Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койлубаева Бурулча Кожоновна, Белекова К.К.

В предлагаемой статье сделана попытка основательно показать роль и место семьи в воспитании ребенка и важность гендерной ролевой культуры, ставшая одной из острых проблем современности. Были расшифрованы исторические пути развития гендерной ролевой культуры через традиционные ценности, раскрыты теоретико-методологические основы, узловые концепции образования. Надо подчеркнуть, что статья опирается на материалы диссертационного исследования, а также на основы фольклора, который включает в себя различные аспекты развития гендерной ролевой культуры киргизского народа и составляет ее истоки. В целях диагностики представлений, отношения и поведения студентов к гендерно-ролевой культуре, разработана анкета “Опрос гендерных ролевых оценок в традиционной культуре”. В результате дается вывод, что в вузах реализуется целостный набор методов педагогического эксперимента всех видов с целью проверки модели развития гендерно-ролевой культуры студентов через традиционные киргизские ценности, а также условий и средств ее реализации. Выявлены и интерпретированы ключевые концепции по проблеме. Дается научный анализ деятельности ученых-историков по развитию гендерной ролевой культуры студентов вузов и предлагаются пути решения некоторых проблем в образовании. В то же время методическое решение данной проблемы является актуальным. Гендерная культура, гендерная роль рассматриваются как ядро феномена гендера, и определено, что специально разработанные методы помогут решить проблему. Целью являются создание модели развития гендерно-ролевой культуры студентов вузов через традиционные киргизские ценности, разработка методологии внедрения технологической модели развития гендерно-ролевой культуры студентов вузов на основе традиционных киргизских ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Койлубаева Бурулча Кожоновна, Белекова К.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PRINCIPLES AND METHODS OF STUDYING THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF GENDER-ROLE CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS

The proposed article attempts to show the role and place of the family in the upbringing of the child and the importance of gender roles in culture, which has become very important issue at the present time.The evolution of gender roles in culture and their theoretical and methodological foundations have been viewed through traditional values. Many key concepts of gender roles were discussed in this article. It should be emphasized that the article is based on the materials of the dissertation research of the author. It is also based on the foundations of folklore, which includes various aspects of the development of the gender roles in the culture of the Kyrgyz people. In order to diagnose students' perceptions, attitudes and behavior towards gender-roles, a questionnaire “Survey of gender-role assessments in traditional culture” was designed. As a result, it is concluded that universities implement a holistic set of methods of pedagogical experiment of all kinds. This experiment tests the model for the development of the gender-roles of students through traditional Kyrgyz values, as well as the conditions and means of its implementation. Key concepts arising from some societal problems, such as divorce and abuse, are identified and interpreted. A scientific analysis of the works of historians in the development of gender roles in the culture of university students is given and ways to solve some problems in education are proposed. At the same time, the methodological solution of this problem is relevant. Gender roles are considered as the core of the phenomenon of gender, and it is determined that specially developed methods will help solve the problem. The goal is to create a model for the development of the gender roles of university students through traditional Kyrgyz values, to develop a methodology for introducing a technological model for the development of the gender roles of university students based on traditional Kyrgyz values.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

УДК 378.33 (575.2) https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/59

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

©Койлубаева Б. К., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, burulcha69@gmail.com ©Белекова К. К., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, Belekova.k@mail.com

METHODOLOGICAL PRINCIPLES AND METHODS OF STUDYING THE PROCESS OF

DEVELOPMENT OF GENDER-ROLE CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS

©Koilubaeva B., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, burulcha69@gmail.com ©Belekova K., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, Belekova.k@mail.com

Аннотация. В предлагаемой статье сделана попытка основательно показать роль и место семьи в воспитании ребенка и важность гендерной ролевой культуры, ставшая одной из острых проблем современности. Были расшифрованы исторические пути развития гендерной ролевой культуры через традиционные ценности, раскрыты теоретико-методологические основы, узловые концепции образования. Надо подчеркнуть, что статья опирается на материалы диссертационного исследования, а также на основы фольклора, который включает в себя различные аспекты развития гендерной ролевой культуры киргизского народа и составляет ее истоки. В целях диагностики представлений, отношения и поведения студентов к гендерно-ролевой культуре, разработана анкета "Опрос гендерных ролевых оценок в традиционной культуре". В результате дается вывод, что в вузах реализуется целостный набор методов педагогического эксперимента всех видов с целью проверки модели развития гендерно-ролевой культуры студентов через традиционные киргизские ценности, а также условий и средств ее реализации. Выявлены и интерпретированы ключевые концепции по проблеме. Дается научный анализ деятельности ученых-историков по развитию гендерной ролевой культуры студентов вузов и предлагаются пути решения некоторых проблем в образовании. В то же время методическое решение данной проблемы является актуальным. Гендерная культура, гендерная роль рассматриваются как ядро феномена гендера, и определено, что специально разработанные методы помогут решить проблему. Целью являются создание модели развития гендерно-ролевой культуры студентов вузов через традиционные киргизские ценности, разработка методологии внедрения технологической модели развития гендерно-ролевой культуры студентов вузов на основе традиционных киргизских ценностей.

Abstract. The proposed article attempts to show the role and place of the family in the upbringing of the child and the importance of gender roles in culture, which has become very important issue at the present time.The evolution of gender roles in culture and their theoretical and methodological foundations have been viewed through traditional values. Many key concepts of gender roles were discussed in this article. It should be emphasized that the article is based on the materials of the dissertation research of the author. It is also based on the foundations of folklore, which includes various aspects of the development of the gender roles in the culture of the Kyrgyz people. In order to diagnose students' perceptions, attitudes and behavior towards gender-roles, a questionnaire "Survey of gender-role assessments in traditional culture" was designed. As a result,

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

it is concluded that universities implement a holistic set of methods of pedagogical experiment of all kinds. This experiment tests the model for the development of the gender-roles of students through traditional Kyrgyz values, as well as the conditions and means of its implementation. Key concepts arising from some societal problems, such as divorce and abuse, are identified and interpreted. A scientific analysis of the works of historians in the development of gender roles in the culture of university students is given and ways to solve some problems in education are proposed. At the same time, the methodological solution of this problem is relevant. Gender roles are considered as the core of the phenomenon of gender, and it is determined that specially developed methods will help solve the problem. The goal is to create a model for the development of the gender roles of university students through traditional Kyrgyz values, to develop a methodology for introducing a technological model for the development of the gender roles of university students based on traditional Kyrgyz values.

Ключевые слова: гендер, гендерная роль, культура, национальная ценность, традиционная ценность, культурная ценность, модель, педагогический опыт.

Keywords: gender, gender role, culture, national value, traditional value, cultural value, model, pedagogical experience.

По данным периодических изданий, в современном киргизском обществе основанные на традиционных ценностях и устоявшихся нормах гендерные роли между супругами ослабли. В их установках, поведении и отношениях все более и более стала укореняться легкомысленное отношение к семейной жизни. Все это привело к нарушению гендерного равноправия в киргизском обществе — проявлению активного или пассивного поведения, которое может выражаться в форме дискриминации, ненависти, равнодушия, а также ограничения прав и привилегий в связи с половой принадлежностью человека. В результате, такого рода проблемы приводят к разводу [1].

Выбранная тема данной работы о развитии гендерно-ролевой культуры студентов вузов через киргизские традиции, основана на объективных противоречиях между наличием потребностей в развитии гендерно-ролевой культуры студентов вузов и отсутствием таких исследований.

Объектом исследования является развитие гендерно-ролевой культуры студентов. Предметом исследования является процесс формирования гендерно-ролевой культуры студентов вузов через традиционные киргизские ценности.

Процесс исследования потребовал выяснения его методологической базы. Объективность и достоверность новых знаний, полученных в результате любого исследования, зависит от того, на каких фундаментальных концепциях, идеях и принципах оно реализуется. На всех этапах исследовательского процесса в данной работе руководствовались следующими методологическими принципами педагогического исследования:

1. Определение педагогических явлений основано на принципе сопротивления их взаимозависимости с другими явлениями. Любое явление не является само собой разумеющимся, оно связано с другими явлениями как противоречие, причина эффективного переходного ряда.

2. Рассмотрение различных педагогических явлений в форме развития. Время изменило сущность многих наших основных педагогических концепций. Например, современные

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

измерения идеала образованного человека имеют существенное отличие от того, что было тридцать лет назад.

3. Обеспечение целостного подхода к анализу педагогических явлений и процессов, смотреть на любую вещь как на часть целого. К примеру, процесс воспитания — воспитывать, а процесс обучения — давать знания, и нельзя отрицать их естественную внутренняя связь. Это может создать определенный функционализм в педагогике.

Как известно, при выборе методов исследования следует помнить, что любая научная проблема не может быть решена одним методом, при этом можно достичь надежного результата только путем применения нескольких взаимодополняющих методов во взаимодействии друг с другом. Междисциплинарный характер изучаемых проблем снижает возможность их решения однородными методами. Поэтому проектирование учебного процесса сбора и анализа данных, относящихся к данному исследованию, апробирование их и измерение результатов оценки породили необходимость сочетания качественных и количественных методов исследования. В методической литературе эта стратегия описывается как исследование смешанными методами [2].

Идея гендерного равенства, также как и стратегия его достижения требуют обоснования не только на теоретическом, но и на педагогическом уровне.

Поскольку вопросы, связанные с гендерно-ролевой культурой, часто решаются в рамках социальной философии, социологии, психологии и антропологии, необходимо экстраполировать результаты исследования терминов и понятий, относящихся к этой науке, на педагогическое пространство. Во-вторых, в качестве источников для изучения гендерно-ролевых значений в традиционной культуре мы использовали различные словари киргизского языка, образцы фольклора, этнографические факты, литература. Использование языка как источника для изучения гендерных ценностей всегда основано на фундаментальных взглядах науки.

Согласно традиционным постулатам науки, язык является не только материальным носителем этнокультуры, но и этнической константой, основной формой выражения и существования этнокультурного опыта и воспринимается как средство обучения этнопедагогической культуре народа. По Гумбольдту, язык есть внутренняя поэтическая энергия, универсальное достояние нации, «Язык... всеми тончайшими нитями своих корней сросся... с силой национального духа, и чем сильнее воздействие духа на язык, тем закономерней и богаче развитие последнего» [3]. Э. Сепир о том, что видение и познание мира обусловлено языком писал: «Люди живут не только в объективном мире вещей и не только в мире общественной деятельности, как это обычно полагают; они в значительной мере находятся под влиянием того конкретного языка, который является средством общения для данного общества. Было бы ошибочно полагать, что мы можем полностью осознать действительность, не прибегая к помощи языка, или что язык является побочным средством разрешения некоторых частных проблем общения и мышления. На самом же деле «реальный мир в значительной степени бессознательно строится на основе языковых норм данной группы... Мы видим, слышим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом потому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения» [4]. Другими словами, Э. Язык Сепир является символическим представлением культуры. А педагогическую функцию языка К. Д. Ушинский отмечает следующим образом: «Язык — самое живое, самое широкое и самое сильное оружие, объединяющее прошлые, настоящие и будущие поколения народа в великое историческое целое [5].

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

Любой аспект гендерной ролевой культуры киргизского народа, который мы изучаем, берет свое начало в фольклоре. В народных пословицах, мифологиях, сагах, произведениях народных певцов можно найти представление о требованиях к социальным ролям мужчин и женщин, а также об их воспитании. Родство педагогической культуры и фольклора связано с традицией фиксировать и сохранять уловки знаний и культуры прошлых эпох и передавать их следующему поколению. Народные произведения были созданы из необходимости воспитания. Фольклор всегда был визитной карточкой, показателем культуры и благополучия нации.

Наши практические мероприятия в учебных Высших учебных заведений и студентов с гендерной киргизов через традиционные ценности документов — изучение документов в целях ролевых объеме, что вопросы развития культуры имели, насколько мы также анализ применения метода. В исследовании рассматривается вопрос формирования гендерно-ролевой культуры студентов через традиционные киргизские ценности в практической деятельности высших учебных заведений. В связи с этим нами проанализированы образовательный стандарт профиля иностранных языков государственного стандарта высшего образования 550700 в области педагогики, основные образовательные программы, учебно-методические пособия, учебники (https://clck.ru/epHa4).

Анализ документов помог найти причины сегодняшних проблем и их практические решения через знакомство с проведенным опытом в области исследований.

В процессе исследования в целях выявления состояния становления гендерно-ролевой культуры студентов, в опросе приняли участие 231 студент (82 юношей, 149 девушек) Ошского государственного университета — факультета педагогики, иностранных языков, истории. В личных данных респондентов мы постарались учесть и особенности семейных пар. В формирующем эксперименте приняли участие 100 студентов (31 юноша, 69 девушек) 1-2 курсов факультета иностранных языков того же вуза (Таблица 1, 2).

Таблица 1

ОБЩИЕ ДАННЫЕ СТУДЕНТОВ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ НА ЭТАПЕ ДИАГНОСТИКИ

231 студент (82 юношей, 149 девушек)

Кол-во студентов %

Девушки 149 48,5

Юноши 82 51,5

Семейные 16

Имеющие детей 8

Итого: 231 100,0

Таблица 2

ОБЩИЕЕ ДАННЫЕ СТУДЕНТОВ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В ФОРМАТИВНОМ ОПРОСЕ

100 студентов (31 юноша, 69 девушек)

Кол-во студентов %

Девушки 69 48,5

Юноши 31 51,5

Семейные 8

Имеющие детей 3

Итого: 100 100,0

L^^HKZB^ Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС BY 4.0) 508

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

В целях диагностики представлений, отношения и поведения студентов о гендерно-ролевой культуре разработана анкета «Опрос гендерных ролевых оценок в традиционной культуре». В связи с необходимостью измерения специфики гендерно-ролевой культуры девушек и юношей были разработаны две версии опросника. Каждая анкета состояла из 30 вопросов и была разработана для оценки отношения студентов, знаний и поведенческих практик по отношению к гендерным ролям и их определению. Каждый из вопросов имел такие варианты как «категорически не согласен», «не согласен», «нерешителен», «согласен», «полностью согласен». Студенты отмечают свою позицию знаком x. Мы создали фокус-группу из 5 человек на основе метода экспертной оценки, чтобы учесть многогранность перспективы исследования, качество инструментов опроса и объективность оценки результатов. Задача проектирования процесса формирования гендерно-ролевой культуры студентов в вузах через традиционные киргизские ценности позволила нам использовать метод модельного исследования. Слово модуль переводится непосредственно с латыни как означает модель.

Исследовано понятие модели и использовали его на практике как более простую, более репрезентативную форму информации в конкретном пространстве знаний, фактов и отношений в той или иной области знаний. В ходе исследования в вузе были реализованы все виды педагогических экспериментальных методов для апробации модели развития гендерно-ролевой культуры студентов через традиционные киргизские ценности, условия и средства ее реализации. По логике исследования утвержденные (направленные на определение практического состояния проблемы), экспериментальные (направленные на проверку справедливости рабочей гипотезы на небольшой территории) или формирующие (направленные на проверку эффективности разработанной методики проверки правильности полученных теоретических выводов) эксперименты проводились последовательно по принципу непрерывности.

Развитие гендерно-ролевой культуры студентов в киргизских вузах через традиционные ценности проводятся в соответствии с целями и задачами исследования проблемы патриотического воспитания студентов средствами искусства педагогический эксперимент в следующей логической последовательности, шаг за шагом шаг. На начальном этапе следует запланировать и разработать методику изучения проблемы развития гендерно-ролевой культуры студентов киргизских вузов через традиционные киргизские ценности, а также методы отбора результатов, полученных из учебных программ.

Выводы

Итак, основные цели исследования — проведенние в вузах серии экпериментов по развитию гендерно-ролевой культуры студентов через традиционные киргизские ценности. Главные задачи: создание экспериментальной ситуации, ее наблюдение, управление экспериментом, выполнялись многогранные комплексные задания, связанные с измерением экспериментальных реакций.

На аналитическом этапе были проанализированы и обобщены результаты педагогического эксперимента, уточнены теоретические и экспериментальные материалы, подтверждена гипотеза. Добавлены лучшие способы повышения эффективности и качества деятельности, направленной на развитие гендерно-ролевой культуры студентов киргизских вузов через традиционные ценности, еще раз подтверждена справедливость гипотезы и написан текст диссертации.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

Статистические методы использовались для измерения динамики развития результатов и взаимосвязи между этими результатами. Они помогли оценить результаты работы, повысить достоверность выводов, сделать обоснованные теоретические обобщения.

Список литературы:

1. Койлубаева Б. К., Зупушов Б. К. Состояние исторических исследований гендерных вопросов в Кыргызстане // Вестник КРСУ 2021. Т. 21. №10. С. 139-142.

2. Johnson R. B., Onwuegbuzie A. J. Mixed methods research: A research paradigm whose time has come // Educational researcher. 2004. V. 33. №7. P. 14-26. https://doi.org/10.3102/0013189X033007014

3. Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа. 2009.

4. Степин В. С., Гусейнов А. А., Семигин Г. Ю. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. 524 c.

5. Ушинский К. Д. Родное слово. Екатеринбург: Типография ситипринт, 2021. 152 с.

References:

1. Koilubaeva, B. K., & Zupushov, B. K. (2021). Sostoyanie istoricheskikh issledovanii gendernykh voprosov v Kyrgyzstane. VestnikKRSU, 21(10), 139-142. (in Russian).

2. Johnson, R. B., & Onwuegbuzie, A. J. (2004). Mixed methods research: A research paradigm whose time has come. Educational researcher, 33(7), 14-26. https://doi .org/10.3102/0013189X033007014

3. Vaisgerber, I. L. (2009). Rodnoi yazyk i formirovanie dukha. (in Russian).

4. Stepin, V. S., Guseinov, A. A., Semigin, G. Yu. (2010). Novaya filosofskaya entsiklopediya. Moscow. (in Russian).

5. Ushinskii, K. D. (2021). Rodnoe slovo. Ekaterinburg. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 25.02.2022 г. 03.03.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Койлубаева Б. К. Белекова К. К. Методологические принципы и методы изучения процесса развития гендерно-ролевой культуры студентов вузов // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №4. С. 505-510. https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/59

Cite as (APA):

Koilubaeva, B. K., & Belekova, K. K. (2022). Methodological Principles and Methods of Studying the Process of Development of Gender-Role Culture of University Students. Bulletin of Science and Practice, 5(4), 505-510. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.