M.G. MAGOMEDOV*
TO A QUESTION ABOUT THE CONTENT OF RUSSIAN STATE POLICY IN THE FIELD OF PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY
УДК 343.85 ББК 67.518.8 М12
Аннотация: в статье рассматривается содержание государственнойполитики России в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних предлагаются меры по предупреждению безпризорнос-ти, безнадзорности и нарушающегоповедения со стороны несовершеннолетних
Ключевые слова: государственнаяполитика, предупреждение преступности, несовершеннолетние
МАГОМЕД
ГАДЖИМУСАЕВИЧ
МАГОМЕДОВ*
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
* Соискатель
(Дагестанский государственныйуниверситет) E-mail:[email protected].
Annotation: the article considers the content of Russian state policy in the field of prevention of juvenile delinquency. The author suggests measures to prevent homelessness, lack of supervision and disturbing behavior by minors.
Key words: state policy, crime prevention, juvenile.
Длительное кризисное состояние общества, его криминализация порождают, на наш взгляд, у взрослых и в особенности у несовершеннолетних эффект привыкания к противоправному поведению, в том числе к совершению преступлений.
В Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы отмечалось: «Одним из наиболее существенных факторов, определяющих криминальную ситуацию, является ослабление социального контроля над преступностью. Существовавшая в тоталитарном государстве система контроля за личностью ушла в прошлое, новая же система предупреждения преступности, адекватная демократическим реалиям, пока не построена. Правоохранительная система, несущая основное бремя контроля за преступностью, переживает кризис, обусловленный, с одной стороны, определенным разрушением кадрового ядра, а с другой - снижением доверия населения». Однако за последние годы в лучшую сторону ситуация не изменилась, а продолжила усугубляться.
Неоспоримая сложность социального явления, именуемого преступностью, особенно объемность и многофакторность его причинного комплекса подразумевают серьезную методическую подготовку при разработке и реализации государственной политики предупреждения преступности в целом и ее неотъемлемой составной части - преступности несовершеннолетних в частности. Первое, что необходимо для грамотной разработки комплекса мер, охватываемых термином «государственная политика» и воздействующих на преступность несовершеннолетних - это дифференциация их с учетомтаких факторов, как возраст, место жительства, демогра-
її?
Криминология
Криминология
фические особенности, социально-экономическая и криминологическая ситуация в регионе. Кроме того, необходимоясно и четко выделить набор действующих причин и условий, порождающих преступность несовершеннолетних, меняющих ее уровень и структуру.
Криминологами доказана социальная природа преступности. Еще в 1831 г. А. Кетле писал, что «общество подготовляет преступление, а преступник есть только орудие»1. Из этого следует, что объектом профилактического воздействия должны стать наиболее значимые в социальном отношении сферы жизнедеятельности несовершеннолетних. Именно на них необходимо сосредоточить основные усилия разработчиков политики. Таких сфер жизнедеятельности можно назвать всего семь: родительская семья, учеба, досуг, трудоустройство, трудовая занятость, здоровье, поведение в криминальных ситуациях и формирование у несовершеннолетних и молодежи жизненных, нравственных, трудовых и иных базовых ценностных ориентаций.
Таким образом, политика государства по предупреждению преступности несовершеннолетних не может быть автономной, она тесно взаимосвязана с экономической, социальной, демографической и другой политикой. Для повышения эффективности этой политики необходимо не только совершенствование уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, но и развитие гражданского, семейного, трудового и жилищного права, законодательства в области здравоохранения и образования.
Процесс превращения подростка в правонарушителя или преступника занимает длительное время. По мере нарастания выраженности социальной дезадаптации девиантный подросток становится объектом воздействия разных государственных учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Эти учреждения в зависимости от выполняемых ими функций могут быть разделены на четыре уровня.
1. Учреждения первичной социальной профилактики (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, медицинские учреждения и т. д.), деятельность которых направлена на обеспечение адекватной социализации основной массы детей, реализацию их прав и законных интересов.
2. Учреждения первичной специальной профилактики (социальные приюты, реабилитаци -онные центры для детей с ограниченными воз-
можностями, центры социальной помощи семье и детям, психолого-медико-социальные центры, центры постинтернатной адаптации и т. д.), которые оказывают помощь социально дезадаптированным и оказавшимся в трудной жизненной ситуации детям. Этот уровень системы профилактики работает с детьми, имеющими повышенный риск совершения правонарушений.
3. Учреждения вторичной специальной профилактики (отделы предупреждения правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, открытые и закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения), которые должны осуществлять ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступления уголовной ответственности.
4.Учреждения уголовно-правовой и уголовно-исполнительной профилактики (воспитательные колонии), главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.
Очевидно, что подросток должен становиться объектом воздействия профилактических учреждений более высокого уровня только в том случае, если деятельность учреждения более низкого уровня не принесла желаемого результата.
В настоящее время нет ни одного субъекта Федерации, в которомбыли бы учреждения всех уровней профилактики, то есть в них нет полностью сформированной инфраструктуры профилактического пространства. Естественно, что невозможность обеспечить преемственность работы учреждений разного уровня негативно отражаться на эффективности деятельности всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Широкий и разноплановый характер деяте ль-ности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов Федерации и муниципального) определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственный путь решения этой проблемы - разработка государственной политики предупреждения правонарушений несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно. В основе такой политики должна лежать ясная и последовательная концепция.
В отделе по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Института при Генеральной прокуратуре РФ основные положения концепции государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних были разработаны Г.И. Забрянским. Предложенная им концепция включает: определение понятия «государственная политика предупреждения преступлений несовершеннолетних»; обоснование целей этой политики; описание элементов, объектов и субъектов средств реализации, уровней и принципов государственнойполитики предупреждения преступлений несовершеннолетних; новые подходы к программированию предупреждения преступности несовершеннолетних как интегрированной формы реализации государственной политики2.
Принципиальное значение имеет выбор двух целей государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних с одной стороны, это защита прав и интересов несовершеннолетних, ослабление негативного влияния дисфункции институтов социализации, а с другой - защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая интегрированная конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет концептуально решать многие проблемы криминологической и правовой практики.
Конкретные задачи этой политики должны формулироваться на основе указанных выше целей с учетом следующих обстоятельств:
а) социально-экономическогосостояния общества, его позитивных и негативных тенденций;
б) социально-психологического состояния общества, включая преобладающее в общественном мнении отношение к преступности несовершеннолетних;
в) криминогенной ситуации и ее прогноза на ближайшее и отдаленное будущее;
г) развитости социального контроля (формального и неформального, внутреннего и внешнего) и тенденций его развития;
д) состояния инфраструктуры криминологической профилактики и реабилитационного пространства и возможностей (финансовых, организационных, правовых) ее реформирования и развития.
Государстворасполагает многими средствами реализации своей политики предупреждения преступности несовершеннолетних: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика и уголовно-правовое предупреждение. Важнейший вопрос в политике - выбор
приоритетных из перечисленных средств. Поскольку преступность - явление социальное, то основную роль в ее предупреждении должна играть социальная профилактика. Однако на практике предпочтение отдается мерам правового сдерживания. В последние годы число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, росло более высокими темпами, чем число выявленных лиц, совершивших преступления, а число осужденных к лишению свободы подростков увеличивалось более высокими темпами, чем число осужденных. Особо подчеркнем, что тенденция к росту числа осужденных к лишению свободы подростков имеет место при сокращении числа выявленных подростков, совершивших наиболее тяжелые преступления (убийства, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, разбои и грабежи).
В условиях дезорганизации общества особое место среди средств реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должно принадлежать праву, поскольку это главное средство преодоления дезорганизации общества. Однако несогласованность и противоречивость федерального законодательства, относящегося к разным областям права (например, законы Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании», от 25 декабря 2008 г. № 287-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»), а также законов разных уровней (федеральных и субъектов Федерации) превращают право из фактора интеграции в фактор дезинтеграции.
В СССР большую роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних играли массовые общественные организации, объединявшие подавляющее большинство детей и подростков. В настоящее время место этих организаций остается незанятым. Формально их функции взяли на себя государство и органы местного самоуправления. Однако дисфункция большинства социальных институтов, явно недостаточное финансирование детских учреждений делают чрезвычайно актуальной задачу более широкого привлечения общественных организаций, включая религиозные общины, и отдельных граждан к организации досуга детей и подростков, обеспечению их летнего отдыха, то есть их участие в первичной социальной профилактике и, возможно, в первичной специальной профилактике.
В последние годы в Российской Федерации отмечается постоянное нарастание региональных различий как в социально-экономической
Криминология
Криминология
сфере, так и в уровне преступности и распространенности других форм девиантного поведения. Например, число учтенных в органах здравоохранения несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов в расчете на 100 тыс. подросткового населения между самыми благополучными и самыми неблагополучными регионами России отличается на два порядка. Из этого следует необходимостьрегионального подхода к формированию государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних. Такой подход подразумевает следующее:
1) оценку криминальной ситуации в регионе на основе сопоставления ее с криминальной ситуацией в экономическом районе, в котором находится этот регион, и в России в целом;
2) реализацию принципа полноты региональной инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних;
3) максимальное использование для предупреждения преступлений несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов путем сосредоточения основных усилий на формировании и развитии инфраструктуры профилактики;
4) принятие в соответствии с федеральными законами, изданными по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, законов и иных нормативных актов;
5) осуществление собственного правового регулирования, включая принятие законов и иных нормативных актов;
6) согласование программ предупреждения преступности несовершеннолетних на региональном уровне с программами и потребностями местного уровня.
В целом при формировании государственной политики в сфере предупреждения беспризорности, безнадзорности и нарушающего поведения несовершеннолетних государство должно учитывать запросы, интересы, потребности детей и подростков как специфической социально-демографической категории населения. Для этого необходима разработка и реализация как на законодательном, так и на практическом уровне следующих мер: детальное правовое регулирование защиты детей и несовершеннолетних в экстремальных ситуациях (межнациональные конфликты, экологические, техногенные и иные катастрофы) и поддержки подростков, переживающих стадию социальной реадаптации после возвращения в семью из воспитательных колоний, специальных школ; закрепление права выпускников учебных заведений, в первую очередь сирот, на труд и соответствующие условия труда и льготы; гарантии прав детей-сирот на первоочередное получение жилья, а также запрет приватизации или продажи жилья в ущерб детям; льготы для предприятий (государственных и частных), изготавливающих товары для детей, принимающих на работу несовершеннолетних, особенно детей-сирот; определение возраста, по достижении которого ребенок может обратиться в суд с заявлением
о нарушении его прав; создание специальных семейных судов или специализированных составов судов по делам несовершеннолетних; определение порядка экспертной оценки принимаемых законодательных актов с точки зрения их позитивных и негативных последствий по отношению к положению детей, их развитию и защите прав.
1 КетлеА. Человек и развитие его способностей, или Опыт общественной физики. СПб., 1865. С. 5-7.
2 См.: Забрянский Г.И., Савинова Е.К. Модель региональной программы предупреждения преступности несовершеннолетних М., 1996.