Научная статья на тему 'Соотношение социального и биологического в личности преступника, совершившего дорожно-транспортное преступление'

Соотношение социального и биологического в личности преступника, совершившего дорожно-транспортное преступление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1962
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПНИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ROAD TRAFFIC OFFENSE / PERSONALITY OF AN OFFENDER / TYPES OF PERSONALITY OF A TRAFFIC OFFENDER / SOCIAL AND BIOLOGICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соляной Антон Владимирович, Мидловец Мария Васильевна

Исследование посвящено криминологической характеристике особенностей личности дорожнотранспортного преступника, выявлению соотношения и воздействия социальных, биологических, психических (психофизических) компонентов личности на формирование и провоцирование такого преступного поведения. В ходе работы авторами сделаны выводы о неразрывности биологических и социальных составляющих, которые по отдельности не влияют на становление преступной личности и не побуждают к девиантному поведению. Но опосредованное влияние социальных факторов на психофизические отклонения приводит к возможному преступному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соляной Антон Владимирович, Мидловец Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF SOCIAL AND BIOLOGICAL COMPONENTS IN THE PERSONALITY OF A ROAD TRAFFIC OFFENDER

The article considers criminological description of personality of a road traffic offender, identifies correlation of social, biological, mental (psychophysical) components of personality and their influence on the formation and provocation of such a type of criminal behaviour. In the course of the study the authors make conclusions about the continuity of biological and social components, which individually do not affect development of a criminal personality and do not encourage deviant behaviour. But the indirect impact of social factors on the psychophysical abnormalities lead to possible criminal behaviour.

Текст научной работы на тему «Соотношение социального и биологического в личности преступника, совершившего дорожно-транспортное преступление»

УДК 343.618

Соляной Антон Владимирович кандидат юридических наук,

доцент кафедры уголовного права и криминологии Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского

Мидловец Мария Васильевна

аспирант, преподаватель кафедры истории и теории государства и права

Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского

СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО В ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА, СОВЕРШИВШЕГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Solyanoy Anton Vladimirovich

PhD in Law, Assistant Professor, Criminal Law and Criminology Department, Taurida Academy of Crimean Federal University

Midlovets Maria Vasilyevna

PhD student,

History and Theory of State and Law Department,

Taurida Academy of Crimean Federal University

CORRELATION OF SOCIAL AND BIOLOGICAL COMPONENTS IN THE PERSONALITY OF A ROAD TRAFFIC OFFENDER

Аннотация:

Исследование посвящено криминологической характеристике особенностей личности дорожно-транспортного преступника, выявлению соотношения и воздействия социальных, биологических, психических (психофизических) компонентов личности на формирование и провоцирование такого преступного поведения. В ходе работы авторами сделаны выводы о неразрывности биологических и социальных составляющих, которые по отдельности не влияют на становление преступной личности и не побуждают к девиантному поведению. Но опосредованное влияние социальных факторов на психофизические отклонения приводит к возможному преступному поведению.

Ключевые слова:

дорожно-транспортное преступление, личность преступника, типы личности дорожно-транспортного преступника, социальные и биологические факторы.

Summary:

The article considers criminological description of personality of a road traffic offender, identifies correlation of social, biological, mental (psychophysical) components of personality and their influence on the formation and provocation of such a type of criminal behaviour. In the course of the study the authors make conclusions about the continuity of biological and social components, which individually do not affect development of a criminal personality and do not encourage deviant behaviour. But the indirect impact of social factors on the psychophysical abnormalities lead to possible criminal behaviour.

Keywords:

road traffic offense, personality of an offender, types of personality of a traffic offender, social and biological factors.

В любом развитом государстве вопрос обеспечения безопасного дорожного движения является одним их ключевых направлений в общей системе безопасности человека, общества, государства. Это связано с ценностью предмета посягательства дорожно-транспортных преступлений - жизнью и здоровьем человека - и высокими статистическими показателями их совершения.

Для России эта проблема особенно актуальна, так как с каждым годом возрастает количество машин на дорогах (не всегда отвечающих требованиям технической эксплуатации), а сама дорожная обстановка (в том числе дорожное покрытие, разметка, знаки, ограждения вдоль проезжей части) оставляет желать лучшего. Но наибольшую опасность представляют сами водители, которые зачастую не знают правил дорожного движения, не имеют необходимых навыков и опыта вождения, поскольку не прошли соответствующего квалифицированного обучения и подготовки, не способны адекватно оценить ситуацию и своевременно среагировать, недооценивают серьезность и опасность преступного поведения за рулем. Поэтому успешная профилактика дорожно-транспортных преступлений (далее по тексту - ДТП) возможна лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника как носителя причин их совершения. Комплексное всестороннее выяснение особенностей характера субъекта ДТП, черт его поведения, возраста, уровня образования, интересов, вредных привычек, условий жизни и применение полученных данных на практике будут способствовать успешному и эффективному предупреждению преступности на дороге.

Среди ученых-криминологов нет разногласий о том, что именно человек является ключевым звеном механизма преступного поведения. Но человек - еще не личность, так как человек -

биологическая категория, а личность - психологическое выражение индивидуума, возникающее в соответствии с условиями, окружающей средой, в которой он развивается с рождения. Материально-бытовые и социальные условия жизни, класс, морально-этическое воспитание, образование, окружение формируют определенный тип личности, состоящий из «различных форм общественной психологии, приобретенных нравственных, правовых, этических и иных взглядов и ценностей, индивидуально-психологических особенностей» [1, с. 78].

В юридической науке и криминологии личности преступника уделяется большое внимание, направленное в первую очередь на выявление и оценку тех свойств и черт личности, которые способствуют формированию криминогенного характера и допустимости преступного поведения, в целях выработки наиболее действенных направлений профилактики преступности. Как отмечает академик В.Н. Кудрявцев, именно так «проявляется теснейшее единство трех узловых криминологических проблем» [2, с. 153]: личности преступника, причин и механизмов преступного поведения (мотива и цели, мотивации, конкретной ситуации и реакции лица на нее). В приведенной триаде криминологические особенности личности преступника служат субъективной причиной преступного поведения, поэтому именно они, а не конкретные действия, должны выступать объектом профилактических усилий.

Действующие уголовно-правовые нормы, предусматривающие составы ДТП, совершаемых водителями, устанавливают уголовную ответственность в зависимости от тяжести наступивших последствий, указывая только на нарушения ПДД или неосторожность при эксплуатации транспортных средств. Это приводит к переоценке объективной стороны состава в ущерб обеспечения полноты анализа его субъективных признаков, что в свою очередь может вызвать ошибки в квалификации содеянного, извратить задачи борьбы с преступностью.

Все же в большинстве случаев ДТП совершается по неосторожности, а подобным преступникам криминогенные качества личности менее свойственны, чем предпринявшим умышленные действия. Многим из них присущи такие черты, как безразличие к общественным интересам, пренебрежение правилами безопасности, общая недисциплинированность, легкомысленно-безответственное отношение к создаваемым опасным ситуациям и т. д.

В криминологии личность преступника принято изучать комплексно с разных позиций, поэтому выделяют группы характеристик, влияющих на формирование преступной личности. Среди них в первую очередь классифицируют социально-демографические и психологические свойства, составляющие внешние и внутренние компоненты личности соответственно. Рассмотрим проявление и воздействие таких признаков в личности дорожно-транспортного преступника.

1. Социально-демографические черты, которые включают пол, возраст, семейное положение, место работы, данные о социальном положении и роде занятий, образование, трудоспособность. Как показывают сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за первое полугодие 2015 г., чаще всего преступления совершаются мужчинами (из 5 818 осужденных 434 женщины), что говорит о меньшем криминогенном факторе у женщин.

Ранее ДТП чаще совершали лица в возрасте от 25 до 29 лет, что связывали с самоуверенностью, желанием «выделиться», недостаточными опытом вождения и профессиональной подготовленностью. Затем следовали лица от 18 до 24 лет, далее - от 30 до 45 лет. Но, согласно «Отчету о составе осужденных, месте совершения преступления», сейчас ДТП чаще всего совершаются лицами в возрасте от 30 до 49 лет (2 493 человека), далее - от 25 до 29 (1 249), затем - от 18 до 24 (1 154) [3]. Статистические показатели не изменились для лиц старше 50 лет, которые менее всего склонны рисковать и совершать ДТП.

Важным условием при снижении криминогенности личности является семейное положение, высокая степень ответственности присуща семейным людям. Кроме того, воспитание также сказывается на поведении человека, поэтому личности водителя, формировавшейся в полноценной социально положительной семье, свойственны более развитые социально-правовое воспитание и общественно-социальные установки, в итоге человек менее склонен к совершению преступления. Однако наличие детей в машине отвлекает внимание водителя от дорожной ситуации, повышая риск ДТП.

В общем преступникам свойственно отсутствие или низкий уровень образования, но для дорожно-транспортных преступников это не является показателем, так как по статистике ДТП совершаются лицами, имеющими высшее образование, - 18 % (998 человек за 6 месяцев 2015 г.), среднее профессиональное или неоконченное высшее - 37 % (2 191), среднее общее -36 % (2 105), остальные 9 % (524) - начальное общее или неоконченное среднее [4]. Также это связано с тем, что человеку для управления транспортным средством необходимо соответствующее разрешение (водительское удостоверение), что предполагает обучение и получение определенных познаний (правовых, медицинских).

Согласно приказу Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», в программу подготовки водителей категории В (наиболее распространенной) входят дисциплины «Основы законодательства в сфере дорожного движения» (42 ч), «Психофизиологические основы деятельности водителя» (12) и «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» (16) [5].

Еще одним социальным аспектом, отличающим личность преступника ДТП от общего портрета преступной личности, является занятость. Если в общем девиантной личности свойственно уклонение от работы, учебы, труда, то для дорожно-транспортного преступника, наоборот, характерно наличие постоянной работы, других занятий. Так, нередко ДТП совершаются водителем, спешащим на работу или находящимся на работе (водителем общественного транспорта; водителем предприятия, осуществляющим доставку продукции; и т. п.). Люди, вовлеченные в интеллектуальную деятельность, менее склонны к нарушению ПДД.

Субъектами ДТП в основном является местное население (около 90 % - 4 998 человек), что отражает особенности личности преступника, так как нарушение ПДД происходит на хорошо знакомых дорожных участках с уже известным и (возможным) предполагаемым развитием ситуации, что раскрывает психологические качества человека (беспечность, самоуверенность, самонадеянность, пренебрежение безопасностью и др.). Высокое социальное положение и уровень материальной обеспеченности нередко вызывают чувство вседозволенности и ненаказуемости.

2. Психологические качества: характер, темперамент, особенности мышления, психологические особенности. Практически половина совершеннолетнего населения страны сейчас имеют водительские удостоверения. Все они могут быть потенциальными нарушителями ПДД. Поэтому говорить о наличии определенных психологических качеств, четком портрете преступника - нарушителя ПДД - сложно, ведь помимо личности преступника среди условий совершения ДТП выделяют дорожную обстановку (70 % осужденных указывают именно на данное условие [6]). Чаще всего ДТП совершаются из-за невнимательности водителя, чьи мысли заняты не дорожной обстановкой, а личными проблемами (особенно негативно сказываются разговоры по мобильному телефону во время управления транспортным средством). Здесь скорее следует рассматривать в комплексе реакцию личности на ситуацию, в которой выражается определенный тип поведения и задействованы опосредованные через темперамент и характер навыки и опыт, морально-этические установки, интеллект, мышление и осознание происходящего.

В существующей доктрине принято классифицировать типы преступного поведения исходя из мотивов преступления. Мотивация наиболее ярко характеризует личность преступника с точки зрения субъективной сущности преступления (корыстолюбивый, игровой, защищающийся, престижный, насильственный, сексуальный); общественной опасности преступления (абсолютно опасный, особо опасный, опасный, незначительно опасный [7, с. 168-169]) и типа личности [8]. Нарушая ПДД, человек так или иначе осознает, что своими действиями создает возможность наступления общественно опасных последствий.

Для ДТП как преступлений по неосторожности особое значение имеет мотивация, которая рассматривается как выбор неправомерного поведения в конкретной ситуации, вызванный (избранный) самонадеянностью и небрежностью.

Субъектам ДТП как неосторожным преступникам свойственна разная степень (интенсивность) антиобщественной недисциплинированности. Применительно к ДТП, исследуя разные мо-тивационные составляющие, можно выделить следующие пять типов личности преступника:

1) непосредственно преступный - транспортное средство при совершении преступления используется как средство передвижения;

2) самоуверенный преступный тип - проявляет повышенную самоуверенность в оценке своего мастерства, опыта, сознательно идет на риск ради удовлетворения потребностей;

3) неустойчивый (ситуационный) - в силу психофизических качеств «резко» зависит от окружающей ситуации, часто неспособен к адекватным действиям в экстремальных условиях;

4) небрежный (ситуативный) - не утруждает себя анализом, прогнозом возможного развития событий, не извлекает позитивный опыт из прошлых ошибок, для такого типа преступной личности характерно соблюдение правил и предписаний, но возможна полная или частичная потеря ориентации;

5) эмоциональный - часто испытывает ощущение тревожности, страдает от повышенной эмоциональной напряженности, сопровождаемой страхами, беспокойством, опасениями [9, с. 56-57].

3. Уголовно-правовые: характер и длительность преступного поведения, форма вины, повторность, соучастие и т. п. Как показывает практика, абсолютное большинство водителей нарушают ПДД, а почти каждый осужденный за ДТП привлекался к административной ответственности за нарушение указанных правил на дороге.

Кроме того, часто лица, нарушившие ПДД, остаются безнаказанными, что способствует по-вторности несоблюдения ПДД. Нередко такая безнаказанность является результатом роста коррупции в органах ГИБДД, что в свою очередь также влияет на халатность водителей по отношению к правомерному поведению на дороге.

Но «дорожно-транспортное преступление обычно оборачивается трагедией для виновного лица не только в правовом смысле (привлечением к уголовной ответственности), но и в моральном отношении (причинением смерти или вреда здоровью человека разной степени тяжести). Виновное лицо не только не желало наступления этих последствий, оно не может мириться с мыслью о том, что повинно в случившемся, и готово загладить причиненный вред» [10, с. 76]. Это значительно снижает показатель рецидивности данного вида преступлений, кроме того, отбывание наказания за причинение смерти по неосторожности приводит к переоценке лицом социально-нравственных ориентиров, социального восприятия.

4. Социально-нравственные: взгляды, убеждения, особенности мышления, антиобщественные взгляды и ориентации. С данной позиции характеристика личности преступника ДТП мало чем отличается от личности не преступника ввиду отсутствия желания наступления общественно опасных последствий, причинения смерти. Это люди, окружающие нас в повседневной жизни, ведущие преимущественно законопослушный образ жизни. У них значительно слабее или вообще отсутствуют антисоциальные установки, нежели у других преступников. Однако самоуверенность, небрежность, попустительство при соблюдении правил поведения и технической безопасности, порой недостаток воспитания и ответственности приводят человека к мысли (убеждению) в правоте, непогрешимости, удачливости, что может спровоцировать создание им ситуаций риска.

5. Психические: алкоголизм, наркомания, последствия черепно-мозговой травмы, выразившиеся в расстройстве центральной нервной системы, а также врожденные расстройства, шизофрения, психопатия, олигофрения и др., жизненный опыт.

6. Биологические: генетика, физические аномалии (дефекты восприятия и переработки информации, решений, действий). Эти причины являются наиболее важными, так как водитель на дороге в первую очередь обязан адекватно и трезво оценивать ситуацию, свои силы и возможности, предвидеть развитие событий и возможные последствия действий.

Большое значение имеет физическое состояние, наличие физических дефектов органов зрения, инвалидности. Также болезнь и прием лекарств нередко приводят к заторможенной реакции водителя.

Биологические и психические свойства личности преступника чаще всего учеными рассматриваются совместно, отождествляются, первые подменяются вторыми или объединяются в одну категорию психофизиологических черт.

На сегодняшний день нет убедительных доказательств того, что физическая конституция, функционирование желез внутренней секреции и прочие биологические факторы обусловливают преступность, так как причинно-следственная связь между конституционно-физиологической типологией и преступным, девиантным поведением не подтвердилась [11, с. 81].

В рамках антропологической школы рассматривалось учение о прирожденном преступнике. Ч. Ломброзо выделял внешние физические характеристики человека как личности преступника. Его ученик Э. Ферри развил данную теорию влиянием на человека социальных, политических, экономических факторов. Э. Кремер связывал конституцию человека с предрасположенностью к конкретному типу личности преступника (насильственному, корыстному и т. п.). И.С. Ной указывал на наличие генетической предрасположенности к преступному поведению, но позже согласился с обязательностью влияния окружающей среды на формирование личности преступника. З. Фрейд вообще исключал биологическую составляющую как условие формирования личности преступника [12, с. 324-331].

Как справедливо отмечают Д.Д. Магомедов и М.М. Гитинова, физический тип - фактор межличностных отношений, при которых «реакция окружающих и собственное отношение к необычной внешности влияют на социальное взаимодействие» [13, с. 81]. Спровоцированные физическими дефектами, различиями социальные отношения оказывают влияние на характер и объем социального восприятия и могут привести к девиантному поведению.

Кроме физических и физиологических различий, также существуют и психические аномалии, среди которых в криминологии выделяются психопатия, олигофрения, травмы центральной нервной системы, шизофрения, эпилепсия.

Анализ нейрофизиологических особенностей у агрессивных преступников говорит о деформации самосознания и формировании искаженного восприятия реальной ситуации и, соответственно, поведения в ней. Вопросу агрессивности личности уделялось немало внимания. Была создана методика многостороннего исследования личности (ММИЛ), которая направлена на выявле-

ние патопсихологических, психиатрических и психосоматических симптомов. Мы согласны, что разработки психологии позволяют обнаружить возможное девиантное поведение у человека, но данные работы по сути раскрывают лишь социально обусловленные черты, а не биологические.

Человек, имеющий психические отклонения, не всегда становится преступником, в противном случае пришлось бы изолировать всех людей с психическими расстройствами. Как справедливо отвечают на это В.Н. Косарев, Л.В. Косарева и И.В. Макогон, «отрицательные генетические мутации за счет некачественной внешней среды нарушают развитие нервной системы и психики (в частности мозга), в результате чего, как показывают современные исследования, до 30 % людей рождаются с наследственно обусловленной умственной отсталостью. Надо полагать, что это не приводит к активной общественно-практической деятельности» [14, с. 114].

Тем не менее водитель на дороге практически всегда находится в напряженном состоянии, что провоцирует стресс, агрессию, которые в свою очередь могут вызывать противоправное поведение. Преступное поведение у человека с психическими расстройствами провоцируется неверными социальными установками и ситуацией. Поэтому мы считаем, что нельзя говорить о наличии каких-либо обособленных психических факторов, способствующих совершению преступления. Особенно это касается дорожно-транспортной преступности как преступлений, совершенных по неосторожности.

Более насущными и требующими особого внимания составляющими являются биологические (в вопросе адекватности восприятия и реакции на окружающую среду и ситуацию - психические) особенности - алкоголизм и наркомания. Данные биологические состояния (алкогольного, наркотического опьянения) человека сами по себе увеличивают риск совершения дорожно-транспортного преступления, нахождение за рулем транспортного средства уже является нарушением ПДД. При этом виновник ДТП может находиться в состоянии алкогольного опьянения, в выраженном абстинентном состоянии либо испытывать серьезные трудности в эмоционально-волевой сфере, областях внимания и мышления в связи с систематическим приемом алкоголя, алкогольной зависимостью, может возникнуть состояние декомпенсации. Одурманенный рассудок водителя не способен в полном объеме контролировать физические действия (ухудшаются зрение, координация движений). В психическом плане такое состояние может спровоцировать разные неадекватные реакции - от полного равнодушия и заторможенности до злобы и агрессии.

Кроме того, находясь в состоянии наркотического опьянения, водитель может попытаться замаскировать его запахом алкоголя, в итоге потребление последнего оказывает еще большее негативное влияние на уже одурманенный рассудок.

Неоднократное употребление алкоголя и наркотических веществ приводит к формированию зависимости. Также в литературе высказывалось мнение о генетической предрасположенности к алкоголизму и наркомании. Исследования влияния алкоголя и наркотических веществ на мозг человека говорят о губительном воздействии данных веществ на нейроны, что впоследствии обусловливает их отмирание и уменьшение объемов мозга. Это в свою очередь приводит к деградации интеллекта, ухудшению памяти, потере ясности, замедлению мыслительного процесса и самосознания, снижению морально-нравственных устоев личности, нарушению координации движения. Более 35 % дорожно-транспортных преступлений совершаются в состоянии алкогольного (1 696 человек за 6 месяцев 2015 г.) или наркотического (44) опьянения [15].

Но даже с учетом чисто биологической составляющей алкоголизм и наркоманию нельзя рассматривать без социальных факторов. Водитель, обладающий нормальными социальными ориентациями, правосознанием, ответственностью, не сядет за руль транспортного средства в состоянии опьянения, осознавая общественную опасность и тяжесть возможных последствий.

На основании исследования и представленных доводов можно с уверенностью сказать, что социальные и биологические аспекты личности преступника неразрывны. Первые являются главенствующими, самодостаточными, так как сами по себе могут выработать криминогенные черты у физически и психически полноценного, нормального человека. Биологические факторы в личности виновного в дорожно-транспортном преступлении чаще всего сами по себе не формируют преступника, но опосредованные негативными социальными установками могут привести к преступному поведению водителя транспортного средства.

Ссылки:

1. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. 448 с.

2. Криминология : учебник / под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. 4-е изд. М., 2009. 800 с.

3. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 -е полугодие 2015 г. [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3213 (дата обращения: 22.04.2016).

4. Там же.

5. Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 г. № 1408. Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 г. № 33026. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Кузьменко Д.О. Криминологическая характеристика особенностей личности преступника, совершившего дорожно-транспортное преступление, связанное с наездом на пешехода // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 3. С. 42-45.

7. Криминология : учебник ... С. 168-169.

8. Антонян Ю.М. Указ. соч.

9. Соляной А.В. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 152 с.

10. Там же. С. 76.

11. Магомедов Д.Д., Гитинова М.М. Исследование биологических и социальных факторов, влияющих на формирование личности преступника // Системные технологии. 2014. № 1 (10). С. 79-85.

12. Криминология : учебник для вузов / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Долговой. М., 2001. 784 с.

13. Кузьменко Д.О. Указ. соч. С. 81.

14. Косарев В.Н., Косарева Л.В., Макогон И.В. Проблема биологического и социального в личности преступника // Современное право. 2010. № 10. С. 113-116.

15. Сводные статистические сведения ...

References:

1. Antonian, YM 2004, Criminology. Selected lectures, Moscow, 448 p.

2. Kudryavtsev, VN & Eminov, VE (ed.) 2009, Criminology: Textbook, 4th ed., Moscow, 800 p.

3. Summary statistics about the activities of the federal courts and justices of the peace for the 1st half of 2015 2015, retrieved 22 April 2016, <http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3213>.

4. Summary statistics about the activities of the federal courts and justices of the peace for the 1st half of 2015 2015, retrieved 22 April 2016, <http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3213>.

5. Approval of the model programs of vocational training of relevant categories and subcategories of vehicle drivers: Order of the Russian Ministry of 26.12.2013, the number 1408. Russia registered the Ministry of Justice of09.07.2014 № 33026 2014, Access from legal "Consultant" system.

6. Kuzmenko, DO 2009, 'Criminological characteristic features of the offender who has committed a road traffic offense of hitting a pedestrian', Socio-economic phenomena and processes, no. 3, p. 42-45.

7. Kudryavtsev, VN & Eminov, VE (ed.) 2009, Criminology: Textbook, 4th ed., Moscow, 800 p.

8. Antonian, YM 2004, Criminology. Selected lectures, Moscow, 448 p.

9. Solyanoy, AV 2011, Preventing road traffic offenses, PhD thesis, Moscow, 152 p.

10. Solyanoy, AV 2011, Preventing road traffic offenses, PhD thesis, Moscow, 152 p.

11. Magomedov, DD & Gitinova, MM 2014, 'The study of biological and social factors that influence the formation of the identity of the offender', System technologies, no. 1 (10), p. 79-85.

12. Dolgova, AI (ed.) 2001, Criminology: textbook for high schools, Moscow, 784 p.

13. Kuzmenko, Do 2009, 'Criminological characteristic features of the offender who has committed a road traffic offense of hitting a pedestrian', Socio-economic phenomena and processes, no. 3, p. 42-45.

14. Kosarev, VN, Kosareva, LV & Makogon, IV 2010, 'The problem of biological and social identity of the offender', Modern Law, no. 10, p. 113-116.

15. Summary statistics about the activities of the federal courts and justices of the peace for the 1st half of 2015 2015, retrieved 22 April 2016, <http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3213>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.