Научная статья на тему 'УЧЕБНИК НОВЕЙШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

УЧЕБНИК НОВЕЙШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ / УЧЕБНИК НОВЕЙШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ / МОДЕЛЬ УЧЕБНИКА НОВЕЙШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ / НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / "ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадзоева Тамара Михайловна

Учебники новейшей истории отечества являются важнейшим инструментом в процессе воспитания подрастающего поколения. Их содержание является предметом особого профессионального и общественного интереса. В статье представлена и научно обоснована модель современного учебника новейшей отечественной истории, охарактеризованы ее ключевые компоненты, среди которых присутствуют как инвариантные категории, свойственные любой модели учебника истории (научно-исторические, педагогические), так и компоненты, отражающие специфику содержания и изучения курса новейшей отечественной истории (история и современность). Предлагаемая теоретическая модель может служить инструментом для характеристики и анализа учебников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TEXTBOOK OF CONTAMPORARY RUSSIAN HISTORY: DESIGNING A MODEL FOR A MODERN SCHOOL

Textbooks of modern history of the Fatherland are the most important tool in the process of upbringing of the younger generation. Their content is the subject of special professional and public interest. The article presents and scientifically substantiates the model of a modern textbook of contemporary national history, describes its key components, among which there are both invariant categories inherent in any model of history textbook (scientific-historical, pedagogical), and components which reflect the specific content and study of the course of contemporary national history (history and modernity). The proposed theoretical model can serve as a tool to characterize and analyze textbooks.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНИК НОВЕЙШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

УДК 372.893 DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-24-35

ББК 74.266.3

УЧЕБНИК НОВЕЙШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ: проектирование модели для современной школы

| Т.М. Кадзоева

Аннотация. Учебники новейшей истории отечества являются важнейшим инструментом в процессе воспитания подрастающего поколения. Их содержание является предметом особого профессионального и общественного интереса. В статье представлена и научно обоснована модель современного учебника новейшей отечественной истории, охарактеризованы ее ключевые компоненты, среди которых присутствуют как инвариантные категории, свойственные любой модели учебника истории (научно-исторические, педагогические), так и компоненты, отражающие специфику содержания и изучения курса новейшей отечественной истории (история и современность). Предлагаемая теоретическая модель может служить инструментом для характеристики и анализа учебников.

Ключевые слова: школьный учебник истории, учебник новейшей отечественной истории, модель учебника новейшей отечественной истории, цели и задачи изучения истории, научно-исторические основы, педагогические основы, «история и современность».

Для цитирования: Кадзоева Т.М. Учебник новейшей отечественной истории: проектирование модели для современной школы // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. Часть 1. С. 24-35. Б01: 10.31862/2073-9613-2021-1-24-35

24 A TEXTBOOK OF CONTEMPORARY RUSSIAN HISTORY: Designing a Model for a Modern School

I T.M. Kadzoeva

Abstract. Textbooks of modern history of the Fatherland are the most important tool in the process ofupbringing of the younger generation. Their content is the subject of special professional and public interest. The article presents and scientifically substantiates the model of a modern textbook of contemporary national history, describes its key components, among which there are both invariant categories inherent in any model of history textbook (scientific-historical, pedagogical), and components which reflect the specific content and study of the course of contemporary national history (history and modernity). The proposed theoretical model can serve as a tool to characterize and analyze textbooks.

© Кадзоева Т.М., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Keywords: school textbook of history, textbook of contemporary national history, model textbook of contemporary national history, goals and objectives of history study, scientific and historical foundations, pedagogical foundations, "history and modernity".

Cite as: Kadzoeva T.M. A Textbook of Contamporary Russian History: Designing a Model for a Modern School. PrepodavatelXXvek. Russian Journal of Education, 2021, No. 1, part 1, pp. 24-35. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-24-35

Изучение процесса эволюции школьных учебников истории в России (1990—2010 гг.), анализ теории и практики их построения в контексте определенных социально-политических условий позволяет уверенно говорить о том, что ключевое место в системе школьного исторического образования занимают учебники по истории Отечества. И в первую очередь следует говорить именно об учебниках новейшей отечественной истории.

Такое положение связано с исключительной ролью курса истории России XX—XXI веков в процессе воспитания подрастающих поколений, его влиянием на формирование и становление патриотизма, гражданской идентичности школьников, уважения к своему Отечеству и культуре, а также культуре и истории народов России. Эти задачи, как известно, являются приоритетными в рамках современной государственной образовательной политики и обозначены в действующих государственных образовательных стандартах (ФГОС) [1]. Очевидно, что учебники новейшей истории отечества играют важнейшую роль в формировании вышеперечисленных качеств, они выступают ценностной и содержательной матрицей, которая в значительной степени определяет ментальность молодого поколения. При этом следует учитывать сложный и дискуссионный характер содержания курса, отсутствие

устоявшихся в обществе точек зрения относительно ряда событий истории XX века. Именно эти факторы объясняют повышенный общественный и научный интерес к содержанию учебников новейшей отечественной истории.

Также следует отметить, что курс истории новейшего времени имеет ряд гносеологических особенностей, которые находят отражение в познавательной модели современных учебниках.

На основе результатов анализа действующих нормативных документов в сфере образования, учебников истории 1990-х — 2010-х годов, а также научно-педагогической литературы, посвященной проблемам школьного учебника, попытаемся построить и обосновать модель современного учебника новейшей истории отечества, в которой сочетаются общие характеристики учебника истории для современной школы, а также особенности курса новейшей истории.

В первую очередь, сформулируем понятие «модель современного учебника новейшей отечественной истории». Под ней мы понимаем системное представление об учебнике, в котором раскрывается комплекс целей, задач и приоритетов изучения курса, синтез научно-исторических и дидактических категорий, а также специфика курса новейшей отечественной истории (история и современность).

Предлагаемая модель представляет собой совокупность четырех блоков:

25

Блок I. Целеполагание

- Цели, задачи, приоритеты изучения новейшей отечественной истории в школе.

- Положения нормативных документов - ФГОС, учебных программ.

- Концепция нового учебного комплекса по отечественной истории; Историко-культурный стандарт.

26

Блок II. Научно-

исторические

основы

- Методологические подходы:

цивилизационный, историко-культурологический,

антропологический

Блок III.

Педагогические

основы

Блок IV. История и современность

( ).

( , )■

(

Схема 1. Модель современного учебника новейшей отечественной истории

«Целеполагание» (I), «Научно-исторические основы» (II), «Педагогические основы» (III), «История и современность» (IV). Модель содержит инвариантные

компоненты, присущие любому школьному учебнику истории, а в данном случае раскрываемые применительно к рассматриваемому курсу (например,

в блоках II и III). Вместе с тем, в ней присутствуют компоненты, отражающие специфику содержания и изучения курса новейшей отечественной истории, в том числе — обращение к актуальным современным событиям, к материалам средств массовой информации и др. (блок IV) (см. схему 1).

Конкретизируем содержание представленных блоков.

Блок I. Целеполагание. Целеполага-ние является системообразующим звеном школьного образовательного процесса. Данный блок представляет собой комплекс утвержденных на государственном уровне целей, задач, приоритетов и ценностей школьного исторического образования, которые отражены в действующих нормативных документах в сфере образования, в данном случае в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) [1], в учебных программах. Положения стандарта в обязательном порядке должны быть реализованы в современном учебнике, соответственно, в значительной степени определяют его модель.

Также фундаментальную позицию в блоке занимает Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и входящий в ее состав Историко-культурный стандарт, которые регламентируют не только содержание курсов истории, но и дидактические основы учебников по отечественной истории. Таким образом, данная Концепция фактически составляет основу модели учебника, выступает ее фундаментом. Соответствие требованиям Концепции также является необходимым требованием к современному учебнику истории. Еще раз подчеркнем, что одной из ключевых

идей названных стандартов является формирование российской гражданской идентичности учащихся, патриотизма, уважения к своему Отечеству, культуре и истории народов России [там же, с. 5].

Блок II. Научно-исторические основы. Содержательной основой курса истории выступает базовая историческая наука и ее ключевые категории. В рамках данного блока следует говорить, в частности, о методологии истории, которая лежит в основе содержания предмета. Отметим, что значительное место в определении научно-исторических основ школьного учебника истории занимает характеристика системообразующих и методологических категорий истории, представленная в докторской диссертации Л.Н. Алексашкиной «Методологические основы школьного курса истории». Здесь были названы и подробно рассмотрены следующие категории: исторические источники, факты, понятия, структуры и системы, ценностные и оценочные компоненты исторического знания [2, с. 28—29].

Раскроем некоторые положения, составляющие основу блока II:

• Методологические подходы, лежащие в основе учебников истории. Как правило, это цивилизационный, антропологический и культурологический подходы. Однако применительно к современному учебнику в Концепции нового УМК даны следующие определения: «многоуровневое представление истории» (синхронизация основного курса с региональной, локальной и зарубежной историей), «многоаспектный характер истории» (раскрытие разных сторон исторического процесса), «человек в истории» (антропологический подход), «историко-культурологический подход» [3, с. 5—6].

27

28

• Ключевые исторические категории и понятия: историко-теоретические, связанные с аппаратом методологии и структурой исторической науки (методы исторического познания, исторический факт, исторический источник, исторический процесс и др.), конкретно-исторические категории и понятия, применимые к определенному историческому курсу, в данном случае, к курсу новейшей истории отечества.

• Комплекс исторических источников (фрагменты исторических документов, мемуаров исторических деятелей, писем, периодической печати и др.);

• Аспекты истории. В связи с заявленным в Концепции нового УМК мно-гоаспектнным представлением исторического материала, в рамках анализа современных учебников было рассмотрено соотношение исторических аспектов, в частности, политической, экономической, социальной истории, истории культуры. Следует отметить, что для модели современного учебника новейшей отечественной истории характерно преобладание политической истории. Это связано, в первую очередь, с давно сложившейся в отечественном историческом образовании традицией, но в то же время и со спецификой курса истории России XX века. Политический аспект в контексте новейшей отечественной истории занимает особое место, представляет собой обширное проблемное поле для исследований, привлекает повышенный научный и общественный интерес.

• Методы исторического познания. В науке обосновано множество методов исторического познания и их классификаций. Выделяют хронологический, синхронный, проблемно-хронологический, системный, ретроспективный и другие методы.

В частности, крупнейший отечественный дидакт И.Я. Лернер предложил следующую классификацию методов исторического познания: 1) сравнительно-исторический метод; 2) метод аналогий; 3) статистический метод: выборочный, групповой; 4) установление причин по следствиям; 5) определение цели действующих людей и групп по их действиям и следствиям этих действий; 6) определение зародыша по зрелым формам; 7) метод обратных заключений (определение прошлого по существующим пережиткам); 8) обобщение формул, то есть свидетельств памятников обычного и писаного права, анкет, характеризующих массовость тех или иных явлений; 9) реконструкция целого по части; 10) определение уровня духовной жизни по памятникам материальной культуры; 11) лингвистический метод [4].

• Аксиологические подходы. Данный компонент в учебниках новейшей отечественной истории также имеет ключевое значение. Это связано как с глубоким воспитательным потенциалом данного исторического периода, так и с отсутствием устоявшихся точек зрения относительно ряда событий новейшей отечественной истории. Отметим, что в перечне «Трудных вопросов истории России», представленных в Концепции нового УМК, двенадцать пунктов из двадцати приходится именно на курс истории России XX—XXI вв. [3, с. 65]. Это положение довольно ярко характеризует своеобразие описываемой нами модели учебника.

Блок III. Педагогические основы. Данный блок модели представляет собой совокупность ключевых дидактических и методических идей, накопленных в процессе становления и развития отечественной педагогической мысли.

Ключевые положения этих идей составляют фундамент современной системы образования, определяют содержание действующих образовательных стандартов и программ, которые, в свою очередь, лежат в основе учебников. В контексте обоснования модели современного учебника новейшей отечественной истории необходимо выделить следующие концепции и идеи:

• Концепции содержания образования, которые разрабатывались ведущими отечественными дидактами (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Кра-евский, А.В. Хуторской и др.). Критерии отбора исторического содержания подробно раскрыты в трудах известных советских и российский методистов (П.В. Гора, Ф.П. Коровкин, Г.М. Донской, Л.Н. Алексашкина, Е.Е. Вяземский, М.Т. Студеникин и др.);

• Психолого-педагогические концепции познавательной деятельности школьников, обоснованные в трудах отечественных психологов Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, а также дидактические концепции познавательной деятельности школьников (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.).

В рамках методики преподавания истории проблемами формирования учебной деятельности занимались такие крупнейшие советские ученые, как Н.Г. Дайри, Ф.П. Коровкин, П.В. Гора, П.С. Лейбенгруб, А.А. Вагин и др. В трудах исследователей были подробно описаны и обоснованы виды познавательной деятельности учащихся и способы ее активизации [5—9]. На современном этапе теория познавательной деятельности развивается в работах Л.Н. Алексашкиной, О.Ю. Стреловой, Е.Е. Вяземского, В.В. Ворожейкиной, М.В. Коротковой и др. [2; 10; 11]. В частности, Л.Н. Алексашкина на

основе соотнесения процедур исторического познания и положений дидактических концепций познавательной деятельности школьников обосновала в своих работах структуру познавательной деятельности школьников при изучении истории [2, с. 37—39]. Компоненты этой деятельности представлены в следующих основных группах: 1) работа с хронологией; 2) работа с историческими фактами; 3) изучение исторических источников; 4) историческое описание, реконструкция;

5) исторический анализ, объяснение;

6) работа с историческими версиями, оценками [12, с. 45—46]. Соответствующая классификация в виде развернутых требований к результатам деятельности школьников была включена в образовательные стандарты и программы 2000—2010-х гг. по истории и послужила определенным ориентиром для разработки системы вопросов и заданий в современных учебниках истории.

• Теория учебника. Теория школьного учебника является системообразующим звеном модели. Основные идеи и разработки в этой области были выявлены в процессе анализа научно-педагогической литературы. В этой связи можно кратко обобщить, что теория школьного учебника начала активно развиваться в 1970—1980-е гг. в работах дидактов И.Я. Лернера, В.В. Краев-ского, М.Н. Скаткина, Г.Г. Граник, В.П. Беспалько, В.С. Цейтлин, И.Д. Зверева и др. [13-16]. В этот период была опубликована популярная монография Д.Д. Зуева «Школьный учебник», в которой автор обосновал компонентный состав учебника, долгое время служивший основой для характеристики и анализа учебников в дидактической и методической литературе [16].

29

В процессе анализа учебников мы использовали более современную общую компонентную структуру, предложенную Л.Н. Алексашкиной [17, с. 53], однако конкретизировали ее применительно к учебнику истории. Таким образом, мы представили компонентную структуру современного учебника истории в виде таблицы (табл.).

• Определение места учебника в составе УМК. Место и роль учебника в системе средств обучения в отечественной

научно-педагогической литературе рассматривались с различных позиций. Наиболее широкое распространение получил взгляд на учебник как основной компонент в составе УМК (учебно-методического комплекса). Этот подход получил обоснование в 1980-х годах в трудах Д.Д. Зуева, И.Я. Лернера, В.П. Беспаль-ко и др. На рубеже XX—XXI веков появились новые взгляды на учебник истории (например, концепция Ю.Л. Троицкого). Однако эти концепции не получили

Таблица

Компонентная структура современного учебника истории

30

Информационное пространство Познавательная модель

Текст: Введение:

• Авторское изложение исторического • Краткая характеристика исторического периода и его значения в истории

материала (основной текст) (историческое введение)

• Фрагменты исторических документов, • Описание дидактических характеристик учебника и способов работы с ним

исторические версии и оценки, мнения (дидактическое введение)

историков, сведения об исторической Мотивационные компоненты

науке (дополнительный текст) • Ценностные ориентиры в историческом введении.

• Подписи к историческим картам, • Ключевые вопросы к параграфам.

фотографиям, портретам, произведениям • Вводные абзацы (цитаты исторических деятелей, суждения)

живописи и т.д.(пояснительный текст) • Проблемные вопросы внутри параграфов

• Опережающая информация в начале параграфа (лента времени, список

Изобразительные материалы понятий, персоналий)

изобразительные иллюстрации: • Нестандартные броские заголовки

фотографии и портреты исторических • Шмуцтитулы, отражающие тематику раздела/главы.

деятелей, фотографии исторических Элементы методологически знаний

объектов и памятников, групповые Рубрики «Суждения, оценки», «Историки спорят»

фотографии, факсимильные изображения Ключевая информация.

исторических документов, репродукции Шрифтовые выделения важных исторических понятий, терминов, дат, персоналий.

картин, плакатов, реконструкции Элементы навигации

сооружений, орудий труда и т. д. • Историческое и дидактическое введение

условно-графические: исторические • Символическое обозначение разных видов заданий

карты, графики, таблицы, диаграммы, • Ссылки на исторические сайты, образовательные исторические ресурсы

отражающие динамику исторических • Список дополнительной литературы по истории

процессов Система вопросов и заданий.

• Обязательное наличие ключевого вопроса параграфа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Проблемные вопросы и задания внутри и в конце параграфов

• Задания, включающие ссылки на интернет-ресурсы и дополнительную

литературу по истории.

• Вопросы и задания на базовом и углубленном уровнях

• Вопросы, направленные на работу с версиями и оценкам

• Обязательное наличие вопросов ко всем компонентам учебника

• Наличие групповых и проектных заданий

• Наличие поисковых и творческих заданий

Обобщения.

Выводы и обобщения по пройденному историческому материалу, носящие

аксиологический характер.

широкого распространения на практике. В настоящий момент учебник остается ведущим элементом в системе средств обучения. Такой позиции придерживаются ведущие отечественные специалисты в области теории учебника истории (Л.Н. Алексашкина, Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, А.Н.Фукс, Е.А. Крючкова, А.Я. Юдовская и др.). Современная образовательная политика государства в области исторического образования также направлена на сохранение статуса учебника истории как ключевого компонента в составе учебно-методического комплекса. Об этом свидетельствует разработка и внедрение в школьную практику Концепции нового УМК по отечественной истории (2014 г.). Этот частный стандарт четко регламентирует статус современного учебника истории, его содержание, дидактические основы и место в школьном образовательном процессе.

Блок IV. История и современность. В рамках данного блока раскрывается специфика модели учебника по новейшей отечественной истории - ключевые особенности, которые обеспечивают ее отличие от любой другой модели учебника. Блок содержит компоненты, присущие исключительно учебнику отечественной истории новейшего времени. Среди этих компонентов, в первую очередь, следует назвать:

• Открытый характер учебника новейшей отечественной истории. В связи с тем, что в рамках школьного курса новейшая история отечества изучается вплоть до наших дней, его крайняя граница всегда остается открытой, хронологические рамки непрерывно расширяются, содержание пополняется все новыми сведениями о современных событиях. Отметим, что первая редакция Историко-культурного стандарта (2014) охватывает события

с 1914 по 2012 год (в ближайшей перспективе планируется расширение хронологических рамок до 2018 года). Однако в действующих учебниках историческое повествование уже ведется до 2014/2018 года включительно.

• Соотнесение учебной и внеучебной информации. Говоря о соотнесении учебной и внеучебной информации именно в контексте изучения новейшей отечественной истории, следует пояснить, что информацию о сравнительно недавних исторических событиях, а также событиях «сегодняшнего дня» учащиеся получают не только из учебников истории — эти события активно освещаются в средствах массовой информации (телевидение, радио) и в интернет-сети. Современные учебники, в свою очередь, содержат задания, предполагающие обращение к этим источникам. Например:

«Систематизируйте материалы средств массовой информации и Интернета о какой-либо актуальной проблеме (или важном событии) в жизни современного российского общества (по своему выбору). Представьте данные материалы в виде обзора» [18, с. 326];

«Составьте типологические характеристики фильмов о событиях Великой Отечественной войны, которые были созданы в разное время: 1) в годы войны; 2) в 1960-1970-е гг.; 3) в наши дни. Какие отличительные черты каждой группы фильмов можно отметить?» [19, с. 251];

Также специфика современной истории заключается в том, что она имеет очевидцев, ими могут быть, в том числе, члены семей учащихся и знакомые. Методический аппарат современных учебников учитывает эту особенность курса новейшей отечественной истории. Приведем примеры заданий из действующих учебников:

31

32

«Подготовьте проектную работу на тему "Перестройка глазами современников". Соберите воспоминания людей старшего поколения, в том числе членов своей семьи, о годах перестройки. Чем запомнилось им то время?» [19, с. 91];

«На основании опроса родственников, людей старшего поколения напишите эссе на тему "Повседневная жизнь советского человека 1970-1980-х гг."» [20, с. 170].

• Развитие поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Эта особенность модели учебника новейшей отечественной истории вытекает из предыдущей. Именно на материале новейшей истории отечества происходит наиболее интенсивное развитие исследовательских и поисковых способностей учащихся. Это связано с обилием источников информации разных видов, с огромным массивом существующих материалов по истории современности. Поисковая и исследовательская деятельность учащихся, как правило, выражается в подготовке школьниками учебных проектов по отечественной истории, истории родного края, города, села [21-23]. Особенностью курса новейшей отечественной истории в рамках этой деятельности является возможность обращения учащихся к живым свидетелям исторических событий, к СМИ. В рамках проектов по курсу новейшей истории школьники могут задействовать устные свидетельства очевидцев изучаемых событий, полученные в ходе беседы или интервью (например, интервью с ветераном Великой Отечественной войны), самостоятельно создавая новые источники. Подробное описание проектной деятельности учащихся представлено в трудах и публикациях отечественных исследователей [24; 25].

На основании вышеизложенного сформулируем некоторые выводы.

Описанная теоретическая модель учебника новейшей отечественной истории выявлена и обоснована в результате проведенного автором комплексного исследования процесса эволюции учебников истории в России (1990-е-2010-е гг.). Данная модель представляет собой носитель информации не только о построении и содержании курса истории, но и о системе исторического образования в целом. Она включает в себя весь накопленный к настоящему моменту отечественный опыт в области теории школьного учебника истории, отражает уровень развития отечественной исторической и педагогической наук, а также векторы современной государственной политики в области исторического образования. В то же время ее особенность и отличие от любой другой модели учебника заключается в обосновании специфики учебника отечественной истории новейшего времени как носителя информации об одном из сложнейших и наиболее противоречивых периодов в системе курса отечественной истории. Эта специфика отражается на деятельности участников образовательного процесса (учителей, учащихся), а также на деятельности авторов учебников, специализирующихся на новейшей истории. Ведь создание учебников, освещающих события современности, всегда требует предельной внимательности и нуждается в особом подходе.

Таким образом, описанная теоретическая модель может представлять определенный интерес для авторов учебников новейшей отечественной истории. Также она может использоваться в качестве инструмента для характеристики, анализа и экспертизы этих учебников.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. 45 с. URL: https://fgos.ru/

2. Алексашкина, Л.Н. Методологические основы школьного курса истории: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1999. 52 с.

3. Историко-культурный стандарт. Концепция единого учебно-методического комплекса по Отечественной истории. 65 с. URL: https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf (дата обращения: 02.09.2020).

4. Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителя. М. 1982. 191 с.

5. Дайри, Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы: познавательная активность учащихся и эффективность обучения / Академия педагогических наук РСФСР, Институт общего и политехнического образования. М.: Просвещение. 1966. 438 с.

6. Коровкин, Ф.П. Методика обучения истории в средней школе: В 2 ч. / Ф.П. Коровкин, А.Т. Кинкулькин, П.С. Лейбенгруб и др.; отв. ред. Ф.П. Коровкин. М.: Просвещение. 1978. Ч. 1. 287 с. Ч. 2. 239 с.

7. Гора, П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М.: Просвещение. 1988. 207с.

8. Развитие познавательных возможностей учащихся при обучении истории. Сборник трудов / отв. ред. П.В. Гора. М.: МГПИ, 1974. 264 с.

9. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие. Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. перераб. и доп. М. Просвещение.1982. 319 с.

10. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практ. пособие для учителей. М. ВЛАДОС. 1999. 175 с.

11. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя, 2. изд. М.: Просвещение. 2000. 110 с.

12. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории / сост. Л.Н. Алексашкина. М.: Дрофа, 2000. С. 45-46.

13. Лернер, И.Я. Теоретические проблемы современного школьного учебника. М., 1989. 172 с.

14. Беспалько, В.П. Теория учебника: дидактический аспект. М.: Педагогика. 1988. 160 с.

15. Психологические проблемы построения школьных учебников; под ред. Г.Г. Граник. М.: НИИ ОПП АПН, 1979. 180, с.

16. Зуев, Д.Д. Школьный учебник. М. Педагогика, 1983. 239 с.

17. Алексашкина, Л.Н. Преподавание истории в школе: от педагогического проекта к практике: пособие для учителя. М. ООО «Русское слово — учебник». 2018. 272 с.

18. Волобуев, О.В., Карпачев, С.П., Романов, П.Н. История России: начало XX - начало XXI века: учебник 10 кл. 3-изд., стереотип. М.: Дрофа, 2018. 367 с.

19. Никонов, В.А., Девятов, С.В. История. История России. 1914 г. - начало XXI в.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч. М.: ООО Русское слово, 2019. Ч. 1. 312 с. Ч. 2. 240 с.

20. Горинов, М.М. и др. История России 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 3 ч. М.: Просвещение, 2019. Ч. 1. 175 с. Ч. 2. 176 с. Ч. 3. 159 с.

21. Бехтенова, Е.Ф., Зверева, К.Е., Хлытина, О.М. Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории. Новосибирск: изд-во НГПУ. 2004. 50 c.

33

22. Сейненский, А.Е. Школьное историческое краеведение: пособие для педагога. М.: Педагогическое общество России. 2013. 191 с.

23. Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для учителей / под ред. Н.С. Борисова. М.: Просвещение, 1982. 224 с.

24. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? М. 2012. 43 с.

25. Алексашкина, Л.Н., Ворожейкина, Н.И. Учебные проекты по истории в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2012. № 10. С. 23-29.

REFERENCES

34

1. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart srednego obsego obrazovanija [Federal State Educational Standard for Secondary General Education]. 45 p. Available at: https://fgos.ru/ (In Russ.)

2. Alexashkin L.N. Metodologiceskie osnovy skolnogo kursa istorii [Methodological Foundations of the School History Course]: SCD dissertation (Pedagogy). Moscow, 1999, 52 p.

3. Istoriko-kulturnyj standart. Koncepcija edinogo ucebno-metodiceskogo kompleksapo Otecestvennoj istorii [Historical and Cultural Standard. The Concept of a Educational and Methodical Complex on the Russian History]. 65 p. Available at: https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf (accessed: 02.09.2020). (In Russ.)

4. Lerner I.Y. Razvitie myslenija ucasihsja vprocesse obucenija istorii. Posobie dlja ucitelja [Developing the Thinking of Students in the Process of Learning History. Teacher's Allowance]. Moscow, 1982, 191 p. (In Russ.)

5. Dairi N.G. Obucenie istorii v starsih klassah srednej skoly: poznavatelnaja aktivnost ucasihsja i effektivnost obucenija [History Training in High School: Student Cognitive Activity and Learning Effectiveness]. Moscow, Enlightenment, 1966. 438 p. (In Russ.)

6. Korovkin F.P. Metodika obucenija istorii v srednej skole [Method of Learning History in High School], ed. by F.P. Korovkin. Moscow, Prosvechsheniye, 1978. Part. 1, 287 p. Part 2, 239 p. (In Russ.)

7. Gora P.V Povysenie effektivnosti obucenija istorii v srednej skole [Improving the Effectiveness of Learning History in High School]. Moscow, Prosvechsheniye, 1988, 207 p. (In Russ.)

8. Razvitie poznavatelnyh vozmoznostej ucasihsja pri obucenii istorii. Sbornik trudov [Development of Students' Cognitive Abilities in the Teaching of History: a Collection of Works], ed. by P.V. Gore. Moscow, MGPI, 1974, 264 p. (In Russ.)

9. Didaktika srednej skoly: Nekotoryeproblemy sovremennoj didaktiki [Didactic High School: Some Problems of Modern Didactics], ed. by M.N. Skatkin. 2nd ed. Moscow, Prosvechsheniye, 1982, 319 p. (In Russ.)

10. Vyazemsky E.E., Strelova O.Yu. Metodika prepodavanija istorii v skole [Method of Teaching History at School]. A Manual for a Teacher. Moscow, VLADOS, 1999, 175 p. (In Russ.)

11. Vyazemsky E.E., Strelova O.Yu. Kak segodnja prepodavat istoriju v skole [How to Teach History in School Today: A Manual for a Teacher]. Moscow, Prosvechsheniye, 2000, 110 p. (In Russ.)

12. Otsenka kacestva podgotovki vypusknikov osnovnoj skoly po istorii [Assessment of the Quality of Training of Graduates of the Main School on History], comp. L.N. Alexashkina. Moscow, Drofa, 2000, pp. 45-46. (In Russ.)

13. Lerner I.Y. Teoreticeskie problemy sovremennogo skolnogo ucebnika [Theoretical Problems of Modern School Textbook]. Moscow, 1989, 172 p. (In Russ.)

14. Bespalko VP. Teorija ucebnika: didakticeskij aspekt [Textbook Theory: Didactic Aspect]. Moscow, Pedagogy, 1988, 160 p. (In Russ.)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ^__1 , 2021

ВЕК

15. Psihologiceskie problemy postroenija skolnyh ucebnikov [Psychological Problems of Building School Textbooks], ed. by G.G. Granik. Moscow, APPN Research Institute, 1979, 180 p. (In Russ.)

16. Zuev D.D. Skolnyj ucebnik [School Textbook]. Moscow, Pedagogy, 1983, 239 p. (In Russ.)

17. Alexashkina L.N. Prepodavanie istorii v skole: ot pedagogiceskogo proekta k praktike: posobie dlja ucitelja [Teaching History in School: from Pedagogical Project to Practice: Manual for Teacher]. Moscow, LLC "Russian word — textbook", 2018, 272 p. (In Russ.)

18. Volobuev O.V, Karpachev S.P., Romanov P.N. Istorija Rossii: nacalo XX- nachalo XXIveka [History of Russia: Early 20th - Beginning of the 21st Century: textbook. Moscow, Drofa, 2018, 367 p. (In Russ.)

19. Nikonov VA., Nine S.V History. Istorija. Istorija Rossii. 1914 g. - nacalo XXIv.: ucebnik dlja 10 klassa obseobrazovatelnyh organizacij. Bazovyj i uglublennyj urovni. v 2 c. [History of Russia. 1914 — the Beginning of the 21st Century: a Textbook. Basic and In-depth Levels]. 1914-1945. 2019. Part 1. 312 p. Part 2. 240 p. (In Russ.)

20. Gorinov M.M. et al. Istorija Rossii [History of Russia]. Basic and In-depth Levels. Moscow, Pros-vechsheniye, 2019. Part 1, 175 p. Part 2, 176 p. Part 3, 159 p. (In Russ.)

21. Bekhtenova E.F., Zverev K.E., Hlytina O.M. Proektnaja dejatelnost skolnikov na urokah regional-noj istorii [Project Activities of Schoolchildren in the Lessons of Regional History]. Novosibirsk, NSPU, 2004, 50 p. (In Russ.)

22. Seinensky A.E. Skolnoe istoriceskoe kraevedenie: posobie dlja pedagoga [School of History: a Manual for a Teacher]. Moscow, Teaching Society of Russia, 2013, 191 p. (In Russ.)

23. Metodika istoriko-kraevedceskoj raboty v skole: posobie dlja ucitelej [Method of historical and Local History Work in the School: Manual for Teachers], ed. by N.S. Borisov. Moscow, Prosvech-sheniye, 1982, 224 p. (In Russ.)

24. Stupnitskaya M.A. Cto takoe ucebnyjproekt? [What is a Training Project?]. Moscow, 2012, 43 p. (In Russ.)

25. Alexashkina L.N., Vorozheykina N.I. Ucebnye proekty po istorii v osnovnoj skole [Teaching Projects on History in Basic School]. Prepodavanie istorii i obsestvoznanija v skole = Teaching of History and Social Science at School, 2012, No. 10, pp. 23-29. (In Russ., abstract in Eng.)

35

Кадзоева Тамара Михайловна, аспирантка, институт Истории и политики, Московский педагогический

государственный университет, tm.kadzoeva@mpgu.su Tamara М. Kadzoeva, Postgraduate Student, Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University, tm.kadzoeva@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 30.10.2020. Принята к публикации 01.12.2020 The paper was submitted 30.10.2020. Accepted for publication 01.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.