УДК 379.8.092.2
Е.А. Дебриян Омская гуманитарная академия Н.Н. Иванова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ЦЕНТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются социально-культурные технологии (технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений, технология организации семейного досуга и этнокультурные технологии), способствующие успешной деятельности национального культурного центра и выполнению главной цели центра, состоящей в создании необходимых благоприятных условий для реализации творческого потенциала личности, ее социально-культурного развития, а также саморазвития.
Ключевые слова: социально-культурные технологии, национальный культурный центр, творческий потенциал личности.
Формирование ценностей и социокультурное развитие не происходят автоматически и являются частью взаимодействующих систем: образования и культуры. Не случайно в обществе сложились специальные социальные институты, главной задачей которых является воспитание. В понятии «воспитание», по нашему мнению, и отражается значение, которое общество придает процессу восприятия общеразделяемых ценностей. Воспитанием, процессом целенаправленной деятельности, формирующей не только национальное самосознание, но и систему качеств личности, взглядов и убеждений, самостоятельную и независимую индивидуальность, а также способствующей включению семьи в общество, ее социальнокультурному развитию, занимаются центры национальной культуры.
Центр национальной культуры как социально-культурное явление обладает всеми признаками субъекта социально-культурной деятельности. Главной целью центра национальной культуры является создание необходимых благоприятных условий для реализации творческого потенциала личности, ее социально-культурного развития, а также саморазвития.
В деятельности любого этнокультурного центра реализованы определенные технологии социально-культурного развития, целями которых является:
- воздействие на сознание и эмоциональную сферу личности, включение ее в различные формы реализации социально-культурной активности. Это делает процесс саморазвития, самореализации и овладения социальными и духовными ценностями возможным;
- «преобразование интересов, преодоление культурного кризиса, бездуховности и деградации этнической группы, переключение энергии стихийности в конструктивное, созидательное русло» [1];
- формирование межнациональной толерантности и укрепление единства российской нации.
В деятельности национального культурного центра применяются следующие технологии:
1. Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений -совокупность методов и методик, регулирующих художественно-творческую, художественнопедагогическую, художественно-коммуникативную и художественно-организационную деятельность участников коллектива, которая направлена на «самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности» [4]. Более того, развитие самодеятельного творчества способствует возрождению культуры народа, сохранению и восстановлению утерянных традиций.
Одним из направлений художественной деятельности национального центра является фольклор, организующий целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, в результате которого «могут быть достигнуты значимые изменения позитивной направленности
в структуре национального самосознания индивидов» [1, с. 120].
Важно не только отсутствие конкуренции среди участников центра в процессе деятельности, поскольку использование национального фольклора помогает создать атмосферу «коллективного эстетического переживания», но также и влияние словесного ряда произведений. Совокупность предпосылок физиологического, эмоционального и интеллектуального характера обеспечивает эффективность психолого-педагогического воздействия тестового ряда произведений национального фольклора. Физиологическая предпосылка создает медитативный настрой (самонастрой) за счет определенных буквосочетаний ритмизованного текста, эмоциональная предпосылка дает установку личности на изменения за счет необычности ситуации, в которой эта личность находится. Что касается интеллектуальной предпосылки, она «обусловлена восприятием текста, в котором моделируется желаемая реальность либо символически уничтожается нежелательная» [1].
Рассматривая национальный фольклор как основу художественной деятельности центра, можно говорить о богатом потенциале социально-культурного развития семьи. Особенностями работы национально-культурного центра являются следующие (по Е.Г. Буянкиной):
1) установление хороших отношений. Атмосфера эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников в самоценную творческую деятельность, но организованную как целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, создают эмоционально теплые отношения;
2) ослабление и снятие общего напряжения, которое происходит в процессе фольклорной деятельности и благодаря ее специфике;
3) когнитивное обучение. Семья не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем и социально приемлемых способах выражения чувств;
4) в процессе творчества, на основе «проживания» эмоционального опыта предшествующих поколений, переживания определенных эмоций, связанных со смыслом произведения, происходит изменение поведения и приобщение к истокам народных традиций. Более того, происходит закрепление национальных форм поведения.
2. Технология организации семейного досуга, которая также способствует социальнокультурному развитию семьи, вовлеченной в деятельность национального культурного центра, поскольку содержательное и доброжелательное общение, возможность реализовать свои потребности и интересы, а также получение новых, увлекательных сведений оказывают развивающее воздействие на взрослых и детей, повышают культурный уровень, способствуют этнической самоидентификации личности [2].
Общение и совместная деятельность участников центров национальной культуры предполагают единство взглядов и наличие группового согласия, которое возникает в процессе взаимодействий людей путем взаимного принятия членами группы позиций и ролей друг друга, и способствуют нормализации семейного психологического климата.
А.Ф. Воловик и В.А. Воловик считают [3], что включение семей в структуру досуга центра имеет большое социокультурное значение. Поскольку не только интересный, содержательный досуг является средством всестороннего развития членов семьи, большое значение имеет и индивидуальное и групповое освоение культуры в структуре досуга (посещение музеев, выставок, театров, зрелищных мероприятий), - все это, по мнению авторов, расширяет образовательный уровень членов семей диаспоры. Более того, занятие фольклором, музыкой, декоративно-прикладным искусством, спортивными народными играми, то есть любительская и общественная деятельность, развивает способности, активность и творчество участников национальных объединений, а общение с друзьями (дружеские встречи, выходы на природу, участие в общенародных, традиционных и семейных праздниках) развивает чувства товарищества, эмпатии, коллективизма. Согласимся с тем, что формирование семейных традиций, проведение свободного времени, удовлетворение этнокультурных потребностей,
включение в систему взаимодействия и общения с другими семейными коллективами в центре национальной культуры является залогом появления счастливой, дружной семьи.
От прочности семей зависит стабильность государства и нации, а комплекс мероприятий, проводимых в этнокультурных центрах, направлен на интеграцию семьи и ее членов, обеспечение полноценного физического, психологического, интеллектуального и социального развития всех членов семьи.
3. Этнокультурные технологии. Межкультурная интеграция может быть достигнута только при создании единого культурного, информационного и образовательного пространства, а этнокультурная идентичность - через систему образования и систему социальнокультурных институтов общества, так как только образованный человек причастен к исторической и культурной традиции и ощущает принадлежность к определенной нации, к нравственности, красоте, высшим духовным началам. Этническая идентификация и общекультурная национальная интеграция должны быть стратегическими направлениями развития этнокультурного образовательного пространства любого региона. Социокультурная сфера (этнокультурное образовательное пространство), к которой относятся семья, различные учебные заведения, национально-культурные центры, обладает возможностью формировать этнокультурную идентичность народа в процессе свободного существования нации и в процессе получения знаний о своей истории и культуре, ценностях и традициях.
Приобщение личности к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры, ориентация на диалог культур и их взаимное обогащение - это главные задачи этнокультурного образования.
«Благодаря этнокультурным технологиям, пройдя через стадии формирования своей сущности «человек умелый» - «человек разумный», в условиях складывающейся новой педагогической парадигмы и новых образовательных систем «человек познающий», достигнет следующей стадии своего развития, которую можно назвать «человек образованный» [4, с. 470].
Острой необходимостью в настоящее время является поддержка имеющихся и создание новых национально-культурных центров, являющихся проводниками ценностей народной культуры в современном мировом сообществе и помогающих в преодолении острых духовно-нравственных, межэтнических и других проблем общественного развития.
Рассмотрены основные технологии, способствующие успешной деятельности национального культурного центра. Можно утверждать, что с их помощью происходит воздействие на личность как психологически, так и педагогически. Таким образом, любой центр является активным и достаточно действенным методом психолого-педагогического воздействия на семью.
Библиографический список
1. Буянкина, Е.Г. Социально-культурная деятельность национальных общественных объединений по формированию ценностных ориентаций молодежи : дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Буянкина. - Барнаул, 2005. -234 с.
2. Михайловский, В.А. Педагогика сотрудничества / В.А. Михайловский. - Харьков : ХГУ, 1989. - 72 с.
3. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга : учебник / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М. : Акад. пед. и соц. наук ; Моск. психол.-соц. ин-т, 1998. - 232 с.
4. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие / под ред. Е.И. Григорьевой. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. - 504 с.
© Дебриян Е.А., Иванова Н.Н., 2011
Авторы статьи:
Елена Александровна Дебриян, старший преподаватель, Омская гуманитарная академия;
Надежда Николаевна Иванова, кандидат педагогических наук, профессор, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина.
Рецензент - А.С. Чернов, кандидат педагогических наук, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.