УДК 342
DOI 10.21685/2307-9525-2020-8-2-19
В. А. Катомина, Г. Е. Матвеенко
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ»
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости внесения изменений в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. №113-Ф3, анализируются наиболее проблемные аспекты указанного нормативного правового акта. Отмечается, что отдельные положения Закона требуют пересмотра. Исходя из гуманистических идей, в Законе предлагается закрепить нормы о возможности направления граждан на альтернативную гражданскую службу в Вооруженных силах и других воинских формированиях только с согласия данных лиц; исключить приоритет прохождения альтернативной службы за пределами субъекта места проживания; закрепить возможность подачи заявления о замене военной службы во время прохождения военной службы; устранить существующую жесткость сроков, поскольку убеждения могут сформироваться как за год, так и за месяц. В статье уделяется внимание одному из самых дискуссионных положений - о сроке альтернативной гражданской службы, который имеет характер санкции.
Многие положения Закона являются компромиссными, но изменение мировой практики и мировоззрения людей дает возможность внести необходимые изменения в законодательство об альтернативной гражданской службе.
Ключевые слова: альтернативная гражданская служба, военная служба, убеждения, вероисповедание, коренные малочисленные народы, международная практика, Российская Федерация, ООН.
V. A. Katomina, G. E. Matveenko
Penza State University, Penza, the Russian Federation
ON THE ISSUE OF IMPROVING CERTAIN PROVISIONS OF THE FEDERAL LAW "ON ALTERNATIVE CIVIL SERVICE"
Abstract. The article discusses the need for amendments to the Federal Law —On Alternative Civil Service" dated July 25, 2002 no. 113-^3, analyzes the most problematic aspects of this regulatory legal act. It is noted that certain provisions of the Law require revision. Proceeding from humanistic ideas, the Law proposes to fix the rules on the possibility of sending citizens to alternative civilian service in the Armed Forces and other military formations only with the consent of these persons; to exclude the priority of alternative service outside the subject of the place of residence; consolidate the possibility of filing an application for the replacement of military service during military service; eliminate the existing deadlines, because beliefs can be formed both in a year and in a month. The article pays attention to one of the most controversial provisions - the term of alternative civil service, which has the nature of a sanction.
Many provisions of the Law are compromise, but changing world practice and people's worldview makes it possible to make the necessary changes to the legislation on alternative civil service.
Key words: alternative civil service, military service, beliefs, religion, indigenous peoples, international practice, Russian Federation, UN.
Частью 3 ст. 59 Конституции РФ закреплено право граждан Российской Федерации на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Данное предписание основано на нормах международного права, хотя прямо и не
закреплено в действующих международных правовых актах. Право на замену военной службы можно вывести из других прав и свобод человека, прежде всего, из права на отказ от воинской службы по убеждениям совести, которое непосредственно связано с правом на свободу мысли, совести и вероисповедания, нашедших свою формализацию во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г., резолюциях и рекомендациях, принятых Комиссией ООН по правам человека, Советом Европы, а также документах ОБСЕ [1, с. 152-154]. А. Х. Абашидзе и А. В. Колесникова отмечают, что именно возможность поступать согласно своим личным убеждениям подразумевает право каждого индивида самому решать вопрос о применении оружия в отношении других людей и, следовательно, о выборе между военной и альтернативной службой [2, с. 114-121].
В резолюции Комиссии ООН по правам человека 1995/83 от 8 марта 1995 г. указано, что каждый человек вправе отказаться от военной службы и заменить ее альтернативной, что является законным способом осуществления права на свободу мысли, совести и религии. Комиссия по правам человека призвала государства ввести такое законодательство и соблюдать такую практику, чтобы характер и содержание убеждений, в силу которых совершен отказ, не влияли на отношение к отдельным людям, чтобы по отношению к сознательным отказчикам не применялась дискриминация любого характера по причине их неучастия в воинской службе. В международных актах подчеркивается, что формы альтернативной службы должны носить некомбатантный или гражданский характер, отвечать интересам не только государства, но и общества, не должны носить характер наказания [3, с. 132-138].
Подобные стандарты содержатся во всех действующих актах, изданных наиболее авторитетными международными организациями по данному вопросу.
Принятие специального нормативного акта, регулирующего порядок замены военной службы альтернативной гражданской в Российской Федерации, явилось значимым шагом в правовом обеспечении свободы совести, свободы убеждений [4, с. 50], а также конституционных гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации. Следует отметить, что Россия была первым в мире государством, которое ввело институт АГС [5, с. 147-148]. Правовая регламентация института АГС нацелена на разрешение противоречий между долгом и убеждениями, государство позволяет выполнить воинскую обязанность в сфере, не связанной с прохождением военной службы [6].
Однако ряд положений Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. №113-Ф3 (далее - Закона «Об АГС») не соответствует сложившейся международной практике, отраженной в международных документах.
Во-первых, согласно ч. 1 ст. 4 Закона «Об АГС» граждане проходят альтернативную гражданскую службу (далее - АГС) в различных ведомственных организациях, в том числе в организациях Вооруженных Сил России, других воинских формированиях и органах в качестве гражданского персонала1. Между тем прохождение АГС в вышеназванных структурах может войти в противоречие с глубокими убеждениями отдельных лиц, которые сознательно отказались от несения военной службы из антимилитаристских, религиозных и иных убеждений.
Попытки внесения соответствующих изменений в данную норму предпринимались еще в 2000 г. В частности, ряд депутатов Государственной думы
1 Об альтернативной гражданской службе : Федер. закон от 25 июля 2002 г. №113-ФЗ // Правовой Сервер Консуль-тантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37866/ (дата обращения: 14.04.2020).
Российской Федерации (Ю. А. Рыбаков, А. Е. Баранников, Э. А. Воробьев, В. Н. Лысенко, О. В. Шеин) предлагали достаточно разумную редакцию ст. 4 ФЗ «Об АГС», которая допускала прохождение альтернативной службы на гражданских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и иных формированиях, предусматривающих приведение к Военной присяге, ношение и применение оружия, а также участие в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники, исключительно с согласия гражданина, направляемого на альтернативную службу2.
Введение подобного положения помогло бы избежать ситуаций, в которых прохождение альтернативной службы сталкивается с глубокими убеждениями личности. Стоит также отметить, что со стороны Комитета по законодательству и Правового управления Государственной думы не было замечаний к данному положению, оно не было признано противоречащим законодательству или нецелесообразным.
Во-вторых, ч. 2 ст. 4 Закона «Об АГС» закреплен общий принцип, согласно которому молодые люди проходят АГС зачастую за пределами территорий субъектов Федерации, где непосредственно они постоянно проживают. Только в случае невозможности направить человека в иной регион, он остается проходить службу в субъекте места проживания [7, с. 94].
Однако эта норма создает сложности для граждан, поскольку порой сложно освоиться на новом месте, у кого-то существуют особые семейные и иные жизненные обстоятельства и т.д. Данное положение предполагает неоправданные траты из бюджета на транспортировку и предоставление жилых помещений. Также стоит учитывать тот факт, что свободное государственное или муниципальное благоустроенное жилье есть не в каждом субъекте [8, с. 79-80]. На данный момент фактически многие из тех, кому военная служба заменена на альтернативную, проходят ее именно по месту жительства.
Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным указанную норму закона исключить. Такое предложение уже поступало от ряда депутатов Государственной думы России в 2000 г., которые отмечали, что направление граждан на АГС вне места их жительства должно происходить исключительно в случаях государственной или общественной потребности, сопряженной с острой нехваткой в том или ином регионе кадров определенной профессии3. Кроме того, в п. 2 ст. 4 Закона «Об АГС» говорится о территории субъекта Федерации, где гражданин постоянно проживает, что не следует отождествлять с понятием «место жительства». Поэтому предлагаемое изменение законодательства об АГС позволит исключить приоритет направления граждан на АГС вне места жительства над направлением граждан на АГС по месту их жительства.
В-третьих, субъектами, имеющими право на замену военной службы по призыву АГС, являются граждане, которым несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию, а также граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам. Причем последние, согласно ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», должны вести традиционный образ жизни, осуществлять традиционное хозяйствование и заниматься традиционными промыслами4.
2 Законопроект №90027856-3 «Об альтернативной гражданской службе» // СОЗД ГАС «Законотворчество» : сайт. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/90027856-3 (дата обращения: 14.04.2020).
3 Законопроект №325547-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» (о месте и сроке прохождения альтернативной гражданской службы и порядке направления на данную службу) // Там же. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/325547-3 (дата обращения: 14.04.2020).
4 О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федер. закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_22928/ (дата обращения: 14.04.2020).
Целями наделения указанной категории граждан возможностью заменить военную службу на АГС является, прежде всего, обеспечение сохранности среды обитания и самобытности коренных малочисленных народов. Между тем законодатель не любому гражданину РФ, причисляющему себя к числу данной этнической общности, предоставляет возможность пройти АГС [9, с. 207]. Таким правом обладают только те, кто является представителем коренных малочисленных народов, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционным промыслом. Зачастую такие субъекты проходят АГС в оленеводческих бригадах и рыболовецких хозяйствах по месту своего жительства [10, с. 29].
Пунктами 13 и 35 постановления Правительства РФ от 28 мая 2004 г. №256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» определяется срок подачи заявления в военный комиссариат о замене военной службы АГС: за 6 месяцев до начала призыва5. Однако многие граждане еще проходят обучение в образовательных учреждениях вне регионального центра и, соответственно, по определению не могут вести традиционный образ жизни и заниматься традиционным промыслом. Для устранения отмеченного изъяна законодательства об АГС необходимо закрепить возможность подачи заявления о замене военной службы не только за 6 месяцев до начала призыва, но и непосредственно во время прохождения военной службы [11, с. 62].
В-четвертых, согласно международно-правовым документам, продолжительность АГС должна быть разумно сопоставима с продолжительностью военной службы [12]. Статья 5 Закона «Об АГС» устанавливает срок прохождения АГС, превышающий в 1,75 раза срок прохождения военной службы (при прохождении в организациях Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований - в 1,5 раза) [13, с. 95].
В специальном издании об альтернативной гражданской службе, опубликованном управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, отмечается, что нередко различия в продолжительности службы обусловлены тем, что общие условия альтернативной службы менее обременительны, чем военной службы. Так, утверждается, что в то время, как на альтернативной службе обычно устанавливаются часы работы, на военной службе обязанности и состояние подчиненности носят постоянный характер6.
В то же время в более позднем акте - в п. 22 Аналитического доклада Управления Верховного комиссара ООН по правам человека 2017 г. - определено, что, несмотря на отсутствие в международном праве конкретных сроков допустимой продолжительности АГС, срок АГС, превышающий срок военной службы, может расцениваться как дискриминация по отношению к сознательным отказчикам от военной службы. В подобных случаях, т.е. когда срок АГС больше срока военной службы, законодатель должен мотивировать свое решение, основываясь на разумных и объективных критериях. К примеру, учитывать характер конкретной службы или необходимость специальной подготовки для прохождения службы7.
Комитет по правам человека и Специальный докладчик по вопросу о свободе религии или убеждений рекомендуют государствам сократить продолжительность АГС до продолжительности военной службы или, по крайней мере, уменьшить разницу в их продолжительности, поскольку значительное превышение срока АГС над сроком военной службы имеет характер наказания.
5 Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы: Постановление Правительства РФ от 28 мая 2004 г. №256 // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47890/ (дата обращения: 19.04.2020).
6 Отказ от военной службы по убеждениям. — Нью-Йорк; Женева : ООН, 2012. — 94 с.
7 Отказ от военной службы по соображениям совести. Аналитический доклад Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (2017) //ООН : официальный сайт. — URL: https://www.undocs.org/ru/A/HRC/35/4 (дата обращения: 20.04.2020).
На данный факт обратило внимание Законодательное Собрание Республики Карелия, которое в порядке законодательной инициативы внесло в 2003 г. в Государственную Думу России проект федерального закона №325547-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», которым срок АГС не мог превышать срок военной службы более чем в 1,5 (а при прохождении АГС в организациях Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов - в 1,25 раз)8. Однако данная идея не нашла поддержки у парламентариев.
На наш взгляд, существующий в настоящее время срок прохождения АГС можно рассматривать в качестве некой формы наказания гражданина за его убеждения, что неприемлемо. Поэтому необходимо закрепить срок АГС, не превышающий срока военной службы более чем в 1,5 раза.
В-пятых, следует обратить внимание на формальную сторону реализации права на альтернативную службу.
Комиссия по правам человека не раз обращалась к государствам-членам ООН, которые еще не имеют такой системы, с призывом учредить в рамках их национальной правовой системы независимые и беспристрастные органы, поручив им определять обоснованность отказа от военной службы по соображениям совести в каждом конкретном случае. Данную позицию Комиссия отражала в нескольких резолюциях: 1989/59, 1993/84, 1995/83, 1998/77. Комитет ООН по правам человека неоднократно выражал свою озабоченность ситуациями, когда оценка заявок подконтрольна Министерству обороны, особенно когда военнослужащие составляют часть состава соответствующей комиссии по рассмотрению таких заявок. Им отмечено, что при этом нет независимости и беспристрастности указанных комиссий. Комитет неоднократно рекомендовал поставить оценку заявлений о предоставлении статуса отказчика по соображениям совести под полный контроль гражданских властей9.
В Докладе 2017 г. Верховный комиссар ООН по правам человека также рекомендовал создать для данной цели полностью независимый от военных властей орган или возложить обязанности по рассмотрению заявлений сознательных отказчиков на гражданский суд общей юрисдикции [14, с. 91].
Парламентская ассамблея Совета Европы установила конкретные основные принципы процедуры рассмотрения заявлений, среди которых следующий: «органы по принятию таких решений должны быть полностью независимы от военных властей и их состав должен гарантировать максимальную независимость и беспристрастность».
Специальный докладчик ООН по религиозной нетерпимости указывал, что «решение о статусе сознательных отказчиков должно приниматься, когда это возможно, беспристрастным судом, созданным для этой цели, или обычным гражданским судом, с применением всех правовых гарантий, предусмотренных международными документами по правам человека. Всегда должно быть право на обращение в независимый гражданский судебный орган. Орган, принимающий решения, должен быть полностью отделен от военных властей». Тот же стандарт продолжает цитироваться сегодня Специальным докладчиком ООН по вопросу о свободе религии или убеждений.
Уполномоченный по правам человека Совета Европы также определенно рекомендует «передать административные обязанности в отношении предоставления
8 Законопроект №325547-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» (о месте и сроке прохождения альтернативной гражданской службы и порядке направления на данную службу) // СОЗД ГАС «Законотворчество» : сайт. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/325547-3 (дата обращения 21.04.2020).
9 Доклад о ситуации с реализацией права на отказ от военной службы по убеждениям совести в разных странах // Солдатские матери Санкт-Петербурга : сайт. — URL: https://soldiersmothers.ru/news/doklad-wri (дата обращения 21.04.2020).
статуса сознательного отказчика от Министерства обороны к независимому гражданскому органу»10.
Между тем могут возникнуть вопросы: реализован ли данный принцип в Российской Федерации, насколько справедлив порядок рассмотрения заявлений о замене военной службы на АГС?
В России заинтересованные лица должны обратиться с соответствующим заявлением в призывную комиссию. Формально она отделена от военных комиссариатов. Призывная комиссия принимает решения относительно призыва на военную службу и оценивает заявления на АГС. Военный комиссариат организует призыв на военную службу, отправляет повестки призывникам и ведет учет призывников. На практике, однако, вопреки упомянутым выше международным стандартам, эти два органа тесно взаимосвязаны друг с другом, и решения призывной комиссии часто принимаются с позиции военного комиссариата. В этой связи можно согласиться с Я. О. Соколовым, отмечающим отсутствие независимости призывных комиссий от Министерства обороны РФ. В их состав входит руководство военных комиссариатов, которое оказывает существенное и нередко определяющее влияние на принятие каждого решения и формирует списки остальных членов комиссии, направляя их на утверждение высшему должностному лицу субъекта РФ [14, с. 91].
В целях реализации международных стандартов, исходя из принципов справедливости, беспристрастности при принятии решений в отношении сознательных отказчиков, предлагаем создать независимый орган по рассмотрению заявлений о замене военной службы альтернативной службой. Исходя из того, что законом АГС определяется как особая трудовая деятельность, можно поручить данные функции Министерству труда и социальной защиты РФ, на базе которого предстоит создать соответствующие независимые от военных властей комиссии.
Подводя итог сказанному, отметим, что ряд положений Закона «Об АГС» не соответствует сложившейся международной практике, отраженной в международных документах, и требует своего существенного изменения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Украинцева В. С. Деятельность международных организаций по защите прав аль-тернативнослужащих / В. С. Украинцева / / Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2014. — № 1. — С. 152-154.
2. Абашидзе А. Х. Право на альтернативную службу / А. Х. Абашидзе, А. В. Колесникова // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2010. — № 2. — С. 114-121.
3. Организация Объединенных Наций и защита прав человека : монография / под ред. А. Х. Абашидзе. — Москва : РУДН, 2009 — 240 с.
4. Пономарев С. Становление альтернативной гражданской службы в России / С. Пономарев // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. — 2004. — № 2 (70). — С. 43-53.
5. Калинин И. Б. Применение норм материального и гражданского процессуального права при разрешении споров, возникающих из отношений альтернативной гражданской службы / И. Б. Калинин // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 318 — С. 146-149.
6. Ионова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (постатейный) / Е. В. Ионова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2014.— 113 с.
7. Соколов Я. О. Место прохождения альтернативной гражданской службы: критерии распределения граждан / Я. О. Соколов // Право в Вооруженных Силах. — 2018. — № 11. — С. 92-99.
10 Доклад о ситуации с реализацией права на отказ от военной службы по убеждениям совести в разных странах // Солдатские матери Санкт-Петербурга : сайт. — URL: https://soldiersmothers.ru/news/doklad-wri (дата обращения: 21.04.2020).
8. Украинцева В. С. Проблемы правового обеспечения конституционного права граждан на альтернативную гражданскую службу в Российской Федерации / В. С. Украинцева // Вестник Поволжского института управления. — 2007. — № 12. — С. 77-81.
9. Украинцева В. С. Предоставление конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам РФ / В. С. Украинцева / / Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2014. — № 3 (98). — С. 206-209.
10. Левинсон Л. С. Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор / Л. С. Левинсон. — Москва : Всероссийская коалиция общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу», 2006. — 221 с.
11. Украинцева В. С. К вопросу о совершенствовании Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» / В. С. Украинцева // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2015. — № 27. — С. 60-63.
12. Петров М. И. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (постатейный) / М. И. Петров. — Юстицинформ, 2009. — 368 с.
13. Соколов Я. О. Особенности исчисления срока альтернативной гражданской службы / Я. О. Соколов / / Право в Вооруженных Силах. — 2018. — № 9. — С. 95-99.
14. Соколов Я. О. Международное право и российское законодательство об альтернативной гражданской службе / Я. О. Соколов // Право в Вооруженных Силах. — 2019. — № 4. — С. 89-94.
REFERENCES
1. Ukraintseva V. S. Activities of International Organizations for the Protection of the Rights Persons Undergoing Alternative Civilian Service. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi iu-ridi-cheskoi akademii = Bulletin of the Saratov State Law Academy, 2014, no. 1, pp. 152-154 (in Russian).
2. Abashidze A. Kh., Kolesnikova A. V. The Right for Alternative Service. Vestnik Rossi-iskogo universiteta druzhby narodov = Bulletin of the RUDN University, 2010, no. 2, pp. 114-121 (in Russian).
3. Abashidze A. Kh. (ed.) Organizatsiia Ob"edinennykh Natsii i zashchita prav cheloveka : monografiia [United Nations and the Protection of Human Rights: a Monograph]. Moscow, RUDN Publ., 2009, 240 p.
4. Ponomarev S. The Formation of an Alternative Civil Service in Russia. Vestnik ob-shchestvennogo mneniia. Dannye. Analiz. Diskussii = The Bulletin of Public Opinion.. Data. Analysis. Discussions, 2004, no. 2 (70), pp. 43-53 (in Russian).
5. Kalinin I. B. Application of Substantive and Civil Procedural Law in the Settlement of Disputes Arising from Alternative Civil Service Relations. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2009, no. 318, pp. 146-149 (in Russian).
6. Ionova E. V. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 25 iiulia 2002 g. № 113-FZ «Ob al'ternativnoi grazhdanskoi sluzhbe» (postateinyi) [The Commentary to the Federal Law of July 25, 2002 no. 113-FZ "On Alternative Civil Service" (article by article)]. Saratov, Ai Pi Er Media Publ., 2014, 113 p.
7. Sokolov Ia. O. The Criterions for the Distribution of Citizens to the Place of Alternative Civil Service. Pravo v Vooruzhennykh Silakh = Law in the Armed Forces, 2018, no. 11, pp. 92-99 (in Russian).
8. Ukraintseva V. S. Legal Security Problems of Citizens Constitutional Rights of the Alternative Military Service in Civil Organizations in the Russian Federation. Vestnik Povolzh-skogo instituta upravleniia = The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration, 2007, no. 12, pp. 77-81 (in Russian).
9. Ukraintseva V. S. Granting the Constitutional Right to Replace Military Service at the Appeal of Alternative Civil Service to Citizens Belonging to the Small Peoples of the Russian Federation. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi iuridi-cheskoi akademii = Bulletin of the Saratov State Law Academy, 2014, no. 3 (98), pp. 206-209 (in Russian).
10. Levinson L. S. Al'ternativa prizyvu: tem, kto delaet vybor [An Alternative to Appeal: Those Who Make Choices]. Moscow, Vserossiiskaia koalitsiia obshchestvennykh ob"edinenii «Za demokraticheskuiu al'ter-nativnuiu grazhdanskuiu sluzhbu» Publ., 2006, 221 p.
11. Ukraintseva V. S. On the Improvement of the Federal Law "On Alternative Civil Service". Zakonnost i pravoporiadok v sovremennom obshchestve = Law and Order in Modern Society, 2015, no. 27, pp. 60-63 (in Russian).
12. Petrov M. I. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 25 iiulia 2002 g. № 113-FZ «Ob al'ternativnoi grazhdanskoi sluzhbe» (postateinyi) [The Commentary to the Federal Law of July 25, 2002 no. 113-FZ "On Alternative Civil Service" (article by article)]. Iustitsinform Publ., 2009, 368 p.
13. Sokolov Ia. O. Features of the Calculation of the Term of Alternative Civil Service. Pravo v Vooruzhennykh Silakh = Law in the Armed Forces, 2018, no. 9, pp. 95-99 (in Russian).
14. Sokolov Ia. O. International Law and Russian Legislation on Alternative Civil Service. Pravo v Vooruzhennykh Silakh = Law in the Armed Forces, 2019, no. 4, pp. 89-94 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Катомина Виктория Александровна — доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического института Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Матвеенко Григорий Евгеньевич — магистрант юридического института Пензенского государственного университета, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Katomina Viktoriya A. — Associate Professor, Department of State and Legal Subjects, Institute of Law, Penza State University, Candidate of Law, Associate Professor, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Matveenko Grigoriy E. — Master Student, Institute of Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Катомина В. А. К вопросу о совершенствовании отдельных положений Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»/ В. А. Катомина, Г. Е. Матвеенко // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство».— 2020.— Т. 8, № 2 (30). — С. 174-181. — URL: http://esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-2-19.
FOR CITATION
Katomina V. A., Matveenko G. E. On the Issue of Improving Certain Provisions of the Federal Law "On Alternative Civil Service". Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2020, vol. 8, no. 2, pp. 174-181, available at: http://esj.pnzgu.ru. DOI: 10.21685/2307-95252020-8-2-19. (In Russian).