Научная статья на тему 'РОЛЬ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
188
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / МУЖЕСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Турсалиева Гуля Жакыпбековна, Костюк Ширин Аалиевна

В данной статье анализируется понятие «гендерные стереотипы», особенности таких сущностных характеристик гендерных стереотипов, как «женственность» и «мужественность». Определяется, влияние этнокультурных ценностей в процессе социализации молодежи на укрепление традиционных гендерных стереотипов «мужественности» и «женственности» в дальнейшем самоопределении молодежи. Выявляются уровни гендерных стереотипов и их современное распространение среди молодежи Кыргызстана и их роль в качестве этнокультурного идентификатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Турсалиева Гуля Жакыпбековна, Костюк Ширин Аалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GENDER STEREOTYPES IN THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL IDENTITY OF YOUNG PEOPLE

This article analyzes the concept of "gender stereotypes", the features of such essential characteristics of gender stereotypes as "femininity" and "masculinity". The influence of ethno-cultural values in the process of socialization of youth on the strengthening of traditional gender stereotypes of "masculinity" and "femininity" is determined in the further self-determination of youth. The levels of gender stereotypes are revealed and their modern distribution among the youth of Kyrgyzstan and their role as an ethno-cultural identifier.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

УДК 372.857 https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/61

РОЛЬ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ

©Турсалиева Г. Ж., канд. социол. наук, Таласский государственный университет,

г. Талас, Кыргызстан, [email protected] ©Костюк Ш. А., канд. социол. наук, Кыргызский Национальный

университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан [email protected]

THE ROLE OF GENDER STEREOTYPES IN THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL IDENTITY OF YOUNG PEOPLE

©Tursalieva G., Ph.D., Talas State University, Talas, Kyrgyzstan, [email protected] ©Kostyuk Sh., Ph.D., Kyrgyz National University Zhusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan [email protected]

Аннотация. В данной статье анализируется понятие «тендерные стереотипы», особенности таких сущностных характеристик гендерных стереотипов, как «женственность» и «мужественность». Определяется, влияние этнокультурных ценностей в процессе социализации молодежи на укрепление традиционных гендерных стереотипов «мужественности» и «женственности» в дальнейшем самоопределении молодежи. Выявляются уровни гендерных стереотипов и их современное распространение среди молодежи Кыргызстана и их роль в качестве этнокультурного идентификатора.

Abstract. This article analyzes the concept of "gender stereotypes", the features of such essential characteristics of gender stereotypes as "femininity" and "masculinity". The influence of ethno-cultural values in the process of socialization of youth on the strengthening of traditional gender stereotypes of "masculinity" and "femininity" is determined in the further self-determination of youth. The levels of gender stereotypes are revealed and their modern distribution among the youth of Kyrgyzstan and their role as an ethno-cultural identifier.

Ключевые слова: гендерные стереотипы, идентичность, этнокультура, женственность, мужественность.

Keywords: gender stereotypes, identity, ethnoculture, femininity, masculinity.

На социальном уровне формирование гендерных стереотипов определяется, прежде всего, представлениями о мужественности и женственности, характерными для данной культуры. Для каждой культуры характерен свой ряд представлений о мужественности и женственности. Структура и содержание этих стереотипных представлений зависит не только от исторической стадии и уровня развития соответствующего общества, но и от этнокультурного своеобразия, в котором бытуют подобные представления.

Различия в гендерных образах варьируются вместе с особенностями этнической культуры. В культуре одного этноса может преобладать тенденция к равноправию мужчин и женщин и стиранию различий между ними, касающихся стиля жизни и психологических характеристик. В то же время в культуре другого этноса могут поддерживаться значительные

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

различия между полами и формами их поведения, а также психологическими особенностями, связанными с их ролью в продолжении рода и заботе о подрастающем поколении. [1, с.62].

Тенденции, связанные с тендерными различиями, господствующие в тех или иных этнических культурах, могут также иметь различную направленность: к примеру, в одной культуре типичной может быть ситуация, когда все важнейшие решения принимают мужчины, а женщины должны подчиняться этим решениям, а в другой культуре основная тенденция может носить противоположный характер. В любом обществе и в любой этнической системе мужчинам и женщинам всегда будут свойственны специфические гендерные роли. В представлениях о гендерных образах важную роль играют гендерные стереотипы, которые представляют собой сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины

Согласно, мнению исследователя А. Здравомыслова, этническая культура состоит из этнической идентичности, традиций, обычаев, нравов, присущих определенному этносу [2, с. 15]. В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения роли и места этнокультурных процессов в системе межэтнических отношений, в том числе и того, какое влияние эти процессы оказывают на повседневную жизнь народа, на формирование представлений о гендерных образах и гендерных стереотипах поведения. В рассмотрении взаимосвязи гендера и этнической культуры правомерно исходить из различий социальных ролей мужчины и женщины в современном обществе. В проведенном нами исследовании были сформулированы вопросы, для того чтобы понять степень влияния социальной и культурной среды на формирование гендерных стереотипов у молодежи нашей страны.

Рисунок 1. Данные по ответам на вопрос «Что, с Вашей точки зрения, повлияло на формирование у Вас представлений о роли мужчины и женщины в обществе?»

Как видно из Рисунка 1, на народные традиции и обычаи указывают 28% респондентов, что еще раз подтверждает, какую большую роль наряду с семьей играют традиции в формировании роли и статуса женщин и мужчин в обществе.

В исследовании были затронуты вопросы изучения и описания таких национальных традиций киргизского народа, как калым и умыкание невесты, об их влиянии на судьбы молодых людей. Результаты глубинных интервью показывают, что данные традиции оказали больше негативного влияния на судьбу респондентов, нежели позитивного.

Света, 33 года, Иссык-Кульская область: «К калыму я отношусь негативно, потому что это плохо отразилось на моей жизни. Меня можно сказать, купили родственники мужа, а мои родственники продали. Мне был 21 год. Это трагедия для меня лично. Я прожила с ним 2 года. Эти 2 года прошли в пьянках мужа и упреках свекрови. Я должна была терпеть и радоваться, что они меня приняли в свою семью и дали большой калым...»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

Осмоналы, 36 лет, Таласская область: «Когда мне было 18 лет у меня была девушка, я ее любил и хотел жениться. Пошел к ее родителям. Просил их разрешения. Ее отец сказал, что не против, но только нужно заплатить калым как положено и запросил 25 баранов и еще денег. Откуда у меня столько. Ее родители нашли ей богатого жениха. Но если серьезно, я все таки думаю, что люди не скот, их нельзя заставить жить вместе потому что так родителям хочется. Обычаи, наверное, важны, но нужно думать еще о том, что человек чувствует»

Вследствие этого, те социокультурные данности, которые окружают молодого человека с самого рождения и воспринимаются им как неизменные и единственно правильные, часто не изменяются и в течение жизни, ибо человек видит, что они подтверждаются в каждодневной практике. Своим собственным детям в процессе воспитания он опять передает все те же социокультурные данности.

Чтобы выявить степень влияния гендерных стереотипов на процесс гендерной социализации нами был задан вопрос: «Не жалеете ли Вы (что родились мальчиком или девочкой)? Легко ли быть Вам мужчиной/женщиной в нашем обществе. Почему? Обоснуйте несколькими предложениями». В процессе анализа данного вопроса мы сгруппировали ответы респондентов и в основном ответы девушек носили более пессимистичесий характер, по сравнению с ответами молодых парней.

Так, к примеру, ответ студентки Таласского государственного университета звучит таким образом: «Быть женщиной для меня очень трудно. Ведь женщина должна быть нежной, умной, женственной. Я часто задаю себе вопрос «Выйдет ли из меня идеальная жена и мать?». Иногда я жалею, что я девушка. Ведь мальчики делают все, что хотят, они чувствуют себя более свободными, чем девочки. Я хотела бы ходить как они к друзьям, приходить домой, когда захочу. Я хочу чувствовать себя свободной, делать то, что я желаю, а не то, что мне приказывают».

Банковский работник (г. Бишкек): «У нас в семье я одна и четыре мальчика. Впервые различия между мальчиками и девочками я почувствовала, когда мне было 6 лет, когда братьям на лето брили волосы, а мне не стали, подчеркнув, что я «она же девочка». А когда я подросла, мне родители не разрешали ходить на те же вечеринки и школьные дискотеки, куда ходили братья, а если разрешали, то на час или два и всегда говорили: «Раз ты девочка, то ты должна сидеть дома». И я всегда думала, что родиться девочкой это божье наказание».

Представитель НПО Таласской области отмечает, что «при выборе профессии отец был категорически против моего выбора, он сказал это не женская профессия. И я поступила туда, куда он захотел. Я жалею, что родилась девочкой, всю жизнь зависима от мнения родителей, мужа, близких и наконец, общества. Если бы я была особой мужского рода, я в жизни достигла бы большего. Потому что мужчины могут сделать свою судьбу так, как они хотят. И сколько бы мы не говорили о равноправии, мы девушки зависим от обстоятельств, от случая и от того сценария, который заранее предписали нам родители и общество».

Студент (г. Бишкек): «Я очень рад, что родился мальчиком, что бог сотворил меня таким. Я очень часто слышал и слышу от девочек, что они жалеют, что не родились мальчиками, и ни разу не слышал от мальчиков, чтобы они жалели, что не девочки. Уже одно это говорит, что мужчиной быть лучше, у тебя никаких проблем. В отличие от женщин мужчине с мужчиной легче найти общий язык, даже, если он преподаватель. А у девушек наоборот, если преподаватель женщина, это создает еще больше проблем».

Студентка Иссык-Кульского государственного университета: «В семье я самая младшая. И когда отец с братом что-то делают по хозяйству, они всегда зовут меня, т.е. мужскую тяжелую работу я делаю наравне с братом, сравнительно я даже физически сильнее

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

некоторых парней, но я стараюсь не показывать этого, что я такая сильная. Чтобы обо мне не говорили: «Вот она, какая сильная, как мужик». Мне хочется быть нежной и слабой как другие девушки, чтобы обо мне заботились, защищали, а не говорили: «А она может за себя постоять».

Продавец детских игрушек (г. Бишкек): «В школе в нашем классе мальчиков была мало и учителя всегда были на стороне мальчиков. Если девочка побьет мальчика учителя ругали ее и говорили, как тебе не стыдно девочка никогда не должна поднимать руку на мальчика. А также мне и самой хотелось быть мальчиком, потому что папа после работы в основном сидел и отдыхал и смотрел телевизор. И мама тоже очень часто говорила, что было бы лучше, если бы я родилась мальчиком и бабушка не очень любила, упрекая маму, что родила девочку». Если исходить из ответов респондентов, то именно, в семье, зачастую закладываются и поддерживаются определенные гендерные стереотипы, которая является одним из основных факторов гендерной социализации. В рамках исследования мы хотели проанализировать влияние агентов социализации, в частности родителей на гендерную социализацию молодежи индикатор — модель супружества: традиционная (отец-глава и кормилец, а мать - хранительница очага); паритетная (отец и мать равно участвуют в выполнении семейных ролей, решения принимаются на основе консенсуса); нетрадиционная

■ Традиционная (у нас отец- глава и кормилец, мать — хранительница очага)

■ Паритетная (Отец и мать равно участвуютв выполнении семейных ролей, решения принимаются на основе консенсуса)

■ Нетрадиционная(у нас в решении многих вопросов доминирует мать)

Рисунок 2. Ответы на вопрос «Как бы Вы охарактеризовали модель супружества родителей?»

Результаты нашего исследования показывает, что доминирующая часть — 47% респондентов оценивают модель супружества родителей традиционным, что еще раз подтверждает, преобладание традиционной модели построения супружеских отношений в нашем обществе. Преобладание традиционной модели супружества, вероятно и оказало влияние на дальнейшее планирование молодежью модели супружества в собственной семье (Рисунок 3).

И анализ ответов респондентов показывает, что большая часть опрошенной молодежи Кыргызстана по прежнему придерживается традиционных представлений построения модели супружеских отношений — 43%, и только 23% опрошенных не хотели бы придерживаться традиционной модели супружеских отношений. А 35% опрошенных респондентов затрудняются ответить на данный вопрос.

Поскольку в процессе социализации большинство взрослых поощряют мальчиков за мужественность и осуждают за женственное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать мужские и женские образцы поведения, затем - выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в целостной структуре идентичности [7, с. 67].

(в частности во многих вопросах доминирует мать.)

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

23%;

Рисунок 3. Ответы на вопрос «Хотели ли Вы воспроизвести в своем браке традиционную модель отношений?»

Что не могло не оставить свой отпечаток на общественном сознании молодежи, и не сформулировать традиционную точку зрения молодежи на статус женщины и мужчины в обществе, которая видна из Рисунка 4.

Рисунок 4. Как Вы считаете, не пострадают ли интересы семьи, если муж будет заниматься политикой и предпринимательской деятельностью?

Рисунок 5. Как Вы считаете, не пострадают ли интересы семьи, если жена будет заниматься политикой и предпринимательской деятельностью?

Анализ сравнения показателей Рисунков 4 и 5 свидетельствует о том, что в патриархатном обществе Кыргызстана, несмотря на трансформационные изменения, более 60% опрошенных респондентов считают, что в случае, когда жена занимается политикой и предпринимательской деятельностью, интересы семьи могут существенно пострадать. Что касается активного участия мужчин в политической жизни общества и предпринимательской

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

деятельности, то опрошенные респонденты более толерантны, солидарны с сильным полом, т.е. только 15% считают, что интересы семьи могут пострадать.

Следовательно, можно сделать заключение, что ребенок рождается мужского или женского пола, но в результате воспитания становится мужественным или женственным, идентифицирует свое положение с соответствующей гендерной ролью, что и является процессом формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами.

Таким образом, этническая патриархатная культура, формируя личность на основе своих стереотипов, создает условия существованию дискриминации и неравенства мужчин и женщин во всех сферах. В процессе социализации, молодые люди в зависимости от пола, начинает идентифицироваться с закрепленными в культуре представлениями о том, какими мужчины или женщины должны быть.

Список литературы:

1. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе: Кыргызстан, 1990. 480 с.

2. Эфендиев Ф. С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик: Эль-Фа, 1999.

3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб: Прайм ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.

4. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН, 2004. 336 с.

5. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. №2. С. 63-71.

6. Давыдова Н. М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность. 2000. №4. С.51-58.

7. Здравомыслов А. Г. Тройственная интерпретация культуры и границы социологического знания // Социологические исследования. 2008. №8(292). С. 3-18.

8. Карасаева А. Х. Особенности гендерного разделения у киргизов // Проблемы гендерных отношений в Кыргызстане: Сб. статей. Бишкек, 2004. С. 18-20.

9. Хаджимуратова Н. Женщины Кыргызстана в народных традициях. Бишкек, 2006.

References:

1. Abramzon, S. M. (1990). Kirgizy i ikh etnogeneticheskie i istoriko-kul'turnye svyazi. Frunze. (in Russian).

2. Efendiev, F. S. (1999). Etnokul'tura i natsional'noe samosoznanie. Nal'chik. (in Russian).

3. Bern, Sh. (2001). Gendernaya psikhologiya. St. Petersburg. (in Russian).

4. Bem, S. L. (2004). Linzy gendera. Transformatsiya vzglyadov na problemu neravenstva polov. Moscow. (in Russian).

5. Vinogradova, T. V., & Semenov, V. V. (1993). Sravnitel'noe issledovanie poznavatel'nykh protsessov u muzhchin i zhenshchin: rol' biologicheskikh i sotsial'nykh faktorov. Voprosy psikhologii, (2), 63-71. (in Russian).

6. Davydova, N. M. (2000). Glava sem'i: raspredelenie rolei i sposob vyzhivaniya. Obshchestvennye nauki i sovremennost', (4), 51-58. (in Russian).

7. Zdravomyslov, A. G. (2008). Troistvennaya interpretatsiya kul'tury i granitsy sotsiologicheskogo znaniya. Sotsiologicheskie issledovaniya, (8(292)), 3-18. (in Russian).

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 8. №4. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

8. Karasaeva, A. Kh. (2004). Osobennosti gendernogo razdeleniya u kirgizov. In Problemy gendernykh otnoshenii v Kyrgyzstane, Bishkek. 18-20.

9. Khadzhimuratova, N. (2006). Zhenshchiny Kyrgyzstana v narodnykh traditsiyakh. Bishkek.

Работа поступила в редакцию 07.03.2022 г.

Принята к публикации 11.03.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Турсалиева Г. Ж., Костюк Ш. А. Роль тендерных стереотипов в формировании этнокультурной идентичности молодежи // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №4. С. 516-522. https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/61

Cite as (APA):

Tursalieva, G., & Kostyuk, Sh. (2022). The Role of Gender Stereotypes in the Formation of Ethno-Cultural Identity of Young People. Bulletin of Science and Practice, 5(4), 516-522. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.