Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ БЫТОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПАСТУШЬИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

К ВОПРОСУ БЫТОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПАСТУШЬИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
274
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ПАСТУШЬИ ИНСТРУМЕНТЫ / РОЖОК / ЖАЛЕЙКА / БАРАБАНКА / АУДИО-КОМПЛЕКС DAW / TRADITIONAL SHEPHERDS' INSTRUMENTS / ROZHOK / ZHALEYKA / BARABANKA / AUDIO-COMPLEX DAW

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Харлов Андрей Владимирович

В Нижегородской области до настоящего времени бытуют традиционные пастушьи инструменты - ударные (барабанка), духовые (рожок, жалейка). Сохранением их уникальных тембровых характеристик может стать семплирование на современных программно-аппаратных студийных аудио-комплексах (DAW).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF EXISTENCE OF TRADITIONAL SHEPHERDS’ MUSICAL INSTRUMENTS IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

In the Nizhny Novgorod region still exist traditional shepherds’ musical instruments - percussion (barabanka), woodwind (rozhok, zhaleyka). Sampling on modern hardware-software studio audio-complexes (DAW) can help to preserve their unique timbre characteristics.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ БЫТОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПАСТУШЬИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

К вопросу бытования традиционных пастушьих музыкальных инструментов в Нижегородской области

Харлов Андрей Владимирович

старший преподаватель кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: [email protected]

В Нижегородской области до настоящего времени бытуют традиционные пастушьи инструменты — ударные (барабанка), духовые (рожок, жалейка). Сохранением их уникальных тембровых характеристик может стать семплирование на современных программно-аппаратных студийных аудио-комплексах (DAW).

Ключевые слова:

традиционные пастушьи инструменты, рожок, жалейка, барабанка, аудио-комплекс DAW

Традиционная пастушья культура Нижегородской области в настоящее время практически не охвачена вниманием исследователей: существуют лишь единичные работы, связанные с данной проблематикой [1; 2; 3]. При этом интересные статьи Е. В. Кирюшиной [1] и С. Н. Старостина [3], освещая специфику инструментальной культуры бесписьменной традиции, лишь косвенно связаны с культурой Нижегородской области.

Сохранение на ее территории традиционных пастушьих музыкальных инструментов заслуживает специального изучения.

Основные музыкальные инструменты пастухов делятся на две группы — ударные и духовые (в зависимости от принципов зву-коизвлечения, разделяющиеся на амбушюрные и пищиковые).

Ударный пастуший инструмент в Нижегородской области встречается только один, но он имеет разные названия: «барабанка», «стукалка», «доска». Инструмент представляет собой доску (обычно трапециевидной формы), в которой просверлены три-четыре отверстия, а по краям привязаны палочки-колотушки. Фольклористами «барабанка» была «открыта» и описана сравнительно недавно. Интерес со стороны фольклористов к этому инструменту отсутствовал, поскольку он воспринимался как бытовой предмет — доска, по которой били в случае пожара во время ночного дежурства. «До 1959 года о ее существовании не упоминалось ни в печатных изданиях, ни в устных сообщениях о фольклорных экспедициях», — пишет Б. И. Рабинович [2, 177]. В его статье о барабанке представлена краткая история открытия и изучения этого уникального инструмента, рассматривается ареал его распространения, приводятся нотные расшифровки ряда ритмических формул. Это, пожалуй, единственная работа, связанная с изучением данного инструмента, бытовавшего на территории Нижегородской области.

В настоящее время барабан-ка используется в качестве пастушьего инструмента в Ковер-нинском и Уренском районах. В некоторых селах Ковернинско-го района пасти скотину, как и иметь навык игры на барабанке, должен уметь практически каждый. Так, в селе Белбаж барабан-ку вешают на забор каждый день разным хозяевам: это указывает на то, что именно они должны на следующий день пасти. «Ког- 29 да приходит очередь... и соседке отдает, соседка идет барабанить. Вот такие барабанки», — говорил нам об этом житель деревни А. И. Сычев (во время фольклорной экспедиции 2004 года). Если барабанку вешают на забор или передают соседу поздней осенью, то очередь хозяина наступает весной. «Вот закончилась на нас очередь, осенняя очередь, взяли барабанку, значит, оставили у нас. Следующий, как весной приходит. я начинаю», — говорил об этом А. И. Сычев.

Инструмент барабанка мог использоваться не только по прямому назначению, но и как аккомпанирующий «под пляску», «под частушки с пляской», либо в качестве единственного инструмента, либо в паре с балалайкой. Однако в Тоншаевском районе Нижегородской области «доска» служит лишь в качестве «инструмента ночного дежурства» в сухую жаркую погоду, информации об использовании ее в качестве музыкального инструмента нет. «Сосед вчера отдежурил, утром повесил мне на забор, сегодня

МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ

моя очередь, сегодня я должен деревню караулить, вдруг там пожар. И люди уже слышат — ага, по деревне идет сторож, значит, не спит», — говорил об этом В. Н. Теркин, житель поселка Тоншаево. Возможно, это связано с распространением в Тоншаев-ском районе знаменитого марийского барабана, который активно используется в момент пляски и как сольный, и как ансамблевый инструмент в паре с марийской волынкой и шлемовидными гуслями. Но в качестве пастушьего инструмента он не применялся.

Среди духовых инструментов в настоящее время в Нижегородской области сохранился 30 только пастуший рожок (называемый также «дудка», «труба» и относящийся к амбушюрным инструментам). Он представляет собой металлический (жестяной) конусообразный предмет сравнительно небольшого размера, что обусловлено необходимостью хранения в компактных пастушьих сумках. В основании раструба — подобие «мундштука». «Пастухи ходили с рожками. Металлический рожок был такой, типа воронки, туда вставляли... вот раньше были деревянные катушки, резинку поперек, ниточкой привязывали, чтоб создавать... типа мембраны», — рассказывал В. Н. Теркин.

Рожок лишен каких-либо пальцевых отверстий на корпусе и способен издавать три-четыре звука в небольшом диапазоне (обычно в пределах кварты-квинты). Принцип звукоформирова-ния подобен инструментам группы «владимирских рожков». С помощью губ («амбушюрного аппарата») пастух может воспроизводить небольшое количество коротких музыкальных фраз. Рожок был незаменимым атрибутом

Пример 1

пастушьей службы. «Так вот эти пастухи на ночь гоняют. Загоняют в лес скотину и потом разводят костер, и все... Скотина гуляет сама по себе... В дудку дуть — и на эту дудку скотина собирается... Сосчитают пастухи все свои головы. Сосчитали, все тут — и гонят домой», — говорил об этом А. И. Сычев, житель села Шан-дрово Ковернинского района (во время экспедиции 2004 года). Приведем пример наигрыша, записанного нами в селе Шпага, Ардатовского района (пример 1): Иногда два пастуха устраивали соревнование на рожках, кто кого переиграет (пример 2):

Звучание рожков достаточно громкое, что является «производственной необходимостью». Подобные инструменты зафиксированы в Кулебакском районе (село Теплово), Ардатовском (село Шпага), Выксунском (село Семилово) и ряде других сел, в которых профессия пастуха востребована.

В настоящее время рожки изготавливаются пастухами из подручных материалов. Так, в качестве раструба в селе Семилово выступает обычная пластиковая

Пример 2

бутылка с обрезанным дном, а мундштуком служит пустая катушка из-под ниток, поперек отверстия которой натянута обычная галантерейная резинка. «А ведь вон бутылку сделал, раз, шпульку туда, резиночку на шпульку, дно оторвал и все. И дудка», — рассказывал об этом А. И. Сычев. Иначе описывал процесс изготовления рожка пастух С. Н. Чухнин из села Шпага: «У кого обрезают корове рог длинный, чтобы не пырялись, вот и начинаш... Примерно сантиметров двадцать, ее пускашь, это вот место стачи-вашь, где острие, насаживаца катушка, на катушку резинка, под резинку спичку пару штук и нала-живаш, тока она пищит здорово».

По мнению известного мастера народных инструментов Васли Ольоша (село Мишкино, Башкортостан), подобное использование подручных материалов — это не отступление от традиции, а применение «инновационных технологий», поскольку если бы подобные материалы были ранее под рукой, они безусловно бы использовались как простые, надежные и общедоступные.

В качестве материала для изготовления пастушьего рожка могла применяться береста. «А из бересты делают. вот такую длинную. Здесь узенькую, потом шире-шире-шире, вот так из бересты делают. Наматывают. шпульку вделывают в нее», — рассказывал А. И. Сычев.

Примечательно, что там, где были распространены пастушьи рожки, отсутствовали другие музыкальные инструменты, которые могли использоваться в нелегкой профессии пастуха. В селе Теплово Кулебакского района на вопрос, были ли бара-банки, пастух В. И. Серов уверенно ответил: «Зачем? Ну, это сроду такого нет» (запись экспедиции 2005 года).

Пищиковые духовые инструменты представлены в Нижегородской области жалейкой. Информации об использовании ее пастухами крайне мало, записанных наигрышей — единицы. Возможно, это связано с отсутствием в народной музыкальной терминологии (в том числе и по Нижегородской области) слова «жалейка». Местные жители чаще всего называют любые духовые инструменты пастухов «дудками», «рожками», «трубами», но никак не жалейками. Хотя при описании выясняется, что инструмент пастуха мог иметь несколько отверстий, пищик из камыша и отшлифованный коровий рог в качестве раструба — то есть быть жалейкой. Жалейка могла быть полностью изготовлена из бересты, включ; раструб.

Технология изготовления жа лейки могла применяться марийцами Тоншаевского района при изготовлении волынки (шувыра), поскольку основной звучащий ее компонент представлял собой

не что иное, как сдвоенную жалейку. Волынка в Тоншаевском районе была распространена повсеместно. До середины ХХ века активно она использовалась в качестве основного музыкального инструмента в силу ее дешевизны. Рассказы об использовании волынки на марийских праздниках встречаются часто. «Ну, в праздник на свадьбах... обязательно волынщик был. Волынщик и барабанщик. Барабанщик такт придавал, а волынщик играл. На волынке звуки такие... что без сопровождения плохо... Две волынки могли играть, могли попеременку играть, один устанет — другой играет», — рассказывал В. Н. Теркин. Информации об использовании волынки пастухами нет. Однако некоторые респонденты указывали на наличие у пастухов «рожков» с отверстиями: то есть это могла быть жалейка.

В настоящее время существуют разные технологии сохранения и архивации фольклорных образцов. Разработана методика расшифровки и нотации инструментальных наигрышей. Бесспорно, она дает представление о мелодико-ритмической системе наигрыша. Но музыкальные инструменты пастухов уникальны по своей сути: не существует двух одинаковых.

Нотная запись остается достаточно условной, не передает уникальную тембровую краску инструмента, схематично отражает мелизматику наигрыша. К тому же у каждой жалейки свой особый строй, не всегда совпадающий с привычной уху профессионала европейской диатоничностью. Даже если музыкант попытается сыграть качественно нотированный образец на имеющейся в его распоряжении жалейке, условно совпадающей по строю основного тона, он никогда не узнает, насколько близко к звучащему оригиналу будет его попытка репрезентации расшифрованного наигрыша. 31

Возможным решением данной проблемы может стать создание семплированных библиотек уникальных народных инструментов для современных программно-аппаратных студийных аудио комплексов (DAW). Примером могут служить библиотека пастушьих инструментов (жалеек), разработанная известным музыкантом-программистом Ильей Ефимовым. В записи инструментов участвовал автор данной статьи (данные инструменты представлены в нашей коллекции) [4].

Качественное семплирование каждого звука позволяет слы-

МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИИ

шать уникальную тембровую окраску инструмента. Более того, произведена привязка каждого тона к стандартной ш1^-клавиа-туре фортепианного типа, сохраняя тесситурные ограничения и оригинальный диапазон семпли-руемого инструмента. Это позволяет музыкантам, не имеющим навыка игры на жалейке, грамотно исполнить на ш1^-клавиатуре нотированный образец звуками оригинала.

Ценность библиотеки заключается не только в передаче аутентичной тембровой краски инструмента (что невозможно сделать с помощью обычной нотировки), но и мельчайших 32 стилевых особенностей манеры конкретного исполнителя. Можно послушать, как могла звучать жалейка при импрови-

зационном обыгрывании разных ступеней обычного звукоряда. Все это может быть сыграно и записано музыкантом на ш1^-кла-виатуре. Благодаря технологии качественного студийного сем-плирования мы можем не только слышать оригинальную тембровую краску уникального инструмента, но и почувствовать себя народным исполнителем.

Литература

1. Кирюшина Т. В. Система локальных инструментальных традиций Верхнего Поволжья (на примере музыкальной культуры пастухов и охотников) // Мультифольклор-ное пространство Поволжья. М., 2014. С. 25-32.

2. Рабинович Б. И. Пастуший барабан — недавно открытый

русский народный инструмент // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. М.: Советский композитор, 1986. С. 177-243.

3. Старостин С. Н. Музыкаль-

ные инструменты верхневолжских пастухов // Мужской сборник: Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика. Мужской фольклор / сост. И. А. Морозов, отв. ред. С. П. Бушкевич. М.: Лабиринт, 2001. С. 184-193.

4. Zhaleika in C. ABOUT. Produkted bu Ilia Efimow. Zhaleika bu Andrey Kharlov. 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.