Научная статья на тему 'К вопросу о содержании государственной идеологической политики'

К вопросу о содержании государственной идеологической политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеология / государственная идеологическая политика / содержание / основные составные части и принципы государственной идеологической политики / ideology / state ideological policy / content / main components and principles of state ideological policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николай Николаевич Карпов

Рассматриваются вопросы о содержании государственной идеологической политики, о ее основных составных частях, об основных принципах государственной идеологической политики. Высказываются предложения по ее разработке и принятию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the content of the state ideological policy

The issues of the content of the state ideological policy, its main components, and the basic principles of the state ideological policy are considered. Suggestions are made for its development and adoption.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании государственной идеологической политики»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-97-103 NIION: 2003-0059-3/22-288 MOSURED: 77/27-003-2022-03-487

К вопросу о содержании государственной идеологической политики

Николай Николаевич Карпов

Университет прокуратуры Российской Федерации, Москва, Россия, nnkarpov@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы о содержании государственной идеологической политики, о ее основных составных частях, об основных принципах государственной идеологической политики. Высказываются предложения по ее разработке и принятию.

Ключевые слова: идеология, государственная идеологическая политика, содержание, основные составные части и принципы государственной идеологической политики

Для цитирования: Карпов Н. Н. К вопросу о содержании государственной идеологической политики // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 97-103. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-97-103.

Original article

On the question of the content of the state ideological policy

Nikolay N. Karpov

University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Moscow, Russia, nnkarpov@yandex.ru

Abstract. The issues of the content of the state ideological policy, its main components, and the basic principles of the state ideological policy are considered. Suggestions are made for its development and adoption.

Keywords: ideology, state ideological policy, content, main components and principles of state ideological policy For citation: Karpov N. N. On the question of the content of the state ideological policy. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):97-103. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-0454-2022-3-97-103.

Продолжая рассмотрение вопросов, посвященных государственной идеологической политике [6], остановимся теперь на содержании, ключевых элементах, основных составных частях, которые должна, на наш взгляд, включать государственная идеологическая политика.

Основной функцией государственного идеологического воздействия на общественное правосознание, по мнению В. Н. Кудрявцева и В. П. Казимир-чука, является определение идеологических смысловых установок, мотивирующих позитивную, с точки зрения субъекта идеологического воздействия, правовую активность населения. Значение идеологических установок определяется, в конечном счете, тем, что «одна из важнейших задач воспитания личности — это превращение идейных ценностей, т. е.

© Карпов Н. Н., 2022

внешних мотивирующих факторов, во внутренние убеждения и реальные поступки» [8, с. 135].

Исследователи относят идеологию к наивысшей форме общественного сознания, в которое также включают искусство, науку, мораль, правосознание и религию. В общественном сознании, прежде всего, выделяются обыденно-практический и научно-теоретический уровни. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как общественная психология, на научно-теоретическом уровне — как идеология. Вместе с тем, структура общественного сознания, как, впрочем и его формы, представляются, наш взгляд, не в полной мере с правовой точки зрения сформированными и научно обоснованными.

Помимо общей типологизации идеологий, данной нами ранее в зависимости от определенных кри-

териев, каждый идеологический тип (идеологическая политика конкретного государства) должен соответствовать важнейшим основам (принципам), руководствуясь которыми такая идеология (идеологическая политика) создается и реализуется.

Одной из таких основ государственной идеологической политики, важнейшим ее принципом должна стать, образно выражаясь, питающая все ее составные части идея российского патриотизма.

По мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, российская национальная идея заключается в патриотизме, ничего другого не может быть. Но патриотизм, как считает глава государства, не должен быть квасным, затхлым и кислым. Президент России также отметил, что патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны и ее движению вперед. Однако это совсем не значит, что нужно все время хвататься только за наше героическое прошлое, нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее. В этом залог успеха [15].

Разработка и реализация государственной идеологической политики, на наш взгляд, как раз и должна определить приоритеты успешного дальнейшего развития российского общества и государства.

Другими важнейшими основами, главными принципами, на которых должна быть построена государственная идеологическая политика России, как представляется, должны стать верховенство закона, высокая личная ответственность человека и гражданина за исполнение законов, высокая нравственность, соответствие идеологической политики канонам справедливости, постоянное стремление к гармонизации правовых общественных отношений, обеспечение безопасности и социального благополучия населения.

Одним из основных принципов построения государственной идеологической политики должен, по нашему мнению, стать постулат о ее направленности на духовно-нравственное, патриотическое воспитание граждан, обусловленности ею активизации правовоспитательной работы.

Законы обязаны своей силой нравам, совершенно правильно отмечал французский государственный и общественный деятель Клод Гельвеций [17].

Философ И.А. Ильин подчеркивал, что единственно верным путем ко всем реформам является постепенное воспитание правосознания. Совершенствовать право, значит не придумывать новые законы, а глубже и адекватнее воспитывать правосознание [14].

Как представляется, государственная идеологическая политика России должна быть сформулирована в отдельном нормативном правовом акте, предпочтительнее в Указе главы государства.

Составными частями, основными элементами государственной идеологической политики, должны стать, прежде всего:

а) стратегические идеологические интересы России в социальной, экономической, политической, культурной и других сферах;

б) система морально-нравственных ценностей и духовно-нравственные критерии оценки поведения граждан.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (п. 5) под национальными интересами России понимаются объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении безопасности и устойчивого развития [16].

Вполне логично, в соответствии с изложенным, что несомненная главная цель современной идеологической политики государства должна объединять в себе как создание необходимых условий для достойной жизни человека, гражданина, но, наряду с этим, также обеспечение надлежащих условий для функционирования самого государства, которое, в свою очередь, обеспечивает заботу о своих гражданах.

Приведем по этому поводу хорошо сформулированную мысль В. Е. Чиркина, о том, что взаимосвязи человека, коллектива, государства, общества в любой стране концентрируются вокруг главного вопроса жизнедеятельности общества: создания, обмена и распределения материальных и духовных благ [13].

Государственные интересы в процессе формирования и реализации государственной идеологической политики должны быть выражены, прежде всего, созданием условий для обеспечения защиты основ конституционного строя Российской Федерации, территориально-государственного устройства и формы правления, прав и свобод человека и гражданина, реализации функционирования публичной власти, что достигается, в том числе и посредством установления обязанностей для граждан.

Однако не только обеспечение достойной настоящей жизни гражданина должно быть поставлено во главу угла идеологической политики государства, но и дальнейшее развитие личности человека через образование, приобщение его к культурным ценностям, воспитание его в духе российского патрио-

JURISPRUDENCE

тизма и привития ему высоких духовно-нравственных качеств.

Главные интересы гражданина при формировании и реализации государственной идеологической политики заключаются, прежде всего, в необходимости обеспечения государством личных прав гражданина, главным образом таких естественных и неотъемлемых, как: право на жизнь, право на неприкосновенность (на безопасность), а также право на предоставление гражданину социальных возможностей для обеспечения им в меру своих способностей и своего труда (либо в силу болезни, инвалидности и иных форс-мажорных обстоятельств) достойного человека уровня жизни, в том числе организации пакета определенного социального стандарта в области медицины, образования и социального обеспечения.

Изучение отечественного и мирового правового, философского, мировоззренческого наследия выдающихся мыслителей, нормативно-правовой и законодательной базы позволяют автору сделать вывод о том, что именно право на жизнь и сопряженное с ним право на безопасность являются базовыми, приоритетными для каждого человека и гражданина и именно их реализация должна быть обеспечена государством в первую очередь.

Еще Эпикур высказывал в свое время мысль о том, что главная цель государства состоит в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими вреда друг другу. Он подчеркивал, что безопасность от людей достигается до некоторой степени благодаря некоторой силе, удаляющей беспокоящих людей, а также благодаря благосостоянию [10, с. 47].

Томас Гоббс подчеркивал, что цель государства — главным образом обеспечение безопасности, а обязанности суверена ... определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью, а именно целью обеспечения безопасности народа.., под которой понимается не одно лишь обеспечение безопасности голого существования, но также обеспечение за всяким человеком всех благ жизни, приобретенных законным трудом, безопасным и безвредным для государства [4, с. 42, 50].

Крупнейший русский юрист, специалист в области административного права И. Е. Андреевский в своем фундаментальном труде «Полицейское право», изданном в Санкт-Петербурге в 1871-1873 гг., словно развивая идеи Эпикура, сформулировал важ-

нейшую мысль о том, что для жизни человека, развития его способностей и возможности достижения его человеческих целей необходимы известные условия; между ними главнейшее место занимают безопасность и благосостояние. Условие безопасности обеспечивается предупреждением и пресечением опасностей, могущих грозить, как от злой воли других людей, так и от сил природы и различных несчастных случаев. Условие благосостояния достигается возможностью приобрести и пользоваться известным количеством материальных благ, необходимых для удовлетворения создаваемых человеком потребностей, и, кроме того, достигать известного духовного развития. ...Такая деятельность является в государстве. Государство не только обеспечивает посредством закона признаваемые за каждым права, но и действует для создания условий безопасности и благосостояния [2, с. 689].

Прав и Бенедикт Спиноза, совершенно справедливо подчеркивавший, что законы в каждом государстве должно так устанавливать, чтобы людей сдерживал не столько страх, сколько надежда на какое-нибудь благо, которого больше всего желают; ведь таким образом каждый охотно будет исполнять свои обязанности [11, с. 74].

Приведем здесь и мнение известного русского писателя Н. Г. Чернышевского, который считал, что государство существует только для ограждения безопасности частных лиц и для отвращения стеснений, которые могли бы мешать полнейшему развитию частной деятельности [12, с. 585-586].

Иеремия Бентам, английский философ, правовед и экономист, одним из важнейших трудов которого в области права стало философско-правовое исследование «Введение в основания нравственности и законодательства» (1789 г.) указывал в нем, что при распределении прав и обязанностей законодатель имеет своей целью ...счастье общества... (которое) слагается из четырех второстепенных целей: средства к существованию, довольство, равенство и безопасность. ...Из всех перечисленных целей закона безопасность есть единственная, которая необходимо обнимает будущее... [3, с. 391].

Что же необходимо предоставить гражданину, чтобы обеспечить ему достойный уровень жизни и, таким образом, что совершенно логично, в обозримой перспективе обеспечить устойчивое, позитивное развитие государства и общества — на этот главный

вопрос и должна ответить государственная идеологическая политика посредством формирования своих идеологических целей и инструментария их решения в экономике, политике, социальном обеспечении, правоохране и правозащите, образовании и воспитании человека, культуре и других важнейших сферах своей деятельности.

Первые конституционные акты XVIII в. заложили принципиальные направления развития, совершенствования взаимоотношений государства и гражданина.

Так, в преамбуле к Конституции США 1787 г. (она заучивается наизусть в школах США) совершенно четко определяются цели заключенной государственной Федерации: «образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим».

Аналогичную направленность можно усмотреть и в Преамбуле французской 1789 г. Декларации прав человека и гражданина, составной части современной Конституции Французской Республики, в которой говорится о том, что лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными пороками общественных действий и пороков правительств. В ст. 2 указанного документа установлено, что цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Значение указанных конституционных актов заключается еще и в том, что интересы граждан, по существу, были заложены в основу общественных отношений между ними и государством.

Таким образом, важнейшими правами гражданина являются, прежде всего, право на жизнь, право на безопасность и право на социальное благополучие. С другой стороны, обеспечение реализации именно указанных прав есть первоочередная и важнейшая задача государства.

И вполне логично, что в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (п. 26) обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов граждан-

ского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов, в том числе: сбережение народа России и развитие человеческого потенциала; оборона страны; государственная и общественная безопасность; защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.

Провозглашая право гражданина на жизнь, общество, государство не должно оставаться в стороне от его обеспечения, должно гарантировать его реализацию как соблюдение важнейшего человеческого права. Очевидно, что такая гарантия должна содержать и конкретные механизмы ее осуществления. Например, должна быть обеспечена соответствующая законодательная база реализации данного права, чему, по нашему мнению, в весьма значительной мере может способствовать возможность разработки и применения на практике института государственного страхования жизни и здоровья граждан от преступлений. В таком случае государство будет обязано компенсировать потерпевшему (близким родственникам пострадавшего) причиненный противоправными посягательствами страховой ущерб, и в порядке регрессного иска, взыскать с лица, виновного в причинении вреда жизни и здоровью гражданина, указанную страховую сумму, что, по нашему мнению, хотя бы в определенной минимальной степени смягчит для пострадавшей стороны последствия преступления, окажет превентивное воздействие на потенциального правонарушителя и явится дополнительным фактором, предупреждающим преступления.

Следует предусмотреть и механизм жесткого обеспечения данного требования закона — вплоть до обращения взыскания на все движимое и недвижимое имущество преступника (непонятно: почему преступнику должен гарантироваться минимум имущества, на которое не распространится конфискация, а пострадавший от его преступных действий гражданин должен страдать, будучи лишенным, к примеру, своего имущества) и до принудительного направления, не имеющего возможности рассчитаться с потерпевшей стороной преступника для выполнения общественно-значимых работ, к примеру, по добыче экологически небезопасных полезных ископаемых, в регионы с тяжелыми климатическими условиями (государство поступит честно и справедливо, объявив о введении жестких мер,

ибо потенциальный правонарушитель будет об этом знать). При этом a priori немалые компенсационные суммы за такой труд осужденного будут взысканы с него государством, что исключит возможность воздействия со стороны преступника на потерпевшую сторону.

Рассмотрим далее вопрос о конкретных элементах, составных частях идеологической политики России.

С учетом ограниченного объема журнальной статьи, кратко рассмотрим здесь некоторые актуальные вопросы разработки государственной идеологической политики в сфере культуры.

Понятие культуры (от латинского термина «cultura», означающего «воспитание, образование и др.») имеет несколько значений, относящихся, в частности, к сельскохозяйственным наукам, психологии и педагогике, к экономическим знаниям. Однако к культуре, на наш взгляд, прежде всего, следует отнести поведение человека в соответствии с общепринятыми правилами человеческого общежития, степень его духовно-нравственного развития.

Государственная политика в сфере культуры связана с институциональным понятием планирования культурных преобразований. Взаимосвязь культуры, политики и права предполагает, что политика в области культуры должна находиться под общественным контролем как проявлением «культурной демократии» [5].

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов Российской Федерации [16].

Профессор А. В. Агутин полагает, что национальное мировоззрение является проявлением менталитета российского народа, со свойственными ему мировосприятием, миропредставлением и миропониманием, и понимает под ним систему взглядов и убеждений, формирующих самобытность и своеобразие духовных тенденций мышления нашего народа [1, с. 47-48].

К характерным признакам русского (российского) менталитета исследователи относят: ... приоритет духовных ценностей перед остальными, в том числе и перед материальным благополучием, софий-ность, особую исповедальность, социальную справедливость, соборность, ориентированность на коллективное сознание; открытость и всеотзывчивость, исключительную поглощенность будущим» [7; 1, с. 171-172].

Поэтому основы идеологической политики государства в сфере культуры должны базироваться именно на указанных традиционных российских духовно-нравственных ценностях, их сохранении и приумножении, на национальном мировоззрении и менталитете многоконфессионального российского народа.

Идеологическая политика государства в этой сфере должна быть направлена, прежде всего, на сохранение (если не сказать — на защиту) истории России. Многочисленные оппоненты в погоне за тридцатью сребренниками или иной личной выгодой готовы на заказ переписать историческую правду о великой миссии России, российского и советского народов, советского солдата — освободителя, о роли Советского Союза и России в предотвращении военных конфликтов и терроризма, однако этого никак нельзя допустить.

«Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, — не отдавай этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!» — такое завещание оставил нам выдающийся писатель и актер Василий Макарович Шукшин.

Важнейшим инструментарием для реализации этих идеологических задач должны стать прошедшие строгое государственное рецензирование и одобренные Министерствами просвещения, науки и высшего образования школьные педагогические программы, школьные, институтские, университетские и академические учебники по истории нашей Родины и государственному языку Российской Федерации.

Так, во время оглашения своего Послания Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В. В. Путин обратил внимание на то, что в отдельных школьных учебниках по истории написано и про «второй фронт», а о Сталинградской битве ничего не сказано. Министерство просвеще-

ния России сообщило, что учебник, о котором говорил Глава государства, действительно, используется в колледжах [18].

В определенной мере на защиту общества и государства должно встать и строго оговоренное в законе ограничение свободы средств массовой информации, которое должно применяться только в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, жизни и здоровья граждан и общественной нравственности.

Как представляется, несомненный интерес вызывает в этой связи опыт зарубежных государств, в частности Франции, в которой допускается ограничение свободы создания и эксплуатации телекоммуникационных устройств и пользование телекоммуникационными службами в той мере, в какой это вызвано интересами национальной обороны, публичной службы, необходимостью охраны публичного порядка, свободы и собственности граждан. Для заботы о соблюдении названных принципов учреждена Национальная комиссия по коммуникации и свободам. Она призвана также охранять французский язык и его престиж [9].

Список источников

1. Агутин А. В., Трошкин Е. З., Алексеев Е. В. Организационные основы уголовно-процессуальной деятельности и проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности: мо-ногр. М., 2018.

2. Андреевский И. Е. Полицейское право // Антология мировой правовой мысли. Т. 4. М. : Мысль, 1999.

3. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства / Антология мировой правовой мысли. Т. 3. М. : Мысль, 1999.

4. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Антология мировой правовой мысли. Т. 3. М. : Мысль, 1999.

5. Капинус О. С. Православие и культура как факторы национальной конституционной идентичности в Российской Федерации // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 6. С. 83.

6. Карпов Н. Н. К вопросу о государственной идеологической политике // Вестник Университета

Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2021. № 2 (82). С. 64-71.

7. Корсакова Л. Е. Аксиологическое ядро этнокультурной ментальности // Регионология. 2013. № 2 (82). С. 79-82.

8. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права: учебник для вузов. М. : Юрист, 1995.

9. Мамонов В. В. Образовательная безопасность и государственная идеология // Право и образование. 2003. № 2. С. 118-128.

10. Права человека: учебник / отв. ред. Е. А. Лу-кашева. М. : Норма - Инфра-М, 1999.

11. Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Антология мировой правовой мысли. Т. 3. М. : Мысль, 1999.

12. Чернышевский Н. Г. Экономическая деятельность и законодательство // Антология мировой правовой мысли. Т. 4. М. : Мысль, 1999.

13. Чиркин В. Е. Об объекте конституционного регулирования // Государство и право. 2005. № 4. С. 7.

14. Ильин И. О сущности правосознания // URL://-https://www.gumer.info/bogoslov.

15. Интервью Президента Российской Федерации В. В. Путина программе «Москва. Кремль. Путин» // URL://www.interfax.ru.

16. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

17. Эссе по обществознанию // URL://https://-cknow.ru.

18. Минпросвещения нашло учебник истории, которым был недоволен Путин // URL://https://-www.kommersant.ru.

References

1. Agutin A. V., Troshkin E. Z., Alekseev E. V. Organizational bases of criminal procedural activity and problems of prosecutorial supervision over the execution of laws in the investigation of extremist crimes: monogr. M., 2018.

2. Andreevsky I. E. Police law // Anthology of World Legal thought. Vol. 4. M. : Thought, 1999.

3. Bentham I. Introduction to the foundations of morality and legislation / Anthology of World Legal Thought. Vol. 3. M. : Mysl, 1999.

4. Hobbes T. Leviathan, or matter, form and power of the church and civil state // Anthology of World legal Thought. Vol. 3. M. : Mysl, 1999.

5. Kapinus O. S. Orthodoxy and culture as factors of national constitutional identity in the Russian Federation // Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 2020. No. 6. P. 83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Karpov N. N. On the issue of state ideological policy // Bulletin of the University of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. 2021. No. 2 (82). P. 64-71.

7. Korsakova L. E. Axiological core of ethno-cultu-ral mentality // Regionology. 2013. No. 2 (82). P. 79-82.

8. Kudryavtsev V. N., Kazimirchuk V. P. Modern sociology of law: textbook for universities. M. : Lawyer, 1995.

9. Mamonov V. V. Educational security and state ideology // Law and education. 2003. No. 2. P. 118-128.

10. Human rights: textbook / ed. by E. A. Lukas-heva. M. : Norm - Infra-M, 1999.

11. Spinoza B. Theological and political treatise // Anthology of World legal Thought. Vol. 3. M. : Thought, 1999.

12. Chernyshevsky N. G. Economic activity and legislation // Anthology of World legal thought. Vol. 4. M. : Thought, 1999.

13. Chirkin V. E. About the object of constitutional regulation // State and law. 2005. No. 4. P. 7.

14. Ilyin I. About the essence of legal awareness // URL://https://www.gumer.info/bogoslov.

15. Interview of the President of the Russian Federation V. V. Putin to the program «Moscow. Kremlin. Putin» // URL:// www.interfax.ru.

16. Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021 No. 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // NW RF. 2021. No. 27 (P. II). Art. 5351.

17. Essay on social studies // URL://https://cknow.ru.

18. The Ministry of Education found a history textbook that Putin was unhappy with // URL://https://-www.kommersant.ru.

Информация об авторе

Н. Н. Карпов — заведующий кафедрой прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства и участия прокурора в гражданском, административном судопроизводстве и арбитражном процессе Университета прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, почетный работник прокуратуры Российской Федерации, заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации.

Information about the author

N. N. Karpov — Head of the Department of Prosecutorial Supervision over the Execution of Federal Legislation and Participation of the Prosecutor in Civil, Administrative Proceedings and Arbitration Proceedings of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honorary Employee of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Honored Employee of the Prosecutor's Office of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 29.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.