Научная статья на тему 'Региональные аспекты правового регулирования взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений'

Региональные аспекты правового регулирования взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
655
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горнев Роман Вадимович

В статье автор рассматривает некоторые аспекты регионального правового регулирования взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. Отдельное внимание обращается на позитивный опыт Республики Саха (Якутия), Алтайского края, городов федерального значения Москвы и Севастополя. По результатам изучения данной темы автор делает определенные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF CONNECTION OF LOCAL GOVERNMENT AND PUBLIC ASSOCIATIONS

In the article, the author considers some aspects of regional legal regulation of connection between local governments and public associations. Special attention is drawn to the positive experience of the Republic of Sakha (Yakutia), the Altai Territory, cities of federal status as Moscow and Sevastopol. As a result of studying of this problem, the author comes to some conclusions.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты правового регулирования взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений»

т

Конституционное, муниципальное и административное право

УДК 342.55

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ'

Горнев Роман Вадимович,

аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. E-mail: gornev.roman@mail.ru

В статье автор рассматривает некоторые аспекты регионального правового регулирования взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. Отдельное внимание обращается на позитивный опыт Республики Саха (Якутия), Алтайского края, городов федерального значения Москвы и Севастополя. По результатам изучения данной темы автор делает определенные выводы.

Ключевые слова: местное самоуправление, общественные объединения, гражданское общество, субъекты Российской Федерации, региональное законодательство.

Одной из важнейших проблем современного отечественного муниципализма является разработка качественного механизма взаимодействия органов местной власти и институтов гражданского общества. Особое место в системе гражданского общества отведено общественным объединениям, которые, как правило, осуществляют свою деятельность в социально значимых сферах и, по сути, решают в своей повседневной работе задачи, которые близки к предмету деятельности муниципальных органов власти -вопросам местного значения. И здесь нельзя не согласиться с Т. Н. Михеевой, которая отмечает, что проблема поступательного развития местного самоуправления очень тесно соприкасается с активностью граждан, местных сообществ, иных структур гражданского общества [14].

Изучение обозначенных вопросов невозможно без анализа существующего правового регулирования данной сферы, в том числе сформированного на региональном уровне. Федеративное государственное устройство России предполагает закрепление отдельных элементов вышеуказанного механизма не только в федеральном законодательстве, но и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. В этой связи существенный научный интерес представляет правовое исследование региональных аспектов регулирования взаимодействия муниципальных органов власти и общественных объединений.

Как известно, установление общих принципов организации местного самоуправления в соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ [1] находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Отмечается, что правовая регламентация деятельности институтов гражданского общества также находится в совместном ведении России и ее субъектов [12, с. 152].

Статья 73 Конституции РФ устанавливает, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения России и ее

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-33-01138.

субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти. Реализуя свои конституционные полномочия, субъекты Российской Федерации регулируют вопросы взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления региональными конституциями, уставами, законами, а также иными нормативными правовыми актами. О важности региональной регламентации права граждан на местное самоуправление указывает в своем исследовании В. И. Васильев, отмечая при этом, что данное право на федеральном уровне регулируется не в полном объеме, а с предоставлением резерва для детализации его содержания и механизмов применения в законодательных актах субъектов России [13, с. 15].

Сравнительно-правовое изучение конституций и уставов субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что практически все они включают в себя специальный раздел или главу, регулирующие вопросы местного самоуправления, а также положения, регламентирующие деятельность общественных объединений.

Например, правовой основой для функционирования в Республике Марий Эл органов местного самоуправления и общественных объединений являются статьи 12 и 14 Конституции Республики Марий Эл [2]. Основной закон Республики Марий Эл также содержит главу 7 «Административно-территориальное деление. Местное самоуправление», включающую в себя 5 статей, посвященных регулированию вопросов местного самоуправления на территории республики.

В пункте 2 статьи 6 Устава города Москвы [3] указано, что местное самоуправление осуществляется на территориях внутригородских муниципальных образований в городе Москве путем проведения местных референдумов, выборов, собраний и конференций, проявления гражданской инициативы, через органы местного самоуправления и иные формы местного самоуправления, создаваемые по мере формирования социально-экономических, финансовых и организационных предпосылок. Устав города Москвы включа-

Горнев Р. В.

ет в себя также главу 9, регулирующую вопросы организации местного самоуправления в городе Москве и главу 10, закрепляющую формы непосредственной демократии, такие, как местный референдум, консультативные опросы, иные способы выявления мнения граждан, обращения и петиции отдельных граждан и групп граждан и другие.

В контексте нашего исследования определенный интерес представляет пункт 2 статьи 3 Устава города Севастополя [5], который закрепил, что целях обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации, общественных объединений с органами государственной власти города Севастополя и органами местного самоуправления, учета интересов граждан, защиты их конституционных прав и свобод, прав общественных объединений при проведении государственной политики, а также осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Севастополя в соответствии с законом города Севастополя может быть сформирована Общественная палата города Севастополя. Тем самым в Севастополе на уровне Основного закона определена значимость правового взаимодействия, в том числе между органами местного самоуправления и общественными объединениями, а также указан орган, который призван способствовать реализации данного взаимодействия.

Исследованные основные законы субъектов России, как правило, дублируют сходные положения, содержащиеся в Конституции РФ. Однако некоторые из них, в частности Устав города Севастополя, содержат специальные правила, посвященные вопросам взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений.

Большинство из проанализированных законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении также не восполняют обозначенный пробел и не регулируют данные отношения. Хотя отдельные региональные законы включают в себя специальные положения, посвященные регулированию взаимоотношений между местной властью и общественными объединениями.

Например, на территории города Москвы был принят и действует закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве» [6], статья 3 которого указывает в числе прочих принципов организации местного самоуправления такие, как гласность и учет общественного мнения, а также взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления, жилищного самоуправления, с общественными организациями. Аналогичные принципы организации местного самоуправления зафиксированы в законе города Севастополя «О местном самоуправлении в городе Севастополе» [8]. Закрепление данных принципов на уровне базовых региональных законов о местном самоуправлении свидетельствует о важности взаимоотношений между институтами гра-

жданского общества и местной властью и показывает значимость регламентации механизма взаимодействия между общественными объединениями и органами местного самоуправления, учета последними мнения общественности.

Закон Республики Адыгея «О местном самоуправлении» [9] относит к числу вопросов местного значения городских поселений оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, и создание условий для деятельности народных дружин; оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях (статья 12). Кроме того, в соответствии со статьей 12.1 Закона Республики Адыгея «О местном самоуправлении», органы местного самоуправления городских и сельских поселений имеют право на оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также общественным объединениям инвалидов. Сходные положения отнесены к вопросам местного значения муниципальных образований, расположенных на территории Республики Татарстан [7].

Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации приняты и действуют законы, регулирующие общие и специальные вопросы взаимодействия между органами местного самоуправления и общественными объединениями. В частности, в Республике Саха (Якутия) действует закон «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления республики Саха (Якутия) с общественными объединениями» [10], предметом регулирования которого являются правовые и организационные отношения, принципы и формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) с общественными объединениями, действующими на территории Республики Саха (Якутия).

Статья 3 закона Республики Саха (Якутия) «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления республики Саха (Якутия) с общественными объединениями» закрепляет следующие принципы взаимодействия органов власти и общественных объединений:

- добровольность во взаимодействии;

- сотрудничество и партнерство;

- гласность;

- признание органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) равенства прав общественных объединений на финансовую и информационно-методическую поддержку;

- признание органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Саха

Ф1

Конституционное, муниципальное и административное право

(Якутия) права на участие общественных объединений в формировании и реализации государственной политики, проводимой в сфере социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);

- подотчетность общественных объединений органам государственной власти и органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в части целевого и рационального расходования средств государственных и муниципальных грантов, предоставляемых в установленном порядке на реализацию целевых программ общественных объединений.

Закон также закрепляет основные формы взаимодействия между органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) и общественными объединениями, к которым относит информационный обмен; участие представителей общественных объединений в работе консультативно-совещательных советов при органах местного самоуправления Республики Саха (Якутия); участие общественных объединений в подготовке и обсуждении проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия); привлечение к участию в работе органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) представителей общественных объединений в качестве советников, консультантов, членов экспертных, консультативных и координационных общественных советов и групп по социально-экономическим вопросам; проведение органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) совещаний, «круглых столов», конференций, семинаров, слушаний и иных форм обсуждения социально-экономических проблем с участием представителей общественных объединений; участие общественных объединений в проведении общественной экспертизы нормативных правовых актов местного самоуправления Республики Саха (Якутия); оказание органами местного самоуправления финансовой и информационно-методической поддержки общественным объединениям и другие.

На территории Алтайского края действует закон «Об основах взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края и общественных объединений, реализующих на территории Алтайского края социально значимые проекты» [11]. Взаимодействие между органами местного самоуправления Алтайского края и общественными объединения строится на основе принципов партнерского сотрудничества, поддержки социально значимых проектов общественных объединений, гражданских инициатив, гласности и взаимного контроля. Поддержка деятельности общественных объединений в рамках реализации социально значимых проектов осуществляется в виде предоставления льгот по уплате налогов и сборов, установления льгот по арендной плате за землю, иные объекты недвижимости, полного или частичного освобождения от платы за пользование имуществом, организации обмена опытом, оказания информацион-

но-методической помощи общественным объединениям, содействия в проведении конференций, семинаров, консультаций и других социально значимых мероприятий и в других формах.

Обобщая изучение регионального законодательства, регулирующего вопросы взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления, отметим, что на уровне субъектов Российской Федерации данные отношения в основном регламентируются конституциями и уставами субъектов, базовыми законами субъектов о местном самоуправлении и иными законами субъектов Российской Федерации, посвященными в той или иной части вопросам взаимодействия местных органов власти и объединений граждан. Особо хотелось бы отметить закрепление некоторыми субъектами России такого принципа организации местного самоуправления, как взаимодействие органов местного самоуправления с общественными объединениями, а также принятие в ряде субъектов Российской Федерации специальных законов, в целом посвященных вопросам взаимодействия муниципальных органов власти с общественными объединениями и подробно регулирующих принципы и формы такого взаимодействия. Безусловно имеется необходимость в осмыслении данной позитивной региональной практики и ее учете в процессе совершенствования законодательства, посвященного взаимоотношениям между органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Конституция Республики Марий Эл // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 1997. № 11. Ст. 402.

3. Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. (ред. от 02.07.2014) «Устав города Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. 2001. № 8. Ст. 130.

4. Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11.04.2014) // Крымские известия. 2014. № 68 (5479).

5. Устав города Севастополя от 14 апр. 2014 г. № 1-ЗС (ред. от 24.07.2014) (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 11.04.2014 г.) // Севастопольские известия, 2014. № 31 (1652).

6. Закон г. Москвы от 6 нояб. 2002 г. № 56 (ред. от 08.07.2015) «Об организации местного самоуправления в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 2002. № 12. Ст. 276.

7. Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. № 45-ЗРТ (ред. от 21.07.2015) «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2004. № 7 (II часть).

8. Закон города Севастополя от 30 дек. 2014 г. № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе» // Севастопольские известия. 2014. № 122-123 (1744).

9. Закон Республики Адыгея от 31 марта 2005 г. № 294 (ред. от 02.03.2015) «О местном самоуправлении» // Собрание законодательства Республики Адыгея. 2005. № 3.

Лихошва А. О.

m

10. Закон Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2005 г. 259-З № 525-111 (ред. от 02.04.2014) «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) с общественными объединениями» // Якутия. 2005. № 143.

11. Закон Алтайского края от 27 дек. 2007 г. № 153-ЗС (ред. от 03.04.2014) «Об основах взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края и общественных объединений, реализующих на территории Алтайского края социально значимые проекты» // Алтайская правда. 2008. № 8.

УДК

Учеными отмечается отсутствие однородности в системе современных принципов местного самоуправления [1, с. 120]. Однако все они сходятся в одном, отводя значительную роль принципу самостоятельности. По мнению Н. Л. Пешина «самостоятельность» является ключевым понятием в определении местного самоуправления, выводимом из конституционных норм [2, с. 21]. Нетрудно заметить, что «самостоятельность», как и «самоуправление», -два однокоренных термина. Говоря о содержании местного самоуправления в качестве его особенности, названный автор отмечает функционирование на основе самоорганизации, самообеспечения и самоконтроля [3, с. 14].

12. Вавилов Н. С. Правовое регулирование деятельности институтов гражданского общества на местном уровне в Республике Марий Эл // Марийский юридический вестник. 2014. № 11. С. 152-161.

13. Васильев В. И. Местное самоуправление: центр и регионы // Журнал российского права. 2003. № 3. С. 8-17.

14. Михеева Т. Н. Новеллы в правовом регулировании местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 9. С. 65-68.

R. V. Gornev

Понятие принципа самостоятельности местного самоуправления не нашло единообразного определения ни в конституционно-правовом поле России, ни в работах ученых, за исключением некоторых единичных работ. Оно раскрывается, как правило, через характерные черты, указывающие на особенности исследуемой главной основы местного самоуправления.

О. Е. Кутафин и В. И. Фадеев считают данный принцип самостоятельностью решения населением вопросов местного значения, указывая при этом на суть местного самоуправления, и выделяют такие основные черты, отражающие его содержание:

1) самостоятельное решение вопросов местного значения населением путем муниципальных форм

REGIONAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF CONNECTION OF LOCAL GOVERNMENT

AND PUBLIC ASSOCIATIONS

In the article, the author considers some aspects of regional legal regulation of connection between local governments and public associations. Special attention is drawn to the positive experience of the Republic of Sakha (Yakutia), the Altai Territory, cities of federal status as Moscow and Sevastopol. As a result of studying of this problem, the author comes to some conclusions.

Keywords: local self-government, public associations, civil society, subjects of the Russian Federation, regional legislation.

GORNEV Roman V. - Postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: gornev.roman@mail.ru

342.52

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Лихошва Артем Олегович,

аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. E-mail: law@marsu.ru

В статье рассмотрены различные точки зрения на принцип самостоятельности местного самоуправления. Они дают представление о сущности и содержании данного принципа.

Ключевые слова: местное самоуправление, принцип, самостоятельность, население.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.