Научная статья на тему 'К вопросу о санкционировании проведения оперативно-розыскных мероприятий'

К вопросу о санкционировании проведения оперативно-розыскных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
446
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционные права человека и гражданина / оперативные подразделения / оперативнорозыскные мероприятия / санкционирование / условия проведения оперативно-розыскных мероприятий / constitutional rights of human and citizen / operational units / operational-search activities / authorization / conditions for conducting operational-search activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Иванович Мещерин, Александр Владимирович Рясов

В статье рассмотрены отдельные вопросы, касающиеся получения сотрудниками оперативных подразделений разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, как одного из обязательных условий их осуществления. Сформулированы предложения по оптимизации оперативно-розыскного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Иванович Мещерин, Александр Владимирович Рясов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of authorizing the conduct of operational-search measures

The article discusses certain issues related to the receipt by employees of operational units of permission to conduct certain operational-search activities, as one of the prerequisites for their implementation. Suggestions for optimization of operational-search legislation are formulated.

Текст научной работы на тему «К вопросу о санкционировании проведения оперативно-розыскных мероприятий»

Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 270 — 272. State service and personnel. 2021. No. 5. P. 270—272. Научная статья

УДК 343.9; ББК 67.410

DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-270-272

ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)

NIION: 2012-0061-05/21-144 MOSURED: 77/27-008-2021-05-343

К вопросу о санкционировании проведения оперативно-розыскных мероприятий1

Александр Иванович Мещерин1, Александр Владимирович Рясов2

1 2 Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, Ставрополь, Россия

1 mai.aleksander@yandex.ru

2 aleks_rav@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены отдельные вопросы, касающиеся получения сотрудниками оперативных подразделений разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, как одного из обязательных условий их осуществления. Сформулированы предложения по оптимизации оперативно-розыскного законодательства.

Ключевые слова: конституционные права человека и гражданина, оперативные подразделения, оперативно-розыскные мероприятия, санкционирование, условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Для цитирования: Мещерин А. И., Рясов А. В. К вопросу о санкционировании проведения оперативно-розыскных мероприятий // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 270—272. ЭОТ: 10.24411/2312-0444-2021-5-270-272.

Original article

On the issue of authorizing the conduct of operational-search measures

Aleksandr I. Mescherin1, Aleksandr V. Ryasov2

1 2 Stavropol branch of Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Stavropol, Russia

1 mai.aleksander@yandex.ru

2 aleks_rav@mail.ru

Abstract. The article discusses certain issues related to the receipt by employees of operational units of permission to conduct certain operational-search activities, as one of the prerequisites for their implementation. Suggestions for optimization of operational-search legislation are formulated.

Keywords: constitutional rights of human and citizen, operational units, operational-search activities, authorization, conditions for conducting operational-search activities

For citation: Mescherin A. I., Ryasov A. V. On the issue of authorizing the conduct of operational-search measures // State service and personnel. 2021. (5):270—272. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-270-272.

Оперативно-розыскная деятельность, с при-Ьущими только ей специфическими чертами, выступает одним из ключевых видов деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия преступности, в процессе осуществления которой реализуются, в том числе и негласные действия, получившие закрепление в оперативно-розыскном законодательстве как оперативно-розыскные мероприятия. Естественно, что подобные действия сотрудников оперативных подразделений государственных правоохрани-

© Мещерин А.И., Рясов А.В., 2021.

тельных органов — субъектов оперативно-розыскной деятельности должны подвергаться детальной нормативно-правовой регламентации, а также контролю и надзору со стороны уполномоченных органов. Необходимо отметить, что оперативно-розыскной закон не содержит прямого указания на виды оперативно-розыскных мероприятий, тем не менее, основания для определения разновидностей оперативно-розыскных действий можно выделить в процессе анализа содержания отдельных его статей, к примеру, ст.8, определяющей условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, в соответствии с указанной

№ 5/2021

Уголовно-правовые науки

статьей, одним из часто используемых в теории оперативно-розыскной деятельности оснований их классификации, является необходимость санкционирования проведения ряда оперативно-розыскных действий. Следует указать, что санкционирование представляет собой процедуру получения разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают прямо указанные в законе конституционные права человека и гражданина, а также сложных негласных мероприятий — операций, к примеру, оперативного внедрения, оперативного эксперимента и др. По указанному основанию предусмотренные законом оперативно-розыскные мероприятия можно разделить на мероприятия судебного санкционирования, ведомственного санкционирования, а также оперативно-розыскные мероприятия, не требующие санкционирования, проводимые сотрудниками оперативных подразделений без чьего-либо разрешения. Однако представляется, что отнесение конкретных оперативно-розыскных мероприятий к определённому виду санкционируемых либо несанкционируемых действий представляется достаточно условным, в связи с тем, что ведомственными нормативными правовыми актами вводятся дополнительные требования к проведению отдельных мероприятий, фактически выступающие не чем иным, как условиями их осуществления. Так, исходя из предписаний оперативно-розыскного закона, процедура санкционирования заключается в вынесении соответствующего постановления о разрешении проведения конкретного оперативно-розыскного мероприятия судьей либо руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, т.е. санкция — разрешение по смыслу закона должна быть документально закреплена только в виде постановления, иных видов оперативно-служебных документов, разрешающих проведение мероприятий Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» не предусмотрено. Однако, к примеру, исходя из требований ведомственного приказа МВД РФ от 1 апреля 2014г. №199, регламентирующего проведение гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (за исключением жилых помещений), указанное оперативно-розыскное мероприятие проводится на основании распоряжения соответствующего руководителя — должностного лица органа внутренних дел, тогда как согласно положениям оперативно-розыскного закона, указанная разновидность обследования не является санкционируемым оперативно-розыскным мероприятием.

Другая проблема заключается в определении необходимости санкционирования мероприятий, проводимых сотрудниками оперативных подразделений, связанных с получением сведений, отнесенных к какому-либо виду тайны. Дело в том, что в оперативно-розыскном законе не предусмотрен порядок судебного санкционирования для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в процессе проведения которых могут быть получены охраняемые законом сведения, относящиеся к какому-либо виду тайны, закреплено только положение о необходимости соблюдения при их проведении прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Очевидно, что в процессе подготовки конкретного оперативно-розыскного мероприятия, связанного с получением информации, отнесенной к какому-либо виду тайны, сотрудникам оперативных подразделений следует руководствоваться порядком получения таких сведений, закрепленным в специальных нормах профильных законов (например, Федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О коммерческой тайне», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и др.). Тем не менее, представляется целесообразным предусмотреть в оперативно-розыскном законе положение (к примеру, в ст.8), определяющее порядок получения таких сведений в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, аналогичный тому, который установлен для осуществления мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.

Список источников

Об оперативно-розыскной деятельности: фе-дер. закон Рос. Федерации от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 08.10.2021).

References

On operational-search activity: Feder. the law Ros. Federation of August 12, 1995 No. 144 - FZ // Consultant Plus: comp. ref. legal system [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru. (Date of treatment: 10.08.2021).

№ 5/2021

Информация об авторах

А.И. Мещерин — профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. А.В. Рясов — доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors A.I. Mescherin — professor of the department of operational-investigative activities and special equi pm en t of th e Stavropol bran ch of th e Krasn od ar un i versi ty of th e Mi ni stry of In tern al Affairs of Russia, candidate of law, associate professor.

A.V. Ryasov — associate professor of the department of operational-investigative activities and special equipment of the Stavropol branch of the Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law, associate professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 10.11.2021; принята к публикации 15.11.2021.

The article was submitted 08.1 1.2021; approved after reviewing 10.11.2021; accepted for publication 15.11.2021.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Адвокатская этика

m

ж«: m ut

Адвокатская этика. Учебник. Гриф УМЦ " Профессиональный учебник. Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили. 303 с.

Раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики адвоката. Всесторонне рассматриваются этико-психологические особенности личности и деятельности адвоката, морально-психологические аспекты оказания им консультационных услуг, защиты прав и интересов граждан в суде. Даются практические рекомендации по формированию профессионального имиджа, преодолению профессиональной деформации, использованию методов правомерного психологического воздействия на участников уголовного и гражданского процесса. Освещаются вопросы истории этических установок в адвокатской деятельности и отношения к адвокатской профессии.

Для студентов и аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих адвокатов, стажеров и помощников адвокатов, слушателей курсов повышения квалификации.

№ 5/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.