Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ФЕНОМЕНОВ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ С ПОСТЛИБЕРАЛИЗМОМ'

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ФЕНОМЕНОВ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ С ПОСТЛИБЕРАЛИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЛИБЕРАЛИЗМ / ПОСТЛИБЕРАЛИЗМ / IDEOLOGY / POLITICAL CORRECTNESS / TOLERANCE / LIBERALISM / POST-LIBERALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Владимиров Андрей Александрович

В статье проводится анализ таких феноменов современной западной политической жизни, как политкорректность и толерантность. Автор рассматривает соотношение указанных феноменов с современной формой либеральной идеологии, которая в авторской методологии получила название постлиберализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE CORRELATION OF THE PHENOMENA OF POLITICAL CORRECTNESS AND TOLERANCE WITH POSTLIBERALISM

The article analyzes such phenomena of modern Western political life as political correctness and tolerance. The author considers the correlation of these phenomena with the modern form of liberal ideology, which in the author's methodology is called postliberalism.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ФЕНОМЕНОВ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ С ПОСТЛИБЕРАЛИЗМОМ»

УДК 32

DOI 10.34823/SGZ.2021.1.51543

А.А. ВЛАДИМИРОВ аспирант кафедры геополитики факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова*

К вопросу о соотношении феноменов политкорректное™ и толерантности с постлиберализмом

В статье проводится анализ таких феноменов современной западной политической жизни, как политкорректность и толерантность. Автор рассматривает соотношение указанных феноменов с современной формой либеральной идеологии, которая в авторской методологии получила название постлиберализма.

Ключевые слова: идеология, политкорректность, толерантность, либерализм, постлиберализм.

А.А. VLADIMIROV Postgraduate student of the Department of Geopolitics, Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University

On the question of the correlation of the phenomena of political correctness and tolerance with postliberalism

The article analyzes such phenomena of modern Western political life as political correctness and tolerance. The author considers the correlation of these phenomena with the modern form of liberal ideology, which in the author's methodology is called postliberalism.

Keywords: ideology, political correctness, tolerance, liberalism, postliberalism.

*Владимиров Андрей Александрович, e-mail: BackToBN@mail.ru

Вопросам развития современного либерализма в науке уделяется все больше внимания. Более того, в настоящее время также актуализируется вопрос о статусе современной разновидности западного либерализма, которая в более ранних работах автора получила название постлиберализма1. Фундаментальной ценностью постлиберализма является индивидуальная свобода. На ее основе претерпевают изменения вторичные ценности либерализма - права человека, прогрессизм и демократизм.

В качестве объектов анализа данной статьи выступают такие феномены, как политкорректность и толерантность, при этом если политкорректность понимается как политика регулирования человеческой деятельности в сфере языка, то толерантность понимается как регулятор общественного поведения с целью ограничения допустимых с точки зрения определенной идеологии паттернов поведения.

Для начала следует сказать, что мы исходим из того, что указанные механизмы выступают инструментальным дополнением политики определенных социальных групп и могут быть использованы для утверждения разных идеологических ценностных систем. В то же время нельзя не отметить, что данные феномены зачастую ассоциируются именно с левыми движения современных западных государств, поэтому важно в этой связи дать краткое пояснение особенностям западной традиции употребления понятия «левые».

В рамках западной политологической традиции левыми считаются те политические силы, которые, как правило, ориентируются на активное государственное вмешательство в дела общества с целью регулирования его процессов и решения социально-политических задач и проблем. Такой подход еще больше сближает феномены политкорректности и толерантности с левым политическим лагерем, так как зачастую внедрение их положений в систему организации общественной жизни происходит при более активном вмешательстве государства, особенно в вопросах экономической деятельности.

При этом традиционно к левым, особенно в США, относят не только собственно социалистов и близкие к ним течения, но и либералов, которых в нынешнем виде и с учетом американского политического лексикона принято считать левой

1 См.: Владимиров А.А. Концептуальные основы современного либерализма // Социально-гуманитарные знания, 2018, № 3, с. 342-347.

политической силой. Левые в США включают в себя группу политических движений, начиная с непосредственно социалистических и заканчивая либеральными и леволибераль-ными. При этом мы исходим из понимания того, что несмотря на смешение терминологического аппарата либералы, даже те, которые активно выступают за вмешательство государства в общественные дела, в качестве своей главной ценности воспринимают индивидуальную свободу, в отличие от сторонников непосредственно идеологии социализма.

Важно, что современное либеральное понимание свободы все чаще коррелирует с постлиберальным ее пониманием как свободы в первую очередь индивидуальной. Политкорректное^ и толерантность, даже будучи частью арсенала левых политических сил, представляют собой универсальные механизмы общественной регуляции и активно используются для реализации ценностей постлиберализма.

Рассуждая о соотношении понятий толерантности и полит-корректности с постлиберализмом, важно обратиться к идеям американского идеолога палеоконсерватизма П. Дж. Бьюке-нена, который в своей главной работе «Смерть Запада», хорошо известной отечественным исследователям, не только критикует многие западные социальные и политические явления и тенденции, но также весьма подробно рассказывает о влиянии феноменов политкорректности и толерантности1. Особое внимание Бьюкенен уделяет критике идей видных представителей неомарксизма, таких как Г. Маркузе и А. Грамши, идеи которых во многом повлияли на становление современного западного леволиберального дискурса. Неомарксисты настаивали на неспособности западного пролетариата совершить революционные преобразования в связи с принятием им экономических уступок со стороны правящих капиталистических кругов, а также в связи с принятием ранее революционным пролетариатом буржуазной этики2. По мнению неомарксистов, несмотря на потерю пролетариатом своего революционного потенциала, капитализм продолжает воспроизводить систему эксплуатации человека человеком, оставаясь тем самым несправедливой системой. При этом ведущую роль в сохранении такой системы неомарксисты от-

1 Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2007, с. 107-138.

2 Мармазова О., Мармазова Т. Культура и цивилизация (Донецк). Научный журнал, 2018, № 1(7), с. 74-79.

водят культурной гегемонии буржуазии, суть которой Грамши описал в работе «Тюремные тетради»1.

Сломать установившуюся гегемонию, по мнению неомарксистов, должен не ставший реакционной силой пролетариат, сломать ее должны маргинальные элементы, лишенные возможности полноценного участия в общественной жизни. К числу маргиналов неомарксисты относили в первую очередь чернокожее население и представителей различных меньшинств. Особое значение для слома гегемонии усматривалось в преодолении христианской этики, которая воспринималась неомарксистами в качестве основы культурной гегемонии. Несмотря на то, что во второй половине XX в. движение неомарксистов сравнительно быстро утратило свое политическое влияние и перспективы, развитие их идей продолжилось в лице западных интеллектуалов, которые особенно сильно закрепились в сфере высшего образования, в частности в США, в учебных заведениях которых преподаватели за-

2

частую являются сторонниками левых взглядов .

Политкорректность, толерантность и политика расширения прав социальных меньшинств являются неотъемлемой составляющей левой политической повестки на Западе, однако важно обратить внимание не на генезис и изначальную связь этих идей с неомарксистскими концепциями, а на результат их проявления в обществе, а также на особенности их функционирования в современных реалиях. К примеру, несмотря на то, что исторически требование о предоставлении избирательного права рабочим было прерогативой левых политических сил, в Великобритании такое право было предоставлено рабочим в результате деятельности консерваторов3. Известно, что одни и те же идеи могут присутствовать в нескольких идеологиях, о чем в частности говорил британский политический теоретик М. Фриден1, что не дает права утверждать, что конкретные идеи имеют нерушимую связь со строго определенной идеологией.

1 Грамши А. Тюремные тетради: В 4 ч. М., 1991.

2 National Review [Электронный ресурс] // Сайт: www.nationalre-view.comURL: https://www.nationalreview.com/comer/just-how-liberal-are-col-lege-professors/ (дата обращения: 31.05.2020).

3 Руткевич А. М. Что такое консерватизм? Университетская книга,1999, с. 20.

1 Freeden M. Ideologies and Political Theory: A Conceptual Approach. Oxford: Oxford University Press, 2006, р. 48.

Динамизм различных социально-политических идей и концептов позволяет лучше понять развитие феноменов полит-корректности и толерантности в рамках постлиберализма. В соответствии с мнением П. Дж. Бьюкенена, влияние неомарксистов в США имеет огромный потенциал, а механизмы политкорректности и толерантности разрушают основы американского общества, однако реальное положение дел не может служить подтверждением данного тезиса. Известно, что неомарксисты исходят из необходимости кардинального слома существующей культурной гегемонии с целью разрушения капиталистической системы, однако вряд ли сегодня можно говорить о закате капитализма как экономической модели западных государств даже несмотря на регулярные кризисы, с которыми то и дело сталкивается капитализм. Вопреки мыслям о чрезмерном усилении неомарксистских идей в западных обществах современный капитализм демонстрирует тенденцию к своему дальнейшему расширению за счет распространения логики развития рыночных отношений на все большие области человеческой жизнедеятельности . Капитализм неоднократно демонстрировал свой адаптивный потенциал и способность подстраиваться под изменяющуюся социально-экономическую конъюнктуру, при этом усиливая тенденцию своего внедрения во внеэкономические стороны общественной жизни2, что не может свидетельствовать в пользу разрушения капитализма под влиянием подрывной деятельности неомарксистской идеологии и аффилированного с ней истеблишмента.

Мы полагаем, что правильнее скорее говорить о влиянии постлиберальной интерпретации политкорректности и толерантности на Западе. Отказ от традиционных ценностей западной культуры, таких как христианская этика и нормативные семейные отношения, рассматриваемые неомарксизмом как препятствия на пути к установлению новой культурной гегемонии, больше соотносится с процессом расширения индивидуальных прав и свобод социальных меньшинств. Именно это выступает одним из ключевых направлений развития постлиберализма, что проявляется, в частности, в увеличении привилегий сексуальных, религиозных и этнических мень-

1 Дардо П., Лаваль К. Неолиберализм и капиталистическая субъекти-вация // Логос, 2011, № 1 (80), с. 104-112.

2 См.: Прохоров М.М. Философские основания экономики и экономизма// Философия и общество, 2014, № 2.

шинств в западных странах. Политкорректность и толерантность играют ключевую роль в этом процессе, выступая механизмами ограничения и регулирования поведения социального большинства.

Важно также отметить, что борьба социальных меньшинств за свои права не приводит к подрыву норм капиталистической системы, однако напрямую способствует реализации основных положений постлиберальной идеологии, будь то освобождение индивида из-под влияния норм и правил традиционных социальных институтов или приоритет в защите прав социального меньшинства перед социальным большинством.

Адаптируя изначально неомарксистские идеологические элементы, постлиберализм перенаправляет их на реализацию собственной программы развития. Революционные преобразования культуры, о которых говорили неомарксистские мыслители, приобретают постлиберальный характер. Описывая происходящие в обществе изменения, Ч. Райх писал: «Грядет революция! Она будет отличаться от всех революций прошлого. Она обратится к человеку, а не к классам, и затронет культуру, а изменение политической структуры произойдет лишь на последней стадии. Она не нуждается в насилии для своего успеха, и подавить ее насилием также не удастся. Она распространяется с удивительной скоростью, и уже наши законы, наши институты и социальная структура меняются под ее влиянием...Такова революция нового поколения»1. И в самом деле при анализе происходящих на Западе процессов, становится очевидным, что изменения в социально-политической сфере в интересах постлиберализма не декларируются в качестве таковых, а сторонники постлиберализма не имеют официального или, к примеру, партийного выражения. Отсутствуют также и формально признанные идеологи, которые открыто заявляли бы о своих ценностях как о ценностях постлиберализма, однако это не мешает его реализации в качестве реальной идеологии, целью которой выступает изменение массового сознания и оказание влияния на целе-полагание западных обществ.

Внедрение постлиберальных ценностей происходит зачастую в неявной форме, и в комплексе происходящих на Западе социально-политических процессов сложно разгля-

1 Reich C.A. The Greening of America. N.Y.: Bantam Books, 1971, p. 2.

деть развитие положений определенной идеологии, в особенности постлиберализма, функционирование которого только сейчас получает должное научное и социально-философское осмысление.

Таким образом, можно сделать вывод, что постлиберализм адаптировал методы неомарксизма, переработав их с целью реализации собственной социальной программы преобразования. Это в том числе говорит о важности более тщательного анализа разворачивающихся на Западе политических процессов с точки зрения влияния на них постлиберализма, так как реализация изначально неомарксистских идей на деле может способствовать осуществлению программы социальных преобразований постлиберализма. Это уже происходит на примере функционирования механизмов политкоррект-ности и толерантности применительно к реализации ценностной системы постлиберализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.