Научная статья на тему 'К вопросу о социально-экономическом имидже Волгоградской области'

К вопросу о социально-экономическом имидже Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОС. БЮДЖЕТА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / INCOME AND EXPENDITURE OF THE STATE BUDGET / SUBSISTENCE MINIMUM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мудрая М.В.

Рассмотрены показатели социально-экономического имиджа Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on the socio-economic image of the Volgograd region

The socio-economic image Volgogradskiy area.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социально-экономическом имидже Волгоградской области»

в течение семи календарных дней со дня получения реестра из банка опубликовывает в «Вестнике Банка России» и местной прессе, а также размещает на сайте Агентства в сети Интернет и вывешивает в банке официальное объявление для вкладчиков банка о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков на получение страхового возмещения. Вкладчикам, включенным в реестр обязательств банка, в отношении которого наступил страховой случай, Агентством в течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками направляются соответствующие сообщения.

Вкладчик, получивший возмещение по вкладам, размещенным в банке, в отношении которого наступил страховой случай, сохраняет право требования к данному банку на сумму, определяемую как разница между размером требований вкладчика к данному банку и суммой выплаченного ему возмещения по вкладам. Удовлетворение такого права требования вкладчика к банку осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Для того чтобы гарантированно получить компенсацию в случае отзыва у банка лицензии или его банкротства, вкладчику необходимо убедиться в том, что кредитная организация, в которой он открывает счет, является участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц. Такую информацию можно получить, например, на сайте АСВ.

Литература

1.Федеральный закон от 23.12.2003г. № 177-ФЗ (в ред. от 21.07.2014г.) О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации

2. http://www.banki.ru.

3. http://www.cbr.ru.

УДК 322.1.

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИМИДЖЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

М.В. Мудрая, к.э.н, доцент, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» e-mail:econ@vspu.ru

Аннотация. Рассмотрены показатели социально-экономического имиджа Волгоградской области.

Ключевые слова: Доходы и расходы гос. бюджета, прожиточный минимум.

Abstract: the socio-economic image Volgogradskiy area.

Keywords: Income and expenditure of the state budget, the subsistence minimum.

Имидж региона во многом определяют происходящие в нем социально-экономические процессы. Важнейшие параметры имиджа региона определяет региональный бюджет. Структура доходов и расходов бюджета г. Волгограда представлена в таблице 1 (рассчитано нами по: [1]). Наибольший доход в бюджет Волгограда в 2012г. принесли налоговые доходы, в т.ч. НДФЛ- 32,98%, земельный налог- 6,25%, налог на отдельные виды предпринимательской деятельности (ЕНВД) - 4,47%, налог на имущество физических лиц- 1,29%. Эти четыре налога составили в 2012г. почти половину доходов местного бюджета (44,99%). Среди неналоговых доходов преобладают доходы от муниципального имущества - 9,41% и прочие неналоговые доходы - 13,97%. В расходах бюджета преобладают социальные статьи: образование - 44,39%, социальная политика - 7,71%, здравоохранение - 7,64%, составляя почти 60% расходов. Прочие расходы (в т.ч. на гос. управление) - 16,61%, на ЖКХ - 9,43%, дорожное хозяйство - 8,1% (рассчитано нами по: [1]).

В формировании доходов Консолидированного бюджета субъектов РФ в 2013г. Южный Федеральный Округ (ЮФО) обеспечил 6,4% доходов, в т.ч. Краснодарский край - 2,69%, Ростовская обл. - 1,9%, Волгоградская обл. - 1% доходов. В ЮФО Волгоградская область занимает третье место в наполнении Консолидированного бюджета субъектов РФ, обеспечивая 15,61% доходов в ЮФО. Она уступает Краснодарскому краю (41,96% доходов) и Ростовской обл. (29,72% доходов).

В расходах Консолидированного бюджета ЮФО Краснодарский край составляет 45,12% расходов, Ростовская обл. - 27,5%, Волгоградская обл. - 15,5%, Астраханская обл. - 7,09%, Республика Адыгея - 2,16%, Республика Калмыкия - 1,97% (см. табл. 2),(рассчитано нами по: [2]). В расходах Консолидированного бюджета субъектов РФ ЮФО занимает 6,79% расходов, в т.ч. Краснодарский край - 3,07%, Ростовская обл. -1,87%, Волгоградская обл. - 1,05%. В целом по РФ доходы Консолидированного бюджета субъектов РФ в 2013г. составили 8164669млн.руб.,расходы 8806673млн.руб., дефицит 642004млн.руб. (7,86% к доходам). В ЮФО у всех субъектов в 2013г. бюджета сложился с дефицитом. По нашим расчетам, дефицит бюджета ЮФО составил 14,45% к доходам ЮФО, в т.ч. в Краснодарском крае - 23,07% к доходам, в Республике Калмыкия - 14,74% к доходам, в Волгоградской обл. -13,6% к доходам, в Астраханской обл. - 6,67% к доходам, в Ростовской обл. - 5,88% к доходам, в Республике Адыгея - 2,95% к доходам.

Таблица 1

Доходы и расходы бюджета в Волгограде в 2012г_

Статьи бюджета Млрд. руб. Структура в %

Доходы - всего

из них: 15,1 100

НДФЛ 4,98 32,98

Е НВД 0,675 4,47

Земельный налог 0,944 6,25

Налог на имущество физических лиц 0,195 1,29

Доходы от муниципального имущества 1,421 9,41

Плата на негативное воздействие на окружающую среду 0,065 0,43

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат 0,05 0,33

государства

Прочие неналоговые доходы 2,109 13,97

Расходы:

Из них 15,08 100

Образование 7,013 44,39

Социальная политика 1,218 7,71

Здравоохранение 1,207 7,64

ЖКХ 1,49 9,43

Дорожное хозяйство 1,281 8,1

Транспорт 0,646 4,09

Культура 0,32 2,03

Прочие 2,625 16,61

Дефицит -0,7 4,64*

(*) в % к доходам

Наибольший удельный вес в дефиците бюджета ЮФО сформировал Краснодарский край - 66,98% дефицита, на втором месте Волгоградская обл., она добавила 14,7% дефицита, Ростовская обл. -12,1% дефицита, Астраханская обл. - 12,1% дефицита, Республика Калмыкия - 1,99% дефицита, Республика Адыгея - 0,64% дефицита. В целом по Консолидированному бюджету субъектов РФ дефицит бюджета ЮФО составил 11,77%, из него наибольшую долю привнесли Краснодарский край(7,88% от дефицита субъектов РФ) и Волгоградская обл.(1,73% от дефицита субъектов РФ). Важнейшими показателями, определяющие имидж региона являются такие взаимосвязанные показатели, как величина прожиточного минимума, индекс потребительских цен (ИПЦ), среднемесячная заработная плата одного работника, тарифы услуг ЖКХ, оплата проезда на городском транспорте. Положительный имидж региона создают величина прожиточного минимума и ИПЦ ниже среднероссийских показателей, а среднемесячной заработной платы - выше среднероссийских показателей. Величина прожиточного минимума в Волгоградской обл. в 2013г. составила 6676 руб.(по нашим расчетам 89,86% от среднероссийского показателя), трудоспособного - 7203 руб.(89,88% от среднероссийского показателя), пенсионера - 5468 руб.(89,68% от

среднероссийского показателя), ребенка - 6556 руб.(92,27% от среднероссийского показателя). Среднемесячная заработная плата одного работника в Волгоградской обл. составила 21154 руб., что по нашим расчетам составляет 70,61% от среднероссийской. ИПЦ в 2013г. по сравнению с 2012г. вырос до 105,4%, что ниже общероссийского (106,5%) (рассчитано нами по: [2])

Очень важным в формирование имиджа региона является обеспечение населения продовольствием, поддержка отечественного сельхозпроизводителя. В 2014г. в Волгоградской обл. на поддержку сельхозпроизводителей предполагается направить 1,2млрд.руб. из госбюджета, в т.ч. перечислить 517млн. руб. на счета сельхозпроизводителей на восстановление оросительных систем, обновление техники, развитие социальной сферы села.

С весны 2012г. в Волгограде Агентство развития туризма применяют пластиковые карты гостя с магнитной полосой для туристов, которой оплачиваются услуги предприятий питания, гостиниц, музеев, развлекательных заведений, предусматривающая предоставление бонусов и скидок, что способствует повышению имиджа Волгограда для туристов.

В Волгограде и Волжском планируется переход городского транспорта на оплату проезда безналичным расчетом через электронные проездные (ЭП) с помощью универсальной электронной карты гражданина (УЭК). На наш взгляд, это сложный проект, требующих больших расходов на его организацию, которые будут заложены в стоимость проезда, попытка сокращения оборота наличных денег и увязки формирования доходов транспортных организаций с платежной системой. По нашим расчетам в 2012г. безналичные платежи с пластиковых карт физических лиц составляли 15,73% от безналичных расчетов, доля юридических лиц в безналичных расчетах 84,27% (рассчитано нами по: [з]).В 2013г. плата за проезд в городском электротранспорте была повышена в полтора раза, но не покрывает затраты «Метроэлектротранса». Предполагается ЭП с чипом, сканируемый валидатором кондуктором. Недостаток этой модели оплаты проезда - дополнительные расходы на валидаторы и медленность обслуживания. Проект «Метроэлектротранса» обойдется в 34млн. руб., из них 7млн. руб. планируется потратить на переобучение персонала. Окупаемость проекта 6-7 лет. Это очередной непроизводительный расход. Однако значительная часть населения пользуется не муниципальным городским транспортом, а частными маршрутными такси (40% пассажиропотока). Будут ли расходы на организацию такой формы оплаты проезда окупаться полученными доходами транспортными организациями. Не преждевременно ли внедрение такой дорогостоящей системы оплаты в условиях мирового финансового кризиса для того, чтобы оправдать использование УЭК гражданина? Тем более, что и без этих затрат городской транспорт

убыточен. Попыткой увеличить пассажиропоток на муниципальном транспорте является предложение запретить маршрутным такси проезд по центру г.Волгограда, заставить их нести непроизводительные расходы на переоформление документов с измененным маршрутом движения, таким образом пополняя местный бюджет. На наш взгляд, можно предложить переориентировать индивидуальный транспорт по параллельным улицам, отдав центральные улицы для муниципального городского транспорта и маршрутных такси. Необходимо оборудовать места парковок ( карманы), не мешающие проезду муниципального транспорта. Вносятся предложения перенести движение маршрутных такси с продольных трасс на поперечные, а на продольных трассах пустить общественный транспорт, заставляя население по несколько раз пересаживаться, что, конечно, увеличит доходы транспортных организаций, но отрицательно скажется на доходах населения, увеличив их расходы на транспорт. Возможно маршрутные такси нужны на поперечных трассах, но не в ущерб пассажирам, что также формирует имидж города.

Литература:

1. Вечерний Волгоград. - 2013.-28 мая.-С.6.

2. Где в России лучше жить//Рос. газета.-2014.-12 марта.-С.18-19.!

3. Росстат : сайт . URL:http//www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.