Научная статья на тему 'Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования'

Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческое краеведение / историческая память / многоуровневый подход / метапредметные результаты / деятельностный подход / проблемная технология / современный урок. / historical regional studies / historical memory / multilevel approach / metasubject results / activity approach / problem technology / modern lesson

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буянский Дмитрий Борисович

В методических рекомендациях рассматриваются сложности изучения истории родного края в Калининградской области. Автор обсуждает проблемы, связанные с тем, что регион стал частью СССР, а затем Российской Федерации только после 1945 года. Вместе с тем, локальная история не раз пересекалась с историей Российского государства. Ее нельзя игнорировать и из-за уважения к культурному наследию предыдущих поколений, которое оставило свои материальные следы в архитектурном, природном и ментальном ландшафте места. Автор предлагает интегрировать краеведческий материал в курс истории России и синхронизировать курсы всеобщей, отечественной истории с историей родного края. Он считает, что изучение истории родного края помогает формированию уважительного отношения к историческому наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. В статье предлагаются примеры интеграции краеведческого материала в курсы всеобщей и отечественной истории в общеобразовательной школе, синхронизации курсов отечественной и всеобщей истории; рассматриваются особенности тематического планирования с учетом включения в предметное содержание краеведческого компонента. Даются методические рекомендации по использованию исторических сведений об истории края для достижения предметных и метапредметных результатов, применению деятельностного подхода в образовании, использованию краеведческих исторических сведений для подготовки к государственной итоговой аттестации. Моделируются проблемно-познавательные задачи с привлечением исторических краеведческих сведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional history teaching in accordance with the main educational programs of general education

In the methodological recommendations considers the difficulties of studying history of the native land in the Kaliningrad region. The author discusses the problems associated with the fact that the region became a part of the USSR and then one of the Russian Federation only after 1945. Nevertheless, the local history overlapped several times with the history of the Russian Empire. It cannot be ignored because of respect to the cultural heritage of the previous generations, which left its material traces in architectural, natural and mental terrain of the place. The author proposes to integrate local history material into the course of Russian history and synchronize the courses of general, national and local history. He believes that the study of the history of the native land helps to form a respectful attitude to the historical heritage and monuments, traditions of different peoples living in their native country. The article offers examples of the integration of local history material into courses of general and national history in a general education school, synchronization of courses of national and general history, discusses the features of thematic planning, taking into account the inclusion of a local history component into the subject content. Methodological recommendations are given on the use of historical information about the history of the region to achieve subject and meta-subject results, the use of an activity-based approach in education, the use of local historical information to prepare for the state final certification. Problem-cognitive tasks are modeled with the involvement of historical local history information.

Текст научной работы на тему «Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования»

УДК 372.893: 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. - С. 85-92. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo308/

Буянский Дмитрий Борисович | d.buyanskiy@mail.ru

Кандидат педагогических наук Методист кафедры общего образования

Калининградский областной институт развития образования Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ г. Пионерского Калининград, Россия

Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования

Аннотация. В методических рекомендациях рассматриваются сложности изучения истории родного края в Калининградской области. Автор обсуждает проблемы, связанные с тем, что регион стал частью СССР, а затем Российской Федерации только после 1945 года. Вместе с тем, локальная история не раз пересекалась с историей Российского государства. Ее нельзя игнорировать и из-за уважения к культурному наследию предыдущих поколений, которое оставило свои материальные следы в архитектурном, природном и ментальном ландшафте места. Автор предлагает интегрировать краеведческий материал в курс истории России и синхронизировать курсы всеобщей, отечественной истории с историей родного края. Он считает, что изучение истории родного края помогает формированию уважительного отношения к историческому наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

В статье предлагаются примеры интеграции краеведческого материала в курсы всеобщей и отечественной истории в общеобразовательной школе, синхронизации курсов отечественной и всеобщей истории; рассматриваются особенности тематического планирования с учетом включения в предметное содержание краеведческого компонента. Даются методические рекомендации по использованию исторических сведений об истории края для достижения предметных и метапредметных результатов, применению деятельностного подхода в образовании, использованию краеведческих исторических сведений для подготовки к государственной итоговой аттестации. Моделируются проблемно-познавательные задачи с привлечением исторических краеведческих сведений.

Ключевые слова: историческое краеведение, историческая память, многоуровневый подход, метапредметные

УДК 372.893: 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. - С. 85-92. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo308/

результаты, деятельностный подход, проблемная технология, современный урок.

Одним из актуальных сегодня вопросов политики в области образования и культуры в Калининградской области является вопрос об исторической памяти, непосредственно влияющий на формирование и поддержание идентичности жителей нашего края. Одним из вариантов отношения к немецкому прошлому является избранная на территории Клайпедского края и в Польше политика «присвоения» значительной части сохранившегося историко-культурного наследия Восточной Пруссии. Именно в таком ключе был написан учебник «История западной России» для учащихся основной и средней школы, где акцент был сделан на вопросах российского присутствия в регионе, а также на культурном взаимодействие региона и России [3, с. 2]. Процесс «присвоения» коснулся, в частности, знаменитого кенигсбержца Иммануила Канта: в результате исследования ученых БФУ им. И. Канта был сделан вывод о том, что «немецкий философ уже давно превратился в местного культурного героя, персонажа "городских легенд", имя которого выполняет роль туристического бренда и своеобразного маркера городского пространства» [Цит. по: 4, с. 38]. В связи с этим вопрос об изучении истории родного края в условиях Калининградской области принимает сложный характер: мы не можем полностью «присвоить» себе историю другого народа и государства, но и игнорировать ее — значит не уважать культурное

наследие предыдущих поколений, живших на нашей земле на протяжении многих веков.

Одной из концептуальных основ документа «Концепция преподавания учебного курса "История России" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» является многоуровневое представление истории, которое сочетает историю Российского государства в разные периоды его существования (начиная от княжеств Древней Руси) и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного села, города, региона) [2, п. 3]. Среди предметных результатов изучения истории в федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования значится умение соотносить события региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России [5, п. 45.6.1 в части п. 1]. Изучение истории родного края направлено на проявление интереса к познанию культуры своего края, формирования ценностного отношения к достижениям малой Родины, уважительного отношения к историческому наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Отношение учителей истории Калининградской области по вопросу преподавания исторического краеведения носит несколько парадоксальный характер. С одной стороны, в результате опроса, проведенного в сообществе учителей,

УДК 372.893: 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 85-92. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo308/

подавляющее большинство считает уроки по истории края необходимыми, но именно как отдельный курс. С другой стороны, те же самые учителя зачастую относятся к преподаванию истории зарубежных стран в рамках основного курса по «остаточному принципу», считая более важным преподавание истории России. Такую позицию они мотивируют тем, что в государственной итоговой аттестации задания, включающие в себя сведения по всеобщей истории, играют весьма скромную роль.

Федеральная рабочая программа основного общего образования предусматривает привлечение материала по истории своего края при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории, не регламентируя количество времени, которое должно быть отведено на изучение сюжетов региональной истории. Федеральная рабочая программа среднего общего образования отводит на изучение истории своего края 5 часов в рамках курса истории России в течение 10-11-х классов. При этом возникают вполне резонные вопросы к реализации этой концепции в уникальных условиях Калининградской области, история которой до 1945 года лишь в отдельных событиях пересекалась с историей Российского государства. Так, профессор БФУ им. И. Канта В. И. Гальцов отмечает, что реализовать задачи патриотического воспитания на примере нероссийской истории очень сложно; это, однако, не должно быть поводом для отказа от изучения в школе всей местной истории [1, с. 12]. Безусловно, история нашего

края должна, где это обусловлено объективными обстоятельствами, изучаться как региональный компонент всеобщей истории, оставаясь при этом в рамках количества учебных часов, выделяемых на ее изучение. При этом история Пруссии имеет ряд пересечений с отечественной историей, и краеведческий материал будет уместно использовать в уроках по истории России.

Например, при изучении тем, связанных с первобытным миром в 5-м классе, можно привлекать материал о культуре шнуровой керамики и боевых топоров на территории нашего региона. Торговые контакты Римской империи 1-Ш вв. н. э. вполне уместно будет иллюстрировать на примере «Янтарного пути». Описывая облик средневекового европейского города, можно использовать данные археологических исследований на территории современного Калининграда. Безусловно, сюжеты об экспансии духовно-рыцарских орденов на восток Европы, реформации, развитии европейского образования, промышленного переворота в европейских странах могут изучаться на основе доступного нам краеведческого материала.

Значительный ряд событий и явлений истории Пруссии может быть интегрирован в курс истории России и изучаться в его рамках: Великое посольство Петра I, Семилетняя война, эпоха Наполеоновских войн и т. д. При этом обращает на себя внимание, что в целом изучение некоторых событий и явлений европейской истории целесообразней изучать

УДК 372.893: 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 85-92. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo308/

синхронно с материалом по истории России. Это те же рыцарские ордена (завоевание прусских земель и основание Кенигсберга — борьба Александра Невского с попыткой экспансии на русские земли), наполеоновские войны и заграничный поход русской армии, Семилетняя война, разделы Речи Поспо-литой и появление на карте Европы Восточной Пруссии, события Первой и Второй мировых войн.

Стоит помнить, что главная задача современного педагога — помочь ученикам не только в освоении предметного содержания, но и в овладении универсальными учебными действиями, достижении личностных и метапредметных результатов. Привлечение предметного содержания по региональной истории должно, таким образом, в первую очередь способствовать достижению именно личностных и метапредметных целей образования. Это разрешает спорный для многих учителей вопрос о целесообразности привлечения краеведческих элементов содержания, которые не будут востребованы в ходе государственной итоговой аттестации.

К примеру, одним из важных учебных умений является установление причинно-следственных связей, что требует умения анализировать исторические процессы и явления. Одной из самых распространенных ошибок выпускников при выполнении соответствующих заданий в ходе итоговой аттестации, как следует из анализа результатов ГИА, является неумение устанавливать логическую связь между различными явлениями и

событиями, связывая их в единые процессы. Это требует развития открытого исторического мышления, которое формируется на любом предметном историческом материале. К примеру, объясняя ученикам общие принципы установления причинно-следственных связей, можно проиллюстрировать их сюжетом из региональной истории, который не входит в перечень проверяемых в ходе ГИА элементов содержания. В этом случае знание причин и следствий (например, ослабление Тевтонского ордена после Первого Торуньского мира в 1411 году) будет дано ученикам в готовом виде. Однако, если учитель предложит выявить причины или следствия какого-то события из курса истории России (например, причины ослаблении Золотой Орды), учащиеся будут самостоятельно объяснять логическую связь между событием-причиной и событием-следствием, открывая субъективно новое для себя знание, формируя его с опорой на ранее усвоенные примеры факторов изменения положения государств на международной арене. Таким образом будет реализован принцип деятельностного подхода, когда основой образовательного процесса становится личная деятельность ученика, а учитель направляет и регулирует эту деятельность.

На примерах из истории нашего региона можно развивать очень важное умение использовать принципы сравнительного анализа событий, явлений и процессов. Сопоставляя их со сходными явлениями и процессами из истории России, мы научим учеников не только пользоваться

УДК 372.893: 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 85-92. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo308/

заданными критериями для сравнения, но, что гораздо важнее, самим определять их. Таким образом, история нашего края предстанет как часть всеобщей истории человечества, что поможет нам глубже понять взаимосвязь ее с историей России. Тем самым будет реализован многоуровневый подход в историческом образовании. А с практической точки зрения это поможет подготовить учащихся не только к выполнению заданий, проверяющих умение сравнивать исторические явления, события и процессы между собой, но и к достижению одного из самых сложных метапредмет-ных результатов — умения определять и аргументированно отстаивать в дискуссии свою точку зрения.

Знания по истории нашего региона могут быть применены в задании 21 (в нумерации 2023 года) единого государственного экзамена, где требуется продемонстрировать умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. В этом задании сопоставляются сходные события, явления, процессы истории зарубежных стран и отечественной истории. В ходе выполнения задания необходимо привести аргументы в подтверждение сформулированной в задании точки зрения как для истории России, так и для истории одной из зарубежных стран. Здесь можно использовать факты из довоенной истории нашего региона. Например, в подтверждение точки зрения, что в Европе и России \VI-XVII вв. шли масштабные движения за переустройство церкви, можно проиллюстрировать процессы

европейской Реформации фактом принятия лютеранской веры Альбрехтом Бранденбургским. Этот же факт вполне подойдет и для аргументации тезиса о том, что в Европе и России в XVI-XVII вв. политическое развитие было тесно связано с вопросами религии.

Современный урок начинается с постановки учебно-познавательной или учебно-практической задачи, которая должна учитывать достижение личностного, метапредметного и предметного результатов. Учитель прежде всего должен определить, на развитие какого умения, исходя из его предметного содержания, будет направлен урок. Не стоит «закладывать» развитие нескольких умений, так как эффективность такого урока будет невысокой: учителю просто не хватит времени. Выбор отрабатываемого умения чаще всего зависит от учителя, который планирует содержание урока, исходя из предметного содержания. Однако если он применяет проблемную технологию, когда основной вопрос урока формулируют сами ученики в ходе обсуждения проблемной ситуации, предлагаемой учителем в начале урока, полезно будет иметь в запасе альтернативный план по отработке другого умения. Конечно, на первый взгляд может показаться, что это сильно усложнит подготовку учителя к уроку, но предметное содержание, как правило, диктует ограниченный круг возможных отрабатываемых умений. Здесь главным для учителя будет удержаться от соблазна подменить познавательную инициативу учеников собственной домашней заготовкой.

УДК 372.893: 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 85-92. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo308/

Например, в ходе изучения внешней политики Петра I учитель может построить проблемную ситуацию на противоречии в исходных целях Великого посольства (поиск союзников для войны с Османской империей) и его результатах (решение вступить в войну со Швецией). Учащиеся могут задаться вопросом о причинах смены направления вектора внешней политики. Тогда предметным результатом урока должны стать сформулированные причины, а метапред-метным результатом — умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями. Однако учащиеся могут сформулировать вопрос о целесообразности такого шага Петра I. В этом случае целью урока становится развитие умения определять и аргументировать в дискуссии собственную точку зрения. Здесь также будут задействованы исторические сведения о взаимоотношениях Пруссии и России в конце XVII века, содержании и итогах дипломатических переговоров, пребывании Петра I в Кенигсберге и Пиллау.

Интеграция краеведческого материала в курс истории поднимает еще одну проблему, а именно — синхронизации курсов всеобщей истории и истории России. Имеет смысл некоторые темы из обоих курсов объединять в единый блок (например, в 6-м классе можно начать с темы «Народы и государства не территории нашей страны в древности», а тему «Народы Европы в раннее Средневековье» начать после урока о Великом переселении народов, который изучается в рамках курса Истории России). Это

позволит не нарушать хронологическую и логическую последовательность событий и явлений в истории стран Западной и Восточной Европы, раскрыть связь отечественной истории с ключевыми процессами мировой истории, как это и предусмотрено в документе «Концепция преподавания учебного курса "История России" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» [1, с. 9].

Также и тему «Русские земли и их соседи в середине ХШ-Х^ вв.» можно поставить непосредственно после изучения темы «Средневековое европейское общество», в рамках которой изучаются крестовые походы и образование духовно-рыцарских орденов. Это позволит школьникам лучше понимать угрозу со стороны католического Запада и полнее оценить выбор Александра Невского, направленный на союз с Ордой и решительную борьбу на западных рубежах русских земель.

В 8-м классе эпоху европейского Просвещения логичнее изучать после преобразований Петра I; кроме этого, напрашивается синхронизация таких тем, как «Государства Европы XVIII века» и «Семилетняя война», где большую роль будет играть краеведческий материал. Великую французскую революцию и войны антифранцузских коалиций против революционной Франции имеет смысл изучать уже после времени правления Екатерины Великой в России, синхронизируя с правлением Павла I.

УДК 372.893: 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 85-92. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo308/

В Новое и Новейшее время Россия все больше вовлекается в мировые процессы и тенденции, что определяет более глубокую синхронизацию курсов всеобщей и отечественной истории. Так, единые блоки составят темы «Европа в начале XIX века» и «Александровская эпоха: государственный либерализм», «Развитие индустриального общества в первой половине XIX века» и «Николаевское самодержавие», Первая и Вторая мировые войны и др. Это отчасти снимет проблему изучения досоветской истории нашего края в рамках курса отечественной истории. Подобная синхронизация тем по всеобщей, отечественной истории и истории родного края возможна благодаря положению федеральной образовательной программы основного общего и среднего общего образования о возможности варьирования последователь -ности изучения тем в пределах одного класса. Понятно, что обозначенный выше круг проблем касается именно изучения довоенной истории нашего края, и во многом эти проблемы снимаются с того момента, как Калининградская область становится неотъемлемой частью истории Российского государства и исторической памяти ее жителей.

Подводя итог, хочется отметить, что уважительное отношение к культурно-историческому наследию нашего края, понимание его роли в формировании гражданской и культурно-национальной идентичности является необходимым компонентом воспитания патриотизма и гражданской компетентности личности, формирования функциональной

грамотности в сфере гражданских отношений: готовности к реализации прав гражданина и к выполнению его обязанностей, активного участия в культурной и общественной жизни региона по изучению и сохранению культурно-исторического наследия, формирования коллективной культурной и исторической памяти жителей нашего региона.

Список литературы

1. Гальцов, В. И. Размышления о предмете истории Калининградского края / В. И. Гальцов // Слово.ру: Балтийский акцент. - 2017. - Т. 8. - № 2. - С. 7-16.

2. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23.10.2020 года № ПК-1вн) [Электронный ресурс] // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. — URL: https://docs.edu. gov.ru/document/b12aa655a39f6016 af3974a98620bc34/download/3243/ (дата обращения: 07.05.2023).

3. Кретинин, Г. В. История западной России. 6-7 классы: Учебник / Г. В. Кретинин. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 223 с.

4. Мегем, М. Е. Отечественная и региональная история в зеркале культурной памяти калининградцев: поко-ленческие различия / М. Е. Мегем, Д. В. Манкевич // Tempus et Memoria. - 2023. - Т. 4 - № 1 - С. 32-45.

УДК 372.893: 37.017.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Буянский Д. Б. Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 3 (19) / сентябрь. — С. 85-92. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2023/29sent2023/kvo308/

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных образовательных программ. — URL: https://fgosreestr.ru/ uploads/files/238eb2e61e443460b65 a83a2242abd57.pdf (дата обращения: 07.05.2023).

Dmitry B. Buyansky

Kaliningrad Regional Institute of educational development Pionersky Secondary school Kaliningrad, Russia

Regional history teaching in accordance with the main educational programs of general education

Abstract. In the methodological recommendations considers the difficulties of studying history of the native land in the Kaliningrad region. The author discusses the problems associated with the fact that the region became a part of the USSR and then one of the Russian Federation only after 1945. Nevertheless, the local history overlapped several times with the history of the Russian Empire. It cannot be ignored

Статья поступила в редакцию 02.06.2023; одобрена после рецензирования 13.08.2023; принята к публикации 17.08.2023.

because of respect to the cultural heritage of the previous generations, which left its material traces in architectural, natural and mental terrain of the place. The author proposes to integrate local history material into the course of Russian history and synchronize the courses of general, national and local history. He believes that the study of the history of the native land helps to form a respectful attitude to the historical heritage and monuments, traditions of different peoples living in their native country. The article offers examples of the integration of local history material into courses of general and national history in a general education school, synchronization of courses of national and general history, discusses the features of thematic planning, taking into account the inclusion of a local history component into the subject content. Methodological recommendations are given on the use of historical information about the history of the region to achieve subject and meta-subject results, the use of an activity-based approach in education, the use of local historical information to prepare for the state final certification. Problem-cognitive tasks are modeled with the involvement of historical local history information.

Keywords: historical regional studies, historical memory, multilevel approach, metasubject results, activity approach, problem technology, modern lesson.

The article was submitted 02.06.2023; approved after reviewing 13.08.2023; accepted for publication 17.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.