Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СИНХРОНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ'

К ВОПРОСУ О СИНХРОНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отечественная история / региональная история / синхронизация / обучающиеся / цели / методические приемы / формы / урок / внеурочная деятельность / national history / regional history / synchronization / students / goals / teaching methods / forms / lesson / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Любовь Николаевна

Одной из задач обучения истории в современной школе, в соответствии с нормативными документами, является изучение региональной истории. Недостаточное количество часов на изучение учебного предмета поднимает вопрос о синхронизации отечественной и региональной истории. Поиск путей и методов синхронизации истории нашел отражение в немногочисленной методической литературе. Разные варианты изучения региональной истории в школе ставят на повестку дня исследование их в зависимости от цели и содержания. В статье рассматриваются некоторые варианты возможной синхронизации отечественной и региональной истории. Синхронизация курсов может осуществляться не только по содержанию, но и формированию у обучающихся учебных действий. Значительная роль в синхронизации курсов истории отводится проектной деятельности. Синхронизация курсов истории может осуществлять и во внеурочной деятельности. Отмечаются варианты решения вопроса, связанные с оказанием методической помощи учителю истории. Отсутствие ресурсов, в которых было бы возможно быстро и удобно подобрать необходимый исторический материал, является существенным затруднением в преподавании истории регионов и синхронизации с курсом отечественной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the tasks of teaching history in a modern school, in accordance with regulatory documents, is the study of regional history. The insufficient number of hours for studying a subject raises the question of the synchronization of national and regional history. The search for ways and methods of synchronizing history is reflected in the few methodological literature. Different options for studying regional history at school put on the agenda the study of them, depending on the purpose and content. The article discusses some options for the possible synchronization of national and regional history. Synchronization of courses can be carried out not only in terms of content, but also in the formation of learning activities among students. A significant role in the synchronization of history courses is assigned to project activities. Synchronization of history courses can also be carried out in extracurricular activities. Options for resolving the issue related to the provision of methodological assistance to a history teacher are noted. The lack of resources in which it would be possible to quickly and conveniently select the necessary historical material is a significant difficulty in teaching the history of the regions and synchronizing with the course of national history.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СИНХРОНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ»

7. Федеральный закон № 82-ФЗ от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях». - URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/eeb3c618alf52e25c73bf385355cc9f9clfa2cbc/ (Дата обращения: 20.08.2023)

Педагогика

УДК 372.893

кандидат педагогических наук, доцент Аксенова Любовь Николаевна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

К ВОПРОСУ О СИНХРОНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Аннотация. Одной из задач обучения истории в современной школе, в соответствии с нормативными документами, является изучение региональной истории. Недостаточное количество часов на изучение учебного предмета поднимает вопрос о синхронизации отечественной и региональной истории. Поиск путей и методов синхронизации истории нашел отражение в немногочисленной методической литературе. Разные варианты изучения региональной истории в школе ставят на повестку дня исследование их в зависимости от цели и содержания. В статье рассматриваются некоторые варианты возможной синхронизации отечественной и региональной истории. Синхронизация курсов может осуществляться не только по содержанию, но и формированию у обучающихся учебных действий. Значительная роль в синхронизации курсов истории отводится проектной деятельности. Синхронизация курсов истории может осуществлять и во внеурочной деятельности. Отмечаются варианты решения вопроса, связанные с оказанием методической помощи учителю истории. Отсутствие ресурсов, в которых было бы возможно быстро и удобно подобрать необходимый исторический материал, является существенным затруднением в преподавании истории регионов и синхронизации с курсом отечественной истории.

Ключевые слова: отечественная история, региональная история, синхронизация, обучающиеся, цели, методические приемы, формы, урок, внеурочная деятельность.

Annotation. One of the tasks of teaching history in a modern school, in accordance with regulatory documents, is the study of regional history. The insufficient number of hours for studying a subject raises the question of the synchronization of national and regional history. The search for ways and methods of synchronizing history is reflected in the few methodological literature. Different options for studying regional history at school put on the agenda the study of them, depending on the purpose and content. The article discusses some options for the possible synchronization of national and regional history. Synchronization of courses can be carried out not only in terms of content, but also in the formation of learning activities among students. A significant role in the synchronization of history courses is assigned to project activities. Synchronization of history courses can also be carried out in extracurricular activities. Options for resolving the issue related to the provision of methodological assistance to a history teacher are noted. The lack of resources in which it would be possible to quickly and conveniently select the necessary historical material is a significant difficulty in teaching the history of the regions and synchronizing with the course of national history.

Key words: national history, regional history, synchronization, students, goals, teaching methods, forms, lesson, extracurricular activities.

Введение. Современной тенденцией образовательной политики страны является изучение региональных исторических особенностей народов России, стремление побуждать обучающихся к изучению исторического и социального наследия страны, а также формирование у учащихся патриотизма, здорового осознания своей социальной и национальной идентичности и понимания истории всего государства как истории его отдельных территорий.

Для достижения поставленных государством задач школам необходимо использовать материалы региональной истории в курсе истории России, а включение такого материала, выступающего в роли вспомогательного на основных уроках, требует очень грамотной синхронизации.

С появлением обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в 2021 году перед учителями, преподающими учебный предмет «История», встал ряд проблем, которые требуют тщательного научного и практического исследования. Среди них не новая, но насущная проблема -изучение региональной истории.

Изучение региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития многонационального государства, личности, идентификации обучающихся. В соответствующих документах четко говорится о том, что «...Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной» [1].

В «Концепции преподавания курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы» (Концепция) выделена одна из методологических основ курса, то есть отечественная история представляется в виде сочетания истории Российского государства и населяющих его народов, истории регионов и локальной истории (истории родного села, города) [1].

Методистам и учителям по истории необходимо решить задачу не только отбора содержания курса региональной, локальной истории, но и синхронизации всех курсов, создания и систематизации средств обучения.

Изложение основного материала статьи. Вопрос о том, какое место и роль должна играть региональная история в системе исторического образования страны рассматривался неоднократно. Анализ публикаций, обобщение опыты преподавания свидетельствует о разном подходе к изучению региональной истории в школе.

В некоторых субъектах РФ - это были курсы, которые изучались параллельно основному курсу истории, в других, становились частью содержания отдельных тем. По мнению некоторых исследователей, трудности включения региональной истории в школьный образовательный процесс после принятия стандартов второго поколения, Концепции преподавания истории связаны с несогласованностью нормативно-концептуальных актов федерального уровня и региональных документов [3].

На современном этапе сохранилось три варианта преподавания региональной истории в школе. Первый - изучение отдельных курсов по истории региона, например, История Курской области, История и культура Горного Алтая, Истории Татарстана, История Сибири и др. Другой вариант - использование регионального материала в соответствии с корректировкой тематического планирования в курсе отечественной истории для конкретизации и выявления общего и особенного в развитии регионов. Возможно - это будет выделение в тематическом планировании, а затем проведение специального урока по истории региона того или иного периода. В соответствии с Федеральной рабочей программой по истории в конце каждого большого раздела или курса выделена тема «Наш край...» в соответствующий период. Далее в

программе дана сноска о том, что материал по истории своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории» [5].

Однако не во всех регионах для учителей и обучающихся есть учебники по региональной истории. Так, учебник «История Московской области» Сухова В.В. [4] был выпущен в 2005 году и на сегодняшний день является чуть ли не единственным учебником в данном направлении. Он предназначен для формирования у учащихся знаний по истории области и развития умения работать с исторической информацией. Учебник создан с использованием элементов развивающего обучения. В текст параграфов включён документальный, иллюстративный и условно-графический материал. Присутствуют разнообразные задания, которые рассчитаны на то, чтобы помочь ученикам усвоить информацию и развивать логическое мышление.

В связи с этим, для учителя может быть проблемой трудность подбора тем, событий и явлений для синхронизации с курсом истории России. При выборе темы учитель должен руководствоваться её доступностью для понимания учащимися, её воспитательной и познавательной ценностью, а также наличием исторического материала по данной теме. Краеведческие материалы не всегда могут быть доступны для свободного использования в школах, особенно это может касаться небольших населённых пунктов.

Значительно упростить работу по преподаванию регионального компонента в школах и поиску материалов для демонстрации ученикам, по мнению педагогов, могли бы электронные ресурсы, направленные на хранение и классификацию в хронологическом и иных порядках исторических материалов для каждого региона. Однако на сегодняшний день не существует подобных официальных источников. Учителя вынуждены самостоятельно искать необходимые материалы, а вместе с этим подвергать их анализу, проверять первоисточник и подлинность предоставленного им материала.

Большое количество материалов региональной истории г.Орехово-Зуево доступно учителю только в электронно-цифровом виде (фотографии, архивы газет, различная статистика и др.), так что использование ИКТ на уроках становится неотъемлемой частью учебного процесса. Стоит отметить, что именно современные компьютерные технологии и многообразие программного обеспечения дадут возможность наиболее полноценно и наглядно провести параллель между историей региона и историей страны, тем самым синхронизировав курсы и обеспечив максимальное усвоение материала учащимися.

Несомненно, это требует не только грамотного подхода со стороны преподавателя, но и огромного количества времени. В современных условиях возрастающей нагрузки работы в школе и при необходимости готовить уроки по основному материалу курса, у учителей далеко не всегда может найтись на это время и, как следствие, мотивация. Это может привести к низкой эффективности, бессмысленности или даже негативным последствиям преподавания регионального компонента, когда ученики окажутся перегружены информацией, не усвоят её и не проявят любознательности и заинтересованности. Изучение региональной истории требует такого же разнообразия средств обучения, какое присутствует в методике преподавания основных курсов.

Именно поэтому отсутствие ресурсов, в которых было бы возможно быстро и удобной подобрать необходимый исторический материал, является существенным затруднением в преподавании истории регионов в основной школе.

Содержание региональной истории нужно рассматривать как часть содержания и процесса общего исторического образования. Необходимо обращать внимание не только на общее в развитии страны, факты, подтверждающие общие тенденции исторического процесса, но и на особенности истории и культуры региона.

В соответствии с рекомендациями в отборе содержания региональной истории необходимо учитывать следующие условия: соответствие целям изучения темы, раздела, актуализация, локализация, практической значимости. Значение актуализации учителя видят в «отборе социально-экономических, политических и культурологических материалов, значимых для показа современного развития региона и субрегиона». Механизм локализации, по их мнению, основан на вычленении материалов, раскрывающих связь глобального и регионального, общефедерального и регионального, регионального и субрегионального. Авторами составлен методический конструктор преподавания региональной и локальной истории в курсе истории России (6 класс) [6].

Например, при изучении темы «Индустриализация и урбанизация в России» в тематическое планирование и содержание урока могут быть включены данные из отчёта фабричного инспектора Пескова П.А. «Фабричный быт Владимирской губернии» о развитии промышленных предприятий Морозовых. Подтверждением использования труда подростков на этих же предприятий является содержание отчета инспектора Янжула ИИ о фабричном быте Московской губернии (Отчёт за 1882-1883 гг.).

Перед учителем возникает задача отбора фактического материала региональной истории, который бы представлял ее систематически, а не отрывочно, как отдельные факты, которые не позволяют рассматривать причинно-следственные связи между событиями, выявлять общее и особенное в развитии страны и регионов.

Вариантом проектирования изучения региональной истории может стать и синхронизация курсов истории России и региона, включение в содержание тем по истории страны событий региональной истории.

Помимо распределения времени, главным остаётся также решение вопроса, на основе каких подходов, какими способами синхронизируется материал учебных курсов истории и какие учебные задачи при этом решаются.

В зависимости от решаемых учебных задач при отборе и структурировании материала по всеобщей истории, включаемого в учебники по истории Отечества, привлекаются как традиционные, так и относительно новые, малоиспользуемые ранее обучающие приёмы.

Крючкова Е.А., проанализировав новую линию учебников, выделяет в них следующие методические пути и подходы к синхронизации истории России и всеобщей истории [2].

В соответствии с выделенными приемами, самым распространенным является привлечение исторических знаний из курса региональной, локальной истории на уроках, чаще всего на этапе актуализации учебного материала. Это репродуктивный прием, который предполагает не простое воспроизведение событий, явлений, но и включает их в формируемые связи, позволяет обратить внимание на общее и особенное в истории региона и страны. Например: 1. Какую роль сыграла Морозовская стачка в развитии рабочего движения в России? 2. Какие отрасли хозяйства развивались в Московской губернии? 3. Назовите основные виды торговли в Горном Алтае в конце XIX в.? 4. Приведите факты, подтверждающие действие «Устава об управлении инородцев» М.М. Сперанского в Горном Алтае.

Синхронизация российской и региональной истории может быть осуществлена через изучение общероссийского явления на содержании урока по региональной истории. Например, по теме «Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства.» Содержанием урока может быть деятельность промышленников Морозовых, Зиминых по созданию, развитию промышленных предприятий, торговли, строительства железных дорог.

Установление причинно-следственных связей между событиями отечественной и региональной историей поможет ученикам понять и социальные процессы, которые происходили в пореформенной России. Например, используя диаграмму

«Основные сословия, из которых происходили работницы Никольской мануфактуры», обучающиеся выясняют, что формировались они в основном из крестьянского сословия, подтверждают общие причины и особенности.

Сравнительный подход, применяемый на уроке,позволяет увидеть сходство и различие национальной и региональной истории. Например: 1. Сравните заработную плату рабочих Никольской мануфактура в последней четверти ХЕХв. со средней заработной платой по России? Какие факторы влияли на более высокую или низкую заработную плату рабочих в России?».

Использование проблемных ситуаций, вопросов из региональной истории на этапе мотивации может заинтересовать обучающихся и способствовать интеграции содержания и развитие учебных действий на уроке. Учитель раскрывает различные точки зрения на один и тот же вопрос из истории родного края, предлагая классу рассмотреть явление с различных позиций или побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из конкретной исторической ситуации, ставит задачи с недостаточными, ошибочными данными и т.д. Например, при изучении темы «Русь в середине XII - начале XIII в.»(6 класс,так как первое упоминание о поселении на месте современного города относится к 1209 году (6717 год от сотворения мира)использовать существующие точки зрения на происхождение г. Орехово-Зуево. Согласно первой версии, название произошло от обитающей в этих краях птицы зуёк и зарослей орешника - эта гипотеза нашла отражение на гербе города. Вторая гипотеза относит название «Орехово-Зуево» к личным нехристианским именам Орех и Зуй. В Летописи по Воскресенскому списку описывается поход владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, сына великого князя Всеволода Большое Гнездо, против рязанских князей Изяслава и Кир-Михаила. Сражение между князьями произошло на реке Дроздне вблизи так называемого «Волочка», который позже стал именоваться «Волочок Зуев».

На таком уроке произойдёт знакомство учеников с историей и символикой города; они научатся видеть разные точки зрения, доказывать своё мнение и отстаивать его, а также прислушиваться к мнению других; научатся работать с историческими источниками. Данный факт можно использовать для формирования сравнения возникновения городов на Руси и Западной Бвропы.

Изучение региональной истории может быть не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность, возможность изучения поиска дополнительной литературы, ее отбор, систематизация и деятельность обучающихся на других этапах проекта все всякого сомнения способствуют развитию учебных действий обучающихся, способствуют формированию ценностей региональной истории.

Учащиеся могут подготовить проект по изучению истории проживания своей семьи в городе, где располагается школа, при этом неважно, являются ли его родители коренными жителями или приезжими, так как основным результатом данной проектной деятельности станет познание собственной национальной культуры и культуры других национальностей (если в классе присутствуют такие учащиеся), а также знакомство с культурой других регионов в случае, если родители ученика или его одноклассников не являются коренными жителями.

Выводы. В современных нормативных документах заявлено об обязательном включении в учебно-воспитательный процесс исторических фактов о культурном, экономическом, социальном развитии субъектов, местных традиций, истории малой родины и родного края.

При том количестве часов и объеме дидактических единиц учебного содержания курса «История» не просто найти решение. Одним из вариантов ее решения может быть синхронизация отечественной и региональной истории. Для этого необходима систематическая методическая работа по включению в образовательный процесс исторических фактов из региональной истории.

Необходимо создание в помощь учителю методических разработок, которые позволили бы ему эффективно применять приемы и формы использования региональной истории.

Необходимо согласиться с авторами [6] предлагающими создание «методического конструктора», который учитывал и принцип синхронизации отечественной и региональной истории.

При проектировании изучения курса отечественной истории необходимо учитывать разные пути и методы синхронизации курсов с целью достижения образовательных результатов обучения.

Литература:

1. Концепция преподавания курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы.Утверждена Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/bl2aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/ (дата обращения: 12.08.2023)

2. Крючкова, Б.А. Синхронизация курса отечественной истории и курса всеобщей истории в учебниках по истории России / Б.А. Крючкова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 1. - № 6(56). - С. 136-146

3. Маслова, H.H. Методические подходы к преподаванию региональной истории в современной школе / H.H. Маслова, H.A. Нидерман // Преподавание истории в школе. -2021. - №7. - С. 21-26

4. Сухов, В.В. История Московской области: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / В.В. Сухов, A.C. Клемешов, Е.Б. Жигирева. - Министерство образования Московской обл. - Москва: Перо. - 2012. - 221 с.

5. Федеральная рабочая программа основного общего образования (для 5-9 классов образовательных организаций). Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22). - Москва, 2022. - URL: https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_po_uch.htm (дата обращения: 12.08.2023)

6. Харитонова, Л.А. Преподавание регионального компонента при изучении истории и обществознания / Л.А. Харитонова, Н.В. Страхова. - Ярославль: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования". -2018.-38 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.