Научная статья на тему 'Реинжиниринг как инструмент модернизационной стратегии предприятия'

Реинжиниринг как инструмент модернизационной стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BUSINESS PROCESS LIFE CYCLE / INFORMATION SPACE / COMPETITIVE STRATEGY / MODERNIZATION / PRODUCT INNOVATION / PROCESS APPROACH / REENGINEERING / STRATEGIC MANAGEMENT / ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODEL / OF CALS-TECHNOLOGIES / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОДУКТОВАЯ ИННОВАЦИЯ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / РЕИНЖИНИРИНГ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / CALS-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова Ирина Вячеславовна, Зайцев Александр Владимирович

В статье проанализировано, что в условиях высококонкурентной среды достижение высоких показателей обеспечивается за счет применения технологии реинжиниринга бизнес-процессов, базирующегося на принципах процессного подхода к управлению. Обосновывается целесообразность построения и применения стратегии, ориентированной на CALS-технологии, в условиях интеграции задач управления в единое информационное пространство. Предлагается методика выбора наилучшего варианта реинжиниринга бизнес-процессов предприятия, позволяющая построить в соответствии с выбранной стратегией реинжиниринга совокупность экономико-математических моделей бизнес-процессов, ориентированных на ситуацию «как должно быть».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баранова Ирина Вячеславовна, Зайцев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reengineering as an instrument for enterprise strategy modernization

The article analyzes that in a highly competitive environment to achieve high performance is achieved through the use of technology reengineering of business processes, based on the principles of the process approach to management. The expediency of construction and application of a strategy focused on CALS-technologies, in terms of integration of management tasks into a single information space. The technique of selecting the best version of reengineering of business processes, allowing you to build in accordance with the chosen strategy reengineering set of economic and mathematical models of business processes focused on the situation "as it should be."

Текст научной работы на тему «Реинжиниринг как инструмент модернизационной стратегии предприятия»

Баранова И.В., Зайцев А.В. (2016). Реинжиниринг как инструмент модернизационной стратегии предприятия. Вопросы инновационной экономики, 6(3), 219-238. doi: 10.18334/vinec.6.3.36967

Язык публикации: русский

Russian Journal of Innovation Economics, 2016, Volume 6, Issue 3

Reengineering as an instrument for enterprise strategy modernization

Irina Baranova, Aleksandr Zaytsev

Moscow State Technical University STANKIN

ABSTRACT_

The article analyzes that in a highly competitive environment to achieve high performance is achieved through the use of technology reengineering of business processes, based on the principles of the process approach to management. The expediency of construction and application of a strategy focused on CALS-technologies, in terms of integration of management tasks into a single information space. The technique of selecting the best version of reengineering of business processes, allowing you to build in accordance with the chosen strategy reengineering set of economic and mathematical models of business processes focused on the situation "as it should be."

KEYWORDS_

business process life cycle, information space, competitive strategy, modernization, product innovation, process approach, reengineering, strategic management, economic and mathematical model, of CALS-technologies

CITATION_

Baranova, I.V., Zaytsev, A.V. (2016). Reengineering as an instrument for enterprise strategy modernization. Russian Journal of Innovation Economics, 6(3), 219-238. doi: 10.18334/vinec.6.3.36967

JEL: D80, L15, L53, 000 Original Research Language: Russian

Received: 16 Aug 2016, Published: 30 Sep 2016

© Baranova, I., Zaytsev, A. / Publication: Creative Economy Publishers

This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0

H For correspondence: az-inform@mail.ru

HIGHLIGHTS

►within the framework of re-engineering business processes to minimize the regulatory and control actions in the technological and industrial process control system is in terms of the effectiveness of cost-effective, since these effects are associated with the costs in the creation and production of wealth (product and process innovations)

► activity of the enterprise, based on the CALS-technologies, involves the formation of a joint industry and government strategy aimed at re-engineering of existing business processes, however, such a strategy provides a highly automated formation of a single integrated process lifecycle management generated technological (process and product) innovation

► with increasing competition in the use of CALS-technology strategy is a prerequisite for the dynamic development of knowledge-intensive industries, so it is advisable to use in problems of business process management integration into a single information space

►in the enterprise development objectives relevant methodology and selection of practical tools that allow for the performance indicators to compare the options and choose the re-engineering for the implementation of the number of competing options for the most appropriate option

►mathematical tools that can be used to assess the effectiveness of reengineering of business processes, it is game theory, which developed some approaches to evaluating the effectiveness of different strategies when "game against nature"

►method of selection of the best variant of reengineering business processes will build according to the chosen strategy of reengineering the totality of economic and mathematical models of business processes focused on the situation "as it should be"

Вопросы инновационной экономики, 2016, Том 6, Выпуск 3

Реинжиниринг как инструмент модернизационной стратегии предприятия

Ирина Баранова, Александр Зайцев®

Московский государственный технический университет «СТАНКИН»

АННОТАЦИЯ_

В статье проанализировано, что в условиях высококонкурентной среды достижение высоких показателей обеспечивается за счет применения технологии реинжиниринга бизнес-процессов, базирующегося на принципах процессного подхода к управлению. Обосновывается целесообразность построения и применения стратегии, ориентированной на CALS-технологии, в условиях интеграции задач управления в единое информационное пространство. Предлагается методика выбора наилучшего варианта реинжиниринга бизнес-процессов предприятия, позволяющая построить в соответствии с выбранной стратегией реинжиниринга совокупность экономико-математических моделей бизнес-процессов, ориентированных на ситуацию «как должно быть».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

бизнес-процесс, жизненный цикл, информационное пространство, конкурентная стратегия, модернизация, продуктовая инновация, процессный подход, реинжиниринг, стратегическое управление, экономико-математическая модель, CALS-технологии

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Баранова И.В., Зайцев А.В. (2016). Реинжиниринг как инструмент модернизационной стратегии предприятия. Вопросы инновационной экономики, 6(3), 219-238. doi: 10.18334^^.6.3.36967

JEL: D80, L15, L53, 000 Язык публикации: русский

© Баранова И., Зайцев А. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0

н Для связи: az-inform@mail.ru

ТЕЗИСЫ

► в рамках реинжиниринга бизнес-процессов минимизация контролирующих и управляющих воздействий в системе управления технологическими и производственными процессами является с точки зрения обеспечения эффективности экономически целесообразным, поскольку эти воздействия сопряжены с затратами в сфере создания и производства материальных ценностей (продуктовых и процессных инноваций)

► деятельность предприятия, основанная на CALS-технологиях, предполагает формирование совместной стратегии промышленности и государства, направленной на реинжиниринг существующих бизнес-процессов, поэтому подобная стратегия обеспечивает формирование единого высокоавтоматизированного интегрированного процесса управления жизненным циклом создаваемых технологических (процессных и продуктовых) инноваций

►при растущей конкуренции применение в стратегии CALS-технологий является условием динамичного развития наукоемких производств, поэтому ее целесообразно применять в задачах интеграции управления бизнес-процессами в единое информационное пространство

► в деятельности предприятия актуальны задачи разработки методики и выбора практического инструментария, позволяющих по показателям эффективности сопоставлять варианты реинжиниринга и выбирать для реализации из числа конкурирующих вариантов наиболее целесообразный вариант

►математический аппарат, с помощью которого можно оценивать эффективность реинжиниринга бизнес-процессов, это теория игр, в которой разработаны некоторые подходы к оценке эффективности различных стратегий при «игре с природой»

► разработанная методика выбора наилучшего варианта реинжиниринга бизнес-процессов предприятия позволит построить в соответствии с выбранной стратегией реинжиниринга совокупность экономико-математических моделей бизнес-процессов, ориентированных на ситуацию «как должно быть»

Об авторах:

Баранова Ирина Вячеславовна, кандидат экономических наук, заведующая лабораторией «Новые высокие технологии», Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

Зайцев Александр Владимирович, доктор философии (Ph.D.), кандидат технических наук, кафедра «Управление и информатика в технических системах», Московский государственный технологический университет «Станкин» (az-inform@mail.ru)

Введение

Кардинальное повышение уровня технологичности предприятия, как правило, сопряжено с построением качественно новых производственных процессов. Это предполагает не только совершенствование существующих бизнес-процессов, но и их качественную перестройку, создание высокоавтоматизированных организационно-производственных структур и т.д. Совокупность этих мероприятий должна обеспечивать существенное повышение эффективности деятельности предприятий. С этой целью менеджмент формирует конкурентную стратегию, ориентированную на проведение глубокой модернизации производства. Поэтому главная задача состоит не просто в усовершенствовании стратегии, а в создании организационно-экономического механизма, обеспечивающего наилучшую адаптацию предприятия к изменениям конкурентной среды.

В практическом менеджменте существуют разнообразные управленческие подходы, позволяющие повысить показатели эффективности деятельности предприятия. Как правило, используют современные инструменты управления, такие как технологии «всеобщее управление качеством» (Total Quality Management), «производство точно в срок» (Just in Time Management), концепция бережливого производства (Lean Production), стратегия кайдзен, система канбан, и ряд других. Однако в условиях высоко конкурентной среды достижение высоких показателей наилучшим образом обеспечивается за счет применения реинжиниринга бизнес-процессов (Business Process Reengineering), базирующегося на принципах процессного подхода к управлению [1, 2, 8, 9].

Одной из задач, решаемой в рамках реинжиниринга бизнес-процессов, является минимизация контролирующих и управляющих воздействий в системе управления технологическими и производственными процессами. С точки зрения обеспечения эффективности реализуемых бизнес-процессов это экономически целесообразно, поскольку эти воздействия сопряжены с затратами в сфере создания и производства материальных ценностей (продуктовых и процессных инноваций).

Реинжиниринг, объединяя совокупность средств, мер и методов:

- направлен на отказ от устаревших подходов, обеспечивающих реализацию бизнес-процессов с нуля;

- предполагает игнорирование действующих структур и процедур;

- приводит к значительным изменениям показателей функционирования предприятия.

Подобный подход предполагает создание механизма сбалансированного управления бизнесом. Поэтому в практике инновационного управления реинжиниринг выступает в качестве одного из стратегических направлений выхода предприятия из кризисной ситуации. Инновационная философия реинжиниринга заключается в появлении у предприятия принципиально новых бизнес-процессов и в создании высокотехнологичных производств, предназначенных для изготовления наукоёмкой продукции.

Внедряя реинжиниринг в производственной сфере, предприятия промышленно развитых стран эффективно его используют при разработке и реализации системы комплексной автоматизации. В мировой практике применяются стратегия CAD-CAM (Computer Assisted Design - Computer Assisted Manufacturing)1, Continuous Acquisition and Life Cycle Support (CALS)2 и другие. В этом случае производственный реинжиниринг выступает как эффективный метод перехода к высоко интегрированному компьютеризированному производству [4, 5, 9].

CALS-технологии как инструмент информационной поддержки жизненного цикла инноваций

В рамках организационной модели реинжиниринга осуществляется мониторинг реализуемых бизнес-процессов. Подобный мониторинг, являясь составляющей процесса управления,

1 CAD-CAM (Computer Assisted Design - Computer Assisted Manufacturing) - система автоматизированного проектирования - автоматизированные системы управления производством

2 CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support) - система непрерывной поддержки жизненного цикла изделия.

присутствующей на всех этапах жизненного цикла изделия, обеспечивает улучшение основных показателей бизнес-процессов.

Для автоматизированной поддержки этапов жизненного цикла изделия в настоящее время широко применяется набор международных стандартов CALS. Набор этих стандартов выступает как фактор повышения эффективности деятельности предприятия,

конкурентоспособности производимой продукции.

Деятельность предприятия, основанная на CALS-технологиях, предполагает формирование совместной стратегии промышленности и государства, направленной на реинжиниринг существующих бизнес-процессов. Охватывая мероприятия по изменению бизнес-процессов, эта стратегия обеспечивает формирование единого высокоавтоматизированного интегрированного процесса управления жизненным циклом создаваемых технологических (процессных и продуктовых) инноваций. При этом жизненный цикл продуктовой инновации охватывает процессы ее разработки, изготовления, использования и утилизации (рис. 1).

Рисунок 1. Жизненный цикл продуктовой инновации

Использование CALS-технологий в качестве инструмента информационной поддержки жизненного цикла создаваемых предприятием инноваций приводит к повышению эффективности инновационной деятельности. Это достигается за счет ускорения процессов НИОКР, придания продукции новых свойств, сокращения издержек в процессах производства и эксплуатации продукции, повышения уровня сервиса при эксплуатации и техническом обслуживании созданных продуктовых инноваций [4, 9].

Основой задачей внедрения CALS-технологий является повышение конкурентоспособности создаваемых предприятием продуктовых инноваций. Решение этой задачи во многом обеспечивается за счет эффективного управления информацией. Стратегия деятельности предприятия, базирующаяся на использовании CALS-технологий, включает в себя:

- применение современных информационных технологий;

- реинжиниринг бизнес-процессов;

- применение методов «параллельной» разработки;

- стандартизацию в области совместного использования данных и электронного обмена данными.

Для того чтобы достичь высокого уровня эффективности деятельности предприятия за счет сокращения затрат средств и времени, необходимо обеспечить непрерывность процесса взаимодействия предприятия с потребителями продуктовых инноваций и поставщиками ресурсов. Непрерывность процесса взаимодействия обуславливает высокую динамику совершенствования свойств производимой продукции, что во многом достигается за счет перманентной модернизации производственного процесса.

В общем случае поддержка жизненного цикла, основанная на использовании CALS-технологий, предполагает оптимизацию процессов обслуживания, ремонта, снабжения запасными частями и модернизации. Поскольку затраты на поддержку сложной наукоемкой продуктовой инновации в работоспособном состоянии, как правило, превышают

затраты на его приобретение, то существенное сокращение стоимости владения можно обеспечить инвестициями в создание системы поддержки жизненного цикла.

Организация поддержки жизненного цикла наукоемкой продуктовой инновации, ориентируясь на информационные технологии, приводит к увеличению инвестиционных затрат, в первую очередь на этапах создания и последующей модернизации инновации. Однако такая стратегия, наилучшим образом учитывая потребности заказчика инновационной разработки, приводит к снижению затрат в сферах эксплуатации и обслуживания созданной инновации. В конечном итоге это сокращает затраты, осуществляемые предприятием в течение всего жизненного цикла продуктовой инновации.

Таким образом, повышение конкурентоспособности создаваемых предприятием продуктовых инноваций достигается не только путем минимизации затрат (а в конечном итоге и цены изделия), но и путем сокращения сроков вывода новых образцов на рынок, повышения качества производимой продукции. Применение в конкурентной стратегии CALS-технологий является условием динамичного развития российских наукоемких производств в условиях растущей конкуренции, как на отечественных, так и мировых рынках. Стратегию, ориентированную на CALS-технологии целесообразно применять в условиях интеграции задач управления в единое информационное пространство. При реализации подобной стратегии используются различные методы, которые в конечном итоге и формируют механизм CALS-технологий. Это касается:

- методов реструктуризации процессов функционирования предприятия, формирующих технологии реинжиниринга бизнес-процессов. Подобные технологии обеспечивают корректный переход от бумажного документооборота к электронному документообороту, обеспечивая внедрение в процессе автоматизации новых методов разработки продуктовых инноваций;

- методов, позволяющих стандартизовать представления в электронном виде данных, относящихся к отдельным процессам, протекающим в рамках жизненного цикла изделия. На основе этих

методов создаются технологии представления данных о создаваемой продуктовой инновации;

- методов интеграции автоматизированных процессов жизненного цикла и относящихся к ним данных. Подобные методы применяются при разработке технологий интеграции данных о создаваемой продуктовой инновации.

Процесс взаимодействия прикладных систем при реализации предприятием конкурентной стратегии, в основе которой лежат CALS-технологии, строится на основе групп стандартных интерфейсов, среди которых можно выделить:

- функциональные стандарты (например, стандарт описания процессов IDEF0), предназначенные для формирования организационных процедур взаимодействия компьютерных систем;

- информационные стандарты (например, стандарт ISO 10303 STEP), обеспечивающие унифицированное представление моделей данных, используемых на различных этапах жизненного цикла продуктовых инноваций;

- стандарты на программную архитектуру, которые определяют архитектуру интеграции программных систем. Подобные стандарты необходимы для организации взаимодействия таких систем без участия человека. В качестве примеров таких стандартов можно привести архитектуры CORBA3, COM4, SOAP5 и ряд других;

- коммуникационные стандарты (например, стандарты сети Internet), формирующие способ передачи данных по локальным и глобальным сетям.

3 CORBA (Common Object Request Broker Architecture) - архитектура посредника объектных запросов.

4 COM (Component Object Model) - компонентная модель объектов.

5 SOAP (Simple Object Access Protocol) - простой протокол доступа к объектам, представляющий собой протокол сообщений для выбора web-служб.

Методика выбора наилучшего варианта реинжиниринга бизнес-процессов предприятия

В практической ситуации предприятие может реализовывать различные варианты реинжиниринга бизнес-процессов. Эти варианты могут отличаться, как ожидаемыми преимуществами, так и затратами, необходимыми для реализации того или иного варианта. Поэтому можно говорить о различном уровне эффективности вариантов реинжиниринга. Следовательно, на практике возникает задача выбора наилучшего варианта.

Результат решения этой задачи используется для выбора такой стратегии, а в ее рамках конкретного плана действий, которые наилучшим образом отвечают целям предприятия и его ресурсным возможностям, соответствуют конъюнктуре рынка и перспективам развития предприятия. Поэтому актуальны задачи разработки методики и выбора практического инструментария, позволяющих по показателям эффективности сопоставлять варианты реинжиниринга и выбирать для реализации наиболее целесообразный вариант из числа конкурирующих вариантов.

Математический аппарат, с помощью которого можно оценивать эффективность реинжиниринга бизнес-процессов, это теория игр. В этой теории разработаны некоторые подходы к оценке эффективности различных стратегий при «игре с природой», т.е. с противником, действия которого заранее неизвестны. Можно лишь предполагать, какими будут эти действия, и какой результат может быть получен. Анализ эффективности вариантов реинжиниринга во многом похож на «игру с природой». Методы теории игр достаточно широко используются в исследовании операций. При этом «игровые» задачи достаточно часто применяются при неопределенности исходной информации о «противнике». Тогда результаты будут носить качественный характер, но, тем не менее, они помогают принимать правильные управленческие решения.

Суть предлагаемой нами методики состоит в следующем. Будем считать, что в ходе анализа бизнес-процессов выявлены факторы ^1, Z2, ..., Zk), оказывающие негативное влияние на функционирование

предприятия. Предположим, что действие этих факторов проявляется в наступлении нежелательных событий, препятствующих нормальному функционированию предприятия. Эти события независимы друг от друга. Они наступают, не подчиняясь какой-либо заранее сформированной стратегии компенсации негативного влияния, и образуют простейшие пуассоновские потоки с интенсивностями Л1,

Л2,____ Лк. В результате наступления одиночного события Zi е

предприятие несет ущерб qi . Суммарный ущерб 01 от событий, относящихся к классу Zi, в течение времени Т можно определить

следующим образом. Если 4 - среднее число событий, происходящих, например, в течение года, а реальное число событий, происходящих в

этот период, с некоторой вероятностью Р( 4 , 1) лежит в пределах (4 - ^

(4 + 1), то годовой ущерб выражается зависимостью:

0г = д, * Р(А,,1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При простейшем пуассоновском потоке событий величину Р(4 , 1) можно определить по формуле:

Л +1 ^ j о

, l ) = 2+ е

У=4- у!

Пусть на основе анализа бизнес-процессов разработано несколько вариантов стратегий сокращения убытков (М1 М2, ... Мп). При этом исходное состояние обозначим МО. Реализация каждой стратегии требует затрат т1, т2 ...тп . Для простоты рассуждений предположим, что каждая стратегия уменьшает интенсивность потока событий, в связи с

чем величинам 4 и О присваиваются двойные индексы: 4 и 01] (1=1, 2, ..., к; ]=0, 1, 2, ..., п). Индекс ]=0 характеризует исходную ситуацию, т.е. ситуацию, в которой проводился анализ бизнес-процессов. Величины

и 01] должны удовлетворять условиям:

А,! < Ло; 0У < 0,0 , * , е 1, к, У е 1, пл

■> ■> (хотя бы для некоторых ' ' ' )

Таким образом, если реализована стратегия М] и при этом

происходят события ^ е , то суммарный убыток предприятия составит:

= +

Описанные нами параметры образуют матрицу, которую в теории игр принято называть матрицей альтернативных потерь. Вид подобной матрицы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Матрица альтернативных потерь

11 1г гк

Мо О10 Ого Ок0

М1 т+Ои т1+О21 т1+Ок1

М2 Ш2+012 тг+Огг т2+Ок2

Мп тп+Ош тп+О2п тп+Окп

Пользуясь этой матрицей, можно сопоставлять различные стратегии и выбирать ту стратегию, которая обеспечит предприятию минимум возможных убытков. Поэтому предприятию необходимо иметь механизмы выбора стратегии, подлежащей реализации.

Рассмотрим такой механизм и для определенности будем считать, что количество факторов, влияющих на предприятие, равно пяти, а число стратегий реинжиниринга равно трем. Данные, характеризующие влияние факторов, приведены в таблице 2. В качестве факторов, приведенных в таблице 2, приняты:

- нарушения технологии ^1);

- отказы оборудования ^2);

- ошибки персонала ^3,);

- поставки сырья несоответствующего качества ^4);

- величина производственного брака ^5).

Таблица 2

Данные о влиянии факторов

Исходные данные Обозначение Zi Z2 Z3 Z4 Z5

Интенсивность событий h 50 20 10 30 10

Вероятность событий Pi 0,567 0,423 0,363 0,477 0,363

Ущерб от одного события q 17 25 29 34 21

Суммарный ущерб, У.Е. Qi 481,95 211,5 205,27 486,54 76,23

В таблице 2 величина ущерба оценивается в условных единицах (У.Е.), которые могут измеряться в денежных единицах или представлять собой некоторые оценки в баллах.

Будем считать, что в качестве стратегий реинжиниринга нами выбраны следующие варианты стратегий:

- стратегия М1, включающая закупку оборудования определенного вида;

- стратегия М2, предполагающая закупку оборудования другого вида и подготовку персонала по эксплуатации оборудования;

- стратегия МЗ охватывающая специализированную подготовку персонала и приобретение нового контрольного оборудования.

При этом сделаем предположение, что в результате реинжиниринга уменьшаются интенсивности потоков негативных

Х-

событий I, а ущерб qi от одного события остается неизменным при любой стратегии реинжиниринга. В таблице 3 приведены затраты на проведение реинжиниринга при реализации различных его стратегий.

Таблица 3

Затраты на проведение реинжиниринга при реализации различные

стратегий

Стратегия реинжиниринга Затраты на реинжиниринг (У.Е.) Интенсивность событий после реинжиниринга

Ь 1г Ьз 14 Ь5

М1 100 30 15 10 20 7

М2 110 20 10 5 15 9

Мз 200 10 5 0 10 5

Используя данные таблиц 2 и 3, можно построить матрицу альтернативных потерь (убытков) предприятия. Подобная матрица представлена в таблице 4.

Таблица 4

Матрица альтернативный потерь (убыггков) предприятия

Стратегия реинжиниринга Суммарный убыток Мш Мах

11 12 1з 14 15

М1 343 338 205 388 163 163 388

М2 253 201 182 433 182 182 433

Мз 262 262 200 323 252 200 323

Располагая информацией, приведенной в таблице 4, можно выполнить оценку возможных решений. Вначале преобразуем матрицу убытков в матрицу условных выигрышей. Это преобразование выполним следующим образом:

^ = C - Щ, где С - константа, удовлетворяющая условию

с > щ, V/, ]

Выберем значение С = 500. Матрица условных выигрышей представлена в таблице 5.

Таблица 5

Матрица условных выигрышей

Стратегия реинжиниринга Условный выигрыш: C - U (Убыток) С > Umax = const C = 500

Zi Z2 Z3 Z4 Z5 Min Max

Mi 157 162 295 112 337 112 337

M2 247 299 318 67 318 67 318

Мз 238 238 300 177 248 177 300

Max {Z} 247 299 318 177 337

Введем в рассмотрение фактор риска, выступающего как последствие ошибочного решения. Предположим, что заранее известно, что в «игре против нас» будет использована только стратегия Zi, т.е.

будут происходить только события 21 е ". В этой ситуации целесообразна реализация стратегии реинжиниринга М1. В данной стратегии выигрыш предприятия является максимальным.

Риском г] при реализации стратегии М] при условии наступления событий, принадлежащих только классу Zi, называется разность между выигрышем, который могло бы получить предприятие,

имея информацию об условия наступления событий ^ е ", и выигрышем, который предприятие получит, не зная этих условий и выбирая для реализации стратегию Мь Риск рассчитывается на основе использования следующей формулы:

^ = Ы - у^

Матрица рисков, рассчитанная на основе использования данных таблицы 5, приведена в таблице 6.

Таблица 6

Матрица рисков

Стратегия реинжиниринга События

Zi Z2 Z3 Z4 Z5 Max {Z}

Mi 90 137 23 65 0 137

M2 0 0 0 110 19 110

M3 9 61 18 0 89 89

Для оценки качества принимаемых решений могут использоваться различные критерии. Наиболее распространенными критериями являются:

Максиминный критерий Вальда, согласно которому любая игра рассматривается как игра с разумным и агрессивным противником, решения которого направлены на то, чтобы помешать предприятию добиться успеха. В этом случае оптимальным признается решение, которое даст максимальное значение минимального выигрыша. Это означает, что принимаемое решение гарантирует выигрыш, не ниже «нижней цены» игры:

W = max min Vj i j

Отражая позицию «крайнего пессимизма», этот критерий ориентирует предприятие на наихудшие условия деятельности. Поэтому подобный критерий оценки может использоваться в условиях, когда совокупность негативных факторов доминирует при формировании внешней и внутренней среды деятельности предприятия.

Критерий минимаксного риска Сэвиджа, являясь крайне пессимистическим, при выборе решения ориентирован не на выигрыш, а на риск. При использовании данного критерия принимается то решение, при котором наиболее значимая величина риска минимальна:

S = min max rj

i J

Критерий Гурвица предполагает, что при выборе и принятии решения не следует ориентироваться ни на крайний пессимизм («всегда рассчитывать на худшее»), ни на неоправданный оптимизм («обязательно повезет»). Согласно этому критерию решение принимается из условия:

H = max i

x min Vij + (1 - x) max Vj

j j

где х - «коэффициент пессимизма», находящийся в интервале 0

<x < 1.

При х = 1 критерий Гурвица превращается в критерий Вальда, а при x = 0 - в критерий «крайнего оптимизма», отражающий надежду на получение максимального выигрыша.

Рассмотрим выбор стратегии реинжиниринга при использовании различных критериев оценки этой стратегии.

Критерий Вальда: из предпоследнего столбца таблицы 5 видно, что W= 177. Это соответствует стратегии М3. Кроме того, из таблицы следует, что стратегия М3 характеризуется минимальным значением максимального убытка. Это свидетельствует о том, что по отношению к показателю убытков предприятия максиминный критерий превращается в минимаксный критерий, т.е.:

W = min max Vj

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i j

и

W = 323

Критерий Сэвиджа: из матрицы рисков (табл. 6) следует, что минимум максимального риска составляет 89. Это значение также свидетельствует в пользу выбора стратегии М3.

Критерий Гурвица: значения критерия при разных величинах коэффициента пессимизма приведены в таблице 7. Из данной таблицы видно, что если коэффициент пессимизма находится в оптимистических границах, т.е. 0 < х <0,3, то предпочтение должно отдаваться стратегии М1.

Таблица 7

Значения критерия Гурвица при разных значениях коэффициента

пессимизма

Оценки стратегии реинжиниринга по критерию Гурвица

Коэффициент пессимизма

Стратегия реинжиниринга Оптимистические значения Среднее значение Пессимистические значения

0 0,3 0,5 0,7 1

М1 337 269,5 224,5 179,5 112

М2 318 179,1 192,5 142,3 67

Мз 300 263,1 238,5 213,9 177

В то же время, если коэффициент пессимизма находится в пессимистических границах, т.е. 0.5 < х < 1, то следует выбирать стратегию М3.

Заключение

Описанная методика позволяет построить в соответствии с выбранной стратегией реинжиниринга совокупность экономико-математических моделей бизнес-процессов, ориентированных на ситуацию «как должно быть». Поэтому методика может применяться для решения практических задач в различных прикладных областях деятельности предприятия. Так, например, с ее помощью можно оценивать варианты качества продукции, системы защиты информации, а также стратегии реорганизации предприятия. Таким образом, реинжиниринг, выступая в качестве одного из основных принципов построения CALS-технологии, является гарантией постоянной поддержки высокого уровня эффективности производственной деятельности предприятия, обеспечивая конкурентоспособность предприятия на рынках наукоемкой продукции и услуг.

ИСТОЧНИКИ

1. Баранов В.В., Баранова И.В., Зайцев А.В., Карпова В.Б. Система управления

инвестиционным потенциалом как фактор эффективной реализации стратегии экономического развития высокотехнологичного предприятия // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2015. - № 3 (31). - с. 5-17.

2. Баранов В.В., Зайцев А.В., Соколов С.Н. Исследование систем управления. М.: Альпина

Паблишер, 2013. - 216 с.

3. Григорьев С.Н., Кутин А.А. Инновационное развитие высокотехнологичных

машиностроительных производств на основе интегрированных АС ТПП // Автоматизация и современные технологии. 2011 . - № 11. - С.23-29.

4. Григорьев С.Н., Кутин А.А. Организация и управление сложным машиностроительным

производством на основе CALS-технологий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - № 4-2. - С. 403-407.

5. Зайцев А.В, Баранов В.В. Инновации как инструмент формирования стратегии

устойчивого развития предприятия // Вестник университета. ГОУВПО «Государственный университет управления». - 2009. - № 19. - с. 123-126.

6. Зайцев А.В. Стратегия управления инновационными изменениями в период глобальной

трансформации системы мирового хозяйствования // Российское предпринимательство. - 2015. - № 1 (271). - с. 75-86.

7. Николаев С.Д., Зайцев А.В. Концепция управления высокотехнологичным

предприятием на основе инновационных изменений в конкурентной стратегии. Креативная экономика. - 2010. - № 3. - с.16-25.

8. Особенности развития предприятия в инновационной экономике. Монография. / Под

ред. Н.С. Иващенко и А.В. Зайцева. - М.: Креативная экономика, 2011. - 456 с.

9. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по

специальностям экономики и управления / [А.О. Блинов и др.]; под ред. А.О. Блинова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 343 с.

10. Farek J., Kraft., Zaytsev A. High tech podniky v globalizovane znalostni ekonomice. - Liberec,

Czech Republic, EU: TUL, 2013. - p. 211. - ISBN 978-80-7494-016-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.