АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ПРАВО НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ
А.Х. Абашидзе, А.В. Колесникова
Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются некоторые вопросы, касающиеся права человека на альтернативную службу взамен военной службы.
Ключевые слова: альтернативная служба, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу убеждений и на свободное выражение, Замечания общего порядка, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.
На современном этапе кодификации и прогрессивного развития международного права обозначились две тенденции: дальнейшая кодификация в сфере прав человека, которая подтверждается принятием, например, Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [14], а также Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах от 10 декабря 2008 г. [17]; и дальнейшее уточнение содержания уже закрепленных в международно-правовых актах конкретных прав и свобод человека. В последнем случае речь идет, в частности, о праве человека на альтернативную службу взамен военной службы. Анализу данного вопроса посвящена настоящая публикация.
Следует подчеркнуть, что право на альтернативную службу прямо не закреплено в ныне действующих международных правовых актах. Однако данное право человека выводится из других прав и свобод человека (закрепленных в этих международных актах), например, из права на отказ от воинской службы по убеждениям совести, которое, в свою очередь, вытекает из права на свободу мысли, совести и вероисповедания, закрепленных в ст. 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В ст. 18 и 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и в ст. 9 и 10 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г. закреплены аналогичные положения.
Статья 18 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу
менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов» [18].
В ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах данное право зафиксировано следующим образом: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц...» [12. С. 25].
Статья 9 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека предусматривает: «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц» [1. С 205].
Из вышеприведенных положений Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах видно, что эти акты закрепляют право на свободу убеждений и на свободное выражение, которое включает в себя свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений, и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларация прав человека). Что касается Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека, то данное положение фиксируется как свобода придерживаться своего мнения и свобода получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст. 10).
В Замечаниях общего порядка № 22 по ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятых на 48 сессии в 1993 г. Комитетом по правам человека, было выражено мнение о том, что такое право вытекает из ст. 18, поскольку обязанности в отношении применения оружия могут находиться в серьезном противоречии со свободой совести и правом исповедовать религию или убеждения, хотя в Пакте конкретно не говорится о праве на отказ
от военной службы по соображениям совести. В тех случаях, когда такое право признано законом или практикой, не должно проводиться никаких различий между лицами, отказывающимися от военной службы по соображениям совести на основании характера их конкретных убеждений; точно так же не должно быть никакой дискриминации в отношении лиц, отказывающихся нести военную службу [8].
В резолюции Комиссии по правам человека 1995/83 от 8 марта 1995 г. (с 2006 г. Комиссия по правам человека преобразована в Совет по правам человека) [11. С. 132-138] было обращено внимание на право каждого человека отказаться от военной службы в качестве законного осуществления права на свободу мысли, совести и религии. Комиссия по правам человека призвала государства ввести такое законодательство и соблюдать такую практику, чтобы характер и содержание убеждений, на основании которых совершен отказ, никак не влияли на отношение к отдельным людям, а также чтобы по отношению к отказавшимся была исключена любого рода дискриминация по причине их неучастия в воинской службе; формы альтернативной службы должны носить невоенный или гражданский характер, отвечать общественным интересам и не должны носить характер наказания.
Комиссией подтверждается важность наличия информации о праве на отказ от военной службы и о средствах получения статуса отказника для всех соответствующих лиц, пострадавших от военной службы [15]. Кроме того, Комиссия обратилась к государствам-членам, которые еще не имеют такой системы, с призывом учредить в рамках их национальной правовой системы независимые и беспристрастные органы, поручив им определять обоснованность отказа от военной службы по соображениям совести в каждом конкретном случае [2].
В резолюции Комиссии по правам человека 1998/77 отмечалось, что государства должны принять необходимые меры для того, чтобы лицо не подвергалось тюремному заключению и многократному наказанию за отказ от прохождения военной службы; указывалось, что никто не должен быть судим или наказан за преступление, за которое был осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом. Комиссия призвала государства, с учетом обстоятельств каждого конкретного случая, рассмотреть вопрос о предоставлении убежища тем, кто по соображениям совести вынужден покинуть свою страну, потому что они боятся преследования из-за их отказа от прохождения военной службы (когда нет положений либо адекватных положений для лиц, отказывающихся от несения военной службы) [16].
Резолюция Европейского парламента (институт Европейского Союза) от 18 января 1994 г. подтверждает, что «...отказывающимся от воинской службы по убеждениям следует считать того человека, который отказывает-
ся выполнять обязательную воинскую службу, обосновывая свой отказ религиозными, этическими, философскими причинами или причинами глубоких убеждений совести». Европарламент подчеркивает, что «право на отказ от воинской службы является реальным правом человека» [9. С.11].
В соответствии с вышесказанным право на альтернативную службу непосредственно вытекает из права на свободу совести, под которой понимается право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой; свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Следует подчеркнуть, что именно возможность поступать согласно своим личным убеждениям совести подразумевает право каждого индивида самому решать вопрос о применении оружия в отношении других людей.
Несмотря на закрепление данного права в международно-правовых актах, единой унифицированной системы терминов относительно альтернативной службы пока не сложилось. В первую очередь это касается самого термина «альтернативная служба». Например, в постсоветском пространстве каждое государство имеет свое название термина: в России — «альтернативная гражданская служба», Кыргызстане — «альтернативная (вневойсковая) служба» [4], Молдове — «гражданская (альтернативная) служба», Армении — «альтернативная служба», Грузии — «невоенная, альтернативная трудовая служба» [6].
Неодинаково и определение самого понятия «альтернативная служба». В Российской Федерации альтернативная гражданская служба представляет особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву [13].
В ст. 2 Закона «Об организации гражданской (альтернативной) службы» Молдовы отмечается, что гражданская служба — это государственная, общественно полезная и добровольная служба, являющаяся альтернативой для граждан Республики Молдова, которые из-за религиозных, пацифистских, этических, моральных, гуманитарных убеждений и других подобных причин не могут исполнять срочную военную службу [7].
Закон Армении отмечает, что альтернативная служба, осуществляемая гражданином Республики Армения, — особая государственная служба, которая не связана с ношением, содержанием, хранением и использованием оружия и которая состоит из двух видов: 1) альтернативная военная служба — особый вид государственной службы, осуществляемый в Вооруженных Силах Республики Армения; 2) альтернативная трудовая служба — особый вид государственной службы, осуществляемый вне Вооруженных Сил Республики Армения [5].
В ст. 1 Закона «Об альтернативной (вневойсковой) службе» Кыргызской Республики записано, что альтернативная (вневойсковая) служба — вид вневойсковой службы, предоставляемый гражданам Кыргызской Республики призывного возраста взамен действительной срочной службы, учитывая их религиозные убеждения, семейное положение или состояние здоровья.
Закон «Об альтернативной (вневойсковой) службе» Республики Узбекистан определяет альтернативную службу как особый вид государственной службы, осуществляемой гражданами Республики Узбекистан, связанной с выполнением малоквалифицированных (подсобных) работ, или работ, соответствующих квалификации гражданина, на предприятиях, в учреждениях, организациях народного хозяйства, в том числе работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (ст. 1) [3].
Право на альтернативную службу по соображениям совести признается в большинстве стран Западной Европы. В соответствии с законом Германии «Об альтернативной гражданской службе», принятого в 2010 г., лицу, отказывающемуся по соображениям совести от несения военной службы, связанной с использованием оружия, может быть предложено пройти альтернативную службу. Данный закон не должен ограничивать свободу принятия решения на основе соображений совести и должен предусматривать возможность несения альтернативной службы вне подразделений вооруженных сил или федеральной пограничной службы. Следует подчеркнуть, что в некоторых странах Европы вообще ликвидирована обязательная воинская служба (Бельгия, Голландия, Норвегия, Финляндия и др.).
В тех государствах, в которых сохраняется военная служба и признается право человека на отказ от ношения и применения оружия по моральным и иным убеждениям, государство не освобождает такого гражданина от военной службы, однако данное государство принимает меры, чтобы гражданин проходил ее без оружия в руках (Бразилия, Ангола).
Существуют страны, где до сих пор отказников приговаривают к тюремному заключению. Так, в Турции ежегодно под суд подпадают мужчины по причине отказа от несения военной службы по религиозным убеждениям. В этом отношении интересно рассмотреть мнение № 16/2008 Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям по делу гражданина Турции Халила Сав-ды.
Х. Савда был призван в 2004 г. на военную службу, но в письме на имя командира части он объявил себя отказником по соображениям совести. Халил Савда был арестован и допрошен Военным судом. Ему официально предъявили обвинение в «злостном неповиновении приказам с намерением уклониться от воинской повинности» и перевели из военной части в военную тюрьму. После освобождения из тюрьмы в 2007 г. он отказался надеть военную форму, участвовать в собраниях военнослужащих. Вследствие этого военная прокуратура возбудила дело по обвинению в злостном неповиновении с намерением полностью уклониться от военной службы.
Несмотря на то что Турецкая Республика является участником Международного пакта о гражданских и политических правах, правительство страны, оправдывая свою позицию, ссылается на ст. 72 Конституции Турции 1982 г., которая предусматривает, что «служение Отечеству является правом и обязанностью каждого гражданина Турции. Статья 1 Закона Турции «О военной
службе» 1961 г. гласит следующее: «...каждый мужчина турецкого гражданства обязан нести военную службу».
Военно-уголовный кодекс Турции 1930 г. устанавливает, что когда призывники вносятся в списки личного состава для прохождения военной службы, они должны прибыть в военную часть по месту назначения. Невыполнение этого требования рассматривается в качестве противозаконного отсутствия и влечет за собой уголовную ответственность по смыслу ст. 63 Военно-уголовного кодекса Турции. Другие акты неповиновения подпадают под действие ст. 87 Военно-уголовного кодекса Турции и квалифицируются как преступления, состоящие в «злостном неповиновении/отказе подчиняться приказам».
Правительство Турецкой Республики подтверждает, что согласно турецкому законодательству невозможно получить освобождение от военной службы на основании отказа по соображениям совести, и в законодательстве не предусмотрена какая-либо альтернативная гражданская служба. Рабочая группа по произвольному задержанию отметила, что Правительство ошибочно утверждает, что отказ по соображениям совести не признается в качестве права человека по международному праву ни в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ни в Международном пакте о гражданских и политических правах, и делает обширную ссылку на практику Европейского Суда по правам человека [10].
Анализируя сложившуюся ситуацию по рассматриваемому делу, Рабочая группа пришла к выводу, что правительство Турции заблуждается, когда утверждает, что право на отказ по соображениям совести все еще не признано правом человека согласно международному праву. Рабочая группа еще раз подтвердила, что истинные убеждения, касающиеся отказа по соображениям совести, подпадают под сферу действия п. 1 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах как выражение религиозных убеждений. Кроме того, Рабочая группа квалифицирует их в качестве проявлений свободы совести, охраняемой той же статьей.
Рабочей группой было установлено, что в данном случае ограничение права на свободу религии или убеждений г-на Савды как подлинного отказника по соображениям совести не представляется оправданным и тем самым является нарушением ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и п. 1 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Соответственно, уголовное преследование, осуждение и лишение свободы г-на Савды за исповедание и выражение своих убеждений и свободы совести являются произвольными и, следовательно, подпадают под категорию II, в отношении которых осуществляется контроль со стороны Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям.
С учетом принятого мнения Рабочая группа обратила внимание правительства Турецкой Республики на принятие необходимых мер для исправления положения г-на Халила Савды и приведения законодательства в соответствие со стандартами и принципами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах [10].
В заключение следует отметить, что благодаря активной правотворческой деятельности на международном уровне и принятию международно-правовых актов, а также постоянному контролю со стороны международных правозащитных механизмов ООН и региональных органов наметилась тенденция к переходу от обязательной военной службы к альтернативной форме во многих государствах — членах ООН.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абашидзе А.Х., Алисиевич Е.С. Право Совета Европы. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: Учеб. пособие. — М.: Международные отношения, 2007.
[2] Доклад Генерального секретаря ООН «Вопрос об отказе от несения военной службы по соображениям совести» (подготовленный во исполнение резолюции 1995/83 Комиссии). URL: http://ags.by/?p=1953
[3] Закон «Об альтернативной (вневойсковой) службе» от 3 июля 1992 г. М 646 — XII // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. — 1992. — М 11. — Ст. 434.
[4] Закон «Об альтернативной (вневойсковой) службе» от 13 июня 2002 г. М 100 // Законодательство стран СНГ: Электронный ресурс. URL: http://www.base.spinform.ru
[5] Закон «Об альтернативной службе» от 13 января 2004 г. М НО-6 // Законодательство стран СНГ: Электронный ресурс. URL: http://www.base.spinform.ru
[6] Закон «О невоенной, альтернативной трудовой службе» от 28 октября 1997 г. М 1012-1с. URL: http://millaw.info/arhiv/showrazdel.php?razdelid=2499
[7] Закон «Об организации гражданской (альтернативной) службы» от 6 июля 2007 г. М 156-XVI // БД «Законодательство Молдовы» (CaidexCom — Молдова).
[В] Замечание общего порядка 22. URL: http://www1.umn.edu/humanrts/russian/gencomm/ /Rhrcom22.html
[9] Маранов Р.В. Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии. — Пермь: ООО «Книга», 2000.
[10] Мнение М 16/2008 (Турция). URL: http://www.wri-irg.org/node/8395
[11] Организация Объединенных Наций и защита прав человека: Монография / Под. ред. А.Х. Абашидзе. — М., РУДН, 2009.
[12] Права человека: Сборник международных договоров. — Т. I (часть первая). Универсальные договоры. Организация Объединенных Наций. — Нью-Йорк и Женева, 2002.
[13] Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. М113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (ред. от 09.03.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — М 30. — Ст. 3030.
[14] Convention on the Rights of Persons with Disabilities // Doc. UN A/RES/61/106.
[15] Doc. UN E/CN.4/RES/1995/83.
[16] Doc. UN E/CN.4/RES/1998/77.
[17] Optional Protocol to the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. Doc. UN A/RES/63/117.
[1В] Universal Declaration of Human Rights // Doc. UN A/RES/217(III).
THE RIGHT TO ALTERNATIVE SERVICE
A.Kh. Abashidze, A.V. Kolesnikova
The Department of International Law Peoples’ Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
This article deals with some issues related to the human right to alternative service instead of military service.
Key words: alternative service; the right to freedom of thought, conscience and religion; the right to freedom of opinion and expression; General Comment; Universal Declaration of Human Rights,1948; International Covenant on Civil and Political Rights,1966; European Court of Human Rights,1950.