УДК 141.82
О. И. Мармазова
(к.ист.наук, доцент) Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского (г. Донецк, ДНР) E-mail: marmazovaolga@gmail. ru
Т. Р. Мармазова
(ст.преподаватель) Донецкий национальный университет (г. Донецк, ДНР) E-mail: tatyanamarmazov@gmail. com
КОНТРГЕГЕМОНИЯ АНТОНИО ГРАМШИ КАК НЕОТЬЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НЕОМАРКСИСТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Аннотация. В статье рассмотрены последствия влияния «теории гегемонии» марксиста Антонио Грамши на современную политическую теорию. Проанализировано влияние работ Грамши на поздние дискуссии о перспективах марксистского социального теоретизирования на современном этапе исторического развития. Доказана актуальность переосмысления идеологии с помощью доступных концептуальных средств.
Ключевые слова: марксизм, неомарксизм, неограмшизм, контргегемония, идеология, коммунизм.
Проблема поиска подходов к изучению и переосмыслению понятия и сущности идеологии характерна как для западных, так и для отечественных исследователей. Этому способствует рост национализма и религиозного фундаментализма, а также доминирование неолиберальных идеологий, таких как глобализм и концепция «нового мирового порядка». По сравнению с тенденциями начала 90-х годов XX в., идеология уже не считается весомым фактором общественно-политической жизни. А значит, необходимо переосмысление места идеологии в современном обществе, с использованием адекватных концептуальных средств. В этом контексте актуальным представляется анализ концепций идеологии Антонио Грамши и того, какой они оставили след в современной науке об истории и международных отношениях [1].
Перспективы марксистского социального теоретизирования в современных условиях неразрывно связаны с фигурой Грамши. Подход мыслителя к марксистской теории позволяет уйти от стереотипного представления о парадигме как об «устаревшей», тяготеющей к догматичности. Хотя не всегда его теории были общедоступными. Идеологами КПСС в 70-х гг. ХХ в. на труды и имя Грамши был наложен жесткий запрет. Вместе с тем, есть весомые основания полагать, что идеологами перестройки труды Грамши усиленно изучались. Для обоснования причин, по которым были изъяты из открытого доступа «Тюремные тетради», основной труд учёного, была предложена идея о глубоких расхождениях с Лениным. Однако, можно утверждать, что учение Грамши было положено в основу кампании по манипуляции сознанием населения СССР для проведения «революции сверху» [2, с. 142].
Так как «Тюремные тетради» писались не для печати и под тюремным надзором, их смысл был полностью восстановлен лишь при помощи большого числа «грамшеведов». Можно говорить о том, что учёный сделал вклад во все разделы гуманитарного знания - философию, политологию, культурологию и т.д. Антонио Грамши переосмыслил протестантскую Реформацию, Французскую революцию, Русскую революцию 1917 г., явление фашизма через призму марксизма. Таким образом, он создавал новую теорию государства и революции, которую можно назвать противоречащей ленинской теории.
Один из ключевых разделов труда Грамши - учение о гегемонии. Это - часть общей теории революции как слома государства и перехода к новому социально-политическому порядку. Согласно Грамши, власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на согласии. Механизм власти - не только принуждение, но и убеждение. Он считал, что овладение собственностью как экономической основой власти, является недостаточным - господство собственников тем самым автоматически не гарантируется и стабильная власть не обеспечивается. Именно по линии представления о гегемонии идёт основной разлом в теории международных отношений [1].
Для представителей концепции политического реализма, гегемония - «фактическое и существенное превосходство потенциала могущества какой-то одной державы над потенциалом остальных, чаще всего соседних» [3, с. 32-33.]. В неореализме существенных изменений понимания гегемонии не происходит, однако она рассматривается уже в глобальном контексте, а не как нечто региональное. В рамках марксизма-ленинизма выделяют 3 зоны осуществления доминации:
1) Экономическая доминация (в базисе, по отношению к собственности на средства производства);
2) Политическая доминация (в относительно автономной надстройке, активность которой может опережать процессы, развёртывающиеся в базисе);
3) Доминация в сфере гражданского общества (второй надстройке - области интеллектуальной деятельности (науке, культуре, философии, журналистике и т.д.)) [4, с. 7].
В рамках теории Антонио Грамши и его последователей вырисовывается понимание гегемонии, в корне отличающееся от вышеупомянутых трактовок. Грамши задаётся вопросом: «как была возможна пролетарская социалистическая революция в России, где с точки зрения самого Маркса и с точки зрения классического европейского марксизма начала ХХ века объективное состояние базиса (неразвитость капиталистических отношений и т.д.) исключало саму возможность прихода к власти коммунистической партии?» [3]. Объяснение этому он находит в опережающей деятельности политической надстройки в лице большевиков по захвату политической власти, благодаря которой революция оказалась успешной.
Основателем неограмшизма является Роберт Кокс. Вслед за Грамши он констатирует, что современное глобальное общество основано на доминации буржуазно-либеральных принципов и вся система международных отношений построена на обслуживании гегемонии буржуазии. Это общество навязывает свою гегемонию в языке, в технологиях, в политике, в нравах, в искусстве, в моде, - во всем [3]. Кокс говорит о необходимости деконструкции доминирующего гегемонистского дискурса. Строительство контргегемонии он начинает с построения альтернативы существующему порядку, в котором Запад представляется всеобщим благом и приравнивается к прогрессу, тогда как остальной мир нуждается в модернизации и
вестернизации. Кокс предлагает проект создания контргегемонистского исторического блока, выбирающего критику статуса-кво и революцию [5, с. 76]. Во главе контробщества, являющегося альтернативой общества гегемонии, должна стоять глобальная революционная элита («депутаты глобального общества» [4]), чья открытая политическая философия станет платформой для объединения рабочего класса, членов антилиберальных партий, движений, представителей традиционных религий со всего мира.
Основными элементами, определившими устойчивость западной гегемонии,
Грамши считал капиталистическую экономическую систему и буржуазные политиТЛ « "
ческие ценности. В рамках данной ценностной системы, по его мнению, и происходит формирование политических элит, а потому необходимым является формирование нового исторического блока, который станет базовым для создания новой интеллектуальной среды.
Среди неомарксистов популярными являются взгляды, противопоставляющие «ядро» и «переферию» в рамках мир-системной теории. Согласно теории мир-системного анализа Иммануила Валлерстайна, современная система зародилась в XVI в. и постепенно охватила весь мир [6]. В мир-системном анализе Валлерстайна можно выделить микро и макро уровень - минисистему и мир-систему. Миниси-стемы были характерными для первобытного общества и строились на взаимообмене. Мир-системы - более сложный уровень экономических и политических отношений сложного аграрного общества, который Валлерстайн делил на два типа: мир-экономики и мир-империи.
Мир-экономики - это системы обществ, в которых существует тесная экономическая взаимосвязь, которая становится главным двигателем всех эволюционных процессов. Современный мир является капиталистической мир-экономикой,
1 и и и 1 и Т/*
формировавшейся на основе европейской феодальной мир-системы. Капиталистическая мир-система состоит из ядра (наиболее высокоразвитые страны Запада), полупериферии (в XX веке - социалистические страны) и периферии (Третий мир). История ядра - история борьбы за гегемонию [7]. Для Грамши борьба за гегемонию скорее политическая проблема, нежели экономическая, что ставит его особняком среди неомарксистов. Если Валлерстайн видит борьбу за гегемонию как противостояние неразвитого «третьего мира» с высокоразвитым Западом, то Грамши трактует данный процесс как внутригосударственный, заключающийся в противостоянии элит и интеллектуалов. Небуржуазные элиты Грамши считает жизненно необходимым условием для контргегемонистских устремлений.
Цезаризм - понятие, без которого полное понимание теории гегемонии Грамши невозможно. Данным термином определяется ситуация, при которой в обществе власть находится в руках политической силы, не являющейся носителем гегемонии. Такая власть контролирует государственный аппарат и общество с опорой на сильную власть (чаще всего авторитарного типа), но не хочет принимать модель гегемонии (то есть включаться в глобализацию) и утрачивать суверенитет, поскольку это с неизбежностью приведёт к утрате власти и смене элит на более лояльные гегемонии.
Гегемония и цезаризм по своей природе разные явления [8]. Режим цезаризма предполагает распределение зон влияния между определёнными властными кланами, но идеологические установки гегемонии не отрицаются. Однако это противоречит гегемонии, которая настаивает на демократизации и передаче власти в руки глобальных элит, которые сосредоточены прежде всего там, где гегемония укрепи-
лась исторически более всего. Так цезаризм входит в противоречие с гегемонией, но не идеологическое, а ситуативно-тактическое. Это предопределяет алгоритм действий цезаризма.
Теория цезаризма Грамши нашла своё продолжение в работах философа Чарльза Купчана. В книге «Ничейный мир» он делит цезаризм на три типа:
- это современные коррупционные автократичные модели на постсоветском пространстве, которые представляют собой клано-коррупционные верхушки;
- система китайского тоталитаризма, которая сохраняет тоталитарную власть на государственном уровне;
- система петромонархий Ближнего Востока, которые включают в структуру своей доминации, в свой цезаризм, ещё и религиозные или династические аспекты, как например, Саудовские султанаты. Иран может быть отнесён к промежуточной форме, между моделью монархий залива и постсоветской автократией [9].
Немало внимания Грамши уделял третьему сектору. Именно он, по мнения марксиста, занимает автономное место в политике, что позволяет ему быть, в перспективе, движущей силой революции. Революция, в таком случае, с точки зрения Грамши имеет три аспекта: в экономической сфере (классический марксизм), в политической сфере (ленинизм) и в сфере гражданского общества, которое представляет собой сферу свободы, а интеллектуал может сделать свой выбор между конформизмом и нонконформизмом, выбор между гегемонией и контргегемонией, между обслуживанием статус-кво и выбором революции. Выбор, который делает интеллектуал, не зависит ни от его экономического положения, т.е. его отношения к собственности на средства производства, ни от его политической принадлежности к той или иной партии.
Таким образом, можно сделать вывод, что универсализация либерализма - гегемония, тогда тотальный демонтаж либеральных идей подразумевает контргегемонию. Тот факт, что мы живём в мире господствующего либерализма, означает, что задача по созданию контргегемонии осложняется. Лишь на идее переосмысления свобод, в рамках которой необходимо противопоставить либеральной свободе - свободу содержательную, т.е. осмысленную, можно построить прочный фундамент для контргегемонии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.:Эскмо, 2005. - 832 с.
2. Роберт У. Кокс. Грамши, гегемония и международные отношения: очерк о методе // Левиафан: Контргегемония и евроцентризм (вып. 5) / [Под. ред. А. Г. Дугина; Ред-сост. Савин Л. В.]. - М.: Евразийское Движение, 2013. - С.121-151.
3. Дугин А. Г. Контргегемония в теории многополярного мира // Левиафан: Контргегемония и евроцентризм (вып. 5) / [Под. ред. А. Г. Дугина; Ред.-сост. Савин Л. В.]. - М.: Евразийское Движение, 2013. - С. 27-55.
4. Дугин А. Г. Контргегемония // Левиафан: Контргегемония и евроцентризм (вып. 5) / [Под. ред. А. Г. Дугина; Ред.-сост. Савин Л. В.]. - М.: Евразийское Движение, 2013. -С.7-27.
5. Дугин А.Г. Международные отношения. Парадигмы, теории, социология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2013. - 318 с.
6. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение/пер. Н. Тюкиной. М.: Издательский дом «Территирия будущего», 2006. - 248 с.
7. Валлерстайн И. Мир-система Модерна. - Том III. Вторая эпоха великой экспансии капиталистического мира-экономики, 1730 - 1840-е годы / Пер. с англ., литер. редакт., комм. Н. Проценко. - М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. - 528 c.
8. Дугин А.Г. Цезаризм и контргегемония. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.geopolitica.ru/article/cezarizm-i-kontrgegemoniya
9. Charles A. Kupchan No One's World. - Oxford University Press, Feb, 2012. - р. 272.
O. I. Marmazova
(Candidate of Historical Sciences, Associate Dosent) Donetsk National University of Economics and Trade named after M. Tugan-Baranovsky
(Donetsk, Donetsk People's Republic) E-mail - [email protected]
T. R. Marmazova
(senior lecturer of International Relations and Foreign Politics Department) Donetsk National University (Donetsk, Donetsk People's Republic) E-mail - [email protected]
CONTRA-SUPREMACY OF ANTONIO GRAMSCI'S AS AN INTEGRAL PART OF THE NEOMARKSIST POLITICAL THEORY
Annotation. The article examines the consequences on modern political theory influenced by Marxist Antonio Gramsci's "theory of hegemony". The influence of Gramsci's works on later discussions on the prospects of Marxist social theorizing at the present stage of historical development is analyzed. The relevance of the rethinking of ideology with the help of available conceptual means is proved.
Key words: Marxism, neo-Marxism, neogramscism, contra-supremacy, ideology, communism.
Поступила в редакцию 5 июня 2018 г.