Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в Москве'

К вопросу о совершенствовании организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в Москве Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
305
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ПРОЕКТ "МОСКОВСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА" / ПАЦИЕНТЫ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ / PRIMARY MEDICAL SANITARY CARE / PROJECT "MOSCOW POLYCLINIC" / PATIENTS WITH CHRONIC DISEASES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Значкова Елена Александровна

На основании имеющейся информации проанализированы отдельные направления совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи в г. Москве в рамках дальнейшего реформирования здравоохранения. Представлена оценка предварительных результатов внедрения пилотных проектов «Московская поликлиника» и «Ведение пациентов с хроническими заболеваниями». В ходе исследования использовались следующие методы: изучение и обобщение опыта, статистический и аналитический. Исследование проведено на базе амбулаторных медицинских организаций Восточного административного округа г. Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Значкова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of development of organization of primary medical sanitary care of population in Moscow

The article presents the analysis of certain directions of development of organization of primary medical sanitary care of population in Moscow within the framework of further reforming of health care. The evaluation of preliminary results of implementation ofpilot projects "Moscow polyclinic" and "Management ofpatients with chronic diseases" is presented. The following methods were applied during research study: analysis and generalization of experience, statistical and analytical techniques. The study was carried out on the basis of out-patient medical organizations of the Eastern administrative okrug of Moscow.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в Москве»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (2)

DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-2-98-101

Реформы здравоохранения

© Значкова Е.А., 2016

УДК 614.2:616-092.11-058(571.14)

Значкова Е.А.

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ В МОСКВЕ

Департамент здравоохранения города Москвы, 127006, г. Москва, Россия

На основании имеющейся информации проанализированы отдельные направления совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи в г. Москве в рамках дальнейшего реформирования здравоохранения. Представлена оценка предварительных результатов внедрения пилотных проектов «Московская поликлиника» и «Ведение пациентов с хроническими заболеваниями». В ходе исследования использовались следующие методы: изучение и обобщение опыта, статистический и аналитический. Исследование проведено на базе амбулаторных медицинских организаций Восточного административного округа г. Москвы.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь; проект «Московская поликлиника»; пациенты с хроническими заболеваниями Для цитирования: Значкова Е.А. К вопросу о совершенствовании организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в Москве. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24(2): 98—101. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-2-98-101

Для корреспонденции: Значкова Елена Александровна, зам. нач. отд. первичной медико-санитарной помощи Департамента здравоохранения г. Москвы, ZnachkovaEA@mos.ru

Znatchkova E.A.

ON THE ISSUE OF DEVELOPMENT OF ORGANIZATION OF PRIMARY MEDICAL SANITARY CARE OF POPULATION IN MOSCOW The Moscow health department, 127006 Moscow, Russia

The article presents the analysis of certain directions of development of organization of primary medical sanitary care of population in Moscow within the framework of further reforming of health care. The evaluation of preliminary results of implementation ofpilot projects "Moscow polyclinic" and "Management ofpatients with chronic diseases" is presented. The following methods were applied during research study: analysis and generalization of experience, statistical and analytical techniques. The study was carried out on the basis of out-patient medical organizations of the Eastern administrative okrug of Moscow.

Keywords: primary medical sanitary care; project "Moscow polyclinic"; patients with chronic diseases. For citation: Znatchkova E.A. On the issue of development of organization of primary medical sanitary care of population in Moscow. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (2): 98—101. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-2-98-101

For correspondence: Znatchkova E.A., deputy head of department of primary medical sanitary care. e-mail: ZnsachkovaEA@mos.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.

Received 25.01.2016 Accepted 28.01.2016

В течение последнего десятилетия одной из наиболее актуальных задач государственной политики России становится проведение и реализация существенных преобразований в отечественной системе здравоохранения [1—3].

Необходимость реформирования здравоохранения объективно обусловлена адаптацией к кардинальным изменениям социально-экономического уклада страны, сопутствующими негативными тенденциями демографических процессов и показателей здоровья населения, условием обеспечения государственных гарантий доступности и качества медицинской помощи [1, 4—6]. Многоаспектный характер данных преобразований государственного здравоохранения подразумевает в равной степени совершенствование лечебно-диагностического процесса и развитие новых методов планирования, контроля и управления ресурсами здравоохранения в целях обеспечения равнодоступности для населения первичной медико-санитарной помощи.

Главной задачей любого медицинского учреждения здравоохранения является оказание населению меди-

цинской помощи надлежащего качества, что определено как Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № З26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ» и другими нормативными и правовыми актами Министерства здравоохранения РФ. На основе изучения имеющегося опыта выявлено, что реальных позитивных сдвигов в уровне удовлетворенности потребителя можно достигнуть при выполнении ряда необходимых условий: повышения качества оказываемой помощи, совершенствования уровня менеджмента — вовлеченности персонала [2—4, 7].

Целью исследования стало определение основных направлений совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи больным с хроническими заболеваниями в рамках реформирования системы здравоохранения в г. Москве.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе амбулаторных медицинских организаций Восточного администра-

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (2)

DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-2-98-101_99

Health care reforms

тивного округа г. Москвы. На основании имеющейся информации проведены анализ направлений совершенствования организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, а также оценка предварительных результатов внедрения пилотных проектов «Московская поликлиника» и «Ведение пациентов с хроническими заболеваниями». В ходе исследования использовались методы изучения и обобщения опыта, статистический и аналитический.

Результаты исследования

С целью повышения качества и доступности медицинской помощи, оказываемой населению столичного региона на интерактивной онлайн-пло-щадке Правительства Москвы, рассмотрен крауд-сорсинговый проект « Московская поликлиника», в ко -тором мог принять участие любой житель г. Москвы. В рамках данного проекта на обсуждение были вынесены вопросы, связанные со сложностями, возникающими при посещении поликлиник, транспортной доступностью и возможностью оценки работы поликлиник и врачей. На общественную дискуссию 58 тыс. горожан выдвинули 27 851 содержательное предложение по развитию городской поликлинической сети, повышению сервиса и качества обслуживания амбулаторных медицинских организаций. Был проведен подробный анализ 489 предложений участников краудсорсинг-проекта, из которых 115 были приняты к немедленной реализации в 2015 г. Предложения жителей г. Москвы легли в основу проекта «Московский стандарт поликлиники», содержащего основные инициативы по формированию единых методов и инструментов организации внутреннего пространства поликлиник, подходов к обслуживанию пациентов, к информационным ресурсам внутри учреждений здравоохранений.

В рамках проекта «Московский стандарт поликлиники», стартовавшего в марте 2015 г., в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, осуществлены следующие мероприятия:

♦ объединены регистратура и справочная служба в единое информационное бюро, основными функциями которого стали информирование пациентов о порядке работы поликлиники и ее подразделений, времени и месте приема врачей, об адресах и номерах телефонов учреждений, оказывающих медицинскую помощь в выходные и праздничные дни, и другая необходимая информация;

♦ создана картотека («картохранилище») с целью исключения утери медицинских карт амбулаторного больного и их надлежащего хранения, основная задача которой подбор медицинских карт амбулаторного больного и их доставка в кабинет врача накануне приема пациента (по предварительной записи в ЕМИАС);

♦ организована работа «Консультанта у инфокио-сков» (инфоматов), благодаря работе которых осуществляется распределение потоков пациентов в зависимости от цели обращения за первичной медико-санитарной помощью. Данный сотрудник

помогает пациентам записаться на прием к врачу и консультирует о порядке работы поликлиники и ее подразделений;

♦ составлен график приема врачей-терапевтов участковых исключительно по предварительной записи;

♦ организована работа «Медицинского поста», к основным функциям его сотрудников относятся запись пациентов на повторный прием к врачу, информирование о порядке подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям, оформление по назначению врача-терапевта участкового и врачей-специалистов медицинских документов (справок, выписок из медицинской карты амбулаторного больного, направлений на обследования);

♦ открыт кабинет «Дежурный врач» для оказания медицинской помощи пациентам в следующих случаях: при необходимости оказания неотложной и экстренной медицинской помощи, при обращении пациента, имеющего право на внеочередное обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы, при обращении пациента, выписанного из медицинской организации, оказывающей стационарную медицинскую помощь, при обращении пациента с листком нетрудоспособности, выданным другой медицинской организацией, при обращении пациента, опоздавшего к назначенному времени, при обращении пациента в случае переноса его записи сотрудником медицинской организации по причине отпуска/болезни врача;

♦ в поликлинике создано отделение медицинской помощи взрослому населению на дому. В структуре отделения создан «Информационно-консультативный центр» (са11-центр) для приема и распределения потока входящих вызовов на дом из всех филиалов медицинской организации. Выездной состав отделения медицинской помощи взрослому населению на дому располагает всем необходимым оборудованием (расширенный состав медикаментов, глюкометр, портативный электрокардиограф), способным обеспечить высокое качество обслуживания пациентов на дому, что позволило снизить нагрузку по выездам на дом с терапевтов, ведущих прием по предварительной записи, и благодаря этому увеличить их время приема в поликлинике с 4—5 до 7,5 ч в смену. Сравнительный анализ данных ЕМИАС с данными ноября 2014 г. показал значительное (с 30,4 до 3,2%) снижение доли пациентов, не имевших возможности записаться на прием к врачам-терапевтам и врачам-специалистам: оториноларингологу, окулисту, урологу, гинекологу, хирургу (с 10,7 до 2%);

♦ организованы зоны комфортного пребывания с удобными диванами, столиками и автоматами по продаже пищевых продуктов и горячих напитков, также на всех этажах поликлиники установлены кулеры с водой и одноразовыми стаканчиками.

С целью информирования населения об основных инициативах проекта «Московский стандарт

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (2)

БО! 10.1016/0869-866Х-2016-24-2-98-101

поликлиники» Департаментом здравоохранения г. Москвы разработаны информационные брошюры и специальные плакаты, разъясняющие базовые принципы организации работы поликлиники, а также порядок оказания медицинских услуг, в рамках проекта подготовлен единый стандарт навигации в поликлиниках: оформления указателей, табличек, информационных плакатов.

Внедрение механизмов обратной связи с пациентами является одним из значимых направлений проекта «Московский стандарт поликлиники» и обеспечивается рассмотрением устных обращений граждан в ходе личного приема и письменных обращений, в том числе поступивших на электронные общегородские ресурсы, проведением опросов и анкетирования прикрепленного населения, а также независимой оценки качества медицинской помощи.

По итогам реализации проекта «Московский стандарт поликлиники» на ноябрь 2015 г. были получены положительные результаты. Изменения в работе регистратуры, создание медицинских постов, освобождение участковых терапевтов от необходимости ходить по вызовам на дом и другие инициативы проекта позволили значительно снизить непрофильную нагрузку на врача-терапевта участкового, что позволило увеличить в большинстве учреждений шаг сетки расписания приема врачей-терапевтов участковых до 15 мин. Внедрение системы приема пациентов средним медицинским персоналом (без участия врача) на медицинском посту для оформления медицинских документов и осуществления процедур, не требующих участия врача, позволило уменьшить количество пациентов в очередях на 30—40%.

В рамках повышения качества медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями и полноты охвата диспансерным наблюдением лиц пожилого возраста Департаментом здравоохранения г. Москвы в рамках проекта «Московский стандарт поликлиники» реализуется в пилотном режиме система по ведению пациентов с хроническими заболеваниями на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения г. Москвы «Городская поликлиника № 175 Департамента здравоохранения города Москвы».

Реализация проекта «Ведение пациентов с хроническими заболеваниями» основана на применении новых принципов работы врачей-терапевтов с двумя группами населения: пациентами старше 25 лет с диагнозом артериальная гипертензия (АГ) и/или ишемическая болезнь сердца (ИБС) (целевая группа составляет 20—25% от всех пациентов в регионе) и пожилыми пациентами (60 лет и старше), имеющими 3 хронических заболевания и более, обострения которых наиболее часто приводят к экстренным госпитализациям (целевая группа составляет 2,5 % от всех пациентов в регионе). К таким заболеваниям, помимо АГ и ИБС, относятся сахарный диабет 2-го типа, бронхиальная астма, хроническая обструктив-ная болезнь легких.

На ноябрь 2015 г. в проект вовлечены 4864 пациента старше 60 лет, имеющих 3 заболевания и бо-

Реформы здравоохранения

лее, и 9773 пациента в возрастной группе 25 лет и старше, имеющих установленный диагноз АГ и/или ИБС. Ведение пациентов в рамках проекта осуществляется на основании стандартных методических рекомендаций по диагностике и лечению хронических заболеваний, разработанных главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения г. Москвы. В конце приема пациент получает памятку о его хроническом заболевании и детальный индивидуальный план лечения и диагностики на текущий год. Проект предусматривает проведение целенаправленной информационной работы по обучению правилам жизни с теми или иными заболеваниями (в том числе дневники самоконтроля артериального давления для больных с АГ). Данные мероприятия ориентированы на повышение продолжительности и качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями за счет более активного наблюдения их врачом-терапевтом и предотвращения возможных осложнений. Реализация программы позволит снизить риск развития осложнений хронических заболеваний, общей смертности и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, а также добиться значительного улучшения качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями за счет своевременной амбулаторной помощи в рамках единых стандартов лечения.

По итогам 5 мес реализации проекта получены первые результаты внедрения: снижение на 30% числа вызовов скорой медицинской помощи к пациентам, включенных в программу. С IV квартала 2015 г. Департамент здравоохранения г. Москвы начал подготовку к внедрению новых принципов работы с пациентами при хронических заболеваниях во всех поликлиниках Восточного административного округа г. Москвы.

Полученные данные свидетельствуют о результативности внедрения основных инициатив проекта «Московский стандарт поликлиники», эффективности разработанных программ и технологий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи взрослому населению г. Москвы.

Заключение

С целью принятия эффективных управленческих решений по дальнейшему реформированию системы организации первичной медико-санитарной помощи необходимо усилить контроль за обоснованностью оказания медицинских услуг взрослому населению с хроническими заболеваниями и обеспечить рациональное использование различных видов ресурсного потенциала амбулаторных медицинских организаций. Исследование не имело финансовой поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов Л.А. Пути повышения качества медицинской помощи. Здравоохранение. 2009; (1): 62—4.

2. Жиляева Е.П., Заика Н.М. О роли и возможностях пациента в условиях глобализации. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко. 2013; (2): 130—5.

3. Кучеренко В.З., Эккерт Н.В. Безопасная медицинская практика — основной критерий качества медицинской помощи. Восточноевропейский журнал общественного здоровья. 2008; (4): 53—7.

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (2) DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-2-101-105

Health care reforms

4. Линденбратен, А.Л., Ковалева В.В. Контроль качества организации медицинской помощи: современные подходы. Здравоохранение. 2011; (6): 50—5.

5. Максимова Т.М., Лушкина Н.П. Особенности восприятия пациентами разных стран условий оказания медицинской помощи. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2011; (3): 8—10.

6. Петрова Н.Г., Балохина С.А., Мартиросян М.М. Показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения как основа адекватного планирования и управления оказываемой медицинской помощи. Восточно-европейский журнал общественного здоровья. 2009; 1 (5): 37—8.

7. Стародубов В.И., Сон И.М., Леонов С.А., Стерликов С.А., Гаже-ва А.В., Шебаев Г.А. Результаты оценки некоторых показателей эффективности деятельности медицинских организаций в 2010 году. Социальные аспекты здоровья населения. 2013; 29: 1—8.

8. Щепин В.О. Лечебно-профилактическая помощь населению РФ: ресурсы обеспечения и основные показатели деятельности. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2009; (7): 3—6.

Поступила 25.01.2016 Принята в печать 28.01.2016

PREFERENCES

1. Belov L.A. Ways to improve the quality of care. Zdravookhranenie. 2009; (1): 62—4. (in Russian)

2. Zhilyaeva E.P., Zaika N.M. On the role and capabilities of the patient in the context of globalization. Byulleten' Natsional'nogo NII obshchestvennogo zdorov'ya im. N.A. Semashko. 2013; (2+: 130—5. (in Russian)

3. Kucherenko V.Z., Ekkert N.V. Secure medical practice — the main criterion for the quality of care. Vostochno-evropeyskiy zhurnal obshchestvennogo zdorov'ya. 2008; (4): 53—7. (in Russian)

4. Lindenbraten A.L., Kovaleva V.V. Quality control of medical care: modern approaches. Zdravookhranenie. 2011; (6): 50—5. (in Russian)

5. Maksimova T.M., Lushkina N.P. Features of perception of patients around the conditions of care. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii meditsiny. 2011; (3): 8—10. (in Russian)

6. Petrova N.G., Balokhina S.A., Martirosyan M.M. Indicators of health and activity of health care institutions as a basis for adequate planning and management of care. Vostochno-evropeyskiy zhurnal obshchestvennogo zdorov'ya. 2009; 1 (5): 37—8. (in Russian)

7. Starodubov V.I., Son I.M., Leonov S.A., Sterlikov S.A., Gazheva A.V., Shebaev G.A. The evaluation results of some performance indicators of health care organizations in 2010. Sots. aspekty zdorov'ya naseleniya. 2013; 29: 1—8. (in Russian)

8. Shchepin V.O. Treatment and prevention assistance to the population of the Russian Federation: the resources and provide key performance indicators. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii meditsiny. 2009; (7): 3—6. (in Russian)

© Коновалов А.А., Позднякова М.А., 2016 УДК 614.2:616-084

Коновалов А.А., Позднякова М.А.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», 603005, г. Нижний Новгород, Россия

Статья посвящена анализу и обобщению опыта Нижегородской области по созданию и внедрению эффективных управленческих моделей информационного обеспечения здравоохранения, который мог бы стать основой для структурно-функциональных преобразований в других регионах России. Предложенная авторами логистическая концепция является эффективным инструментом проектирования, модернизации и развития системы информационного обеспечения здравоохранения региона, что доказано успешным применением его при решении задач разного масштаба и сложности, в том числе успешным достижением целевых индикаторов региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области.

Ключевые слова: информационное обеспечение здравоохранения; логистический подход; управленческая модель; управление цепями поставок.

Для цитиривания: Коновалов А.А., Позднякова М.А. Организация информационного обеспечения управления здравоохранением. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (2): 101—105. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-2-101-105

Для корреспонденции: Коновалов Алексей Андреевич, д-р мед. наук, проф. каф. профилактической медицины факультета повышения квалификации врачей, konovalov@zdrav.kreml.nnov.ru

Konovalov A.A., Pozdniakova M.A. THE ORGANIZATION OF INFORMATIONAL SUPPORT OF HEALTH CARE MANAGEMENT

The Nijegorodskaia state medical academy, 603005 Nizhny Novgorod, Russia The article considers analysis and generalization of experience of the Nijegorodskaia oblast concerning development and implementation of effective management models of informational support of health care that can become a basis for structural and functional transformations in other regions of Russia. The proposed logistic concept is an effective tool of designing, modernization and development of system of informational support of regional health care that is proved by its successful application for resolving tasks of various scale and complicacy, including successful achievement of target indices of regional program of modernization of the Nijegorodskaia oblast. Keywords: informational support of health care; logistic approach; management model; control of lines of deliveries.

For citation: Konovalov A.A., Pozdniakova M.A. The organization of informational support of health care management.

Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (2): 101—105. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-2-101-105

For correspondence: Konovalov A.A., doctor of medical sciences, professor of chair of preventive medicine of the faculty of advanced training of physicians. e-mail: konovalov@zdrav.kreml.nnov.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.

Received 16.09.2015 Accepted 28.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.