Научная статья на тему 'Туристический потенциал якутской Арктики'

Туристический потенциал якутской Арктики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
442
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / АРКТИКА / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / МУЗЕИ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ETHNOCULTURAL TOURISM / ETHNOGRAPHIC TOURISM / THE ARCTIC / INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH / MUSEUMS / TOURISM POTENTIAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Винокурова Е. П.

Этнокультурное многообразие Якутии, культурные ценности коренных народов являются привлекательными факторами для развития этнографического туризма. В статье рассмотрены ресурсы в арктических районах республики, приведены результаты опроса по выявлению основных туристических интересов. Привлечение в туристскую деятельность учреждения культуры и местного населения с применением научнообразовательного подхода в поселениях исконного проживания этносов может стать охранительным механизмом против разрушения культур и позволит им адаптироваться в протекающих глобализационных процессах, которые несут определенные угрозы сохранению традиционного уклада бытования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist Рotential of the Yakut Arctic

Ethnocultural diversity of Yakutia and cultural values of indigenous peoples are attractive factors for the development of ethnographic tourism. The article discusses the resources in Republic’s Arctic regions, and gives survey results in identifying the main tourist interests. The involvement of cultural institutions and local population in tourism activities with the use of scientiϔic and educational approach in the settlements of indigenous ethnic groups can become a protective mechanism against destruction of cultures and will allow them to adapt to the ongoing globalization processes that pose certain threats to the preservation of the traditional way of life.

Текст научной работы на тему «Туристический потенциал якутской Арктики»

УДК 383.483.12. DOI: 10.34130/2233-1277-2019-4-143-153

Е. П. Винокурова

Арктический государственный институт культуры и искусств, Якутск

Туристический потенциал Якутской Арктики

Этнокультурное многообразие Якутии, культурные ценности коренных народов являются привлекательными факторами для развития этнографического туризма. В статье рассмотрены ресурсы в арктических районах республики, приведены результаты опроса по выявлению основных туристических интересов. Привлечение в туристскую деятельность учреждения культуры и местного населения с применением научно-образовательного подхода в поселениях исконного проживания этносов может стать охранительным механизмом против разрушения культур и позволит им адаптироваться в протекающих глобализационных процессах, которые несут определенные угрозы сохранению традиционного уклада бытования.

Ключевые слова: этнокультурный туризм, этнографический туризм, Арктика, коренные малочисленные народы Севера, музеи, туристический потенциал.

E. P. Vinokurova

Arctic State Institute of Culture and Arts, Yakutsk

Tourist Рotential of the Yakut Arctic

Ethnocultural diversity of Yakutia and cultural values of indigenous peoples are attractive factors for the development of ethnographic tourism. The article discusses the resources in Republic's Arctic regions, and gives survey results in identifying the main tourist interests. The involvement of cultural institutions and local population in tourism activities with the use of scientific and educational approach in the settlements of indigenous ethnic groups can become a protective mechanism against destruction of cultures and will allow them to adapt to the ongoing globalization processes that pose certain threats to the preservation of the traditional way of life.

Keywords: ethnocultural tourism, ethnographic tourism, the Arctic, indigenous peoples of the North, museums, tourism potential.

© Винокурова Е. П., 2019

Введение

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Индустрия туризма в жизни людей, регионов, государств, а также в межгосударственных отношениях сегодня является существенным фактором социально-экономического развития.

В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» туризм рассматривается «как источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы РФ, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества» [1].

Согласно прогнозам, туризм с этнокультурной мотивацией станет одним из устойчивых видов международного туризма, ведь именно этнографический фактор во многом определяет ценность того или иного объекта туристского интереса [2].

Учитывая его растущую значимость, полное исследование туризма не обходится без рассмотрения этнокультурной составляющей территории. Этнокультурное многообразие Якутии и характерное для него историческое взаимовлияние различных культур вызывают интерес не только у жителей нашей страны, но и у иностранцев, которые приезжают с целью ознакомления и изучения исторических и культурных особенностей коренных народов. Этнографический туризм, не имея содержательного сходства с другими видами туризма и предоставляемой туристам возможности ощутить и поучаствовать в самобытной жизни народа, дает дополнительные возможности в развитии Республики Саха и России в целом. В результате повышения интереса и внимания к этнокультурным особенностям региона, а также привлечения их к созданию туристских проектов, необычных туристских продуктов, этноту-ризм может стать одним из стратегических направлений популяризации культуры малочисленных народов Севера и народа саха, сохранения и усовершенствования традиционного уклада жизни, историко-культурного наследия и являться двигателем устойчивого развития региона.

Однозначного определения «этнокультурный туризм» до настоящего момента не выведено, но значительное количество доступных трактовок имеют множество сходств по своей сути. Боль-

шинство исследователей определяет это понятие как туристскую поездку, заинтересованную к культурному наследию малых этнических групп или территорий [3]. Основное понятие этнотуризма лежит в культуре и быте местных сообществ, которые характеризуются разнообразием народов, этнических групп и языков в различных областях мира. Соответственно, турист заинтересован в определенных этносах, чьи культурные ценности имеют заметные отличия от его культуры и которые он может познать и прочувствовать через жизненные устои местных жителей, традиции, быт и национальную кухню. Этнотуризм предполагает обращение не только к этнографическим объектам, но и к элементам нематериальной культуры, таким как [4]:

• фольклор;

• обряды и ритуалы, праздники и фестивали;

• народные обычаи и традиции; традиционные ремесла;

• традиционная медицина;

• национальная кухня [5].

Развиваясь, этнографический туризм является фактором возрождения и развития национальных культур. Идет поиск забытых традиционных ремесел, создаются школы мастерства, сохраняется и популяризируется язык, традиции, обряды и обычаи. Таким образом, в этнографическом туризме заложена идея сохранения, преумножения и передачи потомкам историко-культурного наследия.

Основная часть

Арктика является отличной площадкой для создания именно этнографического туризма. Арктическая зона России является крупнейшей в мире — ни одна страна не имеет столь обширных территорий за Полярным кругом. Несмотря на то что в Арктике проживает менее 1,5 % всего населения России, северные регионы дают стране около 11 % национального дохода и около 20 % ВВП [6].

География арктического туризма Республики Саха (Якутия) охватывает территорию Анабарского, Булунского, Усть-Янского, Аллаиховского, Нижнеколымского, Оленекского, Жиганского, Эвено-Бытантайского, Верхоянского, Абыйского, Среднеколымско-го, Верхнеколымского, Момского районов. Из них 7 полностью находятся за линией Северного полярного круга, а территория других 6 районов пересекает Северный полярный круг [7].

Оймяконский муниципальный район позднее был добавлен в географический ареал зоны развития Арктического туризма в связи с его местоположением на границе с Арктической зоной республики, а также наличием на его территории самой холодной точки мира, что ставит его в один ряд с экстремальными климатическими условиями остальных районов Арктической зоны и формирует интерес к посещению данного экстремального места определенной целевой аудитории, ориентированной на арктический туризм. Ой-мяконье — единственное место на Земле с большим годовым колебанием температур: в среднем от -62 °С зимой до +39 °С летом. Район расположен в зоне вечной мерзлоты, глубина которой составляет 160-240 м. В селе Оймякон находится полюс холода, где была зафиксирована одна из самых низких температур в северном полушарии -71,2 °С.

Территория представляет единый природно-климатический и народно-хозяйственный комплекс, характеризующийся наличием большого количества водных ресурсов, включая пять рек — Лену, Яну, Индигирку, Оленек, Колыму, Анабар, 9 уникальных озер, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий республики. Прибрежная территория омывается водами моря Лаптевых и Восточно-Сибирского, являющихся частью знаменитого и малоизученного Северного Ледовитого океана. Архипелаг Новосибирские острова находится на территории Булунского района, в состав которого входят Новосибирские и Ляховские острова, овеянные тайной земли Санникова.

Таблица 1

Количество коренных малочисленных народов РС (Я)

2002 год 2010 год

Эвены 11657 15071

Эвенки 18232 21008

Юкагиры 1097 1281

Долганы 1272 1960

Чукчи 602 670

Расселенные частично на огромной площади арктического пространства, коренные малочисленные народы Севера сформировались как этнос именно на этой территории. На протяжении веков они ведут своеобразный кочевой и полукочевой образ жизни, превратившийся в их уклад. Эти народы обладают самобытными древ-

нейшими культурами, их жизнедеятельность неразрывно связана с исконными землями и традициями.

45000

эвены эвенки долган ы юкагиры чукчи

Диаграмма 1. Численность КМНСРС (Я)

В Арктической группе улусов развернута музейная сеть. Действует 29 музейных экспозиций. Общая музейная сеть — 19 единиц. Интерес у посетителей вызывает музей-экспозиция под открытым небом «Как жили наши предки», музей природы тундры и охотничьего промысла им. Д. А. Лебедева (Аллаиховский улус], Нижнеколымский музей истории и культуры народов Севера (Нижнеколымский улус], Тиксинский музей изобразительного искусства и культуры Арктики (Булунский улус], Верхоянский краеведческий музей «Полюс холода» (Верхоянский улус], Улахан — Чистайский музей истории и культуры эвенов (Момский улус], Музей истории ГУЛАГа в с. Томтор (Оймяконский улус], Частная музейная экспозиция «История Оймякона, как «Полюс Холода» ИП Васильева Т. Е. (Оймя-конский улус].

Для выявления факторов развития этнографического туризма в северных районах Республики Саха (Якутия] было проведено анкетирование с охватом более 500 респондентов, которые были опрошены с помощью разработанной нами электронной анкеты. Опрошенные 200 респондентов были представлены студентами из Института языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации и Института зарубежной филологии и регионоведения, а также иностранными студентами из Австрийского университета

Альпен-Адриа, обучающимися по туризму. Остальные опрошенные — это российские и зарубежные респонденты, интересующиеся туризмом и Якутией как самобытным регионом.

Анкетирование проводилось электронным способом через сайт Anketolog.ru, а также вопросы были распространены через социальные сети Instagram и Facebook.

В начале анкеты задавались вопросы, связанные с их местом учебы и работы, а также с тем, представителем какого города или района является человек для понимания его компетентности в интересующем нас вопросе.

На вопрос, какие значимые достопримечательности, туристские объекты / маршруты или природные ресурсы имеются в Якутии, студенты СВФУ ответили следующим образом: 66 % — Национальный парк «Ленские столбы», 27 % — нетающий ледник «Бу-луус», 50 % — река Лена, 34 % — водопад «Курулуур», Орто дойду, в 30 % добавили горы Кисилях, реки Индигирку, Колыму, море Лаптевых, озеро Кемпендяй, Лабынкыр, Берелехское кладбище мамонтов. Иностранные студенты знают только о национальном парке «Ленские столбы» и золотодобывающем руднике трубке «Мир», 100 % студентов отметили «Полюс Холода». Остальные ответы: 82 % — «Ленские столбы», 74 % — зоопарк «Орто Дойду», 68 % —водопад «Курулуур» и «Булуус», 34 % — добавили Оймяконский район, 77 % — «Горы Кисилях».

парк "Ленские столбы11 зоопарк "Орто Дойду11 Оймяконский район водопад "Курулуур11 ледник "Булуус11 озера горы "Кисилях" трубка "Мир"

местные жители студенты ■ иностранцы

0% 20% 40% 60% 80% 100% 120%

Диаграмма 2. Количество респондентов с аналогичными вариантами ответов

На вопрос, какие районы из северной группы могли бы стать отличным местом для туризма, 87,5 % опрошенных российских респондентов ответили Верхоянский район, 70 % — Момский район, 56 % — Жиганский, 54 % — Булунский, 50 % — Нижнеколымский, 42 % — Анабарский районы. Средний процент: 38 % — Оле-некский, 34 % — Эвено-Бытантайский, 28 % — Нижнеколымский, 22 % — Усть-Янский, Наименьший процент — 14 % — получили Среднеколымский, Верхнеколымский, Аллаиховский, Усть-Янский, Абыйский районы. 80 % вариантов ответов были обоснованы тем, что районы, собравшие наибольший процент, имеют популярные достопримечательности среди туристов или богатые природные ресурсы. Около 50 % ответов были выбраны за красоту природы и за нетронутые места. Также 45 % опрошенных отметили районы с компактным проживанием малочисленных народов Севера перспективными для создания этнографического туризма. 13 % ответа были отрицательными, так как респонденты указали, что никогда не были в этих районах и не знают, какие памятники природы имеются на Севере республики. 17 % ответов были разъяснены тем, что в северных районах водятся олени, и это делает их примечательными. Районы, собравшие наименьший процент, были обоснованы тем, что в данных районах отсутствуют значимые объекты.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 10% 30% 20% 10% 0%

:1="1=Н 1

У

|респонденты

Диаграмма 3. Привлекательность арктических районов (улусов) для этногорафического туризма

Для иностранных респондентов вопрос был перефразирован на «Какие туристские объекты необходимо развить Якутии для

привлечения иностранных туристов?». 100 % студентов ответили, что холод является главным фактором развития туризма в республике; отметили Оймяконский район, где максимальная минусовая составляла -72° по Цельсию, также 100 % студентов ответили, что попробовали бы национальную кухню, 36 % оказались ведущими вегетарианский образ жизни и отметили негуманную основную составляющую якутской кухни. 56 % респондентов указали, что охотно переночевали бы в ледяном домике и покатались на оленях. 42 % студентов были удивлены тому, что при поиске в Интернете туристских маршрутов в Якутии практически отсутствует информация на иностранном языке, и оставили комментарий — обратить внимание на иностранную аудиторию, так как для них посещение экзотических стран намного приятнее, чем отдыхать на пляже. 81 % побоялись отдыха на морозе и заинтересовались погодой в летний период.

Основными проблемами развития туристской отрасли 62,5 % местных жителей отметили дороговизну цен, 75 % — наземные / воздушные пути, 50 % — слаборазвитую инфраструктуру, 43 % — географическое положение, 37 % — климат и маленькую численность населения, тогда как 79 % иностранных респондентов не видят данные факторы тормозящими развитие туризма. 81 % иностранцев отметили, что малочисленная населенность и климат являются отличающейся от многих стран особенностью в развитии этнографического туризма. Проблему в менталитете и слаборазвитой инфраструктуре увидели 65 % студентов австрийского университета.

80 % опрошенных отметили развитие экономики, прогресс и процветание республики и популяризацию народов Севера и сохранение национальной культуры при развитии этнографического туризма в северных районах. 55 % ответили, что туризм приведет к регулированию цен на авиаперевозки и ввиду большого общественного внимания к данной проблеме к вливанию средств на развитие самих арктических районов республики. Около 40 % дополнили список появлением новых рабочих мест, признанием ценности родного края, знакомством с культурой и бытом малочисленных народов и увеличением количества въездных туристов.

Наиболее интересными видами туризма в Республике Саха по мнению жителей являются: 84 % — экологический, 57 % — этнографический, 53 % — экстремальный и событийный, 42 % — лечебный туризм. Иностранные студенты предпочитают: 88 % — экстре-

мальный, 79 % — экологический, 75 % — этнографический, 68 % — событийный, 37 % — лечебный. Развлекательный и шопинг-туризм выбрали 24 % местных и 21 % иностранных респондентов.

этнографический экстремальный

экологический лечебный событийный развлекательный м_.

местные жители I иностранцы

0% 20% 40% 60% 50% 100%

Диаграмма 4. Привлекательность видов туризма в Республике Саха (Якутия)

Немаловажным аспектом в развитии и организации туризма является гостеприимство как обычай северных народов, существующий издавна и сохранившийся до сих пор. Так же как обычай «Ни-мат» у эвенов и эвенков, «Закон угощения» в понимании тунгусов пронизывал все сферы их жизни: он имеет объяснение и с точки зрения экономики, в частности обычаев распределения, и с точки зрения социальной жизни как механизм установления дружеских и при благоприятных обстоятельствах родственных связей по поводу обмена.

Выводы

Таким образом, туристский потенциал арктических районов Республики Саха (Якутия] не используется в полной мере для комплексного развития туристской деятельности как совокупности участников туристской индустрии. Предполагается, что слаженное взаимодействие администраций муниципальных образований, культурных и образовательных организаций в виде программно-проектной деятельности позволит местным сообществам из числа коренных народов стать активным участником туристской деятельности.

Внедрение туристской деятельности в поселениях исконного проживания этносов может стать охранительным механизмом против разрушения культур и позволит им адаптироваться в протекающих глобализационных процессах, которые несут определенные угрозы сохранению традиционного уклада бытования. Привлечение в туристскую деятельность с применением научно-образовательного подхода может способствовать самозанятости местных жителей, предпринимательству, развитию туристской инфраструктуры, готовности приема туристов в любом количестве в любой сезон времени, популяризации культур малочисленных народов Севера, повышению интереса к их условиям жизни, трудностям, вовлеченности со стороны туристов. Таким образом, туризм станет дополнительным стимулом развития арктических территорий республики.

Библиографический список

1. Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.

2. Суртаев Б. М. Этнографический туризм как способ сохранения и возрождения этнокультурного наследия // Вестник угроведения. 2012. № 1 (8). С. 178-182.

3. Федорова С. Н. Этнокультурный туризм как форма освоения природно-культурного наследия: на примере Республики Саха (Якутия): автореф. дис. ... канд. культурологии. Владивосток, 2016. 27 с.

4. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: справочник. М. : Финансы и статистика, 2003. 368 с.

5. Бабкин А. В. Специальные виды туризма. Ростов н/Д: Феникс, 2008, 229 с.

6. Государственный доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2014 году. М.: Министерство культуры Российской Федерации, 2015. С. 111-120.

7. Концепция развития арктического туризма в Республике Саха (Якутия) до 2025 года. URL: https://minprom.sakha.gov.ru/files/front/download/ id/1304241

References

1. Strategii razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [Tourism development strategies in the Russian Federation for the period up to 2020].

2. Surtaev B. M. Etnograficheskij turizm kak sposob sohraneniya i vozrozh-deniya etnokul'turnogo naslediya [Ethnographic tourism as a way of preserva-

tion and revival of ethno-cultural heritage]. Vestnik ugrovedeniya, 2012, no. 1 (8), pp. 178-182.

3. Fedorova S. N. Etnokul'turnyj turizm kak forma osvoeniya prirodno-kul'turnogo naslediya: na primere Respubliki Saha (YAkutiya): avtoreferat dis. ... kandidata kul'turologii [Ethno-cultural tourism as a form of development of natural and cultural heritage: the example of the Republic of Sakha (Yakutia)] Vladivostok, 2016. 27 p.

4. Zorin I. V., Kvartal'nov V. A. Enciklopediya turizma [Encyclopedia of tourism]. Spravochnik. Mosow, Finansy i statistika, 2003, 368 p.

5. Babkin A. V. Special'nye vidy turizma [Special types of tourism]. Rostov-na-Donu, Feniks, 2008, 229 p.

6. Gosudarstvennyj doklad o sostoyanii i razvitii turizma v Rossijskoj Federacii v2014godu [State report on the state and development of tourism in the Russian Federation in 2014]. Moscow, Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii, 2015, pp. 11-120.

7. Koncepciya razvitiya arkticheskogo turizma vRespublike Saha (Yakutiya) do 2025 goda [Concept of Arctic tourism development in the Republic of Sakha (Yakutia) until 2025]. Available at: https://minprom.sakha.gov.ru/files/front/ download/id/1304241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.