Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРИЕННАЛЕ "АРКТИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП": ИТОГИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ'

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРИЕННАЛЕ "АРКТИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП": ИТОГИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ АРКТИЧЕСКАЯ ТРИЕННАЛЕ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО АРКТИКИ / ВЫСТАВКА / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрова - Кэрэьит Анна Григорьевна, Яковлева Елена Васильевна

В статье рассматриваются история формирования, цели и задачи актуальной площадки современного искусства - Международной триеннале «Арктический хронотоп» 2018 и 2021 гг., организуемой Арктическим государственным институтом культуры и искусств. Освещены основные идеи, события и образовательная программа проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TRIENNIAL "ARCTIC CHRONOTOPE": RESULTS AND REFLECTIONS

The article examines the history of the formation, goals and objectives of the current platform of contemporary art - the International Triennial "Arctic Chronotope" 2018 and 2021, organized by the Arctic State Institute of Art and Culture. The main ideas, events and educational program of the project are highlighted.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРИЕННАЛЕ "АРКТИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП": ИТОГИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ»

ISSUE SUBJECT | ТЕМА HOMEPA| i

DOI: 10.17516/2713-2714-0027

УДК 7.03+7.05

INTERNATIONAL TRIENNIAL "ARCTIC CHRONOTOPE": RESULTS AND REFLECTIONS

Anna G. Petrova - Kerehit

Arctic State Institute of Culture and Arts

Yakutsk, Russian Federation

Elena V. Yakovleva

Yakutsk, Russian Federation

Abstract: The article examines the history of the formation, goals and objectives of the current platform of contemporary art - the International Triennial "Arctic Chronotope" 2018 and 2021, organized by the Arctic State Institute of Art and Culture. The main ideas, events and educational program of the project are highlighted.

Keywords: International Arctic Triennial; contemporary art of the Arctic; exhibition; creative industries.

Citation: Petrova, A.G., Yakovleva, E.V. (2022). International Triennial "Arctic Chronotope": results and reflections. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Т. 1, № 2 (11), p. 54-61.

C.B. Иванова. Куйаар код. 2021. Цифровая графика, печать. 50x60

Собственность автора

S. V. Ivanova. Kuyaar code. 2021. Digital graphics, printing. 50x60

Author's property

А. Г. Петрова - КэрэЬит

Арктический государственный институт культуры и искусств Якутск, Российская Федерация

Е. В. Яковлева

Якутск, Российская Федерация

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРИЕННАЛЕ

«АРКТИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП»: ИТОГИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

В статье рассматриваются история формирования, цели и задачи актуальной площадки современного искусства - Международной триеннале «Арктический хронотоп» 2018 и 2021 гг., организуемой Арктическим государственным институтом культуры и искусств. Освещены основные идеи, события и образовательная программа проекта.

Ключевые слова: Международная арктическая триеннале; современное искусство Арктики; выставка; креативные индустрии.

Проект Триеннале реализуется каждые три года в конце календарного года - в самое загадочное и холодное время якутской зимы. Первая Триеннале состоялась в декабре 2018 года в Якутске.

Основная рефлексия триеннале «Арктический хронотоп» направлена на осмысление геокультурных особенностей арктической зоны и сформирована преимущественно на региональном материале. Проекты художников, работающих в резиденциях, креативных кластерах, работы авторов, исследовательский архивный материал из научных и музейных институций соединены в образовательных локациях, выставочных пространствах, раскрывающих специфику культуры Арктики.

На протяжении более шести лет программа триеннале посвящена культуре повседневности, идентичности, метафорическим, образным и экологическим аспектам, структуре и образной семантике арктических ландшафтов, искусству коренных народов Севера. «Значимость проекта заключается в расширении участия креативной Арктики в мировом культурном процессе, продвижении творческих достижений региона, сближении целей и задач российской и мировой современной культуры, заимствовании опыта учебных заведений при решении задач трансляции опыта искусства», - отмечают авторы проекта.

Изначальные цели проекта - создание позитивного культурного образа России, арктического региона и Якутии в мировом сообществе через поддержку современных, актуальных направлений арктического искусства, вносящего вклад в развитие креативных индустрий. Решение этих задач позволило привлечь внимание мирового и российского художественного сообщества к развитию креативных индустрий и современного искусства в Арктике; активизировать творческие ресурсы республики; наладить связи с художественными вузами, центрами и галереями России и других стран.

Первоначально к участию в основном проекте были приглашены художники, исследователи и коллективы, осмысливающие и отражающие в своем творчестве различные особенности Арктики, исследователи и исследовательские коллективы, в том числе сотрудничающие с различными научными, художественными и музейными институциями и располагающие материалами, которые раскрывают специфику Арктики

С.В. Иванова. «Лето-21». 2021. Цифровая графика, печать. 50x60

Собственность автора

S. К Ivanova. Summer-21. Digital graphics, printing. 50x60

Author's property

Э.Г. Степанова. Родные просторы. 2016. Холст, акрил, тальник. 100x100

Собственность автора

Е. G. Stepanova. Native spaces. 2016. Canvas, acrylic, talnik. 100x100

Author's property

и ее частных явлений. Принимались произведения разных лет - от живописи до медиаарта и городских интервенций.

За эти годы устоялась структура экспозиционной части триеннале, и произведения рассматриваются в номинациях: живопись (академическая живопись, декоративная живопись, экспериментальная живопись); графика (печатная графика, уникальная графика, редкие и смешанные техники); видео-арт и медиа (видео, видеоинсталляции и др.); скульптура; арт-объ-екты (энвайронмент, малые архитектурные формы, инсталляции интерьерные и др.); декоративно-прикладное и традиционное искусство (по видам, традиционные формы, эксперимен-

тальное искусство); дизайн (здания, городские и сельские комплексы, графический и цифровой дизайн, дизайн среды, интерьера, текстиль, дизайн костюма, аксессуаров из кожи, меха и др. материалов); театральное искусство (сценография, костюм, театральный плакат).

Конференции и образовательные, дискуссионные площадки триеннале посвящались инновационным образовательным трендам в сфере креатива и искусства, продвижению образов Арктики, созданных арктическими жителями на ее территории, проблемам арктического самосознания, цивилизационного вклада Арктики в современное миропонимание, значимым вопросам коренных народов Арктики и Севера.

В течение первой декады декабря 2018 года в рамках Триеннале проходили различные мероприятия: от перфомансов, научных конференций, круглых столов до воркшопов, показавших, что задачи Триеннале гораздо шире и сложнее и не ограничиваются экспозицией и дискуссиями об арктическом искусстве. Первая Триеннале -

Экспозиция Триеннале. 2021 Фото

А. Петрова-КэрэЬит

The exposition of the triennial "Arctic Chronotope".

2021 Photo by A. Petrova-Kerehit

H.E. Федуловa. Большая медведица.

2016. Ткань, акрил. 100x170

Собственность автора

N. Е. Fedulova. The Big dipper. 2016. Fabric, acrylic. 100x170

Author's property

это возможность поговорить об Арктике с позиций культуры, искусства, социологии, дизайна и креативных индустрий. Это немного другая оптика и другой контекст.

В этой связи нельзя не вспомнить цикл международных выставок «Искусство Арктики», начинавшийся еще с 2010 года. Выставка «Искусство Арктики - 2016. Точка схода» была третьей и объединила более 300 художников из разных регионов России (Екатеринбург, Челябинск, Красноярск, Магадан, Республика Северная Осетия - Алания), Арктических регионов РФ (Чукотский автономный округ - г. Анадырь; Долгано-Ненецкий автономный округ - г. Дудинка; Ямало-Ненецкий автономный округ - г. Салехард; Магадан; Республика Саха (Якутия)), зарубежной Арктики (Аляска, Финляндия), а также Франции, Японии.

Экспозиция представила искусство арктических регионов как особый мир, неповторимый художественный язык и своеобразная символика которого, с одной стороны, продолжают изобразительную систему, выработанную в традиционной культуре, с другой - чутко откликаются на происходящие перемены. Характер традиционного искусства народов Арктики и Севера основан на принципе гармонизации, обратной связи и минимального воздействия на природу. Традиционный художественно-предметный мир вписывался в ландшафт и был органичной его частью.

Выставка «Искусство Арктики» 2016 года актуализировала темы, посвященные Арктике: в сюжетах реалистического искусства, символике, в образах народного искусства, дизайне. На экспозиции были представлены традиционные для арктического искусства самобытные косторезные школы, региональное декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, скульптура. Подчеркнем, что именно эти выставки стали отправной точкой дальнейшей разработки концепции Триеннале и расширения географии.

В рамках образовательной части Триеннале всегда включалась научная часть, программы и курсы, такие как «Интеллектуальное искусство и художественные практики», ориентированные на преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов. В этой части Триеннале важным являлось участие французских партнеров, во многом они определили образовательный вектор Триеннале, открывая новый взгляд на искусство и способы коммуникации в нем. Творче-

ский дуэт - Франсуаз Винсент Ферия (Francoise Vincent Feria), профессор Universite de Strasbourg, и Элуа Ферия (Eloy Feria), профессор Universite Paris 8, - являлся куратором Международных якутских биеннале актуального искусства 2014, 2016 годов. Уже тогда новые образовательные форматы стали основой организуемых ивентов: это акции, вернисажи, летние образовательные школы, основная цель которых - открытие новых имен и разработка креативных идей в области contemporary art.

На Триеннале 2018 года Франсуаз Винсент Ферия и Элуа Ферия стали членами жюри, совместно с институтом разработали идею создания в АГИКИ проектного офиса по продвижению креативных индустрий. Путешествуя по миру с исследовательским интересом, они представляли авторские арт-объекты и перформан-сы, которые при столкновении на экспозициях с традиционными работами якутских и арктических художников создавали оригинальную историю о встрече разных культур - современности и традиции.

Ряд авторов и исследователей считает началом многих якутских событий современного и актуального искусства сотрудничество с французскими коллегами и художниками. В ноябре 2013 года в Париже в Университете Париж 8, который в 1969 г. основали Делез, Фуко, где их традицию антиакадемизма и свободомыслия продолжали Рансьер, Миллер, Бадью и др., открылась выставка Prelude a la Siberie («Прелюдия к Сибири») и Международная научная конференция Pratiques artistiques contemporaines: dimension ecosophique et questions societales, состоявшаяся 22 ноября в Maison de I Amerique Latine.

Конференция собрала разных специалистов - искусствоведов, историков, художников - и затронула насущные проблемы: особенности мультикультурной и художественной идентификации в современном обществе; проблемы искусства малочисленных народов, национальных меньшинств; формы художественных манифестаций, биеннале и глобализация.

Конференция собрала исследователей из АГИКИ (Россия), СВФУ (Россия), Universite Paris 1 Pantheon-Sorbonne (Франция), Universite Paris 8 (Франция), Universite de Strasbourg (Франция), Institut des arts, UFRGS, Porto Alegre (Бразилия) и многих других.

Сотрудничество плодотворно продолжилось в 2014 году, и обширная экспозиция Якутской биеннале «BY-14» представила художников из разных стран: Венесуэлы, Англии, Бразилии, Франции, Португалии. Уже в декабре 2015 года в рамках подготовки биеннале 2016 года в Якутске состоялся франко-якутский научно-исследовательский семинар «BY-14 и после...»: размышления о формах и рефлексия об опыте совместной

М. М. Лукина. Большой улов. 2016. Холст, акрил. 110x280

Собственность автора

М. М. Lukina. A big catch. 2016. Canvas, acrylic. 110x280

Author's property

Е.П. Михайлова. Стратиграфия Арктического снега. Триптих. 2016. Картон, рельеф.

60x200

Собственность автора

Е. P. Mikhailova. Stratigraphy of Arctic snow. Triptych. 2016. Paperboard, relief.

60x200 Author's property

А.Г. Петрова-КэрэЬит. Кочевье. 2016. Кожа, акрил, горячее тиснение, шитье. 100x140

Собственность автора

A. G. Petrova-Kerehit. Nomadic. 2016. Leather, acrylic, hot stamping, sewing. 100x140

Author's property

работы, круглый стол по проблемам междисциплинарных исследований актуального искусства «Ни культурное наследие, ни современное искусство» (о культуре, искусстве, литературе, языке, определении поля поиска исследователей). На всем протяжении совместной работы одним из важных вопросов остается проблема осмысления взаимосвязи между образованием, дизайном и современным визуальным искусством.

Образовательная и научная части Триеннале стали программными для события, поскольку через них формируются большие идеи, например концепция «искусство как исследование».

Искусство как познание: такой подход непременно выводит художников к самым неожиданным вещам и результатам. Об этом предлагали задуматься партнеры и организаторы Триеннале. «Вначале круг людей будто ограничен художниками, студентами, журналистами, но, находясь на экспозиции, многие начинают понимать смысл происходящего, все становятся свидетелями появления и становления совершенно нового явления в северном искусстве: искусство - как обмен идеями, искусство - как коммуникация в широком смысле, искусство как процесс и как исследование...» [2].

«Шире ощутить свою идентичность - новый арктический тренд, и в нем не только этническая сущность жителя Центральной Якутии, а попытка осознать себя человеком огромного пространства до самого края земли у моря Лаптевых. "Арктика нуждается в нас!", "Арктика хочет быть услышанной!" -такие реплики раздавались на конференции как призыв к осмыслению и освоению этого пустынного, холодного про-

УТ1 11

арктического горожанина немного иначе. Это вечная трансграничность между внутренней природой и внешней культурой. Он исторически объект культурного воздействия извне, а теперь уже субъект, пытающийся дотянуться до мирового, универсального» [2].

В 2018 году эти идеи продолжились на круглом столе «Диалог по креативным проектам в сфере творческих индустрий», в нем приняли участие профессионалы из сферы кино, изобразительного искусства, дизайна, 1Т-технологий, моды. Приглашенным участником из Москвы

была руководитель Universal University Екатерина Черкес-Заде.

Одним из ключевых арт-объектов Триеннале 2018 года была «Спящая Арктика» бельгийской художницы Е. Баракиной [3]: многослойное полотно - портрет девушки с закрытыми глазами, на который проецируется видео пролетающих птиц, бегущих зверей, проплывают разные символические знаки. «Но девушка спит. Она открывает глаза от прикосновения чьих-то рук, и то лишь на какое-то мгновение. Мысль очень ясная и оригинально представленная. На других полотнах портрет этой девушки словно мерцает сквозь узоры, и этот эффект достигается за счет двойного слоя плотной и прозрачной ткани. Здесь важна не только тема, идея, технология, но само участие художницы в Триеннале. Говорят, на встрече с Евгенией был полный аншлаг».

Триеннале 2018 года - мозаика, калейдоскоп очень разноплановых и разнонаправленных ра-

бот, объединенных ментальной склонностью художников Севера к неспешному процессу ручного творческого труда художника. «Спящая Арктика» осталась в Якутске. Думается, что на нее можно проецировать не только пролетающих птиц, пробегающих зверей, знаки, которые замкнуты в мире искусства: «"Спящая Арктика" может проснуться, стать другой, если на нее проецировать что-то иное, выходящее за границы искусства» [2].

Триеннале 2021 года показывает, что сейчас нет доминирующего направления в арт-среде, которое, с одной стороны, не дает всем творцам равные возможности быть увиденным, понятым и оцененным, но если мы говорим в целом об арт-направлении, то быть увиденным, понятым и оцененным для художников, работающих в современных форматах, - актуальный момент, это важно и для развития экспериментального искусства.

На открытии Триеннале 2021 года алгысчыт разжигает огонь на снегу, весь ритуал происходит среди множества ледяных пластин, в которые вморожены журнальные страницы, и все понимают: хронотопос решает всё. Инсталляция Магды Мровек (Magda Mrowiec), художника и преподавателя LISAA из г. Ренн, выполнена на 40-градусном морозе: это замороженные ледяные пластины со страницами совместного журнала, на снегу. Арт-объект напоминает Сто-унхендж, обсерватории древних, деревянный календарь якутов, святилища евразийских народов.. . Ключевая идея Магды Мровек - наблюдать за процессом, фиксировать, как меняется природное и рукотворное (одновременно) под воздействием времени и места. Здесь появляется тема «движения материи»: лед, вода, оттаивая, в конце уйдут в вечную мерзлоту.

Этот объект создан по результатам международного проекта LISAA, АГИКИ и СВФУ - вор-кшопа «В поисках холода / En Quete du Froid», проведенного в начале 2021 года. Проект, в котором принимали участие студенты этих ВУЗов, позволил обменяться идеями, мнениями, вдохновить друг друга темой холода, чтобы в результате появились разнообразные образы холода.

На экспозиции Триеннале 2021 года был представлен и проект студентов LISAA - женский манекен, образ якутской женщины как взгляд из Франции. Он появился после того, как французские студенты увидели ролик якутских студентов. На зимней веранде девушка накрывает себе завтрак - яичница, чай, хлеб. Накрывшись пледом, она приступает к трапезе, но чай покрывается корочкой льда, яичница застывает и с трудом режется ножом. На улице минус 45. Это совершенно свободная интерпретация якутского костюма. Скорее игра. На Триеннале вообще много игры, что позволяет относиться к искусству не только как к готовому произведению, но как к процессу. На Триеннале много непривычного, нестандартного, например - увидеть что-то узнаваемое в странной белой композиции, созданной из спрессованных кассовых чеков. Объект из разряда арте повера, который вызван экологической сознательностью автора. Это актуальная повестка - жить и творить экономно, с меньшим ущербом для окружающего, здесь ценность приобретает способность художника следовать этому [4].

В 2021 году научная конференция «Арктический хронотоп - 2021» посвящена актуальным

приемам и средствам изобразительного искусства, развитию региональных креативных индустрии, вопросам продвижения культуры и искусства Арктики в мировой культурный процесс. На дискуссионной площадке обсуждались такие вопросы, как проблемы визуализации арктического пространства средствами народного художественного творчества, искусства и дизайна; создание имиджевого продукта и визуализация арктических образов; мультиобразность Арктики в культурном пространстве; современное профессиональное искусство в Арктике - творческие и образовательные аспекты; культурные практики освоения арктического наследия - исследовательские, инновационные подходы.

Подводя итог, скажем, что триеннале «Арктический хронотоп» становится актуальной площадкой для современного искусства, его движения вперед и развития креативных индустрий.

Литература

1. Петрова - КэрэЬит, А.Г. Международная якутская биеннале современного и актуального искусства «BY»: франко-якутские проекты 2012-2017 гг. // Вестник АГИКИ. - Якутск, 2017. - № 1 (8). - С. 16-17.

2. Яковлева, Е.В. «Арктический хронотоп - 2018». Больше, чем об искусстве. - URL: http://agiki.ru/ blog/2018/12/arkticheskij-hronotop2018-bolshe-chem-ob-iskusstve (дата обращения 8.05.2022).

3. Яковлева, Е.В. Художник Евгения Баракина: Проснись, Арктика! - URL: http://sakhalife.ru/evgeniya-barakina-prosnis-arktika/ (дата обращения 8.05.2022).

4. Яковлева, Е.В. Голод по свободе в искусстве - «Арктический хронотоп - 2021». - URL: https://sakhalife. ru/arkticheskij-hronotop-2021-golod-po-svobode-v-iskusstve/ (дата обращения 8.05.2022).

References

1. Petrova - Ke're'hit A.G. Mezhdunarodnaya yakutskaya biennale sovremennogo i aktuarnogo iskusstva "BY": franko-yakutskie proekty' 2012-2017 gg. [The International Yakut Biennale of Contemporary Art "BY": French-Yakut projects 2012-2017]. Vestnik AGIKI, Yakutsk, 2017, no. 1 (8), pp. 16-17.

2. Yakovleva E.V. "Arkticheskij xronotop - 2018". ВоГ she, chem ob iskusstve ["Arctic Chronotope - 2018". More than about art], available at: http://agiki.ru/blog/2018/12/ arkticheskij-hronotop2018-bolshe-chem-ob-iskusstve (accessed 8.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Yakovleva E.V. Xudozhnik Evgeniya Barakina: Prosnis1, Arktika! [Artist Evgeniya Barakina: Wake up, Arctic!], available at: http://sakhalife.ru/evgeniya-barakina-prosnis-arktika/ (accessed 8.05.2022).

4. Yakovleva E.V Golod po svobode v iskusstve -"Arkticheskij xronotop - 2021" [Hunger for freedom in art - "Arctic Chronotope - 2021"], available at: https:// sakhalife.ru/arkticheskij-hronotop-2021-golod-po-svobode-v-iskusstve/ (accessed 8.05.2022).

Г.Н. Решетников. Гелиос. Путь судьбы.

2013.

Бумага, акварель.

40x90

Собственность автора

G. N. Reshetnikov.

Helios. The path of fate. 2013. Paper, watercolor. 40x90

Author's property

Об авторах

Петрова Анна Григорьевна - кандидат искусствоведения, доцент, Арктический государственный институт культуры и искусств (Якутск) E-mail: kundune@mail.ru

Яковлева Елена Васильевна - журналист, писатель (Якутск)

E-mail: lenaval2@mail.ru

Н.Н Курилов. Олени предков. 2004. Коллаж, цв. аппликация, 80x90

Собстценность автора

N. N. Kurilov. Deer of the ancestors.

2004. Collage, color application. 80x90

Author's property

Petrova Anna Grigoryevna

Candidate of Arts, Associate Professor, Arctic State Institute of Art and Culture (Yakutsk)

Yakovleva Elena Vasilyevna Journalist, writer (Yakutsk)

г* ць

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.