Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ'

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / ШКОЛЬНИКИ / SOCIAL ATTITUDES / SELF-ACTUALIZATION / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / FEATURES OF PERSONALITY / FACTOR ANALYSIS / SOCIAL PRACTICE / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абушкин Б. М., Концевенко Я. Н., Козиков Д. Д.

В статье представлен анализ основных социальных установок современных школьников, определяющих их предпочтения в современной социальной практике. В исследовании приняли участие 62 школьника 14-15 лет, учащихся девятых классов общеобразовательной школы. В работе исследовалось содержание межличностных отношений, показатели самоактуализации личности, характерологические особенности подростков и специфика психологической защиты в общении. Обработка и анализ полученных результатов были сориентированы на выделение из первичных показателей по шкалам методик показателей более высокого смыслового уровня, которые соответствовали по своему предназначению категории «социальные установки». Содержательное наполнение (или направленность) этих установок определялось на основе факторного анализа первичных показателей по выбранным методикам. Выявленные таким образом социальные установки, обуславливающие поведение подростков в выбранных социальных аспектах (согласно направл енности методик исследования) можно рассматривать как основные социальные установки, регулирующ ие такие важные социальные факторы, как саморазвитие и взаимоотношения с окружающими. В работе рассмотрены социальные установки подростков, которые можно отнести к категории наиболее значимых для них в социальном самоопределении. Уровень социальной практики, представленный в них, имеет прямую проекцию на содержание мотивационно-ценностной сферы старшеклассников и в силу этого выявленные социальные установки могут рассматриваться как надежные диагностические показатели социальных предпочтений школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абушкин Б. М., Концевенко Я. Н., Козиков Д. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SOCIAL DEVELOPMENT IN SCHOOL STUDENTS TODAY

The representation of students’ basic social attitudes is analyzed in this article. These basic social attitudes determine students’ preferences in modern social practice. The study involved 62 students aged 14-15 years 9 classes of secondary school. The paper examined the content of interpersonal relationships, indicators of self-actualization of the individual, characterological features of adolescents and features of psychological protection in communication. Processing of the results was focused on selecting high indicators, linked with the values judgement and corresponded with the purpose of the social attitudes. The content (or orientation) of these settings was based on a factor analysis of primary indicators using the selected methods. These social attitudes determine the behavior of adolescents in the social aspects (according to the direction of the research methods) and can have an impact on such important social factors as self-development and relationships of a person while surrounded by others. The authors consider adolescents’ social attitudes as the most significant for them in their social self-determination. Social attitudes can be considered as reliable diagnostic indicators of social preferences in school students and can reveal the content of the values in their motivational sphere.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.08

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва, AbushkinBA@mgpu.ru, Я. Н. Концевенко, АО «МАКС», Москва, janina25@mail.ru, Д. Д. Козиков, МГПУ, Москва, daniil.kozikov@mail.ru

В статье представлен анализ основных социальных установок современных школьников, определяющих их предпочтения в современной социальной практике. В исследовании приняли участие 62 школьника 14-15 лет, учащихся девятых классов общеобразовательной школы.

В работе исследовалось содержание межличностных отношений, показатели самоактуализации личности, характерологические особенности подростков и специфика психологической защиты в общении.

Обработка и анализ полученных результатов были сориентированы на выделение из первичных показателей по шкалам методик показателей более высокого смыслового уровня, которые соответствовали по своему предназначению категории «социальные установки».

Содержательное наполнение (или направленность) этих установок определялось на основе факторного анализа первичных показателей по выбранным методикам. Выявленные таким образом социальные установки, обуславливающие поведение подростков в выбранных социальных аспектах (согласно направленности методик исследования) можно рассматривать как основные социальные установки, регулирующие такие важные социальные факторы, как саморазвитие и взаимоотношения с окружающими.

В работе рассмотрены социальные установки подростков, которые можно отнести к категории наиболее значимых для них в социальном самоопределении. Уровень социальной практики, представленный в них, имеет прямую проекцию на содержание мотивационно-ценностной сферы старшеклассников и в силу этого выявленные социальные установки могут рассматриваться как надежные диагностические показатели социальных предпочтений школьников.

Ключевые слова: социальные установки; самоактуализация; межличностные отношения; характерологические особенности; факторный анализ; социальная практика; самодетерминация; школьники.

Для цитаты: Абушкин Б. М., Концевенко Я. Н., Козиков Д. Д. К вопросу о социальном развитии современных школьников // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 100-111. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.08

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений по науке Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

Концевенко Янина Николаевна, начальник отдела сопровождения и пролонгации договоров добровольного медицинского страхования АО «МАКС», Москва.

E-mail: janina25@mail.ru

Козиков Даниил Дмитриевич, аспирант кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: daniil.kozikov@mail.ru

© Абушкин Б. М., Концевенко Я. Н., Козиков Д. Д., 2020

UDC 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.08

ON THE ISSUE OF SOCIAL DEVELOPMENT IN SCHOOL STUDENTS TODAY

B. M. Abushkin,

MCU, Moscow, AbushkinBA@mgpu.ru, Ya. N. Kontsevenko, JS «MAKS», janina25@mail.ru D. D. Kozikov, MCU, Moscow, daniil.kozikov@mail.ru

The representation of students' basic social attitudes is analyzed in this article. These basic social attitudes determine students' preferences in modern social practice. The study involved 62 students aged 14-15 years 9 classes of secondary school. The paper examined the content of interpersonal relationships, indicators of self-actualization of the individual, characterological features of adolescents and features of psychological protection in communication.

Processing of the results was focused on selecting high indicators, linked with the values judgement and corresponded with the purpose of the social attitudes. The content (or orientation) of these settings was based on a factor analysis of primary indicators using the selected methods. These social attitudes determine the behavior of adolescents in the social aspects (according to the direction of the research methods) and can have an impact on such important social factors as self-development and relationships of a person while surrounded by others.

The authors consider adolescents' social attitudes as the most significant for them in their social self-determination. Social attitudes can be considered as reliable diagnostic indicators of social preferences in school students and can reveal the content of the values in their motivational sphere.

Keywords: social attitudes; self-actualization; interpersonal relationships; features of personality; factor analysis; social practice; self-determination.

For citation: Abushkin B. M., Kontsevenko Ya. N., Kozikov D. D. On the Issue of Social Development in School Students Today // Systems Psychology and Sociology. 2020. № 1 (33). P. 100-111. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.33.1.08

Abushkin Boris Mikhailovich, PhD in Psychology, Associate Professor. Deputy Director for Science at the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

Kontsevenko Yanina Nikolaevna, Head of the Department for Support and Prolongation of Treaties of the Voluntary Health Insurance JS «MAKS», Moscow, Russia.

E-mail: janina25@mail.ru

Kozikov Daniil Dmitrievich, a Post-Graduate Student at the Department of General and Practical Psychology at the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: daniil.kozikov@mail.ru

Введение

Социальные установки основываются на жизненных принципах и ценностях человека и определяют его поведение. Формирование социальных установок зависит

от личностных особенностей человека, социальной среды и системы ценностей, имеющихся у человека. Установки эффективно развиваются в ходе образовательной и воспитательной практики в школе и в семье.

Изучение психологических и социальных факторов, предопределяющих формирования, значимых для развития подростков социальных установок позволит выйти на устойчивые, осознаваемые человеком социальные требования и их разное для индивидуумов значение в своем собственном поведении [1].

Современное образование должно заложить в подрастающее поколение механизмы приобретения знаний, сотрудничества и коммуникации. Важно, чтобы был правильно выбран вектор — направление, которое во взрослой жизни приведет ребенка к истинной зрелости.

Сегодня важным фактором успеха в школьных стенах и для детей, и для педагогов становятся уже не только прочные знания, но и личностные качества, которые воспитываются только на практике и в общении. На фоне широко развернутой в школах предметной проектно-исследовательской деятельности все большее значение приобретает деятельность гуманитарной направленности.

В свете новых задач по формированию жизненных и профессиональных умений обучающихся современная образовательная практика ориентируется на объединение всех внутренних ресурсов и правильное их использование. Реализуются задачи проведения ежегодных фестивалей, олимпиад, научно-практических конференций и др., где учащиеся могут представить и защищать свои творческие разработки или исследования. Реализуется активное вовлечение обучающихся в городские образовательно-просветительские проекты.

Важно выявление особенностей социальных установок в ситуациях межличностного взаимодействия в условиях подросткового общения и изучение взаимосвязи с социальными установками личностного плана [7]. Социализация подростков происходит в процессе взаимоотношений со сверстниками. Первоначальная потребность подростка — это установление дружелюбных отношений с людьми, с которыми есть общие интересы. По мере взросления появляется необходимость в более тесных и непринужденных дружеских связях, которые позволят поделиться собственными переживаниями, трудностями, а также самым сокровенным. Старшему школьнику нужны

близкие друзья, на которых он может рассчитывать.

Школьники, демонстрирующие социально значимые личностные качества в отличие от школьников, менее организованных и более свободных в своем поведении, выстраивают свои взаимоотношения со сверстниками на принципах конструктивизма, гибкости и наибольшей пользы для себя.

Теоретический обзор

Социальные установки — это такое состояние сознания, которое базируется на предшествующем опыте и регулирует поведение и взаимоотношения личности в социуме.

Установки могут быть нацелены на многообразные факторы деятельности, в основном на цель, мотив или условие.

Социальные установки определяют поведение личности. Бывают врожденные и приобретенные установки. Если установка была приобретена в результате жизненного опыта, то в большинстве случаев будет закреплена и в будущем станет определять поступки личности.

Социальные установки предопределяют такие качества личности, которые в целом характеризуют поведение социально развитого человека, а именно: демонстрация уверенности в себе; сформированность требуемой в обществе самооценки; характеристики, отражающие ответственность человека; особенности трудовой активности; организованность; необходимое интеллектуальное развитие и грамотность; демонстрация самоконтроля; демонстрация своей самодостаточности; твердость в поведении и взаимоотношениях [3; 6; 14-17].

Исследования психологов [1; 10] показывают, что социальные установки не получили еще однозначного теоретического осмысления. Экспериментальное изучение любого феномена требует его точного определения, но сложность обсуждаемого нами психологического конструкта, обусловила появление множества определений.

Так, Ж. де Монмолен, представитель западной социальной психологии, отмечает, что «нет научного понятия, которое трактовалось бы

так по-разному. По мнению некоторых авторов, это понятие необходимо, другие считают его ненужным. В общем, — заключает автор, — условия и процессы изменения установок изучаются много и серьезно, но что они собой представляют, остается неизвестным...» [9: с. 101]. В российской психологии складывается такая же ситуация, когда имеет место многообразие определений для данной психологической категории [6].

П. Н. Шихирев на основе детального, последовательного и критического анализа подходов к изучению социальных установок утверждает, что «социальная установка — это устойчивое, латентное состояние предрасположенности индивида к положительной или отрицательной оценке объекта или ситуации, сложившееся на основе его жизненного опыта, оказывающее регулятивное, организующее влияние на перцептуальные, эмоциональные и мыслительные процессы и выражающееся в последовательности поведения (как вербального, так и невербального) относительно данного объекта в данной ситуации» [13: с 160].

В исследовании за основу взят общепсихологический подход к определению социальных установок. В нем социальные установки рассматриваются как состояние готовности к оценке и выбора поведения в конкретной жизненной ситуации, сложившееся на основе длительной практики, как предрасположенность индивида действовать определенным образом в определенных ситуациях

Согласно теории установки, разработанной Д. Н. Узнадзе, установка — это целостное изменчивое состояние готовности субъекта к определенной активности, «возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности» [12: с. 88].

Социальные установки на значимые для личности предметы обладают высокой степенью мотивации в силу того, что они приобретают для нее личностный смысл. Это дало право многим исследователям утверждать, что социальные установки выражают личностный смысл личности и являются ее смысловыми характеристиками [8].

А. Г. Асмолов и его коллеги [3] предложили другую интерпретацию социальных установок, выделив операциональные, целевые и смысловые установки. По мнению этих авторов, о первичной, ситуативной установке следует говорить тогда, когда имеет место реализация операции. В таком случае установка включает в себя текущую обстановку и условия, в рамках которых выполняется какая-либо деятельность («операционная установка»).

Если рассматривать установку на уровне действия, то она реализуется в виде готовности к достижению цели на основе ранее сформулированной задачи («целевая установка). В иерархическом плане на уровне деятельности социальная установка в своей интрапси-хологической форме раскрывает личностный смысл («смысловая установка»). А. Г. Асмолов и его коллеги отмечают иерархическую природу установок, их связь друг с другом. Кроме того, подчеркивается, что установки каждого уровня являются социальными по происхождению [3].

Итак, социальная установка — это осознаваемое целостно-личностное состояние готовности к определенной активности; форма интенции личности, осознающей ситуацию, свои потребности, учитывающей потребности других людей и социальные требования. Социальные установки — это социальные по происхождению явления, поддающиеся фиксации и изменению. Они выступают в виде операциональных, целевых и смысловых установок, а также в виде социальных установок на предметы потребностей. Отражая отношение человека к предметам потребностей, социальные установки становятся смысловой характеристикой личности, ее мотивационно-потребностной сферы. Социальные установки являются важной составляющей внутренних условий, внутреннего мира, диспозиционной структуры личности. Они обеспечивают субъекту выбор возможностей для удовлетворения своих потребностей и достижения целей. Наряду с другими функциями социальных установок, декларируется и функция обеспечения адаптации субъекта в окружающем социальном мире.

Методики исследования

В работе исследовалось содержание межличностных отношений, показатели самоактуализации личности, характерологические особенности подростков и особенности психологической защиты в общении. Были задействованы в модифицированных вариантах следующие методики:

1) опросник межличностных отношений Шутца (17 утверждений), измеряющий уровень выраженности следующих характеристик испытуемого:

— стремление находиться в обществе других людей;

— стремление других проявить интерес к личности другого человека и принимать его в свое общество;

— стремление-контролировать отношения с другими;

— стремление подчиняться другим в общении;

— стремление устанавливать близкие отношения с другими;

— стремление к тому, чтобы другие устанавливали с человеком глубокие эмоциональные отношения;

2) самоактуализационный тест, адаптированный к подростковой аудитории (38 утверждений). Методика содержит две базовые шкалы — компетентности во времени (Тс) и поддержки (I), а также дополнительные шкалы, измеряющие глобальные характеристики самоактуализации: ценностные ориентации ^АУ); гибкость поведения (Ех); самоуважение (8г); самопринятие (8а); контактность (С); креативность (С);

3) выборочные утверждения опросника Кейрси, для оценки характерологических особенностей подростков. В исследовании использовались 7 утверждений (представлены в таблице 1);

4) методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко (17 утверждений). Оценивались: миролюбие, избегание, агрессии как формы психологической защиты.

Исследование социальных установок учащихся 9-х классов

Обработка и анализ полученных результатов были сориентированы на выделение из первичных показателей по шкалам методик показателей более высокого, смыслового уровня, которые соответствовали по своему предназначению категории «социальные установки».

Содержательное наполнение (или направленность) этих установок определялись на основе факторного анализа первичных показателей по выбранным методикам. Выявленные таким образом социальные установки, обуславливающие поведение подростков в выбранных социальных аспектах (согласно направленности методик исследования) можно рассматривать как основные социальные установки, регулирующие такие важные социальные факторы, как саморазвитие и взаимоотношения с окружающими.

По каждой выявленной социальной установке (фактору) имелась возможность рассчитать средние значения баллов по показателям, входящим в каждый фактор. На основе этих баллов вся выборка испытуемых была распределена на три группы: с высокими, средними и низкими баллами. В таблицах ниже представлен процент испытуемых, входящих в эти группы. Приведенные данные можно оценивать как характеристику уровня социального потенциала подростков, отражающего запросы современного общества.

Опросник Кейрси (сокращенный вариант)

Факторный анализ (варимакс) выбранных семи утверждений по опроснику представлен в таблице 1.

Выделены три фактора, характеризующих следующие социальные установки подростков:

1-й фактор (32 % дисперсии): установка на серьезность, ответственность в поведении;

2-й фактор (18 % дисперсии): установка на организованность и практичность в деятельности;

Таблица 1

Социальные установки школьников, предопределяющие их поведение

1-й фактор 2-й фактор 3-й фактор

1. Вы чаще склонны: а) быть открытым, доступным людям; б) быть сдержанным, скрытным ,067 -,024 -,810

2. Как, по-вашему, вы человек скорее: а) серьезный, определенный; б) беззаботный, беспечный ,832 ,045 -,069

3. Фразеры, мечтатели обычно: а) раздражают вас; б) довольно симпатичны вам ,056 ,715 ,176

4. Обычно вы предпочитаете действовать: а) тщательно оценив все возможности; б) полагаясь на волю случая ,827 ,137 ,232

5. В принятии решений вы руководствуетесь скорее: а) принятыми нормами; б) своими чувствами, ощущениями ,185 ,038 ,745

6. Вы чаще действуете как: а) человек практического склада; б) человек оригинальный, необычный ,047 ,764 -,106

7. Вы обычно полагаетесь: а) на организованность, порядок; б) случайность, неожиданность ,540 ,629 ,033

3-й фактор (15 % дисперсии): установка на сдержанность и социальную ориентированность в поведении.

Были подсчитаны усредненные баллы по выделенным факторам, характеризующие реальный выбор школьника одного из полярных значений.

Школьники распределились на полярные группы, как представлено на рисунках 1-3.

Более половины подростков, участвовавших в исследовании, организовывают свою деятельность с необходимым уровнем ответственности за результат. В то же время для 23 % подростков характерна беспечность в поведении.

Около 60 % подростков, участвовавших в исследовании, демонстрируют необходимую организованность и практичность в своей деятельности. В то же время для 18 % подростков характерна ориентация на самостоятельность и оригинальность.

Очень низкий процент подростков (около 11 %) склонны придерживаться необходимых социальных норм. Для 55 % подростков характерна организация своего поведения в соответствии с ситуативными эмоциональными реакциями.

Самоактуализационный опросник

Личностный профиль, диагностируемый опросником, позволяет оценить выраженность основных черт характера социально развитой

личности. На рисунке 4 в процентном выражении показана доля учащихся с достоверно характерной для них сформированностью по каждой черте.

Факторный анализ (варимакс) по шкалам опросника представлен в таблице 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделены два фактора, характеризующих следующие социальные установки подростков:

1-й фактор (55 % дисперсии): деятельность с позиции самодостаточности;

2-й фактор (19 % дисперсии): деятельность на основе открытости новому опыту.

Были подсчитаны усредненные баллы по выделенным факторам, характеризующие степень сформированности этих социальных установок.

Результаты по шкале сформированности (выраженности) представлены на рисунках 5-6.

Для 44 % школьников характерно самоуважение и самопринятие, что свидетельствует о сформированной социальной позиции.

Стремление к творческой, активной деятельности с ориентацией на актуальные проблемные ситуации характерно для 53 % школьников.

Опросник межличностных отношений

Для проведения исследования особенностей межличностных отношений у школьников с разными личностными качествами была проведена следующая предварительная работа.

Рис. 1. Социальная установка «Ответственность, серьезность»

Рис. 2. Социальная установка «Организованность, практичность»

Рис. 3. Социальная установка «Сдержанность, социальная ориентированность»

Рис. 4. Социально-психологический профиль личности учащихся

Таблица 2

Социальные установки школьников, предопределяющие их характер

1-й 2-й

фактор фактор

Шкала поддержки ,679 ,653

Ценностные ориентации ,803 ,207

Гибкость поведения ,202 ,848

Самоуважение ,871 -,022

Самопринятие ,629 ,323

Контактность ,036 ,806

Креативность ,305 ,628

Рис. 5. Социальная установка «Открытость новому опыту»

Рис. 6. Социальная установка «Самодостаточность»

Личностные интересы школьников во взаимоотношениях с окружающими, диагностируемые опросником, свидетельствуют о предпочтительных аспектах заинтересованности школьников в постоянном общении. На рисунке 7 в процентном выражении показана доля учащихся с достоверно характерной для них сформированностью по каждому личностному интересу.

Факторный анализ (варимакс) по пяти шкалам опросника межличностных отношений и трем шкалам опросника диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении представлен в таблице 3.

Выделены три фактора, характеризующих следующие социальные установки подростков:

1-й фактор (34 % дисперсии): стремление к контролю во взаимоотношениях;

2-й фактор (18 % дисперсии): миролюбие во взаимоотношениях;

3-й фактор (14 % дисперсии): конформизм во взаимоотношениях.

Были подсчитаны усредненные баллы по выделенным факторам, характеризующие распределение результатов по шкале значимости (выраженности).

Школьники распределились на полярные группы, как представлено на рисунках 8-10.

Стремление к взаимоотношениям с позиции реализации своих лидерских качеств на основе контроля за ситуацией в форме агрессивных форм выстраивания взаимоотношений характерно для 31 % учащихся.

Миролюбие склонны демонстрировать только 11 % школьников.

Конформизм во взаимоотношениях, выражающийся в полном принятии групповых

0,0%

предпочитает находиться в обществе других людей

предпочитает контролировать отношения с другими предпочитате устанавливать близкие отношения с другими

стремится к глубоких: эмоциональным отношениях! предпочитает подчиняться другим в общении

20,0%

40,0%

60,0%

33,9%

37,1%

40,3%

32,3%

Рис. 7. Доля учащихся с выраженными личностными интересами в сфере общения

Таблица 3

Социальные установки школьников, предопределяющие их взаимоотношения с другими

1-й 2-й 3-й

фактор фактор фактор

Миролюбие во взаимоотношениях ,280 ,914 -,002

Избегание конфликтных ситуаций -,848 -,048 ,151

Агрессия ,629 -,696 -,152

Предпочитает находиться в обществе других людей ,747 ,191 -,231

Предпочитает контролировать отношения с другими ,778 -,050 ,032

Предпочитает устанавливать близкие отношения с другими ,504 ,081 ,466

Стремится к глубоким эмоциональным отношениям -,123 -,071 ,669

Предпочитает подчиняться другим в общении -,093 ,113 ,726

Стремление к контролю

ВЫСОКОЕ НЕОПРЕДЕЛЕННО НИЗКОЕ

...

46,а%

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0%

Рис. 8. Социальная установка «Стремление к контролю»

Рис. 9. Социальная установка «Миролюбие во взаимоотношениях»

Рис. 10. Социальная установка «Конформизм»

Конформизм

ВЫРАЖЕН НЕОПРЕДЕЛЕННО НЕ ВЫРАЖЕН

61,3%

^■ЕЩЭ

0,0%

20,0%

40,0%

60,0%

80,0%

ориентиров в общении и стремлении к эмоциональной насыщенности поведения в группе характерно для 11 % школьников.

Полученные результаты свидетельствуют, что личностные особенности детей подросткового возраста имеют разное влияние на общение с окружающими, как негативное, так и позитивное.

Личности с эгоистичной направленностью не умеют положительно взаимодействовать и имеют порядок личностных качеств, которые превращают взаимоотношения с такими людьми в деструктивное общение, которое опасно осложнениями, унижениями, несправедливыми огорчениями и мучениями для других школьников. Агрессия в общении придает деструктивное направление таким контактам. Агрессивность принимает разные формы, такие как тяга к отмщению, враждебная настроенность, попреки и угрозы, обидчивость, ворчливость, циничность, скептицизм и т. д. Известно, что люди, действующие анонимно, могут поступать агрессивно из-за снижения беспокойства за свою общественную самооценку. Оттого в группе дети подросткового возраста зачастую поступают более жестко по отношению к одногодкам, чем в одиночку. Эмпатия играет огромную роль в отпоре развивающейся агрессивности:

чем она больше, тем более редко будет проявляться агрессивность.

Заключение

В работе выявлены социальные установки подростков, которые можно отнести к категории наиболее значимых и с точки зрения их влияния на мотивационно-ценностную сферу старшеклассников; и с точки зрения их регулирующей функции в поведении. Общая активность, направленная на поиск собственных путей решения проблем и достижения целей, на испытание, апробирование и развитие своих возможностей, определяет ориентацию старшеклассников в социальном пространстве. Такая направленность призвана обеспечивать старшеклассникам чувство самоопределения, самодетерминации, осознания своей субъектности, авторства сделанного ими выбора.

Полученные результаты полезны школьным психологам, родителям, педагогам при разработке программ содействия гармоничному личностному развитию старшеклассников, их самодетерминации и эффективной адаптации в ближнем социуме.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект - Пресс, 2016. 363 с.

2. Аниканова А. А. Психологические факторы изменения социальных установок молодежи в социальных движениях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. URL: https://guu.ru/files/referate/ anikanova.pdf

3. Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 343-354.

4. Божович Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

5. Волкова А. И. Психология общения. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 445 с.

6. Девяткин А. А. Явление социальной установки в психологии ХХ века. Калининград: Калинин-гр. ун-т, 1999. 309 с.

7. Донога Л. Влияние социальных установок на процесс адаптации старшеклассников и родителей в семье: дис. ... д-ра психол. наук. Кишинев, 2016. 227 с.

8. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.

9. Монмолен Ж. Изменение социальных установок / под ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007. С. 100-149.

10. Петровский А. В. Психология и время. СПб.: Питер, 2007. 448 с.

11. Романова Е. С. Психодиагностика. М.: Кнорус, 2015. 336 с.

12. Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблемы объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Л. В. Куликов [сост.]. СПб.: Питер, 2000. С. 87-91.

13. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. 447 с.

14. Ajzen I. Attitudes, personality, and behavior. Milton-Keynes, England: Open University Press / McGraw- Hill, 2005. 192 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Myers D. Social psychology. New York: McGraw-Hill, 2016. 772 p.

16. Schwartz S. H. Refining the theory of basic individual values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. № 4. P. 663-688.

17. Smith E. R., Mackie D. M. Attitudes and attitude change & Attitudes and behavior // Social Psychology (third edition). SUA-New York: Psychology Press Taylor & Francis Group, 2007. P. 229-305.

References

1. Andreeva G. M. SociaFnaya psixologiya [Social psychology]. Moscow: Aspect-Press, 2016. 363 p.

2. Anikanova A. A. Psixologicheskie faktory' izmeneniya social'ny'x ustanovok molodezhi v social'ny'x dvizheniyax: avtoref. diss. na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psixologicheskix nauk [Psychological factors of changing social attitudes of young people in social movements: diss. thesis ... PhD in Psychology]. Moscow, 2010. URL: https://guu.ru/files/referate/anikanova.pdf

3. Asmolov A. G., Kovalchuk M. A. O sootnoshenii ponyatiya ustanovki v obshhej i social'noj psixologii [On the relationship of the concept of social attitude in general and social psychology] // Social Psychology / ed. by E. P. Belinskaya, O. A. Tikhomandritskaya. Moscow: Aspekt Press, 2008. P. 343-354.

4. Bozhovich L. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg: Piter, 2008. 398 p.

5. Volkova A. I. Psixologiya obshheniya [Communication psychology]. Rostov na D.: Feniks, 2007. 445 p.

6. Devyatkin A. A. Yavlenie social'noj ustanovki v psixologii XX veka. [Social attitude in psychology of the XX century. Kaliningrad: Kaliningradsky universitet], 1999. 309 p.

7. Donoga L. Vliyanie social'ny'x ustanovok na process adaptacii starsheklassnikov i roditelej v sem'e: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora psixol. nauk [The influence of social attitudes on the process of adaptation of high school students and parents in the family: diss. thesis ... doctor of Psychological Sciences]. Kishenev, 2016. 227 p.

8. Leontyev D. A. Ocherk psixologii lichnosti [The essay on psychology of personality]. Moscow: Smisl, 1993. 43 p.

9. Monmolen Zh. Izmenenie social'ny'x ustanovok [Changing in social attitudes] / ed. by S. Moskovichi. St. Petersburg: Piter, 2007. P. 100-149.

10. Petrovsky A. V. Psixologiya i vremya [Psychology and time]. St. Petersburg: Piter, 2007. 448 p.

11. Romanova E. S. Psixodiagnostika [Psychodiagnostics]. Moscow: Knorus, 2015. 336 p.

12. Uznadze D. N. Ustanovka u cheloveka. Problemy' ob''ektivacii [Person's attitude. Problems of objectivity] // Psychology of personality in Russian scientific works. St. Petersburg: Piter, 2000. P. 87-91.

13. Shikhirev P. N. Sovremennaya social'naya psixologiya [Modern social psychology]. Moscow: Institute of Psychology RAS, 1999. 447 p.

14. Ajzen I. Attitudes, personality, and behavior. Milton-Keynes, England: Open University Press / McGraw- Hill, 2005. 192 p.

15. Myers D. Social psychology. New York: McGraw-Hill, 2016. 772 p.

16. Schwartz S. H. Refining the theory of basic individual values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. № 4. P. 663-688.

17. Smith E. R., Mackie D. M. Attitudes and attitude change & Attitudes and behavior // Social Psychology (third edition). SUA-New York: Psychology Press Taylor & Francis Group, 2007. P. 229-305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.