Научная статья на тему 'Идеологическая безопасность в Российской Федерации как правовом государстве'

Идеологическая безопасность в Российской Федерации как правовом государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРАВО / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / LEGAL STATE / IDEOLOGICAL SECURITY / GLOBALIZATION / SPHERE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вестов Фёдор Александрович, Новичков Павел Сергеевич

В статье анализируются политико-правовые аспекты обеспечения идеологической безопасности в Российской Федерации. Раскрывается специфика процесса глобализации в области права и политики. Авторы анализируют законодательные основы защиты граждан от иностранного идеологического вмешательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL SECURITY IN LEGAL RUSSIAN FEDERATION STATE

Political and legal aspects of ideological security in Russian Federation are analyzed in the article. Specific process of globalization in the sphere of law and policy is also disclosed. Legal basis to defend citizens from foreign ideological influence is studied. The authors point to the necessity of solving this problem taking into consideration as many factors as possible.

Текст научной работы на тему «Идеологическая безопасность в Российской Федерации как правовом государстве»

и практики) [Текст] : автореф. дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.01.- Саратов, 2008. - 52 с.

8. Алексеева Д. Г. Банковская безопасность: правовые проблемы [Текст] : автореф. дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.14. - М., 2011. - 48 с.

9. Кредит без суда и следствия // Рос. газета (Федеральный выпуск). - 2010. 15 июня.

(№ 5207).

10. Емелин А. В. Создание института Общественного примирителя (Финансового омбудсмена) на финансовом рынке России [Текст] // Деньги и кредит. - 2011. - № 1. - ISSN 0130-3090.

11. Интервью операционного директора Хоум Кредит Банка П. Шулака Национальному банковскому журналу 22.10.2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.klerk.ru/bank/ агйс^/199580/ (дата обращения: 25.10.2010).

12. Медведев П. А. Институт Финансового омбудсмена [Текст] // Деньги и кредит. - 2012.

- № 1. - ISSN 0130-3090.

13. Симановский А. Ю. Кризис и реформа регулирования: отдельные аспекты [Текст] // Деньги и кредит. - 2010. - № 12. - ISSN 01303090.

Материалы поступили в редакцию 24.02.2012 г.

УДК 321.01.34

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

© Вестов Фёдор Александрович

кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии юридического факультета Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.

И vestovfa@mail.ru

© Новичков Павел Сергеевич

студент, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.

И p.novichkov@rambler.ru

В статье анализируются политико-правовые аспекты обеспечения идеологической безопасности в Российской Федерации. Раскрывается специфика процесса глобализации в области права и политики. Авторы анализируют законодательные основы защиты граждан от иностранного идеологического вмешательства.

Ключевые слова: идеология, политика, безопасность, глобализация, право, идеологическая безопасность, информационная безопасность, национальные интересы.

Юридическая наука обособляет группу преступлений, пресечение которых защищает безопасность правового государства, его конституционного строя и является основой для реализации прав и свобод гражданина. В уголовном праве такие преступления квалифицируются как тяжкие, посягающие на важнейшие интересы государства. В отечественном уголовном законодательстве государственные преступления входят в раздел Х УК РФ «Преступления против государственной власти» гл. 29 «Преступления против основ конститу-

ционного строя и безопасности государства», где указано 12 составов преступления, часть из которых несёт в себе явный политический оттенок, поскольку они направлены на изменение субъектной и институциональной структуры государства, а также радикальное изменение «правил игры» [2].

Раздел УК РФ, предусматривающий преступления против государственной власти в законодательстве России, выступает в качестве гаранта защиты политико-правового строя страны от его насильственного изменения.

Однако нельзя не учитывать происходящие преобразования в социальной и культурной сфере российского общества, которые повлекли изменение ценностных и смысловых ориентаций в конце 1980-х - начале 1990-х гг., доминирование чуждой культуры в средствах массовой информации. Значительное влияние на них оказывает мировой процесс глобализации. Подобное положение стало возможным при отсутствии единой системной государственной политики относительно СМИ.

Процессы глобализации сложны и многогранны, обычно под ними подразумевают несколько существенных новаций мироустройства:

- расширение деятельности и всемирная экспансия транснациональных корпораций;

- существование наднациональных политико-экономико-социальных акторов -ООН, НАТО, «Большая восьмёрка», ЕС, оказывающих огромное влияние на жизнедеятельность многих стран;

- образование единого финансового рынка, усиливающего своё влияние на экономику отдельных стран, регионов, компаний посредством новых финансовых инструментов;

- образование сложных экономических взаимосвязей регионов;

- увеличение масштабов международной миграции населения, вовлечение всё большего числа стран мира в миграционное взаимодействие, качественное изменение структуры миграционных потоков в соответствии с потребностями глобализирующегося рынка труда [5, с. 194-196];

- «американизация» и «вестернизация»1 культуры, которые довольно негативно воспринимаются частью учёного сообщества;

- формирование этнопланетарного мышления (способность людей представлять себя жителями Земли, прежде чем жителем определённой страны, или наряду с этим нести ответственность за всю планету (хотя бы в мышлении) [3, с. 31];

- увеличение контактов представителей разных стран, культур, национальностей благодаря сети Интернет, телевидению, радио;

- повсеместное распространение английского языка как глобального.

Учёные указывают три предпосылки влияния глобализации на право [7, с. 310-314]:

- появление международного права;

- закрепление приоритета международных договоров и права над национальным;

1 Американизация» и «вестернизация - целенаправленное навязывание англо-американского образа жизни в области экономики, политики, образования.

- появление наднациональных организаций, чьи предписания могут быть обязательны.

Право тесно сплетено с политикой, одно зачастую определяет другое. Так, например, это проявляется в изменении институционального дизайна, в частности, порядка и сроков назначения или избрания должностных лиц [4, с. 205-232]. Показательны в этом отношении также процессы криминализации и декриминализации некоторых составов преступлений в 1990-е гг. при системном реформировании государства. В нашей статье мы попробуем совместить два подхода: политологический и юридический, взаимные ссылки не распространены, поскольку после «поведенческой революции» первые считают право формальным и устаревшим, а вторые, в свою очередь, считают экскурс в политику пустой тратой времени.

Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования волеизъявлений и интересов больших социальных групп. Однако в истории нашей страны доминировало мнение о примате политического над юридическим, законы и нормы представляли собой способ и форму закрепления политических интересов и воли. Выборочное обращение к нормам права, их толкование в привязке к политическому моменту стали обычной практикой.

Можно сформулировать ряд положений, отражающих существенные связи политики и права. Во-первых, политика выступает творцом права в том смысле, что она посредством социальных и институциональных субъектов политики, а также через участников политических процессов вырабатывает основные требования к праву как регулятору общественных отношений в целом и политических - в частности. Она определяет правовую идеологию и монопольно действует, в лице государства, в законодательном процессе. Последний, как известно, составляет ядро политического нормотворчества. Во-вторых, политика, выполняя управленческую функцию, реализует нормы права. При этом в политических интересах могут негласно устанавливаться ограничения на применение тех или иных норм и санкций к их нарушителям. В-третьих, политика определяет формы и степень жёсткости контроля за соблюдением правовых норм. В-четвертых, она может ставить под сомнение актуальность тех или иных норм и способна изменять или отменять их, действуя во имя «революционной целесообразности», «здравого смысла» и т. п. В-пятых, право используется политикой в интересах легитимации власти. Оно реализует рационально-легальный тип легитимности, что является необходимым, хотя и недостаточным

условием нормального функционирования политической системы общества.

Совокупность этих основополагающих факторов огранена уникальностью политической сферы каждого государства, даже каждого региона, обусловленной культурной спецификой в сумме с историческим процессом. Некогда в западной науке доминировало мнение о превосходстве одной культуры над другой, даже российская наука латентно транслирует это мнение, однако в последнее время от подобной точки зрения всё чаще отказываются.

Изменение культурных установок или дискредитация традиционных ценностей крайне негативно сказываются на населении и всей общественной системе. Подобный процесс мы можем наблюдать в 1990-е гг., когда коренные трансформации в политической и экономической сферах не сопровождались синхронной адаптацией социальной структуры и психологических установок у населения.

В политической науке и публицистике периодически появляется термин «идеологическая безопасность» [1], тогда как в юриспруденции преобладает «информационная безопасность», которая имеет определённую правовую базу. Только незначительная часть юристов уделяет внимание вопросам идеологии, например, саратовский исследователь С. А. Куликова указывает, что в ходе информационного противостояния на граждан оказывается социальное воздействие, которое влияет на бессознательный и ментальный уровни сознания [6, с. 149].

Правовые основы информационной безопасности закреплены на международном уровне Хартией Глобального информационного общества, подписанной членами G8 в Окинаве в июле 2000 г. Документ акцентирует внимание на следующих направлениях:

- развитие информационных технологий синхронно усилению человеческого потенциала, ключевое направление «развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворение растущего спроса на специалистов в области ИТ во многих секторах нашей экономики»;

- ИТ способствуют переходу на новый уровень взаимодействия государства и гражданского общества, построению правового государства, нацелены на «стимулирование социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, прав человека, развития культурного многообразия и укрепления международного мира и стабильности»;

- преодоление электронно-цифрового разрыва внутри государств.

9 сентября 2000 г. Президентом В. В. Путиным была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

[9], развивающая Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере. Констатируется зависимость информационной и национальной безопасности нашего государства. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, использование информации в целях осуществления не запрещённой законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества - это упрочение демократии, создание правового социального государства, достижение и поддержание общественного согласия, духовное обновление России. Государственные интересы состоят в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Доктрина выделяет четыре основные группы национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. В первой из них не только соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, но и обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая группа представляет внешнеполитический аспект информационной безопасности, авторами видятся следующие задачи: информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации,

её официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с доступом граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в инфосекторе

- это развитие современных информационных технологий.

Четвертая группа включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем как уже развёрнутых, так и создаваемых на территории России.

Таким образом, две из названных составляющих национальных интересов в информационной сфере в той или иной мере касаются идеологической безопасности, первая - во внутренней политике, вторая - во внешней, третья и четвертая - затрагивают техническую сторону вопроса. Доктрина сохраняет баланс между технологическим подходом к информации и социальными аспектами реализации норм.

Кроме этого, перечисляется ряд угроз информационной безопасности РФ: «угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России; девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных».

К основным объектам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни Доктрина относит:

- достоинство личности, свободу совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свободу мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

- свободу массовой информации;

- неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

- русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов госу-

дарств - участников Содружества Независимых Государств;

- языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации.

Наибольшую опасность духовной жизни граждан страны согласно Доктрине информационной безопасности представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации:

- деформация системы массового информирования как за счёт монополизации средств массовой информации, так и неконтролируемого расширения сектора зарубежных средств массовой информации в отечественном информационном пространстве;

- ухудшение состояния и постепенный упадок объектов российского культурного наследия, включая архивы, музейные фонды, библиотеки, памятники архитектуры, ввиду недостаточного финансирования соответствующих программ и мероприятий;

- возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект;

- использование зарубежными специальными службами средств массовой информации, действующих на территории Российской Федерации, для нанесения ущерба обороноспособности страны и безопасности государства, распространения дезинформации;

- неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны.

Логическим продолжением Доктрины является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждённая Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 7 февраля 2008 г. К уже обозначенным в Доктрине задачам Стратегия добавляет: «сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения; противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России». Стратегия отличается большей конкретизацией, а также чётко поставленными количественными критериями эффектив-

ности её выполнения, которые обозначены в Приложении, рассчитаны на срок до 2015 г.

Принимается ряд мер, так или иначе, направленных на идеологическую защиту граждан РФ. Д. А. Медведев 15 мая 2009 г. подписал указ «О комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России», косвенно направленный на идеологическую защиту. Задачи Комиссии видятся следующим образом:

- обобщение и анализ информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленной на умаление международного престижа Российской Федерации, и подготовка соответствующих докладов Президенту Российской Федерации;

- выработка стратегии противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий, предпринимаемым в целях нанесения ущерба интересам России;

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по осуществлению мер, направленных на противодействие попыткам фальсификации исторических фактов и событий, наносящих ущерб интересам России;

- рассмотрение предложений и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России;

- выработка рекомендаций по адекватному реагированию на попытки фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России и по нейтрализации их возможных негативных последствий.

Существует ряд законов, касающихся информационной безопасности государства напрямую. Закон «О государственной тайне»

[10] определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Закон «О средствах массовой информации» [11] в ст. 3 предусматривает недопустимость цензуры, то есть согласования публикуемых материалов с должностными лицами, государственными органами, учреждениями, организациями или общественными объединениями, также не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует правовые отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Предусмотрено обеспечение конфиденциальности информации, недопустимости злоупотреблений журналистами, ограничения связаны с тайнами и личной информацией. Только в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» [12] при перечислении принципов правового регулирования отношений в сфере информации, ИТ-технологий и защиты информации в п. 5 ст. 3 законодатель указывает на обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации.

Законодательство гарантирует права и защищает в первую очередь граждан и организации, их персональные данные, разные виды тайн. Но информационное воздействие может затрагивать не только информацию как таковую, то есть сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, но и ценности, взгляды, установки людей. Именно негативное воздействие на них, подмена понятий, их содержания, наполнения приводит к необратимым изменениям.

В СССР идеологическая безопасность была приоритетным направлением государственной политики, вспомнить хотя бы «железный занавес». На уровне УК РСФСР разных лет предусматривались статьи о пропаганде и агитации, призыве к свержению Советской власти. Используемые конструкции явно несут оценочный, а значит, идеологический характер. Например, ст. 64 «Измена Родине» в УК РСФСР 1960 г.

Дополнительный интерес вызывает разработка проектов идеологической безопасности, правда не в России. Инициативной группой, работающей над формированием Комитета общественной безопасности, разъяснения, агитации Приднестровской Молдавской Республики, разработан проект Концепции идеологической безопасности ПМР [8]. Документ предполагает защиту от нескольких процессов: подмена, искажение, расщепление понятийного аппарата. Процессы направлены на перманентное изменение ориентации социальной группы объекта воздействия, прямую смену ценностей, устрем-

лений при возможном сохранении адекватной оценки действительности и осознания смены понятий. Выделены сферы идеологической безопасности:

- информационная политика;

- культурное возрождение и развитие;

- система образования;

- религия и культы.

Для политологов и гуманитариев в целом очевидна необходимость определённой защиты от подмены понятий и иных действий, направленных против граждан РФ в идеологическом контексте, компенсировать недостатки сможет только ряд мер, направленных на улучшение качества воспитания и обучения в школах, создание благоприятного фона в СМИ. На сегодняшний день отсутствие «внутренней цензуры» у представителей журналистики приводит к огромному количеству негативного материала в СМИ. Объектами воздействия становятся не столько персональные данные или тайны, сколько более тонкие пласты бытия, такие как мировоззрение людей, жизненные установки, ценности, цели, социальные и личностные ориентации. Такие изменения имеют далеко идущие последствия. Информация и информированность стали подменять знание; память - понимание; принятие решений - человеческие способы осмысления и решения проблем; спонтанные эмоции и амбиции заменяют интеллектуальные чувства, творческие переживания, сочувствие и сотрудничество в проблемных ситуациях; посредственная обученность замещает культуру. Присутствие этой темы в современной политике показывает, во-первых, осознание реальности и деструктивной направленности идущих процессов; во-вторых, открытое провозглашение определённой национальной идеологии, ориентирующейся на создание безопасного для раскрытия человеческого потенциала общества. Лишь при синхронном развитии культуры и технологий возможно процветание. Но очевидные вещи для одной науки могут оборачиваться неприемлемыми действиями или решениями в другой, например, цензурой (однозначно отрицаемой) в юриспруденции.

Таким образом, для преодоления негативных тенденций в современном обществе необходим комплексный, междисциплинарный подход с учётом политических, социальных, экономических реалий, а также специфики правового измерения государства.

Библиографический список

1. Бурьяк А. Национальная безопасность [Электронный ресурс]. - URL: http://national-secur.narod.ru/ #11 (дата обращения: 15.02.2012).

Материалы поступили

2. Вестов Ф. А. Силовые структуры в политической жизни правового государства: власть и гражданский контроль [Текст] / Ф. А. Вестов, Д. Е. Петров. - Саратов : Саратовский источник, 2011. - 248 с. - ISBN 978-5-91879-156-1.

3. Добреньков В. И. Глобализация и Россия: Социологический анализ [Текст]. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 130 с. - ISBN 978-5-16002671-8.

4. Дрюри Г. Политические институты с точки зрения права // Политическая наука: новые направления [Текст] / под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. - М., 1999. - 369 с. - ISBN 5-7838-0441-Х.

5. Ивахнюк И. В. Глобализация миграционных процессов [Текст] // Глобалистика : энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- М. : Радуга, 2003. - 540 с.

6. Куликова С. А. Информационное право России [Текст] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям (направлениям) «Юриспруденция» и «Прикладная информатика в юриспруденции». - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2010. - 194 с. - ISBN 978-5-292-03922-8.

7. Лафитский В. И. Механизмы воздействия процессов глобализации на конституционный строй [Текст] // Конституционный вестник. -2008. - № 1(19). - 340 с.

8. Разработан проект концепции идеологической безопасности ПМР [Электронный ресурс].

- URL: http://rodma-pmr.ш/mdex.htmШtemid =l8&catid=34:news&id=2l4:20l0-08-27-l0-06-55&option=com_content&view=artide (дата обращения: 17.02.2012).

9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 . - АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 16.10.2011).

10. Российская Федерация. Законы. О государственной тайне [Электронный ресурс] : закон РФ № 5485-1 : [принят 21 июля 1993 г.]. - АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 16.10.2011).

11. Российская Федерация. Законы. О средствах массовой информации [Электронный ресурс] : закон РФ № 2124-1 : [принят 27 декабря 1991 г.]. - АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 16.10.2011).

12. Российская Федерация. Законы. Об

информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : федер. закон № 149-ФЗ : [принят 27 июля 2006 г.]. - АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 16.10.2011).

редакцию 02.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.