресурсы для его выполнения.

В современных условиях жесткой конкуренции эффективное управление на основе информационных технологий (ИТ) становится необходимым атрибутом выживания. Существующее предложение рынка И^ пёстрое и хаотичное, превращает рациональный процесс выбора технологии в сложную задачу, ошибка или неточность в решении которой может привести к самым непредсказуемым последствиям.

В соответствии с этим важное значение приобретает информация о достоинствах и недостатках возможных к применению на предприятии информационных технологий.

Рассматриваются три семейства интегрированных информационных решений для бизнеса: Baan, mySAP и Microsoft Axapta. Все они представляют собой мощный инструмент получения конкурентных преимуществ, расширяют возможности и преодолевают традиционные ограничения бизнеса. Но прежде чем говорить об эквивалентности этих систем, стоит изучить их возможности более подробно1.

1 Усачев А.В. Выбор ERP-системы как элемента формирования единого информационно пространства управления предприятием.-Ростов-н/: Изд-во СКНЦ ВШ, 2009.

Как и большинство систем, технология Baan компании «Альфа-Интегратор» предполагает внедрение комплекса программных решений. В состав этого комплекса (рис.1) входит, в первую очередь, система Baan ERP (Enterprise Resource Planning), поддерживающая все направления деятельности предприятия; Baan CRM (Customer Relationship Management) - продукт, реализующий стратегию удовлетворения потребностей каждого клиента за счет установления более тесного взаимодействия с ним. Baan BIS (Business Intelligence Solutions) - решение, предназначенное для анализа данных и поддержки принятия управленческих решений. Baan SCS (Supply Chain Solution) - система оптимизации логистических цепочек. Baan Crystal Decisions - набор средств для построения системы корпоративной отчетности, организации электронного документооборота. Baan PDM - обеспечивает управление документами и данными о продуктах, содержит инструменты для управления потоками работ. Baan E-Enterprise -решение, предоставляющее предприятиям полнофункциональные средства для реализации электронной коммерции. Baan PLM (Product Lifecycle Management) -представляет собой набор программ управления жизненным циклом продукта.

На первый взгляд, все эти решения дополняют друг друга, поддерживая все аспекты управления компанией, но если изучить их функциональное наполнение более подробно, то станет заметным дублирование многих функций. Например, управление бизнес-процессами происходит в системах ERP, PDM, SCS и PLM; сервисное обслуживание реализуется в системах ERP, PLM и CRM; продукт E-Enterprise реализует одну из задач системы CRM.

Для традиционного предприятия это приведет или к дублированию ряда бизнес-процессов, или к увеличению взаимозависимости подразделений друг от друга, распыление ответственности и снижение управляемости предприятия в целом.

Рисунок 1. Комплексное программное решение Baan

Всё это опровергает заявленную разработчиками абсолютную универсальность данной технологии. Её ограничение определяется рамками целевой аудитории: такое функциональное наполнение каждого модуля будет очень удобным, если использовать систему для управления холдингом, работающим с наукоёмкой и капиталоёмкой продукцией, производство которой требует прохождения большого количества высокотехнологичных этапов и контроля с различных точек экономической системы.

Семейство решений mySAP также представляет собой комплекс тесно интегрированных продуктов (рис.2):

1 mySAP ERP - информатизирует стратегическое и оперативное управление, а также управление отдельными бизнес-процессами;

2 mySAP CRM - реализует на программном уровне управление взаимоотношениями с клиентами; позволяет организовать взаимодействие через интернет-центр, в том числе на основе использования мобильных устройств;

3 mySAP SCM - реализует комплексный подход к управлению сферой логистики; в данном модуле имеется технология радиочастотной идентификации, которая в режиме реального времени представляет точную информацию о продуктах по мере их перемещений по цепи создания добавленной стоимости;

4 mySAP SRM - автоматизирует управление взаимоотношениями с поставщиками;

5 mySAP PLM - является основой успешной разработки и вывода на рынок новых продуктов и изделий.

Более детальное изучение функционального наполнения каждого элемента этого комплекса показало, что семейство решений mySAP действительно позволяет построить электронную модель управления компанией среднего или крупного масштаба с иерархическим стержнем традиционной целостной структуры и низкой степенью делегирования полномочий.

Microsoft Axapta - целостное программное решение информатизации управления предприятием, система класса ERP-II, охватывающая не только внутренний менеджмент организации, но и менеджмент межкорпоративного бизнеса. Основные контуры данной системы (рис.3).

В основе Microsoft Axapta лежит архитектура 3-уровневого клиент-сервера, изолирующая конечных пользователей системы: Windows-, Web- и Wap-клиентов, от базы данных и ядра системы. Таким образом, Microsoft Axapta представляет собой единую систему с единой базой данных и функциональностью, но с разными интерфейсами для работы в среде Windows, Интернета или мобильных устройств.

Рисунок2- Информационно-технологическое решение mySAP

Рисунок 3 - Информатизация предприятия через внедрение системы

Ms Axapta

Как видно на рис.4, в основном производственном цикле под руководством блока управления происходит преобразование ресурсов в продукты. При этом достигаются цели предприятия (вытекающие из его миссии) с использованием выбранной ресурсной, продуктовой, управленческой и процессной стратегии. Постановка регулярного инновационного менеджмента сводится к разработке полной бизнес - модели промышленного предприятия. При этом комплексный интегрированный подход к ее построению, ориентированный на

широкомасштабное использование современных информационных технологий в процессе поддержки принятия и реализации управленческих решений, основывается на следующих принципах:

- обеспечении единства "вертикального" и "горизонтального" описания предприятия;

- сочетании качественного и количественного подхода;

- описании не только реального бизнеса, но и его виртуального отражения в документах.

Рисунок 4 - Обобщенная модель промышленного предприятия как экономической системы

При этом вертикальное описание промышленного предприятия включает перечень целей, методов их достижения (стратегий), набора функций управления и обеспечения, необходимых для достижения целей инновационного управления выбранным способом, а также выстроенной по иерархии управления организационной структуры предприятия, способной реализовать указанные функции. Такой подход, по существу, представляет собой описание управленческого потенциала и ресурсных возможностей бизнеса (набора освоенных и закрепленных за персоналом навыков) и выполняется в формате Orgware ("кто-что" делает на предприятии).

Горизонтальное описание отражает технологию реализации функции в качестве процесса (выстроенной во временной ряд последовательности операций). Такой подход, по существу, представляет собой описание связей между отдельными рабочими местами и выполняется в формате Workflow ("что-кто-кому"). Тогда полную бизнес-модель инновационного управления промышленного предприятия можно представить в соответствии с рис.5.

Функционально-технологическая модель описывает бизнес - процессы в виде

временной последовательности простых операций, преобразующих материальные и информационные потоки. Эта модель детально раскрывает технологию выполнения бизнес - процесса, описывает необходимые входные и выходные формы документов, а также задает регламенты выполнения отдельных операций.

Процессно-ролевая модель закрепляет за каждой операцией бизнес - процесса персонального исполнителя. При этом используется выполненное ранее (при построении организационно-функциональной модели) закрепление бизнес - функций за персоналом.

Финансовая модель представляет собой систему основных бюджетов предприятия (бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, бюджет по балансовому листу). Для их построения используются операционные бюджеты по отдельным бизнес - процессам, полученные консолидацией затрат, необходимых для реализации отдельных операций, а также доходов, получаемых в результате реализации бизнес - процесса. Кроме того, учитывается бюджет накладных расходов, соответствующий разработанной организационно-функциональной модели.

Рис. 5 - Полная бизнес - модель управления промышленного предприятия

Модель структуры данных закрепляет форматы представления внутрифирменных регламентов, а также задает формат описания объектов наблюдения (покупателей, поставщиков, конкурентов) и объектов преобразования (ресурсы).

Все указанные модели дают полное взаимосвязанное описание предприятия. Изменение любой из них неотвратимо вызывает соответствующие изменения в других моделях. Например, в результате изменения рыночной ситуации предприятие меняет продуктовую стратегию (соответственно меняется стратегическая модель), расширяя товарную номенклатуру. В результате организуется новое производство, что приводит, в свою очередь, к появлению новых бизнес - процессов и, следова-

тельно, появлению новых функций обеспечения и управления. Вследствие этого меняется организационно-функциональная модель (в части закрепления новых функций за организационными звеньями), функционально-технологическая модель и процессно-ролевая модель (в части описания новых бизнес - процессов), финансовая модель (в части изменения операционных бюджетов), модель структуры данных (в части трафарета описания новых поставщиков и конкурентов). Такая постоянная реструктуризация отражает реалии управления предприятием в современных условиях быстроменяющейся внешней среды. Наличие бизнес - модели предприятия (особенно в электронном виде) позволяет предприятию получить радикальное

конкурентное преимущество за счет увеличения скорости реакции на вызовы рынка (особенно в кризисных ситуациях).

Схема разработки организационно-функциональной модели управления промышленным предприятием приведена на рис.6.

Для построения модели необходимо описать в виде иерархических списков

(классификаторов) следующие управленческие регистры: бизнесы (продукты, услуги, виды деятельности, приносящие доход предприятию); функции обеспечения (включая производственные функции), необходимые для воспроизводства бизне-сов; функции управления; организационную структуру компании.

Рисунок 6- Схема разработки организационной структуры управления промышленным предприятием

После этого следует закрепить с помощью матричных проекций элементы первых трех классификаторов за четвертым, то есть определить ответственность персонала за продуктовым рядом, функциями обеспечения и функциями управления. Организационно-функциональная модель закрепляется "Положением об организационной структуре", содержащим описание указанных классификаторов и матричных

проекций, дополненным граф-схемой организационной структуры предприятия. Закрепление функций за организационными звеньями производится согласно трафарету приведенному на рис.7.

Эта процедура ничем не отличается от известной игры в "крестики и нолики" -зона ответственности помечается крестиком на пересечении соответствующей строки (звено) и столбца (функция).

Рисунок 7 - Матрица - распределитель управленческих функций по организационным звеньям промышленного предприятия

Помимо корпоративной организационно-функциональной модели управления промышленного предприятия могут быть построены частные управленческие модели для отдельных структурных направлений (подразделений) или функциональных областей. Например, для отдела маркетинга, рекламного бюро, входящего в отдел маркетинга (структурные направления), или соответственно модели маркетинга, стратегического маркетинга, маркетинговых исследований (функциональные области).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеенко В.Б. Организация и управление промышленным предприятием. -М: Изд-во РУДН, 2001, 92 с.

2. Абдикеев Н.М., Данько Т.П., Иль-деменов С.В., Киселев А.Д. Реинжиниринг бизнес-процессов. - М.: 2005. - 592 с.

3. Беляев А.А., Коротков Э.А. Си-стемология организаций. - М.: Инфра-М, 2002. - 182 с.

4. Бородин А.И. Методология и инструментальные средства для проведения реинжиниринга // Менеджмент в России и за рубежом.- 2003.- № 3.

5. Быкова А. Организационные структуры управления. - М.: Олма-Пресс, 2003, 233 с.

6. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях организации. М. Эксмо, 2001.

7. Денисов А. Экономическое управление предприятиями и корпорациями. -М.: ДиС, 2002, 416 с.

8. Дмитров В.И. «Опыт внедрения CALS за рубежом» // Автоматизация проектирования, 1997, №1 . CALS (Поддержка жизненного цикла продукции): Руководство по применению / Министерство экономики РФ; НИЦ CALS-технологий "Прикладная логистика"; ГУП "ВИМИ", 1999, с. 44 .

9. Дмитров В.И., Макаренков Ю.М. «CALS-стандарты» // Автоматизация проектирования 1997, №2, №3, №4. Судов Е.В. «CALS-технологии, или Информаци-

онная поддержка жизненного цикла продукта» // PC Week, 1998, №45.

10. CALS (Поддержка жизненного цикла продукции): Руководство по применению / Министерство экономики РФ; НИЦ CALS-технологий "Прикладная логистика"; ГУП "ВИМИ", 1999, с. 44

11. Кузьминов Я. Теоретик и практик перемен// Эксперт №21 от 26 мая-1 июня 2008 г., С. 54.

12. Латкин А.Г. Управленческие нововведения в рыночной системе хозяйствования. //Вестник университета (ГУУ). - М., 2008

13. Усачев А.В. Выбор ERP-системы как элемента формирования единого информационно пространства управления предприяти-ем.-Ростов-н/: Изд-во СКНЦ ВШ, 2009.

14. Мескон М. Основы менеджмента: пер. с англ. / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. - М.: Дело, 2005. - 720 с.

15. Ромашова И. Инновационный потенциал предприятия.-М.,2005.

16. Ревенков А. Реинжиниринг и эффективность деятельности предприятия // Проблемы теории и практики управления. -2005.- № 3.

17. Писарев В.В. Инновационная стратегия малой коммерческой фирмы: проблемы формирования и реализации // Вестник Университета. № 4 (4). - М.: ГУУ, 2007, С.34

18. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005. - С.29.

19. Фирсов М. Реинжиниринг процессов как метод управления бизнесом // Проблемы теории и практики управления. -2005.- № 2.

20. Шейн Л. Творчество и реинжиниринг // Управление компанией, №7, 2002.

BIBLIGRAPHY

1. Alexeenko VB Organization and management of an industrial enterprise. -M: Publishing House of the People's Friendship University, 2001, 92 p.

2. Abdikeyev NM, Danko TP, Ildemenov SV, Kiselyov AD Business process reengineering. - M .: 2005. - 592 p.

3. AA Belyaev, EA Korotkov Sys-temology organizations. - M .: INFRA-M, 2002. - 182 p.

4. A. Borodin Methodology and tools for reengineering // Management in Russia and rubezhom.- 2003.- № 3.

5. Bykov A. Organizational management structure. - M .: Olma-Press, 2003, 233 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. H. Wissema Management in the organization. M. Eksmo, 2001.

7. Denisov A. Economic management of enterprises and corporations. - M .: DiS, 2002, 416 p.

8. Dmitriev VI "The experience of CALS abroad" // Design Automation, 1997, №1. CALS (Support lifecycle of products): Guidelines for the application / Ministry of Economic Affairs of the Russian Federation; SIC CALS-technologies "Applied Logistics"; SUE "VIMI", 1999, p. 44.

9. Dmitrov VI, Makarenkov YM «CALS-standards" // Design Automation 1997, №2, №3, №4. Ships EV «CALS-technologies, or Information Lifecycle Support» // PC Week, 1998, №45.

10. CALS (Support lifecycle of products): Guidelines for the application / Ministry of Economic Affairs of the Russian Federation; SIC CALS-technologies "Applied Logistics"; SUE "VIMI", 1999, p. 44

11. Kuz'minov Ya theorists and practitioners of change // Expert №21 of May 26-June 1, 2008, S. 54.

12. Latkin AG Management innovation in a market economy. // Bulletin of the University (SUM). - Moscow, 2008

13. AV Usachev Selection of ERPsystem as part of a single information space management predpriyatiem.-Rostov-n / Univ SKNTS VS 2009.

14. Meskon M. Fundamentals of Management: Per. from English. / Michael Mes-kon, Michael Albert, Franklin Hedouri. - M .: Case 2005. - 720 p.

15. Romashova I. Innovation potential predpriyatiya.-M., 2005.

16. A. Revenkov Reengineering and efficiency of the enterprise // Problems of the theory and practice upravleniya.- 2005.- № 3.

17. V. Pisarev Innovation strategy of small business concern: formation and reali-

zation problems // Bulletin of the University. Number four (4). - M .: SUM, 2007, P.34

18. AA Trifilova Evaluating the effectiveness of innovative development of the enterprise. - M .: Finance and Statistics, 2005. -C.29.

19. Firsov M. Process reengineering as a method of business management // Problems of the theory and practice upravleniya.-2005.- № 2.

20. Shane L. Creativity and reengineering // Company Management, №7, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.