Научная статья на тему 'К вопросу о современных внешних функциях Российского государства'

К вопросу о современных внешних функциях Российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2361
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВО ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максименко Эдуард Анатольевич

Настоящая статья посвящена исследованию внешнеполитической деятельности государства. Автор исследует определенные направления и в конкретных формах, внутреннего и международного положения Российского государства, которое зависит от теории его внешних функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON MODERN EXTERNAL FUNCTIONS THE RUSSIAN STATE

The Present article is devoted research of foreign policy activity of the state. The author investigates certain directions and in concrete forms, internal and world situation of the Russian state which depends on the theory of its external functions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современных внешних функциях Российского государства»

8.3. К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЯХ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Максименко Эдуард Анатольевич, начальник

факультета заочного обучения Краснодарского

университета МВД России

eduard_maksimenko@mail.ru

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию внешнеполитической деятельности государства. Автор исследует определенные направления и в конкретных формах, внутреннего и международного положения Российского государства, которое зависит от теории его внешних функций.

Ключевые слова: внешнеполитическая деятельность государства, конкретные формы, международное

право, государство внешние функции.

TO THE QUESTION ON MODERN EXTERNAL FUNCTIONS THE RUSSIAN STATE

Maksimenko Edward Anatolevich, The chief of faculty of correspondence course the Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

eduard_maksimenko@mail.ru

Annotation: the Present article is devoted research of foreign policy activity of the state. The author investigates certain directions and in concrete forms, internal and world situation of the Russian state which depends on the theory of its external functions.

Keywords: foreign policy activity of the state, concrete forms, international law, the state external functions.

Внешнеполитическая деятельность государства осуществляется по определенным направлениям и в конкретных формах, что находит юридическое выражение как во внутригосударственном, так и в международном праве и сформулирована она во внешних функциях государства. При этом успешное осуществление внешних функций в существенно изменившихся условиях внутреннего и международного положения Российского государства во многом зависит от дальнейшего развития теории его внешних функций.

Важность и актуальность проблемы внешних функций обусловили значительное внимание к ее исследованию в отечественной науке со стороны М. И. Байтина, И. П. Блищенко, A. M. Домникова, В. Ф. Погорелко, С. М. Пичугина, А. А. Рогачева, Н. В. Черноголовкина и многих других авторов.

Однако с учетом динамично изменяющейся внешней деятельности государства и изменения роли России в международном плане, следует признать, что назрела необходимость в более глубоком анализе сегодняшней деятельности Российского государства в сфере внешних функций.

Основная масса ученых-юристов под внешними функциями понимают содержание главных направлений деятельности государства в определенной области внешних сношений. М. И. Байтин, Н. В. Черноголовкин дают более развернутую характеристику понятию внешних функций. Под системой внешних функций государства ими понимается исторически сложившаяся целостная совокупность взаимодействующих основных

направлений (и сторон) его деятельности в области внешней политики, выступающих продолжением системы внутренних функций и имеющих целью обеспечения внешних условий для социального и экономического развития страны и обеспечения мира во всем мире.

В советской юридической, философской и исторической литературе было принято различать в основном четыре внешние функции социалистического государства: функцию защиты от нападения извне, функцию развития отношений братской взаимопомощи и сотрудничества на основе социалистического интернационализма с другими социалистическими странами, функцию поддержания мира и развития отношений мирного сосуществования с государствами другой социально-экономической системы; поддержка национально-освободительных движений и сотрудничество с развивающимися странами.

Ученые правоведы вели речь о внешних функциях социалистического государства и о главных направлениях в рамках каждой из них, что зависело как от этапа его развития и развития международных отношений, так и от контрагентов, с которыми государство устанавливает эти отношения.

Такой подход позволял представить природу внешних функций государства и особенности ее проявления во внешних сношениях государства. Вполне закономерно делался вывод о том, что из всей совокупности факторов, влияющих на осуществление внешних функций, решающими являются природа государства и действие закономерностей развития международных отношений.

В современной России, в условиях становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. Это проявляется в следующем.

Во-первых, в том, что с разрушением «мировой системы социализма», естественно, отпадает необходимость и в развитии взглядов на функции (впрочем, как и самих функций), касающихся взаимоотношений России с составлявшими эту систему «социалистическими» странами.

Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению к национально-освободительному движению. В связи с этим, естественно, исчезла и функция поддержки этого движения.

И, в-третьих, начиная с «перестройки» середины 80х гг. XX в. и вплоть до последнего времени, резко изменилось отношение России к западным странам.

Основной смысл внешнеполитической и иной деятельности Российского государства, а,

следовательно, и его функций должен состоять в непременном приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и

сотрудничества.

Рассматривая внешние функции государства, необходимо отметить, что интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях.

Максименко Э. А.

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЯХ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

«Концепция национальной безопасности России», исходит из того, что в настоящее время положение на международной арене характеризуется прежде всего усилением тенденций к формированию многополярного мира.

Это проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными политическими,

экономическими, финансовыми и информационными процессами.

Наряду с этим расширилась общность интересов России со многими государствами по таким проблемам международной безопасности, как противодействие распространению оружия массового уничтожения, урегулирование и предотвращение региональных конфликтов, противодействие

международному терроризму и наркобизнесу, решение острых экологических проблем глобального характера.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время, с учетом изменившихся исторических, социально-

экономических условий, новых особенностей мирового развития существенно изменилась деятельность Российского государства в межгосударственных отношениях. Ушли в прошлое такие внешние функции

отечественного государства, как поддержка

национально-освободительных движений,

взаимопомощь и братское сотрудничество государств мировой системы социализма. В то же время сохранилась и развивается функция обороны страны, корректируется содержание функции обеспечения мира, появилась новая функция взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.

На основе общепризнанных международно-правовых принципов могут устанавливаться и осуществляться такие внешние функции государства, как функция интеграции России в мировую экономику; обороны; поддержания мирового порядка;

внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; совместного разрешения с другими государствами глобальных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности. Данные и иные внешние функции Российского государства становятся в настоящее время общепризнанными и общепринятыми в научной литературе.

Требуется отметить, что функция Российского государства по обеспечению мира и поддержанию мирового порядка является одним из важнейших направлений его деятельности по выполнению стоящих перед ним внешних задач и представляет собой совокупность мер в различных сферах международных отношений, направленных на предотвращение применения военной силы, ограничения сокращения вооружений, обуздание военного агрессора, а также добросовестного выполнения своих международных обязательств по поддержанию мира.

Россия, являясь одним из пяти государств -постоянных членов Совета Безопасности ООН, активно влияет на политику сохранения мира. Именно Совет Безопасности обязан определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и давать рекомендации или

решать, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного правопорядка и мира.

В зависимости от предстоящей задачи, операции ООН могут представлять собой миссии военных наблюдателей или ввода ограниченного контингента войск. Так, в соответствии с принятым в России законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», российское государство имеет возможность непосредственно участвовать в миротворческих операциях под флагом ООН. Таким примером являются действия Российских миротворцев в Югославии и ряде других регионов мира.

Наряду с этим необходимо обратить внимание, что 9 сентября 2009 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект, касающийся оперативного использования Вооруженных сил России за пределами страны.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он направлен на «создание правового механизма, обеспечивающего возможность Президенту России оперативно использовать формирования

Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны». Сообщается также, что действующее законодательство не позволяет оперативно реагировать в экстремальных ситуациях, «например, в таких как грузинская агрессия против Южной Осетии в августе 2008 года, что угрожает национальным интересам РФ, правам и законным интересам ее граждан».

Проектом федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об обороне» предлагается внести следующие изменения:

1) статью 10 дополнить пунктом 21 следующего содержания:

«21. В целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач:

1) отражение нападения на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;

2) отражение или предотвращение агрессии против другого государства;

3) защита граждан Российской Федерации за рубежом;

4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства».

В заключение хотелось бы отметить, что в теоретическом плане дальнейшее исследование внешних функций государства позволит глубже познать сущность деятельности современного Российского государства по обеспечению национальной безопасности.

Список литературы:

1. Ф.П. Лиходеев, П.С. Ромашкин, Д.А. Керимов, А.А. Мишин, М.И. Пискотин произвольно доводили количество внешних функций до пяти, и даже до восьми (См., например: Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов, 1979. - С. 286; Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М., 1970. - С. 117).

2. Лиходеев Ф.П. Советское социалистическое государство. - М., 1957. - С. 40-41; Ромашкин П.С. Развитие функций Советского государства в процессе построения коммунизма // Советское государство и право. - 1958. - № 10. - С. 11; Мишин А.А. Высшие органы власти буржуазного государства. Автореферат дис. ... д.ю н. - M., 1963. - С. 7-8; Пискотин М.И. К вопросу о функциях Советского государства в современный период // Советское государство и право.

- 1958. - № 1.

3. Роянов Ф.М. Введение в правовое государство. - Уфа,

1994; Четверин В.А. Демократическое конституционное государство. - М.,1993; Чиркин В.Е. Основы

сравнительного государствоведения. - М., 1997.

4. Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 2.

5. Байрамов Ф.Д. Соотношение функций государства и региональных межгосударственных объединений: современные теоретико-правовые проблемы: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003.

6. Бобров Р.Л., Малинин С.А. Организация Объединенных Наций. Международно-правовой очерк. - Л., 1960.

7. Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 26.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 23, № 46; 2004. - № 27; 2005. - № 15; 2009. -№ 15.

Reference list:

1. Bajtin M. I. Essence and the basic functions of the socialist state.

- Saratov, 1979; Chernogolovkin N.V. Theory of functions of the socialist state. - М, 1970.

2. Lihodeev F.P. Soviet the socialist state. - М, 1957; Romashkin P. S. Development of functions of the Soviet state in the course of communism construction//the Soviet state and the right. - 1958. -№ 10; Мишин A.A. Supreme body of the power of the bourgeois state. M., 1963.; Piskotin M. I. To a question on functions of the Soviet state during the modern period//the Soviet state and the

right. - 1958. - № 1.

3. Rojanov F.M. Introduction in a lawful state. - Ufa, 1994; Chetverin V. A. The democratic constitutional state. - М, 1993

4. Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 2000. - № 2.

5. Bairamov F.D. Parit of functions of the state and regional interstate associations: modern teoretiko-legal problems - М, 2003.

6. Bobrov R.L., Malinin S.A. United Nations Organization. The International legal sketch, 1960.

7. Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 1995. - № 26.

8. Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 1996. - № 23, № 46; 2004. - № 27; 2005. - № 15; 2009. - № 15.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Максименко Э. А. «К вопросу о современных внешних функциях российского государства»

В статье рассматриваются вопросы касающиеся исследования о внешнеполитической деятельности государства. Автор исследует определенные направления и в конкретных формах, внутреннего и международного положения Российского государства, которое зависит от теории его внешних функций.

Актуальность темы статьи обусловлена достаточно малым количеством исследований, посвященных заявленной тематике, с учетом сравнительно-правового анализа опыта различных государств.

Автор подчеркивает, что сегодня вопрос о внешней функции государства, необходимо отметить интеграцию России в мировое сообщество и что существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. «Концепция национальной безопасности России», исходит из того, что в настоящее время положение на международной арене характеризуется прежде всего усилением тенденций к формированию многополярного мира.

Настоящая статья в данном ракурсе представляет особый интерес и рекомендована к публикации, проведенный анализ дает достаточные основания утверждать, что в теоретическом плане дальнейшее исследование внешних функций государства позволит глубже познать сущность деятельности современного Российского государства по обеспечению национальной безопасности.

Заместитель начальника Краснодарского университета МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент

И. Е. Адаменко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.