Научная статья на тему 'Проблемы правового обеспечения конституционного права граждан на альтернативную гражданскую службу в Российской Федерации'

Проблемы правового обеспечения конституционного права граждан на альтернативную гражданскую службу в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1491
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Украинцева Виктория Сергеевна

Актуальность выбранной темы обусловлена теоретической и практической значимостью исследования правового обеспечения конституционного права граждан на альтернативную гражданскую службу при осуществлении обязанности по защите Отечества. Автор утверждает, что обозначенная проблема при всей своей значимости, не получила должного освещения в современной юридической литературе. В статье предпринимается попытка раскрыть наиболее важные стороны указанной проблемы с учетом действующего законодательства об альтернативной гражданской службе и практики его применения. Анализ содержащихся в статье положений позволяет обнаружить ряд перспективных направлений для совершенствования законодательства об альтернативной гражданской службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Украинцева Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Security Problems of Citizens Constitutional Rights of the Alternative Military Service in Civil Organizations in the Russian Federation

The article deals with the practical and theoretical researches in the field of legal security problems of citizens constitutional rights of alternative military service. The author states that the above mentioned issue has not been covered enough in the modern juridical literature and makes an attempt to show its vital aspects. The special attention is paid to current legal acts and their implementation. The author examines the situation and discovers some promising tendencies that may improve the alternative military service legislation.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового обеспечения конституционного права граждан на альтернативную гражданскую службу в Российской Федерации»

1. Уемов, А. И. Системный подход и общая теория систем [Текст] / А. И. Уемов. - М., 1978.

2. Миротин, Л. Б. Системный анализ в логистике [Текст] : учебник / Л. Б. Миротин, Ы. Э. Таш-баев. - М., 2004.

3. Бпауберг, И. В. Проблема целостности и системный подход [Текст] / И. В. Блауберг. -М., 1997.

4. Жариков, О. Н. Системный подход к управлению [Текст] : учеб. пособие для вузов /

О. Н. Жариков, В. И. Королевская, С. Н. Хохлов; под ред. В. А. Персианова. - М., 2001.

B.C. Украинцева,

соискатель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

России право на альтернативную гражданскую службу (АГС) закреплено в ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, которая гласит: «Г ражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».

Такое широкое понимание права на альтернативную гражданскую службу, закрепленное в Основном Законе, отвечает духу современности, потребностям российских призывников, нуждам общества. Сегодня все государства мира призваны уважать не только коллективные права общин верующих, но в первую очередь личную волю каждого, не допускать ситуации, когда какие-либо обязанности могут быть возложены на человека вопреки его совести, мировоззрению. В настоящее время многими молодыми россиянами, не желающими становиться в ряды военнослужащих, движет не вероисповедание и даже не пацифистские взгляды, а собственное отношение к роли армии в современной российской государственности, к тому, что в армии происходит, к принудительному военному призыву.

С 2002 г., после принятия Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» [1], количество лиц, выбравших ее, с каждым годом значительно уменьшается. Так, до 2002 г. желающих пройти альтернативную службу было около двух тысяч человек. В 2004 г. АГС выбрало 400 человек, в 2005 -всего 257, в 2006 г. из 319 поданных заявлений удовлетворено 275. В 2007 г. такое желание изъявил только 101 человек [2].

Срок альтернативной гражданской службы согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, для граждан, имеющих высшее образование, - 21 месяц, что является самым продолжительным сроком в Европе и СНГ. Столь длительный срок, по нашему мнению, фактически является наказанием за убеждения. По Резолюции Европейского парламента от 13 октября 1989 г. гражданская служба не может быть продолжительнее военной более чем в полтора раза.

Согласно Федеральному закону от 6 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» [3] с 2007 г. альтернативная гражданская служба составляет 31,5 месяца для гражданских организаций и 27 месяцев - для организаций военного подчинения. С 2008 г., когда срок военной службы по призыву будет уменьшен до одного года, альтернативная гражданская служба - независимо от места службы и образования альтернативнослужащего - будет длиться 21 месяц. Тем не менее коэффициент превышения срока военной службы по призыву 1,75 сохраняется. Однако в связи с этими новациями можно ожидать всплеска интереса призывников к альтернативной гражданской службе.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона, альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается ее прохождение. Среди рабочих профессий - санитары, водители, машинисты, слесари, электрогазосварщики, грузчики. Для лиц, имеющих соответствующее образование, предлагаются должности служащих: инженеры, механики, программисты. В списке организаций - больницы, дома престарелых, психоневрологические интернаты, заводы, строительные управления, сельскохозяйственные предприятия, гидрометеостанции. Обязательным условием является то, что это могут быть лишь вакантные рабочие места, обусловленные дефицитом трудовых ресурсов. Исходя из этого можно сделать вывод, что за работу в рамках альтернативной службы будут платить невысокую заработную плату. Согласно закону оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в ней системой оплаты. Заработная плата младшего медперсонала, работников интернатных учреждений, социальных работников зачастую ниже прожиточного минимума.

Для прохождения альтернативной гражданской службы бронирование мест не допускается. Следовательно, это в основном малооплачиваемые или малопрестижные должности, предполагающие полную занятость и, как правило, тяжелый физический труд. Однако закон гласит, что «при определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения

альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина» (ч. 5 ст. 4) [1].

Как следует из той же статьи Закона, прохождение альтернативной службы возможно только в государственных организациях, то есть находящихся в ведении федеральных органов власти или органов власти субъектов РФ. В муниципальные и другие негосударственные организации граждане на альтернативную гражданскую службу направлены быть не могут. Однако в законе оговаривается, что служба в организациях, подведомственных местному самоуправлению, в принципе возможна, но должна быть дополнительно введена федеральным законом, которого пока нет. Тем самым законодатель, на уровне заявления о намерениях, признает целесообразность расширения круга организаций, в которых можно проходить альтернативную гражданскую службу.

Все проблемы и трудности, в том числе и финансовые, с которыми сталкиваются альтернативнослужащие, могли бы быть разрешены, если бы существовало право выбора подходящего места службы из утвержденного перечня. Тем не менее ни закон, ни принятое в соответствии с ним Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы [4] не предусматривают учета мнения гражданина при определении места службы.

У граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, есть ряд преимуществ перед теми, кто призван на военную службу. Во-первых, время прохождения АГС входит в трудовой стаж. Альтернативнослужащий пользуется всеми льготами, предусмотренными Трудовым кодексом РФ, а это дает ему право на восьмичасовой рабочий день с полноценными выходными. Он имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Немаловажно, что во время прохождения альтернативной службы разрешается учиться на вечерних и заочных отделениях вузов.

Вместе с тем во время прохождения альтернативной гражданской службы запрещено работать по совместительству, занимать руководящие должности, заниматься предпринимательской деятельностью. Нельзя также участвовать в забастовках, покидать населенный пункт без разрешения работодателя. В случае, если альтернативнослужащий нарушает эти правила, его могут привлечь к ответственности, вплоть до уголовной. Например, самовольное оставление населенного пункта, где он проходит альтернативную гражданскую службу, может рассматриваться как уклонение от прохождения данной службы. В соответствии со статьей 328 Уголовного кодекса РФ на него может быть наложен штраф, а максимальной санкцией за это преступление является арест сроком до полугода.

Еще одним минусом альтернативной гражданской службы является преимущественно экстерриториальный принцип распределения альтернативнослужащих, то есть за пределами их постоянного проживания. Применение экстерриториального принципа, с одной стороны, приводит к невозможности направления на альтернативную гражданскую службу в социальные организации, не имеющие общежитий, с другой стороны - порождает целый спектр проблем, связанных с размещением и социально-бытовым обеспечением иногородних граждан. Но согласно п. 2 ст. 4 Закона допускается исключение «при

невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают». Официальные власти под невозможностью понимают следующее: ряд семейных обстоятельств, отсутствие жилья на предприятиях. Однако данный факт вызывает недовольство Министерства обороны Российской Федерации, считающего экстерриториальность средством уменьшения количества желающих проходить альтернативную гражданскую службу. По нашему мнению, экстерриториальный принцип прохождения АГС лишает альтернативную службу не только социальной направленности, но и экономической эффективности. Отмена этого правила насущно необходима, поскольку экономически выгодно оставление альтернативнослужащего в месте его постоянного проживания, где он не утрачивает свои социальные связи за 3,5 года, не изолируется от привычной среды, в которой ему будет легче адаптироваться после окончания службы.

Противоречит Конституции РФ и ограничивает право осуществления выбора вида службы обязанность гражданина подать заявление о замене военной службы альтернативной еще в несовершеннолетнем возрасте - в 17 лет, за шесть месяцев до наступления времени призыва. При этом молодой человек, юридически являющийся недееспособным, должен обосновать свою позицию сначала в заявлении, а затем на призывной комиссии в ходе квазисудебной процедуры, которую он должен пройти также до достижения совершеннолетия. Согласно ст. 60 Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет. Этот жесткий порядок ограничивает свободу убеждений тех молодых людей, кто осознает свой выбор позднее, чем за шесть месяцев до призыва.

Кроме того, утвержденный законом порядок не соответствует Рекомендациям 1987 г. Комитета министров Совета Европы. Данными Рекомендациями определяется, что заявление должно быть подано в срок, достаточный для его рассмотрения до призыва, а также указывается, что законом может быть предусмотрена возможность заявления об отказе и в период прохождения военной службы, если соответствующие основания возникают в этот период. В пояснительной записке к Рекомендациям уточняется, что причиной отказа от несения военной службы признается конфликт с совестью, и, следовательно, установление точного срока подачи заявления противоречило бы самой природе этого права.

Российский закон не только не допускает возможности перехода с военной службы на альтернативную, но и вводит жесткий срок подачи заявления, лишающий по формальным основаниям множество людей возможности заменить военную службу альтернативной.

Альтернативная гражданская служба, если, конечно, не превращать ее в наказание для «отказников», может и должна стать, как это демонстрирует опыт Германии, одним из важнейших направлений социальной работы в стра-

не. Будучи одним из способов привлечения человеческих ресурсов в социальную сферу, она призвана выполнять двойную функцию: с одной стороны - это помощь тем, кто не может обслуживать себя сам (больные, дети, инвалиды, пожилые), и с другой стороны - это моральная поддержка самих альтернативнослужащих.

К сожалению, пока еще сложно говорить о том, что данные функции обеспечиваются современным российским законодательством. Однако сам факт принятия Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» спустя десять лет после закрепления данного права в Конституции России уже свидетельствует об определенной победе общественности и самих призывников, отстаивающих свое право не нести службу с оружием в руках, если это противоречит их убеждениям.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. -2002. - № 30. - Ст. 3030.

2. Шавлохова, М. Альтернативный гражданский срок [Текст] / М. Шавлохова // Газета. -2006. - 13 дек.

3. Федеральный закон от 6 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» // СЗ РФ. - 2006. - № 29. - Ст. 3122.

4. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» // СЗ РФ. - 2004. - № 23. - Ст. 2309.

О.В. Кузнецова,

ст. преподаватель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПАССИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I ермин «избирательное право» используется как название одного из субъективных прав российских граждан, являясь разновидностью политических прав. Такие права закрепляются за каждым гражданином и реализуются в соответствии с его индивидуальными политическими симпатиями и антипатиями на добровольной основе. Данное право - одна из основных составляющих более общего политического права граждан участвовать в управлении делами государства.

В теории субъективное право рассматривается как право участника правоотношений на определенное поведение или как вид и мера возможного пове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.