Научная статья на тему 'К вопросу о социальной характеристике водителей, проявляющих девиантное поведение на дорогах России'

К вопросу о социальной характеристике водителей, проявляющих девиантное поведение на дорогах России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
736
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / ВОДИТЕЛЬ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / DRIVER OF THE VEHICLE / ДОРОЖНОТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / TRAFFIC ACCIDENT / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ / SOCIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Латыпова Кристина Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы социологической характеристики личности водителя автотранспортного средства, анализируются понятие «девиантное поведение» и основные факторы, влияющие на его проявление у водителей. Исследованы индивидуальные качества и субъективные свойства, характеризующие роль личности водителя (пол, возраст, производственная деятельность, положение в коллективе и участие в общественной жизни, семейное положение и др.). Даны рекомендации для повышения уровня культуры управления автомобилем с целью сокращения проявлений девиантного поведения водителями и, как следствие, уменьшения количества дорожнотранспортных происшествий, совершаемых по вине водителей. По мнению автора, проблема изучения девиантного поведения водителей представляет научный и практический интерес и требует дальнейшего углубленного изучения на примере Республики Бурятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF SOCIAL CHARACTERISTICS OF DRIVERS WHO DISPLAY DEVIANT BEHAVIOR ON THE ROADS OF RUSSIA

The article deals with the issues sociological characteristics of the personality of the vehicle’s driver, analyzes the scientific concept «deviant behavior» and the main factors influencing on its displaying by drivers. The individual and subjective properties have been studied that characterize the role of the driver’s personality (gender, age, professional activity, the status in the professional group and participation in social life, marital status, etc.). The recommendations to increase the level of culture of driving, in order to reduce the manifestations of deviant behavior by drivers, and as a result, decrease a number of traffic accidents committed by the drivers’ fault. According to the author, the problem of studying the deviant behavior of the drivers is of great scientific and practical interest and requires further in-depth study on the example of Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социальной характеристике водителей, проявляющих девиантное поведение на дорогах России»

УДК 316.624

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ВОДИТЕЛЕЙ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ РОССИИ

© Латыпова Кристина Сергеевна, преподаватель кафедры уголовного процесса Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: krista.100@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы социологической характеристики личности водителя автотранспортного средства, анализируются понятие «девиантное поведение» и основные факторы, влияющие на его проявление у водителей. Исследованы индивидуальные качества и субъективные свойства, характеризующие роль личности водителя (пол, возраст, производственная деятельность, положение в коллективе и участие в общественной жизни, семейное положение и др.). Даны рекомендации для повышения уровня культуры управления автомобилем с целью сокращения проявлений девиантного поведения водителями и, как следствие, уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий, совершаемых по вине водителей. По мнению автора, проблема изучения девиантного поведения водителей представляет научный и практический интерес и требует дальнейшего углубленного изучения на примере Республики Бурятии.

Ключевые слова: девиантное поведение, водитель автотранспортного средства, дорожно-транспортное происшествие, социологическая характеристика личности.

TO THE ISSUE OF SOCIAL CHARACTERISTICS OF DRIVERS WHO DISPLAY DEVIANT BEHAVIOR ON THE ROADS OF RUSSIA

Latypova Kristina S., Lecturer, Department of criminal proceedings, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: krista.100@mail.ru

The article deals with the issues sociological characteristics of the personality of the vehicle's driver, analyzes the scientific concept «deviant behavior» and the main factors influencing on its displaying by drivers. The individual and subjective properties have been studied that characterize the role of the driver's personality (gender, age, professional activity, the status in the professional group and participation in social life, marital status, etc.). The recommendations to increase the level of culture of driving, in order to reduce the manifestations of deviant behavior by drivers, and as a result, decrease a number of traffic accidents committed by the drivers' fault. According to the author, the problem of studying the deviant behavior of the drivers is of great scientific and practical interest and requires further in-depth study on the example of Republic of Buryatia.

Keywords: deviant behavior, driver of the vehicle, traffic accident, sociological characteristics of the individual.

В отечественных исследованиях последних десятилетий многие авторы затрагивают вопросы изучения девиантного поведения личности в обществе, которые дают возможность объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление. И хотя девиантные проявления не относятся к числу новых объектов исследования, в условиях современного общества их изучение приобретает все большую значимость. Это обусловлено тем, что в современном обществе возникают трудности в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, что приводит к зарождению различных отклонений в обществе - социальным патологиям.

Автомобильный транспорт стал частью современной жизни и играет важную роль - промышленность, строительная индустрия, сельское хозяйство и торговля не могут функционировать без широкого использования транспортных средств. Сегодня почти все без исключения сегменты экономики нуждаются в услугах автомобильных перевозок.

В России водители как специфическая социальная группа общества появились сравнительно недавно. С развитием автомобильной промышленности и ростом автопарка возникла потребность в обучении их управлению, в соответствии с действующими правилами по порядку движения по дорогам. Первые такие правила появились в 1990 г., они регламентировали порядок пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербург [4, с. 14].

В научной литературе исследование водителей как социальной группы общества не рассматривалось, в основном внимание уделялось вопросам изучения личности водителя, которые представлены в работах авторов различных отраслей знаний: В. А. Алферова, А. И. Алексеева, С. Е. Вицина,

Г. Я. Волошина, С. И. Гирько, В. И. Жулева, В. В. Иванова, А. И. Коробеева, В. П. Мартынова, А. Г. Романова, В. А. Федорова и др.

Социальная группа водителей практически не исследуется в рамках социологии. Данное направление находит отражение в работах криминологов, психологов, посвященных изучению портретов личности водителей, их типизации. Например, О. Н. Ходасевич представил следующую классификацию основных типов водителей автотранспортных средств:1) «водители-профессионалы» -это группа водителей, для которых управление транспортным средством является их профессиональной деятельностью, с целью получения дохода: а) «водители автобусов и маршрутных транспортных средств» - группа водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров на общественном транспорте; б) «водители большегрузных автомобилей» - группа водителей, которые занимаются перевозкой различных грузов на ближние и дальние расстояния; в) «водители такси» - группа водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров на частном и элитном транспорте; 2) «водители-автолюбители» - это группа водителей, для которых управление автотранспортным средством является средством передвижения [5, с. 103].

По мнению С. М. Иншакова, всех водителей социальной группы можно классифицировать по типичным чертам, в зависимости от характера отрицательных качеств, лежащих в основе мотивации проявления девиантного поведения на дорогах:

1. Личность, не подготовленная в умении быстро и правильно оценивать критические ситуации, принимать разумные решения для выхода из критических ситуаций с наименьшими потерями. У них отсутствует водительский опыт, имеется запоздалое восприятие окружающей обстановки на дороге, отсутствует ощущение опасности, отмечается недобросовестное отношение к себе и другим и т.д.;

2. Личность самонадеянная, то есть проявляющая самоуверенное отношение к возможным последствиям. Это шоферы, которые видят идеал в опасном вождении автомобиля или иного транспортного средства. Они самые большие враги безопасности движения. В их характере проявляются эгоизм, агрессивность, неуравновешенность, эмоциональные приступы с проявлением страха, ярости и даже мстительности;

3. Личность легкомысленная, у которой недостаточно сформирован навык предвидения возможных последствий своих действий, отсутствует чувство осторожности, понимания сути источника повышенной опасности. Они считают вождение «развлечением», «активным отдыхом». Управляя транспортным средством «без забот и проблем», они затем «платят налог» за свою невнимательность автотранспортными происшествиями [1, с. 235-236].

Мы полагаем, что водители автотранспортных средств - это особая социально-профессиональная группа, являющаяся частью специфической социальной системы, со свойственными ей статусами и нормами, которая формируется в процессе социализации благодаря действию ряда факторов. Члены данной группы обладают общими характеристиками:

1) составляющие ее лица управляют транспортным средством в системе «человек-автомобиль-дорога»;

2) эти лица получают водительские удостоверения на управление транспортным средством в соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения», соответствующей категории;

3) при управлении автомобилем они обязаны неукоснительно соблюдать нормы, закрепленные в «Правилах дорожного движения» (далее по тексту - ПДД), при нарушении которых установлена административная и уголовная ответственность, в зависимости от тяжести наступивших последствий;

4) принадлежность рассматриваемой группы ограничена возрастными критериями. Установленный законом возраст, с которого разрешается управление автомобилем, - не моложе 18 лет;

5) наличие физического и психического здоровья;

6) знание ПДД;

7) наличие особой социальной системы, в которой сформировались личности водителей [3,

с. 52].

В. Н. Кудрявцев предлагает структуру личности водителя автотранспортного средства, которая является, на наш взгляд, наиболее предпочтительной. Социально-демографическая и правовая характеристика охватывает: социальное положение, пол, возраст, образование, семейное положение, профессию, характер совершенного правонарушения и прежнюю судимость; нравственно-психологическую характеристику, включающую социальную и антисоциальную направленности личности, систему ценностных ориентаций, основные потребности и интересы, отношения к нормам морали, уровень правосознания, основные психические и психофизиологические особенности и, наконец, социальное поведение, заключающееся в отношениях в производственном коллективе, се-

мье, учебном заведении, ближайшем окружении, а также в связи с антиобщественными элементами и самооценке [2, с. 188].

Половая принадлежность является важнейшим биологическим свойством человека, определяющим его природные и социальные возможности: интересы, потребности, жизненные установки, ценностные ориентации, проявляющиеся в поведении личности. В этой связи интересным представляется исследование гендерной проблематики в дорожном движении. Речь идет о разделении всего дорожного общества на две большие группы - мужчин и женщин.

Среди обследованных нами лиц-водителей, совершивших нарушения ПДД, женщины составляют всего 2,4%. Это значительно меньше, чем мужчин от всего удельного веса опрошенных. Следует отметить, что связано это с соотношением количества мужчин и женщин среди самих водителей автотранспортных средств. Вождение в России традиционно является мужской сферой деятельности, но в последние годы удельный вес женщин-водителей увеличивается, и в перспективе эта тенденция будет лишь усиливаться. Такую ситуацию можно объяснить резким увеличением индивидуального транспорта, за рулем которого все чаще оказывается женщина-водитель.

Анализ показывает, что женщины реже проявляют девиантное поведение на дорогах и, как следствие, совершают дорожно-транспортные происшествия. Они более аккуратно управляют транспортным средством, строже соблюдают дисциплину и меньше, чем мужчины, склонны к нарушениям ПДД, прежде всего - к управлению транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Мужчины-водители при управлении транспортным средством часто проявляют импульсивность, нервозность, несоблюдение ПДД и другие негативные черты, которые едва ли следует считать нормативными с точки зрения ключевого для дорожного движения критерия безопасности.

Рассматривая возраст лиц, которые подвержены проявлению девиантного поведения на дорогах среди мужчин и женщин, необходимо отметить определенное сходство. Чаще всего допускают проявления девиации представители социальной группы водителей в возрасте от 18 до 24 лет. Это обусловлено тем, что водители рассматриваемой возрастной группы - это одновременно и начинающие водители, не имеющие достаточного опыта в управлении транспортными средствами.

Для социальной характеристики личности представляют интерес данные не только о нарушении этими лицами ПДД, но и их отношение к соблюдению иных правовых норм, направленных на охрану правопорядка. Например, таких административных проступков, как пьянство, мелкое хулиганство и других, характеризующих «криминогенный потенциал» той или иной личности. Проведенные в данной области исследования показывают, что наиболее криминогенная возрастная группа - от 18 до 24 лет, это почти 1/3 от обследуемого количества лиц (36,7%).

Управление транспортным средством в состояние алкогольного опьянения - значимый индикатор проявления девиантного поведения водителей. Каждое второе автотранспортное преступление совершается лицами, находящимися в состоянии опьянения. Способность и готовность водителя умышленно нарушить ПДД, пренебречь мерами общественной безопасности указывает на наличие у него противоправной установки.

Во всех возрастных категориях водителей, проявляющих девиантное поведение, преобладает удельный вес лиц, занятых общественным трудом. Это группу чаще всего представляют коммерсанты, предприниматели, студенты, то есть та часть населения, возраст которой колеблется от 18 до 30 лет. А вот пенсионеры или служащие гораздо реже проявляют такое поведение на дорогах и, как следствие, реже совершают автотранспортные происшествия.

Уровень образования у мужчин и женщин также имеет значительное расхождение, распределение по степеням образованности у мужчин и женщин одинаково [5, с. 84]. Проведенное нами исследование показало, что наиболее часто встречается группа лиц водителей с неполным средним образованием - 56,3%, со средним и неполным высшим образованием - 32,7 %, остальные 11% имеют высшее образование.

Изучение вопросов социальной адаптации личности, связанных с семейным положением, имеет немаловажное значение. Среди исследованных водителей, склонных к проявлению девиантного поведения на дорогах, замужние (женатые) составили 55,6%, холостые 23,1% и разведенные 22,3%. Это свидетельствует о том, что большинство лиц, систематически нарушающих ПДД и склонных к частому употреблению алкоголя, имеют высокий удельный вес разведенных среди всех остальных водителей.

При изучении взаимоотношений водителей транспортных средств с семьей автором было выявлено, что из числа опрошенных респондентов взаимоотношения в семье оценили как положительные - 33,2%, как удовлетворительные - 27,4%, как плохие - 12,5%, остальные затруднились ответить.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что водители, склонные к проявлению де-виантного поведения, в большинстве случаев имеют удовлетворительные отношения в семье, чем продиктовано определенное эмоциональное напряжение. В свою очередь негативное психофизиологическое состояние лица, управляющего транспортным средством, может создать дополнительные трудности при управлении транспортным средством.

Можно сделать вывод о том, что социальное формирование личности правонарушителя во много предопределено социальной общностью, общественной и производственной адаптацией, производственной деятельностью, взаимоотношениями в коллективе и участием в общественной жизни, семейным положением и прочими обстоятельствами. Иными словами, социальный портрет лица, склонного к проявлению девиантного поведения на дорогах, а впоследствии к совершению дорожно-транспортных правонарушений, зависит от рассмотренных нами факторов. Изучение этих факторов в совокупности дает возможность разработать меры по их минимизации и значительно сократить количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах России.

Литература

1. Иншаков С. М. Криминалогия. - М.: Юриспруденция, 2000. - 432 с.

2. Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. - М.: Наука, 1976. - 286 с.

3. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003. - № 6. - С.52-53.

4. Смирнов А. А. Криминологическая характеристика и уголовно-правовые меры противодействия дорожно-транспортным преступлениям: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2004. - 152 с.

5. Ходасевич О. Н. Криминологическая характеристика и предупреждения автотранспортных преступлений: дис. ... канд. юр. наук. - Челябинск, 2004. - 159 с.

References

1. Inshakov S. M. Kriminalogiya [Criminology]. Moscow: Yurisprudentsiya Publ., 2000. 432 p.

2. Kudryavtsev V. N. Prichinypravonarushenii [Causation of Offenses]. Moscow: Nauka Publ., 1976. 286 p.

3. Malyshev K. Profilaktika i korrektsiya deviantnogo povedeniya [Prevention and Correction of Deviant Behavior]. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti - Basics of safety. 2003. No. 6. Pp. 52-53.

4. Smirnov A. A. Kriminologicheskaya kharakteristika i ugolovno-pravovye mery protivodeistviya dorozhno-transportnym prestupleniyam: dis. ... kand. yurid. nauk [Criminological Characteristics and Legal Measures of Counteraction against Road Traffic Offences. Cand. juridical sci. diss.]. St. Petersburg, 2004. 152 p.

5. Khodasevich O. N. Kriminologicheskaya kharakteristika i preduprezhdeniya avtotransportnykh prestuplenii: dis. ... kand. yurid. nauk [Criminological Characteristics and Prevention of Road Traffic Offences: Cand. juridical sci. diss.]. Chelyabinsk, 2004. 159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.