МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Проектный подход в реализации основных направлений деятельности арктического вуза
1111
1111 ?
©
©
Неустроев Сергей Сергеевич
доктор экономических наук, профессор кафедры культурологии и социально-культурной деятельности Арктический государственный институт культуры и искусств, Якутск, Россия [email protected] 0000-0002-2289-8531
Заярная Любовь Дмитриевна
кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой
культурологии и социально-культурной деятельности Арктический государственный институт культуры и искусств, Якутск, Россия [email protected] 0000-0001-5938-5708
Тарасова Василиса Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и социально культурной деятельности Арктический государственный институт культуры и искусств, Якутск, Россия [email protected] 0000-0002-6981-0453
Принята Опубликована
10.12.2020 30.12.2020
Аннотация
В статье рассматривается деятельность высшего учебного заведения по подготовке кадров для социально-культурной сферы Арктической территории России. Анализируется результативность применения проектной технологии обучения в профессиональной подготовке специалистов для учреждений культуры и искусства северного региона. Раскрываются основные характеристики метода проектов и его главное средство, проектирование, обеспечивающее повышение содержательного потенциала обучения, его четкую, прикладную направленность и умение работать в команде. Подчеркиваются преимущества метода проектов, как образовательной технологии, позволяющей студентам развивать и активизировать познавательные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно расставлять приоритеты, искать и находить нужную информацию, конструировать модели, выдавать готовый к внедрению результат.
Ключевые слова
Деятельность; культура; метод; проект; проектирование; образование; обучение.
Поступила в редакцию 07.12.2020
Введение
Жизнедеятельность современного общества осуществляется в условиях цифровой экономики, когда производимые товары, продукты и услуги становятся все более сложными не только по своему содержанию, качеству, но и технологическому процессу. Все это создает объективную необходимость в высокой степени координации всех выполняемых работ в организации. Поиск технологии, отвечающей новым экономическим реалиям, привел к формированию нового подхода к деятельности организации - проектированию. Так проект становится новым способом организации деятельности в современном мире [5].
«Экономична мудрость бытия, все новое в нем шьется из старья», эти слова Шекспира подтверждают известный всем тезис о том, что «новое - это хорошо забытое старое». По своей сути идеи проектирования не являются инновационными и присущими только для современной эпохи, они прошли долгий эволюционный путь развития, зародившись в странах Европы еще в 16 веке и превратившись в 21 веке в эффективную управленческую технологию и универсальный метод обучения. Проектирование в образовательной деятельности впервые стали применять еще в Королевской академии архитектуры средневековой Франции, как важнейшую форму обучения, а затем она становится обучающим методом. Первыми метод проектов как педагогическую технологию описали в начале 20 века американские ученые Джон Дьюи и Уильям Херд Килпатрик, реформаторы школьного образования, провозгласившие главной целью обучения не простую передачу знаний, а обучение «деланию». Ученые охарактеризовали данный метод, как «инструментальную педагогику», предоставляющую учащимся свободу выбора занятия с учетом их интересов и потребностей. Во время занятий, обучающиеся сами ставят цель, планируют и выполняют работу по преобразованию новых знаний и умений. По этому поводу Дж. Дьюи в своем главном труде «Демократия и образование» (1916 г.), говорит о том, что рост невозможен без «изменений». Величайшей важности вещь - изучить природу изменения, так чтобы управлять ими в наших интересах. За изменениями нельзя пассивно следовать, но от них нельзя и отмахиваться. Ими нужно управлять [3].
Материалы и методы исследования
В отечественной практике образования проектный метод обучения связан с именем С.Т. Шацкого, который в 1905 г. впервые создает общество для детей рабочих с целью их воспитания в духе дружбы, коллективизма, дисциплины и создания продукта своими руками [4].
Проект (в переводе с латинского языка «projectus» означает «брошенный вперед»), представляет собой некую модель (макет), объект, замысел, план, либо деятельность по созданию конкретного продукта. В постиндустриальную эпоху большую значимость приобретают технологии, основанные на автоматизации и компьютеризации производственных процессов, в связи с этим роль проектов будет только возрастать. Сегодня можно повсеместно наблюдать как организации в целях повышения своей конкурентоспособности заинтересованы в скорости создания производимого продукта, его качестве и сокращении затрат на производство. Одновременно потребность в проектах в ускоряющемся и динамично изменяющемся мире вызывает необходимость эффективного управления ими. Интерес к проектному менеджменту велик как со стороны практикующих специалистов, так и ученых, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, научные статьи и монографии. Спектр исследуемых проблем проектного менеджмента широк: методологические аспекты и концепции проектного управления, особенности проектного менеджмента, процессы и технологии проектирования, риски проекта, метод проектов и др. С точки зрения исследователей, проектный менеджмент в организации можно рассматривать как системный механизм в управлении ресурсами. Эффективное использование ресурсов для любой организации является важным условием ее устойчивого развития, конкурентоспособности, показателем грамотного менеджмента, залогом минимизации затрат при стремлении к максимизации удовлетворения потребительского спроса [6].
Изменения, происходящие в общественно-экономической жизни России, оказывают серьезное влияние на все сферы жизнедеятельности общества и в первую очередь, образования, так как именно образование, совместно с наукой обеспечивает пропаганду и распространение новых знаний, идей и новых технологий. Каждый вуз в настоящее время, стремясь быть эффективным и конкурентоспособным, начинает широко применять проектные методы осуществляя образовательную деятельность, проводя научные исследования, внося вклад в социально-экономическое развитие территорий, и наконец, управляя непосредственно самим вузом.
В этих условиях в образовательных учреждениях методология проектного менеджмента представляет собой эффективный способ решения социально-экономических задач, в процессе непрерывно происходящих изменений.
Результаты и обсуждение
Проектный менеджмент как современный инструмент эффективного управления применяется и в Арктическом государственном институте культуры и искусств, созданном в 2000 году Указом Президента Республики Саха (Якутия) для решения задач по сохранению и развитию культуры и искусства народов Арктики. Главной целью института является формирование и развитие духовно-нравственного, творческого и патриотического потенциала личности в условиях российской Арктики в интересах общества и государства на основе инновационных опережающих технологий обучения и воспитания. Решая задачи подготовки квалифицированных специалистов для культурной сферы регионов Российской Федерации, институт осуществляет подготовку по трем уровням образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура. По 22 программах подготовки обучаются более 800 студентов, магистрантов, аспирантов очной и заочной формы обучения.
Эффективность деятельности института достигается благодаря проектному управлению, позволяющему координировать деятельность всех структурных подразделений. В настоящее время все ресурсы и вся деятельность института регулируются в соответствии с Программой развития Арктического государственного института культуры и искусств на период 2019-2024 года, по сути, представляющую собой долгосрочную деятельность по выполнению взаимосвязанных задач. Программа включает научно-исследовательские, художественно-творческие проекты, что в комплексе обеспечивает институту статус инновационного научно-образовательного и творческого центра в области культуры и искусства, способствующего опережающему развитию в Арктической зоне России. В процессе работы над проектами в институте уделяется большое внимание вопросам планирования, взаимодействия со стейкхолдерам и созданию команды проектов.
К масштабным проектам института последних лет можно отнести: Научно-исследовательский центр циркумполярной цивилизации, который исследует качество жизни жителей северных регионов Республики Саха (Якутия) и Дальневосточного федерального округа, культурный ландшафт территории Полюса Холода, индекс социальной и экономической активности различных групп населения в условиях криолитозоны. Создание в АГИКИ научной школы в области этномузыкологии, в рамках которой изучается музыкальный фольклор коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, открыт Музей музыкальных инструментов народов Северной Азии, сформирован Электронный фонограммархив по музыкальному фольклору народов Северной Азии. Проект «Arctic fashion show» - модный показ, коллекции одежды молодых и известных дизайнеров. Показ посвящается традициям, культуре народов Арктики, а также актуальным вопросам ее экологии, способствует развитию креативных индустрий в регионе. Совместный проект с окружной администрацией г. Якутска «Зима начинается с Якутии» и др.
В связи с развитием отраслей социальной сферы, возрастанием роли культурных и креативных индустрий в экономике общества усиливаются требования к работникам социально-культурной сферы, что в свою очередь диктует необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Педагогический коллектив АГИКИ осваивает проектную деятельность и применяет полученный опыт в учебном процессе. Ежегодно разрабатывая учебные планы новых профилей направлений подготовки с учетом потребностей социально-культурной сферы, обновляя рабочие программы дисциплин, кафедры включают элементы проектного обучения. В образовательных программах института на всех направлениях подготовки студентам читается курс социокультурного проектирования и основ менеджмента, для приобретения навыков проектной деятельности. Для желающих освоить умения и навыки проектного управления и проектирования деятельности, разработан факультатив «Основы проектного управления и грантовой деятельности». Метод проекта, как технология обучения студентов, практикуется на кафедрах: дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики, информатики, библиотечно-информационной деятельности и гуманитарных дисциплин, культурологии и социально-культурной деятельности, народной художественной культуры. Его применение, является свидетельством того, что в сложном и многогранном процессе подготовки
специалиста в Арктическом государственном институте культуры и искусств, студентам прививают навыки решения проблем современной культуры при помощи проектов. Проектирование, как главное средство обучения обеспечивает повышение содержательного потенциала обучения и его четкую, прикладную направленность. Эффективность метода проектов, как образовательной технологии, по мнению исследователей, состоит в том, что он позволяет студентам развивать познавательные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно расставлять приоритеты, искать и находить нужную информацию, конструировать модели, формировать поисковую активность. Работа в команде способствует поиску идей, принятию коллективных решений и мотивации к обучению. Главной особенностью данного метода является интеллектуальная работа и конкретный результат, готовый к внедрению в практическую деятельность организации [2].
Институт в подготовке специалистов для социально-культурной сферы ориентируется на потребности экономики региона и учитывает перспективы и специфику содержания и форм социально-культурной деятельности и обеспечивает подготовку кадров данного направления в соответствии с современными требованиями. Реализуемые учебные планы способствуют развитию у выпускников креативного мышления, творческих способностей, умения вовлекать население в мир культуры с учетом этнического своеобразия культур и межнациональных отношений. В процессе подготовки специалистов достигается умение проводить массовую культурно-просветительную деятельность, пропагандировать ценности отечественной и мировой культуры, использовать культурное наследие для удовлетворения духовных потребностей людей.
Преподаватели кафедр делают акцент в процессе педагогической деятельности на формирование свободной личности студента, его познавательного мышления, навыков общения, освоения важных профессиональных компетенций. Ведь главная цель подготовки бакалавров, магистров для социально-культурной деятельности - формирование у студентов личностных и деловых качеств, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, для решения задач государственной культурной политики в регионе. Следует подчеркнуть, справедливые выводы экспертов о том, что применение метода проекта в образовательном процессе современного вуза стал интегрированным компонентом системы высшего профессионального образования. Но основное назначение его остается прежним - формирование у студентов познавательного интереса и мотивации к исследовательской деятельности. С педагогической точки зрения важно, что проектирование и исследование всегда связаны с прогнозированием, и, следовательно, могут служить эффективным инструментарием развития креативного мышления и интеллекта участников проекта [1].
Деятельность педагогического состава института в последние годы, демонстрирует хорошие результаты в исследовательской работе студентов по проблемам менеджмента в региональных учреждениях культуры и бизнес-структурах, развития человеческого капитала в регионе, дополнительного и инклюзивного образования для детей и взрослых, развития креативных индустрий и культурных традиций народов Арктики. Развитие культурных и креативных индустрий в Арктической зоне поможет развитию производства основанного на творчестве и интеллектуальном труде, обеспечит создание рабочих мест, распространение товаров и услуг и получение прибыли.
Умение использовать метод проектов не только в образовательном процессе, но и в исследовательской деятельности - показатель степени мастерства профессорско-преподавательского состава и востребованности вуза в целом. В последние годы преподаватели института успешно участвуют в конкурсах проектов, так в 2017 году преподаватели кафедры культурологии и социально -культурной деятельности выиграли грант «Народного бюджета» на сумму 500 000 рублей с проектами по социализации детей-инвалидов «Сказка пришла в дом» и «Мир, где царит добро». В 2018 г., уже совместно с кафедрой живописи и графики был выигран грант Некоммерческой организации «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)» на сумму 700 000 рублей по выявлению и развитию талантливых и одаренных детей в сфере культуры и искусства.
В последние годы преподаватели кафедры культурологии и социально-культурной деятельности вовлекают в проектную деятельность студентов, инициируют их активное участие в конкурсах проектов местного, регионального и федерального уровней. За последние два года студентами кафедры были выиграны три гранта Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь): проект «Читай-село». Цель проекта - выявление наиболее эффективных способов,
направлений и методов продвижения и развития чтения в сельской местности; проект «Здравое поколение» (спорт, здоровый образ жизни, туризм), главной идеей которого является пропаганда здорового образа жизни среди молодежи; проект «Проблема отношения к родному языку подрастающего поколения» по сохранению якутского языка.
Выпускные квалификационные работы студентов в своей практической части содержат разработанные проекты, имеющие практическую значимость: проект социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья «Библиотека-территория безграничных возможностей»; проект массового театрализованного представления на льду: «Волк и семеро козлят», реализованный в ледовом дворце г. Якутска; проект, посвященный Всемирному дню окружающей среды, театрализованное представление: «Новые приключения Моаны»; инновационный проект массового зрелищного представления на базе клуба художественной гимнастики «Бриллианты Якутии»; новогоднее театрализованное представление «Сахарок и Карамелька в Новогоднем ТелеКомпе» в театре юного зрителя г. Алдан Республики Саха (Якутия) и многие другие.
В системе переподготовки и повышения квалификации специалистов реализуются разработанные программы «Проектный менеджмент в социально-культурной деятельности», «Технологии социокультурного проектирования». Качество подготовки слушателей на данных программах подтверждается грамотными, имеющими прикладное значение проектами, с детальной проработанностью плана проводимых исследований, сформулированными целью и задачами и оценкой ожидаемых результатов. Все выпускные итоговые проекты после их защиты выносятся на рассмотрение местным экспертным сообществам и, как правило, вызывают большой интерес. Большинство проектов принимаются для реализации на региональном уровне. Таковым является проект проведения слета эвенов в арктическом селе Таймылыр Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в марте-апреле 2021 г. Финансирование данного проекта будет осуществляться из бюджетов Республики Саха (Якутия), администрации Булунского улуса (района), сельских поселений и спонсорских средств. Проект «Слет эвенов» определяет стратегические направления сохранения и развития празднично-обрядовой культуры эвенов. В проекте отражены анализ состояния и проблемы сохранения и развития празднично-обрядовой культуры эвенов. Реализация проекта позволит организовать и провести «Слет эвенов», познакомить молодежь и туристов с самобытной культурой эвенов, которую еще можно встретить в местах компактного проживания коренного малочисленного народа. Проект содержит программу слета, финансирование мероприятия и ожидаемую социальную эффективность, которая поможет сохранить и развивать культурную самобытность эвенов.
Другой долгосрочный проект «Ярмарка чукотской одежды» разработан для жителей Чукотского автономного округа. Главная цель проекта сохранение традиционных знаний, ценностей, умений мастериц по пошиву традиционной чукотской одежды. Проект предполагает составление карты культурных ресурсов региона, для оценки потенциала проекта и предусматривает проведение рекламной компании изделий мастериц, через ГП ЧАО «Крайний Север», радиопередач местной FM-радиостанции и телевидения. В процессе реализации проекта предстоит проведение мастер-классов по декоративно-прикладному искусству, народно-художественным промыслам, по конкретным этапам технологии обработки оленьей шкуры и пошива меховой одежды: «Технология традиционного способа крашения оленьей шкуры», «Техника кручения жильных нитей» и др. Формирование информационных площадок по организации ярмарок: выставки-продажи ювелирных изделий, эксклюзивных изделий из меха и кожи, показ этнокостюмов и этнических украшений. Ожидаемый результат после реализации проекта - целенаправленное развитие креативной индустрии в области народных художественных промыслов на Чукотке. Популяризация народных промыслов, интерес к традиционной одежде, ее изготовлению и продвижению на рынке товаров, работ и услуг.
Социально значимый проект «Шахматы в мире Олонхо» был разработан для размещения шахматного поля в досугово-этнографическом комплексе «Дьол туьулгэтэ» г. Нюрба Республики Саха (Якутия), открытие которого планируется в 2022 году. По проекту, фигуры для шахматной игры будут фольклорными персонажами из якутского эпоса «Олонхо». Проект предусматривает обучение на данном шахматном поле детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для создания фольклорных персонажей шахматных фигур проект предполагает использование технологии 3D-принтера. На шахматном поле будут проводиться мастер-классы, турниры, обучающие уроки для
детей с ОВЗ и молодежи. Дети будут иметь возможность не только интересно провести свободное время, но и познакомиться с культурой своего народа, обучиться шахматной игре. Таким образом, данный проект имеет социально-ориентированный, культурный и образовательный характер. По замыслу авторов, досугово-этнографический комплекс будет представлять собой комфортную и эстетически привлекательную рекреационную территорию, пропагандирующую национальные традиции и культурные ценности.
Краткий анализ проектной деятельности руководства института, преподавателей, студентов и слушателей позволяет говорить о системном подходе образовательного учреждения по использованию проектных методов при реализации трех миссий: образовательной, научно-исследовательской, участие в социально-экономическом развитии региона.
Заключение
Непрерывные изменения внешней среды, стимулирование инновационной и творческой деятельности, поиск и применение новых технологий в учебном процессе, способствуют проектной деятельности коллектива и проектному обучению студентов. Благодаря этим факторам АГИКИ в образовательной деятельности выстроил систему подготовки специалистов для сферы культуры, способную обеспечить формирование высокой духовности и эстетических запросов населения, оказывать влияние на развитие социально-культурных процессов, проявлять креативность и творческий подход в профессиональной деятельности, раскрывать лидерский потенциал носителей культурных ценностей, сохранять традиционную культуру народов, российской Арктики. Общекультурная, педагогическая и профессиональная подготовка студентов предусматривает владение технологией проектной деятельности, основами управления в сфере культуры, методикой конкретных социальных исследований. Компетенции, усвоенные студентами, позволят профессионально решать задачи, социально-культурного развития социума. Эффективное использование педагогических и социальных технологий в профессиональной деятельности обеспечат гармонизациию общественных отношений и осознанное восприятие новых взглядов, идей и походов в культурном и духовном развитии общества.
Чтобы идти вперед, развиваться и отвечать вызовам времени научно-педагогический коллектив Арктического государственного института культуры, в своей деятельности придерживается следующих базовых принципов:
- сбережение и транслирование ценностей культуры и искусства Арктики через образование и науку;
- социальная ориентированность научно-образовательной и педагогической деятельности;
- усиление конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг в контексте востребованности специалистов креативной экономики.
Список литературы
1. Бекоева М.И. Технология реализация проектной деятельности в современном вузе // Вестник ВГУ. Серия «Проблемы высшего образования». 2015. №4. С. 27-32 .
2. Дорощук Е.С. Проект-менеджмент в системе подготовки специалистов медиакоммуникационной сферы: принципы реализации // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. 2016. Вып. 104. №13. С. 69-75.
3. Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. М.: Педагогика пресс, 2000. 384 с.
4. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. №6. С. 52-62.
5. Зуб А.Т. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. 422 с.
6. Савенкова Е.В., Шклярова О.А. Проектный менеджмент в образовательной организации. М.: МП ГУ, 2019. 230 с.
Project approach in the implementation of the main areas of activity of the arctic university
Neustroev Sergej Sergeevich
doctor of economical sciences, professor of the department of cultural studies and social-cultural activities Arctic State Institute of Culture and Arts, Yakutsk, Russia [email protected] 0000-0002-2289-8531
Zayarnaya Lyubov Dmitrievna
candidate of philosophical sciences, associate professor, head of the department of cultural studies and social-cultural activities Arctic State Institute of Culture and Arts, Yakutsk, Russia [email protected] 0000-0001-5938-5708
Tarasova Vasilisa Aleksandrovna
candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of cultural studies and social-cultural activities Arctic State Institute of Culture and Arts, Yakutsk, Russia [email protected] 0000-0002-6981-0453
Accepted Published
10.12.2020 30.12.2020
Abstract
The article considers the activities of a higher educational institution for the training of personnel for the socio-cultural sphere of the Arctic territory of Russia. The effectiveness of the application of the project training technology in the professional training of specialists for cultural and art institutions of the northern region is analyzed. The main characteristics of the project method and its main tool, design, providing an increase in the meaningful potential of training, its clear, applied orientation and ability to work in a team, are disclosed. The advantages of the project method are emphasized as an educational technology that allows students to develop and intensify cognitive skills, the ability to navigate the information space, independently prioritize, search and find the necessary information, design models, and produce a ready-for-implementation result.
Keywords
Activity; culture; method; project; design; education; training.
Reference
1. Bekoeva M.I. Texnologiya realizaciya proektnoj deyatel'nosti v sovremennom vuze // Vestnik VGU. Seriya «Problemy' vy'sshego obrazovaniya». 2015. №4. S. 27-32 .
Received 07.12.2020
2. Doroshhuk Б.Э. Proekt-menedzhment V sisteme podgotovki specialistov mediakommunikacionnoj sfery': ргтару' realizacii // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologicheskie nauki. 2016. Vy'p. 104. №13. S. 69-75.
3. D,yui Dzh. Demokratiya i obrazovanie / per. s angl. М.: Pedagogika press, 2000. 384 s.
4. Zajcev V.S. Metod ргое^ kak sovremennaya texnologiya obucheniya: istoriko-pedagogicheskij analiz // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. №6. S. 52-62.
5. Zub А.Т. Upravlenie рте^т^ uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. М.: IzdateГstvo Yurajt, 2016. 422 s.
6. Savenkova Е^., Shklyarova О.А. Proektny'j menedzhment V obrazovateГnoj organizacii. М.: МРСЦ 2019. 230 s.