Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКИХ И ФРАНЦУЗСКИХ ВУЗОВ В СФЕРЕ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ'

К ВОПРОСУ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКИХ И ФРАНЦУЗСКИХ ВУЗОВ В СФЕРЕ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОРКШОП / ОБМЕНЫ / ВЫСТАВКИ / ПРОЕКТ / АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зимина Фаина Васильевна

В данной статье речь идет о международной деятельности вузов Якутии с зарубежными вузами, в частности с вузами Франции. Рассматриваются истоки и вопросы сотрудничества в сфере искусств и культуры. О проведении совместных мастер-классов, воркшопов, выставок, семинаров, круглых столов и проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Зимина Фаина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT COOPERATION IN ARTS AND CULTURE BETWEEN RUSSIAN AND FRENCH HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

This article is about the international activities of higher education institutions in Yakutia with foreign universities, in particular with universities in France. The origins and issues of cooperation in arts and culture are considered. About holding joint master classes, workshops, exhibitions, seminars, round tables and projects.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКИХ И ФРАНЦУЗСКИХ ВУЗОВ В СФЕРЕ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/74

К ВОПРОСУ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКИХ И ФРАНЦУЗСКИХ ВУЗОВ

В СФЕРЕ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

©Зимина Ф. В., ORCID: 0000-0002-3736-9405, SPIN-код: 7435-7598, Арктический государственный институт культуры и искусств, г. Якутск, Россия, fvzima@mail.ru

ABOUT COOPERATION IN ARTS AND CULTURE BETWEEN RUSSIAN AND FRENCH HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

©Zimina F., ORCID: 0000-0002-3736-9405, SPIN-код: 7435-7598, Arctic State Institute of Culture and Arts, Yakutsk, Russia, fvzima@mail.ru

Аннотация. В данной статье речь идет о международной деятельности вузов Якутии с зарубежными вузами, в частности с вузами Франции. Рассматриваются истоки и вопросы сотрудничества в сфере искусств и культуры. О проведении совместных мастер-классов, воркшопов, выставок, семинаров, круглых столов и проектов.

Abstract. This article is about the international activities of higher education institutions in Yakutia with foreign universities, in particular with universities in France. The origins and issues of cooperation in arts and culture are considered. About holding joint master classes, workshops, exhibitions, seminars, round tables and projects.

Ключевые слова: международное сотрудничество, воркшоп, обмены, выставки, проект, актуальное искусство.

Keywords: international cooperation, workshop, exchanges, exhibitions, project, contemporary art.

В настоящее время происходит оптимизация управления вузами, улучшение подготовки специалистов остается актуальной проблемой. И в этом важную роль играет международная деятельность вузов, влияющая на всю систему высшего образования. Расширилось информационное взаимодействие между учебными заведениями на национальном и международном уровнях.

Культура и искусство и искусство призваны объединять народы. В рамках международных культурных связей происходят межэтнические взаимодействия, которые способствуют культурной интеграции в современном мире.

Что касается нашего Арктического государственного института культуры и искусств, то первый договор был подписан ректором АГИКИ СС. Игнатьевой и директором Высшей Школы искусств Рейна Давидом Каспаро 31.01.2017 г. Согласно этому договору, должны были реализовываться следующие виды деятельности: обмен студентами, преподавателями, обмен исследователями, аспирантами и докторантами, взаимная организация выставок, семинаров, курсов, обмен научными публикациями, совместное научное руководство дипломными работами.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

АГИКИ принял решение продолжать деятельность по продвижению преподавания и изучения французского языка и FLE (français langue etrangere) преподаватель французского языка является координатором при взаимодействии с Посольством Франции.

Также наши студенты усиленно готовятся и успешно сдают международный экзамен Delf. АГИКИ активно участвовал в Зимнем университете «Перекресток культур» в рамках подготовки к международной биеннале актуального искусства BY-2016 франко-российского образовательного культурного проекта Северо-Восточного федерального университета «Тепло холода», где организаторами выступали СВФУ им. М.К. Аммосова, АГИКИ, Университет Страсбурга (Франция) и Университет Париж-8 (Франция), а партнерами были Посольство Франции в РФ, Союз художников и Национальный художественный музей РС (Я). Из АГИКИ участвовали Туйаара Ефимовна Шапошникова, художник-график, заведующая кафедрой живописи и графики АГИКИ, Анна Григорьевна Петрова, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой дизайна и ДНИ народов Арктики АГИКИ, Ольга Афанасьевна Рахлеева, доцент кафедры дизайна и ДНИ народов Арктики АГИКИ. С французской стороны принимали участие эксперты из Университета Париж 8 Элуа Ферия, доктор искусствоведения и Франсуаза Винсент Ферия, профессор отделения изобразительного искусства университета Ренн 2.

Проект «Тепло холода» был создан для развития культурного диалога, образовательного сотрудничества в области культуры и творчества. Проект включал различные аспекты, такие как чтение лекций, совместные выставки, мастер-классы, творческие мастерские в области искусства и культуры. Мероприятие было призвано позиционировать культурный процесс как ресурс развития повышения имиджа республики посредством популяризации актуального искусства.

АГИКИ принимал участие в проекте «Тепло холода» в декабре 2017 года в Страсбурге, где был проведен научно-практический семинар, там же была организована встреча в Высшей школе искусств Рейна, в которой АГИКИ и СВФУ обговорили сотрудничество во время будущего визита господина Роже Даля в Якутск, в рамках проекта проходили круглые столы, встречи с художниками и т.д.

Вузы стараются развивать международные контакты. За последние годы уточнены понятия «международное сотрудничество вузов», «интернационализация учебных программ в вузах». Практическая значимость этого служит для совершенствования международной образовательной деятельности и внедрения международных образовательных программ [1, с. 170-174].

Мы относительно молодой вуз, нам 22 года. Арктический институт ориентируется на опыт международного сотрудничества СВФУ, который имеет разносторонние научно-образовательные, академические и культурные связи с многими странами, начиная с 1995 года. Французский ресурсный центр СВФУ (центр сотрудничества с франкоязычными странами) начал свою деятельность в СВФУ в 2004 году. Центр курирует различные научно-образовательные, исследовательские, культурные двусторонние проекты, ведет переговоры с французскими университетами, организует студенческие стажировки во французские вузы.

СВФУ принял участие в ежегодном собрании вузов-партнеров Посольства Франции в Москве, где Ресурсный центр СВФУ был назван в числе лучших центров из 256 вузов РФ. (https://clck.ru/h3JyR).

Ежегодно Французский ресурсный центр привлекает преподавателей — носителей французского языка для работы в университете и в других учебных заведениях. Сейчас со

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

студентами работает Арольд Може, французский преподаватель, и еще он преподает в Арктической школе.

Якутия как активно развивающийся регион привлекает не только своей национально-культурной экзотикой, но и историческими, древними археологическими, научными исследованиями и открытиями. Ведь сейчас век инноваций и высокоразвитых технологий, век цивилизации, но якуты продолжают сохранять свою самобытную культуру, передавать из поколения в поколения жизненные сказания и опыт предков, традиции и обычаи, праздники [2]. Этому способствуем и мы, преподаватели.

Преподавателем французского языка АГИКИ составлено учебное пособие для студентов "Decouvrir l'Arctique", т.е. откройте для себя Арктику. Пособие получило гриф Минобразования в 2016 году. Состоит из 6 разделов: Арктика — наш дом, Традиционные занятия народов Арктики, Коренные народы Арктики, Традиции и верования народов Арктики, Культура народов Севера, Актуальные проблемы Севера.

Пособие способствует расширению культурного кругозора студентов и содержит большой познавательный материал об интересных фактах народов Севера.

Сотрудничество с вузами Франции началось с идеи Трианонского диалога, который появился на встрече между Президентом Французской республики Эммануэлем Макроном и Президентом РФ Владимиром Путиным 29 мая 2017 года в Версале. Эта французская инициатива, на которую российские партнеры очень быстро отреагировали и проявили интерес. «Речь идет о предоставлении нашей молодежи, деятелям культуры и экономики возможность вести диалог, сблизиться и преодолеть возможное непонимание» — так сказал Путин В.В., Президент РФ после этой встречи (https://clck.ru/h3K2x).

Трианонский диалог призвал к расширению связей между французским и российским обществом в различных областях, несмотря на разногласия. Некоторые встречи могут быть проведены в формате видеоконференции, что мы и сделали с 15 по 19 февраля 2021 г.

Был проведен мастер-класс между студентами АГИКИ, СВФУ и Высшим институтом прикладного искусства в Ренне (Франция, LISAA). Объединили студентов в мультидисциплинарном художественном творческом проекте. Он одновременно происходил в Якутии и в городе Ренне (Франция) на платформе Tims. Основная цель франко-российского мастер-класса — это встреча якутских и французских студентов, а также открытие педагогических методов, связанных с художественным образованием, практикуемым в этих вузах. Тема «В поисках холода» была выбрана исходя из перспективы и желания открыть для себя якутскую культуру в ее экстремальном экологическом контексте. Семинар был организован в исследовательском духе. Каждая группа рассматривалась как «экспедиция», которая работает над определенной темой. Например, были исследователи ландшафта, исследователи-дизайнеры одежды, исследователи-повара и т.д. Взаимные резонансы уже стали предметом экспериментов во время воркшопа.

Студенты поделились своими рассказами о холоде (сказки, легенды, мифы), рассказали о быке холода, сделали много фото- и видеосъемок. Белое изобилие (про куорчэх), перформанс про мамонта, «Тяжелый файл» — это кафедра живописи и графики. Нужно отметить, что воркшоп прошел очень хорошо и результативно, также наши студенты готовили:

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

«Туманная земля» — инсталляция, видеотрансляция студентов группы Дизайн среды.

«Звуки зимы» — инсталляция, перформанс группы «Цифровой дизайн», первый курс.

«Холодный смарт».

«Экология Арктики, сумерки богов» — инсталляция группы цифрового дизайна.

«Холодная война» — инсталляция группы «Цифровой дизайн»,

«Бык зимы (Сказки Севера)» — инсталляция третьего курса ДНИ,

«Резьба по льду» — преподаватель Дь. Бойтунов, доцент кафедры живописи и графики.

«Холодная война» — видеотрансляция группы Цифровой дизайн,

Резьба по кости бивня мамонта, Амыдаева Айыына, третий курс живописи и графики (из семейной династии косторезов) [3].

В декабре 2021 г. был подписан тройственный договор о сотрудничестве между тремя вузами: Высшим институтом прикладного искусства в Ренне (Франция, LISAA), АГИКИ, СВФУ им. М.К Аммосова.

В этом учебном году с 4 апреля 2022 г. стартует франко-якутская гастрономическая мастерская: кулинарная культура, этническая принадлежность и искусство. Проект "Faire son beurre", предложенный LISAA Rennes. С их института участвуют три преподавателя и студенты третьего курса факультета архитектуры и дизайна интерьера. Это предложение поддержано и АГИКИ, и СВФУ. Проект дает возможность, как изучая местные кулинарные рецепты (французские и бретонские) изучить роль еды в становлении культурной идентичности. Название "Faire son beurre" — это выражение, которое на французском языке означает «сделать успешный бизнес» или «заработать большие деньги».

Проводится этнографическое исследование символического кулинарного бретонского и якутского рецептов с использованием трех продуктов: молока, масла и свежих сливок.

Речь идет о выполнении и документировании конкретной реализации рецептов пошагово. Будет кулинарная сессия с шеф-поваром, специалистом по молочным продуктам, который работает по рецептам бретонской кухни.

Создают также рецепт якутской кухни, изготовленного из французских и бретонских продуктов. Первый этап прошел очень интересно, второй — 25 апреля 2022 г., третий, заключительный этап — 23 мая 2022 г. На первом и втором этапах наши студенты познакомят своих французских друзей с древней растительной и молочной пищей якутов, например, чохоон, саламат, куорчэх, урумэ и др.

Таким образом можно сказать, что роль культурных отношений играет решающую роль в реализации взаимодействия между разными народами, позволяют налаживать сотрудничество и преодолевать конфликтные ситуации, помогает реализовать различные проекты в области искусства, культуры и науки.

Список литературы:

1. Иванов Д. И. Роль международной деятельности вузов // Актуальные проблемы педагогической науки: сборник научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Казань, 2001. Вып. 4. С. 170-174.

2. Федорова А. В. Особенности культурного сотрудничества Якутии и Франции в формате российско-французских отношений // Российская революция 1917 г.: история и современность. 2017. С. 151-163.

3. Зимина Ф. В. Откройте для себя Арктику. Якутск: АГИКИ, 2015. 110 с.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 8. №5. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

References:

1. Ivanov, D. I. (2001). Rol' mezhdunarodnoi deyatel'nosti vuzov. In Aktual'nye problemy pedagogicheskoi nauki: sbornik nauchnykh trudov molodykh uchenykh i studentov KGPU, Kazan', 4, 170-174. (in Russian).

2. Fedorova, A. V. (2017). Osobennosti kul'turnogo sotrudnichestva Yakutii i Frantsii v formate rossiisko-frantsuzskikh otnoshenii. In Rossiiskaya revolyutsiya 1917 g.: istoriya i sovremennost', 151-163. (in Russian).

3. Zimina, F. V. (2015). Otkroite dlya sebya Arktiku. Yakutsk. (in Russian).

Работа поступила в редакцию 10.04.2022 г.

Принята к публикации 23.04.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Зимина Ф. В. К вопросу о сотрудничестве российских и французских вузов в сфере искусств и культуры // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 616-620. https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/74

Cite as (APA):

Zimina, F. (2022). About Cooperation in Arts and Culture between Russian and French Higher Education Institutions. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 616-620. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/74

® I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.