Научная статья на тему 'РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВУЗА В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА'

РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВУЗА В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ФУНКЦИИ ИНСТИТУТА / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / CULTURAL ANALYSIS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / INSTITUTE'S FUNCTIONS / CREATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Саргылана Семеновна

В статье представлена актуальная проблема современной креативной экономики - культурологический анализ городского кластера с учетом особенностей роли в нем высшего учебного заведения. Цель статьи - дать широкую характеристику креативной среды города, которая включает в себя высокотехнологичные инновационные компании, сферу производства культурных товаров и услуг, пространство обмена информацией и знанием, креативные кластеры, связи между высшими учебными заведениями и их индустриальными партнерами, инфраструктуру для комфортной жизни и досуга городских жителей, а также механизмы, стимулирующие их саморазвитие. В качестве основного материала взята новая программа развития Арктического государственного института культуры и искусств (АГИКИ). Институт представлен как организация, которая создает благоприятную среду для существования и развития креативного кластера. Высшие учебные заведения сегодня - это школы для взрослых, агенты социально-культурных изменений города и региона в целом, это среда формирования и концентрации креативного класса. Наконец, современные вузы - это крупные организации, со своей материальной базой, выполняющие роль работодателя. Автор рассматривает модернизацию образовательных программ и форм/методов обучения как механизм влияния на социокультурную среду региона и Российской Арктики. Осовремененная модель образования в вузе позволит приблизиться к реальным потребностям местного рынка труда, откроет новые перспективы для самореализации молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Саргылана Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAPACITY OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION FOR DEVELOPING THE REGION’S CREATIVE ECONOMY

The article discusses the urgent problem of the modern creative economy. It presents a cultural analysis of the urban cluster, taking into account the specific role of a higher educational institution. The article aims to give a broad description of the urban creative environment, which includes the high-tech innovative companies, production of cultural goods and services, space for the exchange of information and knowledge, creative clusters, links between higher education institutions and their industrial partners, infrastructure for comfortable life and leisure of urban residents, and mechanisms that stimulate their self-development as well. A new development program of Arctic State Institute of Culture and Arts is taken as an example. The institute is seen as an organization that creates an empowering environment for the development of a creative cluster. The higher education institutions provide life-long learning opportunities; they are the agents of socio-cultural changes in the city and region as a whole; they are an environment for the formation and concentration of the creative class. Finally, modern higher education institutions are large organizations. They have their material base and act as employers. As a result of the study, the author considers the modernization of educational programs along with teaching methods and forms as a mechanism for influencing the socio-cultural environment of the region and Russia’s Arctic. The modernized model of education will bring it closer to the real needs of the local labor market and will open up new prospects for the self-realization of the young generation.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВУЗА В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»

6. Osnovy kul'turologii [Fundamentals of cultural studies]. Ed by I.M. Bykhovskaya. Moscow, Editorial URSS Publ., 2005. 496 p. (In Russ.).

7. Stepin V.S. Nauchnoe poznanie kak "operezhayushchee otrazhenie" praktiki [Scientific knowledge as a "leading reflection" of practice]. Praktika i poznaniye [Practice and knowledge. Collection of scientific articles]. Ed by D.P. Gorskiy. Moscow, Nauka Publ., 1973, pp. 206-227. (In Russ.).

8. Tulchinskiy G.L. Filosofiya kak proektirovanie novykh smyslov [Philosophy as designing new meanings]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], 2019, no. 7, pp. 64-68. (In Russ.).

9. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical encyclopedia]. Main Edition: L.F. Il'ichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1983. 840 p.

УДК 316:371

РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВУЗА В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Игнатьева Саргылана Семеновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и социально-культурной деятельности, ректор Арктического государственного института культуры и искусств (г. Якутск, РФ). E-mail: ss-ignatieva@mail.ru

В статье представлена актуальная проблема современной креативной экономики - культурологический анализ городского кластера с учетом особенностей роли в нем высшего учебного заведения. Цель статьи - дать широкую характеристику креативной среды города, которая включает в себя высокотехнологичные инновационные компании, сферу производства культурных товаров и услуг, пространство обмена информацией и знанием, креативные кластеры, связи между высшими учебными заведениями и их индустриальными партнерами, инфраструктуру для комфортной жизни и досуга городских жителей, а также механизмы, стимулирующие их саморазвитие. В качестве основного материала взята новая программа развития Арктического государственного института культуры и искусств (АГИКИ). Институт представлен как организация, которая создает благоприятную среду для существования и развития креативного кластера. Высшие учебные заведения сегодня - это школы для взрослых, агенты социально-культурных изменений города и региона в целом, это среда формирования и концентрации креативного класса. Наконец, современные вузы - это крупные организации, со своей материальной базой, выполняющие роль работодателя. Автор рассматривает модернизацию образовательных программ и форм/методов обучения как механизм влияния на социокультурную среду региона и Российской Арктики. Осовремененная модель образования в вузе позволит приблизиться к реальным потребностям местного рынка труда, откроет новые перспективы для самореализации молодого поколения.

Ключевые слова: культурологический анализ, высшие учебные заведения, функции института, креативная экономика.

THE CAPACITY OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION FOR DEVELOPING THE REGION'S CREATIVE ECONOMY

Ignatyeva Sargylana Semenovna, PhD in Pedagy, Associate Professor of Department of Culturology and Socio-cultural Activities, Rector of Arctic State Institute of Culture and Arts (Yakutsk, Russian Federation). E-mail: ss-ignatieva@mail.ru

The article discusses the urgent problem of the modern creative economy. It presents a cultural analysis of the urban cluster, taking into account the specific role of a higher educational institution. The article aims to give a broad description of the urban creative environment, which includes the high-tech innovative companies,

production of cultural goods and services, space for the exchange of information and knowledge, creative clusters, links between higher education institutions and their industrial partners, infrastructure for comfortable life and leisure of urban residents, and mechanisms that stimulate their self-development as well. A new development program of Arctic State Institute of Culture and Arts is taken as an example. The institute is seen as an organization that creates an empowering environment for the development of a creative cluster. The higher education institutions provide life-long learning opportunities; they are the agents of socio-cultural changes in the city and region as a whole; they are an environment for the formation and concentration of the creative class. Finally, modern higher education institutions are large organizations. They have their material base and act as employers. As a result of the study, the author considers the modernization of educational programs along with teaching methods and forms as a mechanism for influencing the socio-cultural environment of the region and Russia's Arctic. The modernized model of education will bring it closer to the real needs of the local labor market and will open up new prospects for the self-realization of the young generation.

Keywords: cultural analysis, educational institutions, institute's functions, creative economy.

DOI: 10.31773/2078-1768-2020-51-29-36

Культура всегда была фактором общественного развития. В свою очередь, эффективность развития городской культуры измеряется состоянием креативной среды, которая является институциональной базой для развития города. В формировании креативной среды важную роль играют креативные индустрии, которые рассматриваются Ч. Лэндри [2, с. 50] как основной элемент развития города. Широкая характеристика креативной среды города включает в себя высокотехнологичные инновационные компании, сферы производства культурных товаров и услуг, пространство обмена информацией и знанием, креативные кластеры, связи между высшими учебными заведениями и их индустриальными партнерами, инфраструктуру для комфортной жизни и досуга городских жителей, механизмы, стимулирующие их саморазвитие, а также эффективную транспортную инфраструктуру.

Как видим, в структуру креативного кластера входят не только коммерческие предприятия, но и, главным образом, некоммерческие учреждения культуры, центры современного искусства, ме-диацентры и, наконец, научно-исследовательские лаборатории, то есть учреждения производства и одновременно потребления «культурных» продуктов. Этим отличается креативный производственный кластер от креативного неиндустриального кластера. Таким образом, производственный кластер не потребляет свой продукт, а распространяет его на внешнее пространство, в то вре-

мя как непроизводственный создает условия не только для производства «культурного» продукта, но и для его потребления.

Эту отличительную особенность неиндустриального креативного кластера создают высшие учебные заведения. Они необходимы для получения новых знаний и технологий. Университеты и институты сегодня - это организации, которые создают благоприятную среду для существования и развития креативного кластера. Р. Флорида, рассуждая о сущности креативного класса, пишет о том, что именно университеты создают концентрацию креативного класса на определенной территории, что, безусловно, отражается на уровне экономического развития города [3, с. 254].

Отметим, что европейские городские сообщества уже давно «переосмысливают» старые индустриальные районы, здания заводов и мануфактур. Эта политика реализуется как последовательные действия в Европе и мире в целом. Есть такой опыт и в больших городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань и др.). Однако это все еще является проблемой для городов с небольшой плотностью населения.

Проблемы и вопросы в разработке программ для креативных индустрий в России сегодня стоят очень остро. Креативная экономика (экономика знаний) требует от вузов усилить подготовку компетентных специалистов в этой области. Кроме того, вузы в настоящее время вполне мо-

гут быть самостоятельными исполнителями или участниками в разработке программ для креативных предпринимателей. Вузу сегодня важно реагировать на набор компетенций, получаемых студентами; быть гибкими в выборе форм обучения и взаимодействия с индустриальными партнерами; осуществлять поиски новых образовательных технологий и площадок для их воплощения.

Новым формам взаимодействия государства, вузов и бизнеса посвящены как отечественные, так и зарубежные исследования, проводятся совместные конференции, организуются проекты, круглые столы и семинары. Основное устремление всех этих проектов и мероприятий - способствовать диалогу между всеми заинтересованными сторонами, а также улучшить качество подготовки специалистов в области креативной экономики. Исследователи обращают внимание на закономерные процессы устаревания знаний и возрастающий уровень инновационности требуемых продуктов и услуг [6; 7; 8]. Кроме того, подчеркиваются преимущества государств, которые поддерживают формы взаимодействия систем образования и экономики. За счет разных форм сотрудничества более эффективным становится трансфер новых знаний, которые созданы при внедрении инновационных продуктов, а компании повышают свои шансы в эффективном развитии и получают новые возможности. Об этом статья С. В. Шабаевой и А. Л. Кекко-нень [4].

Однако думать о том, что система образования ориентирована на быстрое и постоянное обновление новых методик преподавания и технологий формирования новых профессиональных компетенций, нельзя. Вузы, так же как и экономика, столкнулись с проблемой адаптации к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям. Неслучайно появились новые методы управления в вузах и концепции «Университет 3:0» и «Университет 4:0». Возник проект, посвященный изучению способов взаимодействия и сотрудничества бизнеса и образования, для реальной оценки фактического состояния, вопросов и практик [7]. Подобные исследования проводились в Европе, в таких странах, как Болгария, Польша, Венгрия, Испания, Словения, и других странах, вошедших в созданный консорциум университетов [8].

Важно отметить, что в настоящее время продолжается поиск эффективных форм и механизмов сотрудничества, учитывающих интересы всех участников данного процесса: государства, бизнеса, образовательных организаций, общества, отдельных социальных групп и граждан.

Развитие общества всегда происходит в определенном культурном контексте. Взаимодействие социального и культурного происходит постоянно и во всех сферах жизнедеятельности человека и общества. Сегодня культуру часто используют как интерфейс и инструмент для стирания социально-экономических различий в работе с малообеспеченным населением. Кроме того, культура и искусство оказывают содействие различным видам партнерских отношений между образованием, бизнесом, наукой и другими отраслями. Они создают возможности саморазвития и проведения свободного времени. Культура повышает мобильность, которая сегодня является условием карьерного роста, она способствует распространению новых идей и ценностей, а также пониманию других культур и традиций, другого опыта и знания. Возникающие художественные проекты и программы развивают местные сообщества, что дает возможность использовать их результаты для решения многих локальных и глобальных проблем.

Проанализируем уже существующие и налаживающиеся взаимоотношения вуза и других организаций в регионе. Мы уже обращали внимание на то, что в современных городах России постепенно появляются креативные кластеры, которые, безусловно, не могут обойтись без учебных заведений разного уровня. Изменяется социально-культурная среда, а вместе с ней изменяются формы бытования творчества. Так, в Якутске по инициативе Главы Республики Саха (Якутия) в 2014 году был создан Международный арктический центр культуры и искусств (МАЦКИ). Основная идея образования этого центра - объединить людей для развития культуры, искусства и ремесел народов Севера и Арктики. Его деятельность должна быть устремлена на сохранение и приумножение уникальных этнических традиций народов региона в условиях глобализации и неустойчивого культурного суверенитета. Концептуальный подход к созданию такого центра

заключался в рассмотрении культуры народов Севера и Арктики в качестве ресурсного преобразования. Именно поиск новых актуальных форм работы с наследием, глубинными пластами традиционной эстетической культуры для позиционирования культуры народов региона в мировом культурном пространстве положен в основу деятельности центра [1, с. 97].

Такая позиция изменяет отношение к организации научно-исследовательских и образовательных проектов, в том числе и организацию эт-нотуристических и культурных кластеров. Центр совмещает функции учреждения культуры и искусства, образовательного и научного учреждения, что способствует увеличению пространства взаимодействия государственных, общественных и бизнес-структур. В результате образования такого кластера появятся условия для решения конкретных задач по формированию человеческого капитала Якутии.

Сегодня Арктический государственный институт культуры и искусств (далее - Институт) -небольшая организация, но в достаточной степени четко организованная. Структура Института позволяет видеть потенциал в решении программы развития до 2025 года. Сегодня подразделения Института состоят из административно-управленческого персонала, девяти кафедр, учебно-вспомогательной структуры, творческих коллективов: оперной студии, оркестра русских народных инструментов, студенческого народного танцевального ансамбля «Аар-Артык», театральной студии «Туйэркэн», студенческого фольклорного ансамбля «Долун».

Важными для Института являются: научно-исследовательский центр циркумполярной цивилизации; совместная научно-творческая лаборатория Театра танца РС(Я) им. С. А. Зверева-Кыыл Уола и кафедры народной художественной культуры; музей музыкальных инструментов народов Северной Азии (коллекция Юрия Шейкина); электронный фонограммархив по музыкальному фольклору народов Северной Азии.

Кроме того, в целях повышения практико-ориентированности образовательных программ кафедры Института осуществляют сотрудничество с Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия), Якутским хореографическим

училищем им. А. и Н. Посельских, Саха академическим театром им. П. А. Ойунского, МБУ «Окружной Центр народного творчества» ГО г. Якутск, Национальным театром танца РС(Я) им. С. А. Зверева-Кыыл Уола, Союзом художников Республики Саха (Якутия).

Одним из основных видов деятельности Института является подготовка специалистов в рамках целевых контрактов по государственному заказу Республики Саха (Якутия). Институт имеет соглашения на подготовку специалистов с Таймырским Долгано-Ненецким муниципальным районом Красноярского края. Продолжается работа Института по направлению «Культура и искусство» на базе средней общеобразовательной школы № 27 города Якутска (Академия детского творчества «FABRA ARS»).

Постоянными базами практик являются: ведущие театры республики (АУ «Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д. К. Сивцева-Суоруна Омол-лоона», АУ РС(Я) «Саха академический театр им. П. А. Ойунского», ГБУ РС(Я) «Государственный академический русский драматический театр им. А. С. Пушкина»; ГБУ РС(Я) «Театр юного зрителя»; АУ РС(Я) «Театр олонхо»; АУ «Национальный театр танца РС(Я) им. С. А. Звере-ва-Кыыл Уола»); культурно-досуговые центры (АУ РС(Я) «Республиканский Дом народного творчества и социально-культурных технологий», многофункциональное бюджетное учреждение «Окружной Центр народного творчества» ГО «Город Якутск», Культурно-спортивный центр «Чэчир»; Управление культуры и духовного развития Окружной администрации г. Якутска; ГАУДО РС(Я) «Центр отдыха и оздоровления детей "Сосновый бор"»); библиотеки (ГКУ РС(Я) «Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)»; Научная библиотека ФГАОУ ВО СВФУ им. М. К. Аммосова; Научная библиотека ФБОУ ВО ЯГСХА).

Обратим внимание и на индустриальных партнеров, их список достаточен для перспектив модернизации учебного процесса. Это учебные заведения и другие учреждения культуры и искусств: ГБПОУ РС(Я) «Якутский музыкальный колледж (училище) им. М. Н. Жиркова»; ГБПОУ РС(Я) «Якутская балетная школа (колледж) име-

ни А. и Н. Посельских»; ГУ ГМХК «Национальный Художественный музей РС(Я)»; с МБУ ДО «Детская школа искусств № 2»; АУ «Государственная филармония РС(Я) им. Г. М. Кривошап-ко»; ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат» (для детей с тяжелыми нарушениями речи); ООО «ИТ Индустрия». Студенты проходят практику на производстве в таких предприятиях, как: ОАО Финансово-агропромышленный концерн «Саха-булт»; ООО «Мир путешествий»; Издательский дом «Кемуел»; ООО «Дизайн-студия "Уран"»; ООО «Драгоценности Якутии»; ООО «Айарт»; ИП Павлов Борис Иванович; АО «Национальная издательская компания "Бичик" им. С. А. Новго-родова». В рамках реализации основных образовательных программ в сетевой форме по направлениям подготовки Институтом заключен договор с АУ «Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д. К. Сивцева -Суоруна Омоллоона».

Итак, анализ геообразовательной среды города Якутска и деятельности Арктического государственного института культуры и искусств выявляет стратегические вызовы и барьеры, преодоление которых позволит существенно развить образовательные и креативные возможности педагогического и студенческого коллектива вуза в выполнении своей миссии и эффективном участии в социально-экономическом развитии Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации.

Обратим внимание на то, что перспективы развития России в XXI веке напрямую связаны с освоением Севера и Арктической зоны. Сегодня ведущие мировые державы проявляют повышенный интерес к Арктике как особому геополитическому пространству, являющемуся одним из индикаторов мирового развития, в котором происходят важные события для будущего России.

Республика Саха (Якутия) расположена в арктических частях Дальнего Востока. Почти вся территория Якутии находится в зоне вечной мерзлоты и отличается своими специфическими природно-климатическими условиями, неразвитой транспортной инфраструктурой. Все эти факторы мешают инвестиционной и хозяйственной деятельности, но тем не менее Якутия является

лидером по добыче алмазов и золота, а также в электроэнергетике, топливной отрасли, пищевой промышленности. Из 27 коренных народов Арктики 15 живут на территории регионов РФ, а 10 - в Якутии, которые составляют основу человеческих ресурсов для образовательной и творчески преобразующей деятельности АГИКИ.

Институтом разработана стратегия опорного культурно-образовательного центра подготовки творческих профессий на Арктической территории России и для Арктической зоны России. Для обеспечения своего развития в новых условиях государственной политики в сфере высшего образования Институт формирует гибкую и диверсифицированную систему профессионального образования, отвечающую современным требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики как в части образовательных программ, так и в части условий материально-технического оснащения процесса обучения. Планируется модернизация за счет расширения структуры программ профессионального обучения, внедрения передовых образовательных технологий, усиления научной и творческой инфраструктуры Института. Также будет продолжено совершенствование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие образовательные модели.

Современная программа развития Института предусматривает несколько направлений, например, модернизацию и расширение образовательных программ по современным и востребованным в регионе направлениям креативной индустрии (сфера кино, телевидения и мультимедиа; музейные технологии, цифровизация культурного наследия; этно- и экотуризм; искусство эстрады и др.). Кроме того, с учетом эффективности и востребованности будут модернизированы существующие направления обучения, обновлено содержание реализуемых образовательных программ.

Запросы рынка труда и экономики в целом требуют формирования конкурентоспособного портфеля основных образовательных программ и обеспечения его эффективности, определяемой качеством образования. Расширение спектра образовательных программ, предусматривающих новое качество образования, будет реализовано с учетом развития рынка креативной экономики

и совершенствования компетентностного подхода в образовании.

Для модернизации образовательной деятельности вуза, а также в целях реализации практи-ко-ориентированных форматов взаимодействия с рынком работодателей, Институтом планируется выполнение следующих мероприятий: создание и реализация совместных программ межрегионального сетевого взаимодействия с академическими и образовательными учреждениями Российской Федерации и зарубежной Арктики; модификация высшего образования с учетом запросов реального сектора экономики Республики; внедрение системной профориентационной деятельности в масштабах всей Арктической зоны России и зарубежья, организация целевого заказа на подготовку творческих кадров сферы культуры и искусства в условиях межрегионального взаимодействия; создание и реализация совместных образовательных проектов и онлайн-программ на английском языке и языках народов Арктики, в рамках развития экспорта образовательных услуг, в целях обеспечения условий повышения доступности и качества образования для стран зарубежной Арктики; создание и реализация с партнерами-работодателями совместных образовательных программ, основанных на новых технологиях трансляции знаний и формировании практических навыков, разработка сетевой формы взаимодействия с предприятиями на основе художественного, интеллектуально-творческого компонента их экономической деятельности; разработка программ «два диплома» с творческими вузами России и стран Европы; внедрение дистанционного обучения по программам основного и дополнительного образования, обеспечение условий повышения доступности образования по основным направлениям профессиональной подготовки, за счет разработки электронных учебных и учебно-методических пособий; поддержка и развитие единой интегрированной компьютерной, программной и телекоммуникационной среды для реализации образовательной деятельности и научных исследований.

Креативные индустрии продолжают оставаться предметом активного обсуждения социально-гуманитарных наук и общества в целом. Для науки креативные индустрии представляют

собой одну из форм воспроизводства и распространения культурных смыслов, обусловленную историческим развитием и предполагающую изучение посредством анализа связей смыслов с культурным контекстом. Для креативной экономики данное явление представляет интерес в качестве способа активизации культурной жизни территории, что выражается в привлечении к участию в экономике творческих работников и выпуске конкурентоспособного конечного культурного продукта. Таким образом, креативные индустрии - важный атрибут современной жизни, который напрямую связан с нарастающими социокультурными изменениями с начала XX века.

Однако в осознании креативных и культурных индустрий есть терминологический подвох, который заключается в применении этих понятий. Дело в том, что в науке больше говорят о «культурных индустриях», которые представляют собой виды культурного производства посредством использования средств массовой коммуникации. А второй подход ориентируется на понятие «креативные (или творческие, в зависимости от перевода) индустрии», которое выступает синонимом, частью или производным от понятия «культурные индустрии». При подобном подходе креативные индустрии будут включать: рекламу, антиквариат, архитектуру, ремесла, дизайн, моду, кинематограф, программное обеспечение, музыку, перформансы, издательское дело, телевидение и радио и т. д. [5].

И тот и другой подходы отражают одно и то же - понятия фиксируют изменения, происходящие на стыке культуры и экономики. Таким образом, сегодня продолжает существовать исследовательская традиция, когда при изучении культурных индустрий внимание сосредоточено на их влиянии на человека (позитивном или негативном). Одновременно с ней развивается и другое направление исследований культурных индустрий, тесно связанное с теорией креативной экономики, когда они рассматриваются в качестве ресурса экономического развития и обозначаются как «креативные индустрии».

Таким образом, можно достаточно четко определить существование двух точек зрения на культурные индустрии. Для культурологического подхода это явление представляет собой одну из

форм воспроизводства и распространения культурных смыслов, обусловленную историческим развитием и предполагающую изучение посредством анализа связей генерируемых смыслов с культурным контекстом. Для культурной экономики же данное явление представляет интерес в качестве способа активизации культурной жизни территории, что выражается в привлечении к участию в креативной экономике творческих работников и выпуске конкурентоспособного конечного культурного продукта.

Географическое распределение последователей культурологического подхода преобладает на территории России, экономического - Европы и Америки. Зависимость эта, вероятно, обусловлена разницей в развитии науки в указанных регионах. Для российской гуманитарной науки свойственно стремление к созданию фундаментальных теорий, призванных ответить на вопрос «зачем?» и включить в системные представления многообразие проявлений реальности. Кроме того, сомнение в целесообразности использования экономической терминологии по отношению к сфере культуры определило развитие представлений о культурных индустриях в рамках традиций гуманитарной науки.

По-нашему мнению, исследование феномена «культурные индустрии» предполагает комбинирование указанных подходов. В таком случае культурные индустрии предстают как определенный способ производства культурных смыслов, организованный в соответствии с требованиями современности и активно способствующий преобразованию окружающей реальности. Другими словами, необходим герменевтический подход к отношениям между тем, как производится культурный продукт, и каким смысловым содержанием он обладает. Представляется, что подобные многоуровневые исследования являются наиболее перспективным, объединяя понимание культурных индустрий как определенной формы экономической организации деятельности творческих работников и как регулирующей системы воспроизводства культурных смыслов.

Из всего вышесказанного мы приходим к пониманию того, какого специалиста необходимо готовить для креативной экономики в вузах культуры России. Это должен быть специалист, способный работать в любой экономической органи-

зации, где воспроизводятся культурные смыслы. Культурный смысл - это накопленная культурой информация, посредством которой общество (общность, нация, народ) создает свою картину мира, то есть подходы к принципам жизни, мыслит свое предназначение в мире. Если совсем упрощенно, то вузы культуры готовят производителей и распространителей культурных смыслов в условиях массовой и глобальной культур.

Примером такого «производства» специалистов в области культурных смыслов является АГИКИ. Несколько лет назад преподавателями Института стала разрабатываться идея соединения рождающейся креативной экономики с существующими специальностями и направлениями. Институт нашел несколько точек соприкосновения. Во-первых, дизайн и ДПИ являются в чистом виде направлениями, готовящими специалистов для креативной экономики. В типологии креативных индустрий они указаны самостоятельно. Это дизайн книжных изделий, брендов, традиционных и современных ремесел. Во-вторых, в АГИКИ выпускают специалистов, работа которых связана с производством визуального и информационного продукта, - это направления «Прикладная информатика» и «Библиотечное дело». В свою очередь, «Библиотечное дело» напрямую связано с издательским делом, которое также указано как самостоятельная индустрия. А визуальный продукт в виде проектов для музеев и библиотек является частью СМИ и массовых коммуникаций. В-третьих, институт готовит специалистов сферы досуга (социально-культурной деятельности, народной художественной культуры, музыкального искусства театра и балета). Сфера досуга - это самая большая часть креативной экономики, которая имеет хозрасчетные основания. Таким образом, уже сегодня мы можем сказать, что АГИКИ является центром подготовки специалистов в области культурных и креативных индустрий Якутии.

В целом модернизация образовательных программ и форм/методов обучения позволит повысить влияние АГИКИ на социокультурную среду региона и Российской Арктики, приблизит его к реальным потребностям местного рынка труда, откроет новые перспективы для самореализации молодого поколения.

Литература

1. Игнатьева С. С. Человеческий капитал в культурной модернизации Арктики. - Новосибирск: Наука, 2018. -136 с.

2. Лэндри Ч. Креативный город: пер. с англ. - М.: Классика-XXI, 2006. - 399 с.

3. Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее: пер. с англ. - М.: Классика-XXI, 2007. - 421 с.

4. Шабаева С. В., Кекконень А. Л. Практическое исследование сотрудничества вузов и бизнеса в России и странах EMCOSU [Электронный ресурс]. - URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/62366/1/UM_2017_6_93-100.pdf (дата обращения: 01.02.2018).

5. Cartographic documents Creative Industries, 1998 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.uk/government/ publications/creative-industries-mapping-documents-1998 (дата обращения: 02.01.2018).

6. Guerra et al. Social-Emotional Skills Development across the Life Span: PRACTICE. World Bank, 2014.

7. Mora-Valentin E. V., Ortiz-de-Urbina-Criado M. Improving the effectiveness of academic-business models: an analysis of obstacles in R&D activities in service industries // Service Business. - 2009. - Vol. 3, iss. 4. - P. 395-413.

8. Trencher G., Yarime M., McCormick K., Doll C., Kraines S., & Kharrazi A. Beyond the Third Mission: Exploring the Emerging University Function of Co-creation for Sustainability // Science & Public Policy. - 2014. - Vol. 41, iss. 2. - P. 151-179.

References

1. Ignatyeva S.S. Chelovecheskiy kapital v kul'turnoy modernizatsii Arktiki [Human capital in the cultural modernization of the Arctic]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2018. 136 p. (In Russ.).

2. Landry C. Kreativnyy gorod[Creative City]. Moscow, Classic-XXI Publ., 2006. 399 p. (In Russ.).

3. Florida R. Kreativnyy klass: Lyudi, kotorye menyayut budushchee [Creative Class: People Changing the Future]. Moscow, Classic-XXI Publ., 2007. 421 p. (In Russ.).

4. Shabaeva S.V., Kekkonen A.L. Prakticheskoe issledovanie sotrudnichestva vuzov i biznesa v Rossii i stranakh EMCOSU [Practical study of cooperation between universities and business in Russia and EMCOSU countries]. (In Russ.). Available: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/62366/1/UM_2017_6_93-100.pdf (accessed 01.02.2018).

5. Cartographic documents Creative Industries, 1998. (In Engl.). Available: https://www.gov.uk/government/ publications/creative-industries-mapping-documents-1998 (accessed 02.01.2018).

6. Guerra et al. Social-Emotional Skills Development across the Life Span: PRACTICE. World Bank, 2014. (In Engl.).

7. Mora-Valentin E. V., Ortiz-de-Urbina-Criado M. Improving the effectiveness of academic-business models: an analysis of obstacles in R&D activities in service industries. Service Business, 2009, vol. 3, iss. 4, pp. 395-413. (In Engl.).

8. Trencher G., Yarime M., McCormick K., Doll C., Kraines S., & Kharrazi A. Beyond the Third Mission: Exploring the Emerging University Function of Co-creation for Sustainability. Science & Public Policy, 2014, vol. 41, iss. 2, pp. 151-179. (In Engl.).

УДК 340.1

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР ДИНАМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Мороз Елена Владимировна, доктор исторических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (г. Кемерово, РФ). E-mail: morozkem@yandex.ru

В работе рассмотрено понятие «правовой культуры», даётся оценка состояния правовой культуры в современном российском обществе как находящейся на недостаточном уровне, но имеющей тенденцию к постепенному вхождению в норму. Феномен правовой культуры рассмотрен с точки зрения индивидуализма и коллективизма. Раскрывая понятие правовой культуры, следует указать на еще одну его составляющую: правовую личность. Сформулированы основные качества, присущие правовой личности. Анализируя представление о природе правовой культуры, автор указывает, что общий механизм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.