Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании конституционно-правовых гарантий информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации'

К вопросу о совершенствовании конституционно-правовых гарантий информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / STATE / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / INFORMATION RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евдокимов Константин Николаевич

В статье проводится сравнительно-правовое исследование информационных прав и свобод личности в международном гуманитарном праве, российском и зарубежном законодательстве, с целью выявления пробелов в конституционном праве России. В результате проведенного анализа автором вносятся предложения о дополнении норм ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, а также расширении перечня конституционно-правовых гарантий информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVEMENT OF CONSTITUTIONAL GUARANTEES LEGAL INFORMATION HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS AND CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the comparative law research information rights and freedoms under international humanitarian law, Russian and foreign legislation, to identify gaps in the constitutional law of Russia. As a result of the analysis, the author makes suggestions to supplement the regulations h. 4 Art. 29 of the Constitution of the Russian Federation, as well as the expansion of the list of constitutional and legal guarantees of information rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании конституционно-правовых гарантий информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»

УДК 342.7

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Евдокимов Константин Николаевич

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Иркутского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ

г. Иркутск e-mail: kons-evdokimov@yandex.ru

ON IMPROVEMENT OF CONSTITUTIONAL GUARANTEES LEGAL INFORMATION HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS AND CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Konstantin Evdokimov

PhD in Law, Associate Professor Associate Professor of the Chair of State and Law Disciplines of the Irkutsk Law Institute Affiliated with the Academy of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation

Irkutsk

АННОТАЦИЯ

В статье проводится сравнительно-правовое исследование информационных прав и свобод личности в международном гуманитарном праве, российском и зарубежном законодательстве, с целью выявления пробелов в конституционном праве России. В результате проведенного анализа автором вносятся предложения о дополнении норм ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, а также расширении перечня конституционно-правовых гарантий информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

ABSTRACT

In the article the comparative law research information rights and freedoms under international humanitarian law, Russian and foreign legislation, to identify gaps in the constitutional law of Russia. As a result of the analysis, the author makes suggestions to supplement the regulations h. 4 Art. 29 of the Constitution of the Russian Federation, as well as the expansion of the list of constitutional and legal guarantees of information rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation.

Ключевые слова: личность; общество; государство; конституция; информационные права и свободы человека и гражданина.

Keywords: personality; society; the state; the Constitution; information rights and freedoms of man and citizen.

В последние годы российское государство держит курс на активную модернизацию страны, создание эффективной инновационной экономики, развитие промышленности и сельского хозяйства, достижение высокого уровня жизни граждан. Вместе с тем реализация этих задач невозможна без желания человека получить образование, развивать науку, трудиться, повышать свои профессиональные навыки и квалификацию, т. е. желания творить и созидать. В этом важную роль играют информа-

ция, информационные технологии, информационные права и свободы личности.

Осознавая их возрастающее значение в развитии личности, мировое сообщество еще в середине XX столетия создало правовые механизмы, обеспечивающие гарантии информационных прав и свобод человека и гражданина.

В частности, ст. 19 Всеобщей декларации прав человека закрепляет, что «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеж-

дений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [1].

В свою очередь, ч. 1 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод провозглашает:

«Каждый человек имеет право на свободу выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ...» [2].

Необходимо отметить, что Российская Федерация наравне с другими развитыми странами уверенно интегрируется в мировое информационное сообщество, развивая конституционно-правовые механизмы защиты информационных прав и свобод своих граждан.

Так, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закрепляет:

«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.» [3].

При этом конституционно-правовые гарантии информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации более детально регламентируются федеральным законодательством: Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и др.

Однако, несмотря на позитивную тенденцию признания и гарантированности информационных прав и свобод личности в России, вызывает тревогу не возможность посягательства или ограничения со стороны государства свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения информации. Тревожным сигналом является качество и содержание самой информации, которая передается обществу через печатные издания, телерадиоканалы, информационно-телекоммуника-

ционные сети, информационную сеть «Интернет», социальные сети и др.

Свобода средств массовой информации привела к тому, что через телевидение и радиовещание, кино, интернет, социальные сети, электронные мультимедиа мы получаем огромный объем негативной информации, пропагандирующей насилие, жажду обогащения, презрительное отношение к труду, вредные человеческие привычки и пороки (употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, табакокурение и др.).

Подсчитано, что в среднем на 1 час телепоказа в России приходится 4,2 сцены насилия (намеренного причинения вреда), а российский подросток до 18 лет может увидеть по ТВ 18 тысяч убийств и 200 тысяч насильственных сцен! В популярных на нашем ТВ американских мультиках содержится не менее 26 сцен насилия на час времени [7, с. 4]!

Телевизионный эфир российских каналов заполнен сериалами, реалити-шоу, развлекательными программами примитивного содержания, которые способствуют деградации сознания наших граждан, а не созданию психологических установок, направленных на развитие личности и формирование у человека правовой культуры.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации указывается, что «. недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере» [4].

Некоторые шаги со стороны государства все же были предприняты. Так, в частности, в России был принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который запрещает показ опасных для детской психики программ с 4 до 23 часов [5].

Однако этого явно недостаточно, так как негативному информационному воздействию подвергаются не только дети, но и остальное население Российской Федерации. Поэтому

2(10)/2015

Глагол Ъ

правосудия

государственной власти необходимо проявить более решительную политическую волю в борьбе с антисоциальным потоком информации, исходящим со страниц печатных изданий, интернета, социальных компьютерных сетей, каналов телевидения и радиовещания.

В связи с этим, по мнению автора, целесообразно дальнейшее совершенствование юридических гарантий информационных прав и свобод человека и гражданина путем их конституционного закрепления.

В ст. 42 Конституции РФ закрепляются права человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Между тем воздействующие на людей потоки информации, существующие вокруг нас информационные базы данных, телекоммуникационные и компьютерные системы, интернет, социальные информационные сети, информационные правоотношения — это тоже окружающая человека среда, мы живем в век информационных технологий, при этом человек нуждается в здоровой информации так же, как в чистом воздухе, воде или пище.

Следовательно, человек имеет право на благоприятную информационную среду, на возмещение ущерба от информационных преступлений (например, компьютерных преступлений или преступлений, посягающих на тайну его частной жизни, честь, достоинство, имущество, профессиональную или служебную тайну).

Кроме того, средства массовой информации наносят человеку физический и моральный вред, ежедневно оказывая воздействие на его психику и сознание, культивируя чувства жестокости, эгоизма, алчности; решение конфликтных ситуаций с помощью насилия. У граждан формируется ощущение враждебности и агрессивности окружающей его действительности, создаются психологические установки на потребительское отношение к обществу, окружающему миру и непосредственно к себе.

На основании вышесказанного автор предлагает усовершенствовать конституционно-правовые гарантии информационных прав личности и расширить перечень конституционных прав человека и гражданина в сфере информации. С этой целью представляется необходимым дополнить ч. 4 ст. 29 Конститу-

ции РФ следующими информационными правами — «правом каждого на получение здоровой и достоверной информации; правом каждого на возмещение вреда, причиненного его чести, достоинству, репутации, здоровью или имуществу информационным правонарушением».

С учетом того, что предложенная правовая норма содержит в себе оценочные категории «здоровая и достоверная информация», «информационное правонарушение», то впоследствии данные термины могут быть определены в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В качестве примера существующей в мире подобной конституционно-правовой практики можно привести ч. 4 ст. 29 Конституции Кыргызской Республики: «Каждому гарантируется защита, в том числе судебная, от неправомерного сбора, хранения, распространения конфиденциальной информации и информации о частной жизни человека, а также гарантируется право на возмещение материального и морального вреда, причиненного неправомерными действиями» [6].

Закрепляя предложенные информационные права человека и гражданина в Конституции РФ, мы тем самым создаем на высшем, конституционном уровне основу для эффективного предупреждения и противодействия информационным правонарушениям, в том числе компьютерным преступлениям.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека : принята Ген. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. — 1995. - № 67.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена в г. Риме 4 нояб. 1950 г. // Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 2. — Ст. 163.

3. Конституция РФ : принята всенар. голосованием 25 дек. 1993 г. // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : утв. Президентом РФ 9 сент. 2000 г. № Пр-1895 // Рос. газ. — 2000. — 28 сент.

5. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федер. закон от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 48.

6. Конституция Кыргызской Республики : принята всенар. голосованием 27 июня 2010 г. (введена в действие Законом КР от 27.06.2010)) [Электронный ресурс]. — иКЬ: http://www.kyrgyz-el.kg/index.php? option=com_content&task=view&id=120&Itemid=43.

7. Зятьков Н. Кровь — ТВ // Аргументы и факты. — 2011. — № 13 (1586). — С. 4.

Глагол Ъ

правосудия

2(10)/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.