Научная статья на тему 'Причины и условия девиантного поведения водителей автотранспортных средств на дорогах России'

Причины и условия девиантного поведения водителей автотранспортных средств на дорогах России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
861
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ВОДИТЕЛЬ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ / DEVIANT BEHAVIOR / ROAD SAFETY / TRAFFIC OFFENSE / DRIVER OF THE VEHICLE / FORMS OF DEVIANT BEHAVIOR / DRIVER'S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Латыпова Кристина Сергеевна

Статья посвящена актуальным вопросам, касающимся причин и условий девиантного поведения водителей автотранспортных средств на дорогах России. Автором выделяются и систематизируются причины, влияющие на формирование девиантного поведения водителей автотранспортных средств, выявленные в ходе эмпирического исследования. Рассматриваются возможные пути их сокращения, а также предпринимается попытка обозначить тенденции дальнейшего развития дорожно-транспортных происшествий на дорогах России. По мнению автора, проблема причинности девиантного поведения водителей вызывает научный и практический интерес и требует дальнейшего углубленного изучения на примере Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causes and conditions of deviant behavior of vehicles drivers on the roads of Russia

The article is devoted to topical issues related to the causes and conditions of deviant behavior of vehicles drivers on the roads of Russia. The author points out and systematizes causes influencing on formation of deviant behavior of motor vehicle drivers, based on the results of empirical research. The possible ways to reduce the causes are considered, as well as the attempts to identify trends in the further development of road accidents on the roads of Russia. According to the author, the problem of causality of drivers' deviant behavior arises scientific and practical interest and requires further in-depth study on the example of the Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «Причины и условия девиантного поведения водителей автотранспортных средств на дорогах России»

общественных объединений характеризуется стабильностью, но в тоже время основной формой повышения квалификации на сегодняшний день является самообразования и данный факт может свидетельствовать о недостатке образовательных программ в сфере некоммерческого сектора.

Литература

1. Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы: аналитический отчет по результатам опросов руководителей НКО // АНО «Социологическая мастерская Задорина» (ЦИРКОН). - 2008 [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.zircon.ru/ (дата обращения 20.09.2013).

2. «Третий сектор» России: оценка влиятельности: аналитический отчет по результатам экспертного опроса // АНО «Социологическая мастерская Задорина» (ЦИРКОН). - 2008 [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.zircon. ru/ (дата обращения 20.09.2013).

3. Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России: аналитический обзор // АНО «Социологическая мастерская Задорина» (ЦИРКОН). - 2009. - №3

[Электронный ресурс]. - URL: http://www.zircon.ru/ (дата обращения 22.09.2013).

4. Отношение россиян к ужесточению закона о некоммерческих организациях // Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге. Информационные материалы для молодежных и детских общественных объединений о деятельности НКО / сост. В.В. Мойсов, Л.В. Шубина. - СПб., 2012.

5. Режим доступа: http: // baikal-media.com/news/ society/185964/

6. Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России: аналитический обзор // АНО «Социологическая мастерская Задорина» (ЦИРКОН). - 2006 [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.zircon.ru/ (дата обращения 22.09.2013).

Корпусова Ольга Юрьевна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: korpusova_olga@mail.ru Korpusova Olga Yuriena, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University, e-mail: korpusova_olga@mail.ru

УДК 316.624 © К.С. Латыпова

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ДОРОГАХ РОССИИ

Статья посвящена актуальным вопросам, касающимся причин и условий девиантного поведения водителей автотранспортных средств на дорогах России. Автором выделяются и систематизируются причины, влияющие на формирование девиантного поведения водителей автотранспортных средств, выявленные в ходе эмпирического исследования. Рассматриваются возможные пути их сокращения, а также предпринимается попытка обозначить тенденции дальнейшего развития дорожно-транспортных происшествий на дорогах России. По мнению автора, проблема причинности девиантного поведения водителей вызывает научный и практический интерес и требует дальнейшего углубленного изучения на примере Республики Бурятия.

Ключевые слова: девиантное поведение, дорожная безопасность, дорожно-транспортное преступление, водитель автотранспортного средства, формы девиантного поведения, личность водителя.

K.S. Latypova

CAUSES AND CONDITIONS OF DEVIANT BEHAVIOR OF VEHICLES DRIVERS ON THE ROADS OF RUSSIA

The article is devoted to topical issues related to the causes and conditions of deviant behavior of vehicles drivers on the roads of Russia. The author points out and systematizes causes influencing on formation of deviant behavior of motor vehicle drivers, based on the results of empirical research. The possible ways to reduce the causes are considered, as well as the attempts to identify trends in the further development of road accidents on the roads of Russia. A c-cording to the author, the problem of causality of drivers' deviant behavior arises scientific and practical interest and requires further in-depth study on the example of the Republic of Buryatia.

Keywords: deviant behavior, road safety, traffic offense, driver of the vehicle, forms of deviant behavior, driver's personality.

В условиях роста мировой автомобилизации и повышения интенсивности дорожного движения, увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий, что привело к значительному росту проявлений девиантного поведения водителей автотранспортных средств на дорогах. Аварийность на автомобильном транс-

порте - одна из острейших социально-экономических проблем современности. Структура смертности от неестественных причин показывает, что наиболее социально и экономически значимой становится смертность от транспортного травматизма, на долю которого, по данным ВОЗ, приходится 30-40% и более всей смертно-

14. 1 I 2 '14

сти от несчастных случаев. Автотранспорт -наиболее потенциально опасное средство передвижения: на него приходится подавляющая часть транспортных происшествий - 98,8-99,2% от общего количества, при этом в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) на планете ежегодно гибнет 1,2 млн человек и более 15 млн получают ранения [4].

Наряду с положительным влиянием на экономику и социальное развитие государства, ускоренные темпы автомобилизации влекут отрицательные последствия. За последние 10 лет в нашей стране в ДТП погибло свыше 300 тыс. человек, а более 2 млн - получили увечья. Количество ежегодно пострадавших на дорогах России соизмеримо с населением крупного областного центра. При этом в большинстве случаев основной причиной ДТП является пренебрежительное отношение к требованиям правил дорожного движения (ПДД) [1].

Главным компонентом процесса дорожного движения является человек и в первую очередь - водитель транспортного средства. Водитель должен обладать высокими профессиональными качествами, развитым чувством долга и ответственности, хорошо знать ПДД.

Статистика свидетельствует, что подавляющее большинство ДТП и преступлений происходит по вине нерадивых, безответственных, недисциплинированных водителей, которые либо сознательно нарушают предписанные им нормы поведения, проявляя тем самым грубое пренебрежение к своим обязанностям (соблюдению ПДД), либо допускают небрежное отношение к своему долгу, легкомысленно и невнимательно оценивая дорожную обстановку [3]. На наш взгляд, такое поведение водителей транспортных средств на дорогах является одной из форм проявления девиантности.

Проблема девиатного поведения всегда интересовала исследователей. Так, по мнению С.П. Татаровой, девиантное поведение - это формы массового поведения индивидов или групп в обществе, характеризуемые многообразием причинно-следственных факторов, отклоняющихся от общепринятых или подразумеваемых норм и вызывающих со стороны группы, организации или общества ответные реакции в виде социальных санкций.

Термин «социальная норма» рассматривается учеными, как правило, в качестве образца действия или меры допустимого (дозволенного или обязательного) поведения и действия людей, социальных групп, которые сложились на определенном этапе развития общества [7]. Это мо-

гут быть нормы психического здоровья, права, культуры или морали. Исследуются различные формы девиантного поведения в современных условиях: агрессивное поведение, алкоголизм, наркомания, коррупция, противоправное поведение и др.

На наш взгляд, большой интерес для общества представляют исследования в области причин и условий девиантного поведения водителей автотранспортных средств. Это объясняется тем, что волна преступлений подобного рода буквально «захлестнула» всю страну, и возросла нетерпимость общества к ним [6].

Почему же нарушается взаимодействие в системе «человек-автомобиль-дорога», чем вызваны несчастные случаи на дорогах, и что нужно сделать для того, чтобы не оказаться виновником или жертвой ДТП [5]. Ответить на этот вопрос не просто. Во-первых, потому что причин, которые приводят к трагедии на дорогах, множество. В результате, исключив одну или несколько из них, есть риск упустить другие, и отрицательный результат может оказаться тем же. Во-вторых, в дорожном движении участвуют как водители, так и пешеходы и другие субъекты, действия которых в не меньшей мере влияют на его безопасность. Наконец, помимо непосредственных причин, каждому дорожно-транспортному преступлению сопутствует целый ряд условий, которые нередко выступают в качестве катализаторов, ускоряющих неблагоприятное развитие событий.

Рассмотрим водителей автотранспортных средств как социальную группу, члены которой заняты трудом, связанным с управлением автомобилем. В 2013-2014 гг. нами был проведен анкетный опрос водителей, целью которого было - выявить причины проявления девиантного поведения рассматриваемой социальной группы. Исследование базировалось на следующих утверждениях:

1) управление автомобилем - источником повышенной опасности - требует от водителей высокого профессионального уровня;

2) необходимо наличие эмоциональной выдержанности, развитого чувства долга, ответственности и др.;

3) важна способность к длительному поддерживанию высокого уровня бдительности и готовности к экстренным действиям, правильное распределение и быстрое переключение внимания.

Причины и условия рассматриваемых преступлений (правонарушений) в первую очередь связаны с действиями водителей автотранспорт-

ных средств. В этой связи, в литературе исследуются дефекты воспитания, нравственного сознания, моральная запущенность, низкий уровень культуры и многие другие недостатки, которые являются наиболее частыми спутниками правонарушений, из которых начинает развиваться преступное поведение [2].

Количество ДТП по вине неопытных водителей (чей стаж не превышает 3 лет) за первый квартал 2013 г. увеличилось на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 390 аварий [9].

Анализ ДТП показал, что одной из причин аварийности среди начинающих водителей является низкий уровень их подготовки. Это связано с несоответствием материально-технической базы образовательных учреждений, недостаточной квалификацией преподавательского состава, невыполнением в полном объеме программ обучения и отсутствием воспитательной работы среди кандидатов в водители. В ходе проведенного анкетирования водителей, обучавшихся в автошколах на вопрос о том эффективно ли обучение водителей, 87,4% ответили, что «школа подготовки мало что дает, основные навыки вождения водитель приобретает в ходе самоподготовки» [11].

Сложившаяся ситуация на дорогах может быть связана с отсутствием предварительного тестирования будущих водителей на пригодность к управлению транспортным средством с учетом их психофизиологических характеристик. Из-за ограниченного числа учебных часов, отсутствия необходимых методических разработок и специальных технических средств для предварительного тестирования не дается объективная оценка профессиональной пригодности и надежности бедующего водителя к управлению автомобилем.

Основной же причиной проявления девиант-ного поведения водителей на дорогах и совершения ДТП является управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием психотропных или одурманивающих веществ. Тем самым водители сознательно не выполняют требования безопасности и нарушают ПДД. По данным ГИБДД более 14 тыс. ДТП произошло по вине водителей, которые находились за рулем в состоянии опьянения [8].

К сожалению, пьянство за рулем остается довольно распространенным явлением, более того усугубляющимся. Ведь у водителей под воздействием алкоголя запускаются различные процессы, приводящие к снижению скорости реак-

ции (зрительно-моторная реакция), нарушению точности выполнения маневров, неспособности к правильному распределению и быстрому переключению внимания. Употребление алкоголя напрямую связано с рядом сдвигов в функциональном состоянии зрения .в частности, значительно ограничивается поле зрения). Исследования кафедры судебной медицины 1-го Московского медицинского института показали, что при ДТП травмы у нетрезвых водителей возникают не только в 1,5 раза чаще, чем у трезвых водителей, но и более опасны.

При употреблении спиртных напитков у водителей появляется склонность к агрессивной манере вождения и игнорированию требований дорожных знаков и светофоров, что обусловлено торможением нервно-психических процессов, нарушением координации, снижением способности правильно оценивать расстояния и сложившуюся дорожную ситуацию. Водитель, даже порой сознавая, что за рулем автомобиля этого делать нельзя, нарушает установленные правила, поэтому пьянство «за рулем» неизбежно вызывает различные трудно объяснимые процессы [6].

Кроме того, при выявлении причин и условий девиантного поведения водителей автотранспортных средств необходимо обратить внимания на влияние лекарственных средств. Исследование показало, что 8,9% водителей, совершивших ДТП, принимали время от времени лекарственные средства. В большинстве случаев водители знают о том, что им не рекомендуется принимать снотворные или успокоительные лекарства. Они могут вызвать у них различные побочные явления, например, вялость и сонливость, что повышает риск совершения ДТП. И это не обязательно классические психотропные средства, подобные эффекты могут возникнуть и при употреблении водителем лекарственных средств, которые используются при понижении давления, лечении острых респираторных заболеваний, кашля и др.

К одной из причин необходимо также отнести и использование мобильных телефонов при управлении транспортным средством. В ходе исследования было выявлено: 75,3% опрошенных водителей подтвердили тот факт, что использование мобильных телефонов отвлекает от вождения, внимание становится более рассеянным, и это нередко приводит к ДТП. Поддержание телефонного разговора существенно снижает способность ежесекундно анализировать дорожную обстановку, что влечет за собой неблагоприятные последствия.

14. 1 I 2 '14

Рассмотрим еще одну причину - наружная реклама на дорогах. По мнению большинства опрошенных в 2013 - 2014 гг. респондентов (водителей, работников правоохранительных органов), 93,4% - рассматриваемый вид рекламы является отвлекающим фактором от управления автомобилем. В целях соблюдения условий безопасности движения во многих странах мира установка подобного рода рекламной продукций вдоль дорог запрещена. Но, к сожалению, в России на сегодняшний день отсутствуют нормативно-правовые акты, регламентирующие данный вид рекламы.

Также следует отметить, что выявления условий проявления девиантного поведения водителей автотранспортных средств имеет большое значение для их минимизации, и, как следствие, сокращения уровня ДТП. Все условия можно разделить на технические, организаци-онно-уп-

равленческие и организационно-правовые [3].

На вопрос о том, что можно отнести к техническим условиям совершения ДТП, которые влияют на проявление девиантного поведения водителей, в 27,6% случаев респонденты указали на плохое качество дорог; в 18,9% - на недостаточную освещенность; в 13,2% - на отсутствие своевременного и качественного ремонта дорог; в 7,8% - на конструктивные недостатки транспортного средства (отсутствие ремней безопасности, амортизационных устройств и т.д.). Анализируя перечисленные условия, можно сделать вывод о том, что все это в совокупности способствует проявлению легкомысленно-небрежного отношения водителей к своим обязанностям по управлению автомобилем. Это невнимательное отношение к оценке дорожных условий, отсутствие должного контроля над дорожной ситуацией, и, как следствие, медленная реакция на возникшую опасность.

К организационно-управленческим условиям респонденты отнесли дефекты в организации дорожного движения, недостатки в техническом обслуживании и ремонте автомобилей, эксплуатацию транспортных средств с неисправностями. Все перечисленное создает дополнительную опасность возникновения ДТП.

Кроме того, немаловажную роль респонденты отводят организационно-правовым условиям. В большинстве случаев (53,4%) респонденты указали на недостаточные знания участниками дорожного движения соответствующих ПДД и плохую организацию их изучения, 24,6% отметили сложности в осуществлении надзора и контроля за движением, и 13,9% акцентировали внимание на недостаточной нормативной урегу-

лированности всего комплекса вопросов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в последние годы повышается уровень проявления девиантного поведения водителей автотранспортных средств на дорогах России, что напрямую связано со сложившейся неудовлетворительной социально-экономической обстановкой в стране, низкой эффективностью профилактических работ в области безопасности дорожного движения среди водителей, а также отсутствием должного внимания к проблеме повышения уровня правосознания и культуры вождения. Поэтому проблема причинности девиантного поведения водителей вызывает большой научный и практический интерес и требует дальнейшего всестороннего углубленного исследования.

Литература

1. Абрамочкин В.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений. - М.: Щит-М, 2010. - С.4.

2. Вицин С.Е. Системный подход и преступность. -М., 1980. - С.40-41.

3. Алауханов Е. Криминология. - Алма-Ата, 2008. -С.368.

4. Евтюков С.А., Васильев Я.В. Дорожно-транспортные происшествия: расследование, реконструкция, экспертиза. - СПб.: ДНК, 2008. - С.25.

5. Жулев В.И., Гирько С.И. Ответственность участников дорожного движения. - М., 1997. - С.82.

6. Кузьменко Д.А. Криминологический анализ дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов: дис. ... канд. юр. наук. - Тамбов, 2011. - С.41.

7. Котцова А.М. Воровство как одна из форм девиант-ного поведения несовершеннолетних в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Улан-Удэ, 2013. - 25 с.

8. Официальные данные о количестве ДТП по РФ // Официальный сайт ГИБДД // [Электронный ресурс]. -URL: http: //www. 03.gibdd.ru/sta. (дата обращения 01.09.2014).

9. Официальный сайт МВД [Электронный ресурс]. -URL: htpp: //www..mvd. ru/news/575 (дата обращения 23.08. 2014).

10. Татарова С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Улан-Удэ, 2007. - С.9.

11. Чипурина Е.А. Криминологическая характеристика и профилактика дорожно-транспортных происшествий в условиях крупного города, повлекших тяжкие последствия: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - М., 2005. - С.18.

Латыпова Кристина Сергеевна, ассистент кафедры уголовного процесса Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: krista.100@mail.ru Latypova Kristina Sergeyevna, assistant, department of criminal proceedings, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: krista.100@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.