Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ШКОЛА ЯКУТИИ'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ШКОЛА ЯКУТИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
78
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арктический дизайн / архитектура / художественно-проектная школа / дизайн-образование / дизайн среды / дизайн-код / Arctic design / architecture / art and design school / design education / environment design / design code

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А Г. Петрова -. Кэрэhит

В статье анализируется образовательная система художественно-проектной школы Арктического института культуры и искусств, освещаются вопросы методологии дизайн-проектирования и практико-ориентированного обучения, деятельность креативного агентства кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства, рассматриваются проекты последних лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART AND DESIGN SCHOOL OF YAKUTIA

The article analyzes the educational system of the Art and Design School of the Arctic Institute of Culture and Arts, highlights the issues of the methodology of design and practice-oriented training, the activities of the creative agency of the Department of Design and Decorative and Applied Arts, the projects of recent years are considered.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ШКОЛА ЯКУТИИ»

ЗР ПРОЕКЦИЯ ФАСАДА

ЗР ПРОЕКЦИЯ ФАСАДА

и науки российской федерации федеральное государственное нсцжбтное образовательное учреждение высшего образования « арктический государственный инстуггут культуры и искусств» кафедра дизайна и дли народов арктики

дипломник: осипова елена анатольевна дипломник: черова сардана николаевна руководитель: старостина айталина анисимовна

УДК 74+7.05

А. Г. Петрова - КэрэЬит

Арктический государственный институт культуры и искусств Якутск, Россия

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ

ШКОЛА ЯКУТИИ

В статье анализируется образовательная система художественно-проектной школы Арктического института культуры и искусств, освещаются вопросы методологии ди-зайн-проектирования и практика-ориентированного обучения, деятельность креативного агентства кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства, рассматриваются проекты последних лет.

Ключевые слова: арктический дизайн; архитектура; художественно-проектная школа; дизайн-образование; дизайн среды; дизайн-код.

Е. Осипова, С. Черова (руководитель -доцент

Е.П. Михайлова). Дизайн-проект школы в 203 мкр-не г. Якутска. Решение фасада. 2021. 3x1,4м

Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства Арктического государственного института культуры и искусств (Якутск)

Народы Арктики и Якутии создали уникальную материальную куль-туру, эффективную форму взаимодействия со средой, приспособленную к суровым природно-климатическим условиям. Характер традиционного быта арктических народов, по определению Л. Гумилева, «вписывался» в ландшафт, который был органичной его частью. Отсюда и неповторимый характер традиционного искусства, архитектурных представлений, основанных на принципе обратной связи, минимального воздействия на природу [2, с. 201, с. 433].

В современном дизайне устойчивый интерес к традиционной культуре объясняется рядом факторов: на поверхностном уровне - тенденцией сопротивления глобальной унификации, нарастающей «универсальной» культуре; на глубинном - пониманием

экологических проблем, уже переставших быть чисто технологическими и закономерно перешедшими в общесоциальную сферу.

Обращение к традиционной культуре -это обращение к позитивному, в широком смысле «экологическому» опыту прошлого, попытка найти пути смягчения существующего и все более нарастающего дисбаланса природной и общественной среды [5, с. 165-172].

В традиционных культурах, которым свойственна некая установка на сотрудничество с внешним миром, способ конструирования мира всегда соответствовал законам природы. Все технологические процессы являлись частью целостной человеческой деятельности и основывались на принципах гармонизации, равновесия взаимоотношений человека и питающей окру-

жающей среды. Сформированные веками технологии традиционных сообществ как более экологосберегающих, эргономичных актуальны для нашего времени и применяются в выработке актуальных концепций и проектов экодизайна.

Этносы Арктики воплощали важные для себя символы в визуальных, пространственных формах - архитектуре, культовых и обиходных предметах. «Искусство-произ-водство» традиционных обществ - феномен сознания коллективного: каждая вещь несла на себе печать соавторства поколений. Это «искусство-производство» - целостное, одновременно изобразительное, декоративное, функции предметов - и эстетические, и культовые, и утилитарные. Всё это созвучно концепции современной художественно-проектной культуры, для которой, как пишут теоретики дизайна, «методологически важна ориентация именно на этнокультурную идентичность, поскольку она допускает, что корни и ветви дизайна находятся, во-первых, в "большой истории" (там, где в рефлектированном виде никакого дизайна, как считается, не было), а во-вторых, в пространственной, вещной и образной среде в целом, а не только в сфере, отведенной для промышленно производимых изделий, которые обычно и считаются предметом дизайна» [1].

Устойчивый интерес, актуализация проблем региональных культур (1970-80-х гг.) во многом определялись кризисом концепции функционализма, в течение всего XX века являвшемся основным критерием дизайна. «Обездушенная», усредненная, унифицированная среда вне этнокультурного своеобразия становилась источником отчуждения. К слову, это тенденция отхода от универсализма была характерна и для профессионального искусства России второй половины XX века, особенно последней трети, с появлением крупного течения риджионализма, выразившего стремление художников к народным, этническим истокам. В Якутии это развитие крупного направления этномодерна (термин введен З.И.

Ивановой-Унаровой). «Разнообразие стилей и художественных пристрастий сцементировано общей духовной тягой к истокам национальной культуры, желанием уйти от выработанных десятилетиями стереотипов искусства» [3, с. 5].

Обращение к этнокультурному наследию приобрело особую значимость в практике дизайна Якутии. Во многом не решенной остается проблема создания осмысленной концепции художественно-архитектурного облика городов, сельской местности, архитектурных комплексов. Неповторимый региональный, «экологический» опыт организации жизненного пространства, традиции народной архитектуры, предметной среды могут стать философской основой для разработки емкой концепции, о чем пишут многие исследователи с 1990-х годов.

Размышляя о вопросах национального своеобразия дизайна, об этнокультурной идентичности среды, О. Генисаретский отмечал: «В типологии норм проектной культуры этой идее соответствует миметический дизайн. [...] Миметический дизайн как культурно-экологический вариант дизайна главную свою цель видит в способности воссоздавать в облике среды, в ее социально-функциональном устройстве те стили и образы жизни, которые свойственны той

К. Егорова (руководитель -доцент

Т.Н. Решетников). Дизайн-проект фасада и интерьеров мастерской Мандар-Уус. Решение интерьера (проект). 2013. Фрагмент. 3x1,2 м

Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства Арктического государственного института культуры и искусств (Якутск)

К. Егорова (руководитель -доцент

Т.Н. Решетников). Дизайн-проект фасада и интерьеров мастерской Мандар-Уус. Решение фасада (проект). 2013. Фрагмент. 3x1,2 м

Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства Арктического государственного института культуры и искусств (Якутск)

или иной региональной, этнокультурной традиции» [1].

Решение проблем формообразования - не просто вписывание этнических форм в современный культурный контекст, но творческая переработка капитала этнической культуры, плодотворный синтез традиционного и современного художественного проектирования.

Во многом именно эти идеи легли в основу концепции региональной художе-ственно-проектной школы Арктического института, формирование которой связано с традициями двух школ - сибирской и московской. Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики основана на платформе двух филиалов: Красноярского художественного института (1996) и Московского института современного искусства (1998). Кафедра была создана в 2002 году при факультете изобразительных искусств под руководством А. П. Мунхалова [6].

Образовательная система художественно-проектной школы состоит из этапов и блоков, в которых реализуется триада - образность, системность, креативность (инно-вационность).

Первый этап - пропедевтический, рассматривающий основные закономерности организации объектов традиционного ис-

кусства и дизаина, раскрывающий способы анализа объектов проектирования, объективных композиционных законов формообразования, выработанных в изобразительных искусствах. Теоретическая и практическая составляющие данного этапа способствуют развитию абстрагирования, образного мышления, освоению технических средств и приемов. Например, в области дизайна среды и дизайна интерьера - это изучение теории и практики формообразования и формирования пространства.

Важным является развитие творческой способности к синтезу, целостному видению, реализующейся в конкретной предметной форме. В области графического дизайна - это изучение традиционных художественных графических технологий, актуальных цифровых форм, визуальных коммуникаций, рекламы и пр. В сфере народного и декоративного искусства - поиски плодотворного синтеза традиционного ремесленного и современного проектного подходов, формирование языка этнодизайна.

Последующие этапы обучения - проектирование систем, в которые организуются объекты декоративно-прикладного искусства, дизайна в зависимости от сложности системы.

Необходимо отметить, что в республике за минувшее двадцатилетие получили развитие цифро-графический дизайн и дизайн среды. На эти направления сформировался устойчивый социальный заказ, обусловленный бурным развитием градостроительства, урбанистики, благоустройства среды, средств массовых коммуникаций, рекламного, издательского дела. Этнокультурное наследие приобретает особую значимость в практике дизайна среды, дизайн-концепции создаются с учетом экологичности и приро-досообразности.

Ориентированность на разработку реальных региональных проектов характерна для всех проектных работ кафедры. Актуальны для республики практические направления и темы, такие как дизайн-проекты и концепции комфортной среды, мо-

дульного быстровозводимого ЖИЛЬЯ ДЛЯ северных условий, пространства и объекты общественного значения различных социальных сценариев, благоустройство сельских и городских территорий (скверов, зон досуга), организация природно-ландшафт-ных зон, парков, проекты интерьеров, ди-зайн-кодов, мастер-планов, малых архитектурных форм, визуальных коммуникаций в городской среде и др.

Например, комплексной задаче внесения проектных предложений в Концепцию ар-хитектурно-художественного облика города Якутска посвящены дипломные проекты 2015-2016 гг. Формирование городского облика воспринимается как непрерывный процесс, связанный с созданием новых архитектурных объектов и сохранением наиболее ценных. Авторы и руководители проектов стремятся направить формируемый архитектурно-художественный облик на максимальное отражение самобытности культуры республики, сохранение исторических и градообразующих объектов.

Одним из инновационных направлений, разрабатываемых кафедрой, является тема «Визуальные коммуникации в городской среде», связанная с видеоэкологией пространства, способствующая решению проблемы визуального качества среды и конкретных территорий города. Задачи проектов направлены на решение проблем визуальной среды с анализом научных, эргономических данных; регламентирующих и правовых документов в данной области, обобщением мирового опыта и аналогов.

Особого внимания заслуживают проекты последних лет, выполненные в рамках деятельности креативного агентства кафедры KUUN Art Creative Agency, открытого в 2019 году. Агентство - интерактивная среда, в которой интегрируются: образовательный процесс, научные исследования, проектные разработки, бизнес, экспертно-аналитиче-ская деятельность, площадки профессионального и общественного обсуждения и непосредственная реализация креативных проектов социальных инноваций.

.р?

V .

■-' V , \

Organic

Performance Art Show

t -

' • ';

'Mostly 9pm-6am

At Any Street Corner ^

'free entry

i . • . ; < -«

• , . ' ' ' • i. ' *• • ■ .' **; J/ >•' 4

i - ' ■-.■*•

■-■ v

При сохранении основного ядра образовательных форм и программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры формируется подвижная структура практико-ориентиро-ванного образования. Постоянная модернизация существующих образовательных программ происходит на основе мониторинга регионального, российского рынка труда и за счет импорта лучших мировых образовательных программ с их последующей адаптацией. Важнейшими формами обучения становятся реальные проектные разработки агентства KUUN Art Creative Agency, исследовательские и прикладные проекты и мастер-классы практиков, представителей индустрии.

Итогом процесса внедрения результатов практико-ориентированного обучения является трансформация образовательной деятельности в бизнес-среду и появление синтетических форм взаимодействия, кол-лабораций в секторе креативных индустрий. Ориентируясь на потребности развития экономики и социальной сферы региона,

М. Леа Борг (руководитель -доцент O.A. Рахлеева). Социальный плакат. 2015. 0,8x0,6 м

Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства Арктического государственного института культуры и искусств (Якутск)

Г. Находкин (руководитель -доцент

Е.К. Атласова). Проект дизайна и верстки Ю. Рытхэу «Когда уходят киты». 2015. 1,5x1,2м

Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства Арктического государственного института культуры и искусств (Якутск)

агентство KUUN Art Creative Agency разворачивает подготовку специалистов, исследования и разработки в новых междисциплинарных областях. К таким областям относятся дизайн в креативных индустриях, регионоведение и территориальный брен-динг, урбанистика, комфортная городская среда, медиаменеджмент, диджитал-дизайн, управление в культуре, в образовании, инновационной сфере и др.

Проект «Дизайн-код села Бердигестях» отмечен как один из лучших проектов в Федеральном реестре лучших практик по благоустройству, реализованных в 2020 году, создан в коллаборации с индустриальным партнером - Управлением архитектуры и градостроительства PC (Я).

Сегодня дизайн-код - это определенный набор правил проектирования и рекомендаций по вопросам физического развития местности, он определяет, как выглядит село, какие в нем визуальные коммуникации и символика и как развивать облик

общественных пространств, улиц, фасадов зданий.

Работа над дизайн-кодом - комплексная, позволяющая найти свойственные местности характеристики, доступные материалы. Изучение истории является необходимым условием для развития архитектурно-художественного облика села, города (кварталов, улиц), систематизирует подход к формированию стилистически единой и взаимосвязанной среды, формирует единые требования к качественным характеристикам элементов благоустройства.

Применение дизайн-кода позволит сельской и городской среде развиваться, сохраняя устойчивость необходимых параметров среды: визуальной притягательности, удобства и комфорта, безопасности и доступности.

В 2021 году кафедрой разработан научный проект «Дизайн-коды Республики Саха (Якутия): научные исследования и пред-проектная аналитика в разработках благо-

устройства территорий и комфортной среды».

Развитие художественно-проектной школы невозможно без формирования научной: кафедрой развиваются научно-творческие, искусствоведческие, культурологические, технические направления, ориентированные на разработку концепции регионального арктического дизайна и дизайн-образования. Проводятся исследования в области традиционного искусства народов Азии, Сибири, Арктики, проблем развития этно-дизайна. Основной вектор - органическая связь традиционного народного искусства и актуального дизайна, который стремится не порвать эту связь, но укрепить, расширить культурный контекст традиционного искусства и технологий, транслировать их дальше. С одной стороны, это ведение авторских курсов, связанных с разработкой прикладных тем, с другой - включение в проблемное поле различных технико-про-ектных дисциплин и задач, учитывающих специфику предметно-пространственной среды Арктики.

Кафедрой организованы семинары, конференции, круглые столы по вопросам развития дизайна и искусства. Конференция «Актуальные проблемы региональной архитектуры, дизайна и строительных технологий Северо-Востока Сибири», проведенная в 2014 году, стала одним из первых мероприятий в республике, посвященных проблемам региональной архитектуры, дизайна и креативных индустрий.

Программным следует обозначить на-учно-исследовательский проект кафедры «Генезис и формообразование архитектурно-пространственной среды и предметного мира народов Арктики». Основная цель -комплексное рассмотрение общих закономерностей генезиса и формообразования пространственной среды и предметного мира народов Арктики с точки зрения ар-хитектурно-художественной организации среды жилища, усадьбы, поселения, традиционного предметного мира и искусства. Проект рассчитан на несколько лет и связан

с проведением полевых архивных и музейных исследований на территории Республики Саха (Якутия), Центральной Азии и Южной Сибири и формированием выпускных квалификационных работ. Проектные разработки студентов и преподавателей кафедры были удостоены премий и дипломов международных и всероссийских конкурсов дизайна в 2010-2020 гг.

Результаты исследований имеют теоретическое и практическое значение, так как вносят новое содержание в разработку проблемы генезиса и формообразования архитектурно-пространственной среды и предметного мира народов Арктики. Предлагаемый подход позволяет более точно определить архитектурно-пространственные ориентиры данной культурной традиции, выявляет содержание в пространстве предметов, художественное своеобразие которых обусловлено их символикой, функцией и местоположением. Значение исследовательского проекта определяется возможностью широко использовать ее научные результаты и методы в дальнейших исследованиях по архитектуре, искусству, дизайну, в практическом проектировании.

Среди крупных международных проектов, реализуемых кафедрой, выделяются выставочные инициативы, такие как Международная биеннале актуального и со-

Е. Алексеева

(руководитель -

доцент

C.B. Иванова).

Дизайн-концепция

брендинга

с. Бердигестях

(Якутия)

2019-2020.

1x1 м

Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства Арктического государственного института культуры и искусств (Якутск)

А. Лаптева, А. Дедюкин (руководитель -доцент O.A. Рахлеева). Дизайн-концепция брендинга с. Тиит-Эбэ (Якутия). 2021. 1x1 м

Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства Аркт ического государственного института культуры и искусств (Якутск)

временного искусства «BY» (2014, 2016 гг.), проект «Искусство Арктики» (2013-2016 гг.), Международная арктическая триеннале «Арктический хронотоп» (2018, 2021 гг.), основная рефлексия которой направлена на осмысление геокультурных особенностей арктической зоны, сформированной преимущественно на региональном материале.

Особое внимание уделяется вопросам раскрытия культуры повседневности, функционирования идентичности, метафорическим, образным и экологическим аспектам, структуре и образной семантике арктических ландшафтов, проблемам коренных народов Севера.

В 2020 г. креативное агентство кафедры KUUN Art Creative Agency стало федеральной инновационной площадкой: все исследовательские и проектные направления, разрабатываемые преподавателями кафедры, получают отражение в планировании учебного процесса, содействуют повышению качества подготовки специалистов для креативных индустрий, развитию научных, прикладных исследований в дизайн-проектировании, плодотворному взаимодействию традиционного искусства и дизайна

в современной художественно-проектной культуре.

Литература

1. Генисаретский, О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Региональные проблемы жилой среды. - Москва : ВНИИТЭ, 1998.

URL: 11йр8://о1едеп.сот/едовое-проектировани_ g7 LaT k k Lcj:i n I vywgi h -i pph / (дата обращения 01.11.2021).

2. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Москва : ACT, 2001.-560 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Иванова-Унарова, З.И Молодые художники Якутии. Новый взгляд // Саха арт: молодые художники Якутии. Новый взгляд: [альбом репрод. / Целевой фонд будущих поколений Респ. Саха (Якутия) [и др.] ; рук. М. Ханды; авт. текста 3. Иванова-Унарова; фот. В. Баев; пер. Г. Семенова] . - Якутск, 1994. - С. 3.

4. Петрова, А.Г. Концептуальные положения развития региональной художественно-проектной школы // Художественное образование в культурном пространстве Арктики : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Якутск, 26-27 нояб. 2009 г. - Якутск, 2009. - С. 184-185.

5. Петрова, А.Г. Природно-климатические и истори-ко-культурные факторы формирования традиционного искусства саха // Декоративное искусство и предмет-но-пространственная среда. Вестник МГХПА. - Москва, 2017.-С. 165-172.

6. Петрова, А.Г., Иванова-Унарова, З.И. и др. Творческая и художественно-проектная школы Арктического института : [альбом-монография] / М-во образования и науки Рос. Федерации; ФГБОУ ВО «Арктич. гос. ин-т культуры и искусств», каф. дизайна и декоративно-при-кладного искусства народов Арктики, каф. живописи и графики; [авт.-сост. З.И. Иванова-Унарова, А.Г. Петрова, Т.Е. Шапошникова]. - Якутск: Алаас, 2018. - 182 с.

Об авторе

Петрова - КэрэЬит Анна Григорьевна - кандидат искусствоведения, Арктический государственный институт культуры и искусств, член Союза художников России

E-mail: [email protected]

ART AND DESIGN SCHOOL OF YAKUTIA

Petrova Anna Grigorievna Candidate of Arts, Arctic State Institute of Culture and Art, member of Union of artists of Russia

Abstract: The article analyzes the educational system of the Art and Design School of the Arctic Institute of Culture and Arts, highlights the issues of the methodology of design and practice-oriented training, the activities of the creative agency of the Department of Design and Decorative and Applied Arts, the projects of recent years are considered.

Keywords: Arctic design; architecture; art and design school; design education; environment design; design code.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.