Реформы здравоохранения
© Коллектив авторов, 2016 УДК 614.2-051
Белостоцкий А.ВГриднев О.В.2, Гришина Н.К.3, Значкова Е.А.* АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАзВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В зДРАВООХРАНЕНИИ
ТКУ г. Москвы «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения г. Москвы», 115280, г. Москва, Россия; 2ГБУЗ города Москвы Городская больница №3, 124617, г. Москва, г. Зеленоград, Россия; 3ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко», 105064, г. Москва, Россия; "Департамент здравоохранения города Москвы, 127006, г. Москва, Россия
На основании представленных данных проведен анализ основных направлений развития кадровой политики в здравоохранении Москвы, определены мероприятия по совершенствованию сложившейся ситуации с развитием потенциала медицинских кадров, повышением мотивации врачей и среднего медицинского персонала, улучшением условий развития медицинских кадров.
Ключевые слова: обеспеченность медицинским персоналом; столичное здравоохранение; трехуровневая система; кадровый потенциал. Для цитирования: Белостоцкий А.В., Гриднев О.В., Гришина Н.К., Значкова Е.А. Актуальные вопросы развития кадрового потенциала в здравоохранении. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4): 230—235. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-230-235
Для корреспонденции: Значкова Елена Александровна, зам. начальника отдела первичной медико-санитарной помощи, [email protected]
Belostotskii A. V.1, Gridnev O. V.2, Grishina N.K.3, Znachkova E.A.4 THE ACTUAL ISSUES OF DEVELOPMENT OF MANPOWER POTENTIAL IN HEALTH CARE
'The direction of coordination of functioning of medical organizations of the Moscow health department, 115280 Moscow, Russia; 2The municipal hospital № 3, 124617 Zelenograd, Mocow, Russia;
3The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia;
4The Moscow health department, 127006 Moscow, Russia The analysis was implemented concerning main directions of development of health care manpower policy in Moscow. The activities are established related to improvement of actual situation with development of potential of medical personnel, increasing of motivation ofphysicians and paramedical personnel, improvement of conditions of development of manpower resources.
Keywords: medical personnel supply; metropolitan health care; three-level system; manpower potential.
For citation: Belostotskii A.V., Gridnev O.V., Grishina N.K., Znachkova E.A. The actual issues of development of manpower potential in health care. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (4): 230—235. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-4-230-235
For correspondence: Znachkova E.A., deputy director of department of primary medical sanitary care. e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.
Received 13.04.2016 Accepted 25.05.2016
В современных условиях в здравоохранении сложилась ситуация, требующая реформирования организации предоставляемой населению медицинской помощи с целью повышения ее доступности и качества, эффективности использования ресурсов, в том числе кадров медицинских работников [1—5].
На протяжении нескольких десятилетий оптимизация кадровой политики является одной из ключевых задач отечественного здравоохранении, однако к 2014 г. сохранились основные тенденции, определяющие кадровое обеспечение государственной системы здравоохранения в течение последних 20 лет, в том числе уменьшение численности и снижение обеспеченности средним медицинским персоналом и врачами клинических специальностей, неудовлетворительное соотношение врач — средний медицинский работник; необоснованная диспропорция в уровне обеспеченности медицинским персоналом на различных территориальных уровнях (в городах и сельской местности, субъектах и федеральных округах Российской Федерации) и др.
Несбалансированность ведущих категорий медицинского персонала приводит к необоснованному и деструктивному перераспределению функциональных обязанностей, снижению качества и эффективности оказываемой населению медицинской помощи. Низкий уровень заработной платы медицинского персонала ведет к оттоку специалистов из отрасли [4—6].
Большинство общегосударственных проблем актуально и для столичного здравоохранения, где одним из основных направлений социальной политики правительства города является сохранение и укрепление здоровья населения. При этом делается акцент на то, что в Москве, крупнейшем мегаполисе страны, функционирует особая модель здравоохранения, что во многом связано с наличием множества миграционных потоков, развитой сетью частных медицинских организаций, большим числом ведомственных и федеральных медицинских учреждений, а также несоответствием распределения кадровых ресурсов приоритетным направлениям развития здравоохранения.
Health care reforms
В последние десятилетия государственная система здравоохранения Москвы имела заметные диспропорции в работе амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений, что не соответствовало современным мировым тенденциям формирования эффективной и доступной модели здравоохранения, вело к существенному удорожанию медицинской помощи и снижению эффективности деятельности системы здравоохранения.
В связи с этим требовали решения такие ключевые проблемы, как дефицит медицинских кадров первичного звена здравоохранения, устаревшая материально-техническая база и изношенность зданий медицинских организаций, низкий уровень удовлетворенности граждан медицинской помощью, низкая эффективность работы амбулаторного звена, недостаточная преемственность в работе амбулаторных и стационарных учреждений, фрагментарность информационного пространства и низкий уровень информационной открытости системы здравоохранения для ее участников.
В этих условиях в рамках ряда программ, в том числе Приоритетного национального проекта «Здоровье», Территориальной ПГГ, Программы модернизации московского здравоохранения в 2011—2012 гг. и Государственной программы Москвы на период 2012—2020 гг. «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)», деятельность Департамента здравоохранения Москвы была сфокусирована на устранении структурной и управленческой несбалансированности, улучшении материально-технической базы медицинских организаций, внедрении информационных технологий, особенно на решении кадровых вопросов.
К сожалению, в настоящее время результаты анализа реформ свидетельствуют, что вложение финансовых средств на переоснащение и капитальный ремонт медицинских организаций, предусмотренное на начальном этапе модернизации здравоохранения, недостаточно для достижения основной цели проводимых преобразований. Нерешенной проблемой остается обеспечение населения квалифицированными врачами и средним медицинским персоналом. Серьезной проблемой системы здравоохранения Москвы остается штатная обеспеченность медицинских организаций, особенно первичного звена, медицинскими кадрами.
Цель настоящего исследования — определение приоритетных направлений развития кадро-
X
0} §
ш
I
о
X X
к g
о
о л
га X
I
CD §
О (О X
о
X X
о;
о
&
о
о л
ГО X
вого потенциала и обоснование путей дальнейшего совершенствования кадровой политики в рамках реформирования системы здравоохранения.
Материалы и методы
В ходе работы осуществлялся анализ законодательных и нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы кадровой политики в современных условиях, и отчетных форм официальной медицинской статистики с целью изучения обеспеченности населения Москвы медицинскими кадрами, укомплектованности штатов медицинского персонала, их квалификации и др. Анализировались результаты социологических исследований, проводимых с помощью специально разработанного статистического инструментария. В ходе исследования использовались методы изучения и обобщения опыта, статистический, аналитический, социологический (опрос) и др. Исследование проведено на базе медицинских организаций г. Москвы.
Результаты исследования
Выявлено, что обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом в г. Москве за 2004— 2010 гг. имела тенденцию к росту, а в 2011—2014 гг. вернулась к уровню 2004—2005 гг. (см. рисунок). Подобная тенденция наблюдалась по всем катего-
46,8
40,1
9ПП4 90ПК 9Г)ПК 9ПП7 9ППЯ 9ПП9 9П1П 9П11 9П19 9П13 9П14
б
83,2
46,8
72,5
оппл inn«; оппк опт оппя *эппа отп от л ото onn от л
Обеспеченность врачами (а) и средним медицинским персоналом (б) на 10 тыс. постоянного населения.
а
Реформы здравоохранения
Таблица 1
Изменения численности врачей, средних медицинских
работников и младшего медицинского персонала в административных округах Москвы в 2013—2015 гг. (темпы роста/убыли, в %)
Темп роста/убыли
Административный средние младший
округ врачи медицинские медицинскии
работники персонал
ЦАО 90,3 91,8 72,2
САО 102,3 97,8 99,2
СВАО 93,4 101,8 83,8
ВАО 103,6 105,0 61,2
ЮВАО 96,9 104,5 92,7
ЮАО 102,3 104,3 90,8
ЮЗАО 89,5 97,5 95,4
ЗАО 91,6 97,5 80,4
СЗАО 100,2 111,3 88,0
Г Зеленоград_106_119,4_84,2
В среднем по Москве... 97,6 93,0 84,8
риям врачебного персонала (терапевты и педиатры, врачи-специалисты поликлиник и стационаров).
Было определено, что в 2014 г. в Москве не хватало 23 454 физических лица врачей и 39 039 физических лиц средних медицинских работников, а укомплектованность штатов составляла 84,8 и 84,9% соответственно. В течение изучаемого периода не было выявлено отчетливых тенденций в отношении уровня укомплектованности штатов врачей-специалистов: по отдельным специальностям наблюдалось снижение, по другим — повышение, т. е. в целом наблюдался дисбаланс кадрового наполнения штатов врачебного персонала. Тем не менее по большинству врачебных специальностей сохранялся недостаточный уровень кадрового обеспечения медицинских организаций, что не могло не сказываться негативным образом на уровне доступности медицинской помощи для населения.
В последние годы наблюдалось сокращение числа врачей и средних медицинских работников, работающих в различных службах, зачастую на фоне увеличения штатной численности должностей. Так, например, за 2010—2014 гг. штатная численность врачей-участковых терапевтов увеличилась с 5080 до 5376, при этом число физических лиц уменьшилось с 3299 до 3121; штатная численность врачей-педиатров участковых увеличилась с 2034,25 до 2169, а число физических лиц уменьшилось с 1711 до 1664; штатная численность врачей общей практики увеличилась с 17,25 до 19,75, число физических лиц уменьшилось с 16 до 12.
В среднем один участковый терапевт обслуживал более 3200 человек прикрепленного населения, вместо 1700, рекомендуемых приказом Минздрав-соцразвития РФ от 15 мая 2012 г. № 543н. Особенно ощутимое снижение кадровой обеспеченности населения отмечено в последние 3 года. В частности, только за 2013—2015 гг. по Москве в целом численность врачей и средних медицинских работников, работающих в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), сократилась на 2,4 и 7% соот-
ветственно, младшего медицинского персонала — на 15,2% (табл. 1).
Лишь в отдельных амбулаторных объединениях наблюдалась положительная динамика в отношении общей численности медицинских работников. Следует отметить, что ПМСП, оказываемая взрослому населению в городских поликлиниках, продолжает оставаться преимущественно специализированной (61,2% посещений к врачам-специалистам основных специальностей и 38,8% к врачам-терапевтам). Самыми востребованными являются кардиологи, хирурги и неврологи. Наименее доступными специалистами (с наибольшим временем ожидания приема) являются оториноларингологи (6,3 дня ожидания), а самыми доступными — хирурги, урологи (по 0,6 дня) и терапевты (1,2 дня).
По данным СВАО Москвы, уровень укомплектованности штатов поликлиник по отдельным врачам-специалистам в 2009—2013 гг. колебался от 90 до 98,7% (эндокринологи, офтальмологи, хирурги, неврологи), по другим (акушеры-гинекологи, гастроэнтерологи, нефрологи, урологи, кардиологи, гематологи, аллергологи-иммунологи, онкологи, травматологи-ортопеды) от 80% и ниже, по третьим (пульмонологи, ревматологи, инфекционисты, коло-проктологи, психотерапевты) от 70% и ниже, т. е. в штатах врачей-специалистов также наблюдается кадровый дисбаланс (табл. 2). Следует отметить, что данный административный округ типичен для столицы и стал одним из первых, где была организована и начала функционировать трехуровневая система оказания ПМСП и был открыт первый амбулаторный центр [1].
В ходе исследования выявлены существенные диспропорции в плановой и фактической нагрузке на одну врачебную должность по ряду специальностей. Значительное превышение фактической нагрузки над плановой наблюдалось у эндокринологов, гематологов, кардиологов и неврологов, что может свидетельствовать о недостаточной доступности и качестве оказания медицинской помощи взрослому населению и указывает на необходимость разработки нормативов по труду, адаптированных к новым условиям функционирования медицинской организации (при планировании обеспеченности населения врачами и формировании штатных расписаний необходимо учитывать, что востребованность врачей-специалистов по данным посещаемости в амбулаторном объединении была разной).
Результаты социологических исследований также подтвердили, что обеспеченность поликлиник врачами-специалистами остается одной из приоритетных проблем столичного здравоохранения. Доля пациентов, указавших на отсутствие врачей-специалистов нужного профиля в доступных населению поликлиниках, составила в среднем по Москве 63%.
Изучение динамики изменения показателей использования финансового обеспечения амбулаторных объединений Москвы показало, что в целом в структуре расходования средств независимо от источника финансирования наибольший удельный вес
Health care reforms
Таблица 2
Укомплектованность штатов поликлиник СВАО Москвы врачами-специалистами (в %)
Специальность 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Терапевт участковый 95,5 94,7 93,7 87,4 85,2
Пульмонолог 73,7 63,2 88,9 69,3 65,5
Ревматолог 86,7 86,7 75,6 69,5 68,0
Кардиолог 93,1 94,0 90,5 74,4 76,0
Гастроэнтеролог 93,2 93,0 86,5 63,5 83,5
Нефролог 92,2 93,3 93,7 69,4 78,7
Эндокринолог 96,0 100,0 95,2 94,3 90,0
Аллерголог-иммунолог 88,5 89,5 84,3 75,6 78,7
Гематолог 83,3 53,8 77,8 71,4 75,0
Инфекционист 87,2 87,9 82,4 85,7 69,2
Врач функциональной 74,2 66,5 80,8 83,0 84,3
диагностики
Хирург 96,0 96,1 96,6 86,3 96,5
Колопроктолог 97,1 93,7 85,4 78,3 60,0
Травматолог-ортопед 94,8 97,1 97,9 80,0 67,1
Уролог 98,2 96,4 91,9 82,1 78,8
Эндоскопист 82,9 83,1 81,2 70,4 63,2
Онколог 88,0 88,1 91,9 84,7 73,2
Акушер-гинеколог 98,2 98,5 85,5 89,6 83,3
Офтальмолог 86,0 90,8 89,3 87,1 92,3
Отоларинголог 93,4 89,3 86,9 72,8 84,7
Невролог 74,3 97,6 93,1 93,4 98,7
Психотерапевт 66,9 63,9 70,9 87,0 68,0
Врач клинической лабо- 61,4 66,9 76,3 78,0 82,3
раторной диагностики
Врач ультразвуковой 76,5 71,9 75,6 88,0 71,0
диагностики
Рентгенолог 68,0 81,3 81,8 59,9 67,3
Гериатр 100,0 100,0 100,0 32,6 32,6
имели статьи, связанные с оплатой труда. В целом сравнительный анализ плановых и фактических показателей фонда заработной платы обнаружил, что в условиях функционирования трехуровневой системы ПМСП увеличилось финансирование оплаты труда по всем категориям персонала.
Одним из важнейших направлений проводимых преобразований является повышение уровня профессиональной квалификации медицинских кадров в целях повышения качества оказания медицинской помощи населению. В связи с этим в Москве по округам был внедрен комплекс организационно-методических мероприятий по повышению профессионального уровня врачей, в том числе участковой службы. Был проведен анализ кадрового потенциала, сформирован регистр медицинского персонала участковой сети. Ведение такого регистра стало способствовать определению потребности во врачах, оказывающих ПМСП, необходимых объемов и сроков осуществления профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников в государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. В рамках реализации государственных программ развития здравоохранения врачи стали проходить обучение за рубежом, в ведущих клиниках Швейцарии и Израиля.
Анализ уровня профессиональной квалификации врачебного персонала в СВАО г. Москвы показал, что более 99% врачей имеют сертификаты специалиста. Однако квалификационную категорию в 2009—2011 гг. имели более половины врачебного персонала, а в
2012 и 2013 гг. — менее половины. При этом если в 2009—2011 гг. высшую категорию имели 37,9—40% врачей, то за последующие 2 года их стало менее 30%, с 12 до 8,3% уменьшилось число врачей с первой категорией, но почти вдвое больше стало врачей со второй квалификационной категорией, что может свидетельствовать об обновлении (омоложении) кадров.
Уровень профессиональной квалификации средних медицинских работников на протяжении последних лет имел тенденцию к снижению. Если в 2009—2011 гг. было сертифицировано 99% средних медицинских работников, то в 2012 г. — 89,3%, а в
2013 г. 86,7%. Квалификационные категории в последние 2 года имели 37—38,1% медицинских работников против 51—53% в предыдущие годы, в том числе высшую 25,8—26,6% против 38—40%, первую 8,4 и 7,9% против 11,1—11,9% и вторую 2,8 и 3,6% против 1,5—2% соответственно. Повышение квалификации в 2012—2013 гг. прошли 16,5—15,6% средних медицинских работников, переподготовку — 0,9—1,6%.
Анализ уровня профессиональной квалификации врачей-терапевтов участковых показал, что 99,5% из них имеют сертификаты специалистов, причем доля сертифицированных в 2009 г. была меньше (98,4%). В 2012 и 2013 гг. практически вдвое по сравнению с предыдущим периодом увеличилась доля врачей, имевших категории: 47,8—47,9% против 25,9— 26,4% соответственно.
Практически каждый четвертый участковый терапевт ежегодно проходит обучение, преимущественно повышение квалификации, переподготовку ежегодно проходят в среднем 6% терапевтов, хотя в 2009 г. таковых было 11,5%. Большинство (85%) врачей-терапевтов участковых, оказывающих лечебно-профилактическую помощь взрослому населению на первом уровне трехуровневой системы оказания ПМСП, являются опытными работниками (53,5% имеют опыт работ более 10 лет), что, однако, не всегда свидетельствует об их профессионализме. В ходе социологических исследований, проведенных с участием сотрудников Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, выявлено много нареканий и жалоб со стороны пациентов относительно качества работы участковых врачей-терапевтов и результативности оказанной медицинской помощи. Указывалось, что остается низким уровень профессиональной подготовки врачей, что приводит к диагностическим ошибкам, выявлению ряда заболеваний на более запущенных стадиях и увеличению времени от момента обращения пациента до начала правильного лечения.
Также результаты изучения общественного мнения свидетельствуют о противоречивых суждениях респондентов о ресурсном обеспечении, в том числе
кадрами медицинских работников организаций, оказывающих ПМСП в Москве в современных условиях.
Так, часть руководителей амбулаторных объединений Москвы указала на повышение укомплектованности специалистами высокого уровня всех поликлиник города, снижение коэффициентов совместительства, наличие высококвалифицированного состава врачебного персонала. Другие отметили нехватку врачей первичного звена, врачей общей практики, участковых врачей-терапевтов, низкую укомплектованность врачами-специалистами (гастроэнтерологами, инфекционистами, урологами, врачами КДЛ, кардиологами, офтальмологами). Противоречивые мнения по сходным позициям свидетельствуют о разном уровне качества организации медицинской помощи даже в медицинских организациях, функционирующих в одном административном округе Москвы.
Обсуждение
В медицинских организациях Москвы, оказывающих ПМСП, сохраняется кадровый дефицит в отношении врачебного и среднего медицинского персонала. Число врачей участковой службы в 1,6 раза меньше минимального расчетного норматива (4,7 и 7,4 тыс. врачей соответственно).
Вследствие данных процессов уменьшается фактическое время, уделяемое врачом пациенту, в связи с необходимостью дублирования записей медицинской документации в информационных системах, ухудшается результативность работы врача для восстановления здоровья пациентов, страдающих несколькими хроническими заболеваниями, за счет ограничений диагностического поиска при строгом соблюдении стандартов, контролируемых страховыми медицинскими организациями, и опасений штрафов при назначении «избыточных» исследований, врачи не могут взять на себя дополнительную нагрузку, в том числе по обслуживанию коек дневного стационара и др.
Ухудшение кадрового обеспечения ПМСП с учетом увеличения нагрузки на участковую службу неизбежно влияет на качество и доступность медицинской помощи.
В то же время в условиях постарения населения и связанного с этим распространения хронических заболеваний и множественной патологии у пациентов растет потребность во врачах с широким клиническим мышлением, способных оценивать состояние организма в целом (а не отдельных его органов), постоянно вести пациентов со сложной и комбинированной патологией, а иногда и объединять усилия отдельных узких специалистов.
В последние годы в западной литературе появилось большое число исследований, доказывающих, что с позиций пациента с несколькими взаимосвязанными заболеваниями лучше иметь дело с одним врачом, обладающим широким клиническим мышлением [5], поэтому актуальной является задача подготовки врачей общей практики и семейных врачей.
Реформы здравоохранения
Также необходимо выделение среди участковых врачей-терапевтов специалистов, обслуживающих только лиц с множественными заболеваниями, которые требуют к себе повышенного внимания и значительных временных затрат. Такой эксперимент уже проводится на базе одного из амбулаторных объединений Москвы.
Заключение
Среди приоритетных направлений, способствующих нивелированию выявленных проблем, следует отметить:
♦ совершенствование нормативной правовой базы, в частности разработка и утверждение конкретного алгоритма действий для ситуаций, когда гражданин желает воспользоваться своим правом на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача), а также на выбор медицинской организации;
♦ с учетом изменения объема и характера оказываемой медицинской помощи внести соответствующие изменения по данным хронометражных наблюдений в нормативы по труду;
♦ законодательно закрепить права и ответственность врача.
Необходимо проводить на всех уровнях управления адекватную кадровую политику с целью ликвидации дефицита медицинских работников и повышения их квалификации. При этом целесообразно предусмотреть повышение уровня управленческого мастерства административного персонала, что особенно необходимо при проведении реформы ПМСП в столичном здравоохранении и образовании крупных амбулаторных объединений с большим штатом и территориально разобщенной материально-технической базой, разработку плана мероприятий по развитию института врача общей практики в городе, приведение штатных расписаний медицинских организаций в соответствия с приказом Минздрава СССР № 999 от 11.10.1982 г. (ред. от 16.10.2001 г.), а также Порядками оказания медицинской помощи, нормативами посещений, необходимыми для выполнения ТПГГ, и привести их в соответствие с этими нормативами, внедрение новых механизмов аттестации с целью усиления конкуренции врачей за рабочее место и др.
Также, по нашему мнению, актуальным и действенным является переход на систему эффективного контракта, в котором прописаны все обязанности и требования, предъявляемые к персоналу, при этом необходимо обеспечить условия работы врачей в новых обстоятельствах. В основе эффективного контракта должна лежать система стимулирования медицинских работников, поскольку обеспечить необходимую результативность работы при минимальных финансовых затратах можно только с помощью адекватной мотивации персонала [7]. Внедрение материального стимулирования медицинского персонала позволит повысить привлекательность труда врача, стимулировать квалифика-
Health care reforms
ционный рост и усилить конкуренцию врачей за рабочее место [6].
В целом следует отметить, что совершенствование системы кадровой политики в Москве требует постоянного мониторинга ситуации и результатов проводимых реформ с детальным научным их анализом и привлечением ведущих специалистов в области организации здравоохранения. Финансирование статьи отсутствует. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Линденбратен А.Л., Гришина Н.К., Ковалева В.В., Загоруйченко А.А., Головина С.М., Гриднев О.В. К вопросу повышения качества организации первичной медико-санитарной помощи в Москве. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко. 2015; 4—5: 159—68.
2. Щепин В.О., Дьячкова А.С. Современные подходы к развитию первичной специализированной медико-санитарной помощи. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья РАМН. 2013; (1): 379—82.
3. Гриднев О.В., Загоруйченко А.А. Доступность организации первичной медико-санитарной помощи в период реформирования амбулаторно-поликлинических учреждений столичного региона. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; (2): 13—5.
4. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование "Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года". М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010: 28—51.
5. Щепин В.О. Лечебно-профилактическая помощь населению РФ: ресурсы обеспечения и основные показатели деятельности. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009; (7): 3—6.
6. Шейман И.М., Шевский В.И. Почему в России не хватает врачей? Экономическая политика. 2014; (3): 157—77.
7. Harrold L., Field T., Gurwitz J. Knowledge, Patterns of Care, and Outcomes of Care for Generalists and Specialists. Journal of General Internal Medicine. 1999; (14): 499—501.
8. Линденбратен А.Л. Методические подходы к внедрению стимулирующих систем оплаты труда в медицинских организациях. Здравоохранение. 2015; (2): 60—4.
Поступила 13.04.2016 Принята в печать 25.05.2016
REFERENCES
1. Lindenbraten A.L., Grishina N.K., Kovaleva V.V., Zagoruychenko A.A., Golovina S.M., Gridnev O.V. On the question of improving the quality of the organization of primary health care in Moscow. Byulleten' Natsional'nogo NII obshchestvennogo zdorov'ya RAMN. 2015; (4—5): 159—68. (in Russian)
2. Shchepin V.O., D'yachkova A.S. Modern approaches to the development of specialized primary care. Byulleten' Natsional'nogo NII obshchestvennogo zdorov'ya RAMN. 2013; (1): 379—82. (in Russian)
3. Gridnev O.V. Zagoruichenko A.A. The availability of the organization of primary health care in the period of reforming the outpatient clinics of the capital region institutions. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2015; (2): 13—5. (in Russian)
4. Ulumbekova G.E. Russian Health. What to do. Scientific substantiation "of Health Development Strategy until 2020". [Chto nado delat'. Nauchnoe obosnovanie "Strategii razvitiya zdravookhraneniyaRF do 2020 goda"]. Moscow: GEOTAR-Media; 2010: 28—51. (in Russian)
5. Shchepin V.O. Therapeutic and preventive care to the population of the Russian Federation: provide resources and key performance indicators. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2009; (7): 3—6. (in Russian)
6. Sheyman I.M., Shevskiy V.I. Why not have enough doctors in Russia? Ekonomicheskayapolitika. 2014; (3): 157—77. (in Russian)
7. Harrold L., Field T., Gurwitz J. Knowledge, Patterns of Care, and Outcomes of Care for Generalists and Specialists. Journal of General Internal Medicine. 1999; (14): 499—501.
8. Lindenbraten A.L. Methodological approaches to the introduction of incentive pay systems in medical institutions. Zdravookhranenie. 2015; (2): 60—4. (in Russian)
© Коллектив авторов, 2016 УДК 614.252.7:616-08-039.78
Калинин Р.Е., Медведева О.В., Артемьева Г.Б., Большова Т.В. К ВОПРОСУ О ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГАХ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
учреждениях здравоохранения
ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова», 390026, г. Рязань, Россия
Платные медицинские услуги оказываются государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, при этом правоотношения, возникающие в процессе возмездного оказания медицинских услуг, находятся в стадии формирования, а их дальнейший прогресс зависит от значительного количества компонентов экономической и правовой формы. В данной статье рассмотрены основные проблемы, связанные с функционированием медицинских учреждений по оказанию платных медицинских услуг и основные нормативные документы, регламентирующие оказание медицинских услуг на возмездной основе.
Ключевые слова: государственные учреждения здравоохранения; медицинская услуга; источники финансирования; нормативно-правовое регулирование; платные медицинские услуги. Для цитирования: Калинин Р.Е., Медведева О.В., Артемьева Г.Б., Большова Т.В. К вопросу о платных медицинских услугах в государственных учреждениях здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4): 235—237. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-235-237
Для корреспонденции: Медведева Ольга Васильевна, доктор мед. наук, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, [email protected]
Kalinin R.E., Medvedeva O. V, Artemieva G.B., Bolshova T.V. ON THE ISSUE OF PAID-FOR MEDICAL SERVICES IN STATE HEALTH CARE INSTITUTIONS The I.P. Pavlov Ryazanskii state medical university, 390026 Ryazan, Russia The paid medical services are provided by public and municipal health care institutions. At that, legal relationships occurring in the process of paid provision of medical services are at the stage of development and their further progress depends on considerable amount of components of economical and legal forms. The article considers main problems related to functioning of medical institutions in the field of rendering paid medical services. The main legal documents regulating rendering of medical services on paid basis are analyzed too.
Keywords: public health care institutions; medical service; sources of financing; normative legal regulation; paid medical services.