Научная статья на тему 'К вопросу о самостоятельности местного самоуправления'

К вопросу о самостоятельности местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1748
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНЕ / ПРИНЦИП / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лихошва Артем Олегович

В статье раскрывается принцип самостоятельности местного самоуправления. Показаны конкретные направления в муниципальной сфере, где данный принцип находит свое проявление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о самостоятельности местного самоуправления»

Лихошва А. О.

E. E. Gyandzhumyan

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF WARRANTIES AND COMPENSATION OF WORKERS INVOLVED IN THE TERMINATION OF EMPLOYMENT

CONTRACTS

In the article problems of the legal regulation, guarantee and compensation of workers connected with the termination of employment contracts are discussed. In this work Armenian and Russian experience is studied.

Key words: employment law, employee, termination of employment contract, labor relations, termination of employment contract

GYANDZHUMYAN Evgeniys Eduardovna - Master of the second year studying of «Jurisprudence» (OOP «Business Law, Commercial Law») of the Institute of Law and Policy of the Russian-Armenian (Slavonic) University, Yerevan.

E-mail:atunyan@mail.ru

УДК 342.55

К ВОПРОСУ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Лихошва Артем Олегович,

студент Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: law@marsu.ru

В статье раскрывается принцип самостоятельности местного самоуправления. Показаны конкретные направления в муниципальной сфере, где данный принцип находит свое проявление.

Ключевые слова: местное самоуправление, граждане, принцип, самостоятельность.

Местное самоуправление является признаком любого демократического государства. Не случайно международные правовые акты, в том числе Европейская Хартия местного самоуправления, говорят об обязательности местного самоуправления как наиболее приближенного к гражданам управления [1].

Местное самоуправление вызывает заинтересованность у граждан, поскольку именно в поселениях, городских округах и муниципальных районах решаются насущные проблемы жизнеобеспечения граждан [2, с. 145].

Организация местного самоуправления в России в современный период осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации [3] и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции»[4]. Однако помимо правовых актов в основу организации местной власти положены определенные начала, идеи, задающие общее направление институту местного самоуправления, т. е принципы.

Система принципов местного самоуправления получила широкую трактовку в науке муниципального права, нашла отражение в законодательстве. Важнейшим из принципов является самостоятельность местного самоуправление. Так, статья 1 вышеназванного закона, давая определение местному самоуправлению, закрепила его самостоятельность. Местное самоуправление - это форма осуществления народом сво-

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

ей власти, заключающаяся в самостоятельном и под свою ответственность решении населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций. Ни один из всей совокупности принципов местного самоуправления не получил отражения и непосредственного закрепления в его определении кроме самостоятельности.

Принцип самостоятельности, как следует из понятия, означает, что решение всех вопросов обеспечения повседневной жизни граждан в муниципальном образовании (вопросов местного значения) осуществляется не представителями государства, а самим населением. Для этого населению предоставлены

возможности проявлять свою инициативу, участие в виде форм прямой демократии. Например, любой житель местного сообщества может прийти на публичные слушания, проводимые в муниципальном образовании, высказать свое мнение по вынесенному на них вопросу, проголосовать или воздержаться от голосования. Также гражданину предоставлено право непосредственно выразить собственное мнение на местном референдуме, предметом которого могут быть различные вопросы местного значения.

Однако чаще всего население участвует в решении местных вопросов через своих представителей, формируя для этого органы местного самоуправления. Одним из таких способов образования местных орга-

103

Студенческая трибуна

нов власти являются муниципальные выборы, на которых граждане избирают депутатов представительных органов муниципального образования, главу муниципального образования.

Другим проявлением местного самоуправления выступают собственные полномочия местной власти. Н. Л. Пешин отмечает, что эффективная реализация принципа самостоятельности предполагает наличие в системе местного самоуправления, у определенных его субъектов специальных полномочий, позволяющих им либо самостоятельно решать вопросы в интересах населения муниципального образования, либо участвовать в выработке и принятии решений на уровне государственной власти, если этими решениями затрагиваются интересы местного самоуправления [5, с. 59].

Границы самостоятельности местного самоуправления установила статья 12 Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Таким образом, самостоятельность местного самоуправления распространяется только на собственные полномочия, т. е вопросы местного значения. В самом общем смысле их закрепила статья 132 Конституции, установившая, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Это положение означает, что органы государственной власти не вмешиваются в вопросы управления и распоряжения муниципальной собственностью. Для этого в муниципальных образованиях создаются специальные структуры - отделы, комитеты по управлению муниципальной собственностью, которые осуществляют ведение реестра муниципального имущества, сдачу его в аренду, продажу и иные формы распоряжения.

Вопросы, связанные с местным бюджетом, также решаются в муниципальных образованиях самостоятельно. Так, проект местного бюджета подготавливается структурными подразделениями местной администрации, после чего вносится на утверждение представительному органу муниципального образования. В соответствии с утвержденным бюджетом органы местного самоуправления осуществляют финансирование всех предусмотренных расходов по жизнеобеспечению населения. В случае недостаточности собственных источников финансирования для решения местных вопросов органы государственной власти направляют в местный бюджет дополнительные финансовые средства (дотации, субвенции). Однако к распоряжению этими средствами они не имеют отношения, данная функция лежит на органах местного самоуправления.

104

Самостоятельность местного самоуправления проявляется при определении границ территории муниципального образования или их изменении. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил, что установление, изменение границ муниципальных образований осуществляется законом субъекта Федерации, но этому должно предшествовать предварительное выявление мнения населения муниципальных территорий, границы которых подлежат изменению. В некоторых случаях необходимо получение согласия населения для изменения границ.

Например, при изменении границ муниципального района, влекущее отнесение территории сельского поселения к территории другого района, требуется согласие населения данного поселения. Оно может быть выражено путем голосования населения на сходе граждан. В крупных муниципальных образованиях (городских поселениях) такое согласие может быть получено путем голосования граждан в порядке, установленном для проведения местного референдума. Если же изменение границ муниципального района не влечет отнесение поселения к другому району, то при этом необходим учет мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Принцип самостоятельности местного самоуправления находит свое проявление и в вопросах ответственности выборных должностных лиц или депутатов представительных органов муниципальных образований перед населением. За совершение противоправных действий (бездействий) или принятие противоправных решений названные выборные лица могут быть отозваны населением, их избравшим. Нельзя забывать, как полагает Д. С. Михеев, что органы местного самоуправления являются всего лишь инструментом самого населения в решении им повседневных проблем [6, с.19]. Граждане как вправе избирать эти органы (должностных лиц), так и освобождать их от должности. И государство, и общество заинтересованы в том, чтобы органы местного самоуправления достойно справлялись с поставленными задачами. Поэтому контроль изнутри предполагает живой интерес граждан и формирует у них навыки принимать самостоятельные управленческие решения [7, 20].

Литература

1. Европейская хартия местного самоуправления: принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36.

2. Михеева Т. Н. О некоторых аспектах общественного контроля за органами местного самоуправления // Марийский юридический вестник. 2015. № 1 (12).

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40.

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

Осеева Е. А.

5. Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юрайт, 2011.

6. Михеев Д. С. Взаимодействие граждан с муниципальными органами как механизм осуществления принципа гласности местного самоуправления // Российская юстиция. 2012. № 7.

7. Михеева Т. Н., Яичникова Ю. С. О некоторых формах участия населения муниципального образования в контроле за органами местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4.

O. A. Lihoshva

ON THE ISSUE OF INDEPENDENCE OF LOCAL GOVERNMENT

In the article the principle of independence of local government are analyzed. The specific directions of this principle in municipal law owe shown.

Key words: local government, citizens, principle, independence.

LIHOSHVA Artem Olegovich - Student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: law@marsu.ru

УДК 347.97

ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ - ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Осеева Елена Александровна,

студентка Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: lllekk@mail.ru

В статье рассматриваются предпосылки нормативного закрепления принципа транспарентности гражданского судопроизводства в ГПК РФ. Автор предлагает закрепить принцип транспарентности гражданского судопроизводства в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации.

Ключевые слова: принцип гражданского судопроизводства, транспарентность.

8 декабря 2014 года Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству утвердил окончательный текст Концепции единого гражданского кодекса гражданского процессуального кодекса РФ (далее - Концепция).

Согласно Концепции основные положения единого Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - единый Кодекс) должны закреплять принципы судопроизводства, отражающие общепризнанные в сообществе демократических государств стандарты справедливого судебного разбирательства, без соблюдения которых судопроизводство не вправе претендовать на роль правосудия. Необходима конкретизация соответствующих положений Конституции РФ и международно-правовых актов, закрепляющих общепризнанные стандарты правосудия [2]. Однако какие именно принципы судопроизводства будут закреплены в едином Кодексе, в Концепции не указано.

Представляется, что в едином Кодексе должен быть закреплен принцип гражданского судопроизводства - транспарентность.

Транспарентность гражданского судопроизводства предполагает открытость всех сторон организации и деятельности судебной власти, а именно наличие эффективного механизма реального доступа широкого

Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015

круга лиц к информации о практической деятельности судов, гласности судебного разбирательства, системы контроля общества за судебной властью [3, с. 91].

В настоящее время существует ряд предпосылок закрепления в гражданском процессуальном законодательстве транспарентности гражданского судопроизводства в качестве принципа.

Во-первых, транспарентность относится к числу общепризнанных стандартов правосудия. Так, требование транспарентности судебной власти устанавливаются Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Во-вторых, действующий ГПК РФ закрепляет принцип гласности судебного разбирательства, который является составной частью транспарентности гражданского судопроизводства. Однако этого недостаточно для того, чтобы обеспечить реальный доступ широкого круга лиц к информации обо всех сторонах организации и деятельности судебной власти [4, с. 23].

В-третьих, 22 декабря 2008 года был принят ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [1], который призван обеспечить две составляющие транспа-

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.