УДК 342.95 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10041
ББК 67.401.14 © Е.А. Соломатина, 2020
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
К ВОПРОСУ О СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РАМКАХ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ВЕДОМСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Екатерина Александровна Соломатина, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: katesolo@yandex.ru
Аннотация. В рамках реализации правового мониторинга в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя анализируется авторское предложение, направленное на приведение в соответствии ч. 1 и 3 ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и их семей» принципам Конституции РФ, согласно вынесенному постановлению Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. № 16-П. В процессе анализа выявляются актуальные проблемы правотворчества и правоприменения.
Ключевые слова: правовой мониторинг, служба в ОВД, сотрудник ОВД, смерть сотрудника ОВД, пенсионное обеспечение, потеря кормильца, постановление Конституционного суда.
ON THE ISSUE OF THE COMPLEXITY OF THE IMPLEMENTATION OF PROPOSALS IN THE FRAMEWORK OF LEGAL MONITORING OF DEPARTMENTAL LEGISLATION
Ekaterina A. Solomatina, associate professor of administrative law, candidate of legal sciences, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: katesolo@yandex.ru
Abstract. In the framework of legal monitoring in the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' analyzes the author's proposal for compliance h. 1 and 3 of article 7 of the Law of the Russian Federation from 12.02.1993 N° 4468-1 «On pension provision of persons held military service, service in internal Affairs bodies, State fire service, bodies for control over turnover of narcotic means and psychotropic substances, establishments and bodies criminally-Executive system, Federal service of national guard troops of the Russian Federation, and their families» the principles of the Constitution of the Russian Federation, according to the judgement of the ruling of the constitutional Court of the Russian Federation from 19.07.2016 № 16-P. In the analysis process identifies current problems of lawmaking and law enforcement.
Keywords: legal monitoring, the service in the ATS, the ATS, the death of a police officer, a pension, loss of breadwinner, decision of the constitutional court.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Соломатина Е.А. К вопросу о сложности реализации предложений в рамках правового мониторинга ведомственного законодательства. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1): 191—193.
Реализация правового мониторинга, закрепленная в качестве функциональных обязанностей за органами исполнительной власти, продолжает оставаться актуальной и требует не только научного обоснования проблем практической направленности, но и своевременной корректировки соответствующего нормативного правового акта.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»1, комплексная и плановая деятельность по правовому мониторингу всеми субъектами, его осуществляющими, направлена на сбор, обобщение, анализ, а также оценку правовой информации.
Правовой мониторинг направлен на совершенствование законодательства в РФ, корректировку устаревших положений, разработку новейших инициативных или плановых предложений. Особенно остро встают вопросы с новыми общественными взаимоотношениями, ранее по которым правовое регулирование не было закреплено. Особый интерес в плане доработки законодательства вызывают электрические самокаты, по вине которых в последнее время все чаще случаются дорожно-транспортные происшествия.
1 Указ Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Судебная повседневная практика по толкованию нормативно-правовых актов и их соответствия Основному закону страны также не лишена элементов правового исследования. Она позволяет отслеживать наиболее «неработающие» статьи законодательства, проявлять необходимую инициативу должностным лицам, закрепленным для работы по правовому мониторингу, по исправлению неточностей или ошибок, допущенных в законодательстве. Очень часто такие неточности отслеживаются при совмещении нескольких правовых актов одной направленности в узкой сфере регулирования.
Министерство внутренних дел как федеральный орган исполнительной власти, согласно Указу Президента РФ от 20 мая 2011 г. за № 657, рассматривается как субъект правового мониторинга. Оно призвано осуществлять соответствующую деятельность по совершенствованию законодательства и устранение противоречий, неточностей и других пробелов нормативного регулирования в сферах внутренних дел, контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, миграции, государственного контроля (надзора) в рамках закрепленных полномочий.
Согласно Приказу МВД России от 25 августа 2017 г. N° 680 «Вопросы организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»2 МВД утвердило Положение о мониторинге правоприменения в системе МВД России, необходимые для этой деятельности инструкции, классификатор систематизированной картотеки правовых актов в системе МВД России.
Правовой мониторинг в системе МВД России осуществляется посредством сбора, обобщения, анализа и оценки информации нормативных правовых актов в сфере внутренних дел. Посредством указанной деятельности достигаются такие цели правового мониторинга, как выявление устаревшего законодательства в сфере внутренних дел, выявление и устранение проблем и противоречий законодательства, создания механизма нормотворческого процесса, который эффективно мог бы учитывать потребности регулирования общественных отношений в сфере внутренних дел, а также отдельных направлений, наиболее актуальных для МВД России, обеспечить обратную связь между субъектами нормотворчества и практическими работниками в МВД России.
Безусловно, данный приказ направлен на оценку состояния правоотношений в сфере внутренних дел, а также реализацию принимаемых законодательных и подзаконных актов в рассматриваемой сфере, принятых судебных решений, в частности решений европейского суда по правам человека, по вопросам подведомственности МВД России, а также предотвращение антикоррупционного поведения сотруд-
ников органов внутренних дел в рамках проведения антикоррупционной политики государства.
Ранее рассматриваемая деятельность проводилась в рамках смежного законодательства, в настоящий момент утратившего свою силу, но не свое значение.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя в рамках своей образовательной, научной и исследовательской деятельности ежегодно вносит свой вклад в совершенствование российского законодательства посредством внесения авторских предложений профессорско-преподавательского состава вуза, подлежащего серьезному рецензированию и обсуждению в рамках проведения совещаний по правовому мониторингу.
Инструкцией по работе с автоматизированной аналитической информационной системой мониторинга нормативного правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя установлен порядок работы с предложениями, направленными на совершенствование внутриведомственного законодательства.
Рассмотрим одно из них, получивших свое одобрение и использованное в части изменения законодательства в 2017 г., в сфере пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.
Согласно преамбуле Основного закона страны, Россия3 провозглашается социальным государством и гарантирует реализацию правовых требований принципов равенства, справедливости и соразмерности.
Однако, реализация правового механизма пенсионного обеспечения родителей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, по положениям ч. 1 и ч. 3 ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, регламентирующим основания получения пенсий родственниками погибших4, по сложившейся на практике ситуации не позволяла назначать пенсии по случаю потери кормильца на двух и более детей.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. № 16-П «По делу о про-
2 Приказ МВД России от 25 августа 2017 г. № 680 «Вопросы организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3 Статья 2, ст. 7, ч. 1 ст. 19, ч. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
4 Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 32.
192
Вестник Московского университета МВД России
№ 1 / 2020
верке конституционности ч. 1 и 3 ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-15, его отдельные статьи были признаны не соответствующими Конституции РФ; это относилось к ст. 7, ч. 1 ст. 19, ч. 1, 2 ст. 39. При этом Конституционный Суд РФ указал, что несоответствие Конституции указанных статей определено тем, что их положения не позволяют учитывать при установлении размера пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца ситуацию с гибелью двоих (или более) детей.
Исходя из требований положений Основного закона страны и позиции Конституционного суда РФ, федеральному законодателю предлагалось внести в правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца необходимые изменения. Данное совершенствование законодательства позволит и гарантирует родителям, потерявших двух (или более) детей, которые погибли при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, повышенный размер установленного пенсионного обеспечения.
По инициативе авторского коллектива кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя было предложено:
1. Заменить ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и их семей» следующей формулировкой: «Лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющих одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Родители, умерших (погибших) детей вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст. 21 настоящего закона (за исключение случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на получение пенсии за каждого погибшего ребенка.
2. Заменить ч. 3 ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 следующей формулировкой: «Родители лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст. 21 настоящего закона (за исключение случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Если при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел погибают двое (или более) детей одних ро-
дителей, то в таких случаях пенсионное обеспечение предоставляется за каждого погибшего ребенка.
Федеральным законом от 1 мая 2017 г. № 95-ФЗ в ст. 7 были внесены изменения, абз. 5 которой стал включать в себя формулировку, по смыслу и содержанию полностью повторяющую ранее сложившуюся практику в рассматриваемой сфере. Так, пенсия по случаю потери нескольких кормильцев во время осуществлениями ими служебных полномочий в настоящее время может быть установлена в связи со смертью (гибелью) одного из кормильцев по выбору ближайших родственников.
Получается, что при смерти двоих детей, или, например, мужа и сына, вдова и она же мать, собирающая документы на оформление пенсии, может рассчитывать только на получение одной пенсии: либо, полагающуюся мужу, либо — сыну, или одному из погибших сыновей, если они погибли, например, одновременно. Смерть двоих человек влечет за собой выплату пенсии только за одного из них.
Таким образом, ведомственное нормотворчество закрепило право на получение только одной пенсии родственникам, потерявшим несколько кормильцев (например, двух братьев), что полностью противоречит ранее установленным требованиям Конституции РФ и позиции Конституционного суда РФ в его постановлении от 19 июля 2016 г. №№ 16-П, закреплявшего, что федеральному законодателю требуется внести в правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца необходимые изменения, с тем, чтобы гарантировать родителям двух (или более) детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, повышенный размер соответствующего пенсионного обеспечения.
В связи с тем, что потеря нескольких кормильцев, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, в одной семье не такой частый случай в рамках прохождения рассматриваемого вида государственной службы, стоит ли ждать повторного рассмотрения дела по выплате пенсий соответствующим семьям, подпадающим под ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 в Конституционном суде РФ? Потребуется ли от родственников умерших невероятного терпения и мужества доказать нарушение своих прав вновь?
5 Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. №16-П «По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с жалобой гражданина В.Н. Карпекина» // СЗ РФ. 2016. № 31. Ст. 5087.