УДК 377
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ТАТАРСКОГО НАРОДА И ТАТАРСТАНА
Р.М. Кадиров
Аннотация. В данной статье рассматривается формирование концептуальной основы преподавания пропедевтической истории татарского народа и Татарстана в начальной школе, поднимается проблема разработки инновационной модели преподавания региональной истории в начальной школе. Рассматриваемая модель изучения региональной истории может быть реализована через разработку системного историко -краеведческого курса, базирующихся на ключевых положениях Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории с учетом структуры изучения курса «История России» и познавательных возможностей школьников разного возраста.
Ключевые слова: пропедевтика, региональная история, инновационная модель, познавательные
возможности, историко-краеведческого курс.
FORMATION OF THE INTELLECTUAL FRAMEWORK OF TEACHING PROPAEDEUTICAL HISTORY OF THE TATAR PEOPLE AND TATARSTAN
R. Kadirov
Abstract. The article is dedicated to the issue of developing the conceptual basis of teaching Propaedeutical History of the Tatar people and Tatarstan at a primary school as well as the issue of developing innovative models of teaching Regional History at a primary school. The model of studying Regional History can be implemented through developing the Local History Course based on the key ideas of the concept of the new teaching materials in National History considering the structure of studying the Russian History Course and primary students’ cognitive abilities.
Keywords: propadeutics, regional history, innovative model, educational opportunities, local history course.
Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Современным общеобразовательным учреждениям, как и любой школе мира, необходим высококвалифицированный, мобильный и подготовленный специалист, способный воспринять, а затем и принимать самостоятельные ответственные решения в формировании гражданской идентичности школьников в условиях быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования. В таком обществе образование становится источником национального богатства.
Возрастание роли образования в современном - XXI - веке сопряжено с превращением информационного общества в «общества знаний». Электронные средства коммуникации, развитая транспортная система дают огромные возможности для глобального общения, международного бизнеса,
путешествий, миграции и культурного обмена. Расширяется масштаб мышления,
формируется глобальная культура сознания. Вместе с этим, в некоторой степени теряются
духовно-культурная самобытность народов, национальные традиции, исторические корни из-за интенсивного влияния глобальной культурной среды. Современная молодежь больше симпатизирует западной культуре, чем национальной или локальной.
В этих условиях чрезвычайно актуальным является воспитание у подрастающего поколения уважения к историческому
наследию, культуре, географии родного края и сохранение родного языка. Программы дополнительного образования имеют огромный потенциал в приобщении молодежи к традиционным ценностям. В современной концепции нового учебно-методического
комплекса по отечественной истории
говорится о многоуровневым изучении истории в общеобразовательных школах.
«Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре - как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной
этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи» [3, с. 6].
Основы практических и теоретических предложений преподавания родной истории в учебных заведениях российской империи были предложены в середине XIX - начале ХХ вв., когда формировалось понятие исторической пропедевтики, определялось ее место в школьном курсе истории, оформлялись основные компоненты методической системы.
Наиболее плодотворными для изучения основ преподавания истории в общеобразовательной школе были 1920-е годы - период интенсивных и широкомасштабных теоретических, практических, и
документальных исследований, которые регулировались законодательными актами, статьями, тезисами, публикациями.
Работы подобного характера имели своей целью не академические исследования, а практическое применение в советских школах. В основе их лежало стремление обобщить тот начальный опыт, который был положен дореволюционными методистами, и дать рекомендации работникам, непосредственно занимающимся вопросами школьного образования.
Концентрируя внимание на преподавании истории в советской школе, первые статьи, методические пособия, учебные программы, обращали внимание на то, как лучше преподавать историю в начальных классах и как связывать местную историю на уроках исторических дисциплин. Большие трудности в реализации этой программы возникали и из-за отсутствия учебников и учебных пособий.
Значительным научным вкладом в области исследований, по вопросам начального школьного исторического образования было объяснение и утверждение мысли о том, что историческая наука не только доступна учащимся начальных классов, а даже необходимо для развития детского ума в этом возрасте. Сведения, касающиеся истории
местности, являются хорошим средством воспитания любви к родному краю, через нее и любви к Родной стране. Это понимали
практикующие учителя этого периода, тем самым выполнялось не только ознакомление с историей края, но и воспитание
подрастающего поколения с ознакомлением роли трудящихся масс местного края. Показывая роль истории местности, историки отмечали так: «Многие факты местной
истории служат выражением общих
процессов, происходивших в истории страны» [1, с. 13].
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В мировоззренческом плане можно констатировать поворот отечественного образования от ориентации на «гармоничное развитие личности» к ориентации на подготовку компетентного, социальноориентированного специалиста,
приспособленного к запросам рынка труда.
На сегодняшний день подрастающее поколение сразу получает доступ к широкому информационному полю, что свидетельствует о том, что дети находятся на очередном критическом пороге (зависимость от гаджетов, «клиповое»), сложность и масштабность которых такова, что они не могут быть решены на основе традиционалистского стиля, логики, мышления. Суть и первопричина современного общественного кризиса не в нехватке материальных, финансовых или образовательных ресурсов, а в дефиците новых идей, идей инновационного развития подрастающего поколения.
Существует объективная необходимость участия общества в формировании у подрастающего поколения глубоко
нравственных, ориентированных на
жизненные ценности, эффективно
применяемых навыков межличностного общения, умения жить в условиях постоянных изменений.
Одним из основных условий, способствующих повышению качества знаний учеников по формированию
пропедевтической, этнорегиональной истории является преемственность в обучении историко-гуманитарного цикла. В
методических рекомендациях МОиН РТ обозначается значимость учебного предмета «История» [4], которая обусловлена его познавательными и мировоззренческими особенностями, вкладом в формирование гражданской идентичности школьников и патриотическое воспитание, в духовнонравственное становление личности, в
обеспечение консолидации и единства российского народа.
Разработки инновационной модели преподавания региональной истории в начальной школе (например —
факультативные курсы) должны дополнять содержание ФГОС (например, в среднем звене такие курсы расширяют или углубляют заданный курс), развивают содержание одного из базовых курсов, удовлетворяют познавательные интересы школьников,
вооружают знаниями, необходимыми для ориентации в других областях науки.
При изучении рассказов по истории России в начальной школе (3 — 4 классы) должна происходить социализация учащихся путем формирования элементарных историкокультурных представлений, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности. Формирование
концептуальной основы преподавания
пропедевтической, этнорегиональной истории должна обеспечиваться путем введения в содержание в пропедевтических курсах истории начальной школы этнокраеведческого и этнопедагогического материала татарского народа и совместно проживающих этносов края. Уже в пропедевтических курсах начальной школы история предстает во взаимосвязи истории страны и истории города, села, своей семьи.
Близкие для учеников факты, проектные работы, в ходе которых дети ищут источники, встреча с очевидцами событий, обращение к достоверным источникам, позволяют школьникам ощутить себя творцами истории, а значит формировать активную жизненную позицию, которая всем нам очень необходима.
Учитывая все это, стоит ввести факультатив по региональной истории в начальных классах (4 класс) в рамках которого можно было бы не только обращаться к региональному компоненту, но и к отечественным фильмам на исторические
темы. В этом же плане интересен был бы и анализ художественной литературы, а также полотен художников. С одной стороны изучение культуры, с другой — рассмотрение ее как носителя информации о своей эпохе. Движения от одного уровня познания к другому можно добиться, если сохранить в содержании его сущностные характеристики (качества, функцию системы), которые постепенно лишь углубляются и конкретизируются. Именно эта сущностная программная часть, заложенная в модуле, является основой содержания природнорефлексивной технологии саморазвития человека [6, с. 17].
Особенностью содержания современного начального регионального исторического образования является - формирование понимание того, что восстановление достоверной картины прошлого возможно только на основе их комплексного использования, формировать историческое сознание, воспитывать чувство
сопричастности прошлому, прежде всего истории своей страны [2]. Необходимость соединять понимание через сопереживание с пониманием через объяснение опыта прошлого. Кроме того необходимо различать условия и процедуры добывания конкретных «исторических знаний» и условия и способы упорядочения «знания истории» как целого.
Таким образом, среди основных задач, стоящих перед современной системой пропедевтического исторического
образования, особое место занимает поиск и освоение таких форм, содержания и организации учебного процесса, которые позволят не только эффективно формировать у учащихся необходимый объем теоретических знаний, практических умений и навыков, но и целенаправленно развивать их
интеллектуальные способности, стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
Литература:
1. Гиттис И.В. Методика начального
обучения истории. - М., 1945. - 116 с.
2. Кадиров Р.М. Проектирование и
реализация курса истории Татарстана // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2012. - С. 169172.
3. Концепция нового учебно-
методического комплекса по Отечественной истории / [Электронный ресурс] / Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/3721/файл/2506/1 3.10.21-Проект Концепции yMKpdf
4. Особенности преподавания учебного предмета «История» в 2014/2015 учебном году: Методические рекомендации / Сост. И.М. Фокеева. - Казань: ИРО РТ, 2014. - 32 с.
5. Федеральный Государственный
Образовательный Стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373) / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf
6. Храпаль Л.Р. Научно-методическое обеспечение проектирования компетентностно-ориентированного содержания учебных курсов экологической направленности в условиях реализации ФГОС СПО // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2015. - С. 16-22.
7. Храпаль Л.Р. Культурная глобализация и экологическое образование современного педагогического сообщества / Л.Р. Храпаль, Т.З.
Мухутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та, 2012. - Т. 15. - № 3. - С. 200-204.
8. Храпаль Л.Р. Концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера / Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та, 2011. - № 4. - С. 257265.
Сведения об авторе:
Кадиров Ринат Монирович (г. Альметьевск, Россия), учитель истории МБОУ «Гимназия №1 им. Р. Фахретдина», е-mail: rinat-1981@mail.ru
Data about the author:
R. Kadirov (Almetyevsk, Russia), history teacher at Gymnasia № 1 named after Riza Fakhretdin of Almetyevsk, e-mail: rinat-1981@mail.ru