Харлов Андрей Владимирович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки
Kharlov Andrey Vladimirovich, PhD (Arts), Associate Professor at the Music Theory Department of the Nizhny Novgorod State Conservatory named after M. I. Glinka
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ ЛОКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ФОЛЬКЛОРА)
В статье рассмотрены факты эволюционной динамики традиционных форм народного музицирования. На основании многолетних наблюдений в рамках фольклорно-этнографической деятельности студентов и преподавателей ННГК им. М. И. Глинки предлагаются гипотезы субъектно-ориентированного и технократического эволюционных процессов как механизмов формирования локальной традиции. Рассматриваются новые формы адаптации народного культурного феномена к современной действительности. Приводится пример попытки внедрения в традицию неокультурных технократических явлений, которые по всем параметрам должны были бы остановить регресс локальной традиции, но не смогли этого сделать. Анализируются причины отторжения народной исполнительской практикой тенденции технократического «осовременивания», приводящей к нарушению баланса между традиционными ценностными ориентирами. В статье рассмотрен факт положительного воздействия на локальную инструментальную традицию нижегородских марийцев научно-поисковой деятельности исследователя-фольклориста. Автором статьи рассматривается эксперимент по возрождению инструментальной традиции игры на ритуальной марийской трубе семейства пуч в Тоншаевском районе Нижегородской области.
Ключевые слова: фольклор, эволюционная динамика, Нижегородская область, марийская девичья труба удырпуч, инструментальная традиция.
TO THE QUESTION OF MODERN EVOLUTIONARY PROCESSES OF LOCAL TRADITIONAL CULTURE (ON THE EXAMPLE OF NIZHNY NOVGOROD FOLKLORE)
The article considers the evolutionary dynamics of traditional forms of folk music making and offers a hypothesis of subject-oriented and technocratic evolutionary processes as mechanisms for the formation of a local tradition. The hypothesis is based on many years of the folklore and ethnographic activities of students and teachers of the Nizhny Novgorod Conservatory named after M. I. Glinka. New forms of folk cultural phenomenon adaptation to modern reality are considered. The article gives an example of an unsuccessful attempt to introduce neo-cultural technocratic phenomena into the tradition, which, in all respects, should have stopped the regression of the local tradition. The reasons for the rejection of the technocratic «modernization» trend that led to disbalance between traditional value orientations by folk performing practice are analyzed. The article studies a positive impact on the local instrumental tradition of the Nizhny Novgorod Mari produced by the research activities of a folklorist researcher. The author of the article considers an experiment on the revival of the instrumental tradition of playing the ritual Mari trumpet of the puch family in the Tonshaevsky district of the Nizhny Novgorod region.
Key words: folklore, evolutionary dynamics, Nizhny Novgorod region, Mari maiden trumpet udyrpuch, instrumental tradition.
В основе традиционной культуры — движение, направленное на сохранение духовной памяти народа, самоадаптацию к современному культурному окружению и развитию творческих локальных архетипов, проверенных временем и доказавших свою жизнеспособность на протяжении веков. Часто традиционные формы музицирования пребывают в угасающем состоянии, что позволяет исследователям говорить о негативной эволюционной динамике. Однако, казалось бы, безнадежно ушедшие в прошлое, они могут вновь вызвать интерес в случае их обнаружения и представления исследователями-фольклористами. Поскольку именно принцип взаимозависимости старого и нового является основой для существования традиционных форм народного творчества в настоящее время, важно понять, как работает механизм формирования локальной традиции, может ли этот процесс являться результатом научной рефлексии фольклориста-наблюдателя, и есть ли поиск новых форм адаптации народного культурного феномена к современной технократической действительности.
Автор статьи уже обращался к теме эволюционной динамики народно-песенной культуры. На основании наблюдения над процессом эволюции фольклора Нижегородского края была выявлена закономерность сохранения фольклорных текстов, включающая три стадии эволюционной динамики жанра. Первая стадия означает бытование одного варианта песни в одном населенном пункте; вторая — учитывает возникновение небольшого количества близких вариантов в ряде населенных пунктов; третья — предполагает расширение локуса бытования песни. После третьей стадии, «кульминационной» в рамках позитивной динамики развития, со временем начинается обратный, негативный процесс: происходит постепенный возврат ко второй, а затем — к первой стадии, после чего возможно исчезновение фольклорного текста [9, с. 20-21]. Безусловно, границы между стадиальными категориями весьма условны и подвижны, что дает возможность предполагать появление предпосылок к эволюционной динамике традиционных сегментов, которую не всегда можно
рассматривать как негативную. Необходимо понимать причины востребованности ушедшего из жизненного обихода одного архаичного артефакта либо, наоборот, неприятие другого, нового, несмотря на его универсальную функциональность. Важным этапом к пониманию категории жизнеспособности явлений, формирующих позитивную эволюционную динамику традиции, должна стать научная рефлексия, осмысление причин угасания либо возрождения фольклорных артефактов.
За последние десятилетия автору приходилось наблюдать различные неокультурные технократические явления, которые по всем параметрам должны были бы остановить регресс локальной традиции, но не смогли этого сделать. Поиски новых подходов к решению проблемы сохранности фольклорных образцов привели некоторых исследователей к выводу о позитивном влиянии массовой культуры на сохранность традиционных жанров, поскольку она «позволяет сделать вполне доступными музыкальные традиции прошлого» [5, с. 205]. Автор статьи знаком с процессом создания современных аранжировок на фольклорную тематику, однако считает, что композитор, работающий в данном направлении, должен учитывать темпо-ритмические и интонационные особенности фольклорного текста (например, использовать темповую карту [8] и сохранять вариантную мелодическую основу аутентичного образца). Использование современных синтезаторов также не всегда целесообразно и в некоторых случаях приводит к негативному восприятию технических новшеств сельскими музыкантами. Так, в начале 90-х годов в сельских клубах Нижегородской области стал ощущаться дефицит гармонистов. Нередко и экономические реалии того времени (отсутствие ставок) не позволяли брать на работу аккомпаниаторов. Многие руководители СДК стали покупать так называемые «самоиграйки». Они представляли собой интерактивные синтезаторы, имеющие функцию «автоаккомпанемента», позволяющую музыканту выбирать определенный «стиль» или «жанр», которых в таких синтезаторах было много (от вальса, польки и до современных диско, рока и т. д.). Мульти-функциональность подобных устройств предусматривала тембральную симуляцию звуков как классических инструментов, так и современных электронных. Ром-плерная1 структура инструментов упрощала алгоритм выбора звуковых пресетов и ритмических паттернов, позволяя приобретать практические навыки музицирования за короткий промежуток времени. Технология «автоаккомпанемента», разработанная для интерактивных синтезаторов, минимизировала творческую активность музыканта, делая процесс исполнения несложным и не требующим даже элементарных навыков владения клавишными инструментами. Возможности подобных ромплеров на первых порах воспринимались как «технократическое чудо», так как позволяли без видимых усилий создавать аккомпанирующие партии, исполнять различные композиции «за весь оркестр» и,
соответственно, петь. Поэтому такие синтезаторы часто можно было встретить в небольших сельских клубах, где работал всего один человек (он же директор, он же и аккомпаниатор).
К концу 90-х годов подобные синтезаторы практически исчезли из клубного обихода. Из бесед с руководителями клубов выяснилось, что исполнители часто отказывались петь, мотивируя это «однообразием» аккомпанемента синтезатора. Таким образом, инструмент, созданный для современного музицирования, не смог завоевать себе нишу в традиционном народном искусстве. Тенденция «осовременивания» исполнительской практики привела в данном случае к нарушению баланса между традиционными ценностными ориентирами, выражающимися прежде всего в родовом качестве фольклора — вариантности, и сведением этой вариантности к минимуму в инструментальном аккомпанементе синтезатора. Система «паттерного» сопровождения, всегда одинакового, с отсутствием развития, не вызывала у народных певцов нужного эмоционального отклика, что и привело к быстрому угасанию традиции использования интерактивных синтезаторов.
Интересен факт продолжения бытования «самои-граек» в городе: они стали применяться музыкантами ресторанов. Механическая повторность, которая раздражала сельских музыкантов, оказалась в данном случае востребованной. Субкультура городских музыкантов оценила этот вариант музицирования как удобный и не слишком затратный.
Таким образом, традиция использования интерактивных синтезаторов в сельских клубах, просуществовав почти десятилетие, угасла, не оставив заметного следа в традиционной инструментальной культуре Нижегородской области. Внешний технократический фактор в данном случае не смог оказать положительного влияния на динамику локальных эволюционных процессов.
Начиная с 90-х годов прошлого века, развивается тенденция реконструкции архаичного контента как одного из действенных способов сохранности фольклорных текстов в широком смысле этого слова. Как указывает Ф. Ш. Салитова, «музыкальные традиции, сложившиеся на ранних этапах этнической истории Поволжья и Приуралья, возрождаются после длительного периода забвения в современном культурно-образовательном пространстве» [7, с. 73]. В Тоншаевском районе Нижегородской области автором статьи был проведен эксперимент по репрезентации инструментальной традиции игры на сигнальном марийском аэрофоне (трубе семейства пуч). В 2019 году в Нижегородском музее художественных промыслов студентка ННГК София Калякина обнаружила берестяную трубу внушительных размеров (около 1,5 м). Попытка определения ареала бытования инструмента привела исследователя в Тоншаевский район, место компактного проживания марийцев. Были организованы 3 фоль-
1 Ромплер — электронный музыкальный инструмент, воспроизводящий семплы (пресеты), но не обладающий возможностью создания собственных оригинальных звуковых конструкций.
76
клорно-этнографические экспедиции, в результате которых подтвердился факт бытования марийской трубы (одной из ее разновидностей — девичьей трубы, удырпуч). При этом сам инструмент обнаружить не удалось. Но один из местных жителей рассказал о мастере, проживающем на территории республики Башкортостан, в селе Мишкино, месте обитания вятских мари, как они сами себя называют. Им оказался А. В. Ибулаев (Васли Ольош), который имел опыт создания марийских труб семейства пуч и согласился изготовить одну из них. Так удырпуч оказалась в Тоншаевском районе и вызвала большой интерес у местных жителей. Вячеслав Теркин, краевед, знаток местных традиций из деревни Б. Ашкаты, решил изготовить свой экземпляр трубы, соблюдая все традиционные правила: заготовка бересты строго в календарный период цветения ржи, обращение к березе с просьбой дать свою кору для нужного дела, срезание берестяных полосок строго по солнышку («как марийцы пляшут»). Далее процесс изготовления включал в себя долбление двух половинок корпуса и обмотку последних распаренной влажной берестой, которая после высыхания крепко стягивала корпус инструмента2. Чтобы труба зазвучала, перед каждой игрой требовалось влить внутрь инструмента несколько литров воды (для сглаживания микротрещин внутри корпуса). Удырпуч заняла почетное место среди инструментального реквизита местного марийского ансамбля «Лекше выт» и на ближайшем празднике зазвучала. После этого к мастеру стали поступать просьбы изготовить несколько труб для других фольклорных коллективов. Удырпуч вернулась в привычную среду и стала использоваться в концертной практике марийских коллективов. Учитывая факты уличных выступлений коллектива, вероятно и возрождение обряда «зазывания женихов» с использованием девичьей трубы.
Говоря об эволюционных процессах, культурологи типологически разделяют их на две категории — быстрые и медленные. Как пишет М. Г. Кондратьев, язык традиционной устной (фольклорной) музыки эволюционирует столь же медленно, как и вербальный язык [4, с. 146]. Однако процесс восстановления ритуального инструмента как пример положительной эволюционной динамики в данном локальном аспекте занял всего три года, что немыслимо быстро. Этому способствовал и тот факт, что тоншаевские марийцы относятся к луговой языковой группе, которая в большей части сохранила свою обрядовую культуру. Как указывают Л. М. Бело-гурова и А. Н. Смирнова, «различие народных традиций разных этнических групп мари проявляется прежде всего в стертости у горных марийцев элементов языческой культуры, которая и сегодня играет значительную роль в жизни луговых и восточных мари» [2, с. 90]. Кроме того, возвращению традиции игры на марийской трубе способствовала научно-поисковая деятельность исследователя-фольклориста Софьи Калякиной.
Восстановление в праздничном обиходе марийской
девичьей трубы удырпуч имеет большое значение, так как именно в натуральных трубах полнее, рельефнее всего отражено инструментальное «родство» народов некогда единой финно-угорской общности [3, с. 13].
Специфику любого временного процесса, к каковым эволюционная динамика традиции также относится, можно отобразить графически, используя модель универсальной асафьевской триады [1, с. 129]: «начало — движение — завершение» (схема 1).
Схема 1
Motus
1пШит
Однако можно предложить и более сложную схему, отображающую основные временные этапы эволюционной динамики локальной традиции (схема 2).
Схема 2
\
\
Рассмотрим составляющие данного графика на примере репрезентации традиционной игры на марийской девичьей трубе:
1 — точка начала информационной активности: 03.10.2019 — обнаружение экспоната в музее Художественных промыслов г. Нижнего Новгорода, по первичным типологическим признакам имеющего сходство с натуральными деревянными трубами;
а — с 04.10.2019 по 30.04.2020 — процесс информационного наполнения: работа с архивными материалами, подготовка экспедиции в Тоншаевский и Мишкинский районы, места предположительного бытования инструмента;
2 — 01-05.05.2020 — практические действия по созданию марийской трубы Удырпуч. Экспедиция в Мишкинский район, поиск мастера, подготовка материалов для создания инструмента. Изготовление марийской трубы;
Ь — с 06.05.2020 по 26.08.2020 внедрение аэрофона в сценическую практику марийского фольклорного коллектива «Лекше выт»;
3 — 28.10.2020 — изготовление второго экземпляра Удырпуч;
с — с 29.10.2020 по 30.04.2022 — освоение приемов звукоизвлечения аэрофона, подготовка к концертным выступлениям, съемка документального фильма «Удырпуч. Возвращение легенды». Изготовление третьего экземпляра трубы по заказу местных респондентов;
г Традиционный способ изготовления натуральной трубы без применения каких-либо клеящих составов.
77
4 — 10.10.2022 — проведение планируемого марийского праздника Удырпуч, игра на сигнальном марийском аэрофоне Удырпуч (желтым и коричневым цветом на схеме маркируются планируемые события, вероятность появления которых зависит от внешних причин);
d — продолжительность бытования марийской девичьей трубы;
5 — точка начала предполагаемого процесса угасания локальной традиции игры на марийской трубе (уход мастеров, миграция молодежи и т. п.);
е — временные параметры угасания традиции бытования марийской трубы;
6 — прекращение локальной традиции игры на марийской девичьей трубе.
Есть основания предполагать, что локальное бытование сигнального марийского аэрофона будет продолжаться в течение длительного периода. Об этом свидетельствует возрастающий интерес местных жителей к ритуальному инструменту.
Таким образом, можно отметить, что современное общество отличают противоречивые тенденции эволюционной динамики локальных традиционных культур, и сводить их только к негативному сценарию вряд ли стоит. Как указывает Т. С. Рудиченко, происходящие в культуре динамические процессы целесообразно
подразделить на: а) естественные, целенаправленно не регулируемые; б) искусственные регулируемые; в) конструируемые [6, с. 23]. В раздел «естественных, целенаправленно не регулируемых» процессов, как нам кажется, можно добавить следующие характеристики:
— субъектно-ориентированные, возникающие как непредсказуемый результат профессиональной деятельности одного исследователя (в случае с марийской девичьей трубой);
— технократические, предусматривающие изменение эволюционной динамики вследствие естественного распространения современных технологий, результатом которого может быть попытка «внедрения» инновационного музыкального инструмента в процесс традиционного музицирования на смену, казалось бы, устаревшей гармоники. Однако в конкретном рассмотренном выше случае она оказалась безуспешной.
Таким образом, стремление, пусть и неосознанное, к модернизации фольклора, технократические эксперименты далеко не всегда смогут привести к ожидаемой репрезентации утраченных сегментов этнической культуры, а исследовательская деятельность фольклориста способна вернуть интерес к, казалось бы, ушедшему в прошлое ритуальному инструменту, придав положительный импульс эволюционной динамике локальной традиции.
Литература
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 374 с.
2. Белогурова Л. М., Смирнова А. Н. Лирические песни горных мари: искусство транспозиции // Вопросы этномузыкознания. 2015. № 3 (12). С. 90-111.
3. Герасимов О. М. Народная музыка мари: традиции и современность. Йошкар-Ола, 1999. 55 с.
4. Кондратьев М. Г. Традиционная музыка чувашей как язык культуры // Чувашский гуманитарный вестник. 2020. № 15. С. 144-167.
5. Летина Н. Н., Ежгурова Н. А. Взаимодействие традиционной и массовой культуры в современном отечественном музыкальном фольклоре // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 1. С. 204-208.
6. Рудиченко Т. С. Традиционная музыкальная культура в современном мире // Музыкальная культура народов России. 2013 (2). С. 23-25.
7. Салитова Ф. Ш. Традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья: полиэтнический аспект // Сервис plus. 2016. Т. 10. № 3. С. 68-76.
8. Харлов А. В. Современный подход к анализу темповой динамики песенных образцов (на примере нижегородского фольклора) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 1 (59). С. 85-89.
9. Харлов А. В. Традиционная музыкальная культура Нижегородской области на рубеже XX-XXI веков: дис. ... канд. искусствоведения. Н. Новгород, 2020. 230 с.
References
1. Asaf'ev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess [Musical form as a process]. L.: Muzyka, 1971. 374 p.
2. Belogurova L. M, Smirnova A. N. Liricheskiye pesni gornykh mari: iskusstvo transpozitsii [Lyrical songs of the mountain Mari: the art of transposition] // Voprosy ethnomusicology [Questions of ethnomusicology]. 2015. № 3 (12). P. 90-111.
3. Gerasimov O. M. Narodnaya muzyka mari: traditsii i sovre-mennost' [Folk music of Mari: traditions and modernity]. Yosh-kar-Ola, 1999. 55 p.
4. Kondratyev M. G. Traditsionnaya muzyka chuvashey kak yazyk kultury [Traditional music of the Chuvash as a language of culture] // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik [Chuvash Humanitarian Herald]. 2020. № 15. P. 144-167.
5. Letina N. N., Ezhgurova N. A. Vzaimodeystviye traditsionnoy i massovoy kultury v sovremennom otechestvennom muzykalnom folklore [The interaction of traditional and mass culture in modern domestic musical folklore] // Verkhnevolzhskiy philological bulletin [Upper Volga Philological Bulletin]. 2018. № 1. P. 204-208.
6. Rudichenko T. S. Traditsionnaya muzykalnaya kultura v sovremennom mire [Traditional musical culture in the modern world] // Muzykalnaya kultura narodov Rossii [Musical Culture of the peoples of Russia]. 2013 (2). P. 23-25.
7. Salitova F. Sh. Traditsionnaya muzykalnaya kultura Povolzhia i Priuralia: polietnicheskiy aspekt [Traditional musical culture ofthe Volga and Urals: a multi-ethnic aspect] // Servis plus [Service plus]. 2016. T. 10. № 3. P. 68-76.
8. Kharlov A. V. Sovremennyy podkhod k analizu tempovoy dinamiki pesennykh obraztsov (na primere nizhegorodskogo folklora) [Modern Approach to the Analysis of Tempo Dynamics ofSong Samples (on the Example of Nizhny Novgorod Folklore)] // Aktualnye problemy vysshego muzykalnogo obrazovaniya [Actual
Problems of Higher Music Education]. 2021. № 1 (59). P. 85-89.
9. Kharlov A. V. Traditsionnaya muzykalnaya kultura Nizhe-gorodskoy oblasti na rubezhe XX-XXI vekov [Traditional musical culture of Nizhny Novgorod region at the turn of XX-XXI centuries]: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. N. Novgorod. 2020, 230 p.
Информация об авторе
Андрей Владимирович Харлов E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки» 603005, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40
Information about the author
Andrey Vladimirovich Kharlov E-mail: [email protected]
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Nizhny Novgorod State Conservatory named after M. I. Glinka»
603005, Nizhny Novgorod, 40 Piskunov Str.