Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании моделей и организационно-методических форм этнокультурного просвещения и воспитания'

К вопросу о совершенствовании моделей и организационно-методических форм этнокультурного просвещения и воспитания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНОНАПРАВЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION (UPBRINGING) / MODELS / ORGANIZATIONAL AND METHODICAL FORMS / (ENLIGHTENMENT) / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / ETHNIC-ORIENTATED TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Секретова Л. В.

Грамотное организационно-педагогическое сопровождение многостороннего межэтнического диалога необходимое условие гармонизации межнациональных отношений в современной молодёжной среде. Нейтрализация конфликтного потенциала межнациональных контактов один из ключевых приоритетов развития этнокультурной коммуникации в пространстве межгосударственного взаимодействия стран евразийского региона. Рассматрива-ется опыт моделирования этноориентированных программ на примере работы I культурно-образовательного форума «Академия русской культуры» (г. Омск, 22-25 марта 2018 г.), организо-ванного Государственным центром народного творчества при поддержке Министерства культуры Омской области, Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова, Омской Епархии Русской Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC AND CULTURAL EDUCATIONAL PROCESS MODELS AND METHODICAL FORMS IMPROVEMENT

Correct organizational and pedagogical support of multilateral ethnic dialogue are the criti-cally important conditions for harmonizing interethnic relationships in today’s youth environment. Annihi-lation of conflict potential of interethnic contacts is one of the key priorities of ethnic and cultural commu-nication development in space of interstate interaction between countries of the contemporary Eurasian re-gion. The author consider the experience of modelling ethno-oriented programs presented during the 1st Cultural and Educational Forum “Academy of Russian Culture” (Omsk, March 22-25, 2018) organized by State Center of Folk Creative Work with the support of Ministry of Culture of the Omsk Oblast, Vassily Polenov State Russian Arts Center, Omsk Eparchy of the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании моделей и организационно-методических форм этнокультурного просвещения и воспитания»

Keywords: producing, social and cultural peculiarities, economics, a manager, social and cultural sphere.

УДК 37.035.6:379.8:378.14(571.13-25)

Л. В. Секретова, кандидат педагогических наук, доцент Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

[email protected]

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МОДЕЛЕЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ФОРМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. Грамотное организационно-педагогическое сопровождение многостороннего межэтнического диалога - необходимое условие гармонизации межнациональных отношений в современной молодёжной среде. Нейтрализация конфликтного потенциала межнациональных контактов - один из ключевых приоритетов развития этнокультурной коммуникации в пространстве межгосударственного взаимодействия стран евразийского региона. Рассматривается опыт моделирования этноориентированных программ на примере работы I культурно-образовательного форума <(Академия русской культуры» (г. Омск, 22-25 марта 2018 г.), организованного Государственным центром народного творчества при поддержке Министерства культуры Омской области, Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова, Омской Епархии Русской Православной Церкви.

Ключевые слова: воспитание, модели, организационно-методические формы, просвещение, социально-культурная деятельность, этнонаправленные технологии.

Важными целями государственной культурной политики являются: «сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения...» [1]. В Российской Федерации принят целый пакет нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность различных социальных институтов в области этнокультурного воспитания, образования, просвещения. Так, в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года определены, в числе других, задачи по содействию национально-культурному развитию, по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения [2].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ В. В. Путина 31 декабря 2015 г., наряду с проблемами укрепления обороны страны, обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, говорится об укреплении национального согласия, сохранении и развитии культуры. Культура названа одним из стратегических национальных приоритетов, а стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры названы: <. сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодёжи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны» [3].

Именно традиционные ценности, такие как родная земля и природа, жизнь и труд, семья и родня, духовность и нравственность, соборность и другие, представляют собой содержание этно-направленных технологий социально-культурной деятельности. Однако для их трансляции и освоения требуется подобрать оптимальную форму или модель, которые обеспечили бы эффективное восприятие творимого и транслируемого смысла.

Для решения данной задачи специалистам социально-культурной деятельности необходимо знать и владеть всею совокупностью имеющихся организационно-методических форм социально-

культурной деятельности и, помимо этого, уметь создавать новые модели и сочетания форм в этноориентированных культурных программах.

В определении понятия «форма социально-культурной деятельности» будем придерживаться формулировки М. А. Ариарского, изложенной в монографии «Педагогическая культурология» (2012 г.), в которой он писал: «Формы социально-культурной деятельности - утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества» [4, с. 380]. Уточним, что для успешной реализации той или иной функции социально-культурной деятельности (например, информационно-просветительной, коммуникативной, рекреативной, этнонаправленной или иной) необходимо верно выбрать соответствующую оптимальную форму.

Понятие «модель» различные словари трактуют, как тип, образец, схема какого-нибудь объекта, явления. Г. Н. Новикова указывает, что «многообразие форм социально-культурной деятельности служит своеобразной базой моделирования не только для теоретического, научного осмысления разнообразных сфер деятельности, но и для создания образцов зримой продукции» [5, с. 98].

Современное многообразие организационно-методических форм социально-культурной деятельности этнонаправленного содержания по признаку относительной новизны можно условно разделить на два вида: традиционные, уже несколько веков находящиеся в копилке народной культуры, и современные, смоделированные или спроектированные в течение последнего столетия.

К первому виду, то есть к традиционным формам, сохранившимся до нашего времени и используемым специалистами в этнонаправленных технологиях, относятся народные и религиозные праздники, обряды, хороводы, вечёрки, посиделки, игры, ярмарки и гуляния и др.

Спектр современных форм и способов изучения, освоения, трансляции, популяризации и пропаганды традиционной народной культуры, составляющих второй вид, благодаря технологиям социокультурного моделирования существенно расширился. Наиболее известны и популярны такие формы социально-культурной деятельности, как детские и взрослые кружки художественной самодеятельности, мастерские и школы декоративно-прикладного искусства и ремесел, клубы и объединения по интересам (национальные, исторические, военно-патриотические, оздоровительные, экологические, краеведческие), фольклорные коллективы, концерты, спектакли, выставки, конкурсы, спортивные и игровые состязания, экспедиции, фестивали, а также телевизионные и радиопрограммы, документальные, художественные и мультипликационные кинофильмы, конференции, круглые столы, семинары, мастер-классы, народные университеты, академии и т. д.

Технологичность, стандартизация, с одной стороны, и, с другой стороны, необходимость победить в конкурентной рыночной среде стимулируют, а выражаясь простым языком, «подстегивают» развитие креативности в творении образов инновационных моделей социокультурных эт-ноориентированных комплексных программ и конкретных мероприятий. Процесс выработки новых актуальных моделей и организационно-методических форм происходит непрерывно.

В последнее десятилетие креативный подход к разработке этнонаправленных мероприятий выразился в проектировании и проведении множества более или менее масштабных этноориенти-рованных акций: городских, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных. Например, городская акция «Посади дерево Дружбы» (в Омске), региональная передвижная фотовыставка «Многоликое Прииртышье», конкурсы «Татар Кызы - 2018» («Татарская девушка -2018») и «Татар Егете - 2018» (Татарский парень - 2018), всероссийская акция «Большой этнографический диктант», национальный конкурс красоты и таланта «MISS ASIA» и мн. др.

Одним из новейших этноориентированных проектов, реализованных в Омске, стал I культурно-образовательный форум «Академия русской культуры», (22-25 марта 2018 г.), состоявшийся сразу на нескольких площадках сибирского мегаполиса.

Программа Академии наглядно продемонстрировала широчайший спектр мероприятий, проведенных как в рамках традиционных форм, но более всего, в современных. Несмотря на то, что продолжительность Академии составила всего четыре дня, организаторы смогли уместить в них около трех десятков мероприятий для разных аудиторий, «упакованных» в различные

методические формы, которые в совокупности позволили реализовать ряд важнейших социокультурных функций. В их числе наиболее полно были представлены такие, как информационная, просветительная, образовательная, коммуникативная, культуроохранная, культуротворческая, развлекательная, методическая, научно-исследовательская функции. С одной стороны, на воплощение одной только функции «работало» несколько мероприятий различных форм, с другой стороны, каждое отдельное мероприятие сочетало в себе сразу несколько функций.

Какие именно социально-культурные функции были реализованы в мероприятиях культурно-образовательного форума «Академия русской культуры», позволило выявить знакомство с их содержанием, упорядочивание и систематизация. Так, ярмарка народных художественных промыслов и ремёсел реализовала информационную, рекламную, просветительную, коммуникативную, развлекательную функции. Творческие встречи с мастерами народных художественных промыслов и творческие лаборатории «Русский традиционный костюм. Хранители», «Живой звук», «Традиции постной кухни» выполнили информационную, просветительную, образовательную, коммуникативную, культуроохранную и культуротворческую функции.

Открытый лекторий «Русский стиль: от национального символа до мировой моды» и выставка народного костюма «Русский мир в небесном и земном» (народный костюм и предметы быта из музейных и частных коллекций) решали информационные, просветительные, образовательные, коммуникативные, культуроохранные задачи. Презентация бренда одежды с традиционным русским характером «VARVARA ZENINA», модный показ и фотоателье «Русский образ» обеспечили рекламный, информационный, просветительный и развлекательный эффект.

Три концерта, входивших в программу форума, - концерт этнической музыки «Проще простого», концерт «Песни Тихого Дона», концерт-презентация уникальных певческих традиций Омского региона «Непрерванная нить», - наряду с гедонистической и развлекательной функциями успешно выполнили культуротворческую, просветительную, информационную. Не забыли организаторы Академии о самых юных участниках и включили в программу детский праздник «Летели сорок сороков...» с его просветительной, коммуникативной, культуротворческой и развлекательной функциями.

Научно-исследовательскую и информационно-методическую функцию обеспечил солидный ряд мероприятий: межрегиональные круглые столы «Нематериальное культурное наследие: способы сохранения, актуализации и продвижения в общественном сознании» и «Проблемы возрождения казачьей культуры в России и пути их решения»; презентация электронных ресурсов, по-свящённых историко-культурному наследию Омской области. Ярким финалом форума русской культуры стало шоу «ЭтноМодно», подробный фоторепортаж о котором был удостоен внимания и размещения на сайте Администрации города Омска [6].

Оригинальный авторский подход к моделированию программы Академии позволил эффективно реализовать широкий спектр функций социально-культурной деятельности, что способствовало достижению целей и задач Академии по поддержке и популяризации русской народной культуры посредством как традиционных, так и современных организационно-методических форм.

Стоит отметить, что площадки проведения мероприятий также отличались разнообразием: Исторический парк «Россия - моя история»; Омская государственная областная научная библиотека им. А. С. Пушкина; Омский театр юных зрителей; Омский государственный историко-краеведческий музей; Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина, Государственный центр народного творчества (Дворец им. А. М. Малунцева) и его структурное подразделение - Сибирский культурный центр; а также Успенский кафедральный собор, в котором прошла божественная литургия, и Омская духовная семинария Омской Епархии Русской Православной церкви.

Однако столь плотная насыщенность программы культурно-образовательного форума стала причиной определенных проблем, о чем авторитетный омский эксперт в области традиционной народной культуры Е. М. Чешегорова заметила «... мы наступили уже на те же грабли, что Томский Этнофорум. Они раздувались-раздувались, дошли до 53-х мероприятий. У нас, конечно, поскромнее, но все равно под 30. Однако при этом местная интеллигенция, которая темами традиционной культуры интересуется, не так велика, как нам хотелось бы. Из-за этого на некоторых важных и классных мероприятиях было меньше народу, чем могло бы быть, будь они выстроены «паровозиком», а не накладываясь одно на другое» [7].

Возможно, такую же проблему имела в виду профессор Московского государственного института культуры Г. Н. Новикова, когда в работе «Технологические основы социально-культурной деятельности» (2010 г.) предупреждала: «Однако при моделировании социально-культурных процессов, явлений, событий возникают определенные сложности, поскольку культурные явления не всегда укладываются в рамки разработанных ранее схем и требуют дополнительного теоретического осмысления» [5, с. 98].

Действительно, проводимые научные исследования показывают, что большинство постоянных участников этих мероприятий - одни и те же активисты национально-культурных объединений, самодеятельных этнохудожественных коллективов, друзья и родственники участников. Большой опыт проведения этнокультурных акций отдельных специалистов по-прежнему не решает проблему существенного расширения аудитории этнокультурных мероприятий. Но ведь для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры, для сохранения и приумножения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развития общероссийской идентичности народов России этнокультурный контекст в достаточной мере должен присутствовать в жизни каждого человека, гражданина Российской Федерации, причем проявляться не эпизодически, по случаю отдельных акций и больших праздников, а систематически и регулярно.

Для достижения такой масштабной цели необходимо заниматься этнокультурным просвещением и воспитанием не только в культурно-просветительных, но и в образовательных учреждениях. Начинать следует с детского сада, продолжая в общеобразовательной школе, не упуская это направление в учреждениях профессионального, среднего и высшего образования, делая на него разумный акцент при оформлении образовательной, культурно-досуговой, жилищно-бытовой и городской среды.

Итак, в процессе этнокультурного просвещения и воспитания опытными специалистами используется большое разнообразие социокультурных форм и новых современных моделей, призванных способствовать реализации стратегических целей этнокультурного просвещения и воспитания. Широкое применение находит интеграция или объединение некоторого количества традиционных и новейших форм в единый комплекс, функционирующий в соответствии с поставленными целями. Однако в организационном плане этот способ еще требует своей оптимизации. Путем более или менее существенной модификации старых форм создаются новые, отвечающие современным интересам населения организационно-методические формы, способные конкурировать с формами пропаганды и потребления массовой культуры.

Список литературы

1. Об утверждении Основ государственной культурной политики : указ Президента Российской Федерации от 24 дек. 2014 г. № 808 [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». -Электрон. дан. - Москва, 1990-2018. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70828330/ (дата обращения:

25.12.2017).

2. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента Российской Федерации от 19 дек. 2012 г № 1666 [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». - Электрон. дан. - Москва, 1990-2018. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 14.01.2018).

3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683. [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». -Электрон. дан. - Москва, 1990-2018. - Режим доступа : http://base.garant.ru/71296054/ (дата обращения:

18.02.2018).

4. Ариарский, М. А. Педагогическая культурология : в 2 т. - Санкт-Петербург : Концерт, 2012. - Т. 1 : Методология и методика постижения культуры. - 400 с.

5. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности : учеб. пособие. -Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2010. - 158 с.

6. Шоу «ЭтноМодно»: яркий финал форума русской культуры. [Электронный ресурс] / Омск. ру : офиц. портал администрации гор. Омска. - Электрон. дан. - Омск, 2010-2018. - Режим доступа : http://admomsk.rU/web/guest/news/gallery/-/asset_publisher/rZ0y/content/731178 (14.04.2018).

7. Чешегорова, Е. В разговоре о казачестве нам удалось вскрыть нарыв, который давно назрел [Электронный ресурс] / БК55. - Электрон. дан. - Омск, 2008-2018. - Режим доступа : http://bk55.ru/news/article/122628/ (26.03.2018).

Lyudmila V. Sekretova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

[email protected]

ETHNIC AND CULTURAL EDUCATIONAL PROCESS MODELS AND METHODICAL FORMS IMPROVEMENT

Abstract. Correct organizational and pedagogical support of multilateral ethnic dialogue are the critically important conditions for harmonizing interethnic relationships in today's youth environment. Annihilation of conflict potential of interethnic contacts is one of the key priorities of ethnic and cultural communication development in space of interstate interaction between countries of the contemporary Eurasian region. The author consider the experience of modelling ethno-oriented programs presented during the 1st Cultural and Educational Forum "Academy of Russian Culture' (Omsk, March 22-25, 2018) organized by State Center of Folk Creative Work with the support of Ministry of Culture of the Omsk Oblast, Vassily Polenov State Russian Arts Center, Omsk Eparchy of the Russian Orthodox Church.

Keywords: education (upbringing), models, organizational and methodical forms, (enlightenment), social and cultural activity, ethnic-orientated technologies.

УДК 808.5:81'355:792-057

Р. С. Семыкина, старший преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

bazuurita@mail .ru

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования культуры сценической речи участников театрального коллектива. Актуальность выбранной темы объясняется низким уровнем культуры речи в обществе, недостаточным вниманием к звучащему слову со стороны молодого поколения. Автор рассматривает причины неблагоприятной речевой ситуации, анализирует орфоэпические отклонения в речи участников театрального коллектива и даёт рекомендации по их исправлению.

Ключевые слова: культура речи, театральный коллектив, орфоэпия, нормы произношения, литературный язык, постановка ударения.

В настоящее время различные средства коммуникации: телевидение, радио, Интернет оказывают отрицательное воздействие на культуру речи молодого поколения. Несколько лет назад речь ведущего теле-радиопрограмм была эталоном речевого мастерства. Текст, произносимый в эфире, подвергался цензуре. Дикторы в затруднительных случаях обязательно обращались к словарям. Современные ведущие не задумываются о качестве своей звучащей речи. Они используют в речевом общении слова-паразиты, сленг, неверно ставят ударения в словах, допускают орфоэпические ошибки. Речь в прямом эфире приближена к бытовой, невнятна, тороплива, носит развлекательный характер. Российские СМИ постепенно теряют своё значение по формированию всесторонне развитой личности, а, наоборот, способствуют падению уровня культуры речи молодёжи.

Современные молодые люди мало читают художественную литературу, предпочитая проводить свободное время на просторах сети Интернет. Общаясь в социальных сетях, они пользуются ограниченным словарным запасом, игнорируют знаки препинания, сокращают слова до минимума. Результатом такого интернет-общения становятся неудачи при установлении личного контакта с реальными людьми.

Театр в большей степени придерживается орфоэпических традиций. Различные языковые новшества приживаются в сценической речи медленнее, чем в реальной жизни. Одним из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.