гивающих нынешней структуры власти. Провозглашением курса защиты исконных ценностей неприятия «западных ценностей» власти надеются обеспечить народную поддержку. Именно такую политику проводят Пакистан и Саудовская Аравия. Это ведет к усилению неофундаментализма, что, в свою очередь, обостряет противоречия между заявленной идеологией и политикой и укреплением политического альянса с США.
Большинство правящих режимов мусульманских стран избирают второй вариант политической эволюции (подавление радикального ислама, этатизация религиозных институтов, отказ от демократии). Такая политика, считает Руа, неизбежно приведет к новому политическому кризису.
Характернейшая черта последнего десятилетия - это разрыв между государственными стратегиями и идеологиями. «Понятия культуры, идентичности и цивилизации выходят на первый план... Поэтому дебаты о многокультурности и столкновении цивилизаций стали популярны как в мусульманской среде, так и среди европейцев, враждебных исламу. Но эта линия раскола пересекается другим противостоянием - Севера и Юга, где мусульманская идентичность, обостренная израильско-палестинским конфликтом и американской агрессией против Ирака, становится символом сопротивления Третьего мира» (с. 208-209).
Ю.И. Комар
2006.01.018. БАТКО Т.Дж. ОТКРОВЕНИЕ ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ: ГРАМШИАНСКИЙ ПОДХОД К ПОДЪЕМУ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИСЛАМА.
BUTKO T.J. Revelation or revolution: a Gramscian approach to the rise of political Islam // British j. of Middle Eastern studies. - Basingstoke, 2004. - Vol. 31, № 1. - P. 41-62.
Автор (Университет провинции Альберта, Эдмонтон, Канада) считает, что «идеи Грамши и современных исламских теоретиков очень схожи по своим целям и тактике, существует общая вера в необходимость свержения правящих элит и разрушения социально-политического порядка, на котором основываются их власть и легитимность» (с. 42). Современные исламские идеологи и лидеры исламистских движений используют ислам «как инструмент политического протеста для делегитимизации гегемонии (или статус-
кво) властных структур как внутри отдельных стран, так и на международном уровне... как революционную идеологическую систему, с помощью которой можно создать единую и дисциплинированную организацию» (с. 41,42).
Как пишет Юсеф Шуейри, «Кутб ал-Маудуди и Хомейни сформулировали новую исламскую теорию и установили современный дискурс многих исламских политических организаций. Для них изменение должно быть всеобъемлющим и революционным. Они не видели возможности сосуществования между исламом и другими политическими и социальными системами»1 (с. 42-43).
Согласно Грамши, основа гегемонии правящего класса - утверждение в обществе на уровне «здравого смысла» и в качестве абсолютных истин своего мировосприятия, своей морали, своих привычек и институционных норм поведения, устанавливаемых и пропагандируемых правящей элитой. В отличие от традиционного марксизма, Грамши придавал первостепенную роль идеологии и государству (суперструктуре), а не экономическому базису (структуре); чтобы сделать первый шаг в создании альтернативного гегемона, нового образа мышления, необходимо, считал Грамши, подвергнуть критике так называемый здравый смысл и якобы непреложные истины, внушенные обществу ныне правящим классом.
Подобно Грамши исламские теоретики не считают человеческую природу неизменной и убеждены, что она подвержена влиянию доминирующих сил в обществе. По словам Маудуди, «человек по природе не грешен, не испорчен. он может быть в равной степени хорошим или плохим, моральным или аморальным» (с. 44). Это зависит от качества правящего класса. «Очевидно, - утверждает Маудуди, - что общество едва ли может сопротивляться движению по пути, указанному лидерами, если последние контролируют все ресурсы, удерживают бразды власти и обладают средствами формирования умов и поведения. Они подчиняют своему влиянию как индивидов, так и социальные и моральные ценности»2 (с. 44).
1 Choueiri Youssef. The political discourse of contemporary Islamist movements // Islamic fundamentalism / Ed. by Abdel Salam Sidahmed and Anounshirvan Ehteshami -Boulder: Westview, 1996. - P. 32. Описание здесь и далее дано по реф. источнику.
Abul al-'Ala Mawdudi. The Islamic movements: dynamics of values, power and change. - L.: Islamic foundation, 1984. - P. 77.
Важный элемент в создании антигегемонистского блока -способность людей к объединению в большие группы, движения. Грамши определяет это как «коллективный человек». «Исторический акт может быть совершен только «коллективным человеком», а это предполагает достижение культурно-социального единства, посредством которого множество разрозненных воль, направленных на разные цели, объединяются и формируют единую цель на базе единого и общего мировосприятия»1 (с. 45).
Исламские теоретики также понимают, что успех революционного движения может быть достигнут только при поддержке значительной части общества, и адресуются к тем группам, которые наиболее склонны поддержать антигегемонистский блок.
Подобно Грамши исламисты не стремятся определить свои «группы поддержки» исключительно в экономических категориях. Политический ислам стремится объединить индивидов на базе идей и общего мировосприятия.
В условиях быстрой модернизации и неудачного во многих случаях экономического развития, которые не привели к созданию капиталистического общества, многие индивиды в исламском мире ищут более высокого смысла жизни и испытывают духовный дефицит. Современные исламские движения надеются заполнить этот экономический и духовный вакуум.
Ключевую роль в политической организации общества играет государство. Согласно Грамши, оно состоит из двух раздельных, но взаимосвязанных компонентов: «государство - это политическое общество + гражданское общество, иными словами, гегемония, защищаемая средствами принуждения» (с. 45). Учитывая разнородность этих частей государства, Грамши делает вывод, что, только завоевав поддержку гражданского общества, можно добиться успеха в борьбе за государственную власть.
Исламские теоретики также отчетливо осознают гегемонист-скую роль государства и понимают, что для создания исламского государства они должны заручиться поддержкой общества. Грамши выделяет три элемента, необходимые для успеха революционного ан-тигегемонистского движения, - идеологию, организацию и стратегию.
1 Gramsci A. Selections from the prison noteboокs. - N. Y., 1971. - P. 263.
Согласно Грамши, подлинно революционная идеология должна быть «альтернативой господствующей идеологии, предлагать новую форму государства, новый интеллектуальный и моральный порядок, новый тип общества... цементировать и объединять весь социальный блок в его противостоянии правящему ре-жиму»1 (с. 49, 50).
Исламисты понимают роль идеологии сходным образом. Выдвигая ислам в качестве политической идеологии, они противопоставляют ее секуляризму современных правящих классов. Их конечная цель - создание исламского государства. Они убеждены в том, что ислам решит все проблемы, стоящие перед мусульманскими обществами. Хасан ал-Банна, подчеркивая холистическую природу ислама, писал, что «ислам - это всеобъемлющий концепт, который регулирует любой аспект жизни, решает любые трудности и устанавливает прочный и строгий порядок» (с. 50-51)2.
Анализируя структуру политической организации, Грамши различает три компонента. Это - лидер, авангард и рядовые члены, образующую массу. При этом определяющую роль играет лидер, который способен улавливать глубокие устремления и настроения населения и формулировать соответствующую стратегию. Узкий круг приближенных к лидеру людей (авангард) осуществляет практическое руководство политической организацией. Массовое членство - это главная движущая сила и залог успеха партии или движения, но лишь при условии железной дисциплины. В то же время Грамши подчеркивал первостепенную важность непоколебимой веры участников движения в успех его лозунгов и целей.
В этом вопросе взгляды Грамши и исламистских теоретиков полностью совпадают. Исламисты также придают главное значение харизматическому лидеру, его способности формулировать цели движения и объединить всех его сторонников в достижении поставленных задач. Не случайно, что трое (Ал-Банна, Маудуди и Хомейни) из четырех упоминаемых современных исламских теоретиков были одновременно и лидерами политических организаций.
1 Gramsci A. Op. cit. - P. 388, 328.
2
Al-Banna Hasan. Five tracts of Hasan al-Banna. - Berkeley: Univ. of California press, 1978. - P. 46.
Хомейни - лидер иранской исламской революции и создатель исламского государства в Иране - предложил и реализовал концепцию о духовном лидере нации и высшем арбитре, стоящем над всеми государственными институтами и контролирующем их решения. Он утверждал, что сила и прочность исламского государства заключается не в государственных институтах, а в моральных качествах его лидеров. Исламистские теоретики убеждены также в необходимости авангарда и массы рядовых преданных сторонников для достижения главной цели - создания исламского государства.
Что же касается стратегии, то и Грамши, и исламистские теоретики считают, что она должна быть активной, наступательной и долговременной. Прежде чем приступать к открытым, фронтальным действиям, необходимо последовательно пропагандировать в обществе свои новые идеи, чтобы создать интеллектуальные и культурные предпосылки для последующих активных действий против правящего режима. Исламисты называют этот процесс ис-ламизацией общества. «Наша цель, - утверждал Сайид Кутб, -сначала изменить себя, а затем изменить общество» (с. 57)1.
Следующий этап - это формирование контргегемонистского блока и его открытое, идейное противостояние правящему блоку («война позиций», по выражению Грамши).
Финальная стадия революционного процесса, по замыслу исламистов, - это джихад, который включает в себя отнюдь не только вооруженный конфликт, но и все аспекты революционной борьбы.
Таким образом, заключает Батко, «используя грамшианский теоретический подход, современный феномен политического ислама, или "исламского фундаментализма", как его обычно именуют на Западе, следует оценивать прежде всего как контргегемонистские движения, добивающиеся политической власти революционными средствами, а не как строго религиозные организации, озабоченные исключительно вопросами морали, доктрины и веры. Только завоевав политическую власть, современные исламские движения могут создать фундаментально новый социально-экономический порядок, основанный на новом типе культуры, морали и человека» (с. 60).
Ю.И. Комар
1 Qutb, Sayyid Milestones. - Cedar Rapids, JA, The Mother Mosque foundation, -N.d., P. 21.