Научная статья на тему 'Этнокультурные доминанты преподавания педагогики досуга в вузе'

Этнокультурные доминанты преподавания педагогики досуга в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Секретова Л. В.

Формирование национальной идентичности и гармонизация межнациональных отношений являются одним из приоритетов для современного евразийского континента. Продуктивность межэтнического диалога народов, населяющих территорию Евразии, возможно повысить органи-зационно-педагогическими средствами. Изучение в высшей школе педагогики досуга, включаю-щей этнокультурную составляющую, способствует формированию культуры такого диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные доминанты преподавания педагогики досуга в вузе»

10. Ч. 1 : учебное пособие. - 182 с.

11. Ч. 2 : хрестоматия. - 287 с.

УДК 39:[379. 8::378]

Л. В. Секретова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского,

Омск, Россия

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ДОМИНАНТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА В ВУЗЕ

Формирование национальной идентичности и гармонизация межнациональных отношений являются одним из приоритетов для современного евразийского континента. Продуктивность межэтнического диалога народов, населяющих территорию Евразии, возможно повысить организационно-педагогическими средствами. Изучение в высшей школе педагогики досуга, включающей этнокультурную составляющую, способствует формированию культуры такого диалога.

Ключевые слова: досуг, образование, педагогика, социально-культурная деятельность, этнокультурный диалог.

L. V. Secretova Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

ETHNICAL AND CULTURAL DOMINANTS OF LEISURE PEDAGOGY IN ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION

The process of ethnical identity forming as well as harmonization of interethnic relationships are among the most important priorities for the today's Eurasian space. Eurasian ethnical groups' intercultural dialogue efficiency can be improved by organizational and pedagogical means. Studying of leisure pedagogy (that includes an ethnical and cultural component) in higher school fosters the formation of culture of such dialogue.

Key words: leisure, education, pedagogy, social and cultural activity, interethnic dialogue.

Учитывая специфику многонационального состава евразийского континента, следует признать в качестве одного из важнейших направлений деятельности государственных и общественно-добровольных социальных институтов, к числу которых относятся образовательные учреждения и организации культуры, организационно-педагогическое регулирование процессов формирования национальной идентичности и, в не меньшей степени, гармонизации межнациональных отношений.

Много лет посвятив научной работе и преподаванию в высшей школе ряда дисциплин, раскрывающих теорию и технологии социально-культурной деятельности, имея опыт практической работы организатора-методиста культурно-просветительной работы в районном доме культуры, могу утверждать, что для развития межэтнического диалога, укрепления гражданского согласия большое значение имеет ценностно-смысловое заполнение досугового пространства. Более того, содержание и виды досуговых занятий, средства идейно-эмоциональной выразительности и педагогические методы управления досуговой сферой, досуговая культура в целом входят в число определяющих факторов общественного согласия наряду с политическими и экономическими.

Обращаясь к рассмотрению феномена евразийства в социально-культурном контексте, с одной стороны, как организатор досуга и практик, с другой стороны, как преподаватель университета, готовящего кадры для работы в организациях культуры и досуга, остановлюсь подробнее на

проблемах и задачах осуществления этнокультурного образования и воспитания, так необходимого для формирования евразийской культуры.

Полагаю, что на пути поиска методов сохранения и возрождения традиционной народной культуры, использования национальных этнокультурных традиций в досуговой сфере целесообразно исследовать опыт народной педагогики (этнопедагогики). К сожалению, учебные издания для высшей школы, освещающие и анализирующие педагогический, научный и художественный опыт в данной области очень немногочисленны. На что же могут и должны опираться специалисты образовательных и культурно-просветительных учреждений в процессе организации досуга?

В 2010 году в связи с введением Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров «Социально-культурная деятельность» в учебные планы всех пяти рекомендованных профилей была включена дисциплина «Педагогика досуга» [1]. Результатом её освоения должно было стать знание педагогических основ организации досуга населения, умение владеть возрастными (дифференцированными) технологиями педагогики досуга.

Рассмотрим, какую роль в дисциплине «Педагогика досуга» играет этнокультурный контекст. Для этого обратимся к текстам опубликованных учебных изданий.

В 1998 г. авторы одного из первых учебных изданий по «Педагогике досуга» А. Ф. Воловик и В. А. Воловик обозначили важность учета этнокультурного своеобразия в главах «Аксеология досуга» (сохранена орфография источника) и «Религиозные праздники и обряды в структуре досуга» [2, с. 235]. Национальные традиции авторы относят к наиболее существенным факторам, влияющим на ценностные ориентации в сфере досуга, в совокупности с такими факторами, как возраст и социальное положение [2, с. 42]. Воздействие национальных традиций проявляется в большей или меньшей роли религии и церкви в организации досуга; сказывается на отношении к спортивным и игровым занятиям; определяет выбор времени, места и видов досугового времяпрепровождения, специфику мужского и женского досуга.

Особенное значение, по мнению авторов, имеет сохранение народных праздничных традиций. Они пишут: «Какой бы ни была повседневность, именно с помощью праздников народ самоочищался, возвеличивался и настраивался на оптимистическую волну. В праздничной структуре как можно длительнее сохраняются этничные корни народа, от которых постоянно отпочковываются все новые и новые побеги самообновления, а, следовательно, и самосохранения. Поэтому, как только исчезли вожжи коммунистического монополизма, начался обратный процесс -народ повернулся к своим давним праздникам и обрядам. Однако десятилетия запретов и шельмования сделали свое недоброе дело - несколько поколений оказалось лишенным своей исторической памяти. Чтобы заделать эти провалы, педагогике досуга следует содействовать не только возрождению народной праздничности и обрядности, а и реставрировать все те элементы, которые представляют историческую, духовную и художественную ценность» [2, с. 231-232].

Значимость этнокультурного содержания социально-культурной деятельности признавалась научно-педагогическим сообществом вузов культуры с самого начала подготовки специалистов для учреждений социально-культурной сферы. В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» (1995 г.) Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников писали: «Досуг ... воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями, наследием каждого народа» [3, с. 41]. Таким образом, по убеждению классиков социально-культурной деятельности, авторов первого учебного пособия и первого учебника по социально-культурной деятельности, последняя напрямую связана с этнокультурным контекстом.

В 2001 г. в пояснительной записке к своей авторской программе «Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии» Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников подчеркивали: «Как одна из педагогических и культуроло-

гических наук, социально-культурная деятельность имеет в качестве предмета рассмотрения социально-педагогическую, социо-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы активного воздействия на эту среду, на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп» [4, с. 9].

В этой же работе появляется новый, по сравнению с предыдущими учебными пособиями, раздел - «социально-культурные технологии». В параграфе, посвященном классификации технологий, указывается на их многообразие и, как следствие, наличие различных подходов к выбору системообразующих признаков и логических оснований для классификации.

Знаменательно, в завершающем параграфе раздела характеризуются «этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества». В нем подчеркивается: «Этнокультурные технологии - основа возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. Этнонаправленные технологии -инструмент межнационального культурного обмена и сотрудничества... Взаимообмен и взаимовыгодное сотрудничество в социально-культурной сфере - перспективный фактор укрепления мира, дружбы и взаимопонимания между народами» [4, с. 129].

Наконец, в 2004 г. выходит рекомендованный Минобрнауки РФ учебник «Социально-культурная деятельность», подготовленный теми же московскими учеными, которого уже более десяти лет ждали все вузы культуры страны. В нем достаточно авторитетно прозвучали темы, связанные с этнокультурным контекстом педагогики досуга, как «Межкультурное сотрудничество и коммуникация», «Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества», «Межнациональные отношения в социально-культурной сфере», «Специфика этнона-правленных технологий», «Формы межнационального культурного сотрудничества», «Реализация доктрины культуры мира - составная часть социально-культурной деятельности» [5, с. 3-4].

Ключевыми направлениями развития этнонаправленных технологий авторы учебника определили: «изучение национальных культурно-исторических традиций, целенаправленное интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности в контексте национальной культуры и диалога культур; формирование понимания многообразия и взаимовлияния культур, необходимости перехода к диалогу и партнерству; перенесение акцентов с рассмотрения исторических конфликтов на изучение примеров ненасильственных социально-политических перемен и взаимообогащения различных культур; усвоение ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных идеологии культуры мира (прежде всего толерантности и уважения прав человека), культивирование позитивных ненасильственных методов предотвращения и разрешения конфликтов» [5, с. 529].

Отметим, что самодеятельное художественное творчество с первых лет советской власти было включено в зону особого внимания как форма и способ идеологической, культурно-просветительной и агитационно-пропагандистской работы. Народная художественная культура как содержание досу-говой деятельности, как эффективное средство патриотического воспитания и национальной самоидентификации включается в орбиту государственного регулирования в 90-е годы XX века, когда в стране нарастает волна национально-культурных движений, поддержанная на федеральном и региональном уровнях путем принятия целого ряда нормативно-правовых документов и целевых программ. В настоящее время этот ряд продолжается принятием все новых документов.

В их числе федеральные документы (в хронологическом порядке):

1. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Закон Российской Федерации от 09. 10. 1992 № 3612-1.

2. «Конституция Российской Федерации». (Принята всенародным голосованием 12.12.1993).

3. «Об общественных объединениях». Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.

4. «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 15. 06. 1996 № 909.

5. «О национально-культурной автономии». Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ.

6. «О народных художественных промыслах». Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ.

7. «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов для

ведущих профессиональных коллективов народного музыкального и хореографического искусства». Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 № 162.

8. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, посвященного вопросу о мерах государственной поддержки в сфере сохранения и развития традиционной культуры от 26.12.2006.

9. «Об утверждении Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы». Приказ Министерства Культуры Российской Федерации от 17.12.2008 № 267.

10. «Федеральная целевая программа «Культура России» на 2012-2018 годы». Постановление правительства Российской Федерации от 03. 03. 2012 № 186.

11. «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666.

12. «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)». Постановление Правительства Российской Федерации о федеральной целевой программе от 20.08.2013 № 718.

13. «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808.

В регионах страны также были приняты пакеты соответствующих нормативно-правовых документов; например, в Омской области приняты следующие:

1. «О местах традиционного бытования народных художественных промыслов на территории Омской области». Указ Губернатора Омской области от 30.07.2001 № 163.

2. «О народных художественных промыслах в Омской области». Закон Омской области от 15.05.2004 № 519-03.

3. Ведомственная целевая программа "Содействие этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Омской области, государственная поддержка самодеятельного художественного творчества" на 2010 - 2012 годы (в ред. Приказа Министерства культуры Омской области от 21.01.2010 № 1).

4. Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие культуры и туризма» на 2014 - 2020 годы. Постановление Правительства Омской области от 15.10.2013 № 251-н. В составе Программы - Подпрограмма «Этносфера, Творчество. Досуг».

Действующие нормативные правовые документы требуют обращения всех социально-культурных институтов - семьи, школы, учреждений дополнительного и профессионального образования, культурно-досуговых учреждений, центров творческого развития, учреждений искусств и др. - к освоению и реализации этнокультурных методик и технологий.

В Омской области накоплен немалый опыт интеграции этнокультурного контекста в социально-культурную жизнь региона. Даже простое перечисление некоторых из многочисленных этнокультурных мероприятий впечатляет:

- фестивали традиционных народных культур: «Душа России», «Покровская ярмарка», «Егорий хоробрый», «В душе звучат Украины мотивы», «РЬошех - Феникс», «Лиго - Юханнус», «Финноугория Сибирская» и другие;

- фестивали межкультурного диалога: областной фестиваль «Единение», Международный фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», межнациональный фестиваль свадебных обрядов и другие;

- народные праздники: Масленица, Навруз, Сабантуй, «Octoberfest - Октоберфест», Варда-вар, Пурим, Ханука и другие;

- разрабатываются и реализуются современные модели этнокультурных мероприятий: акция «Посади дерево Дружбы», передвижная фотовыставка «Многоликое Прииртышье», областной конкурс эстрадной песни "Weihnachtsstern-Рождественская звезда", национальный конкурс красоты и таланта «MISS ASIA», всероссийская акция «Большой этнографический диктант» и многие-многие другие.

Проводимые научные исследования показывают, что большинство постоянных участников этих мероприятий - активисты национально-культурных объединений, самодеятельных этнохудоже-ственных коллективов, друзья и родственники участников. Задача состоит в том, чтобы расширить аудиторию этнокультурных мероприятий, чтобы этнокультурный контекст досуга в достаточной мере присутствовал в жизни и досуге каждого человека, причем появлялся в нем не только в отдельных акциях и по большим праздникам, но имел свое достойное место и в будничном досуге.

Для достижения такой масштабной цели необходимо заниматься воспитанием досуговой культуры не только в культурно-досуговых, но и в образовательных учреждениях, начиная с детского сада, продолжая в общеобразовательной школе, не упуская это направление в учреждениях профессионального образования.

Одним из способов этнокультурного воспитания и образования является метод составления этноматриц. Формат задания предполагает, что с помощью матрицы студент сможет глубже узнать и, соответственно, осознать ценности народной культуры, её культуротворческий, воспитательный и гармонизирующий потенциал. Форма этноматрицы показана в таблице ниже.

Этноматрица* Этнос_

Выполнил_группа_

_(Ф. И. О.)_

№ п\\п Название элемента матрицы Три наиболее типичных варианта (примера) элемента

1 2 3

1. Имена мужские

2. Имена женские

3. Топонимы

4. Язык

5. Религия

6. Черты характера

7. Поговорки, пословицы

8. Национальная кухня

9. Национальный костюм

10. Ремесла, промыслы

11. Характерные виды досуга

12. Игры, спортивные состязания

13. Песни

14. Танцы

15. Праздники

16. Обряды

17. Сказочные герои

18. Сказочные атрибуты

19. Самые знаменательные события в истории этноса

20. Национальные герои (из прошлых исторических эпох)

21. Современные герои, кумиры, выдающиеся личности

*При составлении матрицы использованы следующие источники информации:

1.

2.

№.

Для каждого элемента матрицы студентам необходимо подобрать наиболее типичные для соответствующих этносов примеры. В качестве источников информации можно использовать сайты Интернет, энциклопедические и справочные издания, учебные пособия и научные статьи, а также рассказы старших родственников. Приветствуется подготовка по материалам матрицы электронной презентации, выставки экспонатов из числа сохранившихся в семейных этнокол-лекциях предметов одежды, быта, декоративно-прикладного искусства.

Эффективность использования метода составления этноматриц проявляется в познавательном аспекте, так как процесс составления матрицы стимулирует и систематизирует комплексное представление студентов об этносе; и в технологическом аспекте, поскольку готовая матрица является информационным банком исходных данных для разработки различных моделей программ этнокультурного содержания, межкультурного взаимодействия, для написания сценариев конкретных культурно-досуговых мероприятий.

Многолетняя учебно-педагогическая практика показывает, что в рамках предложенной методики студенты «с головой» погружались в культуру этноса, с интересом исследуя мир народной культуры, узнав и прочувствовав её жизнеутверждающую силу и красоту. Данная методика может быть также использована в работе с аудиторией любого возраста в учреждениях социально-культурной сферы различных типов, с участниками национально-культурных объединений.

Основатель этнопедагогической школы Г. Н. Волков утверждал, что в «народных культурах нет материала для межнациональной розни. Войны - это сфера политики. Традиционная культура народов враждебна этой политике. Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки друг другу» [6, с. 154]. Действительно, педагогический опыт показывает, что современная молодежь способна понять, оценить и уважать ценности традиционных народных культур. И не только родной культуры, с которой идентифицирует себя, но и иных этнических культур.

Составление этноматриц является, с одной стороны, увлекательным учебно-творческим заданием, которое студенты неизменно выполняют с большим интересом, с другой стороны, способствует подготовке будущих специалистов социально-культурной сферы, посредством использования своих специфических профессиональных инструментов - средств идейно-эмоциональной выразительности и социально-культурных технологий, к налаживанию межэтнического диалога, укреплению гражданского согласия.

Таким образом, преподавание педагогики досуга студентам, обучающимся по направлению «Социально-культурная деятельность», должно опираться, прежде всего, на изучение учебной литературы по этнопедагогике (ее, к сожалению, пока мало), изучение и анализ федеральных и региональных нормативных правовых документов, на использование разнообразных учебно-методических разработок и приемов, активизирующих внимание и интерес студентов, на апробацию теоретических знаний в учреждениях культуры и досуга, являющихся лидерами этнокультурного просвещения и творчества.

Полагаем, такой подход к подготовке выпускников вузов и факультетов культуры будет содействовать формированию гармоничной евразийской культуры, укреплению дружбы и мира между народами.

Список литературы

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о 13 янв. 2010 г. № 16 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://fgosvo. ru/uploadfiles/fgos/7/20111115133440. pdf.

2. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - Москва : Флинта, 1998. - 240 с.

3. Киселёва, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности : учеб. пособие / Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников. - Москва : Изд-во МГУКИ, 1995. - 164 с.

4. Киселёва, Т. Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников. - Москва, 2001. - 136 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Киселёва, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильни-ков. - Москва, 2004. - 539 с

6. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учебник. - Москва: Академия, 1999. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.