грамм. При этом государственная власть обязана строго следовать букве и духу Конституции, обеспечивая при этом доступность информации своей деятельности всем заинтересованным представителям общественности в соответствии ч. 4 ст. 29 Конституция РФ, закрепляющей право каждого человека свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
1 См.: Кабышев В.Т. Народовластие развитого социализма. Конституционные вопросы /под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979. С. 4.
2 Breakwell G.M. The psychology of risk. Cambridge, 2009.
3 См.: Дергачев В.А. Геоэкономический словарь-справочник. Одесса, 2004. С. 48.
4 URL: http://www.weforum.org (дата обращения: 23.03.2013).
5 См.: Гунин Д.И. Транспарентность и тайна информации: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.
6 См.: Ивонин М.Ю. Транспарентность государственного управления как объект социологического исследования: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Новосибирск, 2007.
7 См.: Пызина Г. В. Транспарентность исполнительной власти: сущность и механизмы реализации в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2006.
8 См.: Афанасьева О.В. и др. Конституционно-правовое регулирование транспарентности органов государственной власти в Российской Федерации и Канаде / под ред. В.В. Володина, С. В. Кабышева. М., 2009.
9 См.: Луман Н. Власть. М., 2001.С. 126.
10 См.: Там же. С. 2.
11 См.: Там же. С. 128-129.
В.С. Украинцева
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЗАМЕНУ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ ГРАЖДАНАМ, ОТНОСЯЩИМСЯ К КОРЕННЫМ МАЛОЧИСЛЕННЫМ НАРОДАМ РФ
В статье предпринимается попытка раскрыть наиболее важные стороны проблемы с учетом действующего законодательства об альтернативной гражданской службе и практики его применения. Анализ содержащихся в статье положений позволяет обнаружить ряд перспективных направлений для совершенствования законодательства об альтернативной гражданской службе.
Ключевые слова: альтернативная гражданская служба, коренные малочисленные народы Российской Федерации, военная служба по призыву.
V.S. Ukrainceva
PROVISION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO REPLACE MILITARY SERVICE BY ALTERNATIVE CIVILIAN SERVICE TO CITIZENS BELONGING TO INDIGENOUS PEOPLES OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article examines the most important aspects of the problem with the existing legislation on alternative service and practice. The analysis contained in the provisions of article reveals a number of promising directions for improving the legislation on alternative service
Keywords: alternative civil service, the indigenous peoples of the Russian Federation, military conscription.
Право на замену военной службы по убеждениям, предусмотренное ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, взаимосвязано со ст. 28 Основного Закона, согласно которой
© Украинцева Виктория Сергеевна, 2014
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская 206 государственная юридическая академия)
В.С. Украинцева • Предоставление конституционного права на замену военной службы по призыву
каждому гарантируется свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 25 ноября 2013 г.) гласит: «Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию...»1.
Однако законодательство РФ может предусматривать иные, не связанные с убеждениями основания для замены военной службы альтернативной гражданской службой. Новшеством для российского законодательства является установление права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам. Впервые подобное право было предусмотрено Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (в ред. от 5 апреля 2009 г.)2. Согласно ст. 9 данного Закона «лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом».
Следовательно, законодательство устанавливает следующие условия замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой для вышеуказанных граждан, которые применяются в совокупности:
принадлежность к малочисленным народам Российской Федерации; ведение традиционного образа жизни; ш
осуществление традиционного хозяйствования; н
занятие традиционными промыслами. С
а
Малочисленными признаются народы, проживающие на землях традиционного Т
о
расселения своих предков, насчитывающие на территории России менее 50 тыс. к
о
чел. и внесенные в Единый перечень коренных малочисленных народов Россий- о' ской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 марта | 2000 г. № 225 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской в Федерации» (в ред. от 26 декабря 2011 г.)3. Наделение их правом на альтернативную н
о
гражданскую службу имеет целью защиту исконной среды обитания и самобыт- Ю ности малочисленных этнических общностей. Поэтому Закон предоставляет воз- и
можность пройти альтернативную гражданскую службу не всем, определяющим с
к
свою принадлежность к малому народу, а лишь тем из них, кто ведет традици- а онный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается д
__ е
традиционными промыслами. Под традиционным образом жизни понимается | исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, № основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, 39 самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохра- 22 нения обычаев и верований. Документом, подтверждающим данный факт, может 4 служить соответствующая справка, выданная представителем органа местного самоуправления о том, что призывник ведет традиционный образ жизни.
Таким призывникам, если они отказываются проходить военную службу по призыву, не нужно заявлять об убеждениях. Службу они проходят по месту жительства - в оленеводческих хозяйствах, рыболовецких или художественно-промышленных артелях4. 207
Однако следует отметить, что в 18 лет молодые люди, как правило, ещё находятся в интернатах или училищах, которые располагаются в областных центрах, т.е. по факту на момент призыва на военную службу не ведут традиционный образ жизни и не занимаются традиционными промыслами. Таким образом, если следовать букве закона, право на альтернативную гражданскую службу представителям коренных малочисленных народов не обеспечено.
Для установления наличия у гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу, права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, целесообразно определить его отношение к общине или иному органу общественного самоуправления малочисленных народов, под которыми Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ст. 1) понимает формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Большую помощь в организации направления граждан, относящихся к коренному малочисленному народу, имеющих право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, могут оказывать привлекаемые для этих целей уполномоченные представители малочисленных народов - физические лица или организации, которые в соответствии с законодательством РФ представляют интересы этих народов.
Следует обратить внимание еще на одно немаловажное обстоятельство, кото-^ рое заключается в том, что сфера действия Федерального закона «О гарантиях й прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ст. 3) распро-$ страняется на две группы лиц: 1) относящихся к малочисленным народам, по-| стоянно проживающим в местах традиционного проживания и хозяйственной I деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, | осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традицион-! ными промыслами; 2) относящихся к малочисленным народам, постоянно про-§ живающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной | деятельности малочисленных народов, для которых традиционное хозяйство-| вание и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами 'I деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях | народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной | власти или органах местного самоуправления.
По-видимому, право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой могут иметь лишь представители первой группы как от-ё вечающей установленным ст. 2 Федерального закона «Об альтернативной граж-§ данской службе» требованиям, поскольку иного порядка (предусматривающего | традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами в качестве | подсобных видов деятельности по отношению к основным видам деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления) Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе», а также другими федеральными законами не установлено.
Можно сделать однозначный вывод, что право граждан Российской Федерации 208 на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
С.В. Володина • Идеологическое многообразие и многопартийность в системе основ конституционного строя России
выступает одним из основных конституционных прав человека, непосредственно связанных с правом на свободу совести, свободу убеждений, а также конституционными гарантиями самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3030; 2013. № 48, ст. 6165.
2 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 18, ст. 2208; 2009. № 14, ст. 1575.
3 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 14, ст. 1493; 2012. № 1, ст. 178.
4 См.: Левинсон Л.С. Альтернатива призыву. Тем, кто делает выбор. М., 2006. С. 29.
С.В. Володина
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ И МНОГОПАРТИЙНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ
В статье рассматривается содержание двух политических основ конституционного строя России: идеологическое многообразие и многопартийность. Отмечается их взаимодействие и взаимовлияние в целях установления действительно демократического конституционного строя в России.
Ключевые слова: Конституция РФ, основы конституционного строя, идеологическое многообразие, политический плюрализм, многопартийность.
S.V. Volodina
DEOLOGICAL DIVERSITY AND MULTI-PARTY IN THE RUSSIAN CONSTITUTIONAL BASES
The article discusses the political content of the two foundations of the constitutional system in Russia: ideological diversity and multi-party system. Celebrated their interaction and mutual influence on each other in order to establish a truly democratic constitutional order in Russia.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, the foundations of the constitutional system, ideological diversity, political pluralism, multi-party system.
К числу политических основ конституционного строя относятся два важнейших элемента: идеологическое многообразие и многопартийность. Их существование тесно взаимосвязано и взаимообусловлено. Ведь они являются теми конституционными ценностями, без утверждения которых невозможно существование и развитие демократического общества и государства.
Идеология - это система политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов, идей и теорий. Идеологию следует отличать от социальной психологии как совокупности социальных чувств, настроений и т.д. Будучи частью общественного сознания, идеология определяется условиями материальной жизни общества, отражает общественные отношения1.
Идеология может быть довольно обширной по сфере своего влияния, проявляться в разных сферах жизни общества, поэтому ее важно отличать от
© Володина Светлана Вячеславовна, 2014
Аспирант кафедры конституционного и муниципального права (Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского); e-mail: [email protected]